на Красной площади.
	Могила т. М. В. Фруизе
	Мы готовились в путь. Тюремное начальство пред-
ложило нам избрать из своей среды старосту. Созы-
вается общее собрание барака. В старосты, конечно, изби-
рается тов. Фрунзе. За него голосуют и все уголовные,
которые имели численный перевес над нами и могли из-
брать старосту из своей среды,

Офицером конвойной команды во время нашего сле-
дования был грузин, свирепый человек. Но и он не мог
не уважать нашего старосту тов. Фрунзе. Всю дорогу
он старался перед тов. Фрунзе казаться хорошим, что,
в конечном счете, облегчило наш этапный путь.

Тов. Фрунзе был поселен в селе Манзурке, Верхо-
ленского уезда, Иркутской губ. Он жил там вместе
с близким другом, тов. Гамбургом, также старым партий-
цем-большевиком.

Пишущий эти строки несколько раз приходил за
35 верст в гости к тов. Фрунзе. И. в Манзурке он при-
нимал активнейшие участие в жизни политической
колонии.

От участника „генерального штаба“ в тюрьме до
председателя Реввоенсовета СССР и Наркомвоенмора!
Какой богатый содержанием и событиями проделал путь
этот замечательный товарищ, беспредельно преданный
рабочему классу. Как много отдал и достиг в борьбе за
дело рабочих и как много еще мог бы он дать, если бы
смерть не вырвала его из наших рядов,
	Я. Паперников.
	Началась империалистская война. Кое-какие оффи-
циальные сводки о ходе военных действий передавала
нам тюремная администрация. Но мы этим не удовлетворя-
лись и всякими путями доставали газеты. В камере
образовался „генеральный штаб“, который должен был
следить за военными действиями, давать им оценку, пред-
сказать исход, и все это раз‘яснять товарищам по каме-
pe. В центре этого „гелерального штаба“ стоял тов.
Фрунзе, который с помощью спичек и хлебного мякиша
чертил перед слушателями районы военных действий.

Во всех устраиваемых в камере дискуссиях тов.
Фрунзе всегда принимал активнейшее участие. К его
словам внимательно прислушивались даже тогда, когда
с ним не соглашались.
	Условия в пересыльной тюрьме были чрезвычайно
тяжелыми. Об отправке на места поселения тюремная
администрация и не думала, отговариваясь отсутствием
лошадей. Перспектива оставаться еще на многие месяцы
в Александровской пересылке встревожила.всех заклю-
ченных. Решили об‘явить голодовку.

Долго спорили с уголовными, но авторитет тов.
Фрунзе и тут сказался, и совместно с уголовными была
проведена четырехдневная голодовка, закончившаяся на-
шей победой: тюремная администрация решила разослать
нас по ближайшему Верхоленскому уезду. Как всегда,
тов. Фрунзе во время голодовки ободрял наиболее сла-
бых, изнеможенных товарищей.