НА ПрОоемотТрАХ

„Легенда © Цевичьей башне“

Эта фильма—первая, снятая в Баку
Азербейджанским кино-управлением.

Мы всячески приветствуем самый
факт организации нового. кино-про-
изводства. И, по правде сказать, нам
очень трудно сурово критиковать эту
фильму, тем более, что она сделана в
чрезвычайно трудных условиях. С дру-
гой стороны, слишком мягкое отноше-
ние к ошибкам бакинских товарищей
может быть объективно вредным, так
как эти ошибки будут повторены еще
и еще раз. Поэтому мы решаемся
указать на очень большие; и большей
частью неисправимые, недостатки кар-
тины,

Прежде всего—сюжет фильмы. Ка-
кой умник догадался взять за основу
картины ничем не связанную с совре-
менностью „романтическую“ легенду
о Девичьей Башне? Кто разработал его
так, что даже намеки на социальный
подход (рабство, суд) стираются баналь-
ными любовными сценами?

Коммерческие соображения? Но
oe нельзя окупить одними Баку и

ерсией, а мы видели несколько „Жем-
чужин гарема,“ сделанных во много
раз лучше и по сюжету не менее прие-
млемых для нас, чем эта фильма?

„Казнь 26,“ „Черная кровь“ (нефть) —
вот темы, с которых нужно было на-
чинать!

Постановка страдает бесчисленными
недостатками. Многие из них можно
объяснить трудными условиями работы,
о которых говорит ниже режиссер
фильмы Баллюзек. Ho чем можно
объяснить этот оперный „Восток,“ взя-
тый вне всякой эпохи и стиля?

Кусочки подлинного Востока (улицы,
скот, некоторые типы) отрадно выде-
ляются из всей этой ложно-восточной
„феерии“.

Основная беда режиссера Баллюзека
в том, что он перенес в кинематогра-
фию свои навыки художника. Отсюда
старательные задние планы—„художе-
ственные,“ а — кинематографически —

безвкусно, взятые, отсюда— увлечение
анти-кинематографической — „красиво-
стью.“

Не умея как следует владеть мате-
риалом, Баллюзек, вместо монтажа,

Лив

Perens

KAK CHUM

усердно вирирует (окрашивает) почти
всю фильму во все цвета радуги. Не-
которые сцены просто аляповато рас-
крашены. Это безвкусно, портит фото-
графию - утомляет.

Артисты? Жозеффи, так прекрасно
показанную нам Перестиани в „Крас-
ных Дьяволятах“, Баллюзек заставляет

усиленно „переживать,“ что вовсе не
соответствует дарованию этой артистки.
Не верится, что театральный любовник
Ваграм, работал раньше в кинемато-
графии. Впрочем, может быть и он—
жертва режиссера.

Оператора Лемке за виражами почти
не видно. Судя по очень странным
„наплывам“,— „Легенда“ не лучшая его
работа.

Мы надеемся, что АФКУ учтет сде-
ланные промахи и его вторая фильма
будет не хуже, чем делают в Грузии.

„Легенда о Девичьей Башне“ может
после исправлений пройти в хозрасчет-
ных театрах и, возможно, сделает сборы.

Вл. Ерофеев.

„ЛЕГ ДАя

Беседа с режиссером-художнином В. В. Баллюзенк.

Постановку „Легенды о девичьей
башне“ я предпринял, не имея в. своем
распоряжении ни ателье, ни лабора-
тории, ни технических приспособлений
{кроме 3-х юпитеров с переменным то-
ком), ни артистического персонала. С
такими данными было, конечно, очень
трудно работать. Почти все снимки
сделаны под. открытым небом. Не имея
ателье я избегал внутренних съемок,
для которых приходилось сооружать
постройки во дворе.

Из актеров, работавших раньше в
кино, у меня были исполнители глав-
ных ролей — Эрнесто Ваграм, снимав-
шийся раньше в Италии и у Ханжон-
кова, и София Жозеффи, известная по
„Красным Дьяволятам“. Все остальные

i

ОНЦЫ с ВОНЦАМ

Cia НЕ ВСЕГДА Co)

актеры и рабочие никогда раньше ни-
какого отношения к кино не имели и
поэтому, за неимением отдельных акте-
ров, приходилось „напирать“ на толпу.
Благодаря тому, что. восточная толпа
очень экспансивна, это было вполне
возможно. Вся картина быта снята в
окрестностях Баку, за исключением
кадров ‘со скотом, из-за которых мы
ездили в Дагестан.

Картину мы снимали в течение 4-х
месяцев, но вследствии того, что лабо-
ратории не было, я не имел возмож-
ности проверять снимки. Оборудование
лаборатории было закончено уже после
того, как вся картина была снята. Ясно,
насколько трудны были условия ра-

СВОДИТЬ НАДО

(По поводу статьи т. Коцына в „Кино-Газете“).

Итак, между мной и т. Коцыном
та разница, что он сводит концы с кон-
цами, а я иногда не свожу... и (при-
бавляю от себя) не свожу злонамеренно.

Т. Коцын кольнул меня тем, что я
не свожу концов с концами во вэгля-
дах своих на кинематографию. Коль-
нул, но мне не больно. Укол до со-
знания не дошел.

Не всегда нужно сводить
с концами.

концы

Скажем: кинематография — веревка;
один KoHey— Status quo, другой —
акционирование,

Нужно сводить концы с концами?

— Нет.

— Почему?

— А потому, что совершенно неиз-
вестно, что из этого сведения полу-
чится... а вдруг получится уничтоже-
ние существующих государственных
кино- контор с их большими возмож-
ностями развития, художественными
замыслами и т. п. одна акционерная
пустая касса и влияние на дела одной
организации, менее талантливой в веде-
нии дел, чем другие?

Иногда также от сведения концов
с концами получается петля.

Вот в чем штука-то. Вот ночему
боязно сводить концы с концами. Вот
почему я и держусь пока за один ко-
Hey—Status 4ио-—и от него хочу шагать
дальше.

Что мешает работе государственных
кино-контор?

боты.
Во-первых, малый ввоз;

Во-вторых, отсутствие достаточных
средств;

В-третьих, монополия проката в ру-
ках хозпредприятия.

Что нам нужно?

Во-первых, больший ввоз.

Во-вторых, горизонтальное акциони-
рование с местными (своего Совета)
банками и хозучреждениями.

В-третьих, монополия советского
государства против буржуазии, а не
против совконтор, в руках нехозяй-
ственного регулирующего органа.

Почему „нужно право проката
по СССР?

— Потому, что картина—не сапоги.
Купишь ли ее, сам ли произведешь,
необходимо иметь право прокатывать
ее самому до ее изнашивания. Иначе
произойдет срыв работы, работа в чьюто
пользу, ничем не оправдываемую.

Если не по СССР, если этому ме-
шает конституция Союза, то по РСФСР.

На счет конкуренции совконтор, соли,
горячего льда и анархических импуль-
сов...

При монополии советской власти
против буржуазии конкуренция четы-
рех— пяти совконтор совсем не страш-
ное дело. Она, конечно, результатом
своим будет иметь только: 1) пониже-
ние цены проката, 2) повышение ка-
чества производства, 3) повышенную
возможность расцвета театров. Следо-
вательно, конкуренция полезна,

КИНО-ГАЗЕТ

КИНО-ЭМИГРАНТЫ

wee

ЗА ГРАНИЦЕЙ

ея   ВБР >.’ УИ ОЧ шел

Наиболее прочно русские кино-эми-
гранты чувствуют себя в Париже. Здесь
цветет и не вянет, основанное Ёрмоль-
евым Акционерное об-во Альбатрос.
Душой об-ва является И. Мозжухин,
играющий почти во всех картинах, вы-
пушенных об-вом. (Мы видели уже
„Дитя карнавала“и„Пылающий костер“)
Кроме того этой ‘фирмой выпущены
„Песнь торжествующей любви“ в поста-
новке В. Туржанского, с участием
Н. Кованько, „Кин“. с участием Моз-
жухина, под режессурой А. Волкова;
„Тайна одного дома“ —постановка Вол-
кова, с участием Музжухина; „Этот
свинтус Морэн“ — режиссер Туржанский,
в главной роли Н. Римский. Только что
закончены съемки картины „Фенщина
в маске“ В. Туржанского и „Проходя-
щие тени“ А. Волкова. Производство
„Альбатроса“ находит довольно широ-
кий сбыт на французском рынке, т. к.
соответствует „утонченным“ вкусам
французской мелкой буржуазии. Моз-
жухин и его товарищи пытаются отойти
от старых русско-французских „психо-
логических“ шаблонов, но пока боль-
шого прогресса в этом направлении не
видно.

В Германии русская кинематография
представлена И. Ермольевым, недавно
выпустившим большую фильму „Гарас
Бульба“, и „Цезарь-Фильм“, основанной
Венгеровым и Харитоновым. Эта фирма
выпустила недавно картину „Вешние
воды“, с участием Рунича и Дианы
Карен, и в настоящее время распалась.

Не так давно В. Венгеровым, совме-
стно с Гуго Стинесом, образовано об-во
„Вести-Фильм“, в которое вошел также
Харитонов, Кере, Загродский и др.
Кроме этих фирм в Германии сущест-
вует целый ряд разного калибра русских
и полуруеских фирм и фирмочек, живу-
щих скупкой картин иностранной про-
дукции „на Россию“ и перепродающих
их советским кино-организациям.

Из русских режиссеров в Германии
работают В. Стрижевский, Н. Маликов
и В. Азагаров. Целый ряд русских
артистов снимается у немецких фирм:
Гзовская, В. Гайдаров, Хмара, Чехова,
Десни, Беляева, Стелла Арбенина, По-
техина и др.

д.

Берлин.
aos

КОНФЕРЕНЦИЯ о КИНО

В помешении „Урания - Фильм“,

в Вене, созывается на время с 15
по 18 мая конференция специали-
стов, в том числе и зарубежных,

для проведения дискуссии и деба-
тов о кино. Предварительная повестка
дняконференции следующая: 15-го мая —
современное состояние кинематографи-
ческого рынка, реформа кино и фильм-
цензура; кино и народное просвещение;
16-го мая— фильма, как культурная про-
блема; кино-драма, как вид искусства;
сочетание культурной фильмы с докла-
дом и музыкой; кино-музыка; 17-го мая —
фильма и юношество; учебная фильма;
кино и школа; 18-го мая —реформа кино
и кино-театр, организация проката учеб-
ной и культурной фильмы; учреждение
справочного бюро по кино. После каж-
дого из докладов намечена дискус-
сия.

И тут очень далеко до страшных,
›анархических импульсов“. Кстати ска-
зать, вопреки мнению многих товари-
щей, я нахожу, что конкуренции сов-
контор у нас еще не было. Была и
есть эпоха самодержавия „Госкино“.

И нельзя— не по марксистски —опери-
ровать так понятиями, как т. Коцын
оперирует понятиями соль, лед и пр.
Еще Энгельс советовал избегать сужде-
ний по формуле: да— да, нет— нет, что
сверх того, то от лукавого.

Решительно ли я возражаю против
каких бы то ни было форм объедине-
ния кино-организаций?

Для меня дела объединения самих
кино-организаций—вопрос второочеред-
ный. Ясно: во вторую очередь, после
удовлетворения вышеуказанных трех
нужд кино-контор.

Но уж если с объединением не тер-
пится, то, конечно, —синдицирование.

Как будто концы, какие нужно сво-
дить,я свел, а какие не нужно — не свел.

И во всяком случае свожу не так, как
т. Коцын.

У него и веревка - то о трех концах.
На одном конце — 55 quo, na
другом—акционирование, на третьем —
синдицирование.

В своей статье в „Вестнике искусств“
он свел или—для наглядности—застег-
нул два конца: {21$ 410 и акциони-
рование, а третий—синдицирование—
повис у него на подобие хвоста.

В „Кино-газете“ он застегнул status
quo uM синдицирование, а хвостом по-
висло акционирование.

Разве это сведение концов с концами?

Н. ПЛАСТИНИН.

А

Л 16 (32)

ЭКРАН

ПШадение Китти Фальн

Мы несколько отвыкли от „сложных“
психологических кино-драм, которыми
столь усердно потчевалась до и во
время войны русская буржуазная пу-
блика. Мы решительно’ не перевари-
ваем медлительного темпа этих картин,
бесконечно-нудных „переживаний“.

И вот снова перед нами „трагедия
женской души“. Опереточная дива,
преследуемая шантажистом, ее бывшим
мужем. Конечно, роскошная жизнь,
богатый покровитель, вилла на берегу
моря, тысяча изысканнейших туалетов.

Довольно банальный сюжет. Спасибо
и на том, что не изображены еше
самоубийство героини и бракосочета-
ние героя с оставшейся ему верною
невестой.

Казалось бы, совершенно ненужная
фильма, осебенно в общественном отно-
шении. И все же ее появление необхо-
димо приветствовать. Все дело в исклю-
чительно тонкой и мастерской игре
Асты Нильсен. С поразительной кон-
кретностью дан образ стареющей, но
сохранившей очарование артистки.
Следишь за каждым ее движением, столь
обдуманным и выразительным. Ее образ
приобретает необычайную жизненность
и даже социальное значение. Вся пош-
лость сюжета при этом забывается.
В последней же части Аста Нильсен
решается на то, что не дерзнули бы
сделать прочие „королевы экрана“,
знающие один и тот же трафарет,
вроде Эллен Рихтер, Миа Май, Ферн-
Андра и т. п. Она играет старую,
опустившуюся, безобразную женщину
и здесь достигает высокой художествен-
ности и глубокого трагизма. Очень
помогают Нильсен ее партнеры, осо-

бенно Хмара, знакомый ‘москвичам по
Т Студии МХТ.

Конечно, можно весьма основательно
сомневаться, нужен ли весь этот ма-
стерской психологический натурализм
в кино. Но как при этом не отметить,
что и здесь, в чуждой как будто бы
кино области, искусство экрана весьма
успешно может состязаться с театром.
„Падение Китти Фальк“ (неудачный
перевод немецкого названия картины—
»Abschturz*)--npexpacuprii Tomy npumep.

Я. Р.

Лиана Гайд

В вминфэзшноле

КОМСОМОЛЬЩЫ 0 ДЕТСКОМ КИНО

„Приветствуя начинание инициатив-
ной группы комсомольцев в создании
детского пролетарского кино и считая
безусловно необходимым и своевремен-
ным поднять вопрос о создании дет-
ского кино перед государственными
просветительными и общественными
организациями, мы, начинающие кине-
матографисты-комсомольцы, готовы на-
чать работу и притти на помощь, как
инициативной группе комсомольцев,
так и всем начинающим работать в
этой области, путем разработки сцена-

ХРОНИКА

риев, организацией постановок и со-
зданием детских красных фильм.

Мы надеемся, что в создании дет-
ского кино к нам придут на помощь
партийные и профессиональные органи-
зации и все работающие в области кино“.

Постановление открытого
общего собрания РКСМ при
Госуд. Техникуме Кинемат.

К резолюции общего собрания PKCM
всецело присоединяются: Исполбюро
студентов, профком, ячейка
РЕП и правление Техникума.

JO

,BoctoKo=-@unbm*. Ocnosannoe
Гуго Стинесом совместно с русскими
эмигрантами о-во „Востоко-фильм“,
в Берлине, предложило месяца два на-
зад „Госкино“ организовать русско-гер-
манское смешанное об-во.

Ныне из госкиновских источников
сообщают, что проект смешанного об-ва
„Востоко-фильм“ уже выработан и по-
ступил на рассмотрение в Наркомпрос.
Переговоры со стороны „Госкино“ вел
зам. зав. „Госкино“-—Косман.

„Морозко“. В скором времени
„Русь“ выпускает детскую картину „Мо-
розко“. Картина выдержана в „берен-
деевских тонах“. Главные роли испо-
лняют артисты: Массалитинова (Мал.
театр), В. Топорков (т. Корша), Г. Гро-
мова (4 студия МХАТ), Еланская (2 сту-
дия МХАТ), деда Морозко—клоун-пры-
гун Виталий Лазаренко. Сценарий,

постановка и фотография — Ю. Желя-
бужского.

В „Кино-Москве“ был устроен
закрытый просмотр 2-х американских
картин с Максом Линдером: „Гри Муш-
кетера“ и „Будь моей женой“. Картины
сделаны прекрасно. (Сняты фильмы
в Америке „Артистической корпора-
цией“, в которую, помимо Линдера,
входят Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс,
Чарли Чаплин и Гриффитс.

Кино-Север. По заказу Бол. драма-
тического театра „Кино-Севером“ в
воскресенье 6 апреля была произве-
дена съемка картины, которая будет
демонстрироваться по ходу действия
ставящейся в Бол. Драматическом
театре пьесы А. Н. Толстого „Бунт
машин“ .В главной роли—Н. Ф. Мона-
хов. Съемка была произведена у здания
театра и собрала многочисленную толпу
зрителей. (Ленинград).

А. Ф. К. У. 5-го апреля Азкино-
фабрикой были произведены съемки
торжественного открытия навигации
в Баку. Сняты нефтеналивные суда
и присутствовавшие на торжестве пред-
ставители организаций.

В кино-шноле М. Доронина.
С 10-го по 23 апреля идут приемные
экзамены на летний триместр. Пред-
положено довести состав школы до
100-150 человек, разбив учащихся на
несколько групп.

В составе преподавателей: М. И. До-

онин—Фюрст; И. Н. Худолеев, Л. В.
икулин; М. Ю. Левидов; Ё. С. Собо-
лева; П. В. Урбанович.

К осени предположена к организации
мастерская И. Н. Худолеева.

„Рука с печатью“ Мастерская
и кино-школа М. Доронина занята по-
становкой картины „Рука с печатью“.
Картину ставит М. Доронин („Севзап-
кино“).

ваенеааанеааанааесеняюеуеу сие ау еиеиеИЕИЕИЕ ИИС СИРИИ СРИЕИЕИЕИ

ЕЕ

АТВ...

Е
Е
Е]
Е
[2]
Я
®

некоторого времени радио-станции всего мира
тали получать непонятные сигналы:

одэли...

BERBER EE REE EBEEEEEEREEEEEEEGEREE EEE PERE EEEE ooo

У ТА...