НА ПО
„А ЭЛ

мировую филь-

ее

Славка «Руси» на «

му», на кинематографическое зобы-,

тие. чуть ли не эпохиальното эначе-
ния, провалилась. Вместо крупной

фильмы мы увидели претенциовзный,

технически недурно сделанный, сред-
нячек.

За недостатком места перехожу в
кратким доказательствам то пунктам.

смотрАХ

ИТА

камерный Перетелли весьма типичен
для истерическото интеллитента, Ло-
ся; Ильинский (дедектив) несколько
переитрывал, HO с ролью в общем
справился; несколько холодна, но
красива, и фотогенична, Куиндиюи (На-
тата); удачно провела роль Маши
Орлова; и совсем великолепен, к со-
жалению, мало использованный Ба-

талов в роли красноармейца Гусева.
Техника. Техника в «Аэлите» по
налшим масштабам хороша. Тщалель-
но организован свет, тщательно сня-
то, тщательно проявлено и отпеча-
тано. Е
Итог. Вьыише я сознательно обходил
критику фильмы с точки зрения иде-
ологии, хотя именно социальный
критерий является для нас наиболее
важным. Я хотел показать, что даже
с формальной, чисто кинематографи-
ческой стороны «Аэлита» —пораже-

Сценарий. Тема заимствована ‘из
елноименного романа А. Толетото,
вещи имеющей значительную худо-
жественную ценность и являющейся:
попыткой некоторых полуфилософи-
ческих обобщений на мотивы совре-
менности (о революции русской и
мировой. Oo мятущейся душе россий-
ского интеллигента и т. п.). Вместо
всего этого «русевекие» сценаристы
(Оцеп и Файко) умудрились сделать
мустячек, «скверный анекдот» о не-
воем истерическом инженере, весъыма
влюбленном в свою жену; ее усердно
ревнующем; в нее стреляющем, и за-
тем улетающем на Маре. На Марсе
он затевает нездоровый флирт ©
Аэлитой, попадает в драку и чуть не
ироизводит революцию. В последней
части зритель узнает. что полет на
Марс—это только галлюцинация; что
жена живехонька, и что инженер ле-
теть на Марс раздумал Финал—по
американски сладкая сцена у камн-
на. Все это обрамлено осколками ео-
ветского быта, взятого через желтые
очки мелкого обывателя.

В сценарий куча алогичностей и
очевиднейших нелепостей. Марс по-
казан то реально существующим, то
только результатом таллюцинации.
Действие развертывается на протя-
жении одного года, а быт показан пя-
тилетний (и мешочники из 49 года,
И современный Волховстрой) и пр.

Оформление. На базе тажюто сце:
нария мудрено было создать ориги-
нальную вещь. И Протазанов не со-
здал ее. Я уже не товорю о земной
части-—советском быте времен граж-
данской войны. Протазанов в это
время был за границей, и потому не-
мудрено, что эта часть не удалась
ему. Но и в марсианской части, где
столь неограниченный простор для
режиссерской фантазии, мы видим
тятучие, ни в коей мере не поражал-
щие метры. Это не ирреальный Марс
Уэльса. даже не суховато-бледный

ние.

=

_ ПРОТОЗА

we

De

недостатком техники,

не отсутстви-
ем средств (денег потрачено: много), а

идеологической беспринципностью.
На кого, на какого зрителя рассчил
тана «Аэлита»? На этот вопрос Про-
тазанов ответил: (интервью в прош-
лом номере «Кино-Газеты»): «Карти-
на в одинаковой степени рассчитана
, как на СООР; так и на, заграницу.
Маро  Толотого, это—просто Джое-   Она должна как там, так и здесь
Майский Офир из «Женщины с мил-   одинаково быть принятой и понятой
песуразные  Ни целео0т пгирокими слоями зрителей». И она
образностью, ни эстетикой не опраз-   действительно будет одинаково при-
дываемые постройки; столь же неле-   нята, но только одинаково плохо. Не-
пые, неудобоносимые костюмы (это   смотря на кое где подпущенный сме-
на тланете-то с высшей культурой!);   новеховский советизм, «Аэлита» бу-
самые что ни на есть люди, отлича-   дет очень холодно встречена проле-
ющиеся от нас только лем, что не! тароким зрителем, ибо по духу она
Умеют достаточно горячо целоваться.   чужда ему. Наоборот. мещанин Bep-
Бутафорокий, убогий Маре..:   ина и Нарижа (и российский эми-
Монтаж ‘неровен и пестр—от бод-   грант), с удовольствием полюбуясь
рого удачного начала переходит к на «советский» вшивый быт, будет
вялой середине и скучному концу. неприятно шокирован «атитационны-
Два слова 0б ‘исполнителях. Солн-  ми сценами». (Впрочем, если их вы-
цева (Аэлита), Перегонец (Ихопека),   резать, получился недурная контр-ре-
Эггерт (Тускуб) и прочие «марсиане»   волюционная фильма),
больше похожи на героев Расина или «Аэлита» лишний раз показала,
Корнеля, чем на «синих людей», ка-   что основное, чем занята «Русь», это
кими их представил себе Толетой.   коммерческое усердие угодить «и
«Земные» актеры значительно лучше:  нашим и
‘Ss a BR ee a ee ЕЕ СЕ ПТЕИЕСТВИ

ЧЕСКИИ ОТД
Мы открываем в «Кино-Газете» но-   атров и всей кинематографии за 1923

РЕДАКЦИИ
вый экономический отдел, в котором ‘год. Оказалось, что никакой особой !
в цифрах и фактах будем, по возмож-   статистики по кино ‘не ведется и

kane ERUDLY

ности, всесторонне выявлять эконо-   Наркомфин этих цифр не знает. По-
мическое и финансовое положение   чти тоже в Наркомвнешторге—наш
отдельных  кино-организаций, кино-   сотрудник потратил около месяца,

пеатров и всей советской кинемалтоз
графии в целом. Систематической ра-
боты в этом направлении пока, никем
не велось, поэтому трудности перед
нами стоят колоссальные. Малень-
кие приметы: мы пытались выяснить

чтобы добилься основных цифр, ха-
раклеризующих имлорт (ввоз) кино-
товаров в CCCP.

Однако, мы надеемся, что нам

удастся преодолеть трудности и, по-

в Наркомфине OCOP две цифры: 1)   СТ®\енно выявить полную картину
число кино-театров, обложенных на-   экономического положения кино-де-
логами, 2) сумму налогов с кино-те-   ла в ОСОР.

ВВОЗ КИНО-ТОВАРОВ В СССР. MOMY, 10 сих пор не использована и
(С 1 октября та Г ge 22 сентября   поэтому фактически сумма импорта
924 г.).

несколько ниже. Числа, ввезенных
За период с 1 октября 1923 г. по фильм и даже общего количества, ‘мет-
22 сентября 1924 г., т.-е. почти за весь

ров По этим данным определить
хозяйственный тод Наркомвнештор- нельзя, т.-к по областям цифры даны
гом и местными ортанами было вы-

лишь в сумме публей. Нег также све-
дано лицензий на ввоз в СООР всех   дений о размерах импорта по отдель-
видов кино-товаров всего на сумму—

ным странам.
2.405.500 рублей. Надеемся, что в этом году Нарком-

По центру. внешторг усоверитенствует свою ки-

Выдано лицензий на зажутику : но-статистику.
метр. ›уб. ИМПОРТНЫЙ ПЛАН НА 1924125 г.
Кино-фильм ,. . 1.505.300 685.200] В импортном плане на 1924/25 год
Сырой пленки 3.305.800 590.100! плановая комиссия Наркомвнешторга,
Аппаратуры на сумму. . 250.00”   установила континтент ввоза кино-
` Итого . 1.527.800 руб.   Товаров в 4.500.000 руб. и фото-то-

варов—500.000 рублей.

«Госкино», ‘настаивавтиее ‘на, уста-
новлении контингента (для кино-фо-
то-товарюв) в размере 11.500.000 руб.

Пе областям.
Выдано лицензий на закушку киво-
фильм, сырой пленки и аппаратуры:
По Северо-Зап. области на

опротестовало это постановление в

сумму. . . . 837.900 p.  cexnmo seme ropronmu Tocmmana.

» Украине... .... - 405.900 „,   Однако, секция подтвердила решение
„ Закавказью. .. - 133.500 „   комиссии Наркомвнешторга с оговор-
„ Белоруссии... ... 1.500, кой, что если контингент ввоза, будет

Итого . 878.200 р.  исчерпан до срока, возможно увели-
Часть выданных лицензий, шовиди- чение континтента.

НИНО-ГАЗЕТА

НАШИ БЕСЕДЫ

Его третьясе=3

ФАБРИКА ГОСКИНО.

(Беседа с директором Н.; 0. Гол-

лендер)

До сих пор «Госкино» картин, спе-
циально предназначенных для вуль-
турных целей, не производило, а ста-
вило просто художественные картины
правда, с идеологий, приемлемой для
рабочих клубов Теперь же правле-
ние «Госкино» решило выделить 3-ю
фабрику специально для постановки
агитационно-культурных и научных
фильм.

Для осуществления этой цели
«Госкино» выделяее специальный
фонд в размере 5 тысяч (5.000) руб.
в месяц. Культоб’единение «Госкино»
и производственная контора «Госки=
но» входит в коллегию при фабрике,
создавая президиум, через который
проходят все оценарии и который ке-
посредственно будет руководить иде-
ологической стороной дела.

В настоящее время состав дирек-
ции следующий: директор—я, мои
заместители: директор  культоб’е-
динения тов. Трояновская и тов. Сте-
панов (зав. произволственной конто-
рой с’емок) руководитель  художе-
сгвенно-технической частью т. Е. А.
Иванов и зав. административной чяа-
стью тов. Рудин.

Оборудование фабрики в данный
момент вполне  удовлетворительно,
кроме того принимаются меры к
улучшению его, напр., устанавливает-
ся новый большой унформер, приепо-
соблены новые реостаты и т. д.

Производственный план фабрики в
настоящий момент находится еще в
стадии разработки. Принципиально
решено об’явить конкурс сценариев
(из жизни партии, деревенские, на-
учные и ряд других).

Что касается режиссеров и арти-
стов, то предполагается опираться в
работе, главным образом, на проле-
тарские кино-студии и об’единения
молодняка, что не исключает, конеч-
но, возможности участия в фаботе
старых кино работников,

Фабрика входит в контажт каж ©
партийными, так и с профессиональ-
ными организациями, для создания
действительно нужных им агитащи-
онных фильм.

m= ОПЫТ =
кино-передвижек Г П.П.

(Из беседы с зав. кино-секцией Глав-

политпросвета т. Веремиенко),

Задачи, стоящие в настоящее вре-
мя перед работниками передвижно-
TO .NHHO сводятся в. основном к воз-
можно более тлубокому и полному
выявлению отношения крестьянской
аудитории к различным характерным
кино-картинам. Выяснение этого
сложного вопроса сыграет большую
роль в деле создания деревенской
фильмы,

Уже несколько раз поднимался во-
прос о метраже и содержании дере-
венской фильмы. Трудно было
учесть, что дает максимум цельных
впечатлений. Опыт работы кино-пе-
редвижек в этом отношении весьма
пригодился, он говорит, что ‘когда
крестьянам показывают фильму с
близким и понятным сюжетом, они
с неослабеваемым вниманием смо-
трят ее независимо от метража.

Наблюдения показали, что кре-
стьянокая аудитория воспринимает
не сюжет в целом, а лишь ряд от-
дельных сцен. Отсюда кино-секция
ГИП выводит основное, азбучное
положение для деревенской филь-
мы— это близость ее к крестьянину,
простота сюжета и монтажа.

„Опыт 6-месячной работы передви-
mex ГИП подробно освещен в сбор-
нике «За кино-передвижку», который
выходит в конце текущего года. Г.

Е Е а

НАШИ ШАРЖИ
Рис. В, Ардова.

Эггерт
(„Четыре н пять“)

Ев И

ПЕРЕДАЧА ТЕАТРОВ м2
a y KUHO-MOCKiE

С 1-r0 октября  <«Кино-Москве
передаются все кино-театры, принад-
лежащие Моссовету (около 30 теа-
тров). Кино «Карнавал» будет экс-
плоатироваться «Кино-Москвой» не-
посредственно.

ле

41 (57)

С ПБ. ОНИ...

„БЕЗБИЛЕТНЫЙ ПАССАЖИР“

Осси Освальд — единственная на- никакой. Затрудиялось сказать—бу-
стоящая комедийная кино-артистка дет ли эта фильма иметь успех в ра-
Германии. Талантливая, находчивая, CRS SRNR ИВИС
бодрая и разнообразная. Ве стиль—
это безобидно-веселые полу-фареы,
полу-отиереты, на которые тажие ма:
стера венские и берлинские лег-
кие драматурги и беллетристы. Не-
замысловатые пустяки, примитив-
ная шутка, нелепая перепутаницаы—

вот темы ее комедий, безалобных и
пустых. Но делаются они прекрасно.
Постоянный фежниссер и паренер  Ос-
om Освальд—Виктор Янсон-—ученик
и подражатель раннего Побича. У не-
го есть выдумка. вкус и темперамент.
И то, что он ставит, смотрится без
скуки. «Безбилетный пассажир» —од-
на, из наиболее весело притотовлен-
ных безделушек Янсона и Осси. Мо-
TOMO женоненавистник, очаровывае-
мый 0сси; усердный служажа-упразв-
дел этого женоненавистника, пред-
неринималотщий чисто кино-американ-
скую погоню за экстренным поездом
(cam Simeon); тара, скульитурно сра-
ботанных,  захолустных фермеров;
замечательный актер-нетритенок; са-
ма развеселая Осси; десятки окружа-
ющих их рторостепенных лиц. Трюки,
шутки, неожиданности, нелепости...
Вот «чем живет и дылшет» эта, пустей-
шая комедийка. Пользы от нее, как
и от 90% всех иностранных фильм,

Гарри Пиль

Е ЧОН

Е SSS Е

но в «Колоссе» ее
ai

бочих районах,
принимают © удовольствием.

‚НАТАН МУДРЫ И

Прекрасен Вернер Краус в заглаз-   археологически точному воспроизве-

ной роли. Как и воегда его игра от-
личается большой обдуманностью,
благородством и сдержанностью. Это
артист, в совершенстве знающий, как
стать перед с’емочным аппаратом и
как двигаться. К romy ae  y него ред-
кое уменье перевоплощаться. Забы-
ваешь и о приклеенной ботоде и о
длинных развивающихся одеждах,
которые так мешалт жестам совре-
мемного человека. На время не за-
мечаешь всей, шочти неизбежной,
фальши исторических постановок.

Тщалельно поставлены массовые
сцены. О большим вкусом сочинены
отдельные кадры (лес копий воинов;
группа ‘мучителей Натана; группа
отца и трех сыновей в легенде о пер-
отне; пейзажи с облачным небом).
Достойна особых похвал работа опе-
ратора. Много внимания уделено

Х

дению эшохи...
И все же картина нае не захваты-
вает. Слишком медленно, с эпиче-
ским спокойствием, в строго хроно-
логическом порядке развертываются
события. Немецкий зритель, возмож-
но, не тяготится этим, находя в кар-
тине полное воплощение столь зна-
комой ему поэмы Лессинга. Но для
нас этот тягучий темп не приемлем.
К тому же многое, для нечитавших
Лессинга, остается мало понятным,
напр, роль шута и дервиша). Нако-
нец нас, граждан ССОР, идея веро-
терпимости, облеченная в образы
столь далеких времен, не может так
взволновать, как то было в Германии
и Польше, тле искусственно фазду-
зается национальная рознь.
Во всяком случае идеологическая
приемлемость картины,—вне сомне-
ний. Л.Р.

POHMKA-KHHO

«Черное дело» сценарий тов. Тари-
ча, рисующий быт современной де-
ревни борьбу отдельных группировок
внутри ее, заканчивающийся убий-
ством селькора, приобретен «Госки-
но». Постановка будет начата в бли-
жайшем будущем.

Н. Форрегер в кино «Госкино»
ведет переговоры с режис. Н. М. Фор-
perepoM Ha предмет постановки сила-
ми его коллектива оригинальной ©0-
ветокой комедии

Просмотр «Красных ‘партизан» от-
ложен до 13 сентября (в помещении
театра 6. Зимина).

«Севзапкино». Возврятился из m0-
езлки на, Юг режиссер Б. Чайковский
и оператор Г. Гибер, снимавшие на
wre большую картину «В тылу у бе-
лых» по оценарию Н. Ф. Шутко. С’ем-
ки производились на местах борьбы
красно-зеленых с белыми, в массовых
сценах участвовало до 7.000 красно-
армейцев, всех родов оружия. Налтур-
ные с’емки производились в Ростове
на-Д., Новороссийске, Гелинджике и
Анале. Кроме красноармейцев уча:
ствовал также весь Черноморский
флот. В настоящее время ведется
подготовительная работа к с’емке па-
нильонных сцен в ателье в Ленин-
траде.

Режиссер Висковский на-днях вы-
езжает в Бухару для постановки во-
сточных фильм «Севзапкино».

«Пролеткино» предполагается по-
становка следующих картин: «В борь-
бе за время», по сценарию Б. Киршю-
на (ставит А. Ган), «Красный тыл»,
сценарий Булатова, (ставит Бассалы-
го) и «Мы живем и строем» по сцена-
рию Мартова (ставит ЕВ. Гурьев)

Хроника «Ут-Арба» (открытие се-
миреченской жел. дороги), снятая ки-

но-бюро ПУР’а по заказу «Турктоски-

КИНО И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Вопрос о поднятии производитель-
ности труда, выдвинутый пленумом
ЦК РКИ (6), является в настоящее
время одной из ударных задач. Вся
наша пресса пестрит статьями и за-
метками, посвященными этому во-
просу. В решении его принимают
участие все рабочие организации и
рабочая масса. На предтриятиях при»
меняются различные средства, при-
ближающие нас к решению этой чрез-
вычайно важной для государства, за-
дачи,

Роль кино в этой кампании может
быть колоссальна, а между тем оно
до сих нор остается в стороне. Налиа

но» (оператор Лемберг), выпущена в
прокахт.

Кино-бюро` ПУР’а ведет переговоры
с режиссером В. Р. Гардиным на
предмет постановки крупной худо-
жественной фильмы.

«Багдадский вор» и «Робин Гуд»—
колоссальные американские картины
Фербенкоа закуплены «Севзаликино».
Кроме того «ОСевзашкино» вакуплена
во Франции большая партия художе-
ственных и научных фильм.

«Омоложение в России»— новая на-
учная фильма, закончена постанов-
кой кино-бюро ПУР’а. Просмотр. ©о-
стоится в средних числах октября.

«Комсомолка с миллионами»—но-
вая комедия по сценарию Ф. А. Оце-
па («Русь») в ближайшем будущем
будет начата постановкой режиссером
Я. А. Протазановым. В картине бу-
дут сниматься: И. Ильинский, Н. М.
Церетелли и др.

Во Францию отправляется научне-
производственным отделом «Руси»
один экземпляр хроники «Нижего-
родская ярмарка».

Оператор Ешазаров сконструктиро-
вал с’емочный атлтаралт позволяющий,
путем внутренней наводки на мато-
вое стекло, производить с’емки 0со-
бой резкости,

Против чаевых в театре. Президиум
ЦК Всерабиса обратился ко всем ме-
стным оргачизациям с предложением
принять меры против чаевых в те-
атрах. Подробная инструкция будет
издана на-днях.

За выступление в белоэмигрант-
ских театрах. Президиум ЦК Воера-
биса постановил: исключать впредь
из союза артистов, уехавших за гра-
ницу и выступающих в белоэмиграну-
ских театрах и кабаре.

рабочая аудитория, особенно сильно
предрасположенная к вобприятию
зрительных впечатлений, наиболее
живо реагировала бы на производ-
ственную кино-пропаганду. Демон-
страция на наших предприятиях
фильм, показывающих работу образ-
цовых заграничных фабрик и заво-
дов, создание советских производ-
ственных фильм, пропатандирующих
поднятие производительности труда
—вот первоочередная задача. Необхо-
димо партии, госорганам обратить на
это 06060е внимание и привлечь кино
к активному участию в деле поднятия
производительности труда.
Рабкоры Гиндшмийдт,