ae

Сибиряки выходят -
на соревнование

ПОВОСИБИРСК, 26 декабря. (Hopp.
«Празцы»). Поддерживая обращения кол-
лективов Ваменекой МТС, Горьковокой об-

ласти. и Бежецкой МТМ, Валининской
машинно-тракторные

области, передовые
станции Сибири включаются в сопиалисти-

ческое соревнование за лосрочное окончание

плана ремечта тракторов.

Обеуждая обращение горьковчан, мно-
гие коллективы MTC берут новые обяза-
тельства в социалистическом соревнова-
нии. Двадцать хве МТС Новосибирской 05-
ласти уже завершили выполнение гобу-
ларственного плана ремонта тракторов.
Коллектив Коуракекой МТС первым в 05-
ласти перевыполнил государственное ‘за-
дание. Вместо 18 тракторов по плану вы-
пущено из ремонта 25 тракторов. Одновре-
менно с ремонтом изшин МТС ведет ремонт
плугов, культиваторов и другого прицен-
ного инвентаря. Рабочие не уходят из ма-
стерекой,
нормы.

Сейчае коллектив Коуражекой МТС взял

на ‹ебя обязательство выпустить до
конца года из ремонта 32 трактора.
oa fplns

В передовых МТС Поволжья

САРАТОВ, 26 лекабря. (Корр. «Прав-

ды»). Передовые МТО Саратовской областа .

с энтузиазмом вотретили призыв коллекти-
вов Каменской МТС, Гофьковекой области, и
Бежецкой МТМ, Валининской области, ор-
танизовать Всесоюзное социалистическое
сорезнование.

В ответ на призыв горьковчан работники
Надежлинской МТС обязались выполнить го-
ловой план ремонта тракторов к 1 января.
Йз 58 подлежащих ремонту машин отремон-
тировано и сдано государственной комих-
сни 32.

Eme сильнее развернулось соревнование
срели ремонтников Некрасовской МТС. Де-
кабрьский план ремонта перевыполнен. Ва-
чество 20 отремонтированных тракторов го-
сузарственная комиссия признала хорошим.
В ремонте находятся 10 тракторов. Дирек-
пяя МТС рассчитывает к 1 января сдать их
трактористам в полной готовности.

Орденоносная Николевская МТС еще ме-
сяц назал выступила инициатором област-
вого соревнования МТС. Призыв горьковчан
нашел здесь горячий отклик. В. МТС нет ни
одного рабочего, который нг выполняя бы
норм выработки. Гоюзой план ремонта ма-
шин в Николевской МТС близок к завер-
шению. Близки к выполнению готового пла-
на ремонта Балтайская, Красноармейская,
Блатодаткинокая и Орлово-Таловская МТС.

Обязательства трактористов
Узбекистана

ТАШЕЕНТ, 26 декабря. (Корр. «Прав-
ды»). Обращения коллективов Каменской
МТС и Бежецкой МТМ нанли живейшяй
отТЕЛИК Сфеди рабочих, инженерно-техни-
ческих работников а служащих машинно-
тракторных станций и мастерских Уз0е-
висташа.

В Самарканлекой, Авдижанекой, Наман-
танекой и других областях республики в
МТС и МТМ с большям пох’емом проходят
собрания рабочих и специалистов в обеуж-
дением обрашеная о развертывании Веёо-
юзного сопиалистического соревнования,

— Коллективы МТС и МТМ вашей об-
Засти,— сообщил секретарь Андижанского
обкома КП(б) Узбекистана тов. Бакулин. —
один за’ другим включаются во Всесоюзное
сопиалистическое соревпованае по досроч-
ному окончанию ремонта тракторов, при-
пепного и другого ‹сельскохозяйственного
инвентаря к весеннему севу.

Коллектив Ленинской МТС, вступив во
Всесоюзное сопиалистическое соревнова-
ние, взял на себя обязательство к 5 фев-
раля закончить ремонт всего тракторного
парка ик 15 февраля выполнить план ре-
монта всех машин @ прицепных орудий.

Такие же обязательства взяли на себя
коллективы Мархаматекой и других МТС.

So

На пороге

(Заметки

1943 гот на исходе. Через несколько
дней наш завол, как и вся советокая про-
мышленность. начнет работать над выпол-
нением плана 1944 гола. Нам предстоит
еше больше увеличить поток боевой тех-
ники на фронт.

Коротко 0 некоторых итогах теку-
mero ‘гола на заводе им. Влалимира
Ильича. Наш коллектив увеличил за год
выпуск снарядов более чем на 30 прэ-
центов. Залание по росту производитель-
ности трула перевьиюлнено на 10 процен-
тов. В три раза меньше стало рабочих;
не выполняющих нормы. Это результат со-
пчалистического соревнования и развития
стахановского движения. результат повы-
шения квалификации наших произрРодетвен-
ных кадров.

Коллектив обратил большое внимание Ha
вопросы экономики. Экономия электроэнер-
гии составила 588 тысяч киловатт-чаюов,
а топлива — 466 тонн. Накопления средств
oT снижения себестоимости достигли
7,2 миллиона рублей.

Весь гол мы настойчиво работали над
повышением культуры производства и ро-
стом производительности труда. Сюда от-
носятся внедрение «малой» и «большой»
механизации. совершенствование потока,
укрепление инструментальной базы. рабо-
та по часовому графику и т. х. Тысячи
работников завола повысили свою техня-
ческую грамотность и квалификапию. 0ко-
ло половины всего заводского коллектива
училось на различных производственных
курсах и в школах.

Но мы не можем, ве имеем права х0-
вольствоваться достигнутыми результата-

ми. Наша цель — сделать 1944 гол голом

решительного < лальнейшего повышения
ввей производственной культуры.

Одним из крупнейших резервов завода
япляется усовершенствование потока и его

максимальная механизация,

<

не выполнив установленной

fee,

‚Курская область. Коллектав Тимской

ПРА

МТС готовит машины к весеннему севу.

ВДА

i Фото 0, Струнниковаь

Зимние работы в колхозах

Волхозы Избердеевокого района успеш-
HO закончили сельскохозяйственный roi.
Во-время проведены уборка урожая и osH-
 мый сев. Поднято свыше 10 тысяч гекта-
‘ров зяби. Заботясь 06 урожае, колхозники
проявили замечательные образцы трудово-
го героизма, отдавали артельному делу все
свое уменье и хозяйственный оныт.
Напряженной работой залюлнены в кол-
хаах и зимние дни. Идет ремонт инвен-
таря, вывозка низ поля местных улобре-
ний, очистка семян. Приводятся в готов-
ность всё наличные средства, необходимые
лля завоевания высокого урожая. Но пол-
готовка к весне потребует еще много сил.

Взять хотя бы ремонт сельскохозяйет-
венного инвентаря. На 125 кодхозов В
районе осталось все 26  кузнепов.
Большинству артелей в пропыюм году пря-
ходилось приглашать кузнецов со сторо-
ны. Из-за недостатка кузнецов, слесарей и
плотников отдельные колхозы к началу ce-
ва очень плохо подготовили инвентарь ‘и
испытывали в нем острую нужду.

Чтобы не повторить пропилогодяих оши-
бок, райком провел на-днях совешание ©
вузнепами, познакомил их ‘с графиками
ремонта и ‘Условиями социалистического
соревнования. За каждым кузнецом за-
креплено теперь несколько колхозов и ус-
тановлены твертые сроки ремонта инвен-
таря, Для поощрения лучших работников
и за досрочное вынтолнение трафика создан
премиатьный dom. Колхозы выделяют
в помощь кузнепам 50 молотобойцев, ко-
торые впоследствия бухут работать само-
стоятельно. Й вот уже первые результа-
ты: в районе отремонтировано более 400
плугов, сотни борон и культиваторов,

Не легко оказалось организовать и ре-
монт транспорта. Хотя в районе насчиты-
вается 150 плотников, многие колхозы их
совершенно но имеют и не могут позгото-
вить телеги к вебне. В отстающих колхо-
зах «Йскра», «Уларник», «Врасные пру-
ты» из-за отсутствия плотников транспорт
в последнее время неё ремонтировалея и
пришел в неготность. Чтобы выйти из это-
го затрулнительного положения. в перело-
  вых колхозах созтаются курсовые. ремонт-
ные мастерские. Для ремонта сюла свознт-
ся весь транепорт, опытным мастерам
прикрепляются лля обучения 200 колхоз-
ников, организуется для мастерских сбор
инструмента и полвоз лесоматериалов.. Ре-
монт транспорта в районе начали недавно,
но уже отремонтировано около 400 телег.
Залерживает работу глазным образом не-
лостаток колес. своем промкомбинате
можно изготовить их не более ста станов,
а потребность в три—четыре раза больше.
Местная промышленность области должна
серьезно помочь колхозам.

Следует 0с0бо сказать © ремонте сеялок.
Нз протяжении ряда лет новые сеялки в

1944 года

директора 1) .

Завох им. Влалимира Ильича уже н6-
сколько лет работает тю методу потока.
Тем не менее мы еще не взяли от потока
вее, что он может дать. Нам еще прет-
стоит использовать хобавочные резервы
увеличения  производительности труда.
Прежде всего нужно как можно широ и
больше механизировать поточные линии.

В цехах нашего завода применяются
главным образом транспортеры подлвесно-
го. люлечного тала. Для нас они наибо-
лез выгодны. ни не требуют специальных
площалей, позволяют быстро перестана-
вливать оборудование. не нарушая общего
потока. \
- Уже в самом начале 1944 года в це-
хах, где начальниками тт. Корман и Алек-
сзхин, булет слано в экоплоатацию хва
новых подвесных. транспортера длиной в
600 метров. Они ‘обеспечат в новом году
повышение выпуска боеприпасов. в этих
цехах на 30 процентов.

Мы уже провели большую работу по ме-
ханизации литейного цеха. В прошлом в
нем почти не было механизации. Уже к
началу 1943 года обозначилась лиспро-
порция между потребностями в литье ие-
ханических участков и мощностью литей-
ного пеха. В наступающему голу эта про-
изводственная трудность пребдолена.

Повышение культуры произволетва не-
возможно без оснастки станков наиболее
созершенными приспособлениями. Они со-
здают точность обработки. легкость odcay-
жевания станков, повышают  производи-
тельноеть труда. Работая в этой области,
мы обращаем особенное внимание на
устройство различных пневматических за-
мимов, Сейчас в произвохственных цехах
до 70 процентов станков) имеют пневмати-
ческие зажимы. ^

Что это лает?

Назову одну цифру: применение пневма-

пользованы на сезе, Для восстановления
их требуются умелые руки и деловая по-
мощь промылиленных предприятий, Недав-
но мы договорились с заволом об изготов-
лении для сеялок недостающих шестеренок
и втулок. У себя в районе организовали
уврупненный ремонтный пункт, куда с80-
эим все сеялки. Ремонт их будет произво-
диться ‘лучшими. кузнецами и  слесарями
района. обеснечит высокое качество
рабогы,

Много заботы и ©  полтотовкой обруи.
В ряде колхозов нет шорников и поши-
вочного материала. Из-за недостатка сбруи
летом в районе простамвали сотни лоша-
дей. Чтобы выправить дело с упряжью,
сейчае организуем шораые мастеоские на
каждые пять-шесть колхозов. Под руко-
родством опытных мастеров злесь будут
обучаться 60 колхозников, которые имеют
хело со сбруей. На месте изыккизаем теоб-
хотимый материал, Колхозы, рассчитав-
шиеся с госулафством по схаче кож, отдают
на в районный промкомбинат
300 кож, которые пойдут на восстановле-
ние сбруи. Из местного сырья. вырабаты-
вается войлок, необходимый для / ремонта
хомутов и седелок. —

Небольшой, но важный счет пред’являют
изберлеевокме колхозы областным офгани-
зациям, Мало они заботятся о завозе сор-
тового железа и гвоздей. Нет дегтя для
смазки сбруи, колесной мази, ы

В центре внимания  парторганизации
района, как и в прошлые голы, остается
забота © подготовке семян к посеву. Семез
fla — золотой фонд урожая. Но очистка
AX в большинстве случаев производилась
небрежно, так как зерноочистительные ма-
шины не имели хороших решет. Зерно про-
гоняли через сортировку три-четыре ра-
за, а толку было мало. Получалось лишь
много отхохов.

Этой зимой мы решили организовать хе-
ло иначе. Создали районный зерноочисти-
тельный 0603, закрепили за ним лаборанта
и все семена пропускали через усовершен-
ствованный «Клейтон». Уже отсортировано
свыше четырех тысяч центнеров. В январе
полностью закончим очистку семян и до-
велем их ло высокой кондиции. Недостаю-
щез количество омян позаиметвуем У кол-
хозников из их личных запасов. На 1.000
гектаров соберем ‘допознительно картофель(
из 500 гектаров-—кормовую свеклу и т. я.

Нало признатьея, что в последние готы
мы очень мало внимания улеляли агротех-
нике. Местные удобрения не использова-
лись, хотя польза от них очевидна для
всех, Теперь партийная организация взя-
лась за это дело. На поля уже вывезено
8.000 возов навоза. До весны будет выве-
зено еще 20.000 возов. В план зимних р

могательное время нз установку, крепле-
ние, снятие изделий на 40—50 процен-
TOB.

Ведущая роль в организации потока,
внедрении механизации приналлежит  ин-
струментальному цеху. Без хорошего снаб-
жения цехов инструментом не может быть
равномерного потока. Без сильного инстру-
ментального цеха нельзя быстро осваивать
новые изделия. А нам, например, чтобы
уховлетворить требования фронта, в 1943
году пришлось в короткие сроки освоить
массовое произволетво нескольких новых
типов боеприпасов. С этим мы справи-
лчсь потому. что укрепили и расширили
инструментальный ‘цех. Его мощность мы
булем нарашивать и дальше.

. Но сила этого пеха обычно заключается
Ее только в оборудовании, но и в высокой
квалификации работников. У нас половина
инструментальников — молодежь. Мы по-
ставили дело таким образом, что сейчас
учится, повышает свои технические знания
половина инструментальшиков,

Работа no часовому графику звилась
одним из решающих условий успеха завод-
ского коллектива в 1943 году. Преимуще-
ства часового планирования и учета про-
изводетва весьма значительны. Начальник
цеха теперь ясно видит работу пролета,
участка. цепочки за каждый час. Команди-
ры производства оперативно решают возни-
кающие задачи, во-время лиБвидируют
недостатки. у

Но в этом направлении — создании 2б-
солютно равномерной работы—мы еще сде-
лали далеко не веб. Например, анализ
выполнения графика в цехе, где началь-
ником тов. Ларин, показывает, что в пер-
вые часы сдача готовой пролувпии обнч-
HO отстает от заданного количества. Вы-
Пуск боеприпасов нарастает лишь К кБон-
цу каждой смены.

Это говорит о том, что мы не добилиеь
ритмичной работы в течение всего рабо-
чего дня, не. достигли равномерной за-
грузки оборудования. Ликвилировав этот

ТИКИ Н4 поточных линиях снизило вопо-! недостаток. мы сможем увеличить выпуск

нам не поступали, а старые сильно изно- бот включаем завоз 4.000 тоны торфяной
сились, и многие из них не могут быть ис-  крошки, которую сейчас используем для

полстилки скоту. & затем в качестве улю-
брений, Соберем не ‘менее”3.000 центнеров
золы и большое количество птичьего пюм6-
та. Эта работа уже проводится в большин-
стве колхозов, Снегозадержание

на всей площади озимых культур  под-
зимнего. сева подсолнечника и коБ-сатыза.

Большинство коахозов заботливо готовит
к весне коня. Для лошадей выделены хо-
рошие корма и созданы кормозапарники,
Конюшни утеплень Для ухода за тяглом
выделены лучиаие колхозники.

Эту зиму в районе по празу назызают
зимой агротехнической учебы. № руковод-
Cray колхозами и бригадами припоги новые
люди. Мы их много ругали 3% недостатки
в работе, во мало. учили, не знати их нужд
й запросов. Теперь райком стал ближе
полхолить к каждому работнику. Мы ото-
брали уже 350 звеньев и создали вовые
эвенья. Будет пересмотрено еще 400 зве-
HECB, в составе которых пропвопыи боль-
шие изменения. Открылись курсы звенье-
вых пол руководотвом агрономов. В бли-
жайшее время откроются курсы бригадиров
п семеноволов на 250 человек. Ha базе
IKPOLOBO-ATOTHOTO совхоза, где имеются хо-
рошие специалисты и натлялные пособия,
соэлань: курсы семеноволов из 50 человек,

В прошлые голы отстающие колхозы

тянули назад весь район. Мириться © ‘их

отставанием халыпе нельзя.” Это crerur

пох утрозу вею Напгу хозяйственную р800-
ту. Поэтому в зимнее время мы решили
конкретно разобраться в кажхомо отетаю-
щем колхозе и помочь ему. Этим самым
будет заложена прочная основа хозяй-
ственню-организационного укрепления казк-
лого ототающего колхозз.
Готовясь к весне, районная партийная
организация исключительное внимание уде=
ляет ремонту тракторов. И в прошлом году
наши МТО работали неплохо. выполни-
ли план тракторных работ. больпвинотво
брятад дало вывовую выработку. Сейчас
в МТС ведется большая работа по подго-
товке машинно-тракторного. парка к ве-
сеннему севу. Откликаяеь из призыв Ка-
менских и бежецких механизаторов, наши
трактористы берут обязательства в epor
H доброкачественно отремонтировать все
машины.и принепной инвентарь. \
Зяма — олин из важнейших Эталюв в
борьбе за выкокий урожай. Это хорошо по-
нимают ‘налщи колхозники и колхознины.
Не поклалая рук. работают они на засне-
женных полях, на гумнах, в мастерских.
Гериический пример воинов Красной Армии
BIOXHOBIACT EX ва новые’ трудовые под-

BET,
В. СУХАРЕВ.

Секретарь `Избердеевского райкома
ВКП(б), Тамбовской области.

продукция. Такую задачу мы а ставам
перед. собой в наступающем году. _

Многие молодежные  бригалы, сткли-
каясь на призыв товариша Сталина, вы-
полняют задания с меньшим числом ра-
ботников. Лолько за олын декабрь пе за-
воду таким путем было выесвобожлено 75
рабочих. Но это лишь начало. «(б_тем же
числом рабочих и оборудования дать боль-
ше снарядов>— Таков основной девиз на-
шей работы в 1944 году.

В связи © этим хочется сказать 6 тех-
нологах и конструкторах. Роль их на про-
изводетве возрастает в сильнейшей сте-
пени. . j

‚ Илодотворная работа конструктора от-
крывает путь к использованию крупных
производственных резервов. Одна хорошая
конструкция “изделия может в несколько
раз повысить производительноеть труда и
снизить себестоимость. Сошлюсь на такой
пример. В цехе, гдё- начальником тов.
Корман, конструкторы и технологи, руко-
водимые главным инженером завода тов.
Скориковым, изменили конструкцию одной
детали. Она изтготовлялась из злюминия.
А налии инженеры предложили делать ее
из ЛИСТОВОГО железа,

В результате в механическом tiexe
оказались ненужными все оборочные опе-
рации, ликвидирована трулоемкая нарез-
ка резьбы и ежемесячно экономится
большое количество алюминия. Олно эте
изменение конструкпии экономит гобудар-
ству 5,5 миллиона рублей зв. год,

Ham завод в течение 8 месяцев удер-
живает переходящее Красное Знамя
ЦБ ВЕП(б), завоеванное во Всесоюзном
социалистическом соревновании. Celia:
на заводе крепнет новый трудовой под’-
ем. Празыв товарища Сталина об уеиле-
HHH помоши ` фронту дошел до сердца
каждого работника. :

ллектив завода им. Владимира
Ильича в наступающем году внесет свою
лолю в общенародное дело побехы нах не-
мецкими захватчиками.

Г. ПРИГУЛЬСКИЙ.
Директор завода им. Владимира Ильича.

=

„ ко на второстепенных направлениях, и то

Ч 1Ро

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 26 докабря-
(Степ. корр. ТАСС). Ноябрь и декабрь
были месяцами  ожесточе боёв

Украине. Стойко и мужественно отражали
бойцы 1-го Украинского фронта яростные
зтаки крупных сил танков и пехоты про-
тивника. Немецкое командование бросаю
сюда своп лучшие танковые. и пехотные ди-
визии, подтянутые из Франции, Германии
и даже с итальянекого . фронта.

Враг торопился, он неё жалел ни живой
силы, ни техники. Были дни, ёогда в ата-
ки против наших позиций немцы бросали
одновременно сотни танков, среди которых
были и «Тигры», и «Пантеры». Десяти
самолётов день и ночь висели над нашими
боевыми - порядками, стремясь проложить
дорогу танкам и пехоте. По своей ожёсто-
ченности. по количеству сил, по насыщен-
ности их боевой техникой ноябрьские и де-
кабрьские аТави неицев можно сравнить 6
летними 5 ea :

И что же? Герои Днепра выдержали п
это труднейшее испытание. Они сорвали
замыслы гитлеровского командования. Про-
THBHER потерял многие тысячи солдат и
офицеров, свыше тысячи танков, сотни са-
молётов. А продвинуться ему удалось толь-

незначительно, Немцы захлебнулись в 630-
ей собственной крови. Воины Виевеких,
Сумеквих, Прилукеких, Нежинеких, Бахмач
ских. Пирятинских и других дивизий и
полков в многодлневных боях измоталя ий
обескровили врага, заставив его остановить-
ся Ha полдороте.

Мы видели нз пюссе и фронтовых й0ро-
тах подбитые и сожженные немецкие тан-
ви, ещё не тронутые ржавчиной; распла-
ставитиеся на мокром снегу трупы гитле-
ровоких. солдат и офицеров; самоходные
пушки,  исковерканные артиллерийским
отнём. ,

В дни боёв зхесь главно поработали <о-
ветокие лётчики, без устали бомбившие
боевые, поряхЕй немцев и их технику. Для
Hallux штурмовиков не существовало. не-
лётной поголы — в дождь, в туман; в дни,
когда на землю падал мокрый.снег, над го-
ловами не стихал гул авиационных мото-
ров. В один из лекабрьских дней эскадрильи
«Ильюшин-2» сожгли 23 немецких Танка.

Настал момент разгрома группировки
противника. День выдался туманный; мглй-
стый, таял снег. Едва только забрезжил рас-
свет, ударили советские зртгиллеристы и ми-
номбтчими. Ванонада усиливалась с каждой
секундой. Наши артиллеристы подазляли ий
уничтожали огневые точки противника. за-
тем отонь был перенесён на передний край
обороны немцев, на’ укрепления пезвой ли-
НИИ. мощных огнём‘абтиллеристы на-
несли врагу невоснолнимый урон. Олин из
маршевых батальонов, прибывших на 19-
полнение 25-й немецкой дивизии, был унич-!
тожен в течение нескольких минут. Остатки
вго разбежались по полю. Немецкие офяпе-

«Бить немцев, как советские богатыря
Золотае, Баволюнаес, Иоцюс, Гужаускас!»—

с немецкими войскахи н» Правобережной

27 ДЕНАБРЯ 1943 т.. 1% 318 (9454)

pole ;
ры не в силах были остЕговиТь оби cite
дат. k
За огневым залом попила вперёд советсхаЯ
пехота. По обеим сторонам Фитомирского
mocee Ha десятки километров прокатилось
русское «ура».
Взвод младшего

лейтенанта Востюкоза
первым ворвался ® траншеи. противника,
СТ и автозатных огнём бойцы вы»
били немцев из окопов. В первой половинб
дня Н-ская часть овладела городом Радо=
иъншль, который несколько дней назад вез
ной огромных потерь был захвачей немцами,

Во второй половине хня в бой пошли ‹о-
ветские танкисты. Танковые колонны вры-
вались в рулюложение гитлеровцев и унич
тожали их огнём и гусеницами. Уже через
чак после введения .в прерыв танков ие
рахио было принято известие, что экипажи
Героев Советского Союза Новохалько. и, Ар
хнпова ворвалибь на улины нескольких
населённых пунктов и разгромили в них
немецкие гарнизоны. Славные танкистьь
показавшие чудеса храбрости и отваги при
форсировании Днепра, вновь проявили ves
бя подлинными богатырями. Они всюду
настигали возга, давили ето солдат, ва“
нали в землю технику.

Весь день пи ожесточенные бои. Нем
цы много раз бросались в контратажи, но
yetlexa He имели и вынуждены были Mog
удараиы наших частей откатывалься воё
дальше на залад.

На следующий

ьшего напряжения. Налиа пехота в тез
ном взаимодействии е танками и артилаеч
рией продолжала атаковать укрепленные
позиции непраятеля и успешно продал
таль вперёд. Отремителыным штурмом
советокие Войска овладели крупными наз
свлёнными пунктами Брусилов, Кочерово,
Ворнин и другими. Одна ваша часть в
результале быетрого натиска вышла на
Яъитомирское шоссе и отрезала пути отхо-
да немецких войск. В руки советевих пол
ков попали большие трофеи, в том число
совершенно исправные танки и орудия. за-
хвачено было много пленных,

На дфугом участЕе в первый день ва
ступлония захвачено в шлен 200 немецких
солдат и офицеров. Число пленных © каж-
дым днем растёт; растёт и число немецких
потерь убитыми и ранеными, число уничто-
женной техники врага. Застри дня нзстуз
пательных боёв чаети Красной Армии pa3-
громилй 4 танковых и б пехотных диви-
зий немцев. Ha освобожденной от врага
территории лежат груды разбитых танков,
автомапилн, орудий. Наши трофейные
Боманды еле успевают учитывать захва-
ченные в боях у противника исправные
пушкин, микомёты, пулемёты, разного рода
боевые. и транспортные машины.

Более 150 городов и сёл Увравны 06-
вобождено за эти три дня. Фронт продвяз
нулся в глубину до 40 километров. На-
ступление ‘продолжается.

. ‘H. MAPKOBCKHA,

За счастье и жизнь
литовского народа

и. командиров  Литовской  дЕвизни tas
граждены орденами и медалями Советское

писала в июле Ффронтовая газета «Слово!го Союза за проявленные в боях мужество
бойца». 0 сержанте Викторе Япеневичюсе,   и отвагу. Команлование армии и фронта не-

зверски замученном немцами, но не вылав-
шем военной тайны, о сержанте Живаткаус-
Face, полбившем четыре немецких танка. 0$
умелом и мужественном руководителе своих
частей полковнике Мотеке, о полковнике
Шуркусе, майоре Косебле и о многих дру-
гих литовеких воинах писала Ффронтовая и
армейская печать в дни орловской битвы.

В сердце России, на орловекой земле,

Н-ская Литовская стрелковая дивязия при-  .

няла в зимних боях боевое крещение и бое-
EY закалку, проявив большую стойкость,
мужество и бесстрашие. Борясь за Орел. ли-
товцы знали, что это — борьба и за Виль-
нюс\м Каунас. Едина и нераздельна руково-
димая партией, Ленина— Сталина дружная
семья народов СССР, могуча своим един-
ством советская страна. Й на орловской.
земле родилась боевая слава литовских co-
ветских воинов.

Готовя наступление, немкы бросили зна-
чительные силы на стык наших ча-
стей. Сотнями самолётов бомбили, тысяча-
ми снарядов и мин осыпали немцы боевые
порядки. Потом начались яростные. танко-
вые атами гитлеровцев. Но не дрогнули ли-
товские воины, занимавнгие оборону. Целый
день длилея ожесточённый бой. Литовцы
выстояли и отбили атзку за атакой. Если
тде-нибудь гитлеровцам и удазалюсь немно-
го вклиниться. их немедленно выбивали и
уничтожали стремительными контратаками.
Литовские советские воины не уступили ни
пяди защищаемой ими советской земли.
Геры гитлеровских трупов вырастали перед
литовскими позициями.

В знаменательный день 15 июля — в го-
довщину Грюнвальдекой битвы — Н-ская
Яитовская стрелковая дивизия, включив-
пись в общее наступление Красной Армия,

однократно об’являло Н-ской Литовской

стрелковой дивизии благодарность за уб-

пепгные боевые действия в хни летних боев,

Воины Яитовекой хивизий гордятся занебен“

ной в их красноармейские книжки вой“

ной блатоларностью Верховного Главно-

командующего Маршала Советокого (Союза

товарища Сталина за ‘оборонительные и на

ступательные бон в орловекой битве.

- ..Два года тому назал. в текабрьские ни

1941 года, со-всех концов Советского Союза

стекались на берега Волги литовцы. Они

шли сюда, чтобы стать сплочённой боевой

сялой и в борьбе против извечных врагов

литовского народа — против немепких з4=

хватчиков возролить героические традиции
своих предков, громивиих тевтонов в ясто-

рических битвах пох Сауле, Дурбе и Грюн-

вальдом. Теперь Н-ская Литовская стрелко-

вая ливизия Красной Армии с честью отме-.
чает пройденный славный боевой путь, ко
терым всегда булет горхиться литовский на=
род. Борьбой своих доблестных сынов. кро-
Bb, пролитой в боях за советекую родину,
литовский народ крепит узы братетва и
дружбы < великим рубскиля народом и всеми
народами Советского Союза. Боевые дейст
вия Литовской дивизии перекликаются 4
борьбой литовских партизан, самоотвержен=
вым сопротивлением литовского народа, от
стаивающего!й свою землю, свою свободу,

€F0e счастье в схватках © ненавистныхя
фапистекими оккупантами. Эта битвз за
отчизну наглядно показывает, что в единой
и своболной семье советских народов литов-
ский народ стоит в первых рядах великой
армии борпов против фашистской Германяи.
Ня провокационные происки гитлеровцев,

ни гнусная клевета вражеских агентов Be

обманули и никогда не “обманут литовский

день бои достигли ema)

начала наступательные бои. С мыслью © нарол. На литовской земле сорваны булут
родных берегах Немана, Нериса и Дубисы  новые попытки гитлеровпев провести 1о-
Фореировали воины Литовской дивизии реки’ тальную мобилизацию, как ‚сорвались все
Неруч, Оку и Крому. Сломив ряд узлов <0-  попытки немцев создать легионы из литов-
противления врага, титовны с боями прошли ц6в для битой гефманекой армии. т
120 кнлометров на запал; освободили 60 на-  _ Борьба за <воболу и независимость Совет-
селенных пунктов Орловшины. Более 13 ты- ского Союза” за честь и жизнь литовского
сяч. гитлеровцев уничтожили вовны литов- народа спаяла всех нас. Мы- видим в Аи-
ских частей в летних боях. Это было суровое   товской тивизии офяцеров старой литовской
возмездие за разрушения, убийства и наси-  армии— генерал-майора Карвялиса, полков-
тия, чинимые гитлеровбсеихи разбойниками ника Шуркуса, Урбшаса, подполковника
в Советской Литве. Много техники врага пе-  Цетрониез, Мотеку и многих других. Здесь
ремололи литовские артиллеристы. Среди за-  и кадровые офицеры Красной Армия — пол-
хваченкых литовцами трофеев было огром-  ковнив Мацияускае, Стасюлис. Мажейка,
ное количество снарядов, много пулемётов,  Рутковский, ь. В дивизии — литов
десятки орудий. $ ские рабочие, крестьяне и ‘интеллигенты.
В послелних боях Литовская дивизия на В лвухлетию Литовской дивизии получены
одном из важных участков Фронта’ вновь ПОларки от литовцев, живущих в США.
показала свою стойкость и умение бить Они, как и мы. гордятся её боевыми успе-
врага. Литовские артиллерийские части Хами, подвигами литовских воинов в рядах
майора Симонайтис отважно отбивали ата- Красной Армии. Это свихетельствует о един-
RH немецких танков и пехоты, вклинивших- СТве всех честных литовских людей, всех
ся в нашу оборону и созлавиеих угрозу нз литовских патриотов в борьбе против немёп-
одном участке. На помощь подоспели литов- Ких захватчиков, р борьбе за действительно
ские подразделения капитана Ситника,   СВобохную. действительно народную Совет
контратакой восстановили положение и за-  скую Литву.
няли населённый пункт. Несколько десят-

ков танков подбили литовские вояны в этом
бою. Четыре танка подбил лейтенант Rora-
Hac.

Ещё тысячи врагов быля уничтожены в
этих боях. Так отомстили литовцы-за Helab-
но сожженную гитлеровцами литовскую ле-
rae Милювы, за злодеяния немецких бан-

Несколько тысяч” бойцов, сержантов

Весь литовский налот об’етинила твердая

уверенность в правоте нашего великого де- 2

ла, уверенность, что пол знаменем Ленина—
Сталина, вместе со всеми народами Совете
ского Союза, и литовский народ добьется
cece : победы, обрушит на немцев второй
сокрушительный Грюнваль. .
Юстас ПАЛЕЦКИС. }
Председатель Президиума Верховного
Совета Литовской ССР. С

&

ЕЕ a,

A