ерез три дня, однако, Григория Ивановича благо-
даря провокаторской измене вновь арестовала полиция.

Котовский снова в тюрьме. Снова гремят на ногах
кандалы. Впрочем, на ногах Григория Ивановича кан-
далы бренчали, как побрякушки. И при первой надобно-
сти, несмотря на тесную заковку, он удивительно легко
снимал их.

На этот раз Котовского посадили в полуподвальный
секретный коридор, чтобы он всегда был на виду у сто-
ящих во дворе надзирателей. Через окно секретки, вы-
ходящей в корпус, видно было все, что делалось внутри,
и все же, несмотря на принятые меры, он организует под-
коп, который случайно, во время неожиданного обыска,
проваливается. А подкоп почти выведен был за ограду.

Рухнул план, над которым кропотливо и упорно ра-
ботали долгих два месяца. После этого рухвули еше
и еще... Проваливаются крупные подкопы: из карцера,
из церкви, из поднавесной башни, из камеры симулян-
тов и целый ряд других.

Он неослабно борется с тюремной администрацией,
не допускает ни малейшего ухудшения режима, и при
Котовском все попытки начальства завинтить тюрьму не
удаются.

При небывалом стечении публики судили Котов-
ского. Он был осужден на десятилетнюю каторгу.

С Григорием Ивановичем Котовским я сидел в Ки-
шиневской тюрьме больше трех лет. Он был на ред-
кость отзывчивый и дружный товарищ. Он все время си-
дел в общем корпусе с каторжанами. Мы же, следствен-
ные политические и крепостники, сидели одно время от-
дельно от корпуса на внешном дворе, затем в поднавес-
ной башне. Позже и нас перевели в корпус. Стоило
Котовскому узнать, что мы сб‘явили тюремной админи-
страции протест, обструкцию или голодовку, как он сей-
час же присоединялся и поднимал всю тюрьму для под-
держки наших требований. И весь корпус ходуном хо-
дил от дружного выступления.

Гремели удары чайников, бочков, котелков и коек.
Ломали двери, печи, бросали камни в корпус, в тюрем-
ную стражу. И все увещевания тюремного начальства,
все угрозы пустить в ход оружие не помогали.
	Cites

eS
	В ответ носился многоголосый, наболевший крик
заключенных:
	— Стреляйте! Па-ла-чи! Кровопийцы!

И тогда начальство сдавалось, обещало удовлетво-
рить требования и просило Григория Ивановича успо-
коить тюрьму.

Тюремное начальство принимало все меры, чтобы
добиться отправки Котовского из Кишинева. Наконец,
пришло распоряжение об отправке его к Николаевский
каторжный централ. В Николаевском централе царил
строгий режим, практиковались жестокие избиения, при-
менялись розги. Палачи с нетерпением ждали прибытия
Котовского, готовили ему кулачный прием.

Прочитав статейный список прогремевшего атамана
Котовского, начальник отправил его с отборными усми-
рителями в одиночку. Подошли к предназначенной  оди-
ночке; тут злые псы накинулись на него, но жестоко
ошиблись в расчете... Котовский схватил за шиворот
двоих надзирателей и так треснул их лбами друг о дру-
га, что остальные не посмели больше трогать его. Ко-
товского держали особенно строго, долго не выпускали
на прогулку. Не допускали к нему приезжих на свида-
ние. И он сидел все время на одной арестантской ба-
ланде. Когда через полгода его перевели в Кишиневскую
тюрьму в качестве свидетеля по делу полицеймейстера
и помощника пристава Зильберга, он внешне сильно
изменился и в весе потерял больше пуда. Но не было
в глазах Котовского уныния, не было упадка духа. Он
по`прежнему дышал энергией, отвагой и думал о побеге.
Вторично Котовского из Кишиневской тюрьмы отправили
в Смоленский каторжный централ. Зимой 1911 года до
Кишиневской тюрьмы дошли слухи, что Григория Ива-
	новича в Смоленском централе наказали розгами (этого
до сих пор не удалось мне проверить).

Десятилетнего срока каторги Котовский не высидел.
С опасностью для жизни и большим риском после дол-
гих мучительных лет он вырвался, наконец, на волю.
Подробностей его удачного, отчаянного побега не знаю.
Знаю только, что он благополучно добрался до Бесса-
рабии и снова всколыхнул спокойную жизнь дворян
и помещиков.

Перед революцией 1917 года Котовский был аре-
стован, водворен в Одесскую тюрьму и приговорен
к смертной казни. Не было никаких шансов на спасение.
(Уже палач спал и во сне видел качающееся тело своей
новой жертвы), но грянула революция, разрушила все
планы правящей клики, сорвала тяжелые тюремные за-
совы, освободила томящихся узников. И костлявая рука

смерти, протянутая уже к горлу Котовского, повисла,
опустилась.
	В семнадцатом году он призывается на военную
службу, попадает рядовым в конную разведку шестой
армии. В ноябре этого же года Котовский избирается
в президиум армейского комитета румынского фронта.
В это же время он вступает в ряды РКП(б).

Котовский спешит в близкую ему Бессарабию уско-
рить отлет коршунов-помещиков из имений. Он пред-
чувствует, что много с ними еще будет возни, и, дей-
ствительно, в декабре 17 года предатели Бессарабии—
бывший социалист-революционер Инкулец, Халиппа,
	OE EE EEN

и помещик Херца—ведут за кулисами Офатул- -Церия пе-
реговоры с румынскими генералами.
	Контр-революционное офицерство, выгнанное ок-
тябрьской грозой из России, собирается вокруг царского

генерала, командующего румынским фронтом - Щерба-
чева. Под руководством генерала Поезана ставка rene-
т я

тт
	RO EE ee oS

pana Lilep6auepa nomoraet румынам разоружить русских
солдат, спешивших на родину.
	Румыны грабят интендантские склады, расхищшают

запасы аммуниции и стягивают своих солдат для наг-
лого захвата всей Бессарабии.
	В январе 1918 года в районе Тираспольского уезда
он организует первый ударный отряд красногвардейцев
из двадцати рабочих и крестьян. Отважно пускается
в смелые набеги на белогвардейцев. В апреле он был
захвачен в плен белогвардейским конным отрядом -гене-
рала Дроздова, и ему удается бежать в Одессу, где он
снова начинает работать в подполье. После освобожде-
ния Одессы Котовский формирует добровольческие
отряды. В апреле 1919 года он назначается команди-
ром одной из бригад стрелковой дивизии.

Позднее Котовский занимает должность командую-
щего кавалерийской группой, начальника кавалерии стрел-
ковой дивизии, командира отдельной кавалерийской бри-
гады, начальника кавалерийской дивизии, командира от-
дельной кавалерийской бригады имени Котовского, на-
чальника кавалерийской дивизии и, наконец, в 22 roay—
командира второго кавалерийского корпуса.

Начиная с 1918 года, Котовский участвовал в бо-
евых действиях против Петлюры, Юденича, Деникина,
Антонова, Махно и белополяков. В 1920 Котовский одер-
живает крупные победы, берет Одессу, Тирасполь, захва-
тывает большие и ценные трофеи у противника. В зтом
же году в Львовском направлении он был тяжело ранен
в голову и живот. За боевые отличия против белогвар-
дейцев он награжден тремя орденами Красного знамени.

Григорий Иванович был членом Союзного Украин-
ского и Молдавского ЦИКа.

В ночь на шестое августа в тридцати верстах от
Одессы, в сохвозе Цупвоенпромхоза „Чебанка“ началь-
ник охраны сахарного завода конкорпуса Майоров вы-
	(„релом в грудь из маузера предательски убил Григория
Ивановича Котовского.