ПРОЖЕКТОР.
		В ССЫЛКЕ.
	№ 21 (67)
	Тов. М. В. Фрунзе (сидит на козлах) в ссылке в Баяндае Иркутской губ. (1915 г.).
	ПАМЯТИ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ФРУНЗЕ.
	Мои встречи с тов. Фрунзе в 1995 году.
	В октябрьские дни 1905 года тов. Фрунзе был уже
вполне сложившимся революционером, притом револю-
ционером не только по убеждениям, не только по духу,
но и революционером на деле, —он был большевиком.

О манифесте 17 октября мы узнали в Иваново-Воз-
несенске 20-го, и в тот же день партийная машина зара-
ботала во всю. Точного состава партийного комитета я
сейчас не вспомню, — туда входили Фрунзе, Бубнов, я
и другие. В комитет также входили, или близко к нему
стояли, рабочие: Афанасьев, Балашов, Жиделов, Самой-
лов и другие.

21-го октября поздно вечером состоялся большой
митинг, первый многотысячный митинг после летней все-
общей забастовки. На этом митинге выступал и т. Фрунзе.
Это был первый случай, когда я слышал его на массо-
вом собрании, как агитатора, как выдающегося народного
трибуна.

Если 21-го он выступал, главным образом, как аги-
татор, то 22-го мы видим его уже в роли военачальника,
в роли практического руководителя хотя и безоружных,
но все же восставших народных масс.

После митинга на площади мы разбились на две ча-
сти, одна из которых на  равилась к тюрьме освободить
арестованных еще летом товарищей. другая часть напра-
вилась с той же целью к полицейскому участку. Вместе
с освобожденными товаришами обе части должны были
направиться на Талку, излюбленное рабочими место для
массовых собраний.

Мы с тов. Фрунзе оказались во второй группе. С ре-
волюционными песнями мы подошли к участку и напра-
вились, было, во двор, но там оказалась выстроенной
пехотная часть, которая при нашем приближении по ко-
манде защелкала затворами и взяла ружья на изготовку.
Против нас вырос лес штыков, солдаты стояли взволно-
ванные, бледные; момент был критический. Но тов. Фрунзе
и еще один товарищ не растерялись, вышли из невольно
остановившейся и притихшей толпы и твердым, спокой-
ным шагом направились. прямо к солдатам, предлагая им
протянуть нам руки, как мы протягиваем им свои без-
	оружные руки. Штыки раздвинулись, ружья кое-где опу-
стились, ряды дрогнули, и рабочие вскоре наполнили
двор. Так случилось только потому, что тов Фрунзе не
растерялся, а рискнул жизнью и пошел прямо на штыки.

На Талке два товарища пошли к казакам для пере-
говоров. Один из них, Григорий Афанасьев, был зверски
убит, другой — пишущий эти строки, — был ранен и спас-
ся. Когда нас били, рабочие, из которых лишь одиночки
были вооружены, стояли на другом берегу речки, бес-
сильные помочь своим депутатам. Когда же группа ра-
бочих хотела броситься к нам на помощь, то тов. Фрун-
зе, как мне потом передавали, с револьвером в руках
стал у мостка и заявил, что уложит на месте всякого,
кто попробует перейти речку. Не сделай этого тов.
Фрунзе, все те, кто пришли бы к нам на помощь, неми-
нуемо были бы растерзаны казаками и пьяной толпой
черносотенцев. Своим хладнокровием тов. Фрунзе спас
	не одну жизнь. И. Мордкович.
	В тюрьме и ссылке.
	Я познакомился с тов. Фрунзе в Александровской
пересыльной тюрьме в 1914 г., в августе. Здесь он стал
любимцем не только всех политических заключенных,
которых было около 60 человек, но и уголовных, сидев-
ших вместе с нами в одном бараке. Последний факт
очень характерен, ибо товарищи, сидевшие по тюрьмам,
знают о тех враждебных взаимоотношениях, которые
были между политическими и уголовными.

Чуткий к товарищам, товарищ: Фрунзе, несмотря на
тяжелые условия жизни в пересылке, всегда находил
слова, которые ободряли упавшего духом товарища. Во
всех событиях внутри барака, во всей так называемой
общественной жизни заключенных, тов. Фрунзе всегда
стоял в самом центре. Надо было заступиться за това-
риша перед тюремной администрацией, — тов. Фрунзе
всегда выступал первый, и не раз попадал за это в кар-
цер. Решили устроить в бараке шахматный турнир, и
в этом деле инициатива принадлежала ему, у которого,
между прочим, никто не выигрывал ни одной партии.