‘<оздать количественный перевес сил. про-Г

nit

H,
pd

Ш

uP),
Te
va

son

12 HOABPA 1943 r.,.

я

№ 279 (9415)

a

На Керченском
полуострове

(От воснпого корресповдента «Правды»з)

Вот уже хесять дней продолжаются Son
из Керченском полуострове. Круглые сутки
здесь He затихает пгум моторов самолётов,
веухолчно грохочут пушки. С наступлением
темноты запажный берег Керченского плю-
дива оззряется лучами прожекторов. холод-
ным светом ракет и ‘нитями трассирующих
пуль. Ночью воды пролива бороздят десятки
судов, поддерживалощих связь с десантны-
мк войсками. доставляют им понолне-
пие. технику, боеприпасы, продовольствие,
медикаменты, газеты м обратным рейсом
везут на Болыпую землю раненых.

Благодаря ‘усилиям моряков Черно
хопского флота и Азовской флотилии в!
Крыму плацдармы, захваченные в первый
девь высадви десанта, не только надежно
удерживаются наптими частями, но и скаж-
дым лнем все более и более рахлииряются.
Но бои злесь идут жестокие. упорные. Имея
категорический приказ Гитлера ценой
любых усилий защищать Крым, немцы и
ручыны отазывают бешеное сопротивле-
ние.

Ещё декаду назад, когда на крымекой
земле высадились первые десантные отря-
лы, противник начал спешно стягивать на
Зерченский полуостров крупные силы. Отех
‚пор немцы, стремясь во что бы то ни стало

}оджают нетрерывно подбрасывать пюпот-
нение.

тираясь на удобные, заранее подготов-
‚ленные рубежи и на господствующие въыюо-
ты, фалтисты BEXYT пою нашим наступающим
‘войскам массированный артиллерийский и
минометный огонь. Назна артиллерия ус-
пешно подавляет и громит. вражеские
‘огневые точки,

Силяеь сорвать активные действия на-
их войск, противник то на одном, то на
удругом участке тредпринимает контратаки,
`Нерелко они следуют одна за лругой и обыч-
но поддерживаются танками. Однако резуль-
тат их для немцев до сих пор’ был неизмен-
ным: колоссальные потери. За истекшие
сутки, например, ‘энекое тгвардейское пюд-
`раэлеление было пять раз’ атаюовано двумя
батальонами немепкой пехоты и одинна-
дцатью танками. Гвардейцы отбили‘ sce
атаки, уничтожив при этом до шестисот
гитлеровцев.

В сражениях на Керченском полуестро-

в с обемх сторон участвует значительное
количество авиации. «Юнкерсы» и «Мес-
свишмитты» стремятся воздействовать на
наши боевые порядки, & также на работу
портов Таманского полуострова. Немецкие
BOLLE силы упорно стрраются завое-
вать господство в воздухе, но успеха He
тиеют. Советские истребители и зенитчики
наносят большой урон врагу. Не прохохит
ИЯ без того, чтобы немцы не досчитались
неокольких самолётов. В то же время пегур-
мовиии Черноморского флота и Северо-Кав-
хазокого фронта буквально деморализуют
врага. Наши «Ильющины» с рассвета и ло
течь птпурхуют скопления немецких войсв
и таники, Ночью им на смену приходят
наши ночные бомбаллировитиеи.

Сегодня ветер стих имтрекратились петор-
мы. Ночью, ках правило, стоит туман, кото-
рый помогает черноморцам и азовиам уве-
ренно подлерживать связь восточного бере-
та Керченокого пролива © западным.

Немецкие катера ‘и самоходные баржи не-
столько раз прелиринимали попытки поме-
пать транепортнюй работе нашего флота.
Был также случай. когда они осмелились
приблизиться к той части побережья, где
находятся десантники. Но затем эти попыт-
ки кончились для них печально. Огнем на-
шей береговой и корабельной артиллерии
три катера и одна баржа были потоплены,

Бои на Керченском полуосфрове пролол-
хаютея. метр за метром, ломая сопротивле-
ние врага, десантники теснят неприятеля.

Сеголня HANI войска овладели рядом
важных опорных пунктов противника и
значительно улучитили свои позиции.

И. ПАВЛОВСКИЙ.

Северо-Кавказский фронт, 11 ноября.

(По телеграфу).

ным подвигам. Они

/

Действующая армия. На крымской земле, Подразделения Н-ской части вступили на крымскую землю.

Фото В. Иванова (ТАСС).

Герои польской дивизии
имени ТГадеуша Костюшко

С первых же дней формирования в бОСР

польской дивизии имени Костюшко ее вои-   вперед.

ны — офицеры и рядовые — горели жела-
нием поскорее попасть на Фропт. Патрио-.
ты <воей страны; они. <тремилиеь к par-
ругательства, которые чинили и чинят
немцы в Варшаве, в Лодзи, в каждом поль-
ском городе, в каждом польском селе. Они
приходили в дивизию, полные гнева и ре-
пимости срести счеты с немецкими захват-
чиками,

Этот гнев польские полки принеели с
coool Ha поля сражений. С этим гневом в
сердце вел свой батальон капитан Высоц-
кий, которому ныне за доблесть и отвагу
присвоено звание Героя Советского Союза.
Старый кадровый офицер польской армии,
Владислав Казимирович Высоцкий отлич-
но управлял батальоном на поле бол. Уме-
лый маневр и стремительность, в которы-
ми он атаковал немецкие позиции, принес-

мной. ° мстители

Варшавы!» — бросился с груплой бойцов  Завадка проник в де-

ревню и закидал гранатами сарай, тде на-

Bee, как один, похнялись за ним поль- ходился станковый пулемет немцев. Буду-
ские солдаты. В этом бою они уничтожили чи раненым в схватке, он не вышел из

ло батальона вражеской пехоты, Во время

тался в строю: И только после того, как
он доложил командиру дивизии © выполне-
нии полком поставленной задачи, он позво-
лил вынести себя с поля боя. Отважному
патриоту также нрисвоено высокое звание
Героя Советекого Союза.

Anera Тадеушовна Иживонь — стрелок
женской роты автоматчиков. Она, лоброволь-
во вступила в польскую ливизию-и отважно
выполняла трудный долг солдата. В тот
день, когла дивизия вела наступление, Ане-
ля стояла на носту около маптины © важ-

Sox до тех пор, пока не доложил коман-

хотели метить за над- схватки Гюбнер был тяжело ранен, но 06- диру, что выполнил его приказ.

Комапдира роты Тадеуша Климчак зна-
 ля в полку как отличного воспитателя, еу-
мевшего  прекраено подготовить ©вое T10I-
разделение к выполнению боевой задачи.
Во время боя Климчак превосхолно органи-
зовал противовоздушную оборону. При на-
лето вражеской авиации он © группой
солхат сбил из противотанкового ружья
два немецких самолета.

Среди награжденных Францишек Byom,
ксендз польской пехотной дивизии. В ночь

пыми документами. Часовой имел строгий Перед наступлением он находилея на перед-

приказ — охранять документы всеми сред-
ствами. р

В тот день немцы неотнократно бомбили

ли ему победу. Батальон Высоцкого быстро   расположение части. Последний налет был

овладел вражеским узлом сопротивления,

Расправившись © гитлеровиами, юото-
рые не хотели едаваться, Высоцкий повел
своих воинов дальше. С группой солдат он
далеко врезался в глубь второй линии не-
мецкой обороны,  Оправивиивь от неджи-

данности; враг заметил малочисленность пе-   ТТУДа
редовой группы атакующих. и окружил ее.

Высоцкий принимал вое меры, чтобы про-
биться обратно, но ‘на стороне немцев бы-
10 подавляющее численное превосходетво.

На глазах у отважного капитана ряды
солдат, вклинившихея с ним в глубину не-
мецкой обороны, редели с каждой минутой.
Яроетно отбивались польские воины. Or-
важно вел еебя в бою капитан Высоцкий.
До самого последнего дыхания руководил

седающих гитлеровцев,

Ка:
борьб

канской Испании. В августе этого года

Костюшко,

OH своими подчиненными, метко разил на- С

он прибыл в польскую дивизию имени B

перед вечером. Вражеская бомба попала в
машину, которую охраняла Анеля Кжи-
вонь. Малпина загорелась. Огонь угрожал

нем крае. подбодряя и вселяя уверенность в
воинов. Вюгла разлалея ситнал—«В наету-
пление! »—Кубш первым поднялся на бру-
ствер (и блатословлял воинов, удущих в
бой. Советское правительство наградило его
орденом Отечественной войны 2-й степени.

Францилнек Клыш дрался © немцами в

уничтожить важнейшие, оперативные локу-   1939 году, тогда же быт ранен. В этом го-

менты. Отважная авто

тчица бросилась лу он вновь ветретилоя со своим старым

в горящую автомашину и стала выносить   Рратом, Первым ворвазшись в траншею,

жизни. Народ не забудет

Героя Советекого Союза.

На советско-германском фронте польекие
воины проявили доблесть, отвагу и. боевое
мастерство. Раненые не ухолили с поля
бъя. Рядовой- солдат Адольф Янович Скот-
ницкий в начале наступления был ранен
в плечо, но остался в строю. Вместе с
товарищами он продолжал двигаться вие-
ред. Вскоре осколок вонзилея в живот
котницкому, но и эта тяжелая рана на

материалье. Этот подвиг ‘стоил ©й  Елыш забросал гранатами вемецкий пуле-
благородную мет, затем, прорвавшиеь на окраину насе-
польскую патриотку Анелю Аживонь ——  лённого пункта, поджег здание, в котором

засели фалпистекие автоматчики. Во время
боя выбыл из ‘строя командир взвода поль-
ских автоматчиков, Не раздумывая, Ежыш
принял на себя команлование и умело руко-
водил подчиначными. По ходу сражения ему
пришлось зашить оборону. С группой сол-
дат он отстреливалея от наседающих нем-
цев. Векоре у польских воинов вБипли все
патооны. Тогла они начали отбизатьея гра-
натами и держались до тех пор, цока не

остановила храбреца. Он“ продолжал итти  РИШло подкрепление.

ан Гюбнер прошел длинный путь вместе со своими боевыми товарищами, и 9
с фашизмом. Еше в 1937 году от- [Только после того, как в третий раз был   Награждён орденом Отечественной войны
важный патриот и антифашист сражался  ранен в ногу, позволил вынести себя из- 2 степени.

с немцами в рядах защитников республи- под огня.

наступление, он находился в резерве ко-

За свой полвиг старший сержант Клыш

_ Тав польские патриоты дерутея © нена-

-Ян Иосифович Завадка — командир вистным врагом. Они метят немецким раз-
звода конной разведки, Когда началось бойникам за все их чудовищные злодеяния.

Орленами и мелалями Советского Союза

Во время боя капитан Гюбнер находился   манлования, В разгар боя Завадка добро-  награждены также сотни других доблест-
с полком. Полк шел в атаку. Заметив, что  вольно вызвался разведать немецкие огне- ных польских воинов 1-й Польской дивизии
один из батальонов залег пол пемецким  вые точки ‘на окраине одного населенного имени Тадеуша Костюшко.
огнем, капитан Гюбнер < возгласом: «3а пункта. Бомандование разрешило. Вместе

И. ЗОТОВ.

территориях. Порядок ‘и
необходимы также для Toro,
восстановить ту часть  национальн

.

потребности населения на освобожденных  надо прежде всего об’единиться и вести! декрет об амнистии для всех противников тии — принадлежащей ей роди в Жизни
дисциплина войну против немецких захватчиков. В  фашизма. Их освобождение: вее еще зависит   пации.

чтобы   первую очередь это поняли рабочие, кото-
ой! рые путем крупных забастовок в марте

от произвола’ какой-либо административной
или военной власти. Непонятно и то, что

экономики, регулярная деятельность кото-  1943 тода нанесли первый смертельный   <отни и тысячи антифаиьистов и честных
р

Юй может оказаться важной и полезно
для общего дела войны против Германии
(здесь надо, в частности, иметь в виду воз-
можность использования некоторых вилов
стратегического сырья, как, например, с®-
ры, имеющейся в Сицилии). Но нельзя
полагаться на то, что мобилизащия всех
ресурсов страны IAA напионально-06в009-
длительной войны против немцев будет нро+
вена временной администрацией, созлан-
ной англо-американскими союзниками на
территориях, очищенных их армиями. Что
Басается итальянского правительства,

оно He сможет выполнить стоящие перех
ним ‘задачи организации и Фуководства
сопротивлением и борьбой всей налии, если
не сумеет быстро принять характер пох-
линного

й Удар Муссолини и которые ‘после падения

Муссолини шли в авангарде народной
борьбы, добиваясь окончания войны про-
тив демократических наций, заключения
перемирия и об’явления войны Германии.

Вопрос, который должен быть поставлен
в интересах победы общего дела, касается
осуществления итальянским правительст-
вом политики, обеспечивающей мобилиза-
нию и включение всего народа в борьбу,
обеспечивающей едянство всех народных
антифатистеких сил, укрепление нацио-

то   Нального фронта для ликвидации возмож-

но скорее германской оккупалеи; Это дод-
жна быть демократическая политика, га-
рантирующая ликвидацию реакционных и
фашистских пережитков в стране и уча-
стие в ве политической жизни всего на-

национального Правительства, 154 п в первую очередь последовательных

опирающегося на нарол и восстанавлива-   атистеких и патриотических сил,

Щего в стране нормальные демократические
порятки в пределах, диктуемых состоянием
войны. а js

В свете этих фактов и соображений со-
вершенно очевидно огромное значение «Де-
кларации - об Италии», _
Московской ‹ конференцией
странных дел СИА, Великобритании и Со-

опубликованной
cameTpoR ино-  ЧаРаТе.

Я не хочу раскрывать здесь печальную

‚  страницу той деятельности, которая была

развернута после пздення Муссолини ча-
стью элементов.” занимавших в то время
руководящие посты в госуларственном ап-
Эти элементы направили’ свой
главный удар. не против ‘фашистов, кото-
рые готовили тогда захват страны немца-

ветекого Союза. Эта декларация, ee ми, но против народа, который, видя гро-
вая необходимость полного унизтож зий ЗЯЩУЮ ему опасность, требовал быстрых и
фашизма и всех его пагубных. последствий угольных действий для ее предотвра-

и указывая. что итальянский „народ 107 пения,

Эти реакнионные тенденции еще

жен получить возможность воздать Прави не вполне ликвидированы.

тедьственные учреждения, основанные на

принципах ‘демократии, оказывает решаю-
щую помощь в дёле разрешения всех
втальянских Проблем. Указалные в этой
декларации мероприятия в точности COOT-
ветствуют чаяниям и интересам итальян-
ского народа. Они. являются программои,
вокруг которой должны об’едивиться все
антифаиистские демократические = силы

страны, чтобы быстро добиться их осуще-

ствления.

Народные массы и организованные де-
мократическле силы прекраено отдают себе
отчет в том, что полное возрождение стра-
ны на демократической. основе является
задачей завтрашнего дня, что было бы аб-
сурлным говорить, например, о всенарод-
HOM волеиз’явлении для установления фор-
мы будущего правительства сейчас, когда

==

Известный айглийский журнал «Эконо-
  мист» уже полчеркивал, насколько тревожен
тот факт, что мы не имвем: сведений ® нор-
мальной деятельносли антифашистеких и
народных организаций в областях, уже
освобожденных и подчиненных власти
итальянского правительства. Совершенно
непонятно, — можем мы лобавить со своей
`стороны,-—* почему элементарные. политиче-
ские своболы, вполне совместимые с состоя-
нием войны, еще не восстановлены в этой
части страны. Непонятно, почему лемокра-
‘тические народйые партии еще не в состоя-
нии пользоваться мощным оружием своболы
печати для того, чтобы мобилизовать массы
на решение всех военных проблем и восета-
новление. нормальной. экономической и По-
литической жизни. Непонятен и тот факт,

что до сих пор еще не опубликован общий

демократов, изгнанных фашистским режи-
MOM, BCe еще рассеяны в самых лалеких
странах, а итальянское правительство не
приняло необходимых мер, чтобы помочь

им вернуться в ©вою страну и применить.

свои способности. свою энергию, использо-
вать авторитет в народных массах для 05-
щего. дела».

Такая’ страна, как Италия,
должна мобилизовать BCO свои силы
изгнания гитлеровских бант, I
жения их фашистских подруч
Бращения к свободной жизни, нуждаете
том, чтобы в этой борьбе во главе на
активно участвовали последовательные ан-
тифалисты, либералы и демократы. Народ-

Это тем более необходимо, что именно
последовательные противники фашизма
лучше всего поняли необходимость един-
ства всех народных сил и еще при фа-
шиетеком режиме посеяли зародыш натио-
нального фронта, способного об’елинить все
зторовые и деятельные элементы страны,
Сейчас в Италин не может быть честных
патриотов и демократов, которые ставили
бы свон узкие и эгоистические интересы
нал высшими интересами родины, Следо-

КОТОРАЯ  ратольно, восстановление атмосферы траж-
АЛЯ танских
ЛЯ УНИЧТО- только облегчить столь необходимое стра-
НЫХ И В03- не сплочение всех сил нации. Это поможет
Я В преодолеть тенденции пасеивности и уста-
РоХа   лоети,

и политических свобот может

которые, несомненно, существуют
в некоторых народных слоях. Это позволит
установить отношения взаимного доверия

ные массы. знают, что существуют орГа- н тесного сотрулничества межлу наролны-

низации и люди, которые с первого дня
разоблачали уничтожение конституцион-

ми массами, между политическими и адми-
нистративными органами итальянского то-

ных свобод и вое прочие преступления Фа- чуларства и союзными армиями. Это уско-
шизма;, существуют организации и люли, рит. окончательную ликвидацию остатков

которые в 1935: году призывали нарол к
Сорьбе против агресоии по отношеняю
адиссинекому народу, которые взялись 38
оружие, чтобы помочь испанскому народу
защищатьея против агрессии Рима и Бер-
лина; существуют организации и люди,
которые веегда были против участия Йта-
лии в войне на стороне гитлеровской пар-
тии. Наоол, несомненяо, отдает теперь свое
товерие этим. люлям и организациям. и
всякая. попытеа искусственно ограничить
чх деятельность может” лишь ‘причинить
вред тому делу, за которое борются свобэ-
лолюбивые. наролы всего мира. Рабочий
класс Италии, который всегда был наибо-
лее последовательным противником фашист-
ской тирании и ee грабительских аван-
тюр, который после падения Муссолини
мужественно принялся за восстановление
гвоих свобозных организаций, начиная от

профсоюзов и кончая заводекими комите-

: фашизма. которые действуют в интересах

врага и подрывают единство наций. Эл
создаст прочную основу для решения всех
военных и других проблем Италии,

Из всех стран, которые в течение дли-
тельного времени испытали на себе фз-
шистекую тиранию и гитлеровекую Bac-
сальную зависимость, Игалия первая сёро-
сила с себя иго этой тирании, Она стре-
мится теперь вновь найти путь к евободе,
достоинству и национальной чеети, Италь-
янекий народ понял, что возрождение стра-
НЫ возможно только при условии, если он
будет, не щадя своих сил, боротьея за
то. чтобы сломить германское насилие. Он
понял, что только путём борьбы и жертв
он оможет вновь занять место, тринадле-
жатщее ему но праву среди свободных и
нивилизованных наций, (н имеет право на
TO, чтобы ему ‘в этом отношении оказали

тами, имеет право требовать, чтобы этому! доверие и предоставили Bee возможности

патетвяй, но чтобы оно стало одним из
основных элементов возрождения страны.
Передовые рабочие и представители интел-
лигенции, которые в течение 20 лет стра-
дали и жертвовали собой для своболы сво-
ей родины, имеют правое’ требовать лая!
своей партии — коммунистической пар-

восстановлению не ставили никаких пре-   развернуть свои силы и чтобы прежде всего! ноу

его обновлённые руководящие Trorylap-
ственные органы не только не ставили ни-
каких помех, но всеми силами помотали и
играли активную руководящую роль в деле
мобилизации и сплочения его сил в CBA-
щенной борьбе за свободу, елинство, неза-
висимость и возрождение Италии,

Культура украинского народа
и немецкие вандалы

Письмо тов. Хрущева товарищу Сталину
«Положение в Киеве», опубликованное в
«Правде» 9 ноября, вызвало в моей душе
чуветво гордости за наш народ и гнев про-
тив врага. т

С волнением видишь в письме строки 06
‘организации для киевлян выпечки хлеба,
0 восстановлении водопровода, о намечен-
ном быстрейшем возведении железнодорож-
ного моста через Днепр. Гордостью #а-
полняешься, читая в письме о хорошей ор-
танизации артиллерийского огня, етреми-
тельном наступлении валтих танков и пе-

хоты, 0 TOM, C какой радостью встречали
киевляне бойцов Красной Армии. °

Гневом закипает душа — гкевом про-
тив немепких оккупантов, котд» узнаешь,
что немцы сожгли в Киеве университет,
Дом обороны, публичную библиотеку и
что людей наших ловили они © помощью
дрессированных собак.

Проклятые  лреесировщики немецкие!
Трижды презренные воры и поджигатели!
 Оня хотели сделать украинцев своими ра-
 бами! Но в том-то и сила духа украин-
ского напола, что его покорить  Hepes-
можно. И ‘гнуснейнгие средств» гитлеров-
цев — массовые расстрелы, пытки, пре-
дание огню — ше что иное, как страх
врага перед украинским народом, страх
перед ростом великой, словно море раз-
лившейся, украинской культуры.

Нехды за последние два года в своих
грязных газетах во-всю старались очер-
нить Украинокую советскую культуру.
Пытались они также расправитьея и © на-
шим наслелием. `Богдана Хмельницкого,
Григория Оковороду, Тараса Шевченко,
Ивана Фратко немцы усердно переделыва-
ли на свой Jaq. Шалки и смехотворны
все эти и подобные им немецкие формы
фальсификации. Мотивы их давным-давно
уже мам известны и понятны, Ведь вее-
гда мечтали алчные немцы раз’единить
украинский нарот с народом русским, при-
карманить себе ‘Укранну © ее столицей
Киевом.

Но в том-то и неуязвимость украинско-
го Hapola, 310 он жявет и тазвивается
в нерушимом единении ‘и братстве с наро-
дом русским. И Боглан Хмельницкий, э3-
крепивигий это единение на Перелелавской
Раде в 1654 году, по достоинству еще
выше сегодня поставлен у нас — пред
всеми ‘народами Советского Союза, пред
всем народами мира,

Понятна нам нелюбовь немцев к Гри-
горию Оковороде, выступавшему в ХУШ
веке против приглашения «немецких учи-
телей» в нашу землю и выемеявшего в
своих трактатах немецкую науку воепита-
ния. Понятна нам нелюбовь немцев к Та-
расу Шевченко, особенно ярко выразив-

шаяся в оскорблении его могилы. Шев-
ченко всей своей душою ненавидел  нем-
пев-помещиков, немцев-угнетателей,  ца-

редворцев. Шевченко предостерегал ваш
народ от нашествия хитрого немца, кото-
рый в его время успел уже залезть на
овеянные славой земли, где была Запо-
рожекая Сечь, и там развести себе  ка?-
тошку...

Не надо забывать, что именно в Киеве,
при активном участии Шевченко, органи-
зовано было в 1846 roxy нелегальное
Кирилло-Мефодкевекое братетво, поставив-
шее своей целью об’единить елавян для
борьбы с. паризмюм и < иноземными атрее-
сорами. $

Киев для нас—евятая святых. В 1918
году пол руководетвом великого стратега и
вождя Сталина из Киева, как и с террито-
рни вгей Уврлины, былн изгнаны немецкие
оккупанты. В Киеве 30 января 1937 гола
Чрезвычайный ХУ С’езд Советов ^УССР
елинодунно принял Конституцию Украины.

К каким только поллым мерам не прибе-
гали гитлеровцы в эти послелние два года
войны, чтобы всячески унизить украин-
скую советокую культуру! На оккупиоован-
ной ими Украине, и в частности в Киеве,
они оскверняли памятники старины, гра-
били музеи, распродавая потом пенности
украинского народа на своих разбойничьих
биржах.

Но уничтожить украинскую культуру
им не улалоеь! Ведь за год ло вероломного
нанадения на нас Гитлера в одном
только Киево было 20 выеших учебных
заведений, ‘в которых обучалось свыше
22 тысяч студентов! Учебные заведения
Виева. как и всей Укравны, в самом на-
чале войны были переведены в глубокий
тыл и там продолжали свою работу, В тылу

работали: Украинская Акалемия наук,
Союз теисателей Укранны, Союзы хулок-
ников, коспозиторов, коллехтивы театров
ил. д.

Й вот в то время, когда Гитлер ежитал
в\Киевё иеколы, налги украннокие учёные,
писатети, деятели искусств трудились в
братоких республиках на оборону страны.
В то время, когда специально околочежная
Риббентролом шайка немецких  пеездо-
учёных опрабила в Киеве библиотеку
Академии наук,  стулентка Киевского
универсттета Людмила Павличенко во вре-
мя своего пребызания в Нью-Йорке знако-
мила народ союзной нам державы с куль-
турой Соэетекой Украины, рассказывала
ему, как берется с немецкими захватчиками
народ украннокий, nox Ooperca Hes.

Освобождение Киева Красной Армией вы-
звало восхищение наших союзников — Ан-
тлии и США. 056 жвобождении Киева мно-
т) говорилоеь на митингах и приемах в
несть 26-й годовщины Октября. Срели вы-
ступавших на митинге в Лондоне приятно
нам отметить пиезтеля Пристли, артистов
Беатрису Леманн и Леели Митчелл, заме-
ститетя министра иностранных дел Чехо-
слоракии Ринка. Можно сказать, что Виев
сегодня — на устах. народов мира!

Виев является сейчае как бы мостом к
дальнейшему укреплению  еодружества
народов Англии и ОША с СССР. И если
Рипка в своем выступлении подчеркнул
братство по оружию между советскими вой-
сками и чехословацкой бригадой, сражаз-
шейся под Киевом, то писатель Пристли,
говоря 0 великих победах Красной Армии,
призывал в организации еще более птиро-
KONO культурного сотрудничества межау
Англией и СООР. Нет сомнения, что зна-
кометво трудящихся Англии и США с куль-
турой Советской Украины много может
ибслужить святому делу сотрудничества
народов.

На митинге в Лонлоне прелседательствовал
наствятель Кентерберийского собора д-р

] Джонсон. Пусть он услышит то, что я ска-
жу здесь, Хочу 060бо сказать я о подлом,
о мерзком обращении немцев с нашими евя-
тынями. На Киевскую Лавру посягнули не-
мецкие злодеи! Лавра — наш древний свя-
детель возникновения и развития культуры
украинской, гвидетель тасцвета книго-
печатания на Украине. 0 леятельности ти-
‘пографии, основанной при Киево-Печерекой
Лавре Елисеем Плетенепким в. ХУП  етоле-
тии, исписаны и напечатаны целые томы.
Гравировальное искусетро мастеров. Киево-
Печерской Лавры было образцом для маете-
ров восточно-славянеких наролов. В том же
столетии знаменитый Петро Могила, впо-
следствии митрополит Киевский, путем
слияния Печер?кой школы со Школой
Братства положил начало Киево-Могилян-
ской коллегии, откула выипло много уче-
ных деятелей и писателей Украины,

Любил м любит нарол укражнекий свою
столипу — Киев прекрасный. Любимая
мать моя не раз 20 своими относельчанками
пешком холила в Киев. А однажды елучи-
лось ей ехать B lines Ha лошадях, и она
взяла и меня © собой — меня, совсем ещё
маленького. еле умевиего ходить. А когда
мне ‘исполнилоеь восемь лет, я © отцом сво-
им снова побывал в Киеве. Из всего виден-
ного тогла в городе мне особенно запемних-
ся Ботлан Хмельницкий на коне. 0 нем в
наем селе Пёски дивчата пели по вече-
рам: /

Y Ruisi naz ropow

3. великою булавою.

Теперь ролное село мое сожжено прокля-
тыми немецкими бантитами, Около мотил
отца моего и матери — сплошная могила’
рохных относельчан. которых я знал. любил,
с которыми учился в школе и делился свои-
ми думами. К отищению взывают кости пе-
сковчан, убитых немцами и заживо с9-
жженных ими в церкви! И немцам не из-
беглуть кары, Доблестная Ирасная Армия
настигнет их всюлу и везле.

Много она положила фашистов в: земтю,
особенно под Киевом. В сто раз больше она
их положит!

Великий Сталин в своем докладе нака-
нуне 26-й годовщины Октября сказал:
«Война вступила в ту стадию, когда дело
идёт о полном изгнании оккупантов с Сэ-
ветской земли и ликвидации фашиетекого
«нового порядка в Европе»,

Пусть же совершится грозный сул нал
ними! Пусть же не увидят они ни нашей, ня

своей земли!
Павло ТЫЧИНА. _

Митинг харьковчан, посвящённый
освобождению Киева

ХАРЬКОВ, 11 ‘ноября. (ТАСС). Ha
празднично украшенной центральной пло-
Way состоялея многолюдный митинг жи-
телей города, посвященный освобождению
Киева, Пережившие весь ужас гитлеров-
ского ига, харьковчане с 0с0б0й радостью
привететвовали освобождение столицы Ук-
раины. Тысячи людей вышли на улицы
с транспарантами и знамёнами. Многие из
патриотов хранили их в течение всего пе-
рио1а фашистекой оккупации. Так, пор-
трёты Ленина и Сталина, которые несли
работники Реммаштреста. рискуя жизнью,
 сберёг старый кадровый рабочий Г. К.
Ютиненко. Огромные художественные пан-
но украсили здания, над их фасадами
взвились алые флаги. м

Митинг открыл председатель торолекого
Совета депутатов трудящихея тов. Сели-
ганов. Он горячо позлравил присутетвую-
ших с блестящими победами Вфасной Ар-
ции. с освобождением столицы Украины —
гороза Киева.

— Слава нашей доблестной Красной
Армии. мудрому полководцу великому
Сталину. освободившим от немецких банд
наши родные города и села! — провозгла-
шает тов. Селиванов под бурные, долго
не смолкающие аплодисменты.

Горячей овацией встречают харьковчане
 соббщение тов. Селиванова о награждении
  Верховного Главнокоманлующего Маршала
Советского Союза товарища Юталина ‘орхе-
‚Суворова первой стелени, :
Слово прелоставляетея секретарю Харь-
вовского обкома КП(б)У тов, Профатилову.

— Год назад — говорит тов. Профати-
лав, — великий стратег и полковолец
товарищ Сталин сказал: «Недалёк тот день,
когла враг. узнает. силу новых ударов Ёрак-

{

ник!»..Это время пришло. Красная Армия
освобождает от немецких захватчиков горо-
да и сёла. За короткое время освобождены
Донбаес, Полтава, Сумы, Чернигов, Днепро-
петровск, Запорожье и, наконец, наша
краса и гордость, мать городов руеских —
Киев.

На трибуне — фабочий Н-екого завола
В. И. Величко.

— Фашистекие людоеды ХХ века звер-
ством и пытками хотели поработить укра-
инекий народ, — говорит он, -— не вы-
uso! Украинны борются ев фашаетекими
нзБергами на фронтах отечественной вой-
ны и в тылу врага. Тысячи сынов Совет-
екой Украины прославили себя бессмерт-
ными ‘подвигами. Ролные киевляне, пере-
даём вам пламенный привет. Слушайте,
родные братья и сёстры, как работаем
‘мы, харьковчане, как помогаем своей
  освоболительнице — Красной Армии. Наш
коллектив, восстанавливая завод, в октя-
Ope уже выполнил задание на 112 про-
центов. Мы взяли обязательство ко [nw
Юталинской Конституции дать продукции
зля Врасной Армии на 7 процентов боль-
шв, чем намечено планом. Не покладая
рук, работайте и вы, ускоряя тем самым
день побелы!
От имени интеллигеннии выступил лок-
тор технических наук профессор Мапино-
етроительного института A. B. Tepemen-
ко, заверивший собравшихся, что учёные
Украины приложат все свои силы, чтобы
приблизить час победье.
Участники митинга приняли приветет-
вепные письма Верховному Главнокоман-
лующему Маршалу  Советекого Союза
товарищу Сталину. & также руководителю
большевиков Украины Н. (С. Хрущеву и

ной Армии. Будет и на нашей улице празд-‘трудящимся освобождённого Киева.