Своей цели— оседлать революцию, спустить революцион-
ную температуру,—она готова служить какими угодно
средствами. Она готова желать Учредительного Собрания
перед революционной бурей, „присоединиться“ к заба-
стовке в дни октября, лягнуть пролетариат, не сумевший
победить в декабре, и все время клянчить у Витте и
Столыпина своего местечка для удушения революции.
Бороться за народные массы в условиях буржуазной ре-
волюции, значит разоблачать всю подлость буржуазии,
сорвать маску с ее „освободительных“ фиговых листков.

`Исход революции вновь и вновь подтвердил правиль-
ность Ленинского диагноза сил и путей революции. Про-
летариат еще не сумел увлечь за собой крестьянство,
буржуазия уже была бессильна повести крестьянство за
собой и разрешить его нужды. „В нашей революции, - писал
Ленин в 1908 году,—меньшая часть крестьянства действи-
тельно боролась, хоть сколько-нибудь ‘организуясь для
этой цели, и совсем небольшая часть поднималась с ору-
жием в руках на истребление своих врагов, на уничто-
жение царских слуг и помещичьих защитников. Большая
часть крестьянства плакала и молилась, резонерствовала
и мечтала, писала прошения и посылала „»ходателей“...
За сознательным и революционным пролетариатом шло
меньшинство; большинство же было добычей тех бесприн-
ципных, холуйских, буржуазных интеллигентов, которые
под названием кадетов бегали в собрания трудовиков, в
переднюю Столыпина, клянчили, торговались, примиряли,
обещали примирить, пока их не выгнали пинком солдат-
ского сапога“ (т. Х[ стр. 117).

Буржуазия не сумела разрешить вопросы крестьянской
революции, но она еще была в силах отвлечь крестьянство
с пути революции. Трудовики в Государственной Думе
не оказались целиком в руках кадетов, но они были еще
в такой мере ьа кадетском поводу, что упустили возмож-
ность вновь всколыхнуть крестьянское море. Революция,
достигшая своих побед борьбой пролетариата, отступила,
теряя плоды побед.

Но разгром рабочего и крестьянского движения не
означал уничтожения его. Столыпинщина ‹бострила
классовые противоречия, углубила их, вскрыла более
глубинные основания борьбы. Прошедший школу рево-
люции, пролетариат восполнил свой революционный закал
недостававшим ему опытом революционных боев. Кре-
стьянство подтянулось кпролетарскому руководству. „Без
трех лет величайших классовых битв и революционной
энергии русского пролетариата 1905 — 1907 годов была бы
невозможна столь быстрая, в смысле завершения ее на-
чального этапа, в несколько дней, вгорая революция,
Первая (1905 г.) глубоко взрыла почву, выкорчевала ве-
ковые предрассудки, пробудила к политической жизни и
к политической борьбе миллион рабочих и десятки мил-
лионов крестьян, показала друг другу--и всему миру
все классы (и все главные партии) русского общества в
их действительной природе, в действительном состношении
их интересов, их сил, их способов действия, их ближай-
ших и дальнейших целей“. (Летин. Письма издалека. 1917г.).

Первая революция подготовила силу взмаха победо-
носного Октября, вскрыла путь борьбы пролетариата и
крестьянства, наметила их тесный союз для могучей
борьбы с старым миром угнетения и эксплоатации.
	димым становится „применение народом наси-
лия по отношению к насильникам над наро-
дом“, немыслима никакая иная организация такого
насилия, кроме диктатуры. Диктатура револю-
ционного народа, т.-е. диктатура рабочих и крестьян,
есть единственный путь, обеспечивающий победу восстав-
шему народу.

Но как добраться до необходимости обеспечения за-
воеваний революции? Что сделать к тому, чтобы неофор-
мленные, зачагочные, стихийно-создавшиеся проблески
революционной власти стали органами господства рево-
люции, стали органами революционной власти?

Единственный путь к оформлению победы революции—
восстание. Его подготовка, его организация—есть про-
блема всего пути борьбы в революции. „Успех революции
зависит от размеров тех масс пролетариата и крестьян-
ства, которые поднимутся на ее защигу и за ее окончание,
Революционная война отличается от других войн тем,
что она черпает свой главный резерв из лагеря вчерашних
союзников своего врага, вчерашних сторонников царизма
или людей, слепо шедших за царизмом“ („Пролетарий“
‚25 окт. 1905 г.). Путь же реализации этого успеха —на-
растания масс революционного народа—есть путь
восстания. Его шаги, первые, не всегда удачные, про-
блески, приближение масс к сознанию необходимости
вооруженного восстания из всего хода борьбы неустанно
выделяет, подчеркивает т. Ленин. Сюда стремится при-
ковать он внимание и бдительность партии, ее револю-
ционную энергию и организационную дееспособность.

На арене борьбы революционного народа с самодер-
жавием была еще одна сила— либеральная буржуазия,
пытавшаяся отбить у пролетариата его позицию— вождя
революции. „Опыт русской революции 1905 года и
контр-революционной эпохи после нее говорит нам, —
писал Ленин в 1915 году, —что у нас наблюдались
две линии революции в смысле борьбы двух клас-
COB, пролетариата и либеральной буржуазии, 3a
руководящее влияние на массы. Пролетариат выступал
революционно и вел за собой демократическое крестьян-
ство на свержение монархии и помещиков... „Либеральная“
линия русской революции состояла в „успокоении“ и
раздроблении борьбы масс, ради примирения буржуазии
с монархией“ (т. ХШ стр. 211).

Пролетариат боролся с либеральной буржуазией за
руководство крестьянским движением, нерешительно шед-
шим за пролетариатом. Перефразируя слова Энгельса,
можно сказать, что крестьянство имеет не только рассу-
док, но и предрассудок. Задача пролетариата преодолеть
этот предрассудок; задача буржуазии —затмить рассудок.
Пролетариат не только дал деревне метод борьбы— „за-
бастовку“, не только размахом своей борьбы в городе
сделал это слово пугалом для помещиков и организующим
понятием крестьянского восстания. Многие из рабочих
пошли в деревню, где на деле, руководстве смыкались
пути рабочего и крестьянского восстания. Буржуазия, в
свою очередь, подняла Ha ноги своих многочисленных
агентов для преодоления пролетарского влияния. Если
пролетариат для привлечения в ряды бойцов разверты-
вает свои знамена, то буржуазия свои свертывает, окра-
шиваясь в цвет, соответствующий температуре революции.