Таким же путем „индивидуальной обработки , выра-
жаясь нашими теперешними (терминами) словами, Влади-
мир Ильич привлекал к новой революционной работе не
одного из вождей и руководителей различных социалисти-
ческих партий Запада. Я лично еще наблюдал в Швей-
царии постепенный переход на сторону Ленина тов. Плат-
тена, тогда секретаря Швейцарской социал-демократиче-
ской партии, который примкнул к Циммервальдской левой
и на 1-м Конгрессе Коммунистического Интернационала
представлял швейцарское коммунистическое движение.

Все величие, всю революционную сушность Влади-
мира Ильича политическая эмиграция почувствовала уже
в 1914 г. после знаменитой передовой Владимира Ильича
в № 33 „Социал-Демократа“ (тогда Ц. О.Р. С.-Д.Р.П.—
большевистской фракции) под названием: „Против тече-
ния“. Противоречиво приняли этот страстный призыв.
Политическая эмиграция разбилась на два лагеря. Русские
анархо-синдикалисты Швейцарии целиком присоединились
к этой платформе Владимира Ильича и заявили об этом
в печати; по приезде в Россию большинство из нас всту-
пило в партию Ленина,

Особенно кыявилась грандиозность Ильича перед
нашей поездкой в Россию на его докладе о русской рево-
люции. Уже все „лидеры“ партийных группировок высту-
пали; все с нетерпением ждали Владимира Ильича.

Был один штрих, который показал все величие Ильича
для всех эмигрантов, которые сидели на этом реферате
(в Цюрихском Народном Доме), и где впервые, как яркая
звезда, показался Владимир Ильич. Мы не умеем так изла-
гать, чтобы можно было сравнить то состояние, в кото-
ром находился Владимир Ильич, весь рвущийся в рево-
люционную гушу России. Я пытался тогда сравнивать его
со львом в клетке, который ищет способы разбить эту
клетку. На этом реферате Владимир Ильич кратко и ясно
характеризовал прогноз всей русской революции. Когда
его спросили: „Как вы относитесь к развертывающимся
событиям“,—он сказал:,Я приведу вам телеграмму, которую
я послал русским товаришам-большевикам, телеграмму’
такого содержания: „Чхеидзе не доверяйте, Керенский
болтун, занимайтесь (или готовьтесь— привожу на память)
выборами в Думу“. Для многих эмигрантов, которые увлек-
лись происшедшей февральской революцией, которые
ждали ее годами (многие из которых были заражены идеями
обще-демократической революции), он ясно им показал,
что они дети в политике и что не понимают того, что
развивается, что революция только началась, но что глав-
ное еще впереди. Его краткие отчеканенные заявления
были, как взорвавшиеся бомбы, заставившие всех нас
проснуться, протереть глаза и совсем иначе посмотреть
на происходящие события. Лишь потом многие из нас
поняли всю величайшую мудрость революционного проро-
чества, основанного на трезвом прогнозе, каким владел
Владимир Ильич всю свою жизнь и который он выявил
тогда на этом докладе, узнав о революции, успев только
отчасти познакомиться с развертывающимися в России
событиями.

Еще один штрих из жизни Владимира Ильича мне
хотелось бы отметить. Опять-таки в отличие от „малень-
ких“ и „больших“ руководителей политических групп эми-
грации Владимир Ильич вел чрезвычайно скромный образ
жизни. В то время, когда мкогие из них участием в ле-
гальной прессе в России или сотрудничеством в социал-
демократической прессе мествых стран зарабатывали на
жизнь, Владимир Ильич больше всего внимания в этом
периоде уделял работе в библиотеках, подготовляя себя
научно и работая над своими теоретическими трудами,
которые должны были обосновать революционный мар-
ксизм-коммунизм. Пример его жизни в этом отношении для
многих из нас чрезвычайно поучителен. В этом периоде
Рладимиру Ильизу и Надежде Константиновне особенно
туго приходилось материально. Нас, рабочих эмигрантов,
особенно поражала и подкупала эта скромность жизни
Рладимира Ильича. Рабочий класс нашей страны и рабо-
чие всего мира знают, что эта черта была свойственна
	мира Ильича на с‘езде молодежи в Цюрихе в 1916 году.
Лишь потом я понял, почему я нашел его на этом с‘езде,
где он вместе с Надеждой Константиновной скромно сидел
на галлерее небольшого районного театра, против трибуны,

и прислушивался к тому новому, которое нарастает в
феволюционном движении за границей.
	На этом с‘езде принимал участие тов. Мюнценберг,
который затем под непосредственным влиянием Ильича так
и выдвинулся в международном движении революционной
молодежи во время войны. Когда я теперь вспоминаю
эту встречу, я не сомневаюсь в том, что Владимир Ильич
уже тогда думал об организационном оформлении того
нарождающегося революционного движения среди проле-
тариата, отзвуки которого проявляла наиболее чуткая его
часть пролетарская молодежь. Как Владимир Ильич умел
гениально подмечать нарождающиеся явления из самых
незначительных для нас, обыкновенных людей, фактов!
	Рабочий класс Советского Союза уже знает Влади-
мира Ильича Ленина не только как теоретика и вождя,
но и как основателя и организатора революционной пар-
тии рабочего класса, как собирателя коммунистической
большевистской партии. Рабочий класс нашей страны и
вместе с ним лучшая революционно-сознательная часть
мирового пролетариата уже знает, что Владимир Ильич
был организатором и основателем Коммунистического
Интернационала, его вождем, что он был вдохновителем
создания Коммунистического Интернационала Молодежи.
Но многие из среды рабочего класса нашей страны и ве-
роятно большинство из сознательных революционных ра-
бочих Запада и Америки еще не знают о том, что Вла-
димир Ильич был в то же время собирателем, в бук-
вальном смысле слова, первых революционных деятелей
международного пролетариата, под его личным непо-
средственным влиянием начавших строить фунда-
менты Ш Коммунистического Интернационала и Комму-
нистического Интернационала Молодежи,
	Л характеризовал это выше. Приведу еще один факт.
Незадолго до русской революции, в декабре 1916 года,
тов. Анри Гильбо приехал из Женевы в Цюрих, где чи-
тал на французском языке доклад о Ромене Роллане.
Когда он кончил реферат и я поднялся, чтобы подойти
к нему, я увидел Владимира Ильича, который также под-
ходил к нему; очевидно, он был все время на реферате;
я несколько минут стоял вместе с ними втроем. Разго-
вор шел об отношении французских социалистов и анар-
хистов к войне. Тов. Анри Гильбо принадлежал до того
к французским анархо-коммунистам и примыкал к группе
анархо-синдикалистов интернационалистов фракции „Ра-
бочая Жизнь“ (Пьер Монат, Росмер, Мартине), которая
решительно выступала против войны. В апреле 1915 г.
он приехал в Швейцарию, где в 1916 г. примкнул, под
влиянием Ленина, к [Ianweppaanacxo-KuntanncKomy дви-
жению против войны. Он принимал участие на Кинталь-
ской конференции, но лишь после нее стал на точку зре-
ния Циммервальдской левой. Приход Владимира Ильича,
его трата времени и прослушивание рефератов о фран-
цузской литературе об‘ясняется, конечно, как мне мыслится,
не только интересом с его стороны к этому предмету,
а, главным образом, желанием видеть тов. Гильбо, с ним
еще раз повести переговоры, дабы окончательно привлечь
его на сторону того нового левого революционного крыла
в международном социалистическом движении, которое
под влиянием Ильича встало на путь: „Война граждан-
ская должна быть ответом на войну империалистическую“;
это было тем движением которое было предтечей нового
Ш Коммунистического Интернационала. И мы видим, что
Ильичу удалось действительно привлечь тов. Гильбо xa
эту сторону еще за границей, вопреки стараниям меньше-
виков отговорить его от этого.
	На 1-м Конгрессе Ш Ивктеркацисвала в Москве в
1919 г. тов. Анри Гильбо представлял французскую буду-
шую Коммунистическую Партию, в которой он и сейчас
ведет работу.