а вх
Л i
A, py
TB xy
 HBO
a, «Cj
ИМуще
Дук

Я

улет

бит
pO.
‚Вы

Сре
‚ ВЫ

Немцы
Koay,
пад
рат
ВИТ;
Да и

Обмен
то в
108 #
раша;

BK ORG
уд»
Спа
ах.
KON
Зак

HA.

SOS SA. A

2 —

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

SNe
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш ).
я ЕЕ aS SACs

Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б).

Воскресенье, 7 ноября 1943 г

SSS et ee

я

215 (940

SS See Cee ee eee

Wi rogopiuna Benune

всего мира!

ценА 20 но,

<

i

’ Да здравствует 26-я
Социалистической Революции, сверлнувшей власть империалистов
в нашей стране и провозаласившей мир между народами

зодовщина

Великой Октябрьской

Под знаменем Ленина, под водительством Cmanluna—enepéo,
за полный pasipom немецких оккупантов и изшание ux
из пределов нашей Родины!

Онтябрьской сониалистической революции

Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны

ТОВа

О

Е 6 5 = ==,
к > г

на торжественном заседании Московского Совета: депутатов трудящихся

с партийными

(Председатель Московского Совета Депутатов тру-
дящихся тов. Пронин предоставляет слово Председате-
лю Государственного Комитета Обороны товарищу
И. В. Сталину.

Бурными, продолжительными овациями приветствуют
собравшиеся появление тов. Сталина на трибуне.

Со всех концов зала раздаются приветственные воз-
гласы: «Да здравствует наш вождь великий Сталин!»,
«Великому Сталину ура!», «Ура товарищу Сталину!»

Долго продолжается несмолкающая буря оваций.
Товарищ Сталин начинает доклад). :

ТОВАРИЩИ!

Сегодня народы Советского Союза празднуют 26-ю
годовщину Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции.

Третий раз наша страна в обстановке Отёчественной
войны отмечает годовщину своей народной революции.

В октябре 1941 года наша Родина переживала трудные
дни. Враг подошел к столице. Окружил с суши Ленин-
град. Наши войска были вынуждены отступать. Потре-
бовались огромные усилия армии и напряжение всех сил
народа, чтобы задержать врага и нанести ему серьёзный
удар под Москвой.

К октябрю 1942 года опасность для нашей Родины
ещё более возросла. Враг стоял тогда в каких-нибудь
120 километрах от Москвы, ворвался в Сталинград,
вступил в предгорья Кавказа. Но и в эти тяжёлые дни
армия и народ не пали духом, а стойко переносили все
испытания. Они нашли в себе силу, чтобы задержёть вра-
га и нанести ему ответный удар. Верные заветам вели-
кого Ленина, не щадя сил и жизни, защищали они за-
воевания Октябрьской революции. Как известно, эти
усилия армии и народа не пропали даром.

Вскоре после Октябрьских дней прошлого года, наши
войска перешли в наступление и нанесли немцам новый
мощный удар сначала под Сталинградом, на Кавказе, в
районе среднего течения Дона, а затем в начале 1943 го-
да-у Великих Лук, под Ленинградом, в районе Ржева и
Вязьмы. После этого Красная Армия уже не выпускала
больше инициативы из своих рук. Её удары в течение
всего лета этого года становились всё более крепкими,
её воинское мастерство с каждым месяцем возрастало.
С тех пор наши войска одерживают крупные победы, а
немцы терпят одно поражение за другим. Как ни пытал-
ся враг, но ему всё ещё не удалось добиться ни одного
сколько-нибудь серьёзного успеха на советско-герман-
ском фронте.

1. Год коренного перелома в ходе войны.

„Истекший год — от 25 до 26-й годовщины Октября —
‘является переломным годом Отечественной войны.

Этот год был переломным прежде всего потому, что
вэтом году Красной Армии впервые за время войны уда-

лось осуществить большое летнее наступление против
немецких войск, причём немецко-фашистские войска под
ударами наших войск оказались вынужденными поспеш-
но оставлять захваченную ими территорию, нередко спа-
салься бегством от окружения и бросать на ‘поле боя
большое количество техники, складов вооружения и
боеприпасов, раненых солдат и офицеров.

Таким образом успехи нашей летней кампании во вто-
рой половине этого года явились продолжением и завер-
шением успехов нашей зимней кампании в начале этого,
года.

Теперь, когда Красная Армия, развивая успехи зим-
ней кампании, нанесла немецким войскам могучий
удар летом, можно считать окончательно похоронен-
ной басню о том, что Красная Армия неспособна буд-
то бы вести успешное наступление в летнее время.
Истекший год показал, что Красная Армия так же
хорошо может наступать летом, как и зимой.

В результате этих наступательных операций нашим
войскам удалось в течение истекшего года пройти
с боями от 500 километров в центральной части фронта
до 1300 километров на Юге (аплодисменты),
освободив до 1 миллиона квадратных километров тер-
ритории, т. е. почти до 23 Советской земли, временно
захваченной врагом, при этом вражеские войска ока-
зались отброшенными от“Владикавказа до Херсона, от
Элисты до Кривого Рога, от Сталинграда до Киева,
от Воронежа до Гомеля, от Вязьмы и Ржева до под-
ступов Орши и Витебска.

Не веря ‘в прочность своих прошлых успехов на
советско-германском фронте, немцы заранее, на про-
тяжении длительного времени строили мощные оборо-
нительные полосы, особенно вдоль крупных рек. Но
в боях этого года немцев не спасли ни реки, ни мощ-
ные укрепления. Наши войска разрушили оборону нем-
цев и только за три летних месяца 1943 года мастерски
форсировали четыре очень серьёзных водных прегра-
ды — Северный Донец, Десну, Сож и Днепр. Я уже
не говорю о таких преградах, как оборона немцев
в районе реки Миус — западнее Ростова и. оборона
в районе реки Молочная —околб Мелитополя. Теперь
Красная Армия успешно громит врага по ту сторону
Днепра.

Этот год был переломным годом ещё потому, что
Красной Армии удалось в сравнительно короткий срок
перебить и перемолоть наиболее опытные старые кадры
немецко-фашистских войск, закалив вместе с тем и ум-
ножив свои собственные кадры в успешных наступа-
тельных боях в течение года. За истекший год немецко-
фашистская армия в боях на советско-немецком фронте
потеряла более 4 миллионов солдат и офицеров, из них
не менее 1 миллиона 800 тысяч убитыми. Кроме того
немцы потеряли за этот год более 14 тысяч самолётов,
более 25 тысяч танков и не менее 40 тысяч орудий.

Теперь немецко-фашистская армия уже не та, какой
она была в начале войны. Если в начале войны она име-
ла достаточное количество опытных кадров, то теперь
она разбавлена новоиспеченными молодыми неопытны-
ми офицерами, которые поспешно бросаются немцами
на фронт, так как нет у них ни необходимых офицер-
ских резервов, ни времени, чтобы обучить их.

Совершенно другую картину представляет ныне Крас-
ная Армия. Её кадры выросли и закалились в успешных
наступательных боях за истекший год. Количество её
боевых кадров растёт и будет расти, так как наличие
необходимых офицерских резервов даёт ей и время и
возможность обучать молодые офицерские кадры и вы-
двигать их на ответственные посты.

Характерно, Что вместо 240 дивизий, стоявших в про-
шлом году перед нашим фронтом, из коих 179 дивизий
было немецких,—в этом году перед фронтом Красной
Армии стоит 257 дивизий, из коих 207 дивизий являют-

ся немецкими. Немцы видимо рассчитывают компенси-
ровать сниженное качество своих дивизий увеличе-
нием их количества. Однако поражение немцев за истек-
ший год показывает, что ухудшенное качество дивизий
невозможно возместить увеличением их количества,

С чисто военной точки зрения поражение немецких
войск на нашем фронте`к исходу этого года было пред-
решено двумя важнейшими событиями: битвой под
Сталинградом и битвой под Курском.

Битва под Сталинградом кончилась окружением
300-тысячной армии немцев, ‘разгромом последней и
пленением около 14 окружённых войск. Чтобы иметь
представление о размерах того невиданного в истории
побоища, которое разыгралось на полях Сталинграда,
необходимо знать, что по окончании Сталинградской
битвы было подобрано и похоронено 147 тысяч 200 уби-
тых немецких солдат и офицеров и 46 тысяч 700 убитых
советских солдат и офицеров. Сталинград был закатом
немецко-фашистской армии. После Сталинградского
побонща, как известно, немны не могли уже оправиться.

Что касается битвы под Курском, то ona окончилась
разгромом двух основных наступающих групп немецко-
фашистских войск и переходом наших войск в контр-
наступление, превратившееся потом в мощное летнее
наступление Красной Армии. Битва под Курском нача-
лась наступлением немцев на Курск с севера и с юга.
Это была последняя попытка немцев осуществить боль-
шое летнее наступление и в случае её успеха наверстать
потерянное. Наступление окончилось, как известно,
провалом. Красная Армия не только отбила наступление
немцев, но сама перешла в наступление и рядом после-
довательных ударов в течение летнего периода отбро-
сила немецко-фашистские войска за Днепр.

Если битва под Сталинградом предвещала закат
немецко-фашистской армии, то битва под Курском
поставила её перед катастрофой. - }

Этот год был переломным годом, наконец, потому,
что успешное наступление Красной Армии коренным
образом ухудшило хозяйственное и военно-политиче-
ское положение фашистской Германии, поставив её
перед глубочайшим кризисом.

Немцы рассчитывали осуществить летом этого года
успешное наступление на советско-германском фронте,
чтобы вернуть себе. потерянное и поднять свой пошат-
нувшийся авторитет в Европе. Но Красная Армия опро-
кинула расчёты немцев, отбила их наступление, сама
перешла в наступление и погнала немцев Ha Запад,
растоптав тем самым авторитет немецкого оружия.

Немцы рассчитывали взять курс на затяжную войну,
сталн строить оборонительные рубежи и «валы»,
об’явив во всеуслышание о неприступности их новых
позиций. Но Красная Армия, и здесь опрокинула ра-
счёты немцев, прорвала их рубежи и «валы», продол-
жает успешно наступать и не даёт им сроков для
затяжки войны.

Немцы рассчитывали выправить положение на
фронте при помощи «тотальной» мобилизации. Но
события и здесь опрокинули расчёты немцев. Летняя
кампания уже с’ела % «тотально» мобилизованных,
однако незаметно, чтобы это обстоятельство принесло
какое-либо улучшение в положении немецко-фашист-
ской армии. Возможно, что придётся `об’явить ещё
одну «тотальную» мобилизацию, причём нет оснований
предположить, что повторение подобной меры не при-
ведёт к «тотальному» крушению некоторого государ-
ства. (Бурные аплодисменты).

Немцы рассчитывали прочно удержать за собой
Украину, чтобы использовать украинские сельскохо-
зяйственные продукты для своей армии и населения,
а донецкий уголь — для заводов и железнодорожного
транспорта, обслуживающих немецкую армию. Но
они и здесь просчитались. В результате успешного
наступления Красной Армии немцы потеряли не только

донецкий уголь, но и наиболее богатые хлебом обла-  производство

и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1943 гола

`‹ Указ Президиума Верховного Совета СССР

О награждении орденом Суворова 1 степени
Маршала Советского Союза Сталина Иосифа Виссарионовича

5 oo
За правильное руководство операциями Красной Армии в Отечественной войне
против немецких захватчиков и достигнутые успехи наградить Маршала Советского

Союза Сталина Иосифа: Виссарионовича

орденом Суворова 1 степени.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета. СССР-А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 6 ноября 1943 г.

что они не потеряют в ближайшее время и остальную   хозяйственное и военно-политическое положение фа-

часть Украины. (Бурные аплодисменты).
Понятно, что все эти просчёты не могли не ухуд-
шить и действительно ухудшили коренным образом

2. Всенаролная

Успехи Красной Армии были бы невозможны без
поддержки народа, без самоотверженной работы со-
ветских людей на фабриках и заводах, шахтах и
рудниках, на транспорте и в сельском хозяйстве. Со-
ветский народ в трудных военных условиях сумел
обеспечить свою армию всем минимально необходимым
и непрестанно совершенствовал её боевую технику.
На всём протяжении войны врагу не удалось превзойти
нашу армию по качеству вооружения. В то же ‘время
наша промышленность давала фронту всё большее и
большее количество боевой техники.

Истекший год был переломным годом не только
в ходе военных действий, но и в работе нашего тыла.
Перед нами не стояли уже такие задачи, как эвакуация
предприятий на восток и перевод промышленности на
вооружения. Советское государство

сти Украины, причём нет оснований предположить,   имеет теперь слаженное и быстро растущее военное

шистской Германии.
Фашистская Германия переживает глубокий кризис;
Она стоит перед своей катастрофой.

помошь фронту.

хозяйство. Стало быть все усилия народа могли быть
сосредоточены на увеличении производства и дальней-
шем совершенствовании вооружения, особенно танков,
самолётов, орудий, самоходной артиллерии. В этом мы
достигли крупных успехов. Красная Армия, опираясь
на всенародную поддержку, бесперебойно получала
боевое снаряжение, обрушивала на врага миллионы
бомб, мини снарядов, вводила в.бой тысячи танков
и самолётов. Можно с полным основанием сказать,
что самоотверженный труд. советских людей в тылу
войдёт в историю, наряду с героической борьбой
Красной Армии, как беспримерный подвиг народа
в защите Родины. (Продолжительные апло-
дисменты).

Рабочие Советского Союза, создавшие в.годы мир-
ного строительства высоко развитую мощную социа+

(Окончание доклада товарища Сталина см. на 2-й стр.). g