Прежде чем увидеть свет картина,
претерпела ряд мытарет. Переделы-
валась. доделывалаеъ, шереименовы-
валась («Борьба за трест», «Рука в
перчатке», наконец, «Руки прочь»).

Сценарий М. Левидова, должен-
слвующий изображать советекий де-
тектив, тажовьм не оказалея. поль-
шинство американских серийных
картин отличается приметивностью,
иногла полным отсутотвием замысла»,
но отсюда еще не следует, что это
единственная характерная черта де-
тектива, тем более советокого. Детек-
тив предполагаег быстрое увлека-
тельное развитие действия, трюки,
неожиданности и т. д. Как рав это-
то-то и нет в каритне «Руки прочь».

Действие здесь подменено подпися-,

ми.

М. Доронин, как режиесер, не дал
того, что можно было от него ожи-
дать. Прежде всего  большшинютво
сцен чрезмерно затянуто. Много лиш-
них проходов. Одна и та же сцена,

часто весьма несущественная, пока-

зывается в 3—4 планах (это в детек-
тиве-то!). Это любование кадром при-
нимает характер режиссерской болез-
ни растятивает картину, делает ее
скучной.

На этом неудачном фоне в карти»
не можно отметить ряд блесток—юот-
дельные интересно задуманные и уме-
ла освещенные кадры: автомобиль
ночью, нападение на председалеля
Химтреста и многие другие. Очень
хорошо технически сделан трюк—Ху-
долеев одновременно в двух Ролях —
но этот трюк почти пропадает из-за
ещенарной неразберихи. Довольно

кино в

СОлюсобы рекламирования фильм в
общем одикаковы. Одинаковые са-
женные плакаты и афипги, одина-
ково зазывают на скверно состряпан-
ную фильму  домалинего производ-
слва, на германский посредственный
продукт и на хорошо сработанную
американскую фильму. Зритель все
же хоротпо разбирается в именах ак-
теров и режиссеров и находит то,
что ему нужно. если ему не безраз-
личен сюжет. Так в большом кино,
недалеко от центра Рима (Пицца
Копопона) я видел полупустой зал и
на слетующий день—набитый до от-
казу. Отояли толпой в проходах, что
в Италии не воспрещено. В первом
случае шла скучнейшая дребедень,
весь трюк которой заключался в том,
что зрителя неудачно ‘обманывали.

Вторая же фильма, собравшая
сверх-полный зал, заслуживает на-
стоящего внимания, как образец при-
личной и умелой американокой ра-
боты. Фильма называется «Тегга
Virginia» uw сделана по гениальному»
роману Русселя. То, что здесь было’
от тропиков, разумется взято из хро-
ники но весь фон от гигантоких
пальм, до мощных водопадов и до
тонко сдел анных макетов р

(От нашего корреспондента).

eam малочмальски о

с ходовыми формулами
ства, известно что—

— Кинематограф не театр, и кино-
драма, не сценическая драма.

Чудесная, гордая и боевая форму-
ла!

Освобождаяющая кинематограф от
традиций, для него неприемлемых, —
от зависимости, которая вредна, для
его самодеятельного развития.

Но как понимать эту формулу?

Какому театру противопоставляет
себя кинематограф?

Современному ли только в его мно-
гообразных эстетических  разветвле-
ниях, —или театру вообще, театру как
таковому,  противополагая некую
идею кинематографичности—идее те-
атральности? В самом деле, что мы
разумеем, когда произносим слово
театр: театр слова, или театр пталнто-
MHMbE — театр «условный» или театр
натуралистический ?—И какой имен-
но из исторически известных нам
театров-—от седой античности до на-
шего времени? Вопрос не пустой. Так
как различие, скажем, между Tea-
тром Эсхила и Всеволода Мейерхоль-
да отнюдь не меньше, а, может быть
даже более значителькое и принщи-
пиальное, чем между современным
Художественным ‘театром и кинема-
тографом. Повторяю, вопросе не пу-
етой. Так как на него мыслим и та-
кой ответ: кинематограф это только
новейшая форма театра, и отличие
его от ‘других исторических форм
театра-—различие только  количе-
ственное, а не качественное, —разли-
чие по форме а He по существу.

А если это так —формула «кинема-
тограф не театр» может оказаться не
прогрессивной, а реакционной, HOO
будет служить помехой для правиль-

кино-искус-

„РУКИ. ПРОЧЬ!

удачно смонтированы куски загра-

ницы (конт роте

Капрэлов
Кино-  артист ВУФКУ

Из артистов Ha первом месте, без-
условно, талантливейпий из зотари-
ков»—Худолеев.

Оценку картины © точки зрения
социально-политической предоста-
вляю рабкорам (в след. №). В.Е.

ИТАЛИИ

ской вершины, подделан блестяще.
Даже в смысле сюжета эта фильма
была бы приемлема для нас. Капи-
тан Грегсон, плантатор, шеф торговой
станции, скушцик жемчуга, отравля-
ющий водкой туземцев, юноша-ту-
земец, ‘которого без особой слащаво-
сти и позерства играет Раймон На-
рРарро, ловля жемчуга, бой с акулой,
спасение из стремнины водопада,
тропическая гроза—вее подается в за-
медленном темпе, но очень увлека-
тельно и на совесть,

Картина, кажется, выпуска 1923
года и в ней уже есть реакция —
естественное пресыщение так наз.
американским монтажем. Утомитель-
ное мелькание быстрых коротких
сцен приелось везде. Hamp., сцена
смертельного боя между плантатором
Грегсоном и туземцем сделана Ma-
стереки замедленно, детально, 063
скачков через голову и акробатики,
реально. Реально © голову туземца
разбивают тяжелый стул и реально
убивают плантатора. Если «Terra
Ултепма» попадет к нам, она, пожа-

луй охладит акробатический ‘пыл

наших молодых кино-актеров и ре-
жиссеров.

Рим. Л. Никулин.

5 =

х

и

H

ot

eum постановки эстетических и тео-
ретических проблем кинематографа.
  А это может оказаться именно TAK.

Сейчас мы ‘наблюдаем интересней-
шее явление. Некогда, может быть,
прогрессивная формула «кинемато-
граф не театр» защищается сейчас
искренно только прелетавителями от-
лоивающими свой век «натуралисти-
ческой» кинематографии. Вся же про-
грессивная кинематография, во гла-
ве с американской, идет по пути при-
ближения к театру, «театрализации»
и драматизащуиия кинематопрафическо-
го зрелища.

Этот процесс «театрализации»
является ничем WHETM, Kak mporec-
сом искания «кинематографической»
формы кино-зрелища. Театральность
в кино становится синонимом истин-
ной — кинематографичности. Такова
ирония диалектики в истории кино-
искусства.

В чем же мы усматриваем теалра-
ливацию кинематографа?

В том, что сюжеты его все более
драмализируются за счет сокралцения

повествовательно-отисалельных  мо-
ментов.
В том, что в режиссерском юфот-

ыы

млении сюжета действие становится
интенсивным, напряженным и
сплопрным отять-таки вытесняя TH-
сто оттисательные позы-паузы, необ-
ходимым дополнением которых бы-
  ли раз`ясняющие надписи.

В том, что в актерской внешности
и исполнении принцип изобретатель-
  ности решительно преобладает над
принциитом «жизненноети» и «есте-
слвенности» (даже, если это не одно
и то же). Если от актера требуется
теперь действие, TO OH должен
играть. Сама внептность его должна,

ee д—дддд_д

NUHO-TASETA

АЛТАЙСКАЯ ox
momo ЭКСПЕДИЦИЯ

(Интервью с режиссером А, Е, Разум-
ным),

Налта поездка, на Алтай, организо-
ванная Госкино, первая шопытка
заснять картину из жизни окраин-
ных рестублик. Потьггка эта, по мо-
ему мнению, представляет большой
интерес, хотя бы уже потому, что
впервые Ha экране широкий зритель
познакомится с ландшафтами, жиз-
нью, почти совершенно неизвестных
ему народностей.

Целью налией поездки быта поста-
новка художественной картины «До-
лина слез» на сюжет популярной пи:
тайской легенды о нафодном герое
Ойрате, освободивитем некотда ^лтай
от ханского ига. Так как эта легенда
имеет множество различных вариян-
тов, то мне, разобравитиеь в них, п и-
шлось соверитить гесьма трудную та-
боту. Работать пришлюсь в чялелых
условиях Ночевали в палатках, де-
лали тяжелые переходы верхом ий
въюком по узким горным тротачхам
питались кожиной и овечьим сыром.

Ездили со мной следующие актеры
Беляев, Евдокимов, Леонтьев, Mece-
рер, Карин, Морданова, Оболэвжий
Титов, Шатерникова и фотограф Куз-

сцены были исполнены туземцами.
В картине есть ряд интересных
трюковых моментов: опуек в яму над
водой, охота за соарыком (яком). Вее-
го заснято 5.000 метров, ив которых
3.000 войдут в картину. остальные—
в хронику. В настоящий момент кар-
тина монтируется. Г.

ы Е М К ul AXC ШАХСЕИ Hi

`ВАХСЕЙ АХСЕ й.

Жертвы ‘религиозного фанатизма.
25 сентября группа работников

Азкино фабрики в составе режиесе-
pa Кравченко, оператора, Лемке, ста-
рейптего ажтера тюркской сцены Ма-
медова, помоператора Чугунова и
практиканта Кулиева выехала из Ba-
ку в деревню Шихову для зас’емки
мусульманского праздника иествия
«Шахсей-Вахсей» и связанных © ‘ним
сцен самоистязвания для картины
«Байгуш».

Во время с’емки, когда, актер Маме-
дов, изображавигий дервипга, нахо-
дился в толпе, толпа заметила сии-
мающих и © камнями бросилаюъ на
аппарат. Получив несколько упибов
камнями, режиссер Кравченко и опе-
ратор Лемке с аптаратом отбились 1 ,
добравитись до фаэтона. уехали в го-
род. Тогда толма бросилась на, остав-
шегося Мамедова и избила бы его до
смерти, если бы не вступились, на-
ходивитиеся там же актеры тюркокой
оперы.

Тем временем практикант Кулиев
бросился в исполком, и получив там
вооруженный конный отряд в 25 че-
ловек отбил искалеченного Мамедова,
у озверевшей толпы и доставил его в
город.

Мамедов, получивший серьезные
увечья, помещен в больницу. Осталь-
ные отделались легкими ушибами.
Аппарат почти не поврежден. Несмо-
тря на происшедшее, все сцены,
предполатавитиеся к зас’емке сняты.

Бакинский рабочий.

«играть» быть значимой. Кино ста-
ло на шуть изображения человека
(раньше оно фотографировало чело-
Rev’ ma путь создания характерных
масок.

И. наконец, если хотите, в том, что
самую натуру кинематограф  стре-
MHTCA сейчас «ивобразить» постро-
ить в ателье, соответетвенно ее схе-
матизируя и выразительно стиливи-
руя. Впрочем, мы склонны считать
проблему построения натуры не обя-
зательно связанной со всеми лтреды-
дущими проблемами. Это вопрос
спорный.
натуральном пейзаже и в натурали-
стическом павильоне.

Итак, кинемалограф, в поисках
формы, прибавим—современной chop-
мы, современног» стиля, —театрали-
зуется. Подчеркиваем этот момент.
Это не искажение «абсолютной» кине-
матографической формы, формы, «как
таковой», а современного стиля. Ибо
для кинематографа мыслим в другую
историческую эпоху обратный путь,

путь натурализма путь фотографи-
чески точного воспроизведения ec-
тества, жизни, быта —путь, извест-

ный уже в истории театра и живопи-
си. Но если кинематограф волею ис-
торических судеб вернется когда-ни-
будь на путь натурализма, этот но-

вый натурализм будет совершенно
иным, чем тот, который характери-
зуег его недавнее прошлое, тодра-

жательный, ‘пассивно-реагирующий,
лишенный всяких намеков на кон-
структиввость, форму, без чего ше
может быть даже натуралистическо-
то искусства. (Может быть представ-
ление о натуралистичееком кино в
будущем даст Эрик Строкгейм в кар-
тине; «Оттрыек благородного рода»).
В этом отношении, независимю от
долговечности и идеолопической зна-
чительнюсти современных исканий,
современного стиля, работа кинема-
тографа сегодняшнего дня предетав-

; , . >
WMI COX ИЯ след; р (Te pbr.
> 5 2 > А
  i ЗН ie   an si iy
+ . ее С
нецов. Все эпизодические и массовые

Чальтина мы принимаем в]

NS 42 (58)

Pen lec, SD

ЧАПЛИН и  ФАТТИ

«Малая Дмитровка, 6»—это един-
ственное Kamo Москвы, которюе не
пассивно берет для своего экрана, то,
что ему предлагают прокатные кон-
торы или их об’явления, а, наюборот,
алотивно выискивает среди лерокалчных
ка’палтогов те из интереаных фильм,
которые близоруко опускалот другие.
Особенно это относится к фильмам
цомическим. Обычно кино-театраль-
ные завы расоматривалот‘ коротиомет-
ражные комедии, нак «сверх-трограм-
ную мелочь», недостойную внимания.
А «Малая Дмитровка» умудряется из
этих «мелочей» создавать не только
интересную для зрителя, но # «хлеб-
ную» для себя программу.

Последний вечер комедий «М.
Дмитровки» бъыт посвящен, Чаятуиниу
и Фалти.

К сожалению, показанные нам три
фильмы Чатулина, вичего не шрибави-
ли к тому, что московекий зритель
уже знает о нем. Эти «древние» кар-

тинки деют все того же примитивно-   сложном и большом актере как Фалт-.

конечным  мордобоем, © возней в
тесте и т. д., который успел порядком
понадоесть и если спозббея Kero
тронуть. то разве очень неискушен-
ную аидиторию.

Значительно лучшие ( и значитель-
но моложе) комедии с участием малю-
известного у нас американокого ар-
тиста-тюлютяка Darra Абрукля. Обе
комедии © его ‘участием (особенно
фильма «Фатти в пустыне», представ-
ляющая собою остроумную пародию
на американекие ковбойские драмьр)
— тросто великолешны. В этих коме-
диях все, начиная от остро скомпа-
нованного сюжета, через замечатель-
но сконструированные трювкм, доичая
ивумительной игрой этого серъезней-
шего, а потому сугубо комического
толетяка-—вызывает, не может не BEI
зывать BSNBIBOB веселейнгего смеха.
К сожалению, в нескольких строках.
отведенных для рецензии нельзя В
сущности ничего сказать о таком

го, раннего Чаплина, Чалиллина © бес-   ти. и.

и по союжету,
картина имеет очень много сходства, с
прекрасной американской картиной
«Нищая из Отамбула». Те же дей-
ствующие лица, и, повидимому, тот
же режиюсер.

Как и в «Нищей» прелестно играет
Приецилла Дин единственная в
своем амилуа-дикой, отчаяжной во-
сточной девушки.

„МАРКИТАНТКА СИГАРЕТ“

и по выполнению !

Почти никаких ‘новых технических
достижений (возможно, что эта кар-
тина сделана раньше «Нищей из
Стамбула»). Интересны ночные с’ем-
ки погони, освещенные, вероятно,
искусственными «солнцами», о суще-
ствовании которых мы знаем только
по насльшике.

Ei

Hoppecmougent «Film Kurier«’a qaer
интересное описание лондонских

ляется в высшей степени прогрессив-
ной.

Отход от
впервые выдвинул в кинематографе

прежнего натурализма
пероблемы формальные, обязательные
для него, если он хочет стать искус-
ством. Он впервые овладевает фор-
мой, И ках показательно, что выдви-
жение формальных проблем в кино-
искусстве сразу привело к экспери-
ментам по равным направлениям
(вспомним, ‘кстати, «Калигари» и
«Раскольникова»). Зажипает нантрав-
ленческая борьба, искания, олтыты.
А как
оплошной ‘натуралистический сумрак.
Если отбросить все слабые побеги
всяких ультра-левых (или кажущих-
ся таковыми) экспериментов в кине-
малогпрафе, то направление, по кото-
рому движется основной массив ми-
ровой кинематографии лучше всего
определяется термином «реализм».
Нго роднит с натураливмом—ию-
ходная точка: действительность, на-
тура, но глубоко разделяет подход к
этой действительности. Идеалом на-
турализма является — убеждалощая
иллюзия «наю ‘возвышающий обман».
тосредетвом возможно точного вос-
произведения натуры, точная рекон-
струкция, научный пеихо-анализ че-
ловека. Налураливм ‘на грани между
искусством и наукой. В противопо-
ложность. ему реализм не дета-
лизирует и не анализирует, pe-
ализм активно «рассуждает», «вы-
бирает» и «убеждает», он опре
деляет людей или! вещи Wa-
иболее характерными их признаками,
подчеркивая их иногда до гротеска,
и намеренно отпуская детали, могу-
щие создать иллюзию «настоящести»,
— Из человека он создает маску, на-
деляя ее определенными чертами ха-
ражтера (герои Гоголя); действие, сю-
жет для реализма,—это шахматная
партия, в которой фигуры, каждая
с определенными возможностями хо-
дов,—создалют во веевозможных кол-

ее i et

недавно еще был какой-то   ция. находящая

ЛОНДОНСКИЕ АТЕЛЬЕ

ателье, совсем невяжущееся с пред-
ставлением о богатой столице Брита-
нии:

«На узкой Вардур-стрит, сосредото-
чились все крупнейшие фирмы.

Внутреннее убранство этого цен-
тра английской кино-промытиленно-
сти гармонирует с его внептностью:
обстановка чисто деловая и совсем не
роскошная. Что же касается ателье,
то о них говорят сами англичане:
«если хотите увидеть худшее из них,
поезжайте в лучшее».

Й действительно, в Лондоне есть
лишь одно хорошее ателье, и оно...
американское! Его построила фирма
Парамоунт. Остальные же таковы.
что заставляют удивляться, Kan в00б-
ще там возможеныг с*’емкои:

Вот, например, одною из них, лежа-
щее в половине дороги в Вемблей.
Снаружи оно напоминает старую ли-
тейную мастерскую. Во время войны
оно служилю ангаром. Под ателье соб-
ственно занята треть здания, в осталь-
ной части-—лабораторим. Крыта, сте-
клом. Стоит старая лампа с негодным
углем. Когда корреспондент выразил
свое удивление по этому поводу, ре-
KHCCEP CG удовольствием ответил:
«— Да, и в таком ателье мы сделали
рекордную фильму. Нам сказали: сде-
лать нартину в 4 недели. И она, была
снята!»

Не мудрено, что английской кино-
промышгленности тровит полный
крах»

лизиях, вытекающих из их характе-
ров игроков, —сюжет—интригу © за-
вязкой и развязкой.

С этой точки зрения основополож-
никами реализма в кинематографе—
надо признать плеяду «комических»
типов и среди них —первый среди
равных— Чарли Чаплина. Из харак-
терных актеров--гажов Эмиль Яннинге
Что касается реалистического сю-
жета, и постановки, то вся американ-
ская кинематография идет под зна-
ком реализма. В других странах реа-
лизм намечается более как тенден-
себе об’яснение в
подражании американцам, чем отчет-
ливо и критически очищенной от
инородных примесей методой.

И этот-то кинематографиеский реа-
лизм и делает кинематограф совре-
менным «театром».

Впрочем, в заключение, в ‘утешение
«кино-автонолистов» скажем следую-
щее. Будет или не будет в каких-то
моментах совпадать путь кинемато-
графа и театра, у ‘кинематографа
имеется достаточно собственных, и
только ему свойственных задач, что-
бы оставаться воегда прежде воего
кинематографом.

Кинематог”
оформления. Оформление первого по-
рящка- перед об’ективом и до с’емки.
В этом моменте оформления кинема-
тограф связан с методами работы
многих искусств, и в частности теалт-
ра. Оформлевие второго порядка:
кадр ‘на пленке и монтаж. Здесь ки-
нематограф оригинален и неповторя-
ем. Последних двух моментов вполне
достаточно, чтобы говорить об особых
методах кино-искуоства, в отличие от
методов театра

Все эти моменты, все эти ме-
тоды работы, в своей совокупно-
CTH и образуют явление современню-
20 стиля в кинематографе, попьтгку
понять которой я здесь сделал.

Валентин Туркин.