\

HG

[3

М
HON.
Me
ay

Hcg
На

OB

WR.
ayn
Ут,

x
te
ier

rat
6:

pay

1, Ie
enn)

par

вед

ОЛ

НН».
таз

ry §

bh
п

‚ канских союзников очищены от гитлеровцев

‚ душное наступление наших сбюзников на

`’ворит капитуляция Италии и вступление.

Пролетарий всех стран, соединяйтесь,
SS SE EE ож I SN A A SS Se I
Всесоюзная Коммунистическая: Партия (больш.).

Орган Центрального Комитета и МК ВКП).

№71 (9407   Вторник, 2 ноября 1943.

i,   wena 20 КОП,

В ДЕ Е

Да здравствует победа англо-советско-американского
боевого союза над злейшими врагами человечества—
немецко-фашистскими поработителями! Все силы и боевую

мощь свободолюбивых народов

гитлеровской

(Из. призывов ЦК ВКП(б) к 26-й зодовщине Великой Октябрьской Социалистической Револоции ‚).

Важный вклад в общее дело союзников

-30 октября закончилась `происходившая
в Москве в течение двенадиати дней кон-
ферейция министров иностранных дел

° Соединённых Шяалов. Америки, Соединён-

ного Королевства и Советского. ‹ Союза.
Конференция проделала большую работу,
протекавшую в атмосфере взаимного  до-
вёрия и понимания. Плодотворные. итоги
работы конференшии предетавляют  боль-
шой ‘и ценный вклад в общее дело’ борьбы
с Гитлером, в общее дело борьбы свободолю-
бивых нарохов. 06 этом убедительно говорят
публикуемые документы: англо-советско-
американское коммюнике и Декларации.
`. Сестоявшаяся впервые общая встреча
министров. иностразных дел союзных дер-
жЖав дала им возможность обеудить все
вопросы, выдвинутые тфемя  правитель-
ствами. Тесное сотрудничество между со-
юзными и 0б’елинёнными нациями в их
общей борьбе против гитлеровской тирании
получил новое и широкое развитие, послед-
ствия которого не замедлят сказаться.
Содержание работы конференции было, _
естественно, неразрывно связано © той об-
щей обстановкой, которая сложилась в ходе
войны. Красная Армия“ сорвав летнее на-
ступление немцев. и перейдя сама в наступ-
ление, неутомимо гонит гитлеровские орды
нь запад. Уже очищена вся территория меж-
ду Волюй и Днепром, форсирован Днепр,
который немцы пытались превратить в 9п-
лот своей обороны. Советские войска нано-
сят немцам удар за ударом. Успешными
военными действиями наших англо-амери-

Африканский континент, Сицилия, Корси-
ка, идёт борьба за полное очищение от нем-
цев Италии. Продолжается успешное воз-

Германию. Начался распад разбойничьего
титлеровокого блока, о чем красноречиво го-

её в войну против гитлеровской Германии.
Антигитлеровокое движение и нашионально-
освободительная борьба в оккупиованных

странах приобретают всё больший размах.
Германия переживает тягчайший кризию.

За последние месяцы в ходе войны ‹озда-
лись особенно благоприятные условия для

государства находятся  соответетвенною в.
войне, устанавливает. принтиюьг, ва KOTO-
рых должна быть основана, широкая сйсте-
Ma международного сотрудничества и
безопасности. № этой системе смогут при-

воелиниться все миролюбивые  госулар-
ства — большие и малые. Декларация
предусматривает необхолимость ° созлалтия

всеобщей межлунаролнюй организажии для’
подлержания мира и безопасности. Четыре.
госуларства выразили в этом не только.
волю своих народов, но и желания веех на-
родов, стремящихся к освобождению от угро-
зы вовой атрессии в послевоенный период.

В целях обеспечения и укрепления co-
трудничества Советского Союза. Великобри-
тании и Соединённых Штатов при расемо-
трении европейских вопросов. возникающих
из развития войны, конферениия решила
создать Европейскую  Консультавивную
Комиссию из представителей указанных
выше государств с местопребыванием в Лон-

доне. Конференция приняла вместе с тем.

решение 0б установлении практики трой-
ственного обсуждения. между представите-

лями СССР, Великобритании и США в отной

из трёх столиц текущих или других вопро-
сов, жакие найдут нужным обсудить три
Правительства, через существующие дил-
ломатические каналы.

Большое ‘ принципиальное значение
имеет принятая конференцией Декларация
об Италии, первой из стран оси капитули-
ровавшей перед антигитлеровской  коа-
лицией. Капитуляция Италии поставила
перед ‹оюзными державами жизненно.
важный конкретный вопросе о ликвилацин
всех влияний и последетвий фаптистекого

механизма Bp Италии, осуществляющего
условия перемирия, — важнейшая зада-
ча Совета.

ь решению вопроса об Италии непесред-
<твенно примыкает решение вопроса об А3-
стрии, которая первая пала жертвой гитле-
ровекой агрессии. Правительства. Велико-
британии. СССР и США: не признают этого
насильетвенного присоединения Австрии к
Германии, навязанного Аветрни 15. марта
1938 года, и ставят своей задачей освобож-
денйе Австрии. от германского госполетва..
Три великих ебюзных государетва заявили,
что они хотят видеть Аветрию свободной и
независимой. Однако внимание Австрии 0б-
рашается на то, что она несёт ответетвен-,
HOCTh за участие в войне на стороне’ гит-
леровокой Германии и что при окончатель-
ном урегулировании вопроса будет принят
BO внимание её собственный вклал в дело.
её освобождения. я

Борьба за прочный мир, за предотвралне-
ние новой агрессии не может быть действен-
ной без того, чтобы нынешние преступники
войны не понесли заслуженной суровой ка-
ры за те тяжкие кровавые пребтупления, в
которых они повинны перед свободолюбивы-
ми народами, перед всем человечеством. Это
особенно яено сейчае, когда гитлеровские,
мерзавцы, отступая перел армиями союзая-
ков, улвоили свою жестокость и творят чу-
довищные, зверские злодеяния. Но гитле-
ровские преступники не уйдут от возмездия.
06 этом свидетельствует Декларация Прези-
дента Рузвельта, Премьер-Министра Черчил-
ля и Главы Советского Правительства,
Сталина 06 ответственности гитлеровцев за
совершаемые ими зверства. Не уйти гитле-

режима и восстановлении демократии на
освобождаемых от врага территориях. Ira
политика, естественно. должна быть про-!
никнута тем общим духом, который вдох-
нозляет свободолюбивые народы в борьбе’
против гитлеровской Германии, чтобы Ha-
роды воочию могли убедиться в том, что
лержавы-освоболительнииы ‘несут им- 0осво-
бождение от фапгистекою режима и вос-
становлению демократии.

В Декларации об Италии, принятой на

быстрого разгрома гитлеровской Гермагии конференции, подчеркивается, что «поли-
И её союзников в Европе об’единёнными тика союзников по отношенлю к Италия

усилиями союзных стран.
Конференция признала

первейшей   ципе: что фашизм и вс6

должна базироваться на ооновном  прин-
его пагубные

целью — ускорение конца войны, чему с0-  Влияния и последствия должны быть

велский народ придавал и придаёт особенно Полностью уничтожены,
важное значение. На конференции состоя-  СКому народу

и что итальян-
должна быть предоставлена

лись исчерпывающие и искренине дискус-   Полеля роззюжлееть установить правлитель-

сии в 1608
тий, к

кращения сроков войны против Германии
и 8 союзников в Европе. Как указывается
в коммюнике, «было использовано присут-
ствие военных советников, прелетавляющих
соответетвующих Начальников Генеральных
Штабов для того, чтобы обсудить определен-
ные военные операции, в отяотении кото-
рых были приняты решения и которые уже
подготовляютея, и для того, чтобы созлать

ую очередь по поводу мероприя-

базу для теснетяиего военного сотрулниче-
ства в будущем между тремя странами».
Решения конференции наносят тяжёлый
Удар чо планам гитлеровоких «етратегов», пристоких
делающих свою основную ставку на ЗаТЯЖ- освобождение всех политических  заклю-
ку войны, наносят тяжёлый улаф по ГИТ- ченных фалиистского режима и предостав-

леровской Германии.

Конференция проявила определённое еди-   нократических органов местного управле-

нодушие ‘не только в важнейшем вопросе 06

ускорении Konia войны, но и в вонро-  фаппистеких главарей и других лип,

ые следует предпринять для co-

ственные и другие учреждения, > осно-
Практические мероприятия, сформули-
ровунные в Декларации 06 Итатии, пред-
усматривают демократизацию. итальянского

вителей тех слоёв итальянского народа,
которые всегда выступали против фантиз-
ма; восстановление всех лемократических
свобод итальянского народа — свободы
‘религии, слова, печати и собраний;
упразднение всех учрежлений и организа-
ций, созданных фашистским режимом;
устранение из общественных организаций
и административных органов веех’ фа-
и профапистеких элементов,

ление им полной амнистии: создание де-

ния; ареет и передачу в’ руки правосудия
Ви-

се с необхолимюсти дальнейшего развития нозных в совершении военных преступле-
сотрудничества, установивитегося для веле-  ний. Декларация подчеркивает, что ничто
ния войны, в послевоенный периюд. Задача   не ограничивает права итальянского  на-
состоит как в том, чтобы сократить сроки рода впоследетвии избрать свом, собствен-
войны, так и в том, чтобы обеспечить проч-  ную форму правления.
ный мир и безопаклюсть для всех народов   Консультативный Совет ‘по вопросам
после. пюбелья. ‹   Италии. в который войдут представители
Результатом ббоужления этого вопроса трёх Правительств и Франпузского Нацио-
министрами этностранньех дел’ трех. ©08- нального Комитета, с последующим вклю-
ных лержав явилась Деюларация 0 `в6е0б- чением в состав Совета. предотавителей
щей безопасности, к которой уже во время Греции и Югославии, должен будет ^ сы-
конферентии присоединилось Китайское грать большую фоль в деле разрешения
правительство. «Декларация четырёх тосу- ‘ряда практических вопросов и задач, евя-
аоств по вопросу © всеобщей безопасно- занных с осуществлением условий капу-
сти», прелусматривая етцё более теснюе <0- тузяции и перемирия, & также с коерди-
трудничество в ведении войны и в вопро-   нацией и направлением общей политики,

сах. относящихся к капитуляции и раз-
оружению  вралов, © которыми четыре

связанной © таботой контроля. Задача
следить за деятельностью контрольного

ревским негодяям от справедливого суда!
‘народов!

Московская конференция закончилась.
Она продемонстрировала дальнейшее укре-
пление знгло-советеко-американекого бое-
вого союза, направленного на скорейший
разгром гитлеровекой Германии и 66 ©0юз-
ников в’ Европе. на обеспечение прочного.
и длительного мира и всеобщей безопасно
сти после победоносного окончания этой
войны, навязанной немецко-фаптистекими.
варватами демократическим, свободолюби-
вым странам.

Московекая конференция рассмотрела
обтвирный круг вопросов. поставленных пе-
ред нею тремя Правительствами, По гяту“
важнейших вопросов конференция приняла
окончательные решения, з по другим —
обсуждение трёх Министров привело к при-
нятию основных принципов, которые  долж-
ны будут получить свою дальнейпгую . раз-
работку в дипломатических органах трёх.
государств. Были и такие вопросы, расемо-
трение которых имело в виду лишь предва-

правительства путём включения `предета-   биТельный обмен мнениями.

Важной стороной всей Московской кон-
ференции является то, что она впервые лала
  возможность притти к офщим существенным
решениям трём ведущим союзным госулар-
ствам. Конференция стояла перед сложной
и трулной задачей дальнейшего укрепле-
ния англо-советско-американекого сотруд-
ничества, которое лежит в основе великой
  борьбы народов. против гитлеровской тира-

для пнирокого и прочного об’единония мирю-
любивых стран в послевоенный период.

Конференция добилась успеха в реше-
нии ряда важных и неотложных вопроеюв
ведения войны и вместе с тем выработала
общие принципы для подготовки `поелевой
енного сотрудничества больнких и малых

суларетв, заинтересованных в обеспече-
нии намиональной безопасности и вееоб!
щего мира. Не только народы Советекого
Союза, Великобритании,  Соединбнных
Штатов Америки и Китая, но и все боль-
шие и малые миролюбивые страны с ‘удо-
влетворением встретят результаты работ
конференции.

Московская ‘конференция является: но-
вым мощным ударом по гитлеровекой Гер-
мании и её союзникам. Положительные
результаты её работы неразрывно связаны
6 ны успехами нашей Красной. Ap-
мии и войск налиих союзников. Конферен-
ция выполнила свою задачу в деле -лаль-
нейшего сплочения сил союзников в инте-
ресах всех свободолюбивых народов.

нии и которое лолжно заложить фундамонт   юза и Китая,

Германии!

понференции трех

С 19 ю 30 октября 1943 тюда в. Москве состоялась Конфе-
ренция Министров Иностранных Дел — Соединенных Штатов
Америки г-на.№. Хэлла, Соединенного Королеветва г-на А. Идена
и Советского Союза В. М. Молотова, имевшая 12 заседаний.

Kyome Murucrpos в Конференции принимали участие; со сто-
роны Соединенных Штатов Америки — Посол Соединенных Шта-
тов В. Авереал Гарриман, генерал-майор Джон `Р. Дин от Армии
Соединенных Штатов, г-н Грин Х. Хэкворт, г-н Джеме Данн и

экопёрты, $

со стороны Соединенного Воролевства — Посол Ero Величеетва
сэр Арчибальд Вларк Верр, г-н Вильям Стрэнг, генерал-лейтенант
сэр Хэетинге Иемей и эксперты

и ео стороны Советского Союза — Маршал В. Е. Ворошилов. За-
местители Народного Комиесара Иностранных Дел А. Я. Вышин-
ский и М. М. Литвинов, Заместитель Народного Комиссара Внеш-
ней Торговли В. А. Сергеев, ог Генерального Штаба генерал-
майор А. А. Грызлов, ответственный работник НКИД Г. Ф. Сак-
‚син и эксперты. га

Повестка включала все вопросы, поставленные на обсуждение
тремя Правительствами Одни из этих вопросов требовали окон-
чательных решений, которые и были приняты. По другим, после
обсуждения, были приняты основные принципы с тем, чтобы де-
тальная разработка их имела место в дицломатическом порядке
или в специально созданных для этого Комиссиях. Третьи вопро-
сы предполагали лишь обмен ‘мнениями. :

Правительства Советского Союза, Соединенного Королевства и
Соединенных Штатов тесно сотрудничали между собой во всех
вопросах, касающихся осущеетвления общего военного усилия.
Тем не менее, впервые Министрам Иностранных Дел Трех Пра-
внтельств удалось провести совещание.

В первую очередь тоялись исчерпывающие и ‘искренние
дискуссии по поводу ие которые следует предпринять
для сокращения сроков войны против Германии и 6е сателлитов
в Европе. Было использовано присутетвие военных советников,
представляющих ‚ соответствующих Начальников Генеральных
Штабов для того чтобы обсудить определенные военные опера-
ции, в отношении которых были приняты решения и которые
уже подготовляются, и пля того, чтобы воздать базу для тееней-
шего военного сотрудничества в будущем между тремя странами.

Признав первейшей целью ускорение конца войны, три Пра-
вительства также оказались единодушны в том, что в их е09-
ственных национальных интересах и в интересах всех миролю-
бивых наций важно продолжить теперешнее тесное сотрудниче-
ство, установленное для ведения войны, и на период, который

последует за окончанием военных действий, и что только этям

путем можно добиться полдержания мира и полного развития по-
литическото, экономического и социального блага их народов.

Это убеждение воплощено в Декларации, к которой уже во
время Конференции присоединилось Китайское Правительство и
ксторую подписали-три Менистра и Китайский Поеот в Москве
от имени своих Правительств. эта публикуемая сегодня Деклара-
ция, повлусматривая ее более тееное сотрудничество в ведении
войны и во веех вопросах. относящихся к капитуляции и разору-

р

с

Декларация

МБ eS одре есче Ик: ПРИЗ В a eens ae s

на быстрейший разгром

игло- Советско- Американекое Моллимонине

ИНИСТОСВ В Моснве

жению врагов, е которыми четыре государства находятся соответ-
ственно в войне, устанавливает принципы, на которых по согла-
шению четырех Правительств, должна быть основана‘ широкая
система международного сотрудничества и безопасности. Преду-
смотрено включение в эту систему всех других миролюбивых
государств, больших и малых.

Конференция согласилась в необходимости создания механизма,
обеспечивающего теснейшее сотрудничество между тремя Прави-
тельствами при ‘изучении евронейских вопросов, возникающих из
развития войны. С этой целью Вонференция решила создать Ев-
ропейскую Консультативную Комиссию с местопребыванием в
Лондоне для изучения этих вопросов и для выработки совместных
рекомендаций трем Правительствам.

Предусмотрено также обеспечение продолжения по мере надоб-
ности консультаций представителей трех государетво в соответ-
ственных столипах через существующие дипломатические ка-
налы.

Министры далее решили создать Консультативный Совет по
вопросам Италии. состоящий первоначально из представителей
их трех Правительств и Французекого Комитета Национального
Освобождения. Предусмотрено включение в этот Совет предета-
вителей Греции и Югославии, имея в виду их особый `интерее,
вытекающий из агрессии фашистской Италии в отношении их
территорий во время настоящей войны. Этот Совет будет зани-
маться повседневными вопросзми, исключая военные операции,
и будет формулировать рекомендации, расечитанные на коорди-
нацию политики союзников в отношении Итатии.

‚ Три Министра Иностранных Дел признали при этом целесооб-
разным подтвердить публикуемой сегодня’ Декларацией позицию
их Правительств в пользу восстановления демократии в Италии.

Миниетры также об’явили, что целью их Правительств яв-
ляется восстановление независимости Австрии. Они вместе с тем
напомнили Австрии, что при окончательном урегулировании
будут принять” во внимание усилия, которые Австрия может
сделать для своего собственного освобождения. Декларация 06
Аветрии публикуется.

Министры опубликовали во время Конференции Декларацию
Президента Рузвельта. Премьер-Министра Черчилля и Главы Co-
ветского Правительетва Сталина, содержащую торжественное
предостережение, согласно которому при предоставлении пере-
мирия любому германскому правительству, те германские офи-
перы. солдаты и члены гитлеровской партии, которые имеют ка-
кое-либо отноение к зверствам. убийствам и казням в странах,
захваченных германскими вооруженными силами, булут доетав-
лены‘ обратно в страчы, где были совершены их ужасные пре-
ступления, для того, чтобы они подверглись обвинению и нака-
занию по законам этих стран.

В атмосфере ‘изаимного доверия и понимания, характеризую-
щей все работы Конференции; подверглись рассмотрению и

‘другие: важные вопросы как текущего. характера, так н отно-

сящиеся к будушему обращению с гитлеровекой Германией и ее
сателлитами, к экономическому сотрудничеству и к обеспечению
всеобщего мира.

“ ЧЕТЫРЕХ ГОСУДАРСТВ ПО ВОПРОСУ
О ВСЕОБЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ›`

Правительства Соединенных

об’единенные в своей решимости в соот- опасности.
вететвии ¢ Декларацией 0б’единенных

2. Что те из них, которые ‘нахолятея в.

Шаатов ленные на воление войны прогив их. с00т-  пами 06`единенных Наций, имея в вяту
Америки, Великобритании, Советского С0- вотственных врагов. будут продолжены для совместные действия в интересах соооще-
организации и поддержания мира и Oe3-

ства наций в целях поддержания между-
  пародпого мира и безопаености, пока не
будут восстановлены закоя и порядок и

Наций от 1 января 1942 года и с после- войне ¢ общими врагами, будут лейство- нока не будет установлена система вееоб-
дующими декларациями, продолжать воен- вать совместно во всех вопросах. относя-  щей. безопасности,

ные действия против тех держав оеи,
которыми они соответственно находятся в,

с щихся к капитуляции и
этих соответственных врагов... !

6. Что по окончании войны они не бу-
дут. применять своих вооруженных сил на

разоружению

состоянии войны,
сложат своего оружия на основе безогово-
рочной капитуляции: :

сознавая свою ответственность в деле
обеспечения освобождения самих себя и
союзных с нами народов от угрозы апреесии;

признавая необхолимость обеспечения
быстрого и организованного перехола от

войны к миру и установления и подлер-

жания междунаролного мира и безопасно-
ети при наименышем отвлечении мировых
человеческих и  “экбномических ресурсов
для вооружений: я
совместну заявляют:
1. Что их совместные хействия, направ-

пока эти державы не

3. Что они примут все те^меры, ‘кото- ‘территории лругих государств, кроме как
рыю ‘они’ считают. необхолимыми, против. после совместной консультации и лля це-
любого нарушения условий, прел’явленных лей, предусмотренных в этой декларации.
к их противникам. : 7; Что они будут совешатьея и вотрул-
4. Что они признают  необхохимость ничать друг с другом и с лругими члена-
учреждения в возможно короткий срок все> ми Об’единенных Наций, в целях лостиже-
общей” Междунаролной Организации лля ния осуществимого всеобщего соглашения
‘поддержания междунаролного мира и без-  в отношении регулирования вооружений в
опасности, основанной на принципе суве-  послевоенный периол.
ренного равенства всех миролюбивых В. МОЛОТОВ
государств, членами которой могут OBITS КОРДЭЛЛ ХЭЛЛ
‘вое такие государства — большие и малые, АНТОНИ ИЛЕН
5. Что они. булут консультироватьея ФУ БИН-ЧАН
друг с другом и, по мере того, как это ee
потребуют обстоятельства, в другими чле-Г Москва, 30 октября 1943. года.

Декларацию об Италии, Декларацию об Австрии и Декларацию об ответственности гитлеровцев
: за совершаемые звёрства см. на 2-й стр:

К Конференции трех держав в Москве. За круглым
*Д. Р. te г-н Д. Данн, г-н В. А. Гарриман, г-н К. Хэлл, г-н

столом Конференции сидят: В. М. Молотов, Маршал К. Е. Ворошилов,
Г. Х. Хэкворт, М. М. Литвинов, А. Я. Вышинский,

генерал-лейтенант. Х. Исмей, г-н_-А; К. Керр, г-н А. Иден, г-н В. Стрэнг, генерал-майор
‘ A с ^ Фото М. Калашникова.