ПРОЖЕКТОР. № 8 (54)

it
	В дни 1905-го года.
	Обыск
		жданской войны, лозунг строительства во что бы то ни
стало. Еще полоса революционного романтизма не прошла,
еще идеализация субботников не отошла в область прош-
лого, и 1-е мая 1920 года ставится под знак всероссий-
ского коллективного труда по наперед намеченным планам
для выполнения серьезных общественных заданий.
Признаюсь, это 1-е мая оставило в моей душе неиз-
гладимо приятный след. Под голубым небом Туркестана,
недалеко от Ташкента, я чувствовал трудовое дыхание
многотысячной толпы. Под ритмические звуки музыки —
мужчины и женщины, старые и молодые, рабочие и интел-
лигенты — не за страх, а за совесть таскали тачки с пе-
ском, чтобы засыпать огромную плотину и ускорить таким
образом момент приведения в действие заброшенного
сахарного завода. Ни глупых шуток около этого дела, ни
скептицизма не было и в помине. Все были охвачены
лихорадкой коллективной работы, и чувствовалось, что
эта толпа впервые познает поэзию свободного труда,
которая ожидает человечество, когда оно войдет в цар-
ство коммунизма. Именно так, именно под звуки веселых
голосов и под ритм музыки будущие люди будут прово-
дить свое трудовое время И между работниками обще-
ственного дела не будет тогда индивидуальной обосо-
бленности. ибо всеобщая любовь и взаимные симпатии
всех членов общечеловеческой семьи станут законом
	1-е мая 1920г. было прообразом нашего счастливого
	трудового завтра. Хороши были переживания виленского
манифестанта в предреволюционное время, приятно было
разделять вместе с европейским культурным рабочим его
гордое сознание, что он хоть раз в году, а все-таки

выступает на улицу, как будущий властелин мира, но
право же недурен был’ и наш первомайский субботник

в 1920 г., —не правда ли, читатель?.,
	организованного движения многотысячной толпы наша
отечественная эмигрантщина. Русские косоворотки и жен-
ские соломенные шляпки наших соотечественниц (среди
манифестирующей толпы рабочих нет ни одной женщины-
швейцарки) все время мелькают беспорядочными пятнами.
Из группы русских эмигрантов раздается смех, говор,
нестройное пение. Но в этой безалаберной суетливости
есть что-то симпатичное. Чувствуется, что люди — рабы —
вырвавшиеся на волю, не могут подавить в себе бурного
прилива радостных чувств от сознания свободы в обста-
новке завоеванных европейским пролетарием прав на
выражение в этот чудный, красный пролетарский праздник
своей мощи и своего классового единства перед лицом
с‘ежившейся буржуазии. И когда продефилировавшая по
всем намеченным улицам десятитысячная толпа женевских
рабочих мирно разойдется в 8 часов вечера по домам,
русская революционная богема и не подумает пойти
так рано по своим углам, долгое время добиваясь
пропуска к русскому консульству в целях не совсем
вежливого обращения с двуглавым орлом, что красуется
на стене консульского здания. Но внушительная толпа
жандармов уже опять при исполнении своих обязанностей,
и тщетны все протестующие крики возмущенных недру-
гов двуглавой хищной птицы. Савояры — огромные, креп-
кие, монументальные — стоят плотной стеной поперек
улицы, сложив руки на груди и молча поглядывают на
прыгающих перед ними человечков  мужеска и женска
пола, тшетно доказывающих истуканам в аксельбантах,
что всякий гражданин имеет естественное право на сво-
бодное передвижение по улицам цивилизованного города.

А вот и третья картинка. Мы переживаем 1920 год.
Все более и более становится властным лозунг хозяй-
ственного залечивания ран после разрухи, оставленной
нам в наследство периодом империалистской и гра-