ЛВ 16 (32)

OT

СЦЕНАРИЯ [9

ЭКРАШУ

ИЕ ae

(Схема постановки нартины в американсном ателье).
(Окончание. Начало см. № 15 [31]).

Психологическая черта, свойственная
«инорежиссерам всех стран: режиссер
дорожит каждым заснятым кадром, дро-
жит над каждой сценой и часто оста-
вляет в картине совершенно ненужные
куски. Американские кинопредприни-
матели учли‘эту невинную любовь ре-
жиссеров к своим детищам и выдумали
так-называемого ,M-r  Scissors* —
„мистера Ножницы.“ Этим „иродовым“
именем в американских киноателье на-
зывают спецов по урезке и монтажу
картин. „Мистер Ножницы“ обыкно-
венно, сам режиссер. В монтажной он—
царь и бог! Гроза молодых режиссеров
и актрис. Этому извергу ничего не
стоит, вгоняя картину в определенный
метраж, вырезать и выбросить целый
ряд сцен и крупных планов. Процесс
урезки и монтажа иногда сопровождает-
ся ‘скандалами. Само собою разумеется,
что картины Гриффитса и других круп-
ных мастеров никакими ножницами, кро-
ме их собственных, не урезаются.

Одновременно с монтажем идет окон-
чательное редактирование титров (над-
писей). Образчик американского раз-
деления труда: первоначальное соста-
вление титров дается не сценаристам,
а литераторам, специализировавшимся
на этом. В Америке есть добрая сотня
человек, живущих исключительно писа-
нием титров для кино-картин, и при
этом очень недурно живущих. Оконча-
тельная редакция титров делается ре-
жиссером совместно с завателье и сце-
наристом.

Фильма склеена. Начинаются беско-
нечные просмотры. Сначала — режис-
серские, затем главы фирмы с зав‘ами
отделов и „звездами.“ „Звезды“ жен-
скаго пола обыкновенно капризничают,
находят, что их неправильно режисси-
`ровали, неправильно освещали, непра-
вильно снимали и т. 4. Все к этому
привыкли и не обращают внимания.
В картину вносятся поправки. Кое-что
еще урезается, изредка находят нуж-
„ным сделать досъемки. На следующие
просмотры приглашаются представители
прессы, церкви, общественных органи-
заций, разные почтенные миссис из
клубов и благотворительных обществ
и т. п. (Кинематографистам из конку-
рирующих фирм, ясное дело, на эти
просмотры доступа нет). У всех „про-
сматривающих“ глава фирмы или его
‘заместители превежливо спрашивают

НАКАНУНЕ

мнение и просят советов (которые,
конечно, и не думают исполнять). После
просмотров— банкеты. Прощанье—,на-
деемся на вашу поддержку!“

Картина готова уже к выпуску в про-
кат. Но осторожные „янки“ предвари-
тельно устраивают еще так-называемую
„пробу на собаках“, т.-е. везут картину
в какой-нибудь маленький городок и
там, без рекламы, без предупреждений,
показывают публике захудалого кино-
театрика. Это-то и называется у них
милым термином — „проба на собаках“.
Этот просмотр определяет, как средняя
американская публика „берет“ картину
и какие сцены лучше всего до нее
„доходят.“

Картина кончена. Назначается ее
так-называемая — „ге]езае Че“, т.-е
то число, на которое она, по общему
плану, будет выпущена в свет. Картины
в Америке не идут в прокат немед-
ленно по окончании. На определенные
числа (у некоторых фирм на каждую
неделю) назначаются выпуски опреде-
ленных картин, и вновь испеченные
„шедевры“ вылеживаются некоторое
время, ждут своей очереди.

Большинство крупных киноателье
имеют свои собственные прокатные
конторы, с разветвлениями по всем
градам и весям Америки. Некоторые
фирмы продают или сдают на проценты
свою продукцию специальным прокат-
ным конторам, берущим фильмы у раз-
ных фирм. в том и в другом случае
рекламотдел кинофирмы делает картине
предварительный „бум“ широковеща-
тельной рекламой в прессе, на заборах,
в церквах, на тротуарах, облаках, спи-
нах „сандвичей“— и где еще там?

Так, подбодриваемая орущей во всю
Е рекламой, новая картина дости-

—

гает экрана и начинает бродить из
театра в театр. Некоторые из’ „боеви-

«

KOB проходят в Америке через —

страшно сказать-—-девять-десять тысяч

театров. Бесконечный поток четверта-
ков и полтинников, поступающих в кас-
сы театров из карманов публики, оку-
пает содержание всех, через руки и
мозг которых прошла, картина и дает
хорошую прибыль выпустившей ее
в свет кинофирме. Путь картины от
сценария к экрану пройден. — Колесо
начинает вертеться сначала.

ЛЕО МУР

РЕШЕМИЯ

_ Комиссия тов. Манцева.

Полгода назад Совнарком С.С.С.Р.
выделил специальную комиссию для
‘чредварительного разрешения органи-
зационных вопросов кинематографии,
а также вопросов о налогах на кино и
тосударственной ссуде. Комиссия долж-
на была в месячный срок представить
в СНК результаты своих работ.

Комиссия высказалась за акциониро-
вание кино-дела в масштабе С.С.С.Р.,
‘но СНК предложил пересмотреть это
решение, т. к. оно противоречит союз-
ной конституции. Обсудив вопрос вто-
рично, комиссия нашла необходимым
акционирование ‘лишь в масштабе
РСФСР, а по отношению к остальным
республикам признала возможным лишь
форму синдицирования. этом духе
комиссией был выработан в начале
декабря 1923 г. проект декрета, кото-
рый, однако, до сих пор не рассмо-
трен Совнаркомом.

По вопросу о налогах комиссия при-
знала необходимым: 1) освободить кино-
театры от промыслового налога, при-
равняв их к остальным театрам, 2) пре-
дельную ставку обложения центрально-
го, и местного (установленную декретом
22/VI—1922 г.) понизить до 100.

Кроме того, комиссия высказалась за
ассигнование на развитие кино-дела
1.000.000 рублей.

ак известно, кино-совещание при
Наркомпросе подтвердило полностью
постановление комиссии т. Манцева о
налогах, по вопросу же об организации
кино-промышленности высказалось за
акционирование лишь при условии го-
сударственной субсидии (в противном
случае за синдицирование).

Как ожидают, в скором времени
Совнарком поставит на повестку дня
»больные вопросы“ кинематографии и,
так или иначе, их разрешит.

СЕ ae

КРИЗИС

По данным американской статистики,
в американскую кино-промышленность
вложено более полутора миллиардов
долларов. В кино-предприятиях занято
свыше 350.000 человек. 26.000 амери-
канских кино-театров посещается еже-
недельно 50.000.000 человек (кино-те-
атры имеют около 8.000.000 мест).

Однако и эта колоссальная сеть кино-
театров не могла оправдать стоимости
последних „сверх-боевиков“. Оклады
кино-„звезд“, стоимость сценария, оп-
лата режиссеров _ перешагнула все до-
пустимые границы. Все это, в связи
с усилением конкуренции и. некоторым
перепроизводством, привело к кризису.
Как всегда, кризис начал ощущаться,
прежде всего, кино-театрами, которые
повысили до максимума входную плату
и все же не могли выйти из довольно
тяжелого положения.

Недавно в Голивуде на дверях кон-
торы фирмы-Цукор появилось сообще-
ние, извешающее о прекращении про-
изводства. Это означало, что 10.000
‘человек, работающих на фабрике Цу-
кора, выкидываются на улицу. Вскоре

АМЕРИКАНСКОЙ
КИНЕМАТОГРАФИИ

некоторые фирмы последовали примеру
Uykopa: , Universal“, „Мего“, „Кох“ и
др. сократили свое производство.
Ателье, сдававшиеся в наймы, опустели.

Фирмы мотивировали. прекращение
производства тем, что расходы по про-
изводству выросли сверх всякой меры
и что без реорганизации производства
оно не может быть выгодно.

Основную борьбу фирмы повели за
снижение оклада кино-звезд и, после
значительного сопротивления, добились
их снижения. Не обошлось, конечно,
и без понижения заработка несчастных
экстрас и без того получающих ни-
чтожную сумму.

Вместе с тем американские компании
решили пересмотреть производствен-
ный план с тем, чтобы уменьшить
количество боевиков и перейти на про-
изводство более дешевых картин (деше-
вых, конечно, по американским мас-
штабам) Фирма „Кох“, например, уже
опубликовала свой производственный
план. В нем мы не находим фильм
стоимостью больше 250.000 долларов.

Берлин.

OR EE FEE Ea BOE SEES ee eee eee eee

Qageesaeeee

ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ И ОБ-ЯВИТЕЛЕЙ

HN Ea. he   ив
Следующий №-р „Кино-Газеты“ выйдет в ДВОИНОМ размере.
Тираж 10.000
еее ЕНЕНЕНЕНЕНЕИЕ МАЕ ЕЕ ИСИ СУСИСИСС 3

в
a}
Е
El
Е
а
@
Е
a
Е
$

КИНО-РЕКЛАМА

ШГ ЕТ К ВЕ ГИ

ПО РАДИО

ВАмерике, как известно, много радио-
абонентов, в домах которых установлены
радиоприемники. Центральная радио-
станция ежевечерно передает новости
дня, концерты, колыбельные песни,
сказки для детей и т. д. Радио-станции
„не занимаются рекламой,“ ‚но, тем не
менее, кинофирмы  использовывают
радио для своих целей, устраивая вы-
ступления кино-„звезд“ в концертах. Пу-
блике интересно слышать голос всегда
немых „королей экрана“.

Обычно выступления кино-звезд в
радио-концертах сводятся к рассказам
анекдотов и коротким речам. Чарли
Чаплин один раз выступал, как дири-
жер джазбанда, играющий на всех
инструментах порознь и вместе (в дей-
‘ствительности играл настоящий джас-
банд, а Чаплин только делал соответсет-
вующие ремарки). „Мэри и Дуг“, как
называют американцы всеми любимую
чету Пикфорд и Фербэнкса, выступали
вместе в диологе между собой.

Разговоры кино-звезд по радио поль-
зуются огромным успехом и способ-
ствуют увеличению их популярности, а,
его, и большей прибыльности для
кино-фирм.

Л. М.

СЕТЕ. ЩЕ КМ ЩЕЛИ 9

Knne ©

Редакцией получено несколько по-
следних номеров польского кино-жур-
нала’ „Кинема“, который сообщает о
положении кино в Польше следующее.

Налоги.

По мнению польского министерства
финансов, кинематограф является рос-
кошью, которую надо обложить, как
можно большими налогами. Кроме того,
налоги эти вносятся не в процессе ра-
боты ‘театра, а вперед. На международ-
HOM кино-конгрессе, состоявшемся в
1923 году, в Париже установлено, что
самый большой налог ‘в Западной
Европе со зрелищ платит Франция—
ao 20%), в то время как в Польше
налог ныне достигает 1009/0.

Непомерные налоги привели к умень-
шению рекламы и вскоре можно ожи-
дать уничтожения оркестров в театрах.

Расходы, благодаря статистическому
указателю цен и падению валюты, ра-
стут с каждым днем. Для иллюстрации—
такой пример’ роста цен билетов и на-
логов на них. При цене одного билета

Шедевр безграмот-
ности.

В № 12 ленинградского журнала
„Жизнь Искусства“ помещена выдаю-
щаяся по безграмотности рецензия на
„Кино-Правду“ № 18

,

„Госкино“ в последних выпусках
„Кино-Правды“ проводит очень после-
довательно и умело фиксацию быта
в кинематографе. адача широкого
охвата быта последних дней (?) выпол-
нена вполне удачно под руководством
технического редактора (7?!) кино-газе
ты (?) т. Голдобина. Особенно полны
1и интересны обзоры-календари №№ 11,
112 и 13. Тут и лыжный пробег Архан-
гельск— Москва, и открытие памятника
В. И. Ленину в Богородске, и день
революционного студенчества, и день
шестой годовщины Красной армии.
Очень хлесток и ярок в „Кино-Правде“
отдел юморесок на современные поли-
тические темы.“

Все здесь свалено в кучу: и „Кино-
Правда“, и „Кино-Календарь“, и рисо-
ванные шаржи, и... „технический
дактор кино-газеты т. Голдобин“.

Неужели рецензент, действительно,
был на просмотре?

Если был, то „Жизни Искусства“
необходимо срочно освидетельствовать

ре-

ИНО-ГАЗЕТА

АЗЕРБЕЙДЖАН

(Беседа с т. Рзаевым, пред-
ставителем АФКУ).

Наша монополия проката резко от-
личается от монополии центра — мы
работаем без нажима на прокат, кото-
рый пользуется широкой свободой,
в результате чего Баку наводнен кар-
тинами. Самые лучшие боевики при-
ходят к нам одновременно с центром
и вообще обилие программ таково, что
приходится даже временно откладывать
картины. Монополия наша носит ха-
рактер учета и распределения, мы дей-
ствуем, как регулирующий орган.

Экранов, непосредственно эксплоати-
руемых нами в Баку — 3 зимних и 3
летних (вместимость 5.000 чел.). Кроме
того, 2 частных, 1 наробраза, 12 клуб-
ных рабочих организаций. За 1923 год
через советские кино-театры прошло
722.000 человек. Валовой сбор—207.000
руб. зол. В уезде мало театров. В 16-ти
уездах работает всего 5 экранов. После
долгих хлопот нам удалось присоеди-
нить к АФКУ 3 экрана Дагестанской
республики. Возможно, что мы отвоюем

Из детской Фильмы-сказки „Морозко“ („Русь“)

Польше

в2.000.000 марок, на различные расходы
падало. 10.000 марок. Теперь же по
указателю билет стоит 3.200.000 марок,
при чем на различные расходы падает
155.000 марок. Магистрат забирает
1.522.500 марок, всего 1.677.500 марок.

Производство.

Кино-производство в Польше во
много раз в худшем состоянии, чем у
нас (хоть одно сравнение в нашу
пользу!) Е

3-х книжках журнала „Кинема“ за
24 год находим только рекламу одной
польской картины—„Сын дьявола“
или „Уединенные переживания погру-
женного в тайну“. iia картина
Польского Производства в 6-ти частях
с участием артистов театра Редута“.—
Так гласит эта реклама.

Тут же либретто фильмы, из кото-
рого позже приведем несколько цитат,
характеризующих картину и польское
  производство вообще.

ны МЕЛОЧИ poo

его умственные способлости. Такие
корреспонденты общественно опасны.

„День мужчины,

Нам доставлена из Воронежа любо-
пытная афиша. На плакате крупными
буквами напечатано:

„Сегодня в кино „День мужчины“,
при каждом мужчине одна женщина—
бесплатно“.

И над всем этим величественно кра-
суется:

„ГУБПОЛИТПРОСВЕТ“.

Atom

{и Северный Кавказ. Почти все карти-

ны, прошедшие у нас — заграничные.
Месячная потребность Баку—20 про-
грамм, ежегодно—240. За 23 г. „Гос-
кино“ дало нам 13 картин, „Севзап-
кино“ — 14, ВУФКУ -— 44 и частные
фирмы: „Вулкан“—20, „Фильма“— 30
и „Левин“—80. Картины советского
производства попадают к нам не непо-
средственно и не через их конторы,
а через спекулянтов. „Похороны Ле-
нина“ и „Дворец и Крепость“ еще не
пришли.

Первая картина нашего производства
„Легенда о Девичьей Башне“ является
так сказать фильмой „коммерческой“,
за счет которой мы создадим фильму
агитационно-революцнонную, а имен-
но— „Казнь 26 бакинских коммунаров“,
на которую ассигновано 60.000 руб.,
И затем „Черная кровь“ (нефть). Худо-
жественная часть поручена В. В. Бал-
люзеку.

Недавно нами был объявлен конкурс
на сценарии восточного характера, —
поступило 30 сценариев, из которых
12 признано годными к постановке.
Окончательные результаты конкурса
еще не выяснены. Мы выпустили около’
2000 метров хроники: „Шелковое про-
изводство“, „Международный Юноше,
ский День“, „Бакинский трамвай“
„Пожар в Сураханах“ и др.

„Легенда о Девичьей Башне“ должна
пройти с успехом во всех странах

Востока. Наша задача в том, чтобы

привить кино на Востоке. Своим про-
изводством мы не удивим Запад. Мы
рассчитываем проложить дорогу на
Восток вплоть до Индии, а за нами
проникнет туда и советское производ-
ство.

KP bi M

(Беседа ст. Бугаевсним, пред-
ставителем Н. К. П. Крыма)

В настоящее время Крымский Нар-
компрос не занимается своим произ-
водством. Принадлежащие нам ателье
в Ялте (бывш. Ермольева и Ханжонкова)
сданы нами в аренду ВУФКУ. Но
в ближайшем будущем вопрос о более
целесообразной и правильной эксплоа-
тации кино-фабрик должен пройти
через Крымский Совнарком и Крым-
план и весьма вероятно, что практи-
ческое разрешение выразится в пользу
собственного кино-производства. В от-
ношении проката — мы также сдаем
в аренду монополию проката ВУФКУ,
но кинематографы стонут от
политики проката, которая
проводится сейчас ВУФКУ.
Благодаря этому в Крыму функ-
ционируют всего только
кино-театров: 2 в Симферополе,
2 в Севастополе, 1 в Керчи и 1 в Фео-
досии. В Ялте нет ни одного. В 1915—
17 году было 35 (в том числе и сезон-
ные), а сейчас оставшиеся 6 еле су-
ществуют. Перед моим от‘ездом посту-
пила докладная записка от владельцев
оставшихся кинематографов с указа-
нием, что если не будут снижены про-
катные ставки, надо ожидать в бли-
жайшее время закрытия и этих послед-
них театров.

Главной причиной заставляющей
Крымский Наркомпрос сдавать в аренду
фабрики и монополию проката, была
нужда в деньгах, но, как я уже сказал,
теперь обращено сугубое внимание на
вопрос об использовании кино-фабрик
с точки зрения интересов Крымской
Республики и кинематографического
производства.

От редакции. В редакцию поступили
сведения, что ялтинские кино-фабрики
сданы в аренду Елину-Задорожному.
Верно ли это?

Е ЕЕ ЕЕ АЕ ЕЕ ЕЕ ТАН

ОТВЕТ ЧИТАТЕЛЯ

В. Румянцеву. Прочтите руко-
водство „Кинематография“ Алейникова
и Ермольева. Из новых изданий—книгу
Лемана (издана в Берлине). Можно
достать в магазинах „Книга“ (Куз-
нецкий мост, Москва).

Группе читателей и подпис-

чиков. Ответим в одном из ближай-
ших номеров.

Редажтор-РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Ивдалель—-Изд-во „КИНО-МОСКВА“,

lef м
Комплекты уб9ино =Газетый
за 1923 и 1924 год
Комплект за 1923 год — 12 №№ (№№ 1, 4, би 7 распроданы

без остатка) ..
Комплект за 1924
Оба комплекта...

ПРОДАЮТСЯ и ВЫСЫЛАЮТСЯ КОНТОРОЙ по получении денег пере-
водом или почтовыми марками.

МОСКВА, СОВЕТСКАЯ ПЛОЩАДЬ, 6. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ПЕР., Д. 23

are 6 FE LT 6 RS SESE 5 Oa ee Te SE

од — 15 №№.

о а ое» РИО ОЗОН
выл ыи в ть № руб. -30 ков.
сы 2. руб. 50 коп.

COWVUVUUVUUUUUUY VU VUVUUUUUUUU0CS