K T O P.

№ 16 (62.

ПРО

складываются новые формы ее работы: создается Комис-
сия для исследования естественных производительных
сил СССР (КЕПС) и Комиссия для исследования племен-
ного состава СССР (КИПС), сперва пограничных обла-
стей, а потом и всей страны. Важно было произвести
учет тех громадных сил, которыми обладала страна в виде
ископаемых: растений, животных, белого угля и т. п., и
затем выяснить способ их добычи и применения. В этом
отношении за последнее десятилетие сделана громадная
работа и значительная часть результатов этой работы
уже издана.

При ожидавшихся мирных переговорах особенно важно
было выяснить племенной состав, зачастую очень смешан-
ный, пограничных областей и эту большую работу про-
делала Комиссия для изучения племенного состава, и
Наркоминдел широко использовал в свое время ее работу.
Образование многих союзных республик на национальной
основе потребовало после революции больших работ по
выяснению национального состава отдельных территорий,
и здесь работа Академии шла сначала в связи с Нарком-
инделом, а затем с разными другими организациями. Из-
дан ряд племенных карт и подготовлена полная карта
северно-азиатских частей Союза. Жизнь на каждом шагу
требовала отклика науки: так мы видим, что при введении
нового стиля Академия, работавшая и раньше над этим
вопросом, приняла участие в выработке соответствующего
декрета; то новое правописание, о котором сначала,
в 1917 и 1918 году ломали так много копий и которое
теперь вполне вошло в жизнь, выработано Академией еще
в 1904 году, но не было принято тогда министерством
народного просвещения и вошло в жизнь лишь с рево-
люции. Таких примеров можно указать не мало, потому
что настоящая наука тесно связана с жизнью, как бы
отвлеченными ни казались и ни были в действительности
многие из ее достижений: только та практика полезна,
которая опирается на твердый теоретический фундамент.

К своему двухсотлетию Академия представляется

Академик А. Е, Ферсман,
	Академик В. А. Стеклов—вице-президент Академии Наук.
	как форма организации научной работы, опять члены
Академии приняли деятельное в этом деле участие.
Наряду с обществами пошло и образование ряда уче-
ных учреждений. В 1838 г., в связи с Академией Наук,
была учреждена Пулковская астрономическая обсервато-
рия, которая и до сих пор состоит в тесной связи с Ака-
демией. В: 1849 г., тоже при Академии, созлалась главная
физическая, ныне главная геофизическая обсерватория.
Постепенно возникали лаборатории и при Акгдемии и при
высших учебных заведениях. При Академии состоят три
биологических лаборатории. Две лаборатории переросли
свои пределы и стали научными институтами: Физико-
математический и Химический; это уже дело ХХ. столетия.
Старая Кунст-камера Петра, первый русский музей,
разделилась на ряд академических музеев: Минералоги-
ческий и Геологический, Ботанический, музей Антропо-
логии и Этнографии, создался самостоятельный Азиатский
музей, отвечавший тому большому интересу к Востоку,

который всегда проявляла Академия.

В этой большой и сложной научной организации,
с музеями, лабораториями, обсерваториями, комиссиями,
работали академики, как главные руководители и глав-
ные работники. В частном и общем, в мелком и боль-
шом их научная работа всегда соприкасалась с жизнью.
Это всегла составляло большую силу Академии.

Так шла работа Академии в ХИХ и в начале ХХ века,
причем все более Академия становилась русскою по со-
ставу (включая сюда представителей многих националь-
ностей теперешнего Союза), иностранный элемент отошел
в область предания. Бывали времена более интенсивной
и менее интенсивной работы, но определенно и система-
тически росла организация Академии. Война и особенно
революция потребовали исключительного напряжения этой
сильной научной организации, и мы видим, как быстро