и

ea. a ee

o  =—_

CP

a

тм
пр
оз

ny.

sey

Ew

Ke
Ba
УМН

ля
ох 0

м

cP
iH,
oP
iH.

ССР
it

ЦИИ

a
Я pia

НИ

cc?

cost”

cot?
cot

“  ва Николая Лазаревича.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

награждении орденами генералов, офицерского, сержантского
состава Красной Армии

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте
борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и
мужество наградить:

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
1. Гвардии сержанта Абдулина Магл-

ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
Генерал-лейтенанта Янхозлева Всеволода

сума. Федоровича,

%. Гвардия стартего сержанта Герасина‹ ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ивана Филипновича, 1 СТЕПЕНИ

3. Старшего <ержанта Дюмеева Анвара Генерал-майора Труфанова Николая, Ива-
Татылович4. повича,

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

4. Тварлии лейтеналта Заводнициого Ня-
15 Полковника Ефременкова Ивана Гри-

холая Ивановича.

Е горьевича.

зпитана Кеми ~

5, Твардия 5 a Немилова Курма 2. Полполковника Кияшко Григория Ми-
ey трофановича.

6; Гвардии старшего сержанта Шершне- 3. Полковника интенлантской
’ Мелехонова Василия Николаевича.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН,

Москва, Кремль. 1 ноября 1943 года.

службы

Важный источник увеличения
производства оружия

(Сейчас, котла Красная Армия ведет бес-
примерные по своим масштабам соажения.
наша промыталенность, ее люди должны <
особенной настойчивостью работать нал
снабжением фронта военной техникой.

Дальнейшее увеличение производетва во-
енной техники зависит от многих условий.
И срехи них главнейшим, пожалуй. являет-
ea обеспечение произволетва металлом. В

ния всего неликвилного и обезличенного ме-
талла, находящегося на площадях, в цехах
и на складах.

[locae этого специально хозданная комис-
сия из высококвалифицированных инжене-
ров приступила к техническому анализу ме-
тадла. На кажлом участке была, ортанизова-
на контрольная база. которую у нас назвали
«передвижной экспресс-лабораторией». В
связи < этим 060б0е значение приобретают  ней имелись приборы лля быстрого опреде-
экономное расходование и изыскание наления химического состава металла. аппа-
прелприятиях дополнительных источников  ратура для определения твердости, содержа-
металла. у ния углерода и друтих свойств металла. На

Наш завод за время войны резко увели-  каждом участке составлялись отхельные
чил выпуск артиллерийского вооружения,   ведомости на прокат, поковки, слитки и де-
снизил себестоимость пушек ло 45 проц.  тали машин © указанием всех технических
хал большое количество металла ряду лру-  характеристик. Рассматривая эти веломо-
гих военных заволов. Удалось этого лобить-   сти, заволокая комиссия принимала реше-
ся но только потому, что завод пустил в  ния 06 использовании неликвилного метал-
металлургических вехах новое оборудование   ла как лля своего произвохлства, так и для

и увеличивал произволительность сталели-
тейных аггрегатов. Здесь немалую роль иг-
рало и играет то, что коллектив завода искал
и находил у себя лополнительные пути уве-
личения производства металла. Эти искания
в основном сводились к сокращению расхода
металла на единицу продукции, к внелре-
нию заменителей и привлечению неисполь-
зуемого металла,

В течение послелних хвух лет. у пас не
раз пересматривались нормы выхода голного
металла. Благодаря улучшению технология
было сэконоилено 4.100 тонн сортового ий
15 тысяч тонн листового проката.

Ошутительную экономию металла лают
конструктивные улучшения излелий. Топна
металла на кажлой пушке одной артилле-
рийской системы сэкономлена, нутем внедре-
ния штампосварной конструкции захватов.

Конструктивные изменения и усовершен-
ствование технологии‘ обработки деталей в
металлургических и механических пехах
позволили сократить раехол металла на одну
из систем пушек на 27.4 процента.

Следует отметить. что ‘всё это ни в коей
мере не ухумтило, а, наоборот, улучшило
качество. наших пушек.

Настойчивые попски путей увеличения
производства вооружения привели нас к
резкому сокращению расхола пветных ме-
таллов и сплавов. Например, на машину
«М» расхол цветных металлов за воемя вой-

ны уменьшился ва 70 процентов, & на ма-
шину «П»-— на 79 пропентов. На изтотов-

выполнения заказов других заводов.

В некоторых случаях мы приглашали
заказчиков в нам на завех для-того. чтобы
совместно принять решение 06 использова-
нии металла. Один из крупных завохов ну-
ждалея в лефипитной инструментальной
стали. Приготовление ее заняло бы минимуу
10—15 хней. Мы могли снаблить завод этой
сталью в течение суток © полной гарантией
качества. Металл был принят заказчиком
из проверенных неликвилов непосредствен-
но на нашем заводе,

Олнажды еборка партии малтин залержи-
валась из-за отсутствия олной летали. Из-
готовление ее заняло бъы много времени; Ре-
шили взять эту деталь ‘из неликвилов и пос-
де соответствующей термической обработ-
ки поставить в машину. Это позволило нам
быстро собрать 30 машин, причем каче-
ство летали соответствовало технических
условиям.

Только за последние 12 месяцев на заво-
де выявлено. проверено. лопущено в про-
W3BOICTBO и передано другим заволам
12.800 тонн металла, очитавшетося нелик-
ВИлНЫмМ: : :

Слеловало бы та всех заводах произве-
сти учет неликвилнотю металла и наладить
обстоятельную межзаволекую информацию.
которая позволила бы полнее использовать
такой металл.

Заслуживает серьезного внимани и еще
один источник получения металла. Это ме-
талл. который имеется на заволах 06в0бо-

ление машины «М» сойчае затрачивается   Ждепных районов. На рял таких заволов на-

алюминия меньше на 95 проп..

изготовлении машины

НИЯ.

Известно, что на заволах. особенно” па
металлургических. с течением времени на-
капливаетея так называемый «неликвил-
ный металл». Это — слитки. поковки. Je-
тали уашин и полуфабрикаты, которые не
имеют применения в текушем шюйзвод-
стве; то CHAT заказ с производства, TO
изуенена технология и т. л.

Такой металл был и на нашем заволе.
Некоторое время тому назал мы решили
тщательно и технически грамотно прове-
рить его и использовать. Начали © учета,
Территорию завола разделили на Участки.
Учтен был кажлый кусок металла вне за-
BuCHMOCTH oT его формы и веса. Затем был
составлен общезаволской план тасполоьже-

мели на   МИ
30 проп. и олова—на 87 процентов. При
«П» завод сейчас
обходится без. олова, расходует на 45 проц.
меньше меди и па 87 проп. меньше алюми-

были посланы специалисты. Там, на ме-
сте, они отобрали металл и организовали от-
грузку на свой завол. Правда, металл при-
бывает без технической локументации, при-
ходится определять его химический состав,
ве и назначение. Чтобы пустить в произ-
волетво 6 тысяч тонн эвакуированного ме-
талла, нам пришлось произвести 6 тысяч
химических и 10 тысяч спектральных опре-
делений. Работа большая, но трул окупил-
ся с лихвой.

Нарялу с дальнейшим увеличением про-
извотительности сталелитейных печей и
пуском новых металлургических пехов
бережливое использование металла, имею-
шегося у промышленности, позволит еще
выше поднять производство вооружения и
боеприпасов хля фронта.

А. БЫХОВСКИЙ.

Герой Социалистического Труда.
Директор артиллерийского завода
имени Молотова,

`Предоктябрьское социалистическое соревнование

Растут ряды

передовиков

МОЛОТОВ. 1 ноября. (Корр. «Правды»).  хлеб сверх плана. Колхоз «Труженик», на-

Чем ближе ХХУ[ годовщина Октября, тем
яэче разгорается социалистическое сотев-
нование В колхозах области.

‚ Месяц назад первенство ‘принадлежало
Осинскому району. Тогла ‘осинские колхоз-
ники, как переловики. выступили инициа-
торами прелоктябрьского сопиалистическо-
TO соревнования колхозов Урала и При-
уралья. Они старались сохранить за собой
первенство. лучше других вели обмолот
урожая и хлебопоставки, Но в первые же
дни соревнования первенство перешло в
соседний Частинский район. Затем и осин-
цев и частиндев обогнали колхозы Вулым-
карекого района. Свыше 60 колхозов этого
района уже закончили поставки госулалст-
ву зерна, картофеля и тругих сельскохозяй-
ственных продуктов.‘ Многие из них слают

пример. уже слал сверх, плана 420 пулов
зерна. Около тысячи пудов сверх плана
сдали колхозы имени Куйбышева ‚ имени Во-
пошилова. «Вторая пятилетка» и другие.
На вчерашний день передовыми колхозами
района было сдано госуларетву сверх плана
3.500 пулов зерна. Отставиеие колхозы рай-
она теперь день и ночь ведут молотьбу,
круглые сутки возят хлеб на; заготпункты.

Jive нелели Кулымкарский район шел
первыми в области. но-в последние пять лней
ето обогнал Чусовской район, занимавший
ло этого четвертое место в ‘области. Вчера
колхозы этого района закончили слачу хле-
ба в счет обязательных поставок й пол-
ностью оплатили счета за работу. произве-
денную МТС.

Достойный подарок шахтёров Кузбасса

КЕМЕРОВО. 1 ноября. (Корр. «Прав-
пы»), В октябре. па сравнению © сентя-
брем, добыча угля в Кузбассе значительно
возросла.

Коллектив комбината  «Кемеровуголь»
решил основную ‘задачу, взятую п 00я-
зательству в предоктябрьском сопиалиети-

й поревыполнили всё шахты. Сверх зада-
ния выдано на-гора 19.220 тонн, из иих
17.631 тонна коксующихся углей; .
Около 43 тысяч тонн угля сверх ок-
тябрьской программы дал стране коллек-
тив комбината «Кузбассуголь». Вее тре-
сты бассейна с честью справились © прз-

ческом соревновании, — план выполнили вительственными заданиями.
Октябрьский план добычи угля перевыполнен

Предоктябрьское соревнование / рабочих
угольной промышленности дало большие ре-
зультаты — план добычи угля в октябре
перевыполнен. Хоропю работали перевыпол-
нившие месячную программу комбинаты
«Сталинуголь», «Ворошиловгралуголь»,
«Москвоуголь»,  «Тулауголь», «Кузбасс-

уголь», «Кемеровоуголь»,  «Каратанла-
уголь». «Приморскуголь» и «Хабаровок-
уголь». Выполнил месячное задание ком-
бинат «Челябуголь». Перекрыли планы 8
октябрз тресты «Востуголь», «Хакассутоль»
и Черемховский бассейн.

} (TACC).

наш

Криворожское направление. Немецкие танки,

Крым под ярмом немцев

Ещё пару месяцев назад гитлеровцы
усиленно внушали крымокому населению,
что Крым — «неприступная крепость, ко-
торую большевикам никогла не удастся
взять». Bpackeckad печать и Ралио ¢crapa-
лись всеми способами скрыть истинное по-
ложение вещей на фронтах.

Но вот в Крым с Кубани потоком хлы-
нули остатки разбитых немецких войск,
составлявитих таманекую группировку. Не-
многим позже завязались бои на Мелито-
польском направлении. И немцам срочно
припглось изменить тон.

Уже не скрывая своей нервозности, они
начали принимать экстренные меры к
укреплению побережья Черного моря и с9-
зланию. новых узлов сопротивления. Co
второй половяны сентября усилилась при-
вутительная мобилизация  васеления на
оборонные работы.

Захватив Крым. гитлеровцы на протяже-
кии многих месяцев грабили и разоряли
его. Они выкачали у крестьян и вывезли в
Германию весь прошлогодний урожай. Сель-
‹кое население ‘было буквально задушено
бесчисленными налогами. Немпы запрети-
ли крестьянам He только резать скот ий
птицу, но лаже стричь овец. Жители сель-
ских местностей не имели права без разре-
шения коменданта или старосты пользо-
ваться плодами соботвенных садов и вино-
тратников. —

Emé тяжелее условия жизни городекого
населения. За всё время оккупации город-
еким жителям было «организованно» выла-
но один раз по 200 граммов повилла и по
10 килограммов мёрзлого картофеля и два
раза — по 400 граммов рыбы. Дети горо-
жан ла и взрослые были вынуждены собя-
рать отбросы из помюйных ям немепкях
БУХОНЬ.

Но своё настоящее звериное лицо гитле-
ровны показали летом текущего года. когда
провалилось их наступление.

АХМЕД ЕРИКЕЕВ.

Золотым монистом загорятся зори,
Хайтарму запляшет серебристый ‘бриз.
Моподым танкистам улыбнется море,
Со слезой дрожащей встретит Симеиз.

подбитые и захваченные вашими войсками,

Фото военного корфеспондента «Правды» С. Струицникова.

(От военного корреспондента «Правды»)

——

В начале июля, в разгар уборки, немеп-
Кое команлование об’явило, что всем рабо-
тающих крестьянам будет вылано по 11 ки-
лограмуов зерна в. месяц и ижливенцам —
по 8 килограммов. Урожай убирался самым
спентным образом, ‘во ‘многих местах немпы
заставили скосить зелёный ячмень. В сен-
тябре, когда уборка полходила к концу, бы-
10 0б’явлено, что крестьяне имеют право

оставить себе лишь по десять килограммов:

хлеба. a всё остальное лолжны сдать. Не-
уногим позже весь скошенный хлеб был
об’явлен конфискованпым. & затем BBN)
распоряжение,  запрещающее  провохить
осенний сев. Сейчас немцы забирают всё
подчистую. °

В последние лни гитлеровские банлиты
разоряют санатории, дома отдыха. прелтри-
ятия, культурные учреждения.

Ешё в мае немпы начали насильно уво-
зить на каторжные работы в Германию жен-
щин в возрасте от 18 ло 45 дет. Теперь
угоняют и женщин, и мужчин, и детей: «На,
всех лорогах, — рассказывает издающаяся
партизанами в подполье газета «За совет-
ский Крым», —можно наблюдать страшное
зрелище. Илут изнурённые, оборванные лю-
ди. Некоторые из них еле передвигают но-
ти. Их сопровождает немецкий конвой, От-
казывающихея WITH немпы  расстрели-
вают». ,

Чтобы избежать отправки в Германию, на-
селение прячется в горах и лесах. бежит из
городов в ‘деревни. Немецкое командование
устраивает облавы. На Верченоком полуост-
рове, в Симферополе п других районах Кры-
ма произведены многочисленные адесты
мирных жителей. В застенках гестапо не
прекращаются пытки и расстрелы. Но <о-
ветекие люди не склоняют свои головы пе-
ред оккупантами. День ото дня растут ряды

Упыбнется тополь, разовьется знамя

В голубом пространстве милых берегов.

Здравствуй, Севастополь — огненное
пламя,

Отомстим немецко-фашистским извергам за разграбление и разрушение
их городов и сёл, за насилия над женщинами и детьми, за убийство и увод
в немецкое рабство советских людей. Смерть немецким мерзавцам!

(Из призывов ЦК’ВКПб) к 26-й зодовщиие Великой Октябрьской Социалистической

Революции)

Между Днепром.
и побережьем Сиваша

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 ноября,
(Спен. корр. ТАОС). На подступах к Вры-.
 му развернулаеь ожесточенная борьба. Co-
ветские войска продолжают свое: движение
вперел. Линия фронта меняется буквально
‘каждый час, и на картах штабных. коман-
‘виров появляется все больше и больше
  красных стрелок, своим острием. направ-
ленных к Днепровоким плавням, в Кахов-.
ке.
Еще вчерз враг пытался удержатьея у
ЛДнепровских плавней на заранее подготов-
ленном рубеже. Здесь тянулись два проти-
  вотанковых рва, проволочные заграждения,
‘сеть окопов. № этому рубежу наши части
пришли после ‘многокилометрового марша.
(тдельные подразделения сразу же в не-
‘скольких местах преодолели противотанко-
вый ров. К вечеру были взяты два важ-.
ных ‘опорных пункта. Второй рубеж наши
войска преодолели у берегов моря по реке
Утлюк Большой. В ожесточенных боях У
нескольких населенных пунктов немцам
были нанесены большие потери, а затем
наши части форсировали реку.

Стремительно действуют танковые и ка-
валерийсвие части. Они врываются в рас-
положение противника. сбивают ero ¢ 3a-
нимаемых позиций и обращают в бегство.
Разрозненные группировки врага либо.
уничтожаются, либо при прекрашении с0=
противления захватываются в плен. Or-
ремные склады боеприпасов, продовольета
вия остаются на месте, Отступая под уда-
рами Врасной Армии, противник неё усие-
вает даже взорвать и сжечь их. я

По дорогам тянутся нескончаемые вере-
ницы пленных. В течение хня через одач
крупный населенный пункт автоматчики
провели более 600 пленных.

Наша авиация беспрерывно штурмует

крымоких партизан. Воодушевабнные успе-
хами Красной Армин, чью мощную по--
ступь отчётливо слыпит Крым. партизан-
ские отряды беспощално уничтожают не-
менких захватчиков.

Стремясь обезопасить свой тыл; немцы,

начиная с августа, систематически прово-
дят «прочёсывание» лесных массивов. На

борьбу с партизанами германское команло-
вание бробаетукрупные силы. Так, напри-
мер, 18 сентября в операции против пар-
тизан участвовало до 8,000 немецких сол-
дат. Неделей раньше в прочёсывании леса
принимали участие вражеские самолёты.
Немцы прилагают все усилия, чтобы окру-

жить народных метителей, но это им не

улабётея.  Партазаны — полные
крымеких гор и лесов.

3a последние четыре месяца бойцы пар-
тизанеких отряхов пустили пол откос 12
эшелонов противника. По неполным лан-
ным, разбито 9 паровозов и около 100
пагонов с живой силой и техникой нем-
ues. Группа партизан пол командованием
тов. У. на перегоне. Альма—Симферополь
пустила под откос воинский состав. В ре-
зультале крушения было уничтожено
2 паровоза, 21 загон, 12 орудий. 5 мино-
мётов, 9 нулемётов, убито и ранено 315
немецких солдат и офкцеров. Группа пар-
тизан пот командованием тов. Г. пустила
под откос эшелон с войсками противника;
было разбито 32 вагона с орудиями и ав-
томашинами и 22 вагона. в которых ехало
более 400 солдат и офицеров. 10 сентября
50 партизанских групп полорвали около
200 рельсов на ветке Джанкой—Керчь—
Феодосия. После это немцы. в течение
десяти дней но могли восстановить хви-
жение. Г

Израненный, отрабленный немецкими
захватчиками, HO не покорившийся им, —
таков Крым сегодня.

И. ПАВЛОВСКИЙ.

хозяева

РОДНОЙ КРЫМ

Боль твою излечим, синее прибрежье,
На ветру развеем гарь и едкий дым.
Выходи навстречу, близний нам, как
прежде,
Дорогой до боли, наш любимый Крым!

скопления вражеских сил. Переправы нем-
цев через Днепр непрерывно атакуются
советскими штурмовиками и бомбархиров-
шиками. Олин ‘удар’ слелует з& другим.
Враг несет большие потери.

Развивая наступление, наши войска 3a-
няли 60 населённых пунктов и железно-
дорожную станцию Сальково. На Перекоп-
ском перешейке части Красной Армии
стремительным ударом опрокинули против-
ника, преодолели Турецкий вал и прорва-
лись к Аруянску.

Презирая смерть

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,  1 ноября.
(Спец. корр. ТАСС) Немцы, засевшие
в подбитом танке, огнём пулемёта и авто-
матов мешали продвигаться нашим бойцам.
Танк стоял Ha высотке, и подойти к нему
было очень трудно. Уничтожить засевших

гитлеровцев вызвался ‹ сержант Николай
Поздняков. : Л
Взяв. гранаты и... несколько дисков,

Поздняков пополз вперёл. Бойцы с волне-
нием следили за сержантом,

Фашисты, не замечая его, продолжали
вести огонь по нашим позициям. Внезапно
вражеский огонь прекратился. Это сержант
Позлняков скрытно подобрался к фаши-
стам и гранатами уничтожил их. .

Наши бойцы рывком бросились вперёд и
заняли высоту.

“Три победы подлодки

«Челябинский комеомолену

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 1 ноября.
(Всен. корр. «Правды»). Несколько меся-
цев назал на средства комсомольцев и м9--
лолёжи Челябинской области была п6-
строена п передана в Действующий флот

появедная лодка «Челябинский ко\сомо-

деп», 4

Экипаж лодки уже потопил три враже-
ских транспорта. В одном из последних
походов подводники настойчизо искаля
противника. Ночью командир лодки обна-

’ ружил вражеский конвой’ Приняв решение

нанести удар по головному транепорту,
командир вышел в атаку. После торпедного
залпа до лодки донбёсся взрыв. Тралепорт
затонул,

Уничтоженная деревня

У ночного костра, разведённого среди
обуглившихся брёвен и битого кирпича,
сплела маленькая, сгорбленная старуха.
Закутавшиеь в дырявую кофтенку, она
зябко протягивала к огню тонкие, костля-
выв руки. Старуха только что перестала
плакать — па во морщинистых щеках ещё
блестели слёзы, и она находилась в том
гнетущем опепенении, которым сковывает
человека непосильное горе.

В ночной тишине слышались только
потрескиванье костра да детский плач,
допосившийся словно из-под земли.

— Одни головешки, вот и всё, что
осталось, — взлохнула старуха, горько ка-
чая головой.—Ни хаты, ний зернинки, HH
хусточки... Всё спалили лиходеи! — Она
снова заплакала. В’ отеветах костра было
видно, что брови и реснипы у старухи olla-
лены, а кожа вздулась от ожогов.

Я осмотрелся вокруг. Сквозь текучую

темноту ночи можно было различить чёр-

ные обнажившиеся. словно рёбра, венцы
сгоревшей хаты. пощажённую огнём печ-
ную трубу и развёретый зев какой-то глу-
бокой ямы. напоминающей вход в погреб.
А дальше — ешё и ешё востры и торча-
шне одинокие трубы печей.

Из ямы вылез и приблизилея к огню
старик. Он нёс в руках котелок с картош-
кой. Это был здешний деревенский плот-
пик Федосий Евстратович Крепостной. Он
рассказал нам о горе, постагшем его и
старую его жену Фелосью Фёлоровну, и обо
всех несчастьях, воторые внезапно обру-
шились на тихую белорусскую деревню
darynat. ь ver

Ешё вчера стояла деревня Лагуна на
невысоком песчаном пригорке, радуя глаз
своей непритязательной, но милой сердиу
красотой, Старые хаты с завитушками на
окнах, белые стройные березы, колодцы с
высокими журавлями, шпиль колокольни,
школа в саду — всё это было, и вот это-

го больше нет,

Страшный пожар, пущенный по деревне
гитлеровцами, но пощадил ничего. В каких-
нибудь три часа он сожрал и дома вместе
с0 всем крестьянским скарбом, и столет-
ние березы, и церковь, и школу. Деревня
исчезла. На песчаном бугре остались одни
тлеющие угли и дымные головешки.

— Двести дворов было в деревне. И всё
пошло прахом, —тихо сказал старик.—Чу-
дом уцелели только лве хаты: Матвея Не-
туды ла Тихона Левшукова.— ай им бог
счастья. в0б остальное сторело до бы-

1 ЛИНКИ...

Приготовив бедный ужин, состоявший

из «бульбы» и чёрствого ржзного хлеба,
Федосья Фбдоровна рассказала нам подроб-
ности исчезновения’ деревни Лагуна. Эна
былая невольной и беспомошной свидетель-
ницей полдлого дела гитлеровских факель-
щиков.
— Они пришли в Лагуну утром... Охе-
ты все в зелёное, противные, як жабы.
бегали избы, общарили кладовки и 3а-
кричали: «Геть, геть в Германию!» Бабы
наши ухватили ребят ла в лес. старики —
за ними. Вто не успел, того немпы
схватили и погнали нивесть куда.

Я запелужила, лежу в хате ни. жи-
ва, ни мертва. Старик мой ушел в лес.
Рламывается в двери рыжий здоровенный,
как боров, солдат с ружьё и кричит:
«Матка, геть в Германию!» Но, знать, до-
гадалея. что хворая я,.—постоял и ушёл.
Не успела я перекоеститься, как в окно
ударило зарево. «Пожар!»— подумала я и
выползла. на порог.

То горел ветряк. Потом веполохнули
хаты на краю деревни. И началось. (0л-
даты и два офицера в высоких картузах
шли по улице п поджигали подряд хаты.
Йз хлевов от огня выбегали коровы, и сол-
даты стреляли в них из ружей.

Подбежал солдат к нашей хате. Су-

«Не пожалей хтариков».

прошу: 0
А он изо всех. сил толкнул меня ружьём в
бок п пошёл дальше. У меня потемнело в

AH,

глазах. Я упала, поползла
болыше ничего не помню...
  Я нашел еб вечером на дороге без
памяти, полуобгоревшую. сказал Фелосий
Евстратович и, помолчав, добавил;

o> 9х. жалко, что сыночков у нас со
старухой нема, бтометить злодеям за нас
некому...

Откуда-то из темноты в костру ‘подо-
шли четверо бойцов, чтобы прикурить.

по земле ий

Видимо, они стояли где-то поблизости и

молча слушали рассказ стариков. И один
из них сказал просто, и сурово;

— Отомстим, батька, отометим! За все
ваши муки отомстим. Пришёл час pac-
платы...

Ночью не спалось. Накрапывал дождь.
Я поднялея и пошёл по деревне. Десятки
костров горели тут и там. Они полыхали
по веей улице, напоминая становище ко-
чевников. У костров сидели и лежалн 00ез-
доленные дети, старики, женщины. Они
жались ближе в огню, отогревали воче-
неющие руки и ноги. Тут же. под дож-
дем, укладывались спать, варили «буль-
бу». многих костров можно было уви-
деть такие же ямы, как на сгоревшех  под-
ворье Федосия Жрепостного. В иных me-
стах их только ещё копали. В этих выры-
тых( наспех ямах прятались от ночной
пронизывающей стужи женщины с труд-
ными и малолетними детьми,

По соседству с костром старого лаотни-
ка — бивак Ульяны Грековой, У костра—
трое детей, старшему из. которых.— шу-
строму. белобрысому парнишке,— лет де-
сять. Они сидят, привинув  посинев-
шие, покрывшиеся гусиной кожей но-
ги чуть He KR самому огню и трясутся от
колючего холода, Четвертый ребенок, ле-
вочка, лет трёх. —на руках у Ульяны. Она
громко кричит, сотрясаясь в безутешном
детском плаче, и беспрестанно повторяет:

— Мамка, молочка... Мамка, молочка...

;

нул под стреху ‘бензинку и захохотал. Я  Но Ульяна но может дать дочери мо-

лока; корову убил немец.

Чуть поодаль струлилась вокруг костра
семья Марии Шараевой. Чумазые. голол-
ные, иззябщие ребята пекут картошку в
золе п, не очистив, жадно глотают е6, как
драгоценное лакометво. Мать poer нору,
чтобы укрыть детей от дождя и стужи.

Она работает уже час, другой, не разги-

баясь, не выпуская из рук лопаты. А ря-
дом валяютея обгоревигие бревна и стро-
пила-—всё, что осталось от хаты, которая
столько лет стояла и столько лет обогре-
вала крестьянскую семью.

— Якая была хатинка.— шепчет Ма-
рия Шараева,— якая Хатинка...

На, рассвете я увилел зрелище, которое
заставило ешё больнее сжаться серхие.
Передо мной простиралось чёрное, в баг-
ровых пятнах битого киртича пожарише.
Среди углей и пепла копались сотни лю-
дей. Одни что-то искали, другие рыли
ямы, чтобы приспособить их пол жилище.
Вокруг лымилиеь костры, кое-гле хозяйки
топили уцелевлеие печки. Взгромоздясь пе-
лой ватагой, на печах грелись ребята.
Посреди пожариша валялись убитые ко-
ровы.

На пепелище хаты Ульяны Грековой
всё так же неумолчно кричал ребёнок:
Мамка, молочка!

— Господи, боже ты мой, — сказала
Ульяна, — ла как же они расплатятся за
наши муки! Ух, страшная будет расплата!

Девочка умолкла.. Ш 6& распухшему
краюному личику катились неудержиямые
слёзы, и она продолжала плакать молча.
содрогаясь всем своим маленьким тельпем.

— Отомстят. они отомстят! вдруг
громко сказал Ульяне старый плотник. —
Они услышали наше горе и отометят... А
что касаемо хаты. так в земле жить не
будем. Помогут нам... Да и я своими ру-
ками табие хаты отгрохаю. каких испокон
века не вилели наши Лагуны...

Я. МАКАРЕНКО.
Деревня Лагуна, Белоруссия.