Три года назад на экра

и нах совете
кинотеатров появилея унылый п Geenver-
вый фильм «Сильва», Зрители ветретили

его холодио. Ови в недоумения спрашива-
ли: Каю могла прельстить руководителей
Сверхловской киностудий венская oneper-
#4? Неужели в годы войны они He Haman
дютоймой темы па жизни нашего народа?
Ведь фильм создавалея в Свердловске.
в пентре промьииленного Урала: В те годы
урздьцы ‘неутомимо ковали оружие для
Советской Армии. Ежечасно сама. жизнь
тодсказывала киноработникам сюжеты, коз

‘рых НИКОГЛа це могла создать даже са-

(мая богатая фантазия.

№ такова сила инерции. Легче делать
№, чо шюоще дается. Зачем обращаться
х писателям за сценариями, изучать совре-
зенность, когда есть более легкяй путь —
мять старый хотя и избитый сюжет п
экранизировать его?

da три года после выхода на экран
«Сляьвы» студия выпустила еще два филь-
из — «Освобождения земля» и «Алмазы»
(063 фильма художественно бесломощны.
Они говорят о том, что у руководителей
удия — диреклора тов. Блиоха и худо-
ветвенного руководителя тов. Мачерета
нет ясной творческой линии.

Почему нет
фильмов об Урале

38 мы сталицеких пятилеток Урал
превратился в жемчужину советекой про-
увииленности. От заполярной Воркуты до
тазахских степей протянулась цепь заво-

\ дов, рудников, нефтепромыелов. Со сказоч-

wo быстротой на Урале создаются  пред-
приятия, размерам и мощности которых
жжет позавидовать любая страна. А по-
сотрите, каким изображен Урал в фильме
«Алмазы». Он показывает север Урала ди-
тим, неуютным. Тянутся угрюмые горы,
покрытые спежными шапками, молчаливые

\ 10а, лесные кордоны, подводы © бубен-

вы

цами под дугой... Где автор и постановщи-
зи увидели такой Урал? Да и видели ли
они его вообще? ;

По ходу дела в картине должен был
произойти обвал, а на Урале он невозмо-
жн. Влиох и Мачерет придумали «ocrpo-
умный» выход. Опи решили снимать фильм
№ Урале в алтайских горах. Громоздкая
Экспедиция с оборудованием, больтиим тшта-
NOM вспомогательного персонала долгое
вимя жила Ma Алтае. Фильм снимался
околько раз. Браковались одни вариан-
ты, создавались другие. Участники экепе-
MH жили припезаючи. Они аккуратно
получали командировочные и почти ничего
в делали. Наконец, Блиох пригласил ре-
хлосера Правова, который все-таки сумел
ЗЗлончить ©’емку.

— Нелегко найти на Алтае уральский
пейзаж, — оправдывая недостатки Kaptu-
Ih, сказал режиссер Правов na одной
\тече с канозрилелями.

Но дело не только в пейзаже. Самое

мавное =—= картина неправильно трактует.

ихтуики советских людей. У геолога Не-
‘терова, основного роя картины, нет
трой научной почвы под’ ногами. Все
и’ предположения OH CTPOAT “Ha песке:
№ пак ни странно, секретарь райкома пар-
и мрит в успех Нестерова: Его уверен:
ть основана не на теоретических дан-
лы, а на том, что Нестеров... бывший.
ицер, Создается впечатление, что Несте-
в одержал. победу случайно, вопрека
Зуко.

Фильм снят и сдан в прокат. Ру-
пюдители на вслкий случай запаслись
№Ммюрженными отзывами. Один Из Таких
изывов они постарались залюлучить в Ми-
Яимерстве геологии. Этот отзыв теперь ве-
ко перелает Свердловская радиостанция.
Плцую услугу киностудий оказали работ-
наки Министерства геологии.

(тудля вообще избегает снимать филь-
уы на Урале. «Освобожденная земля» ени-
умль на Кубани, «Алмазы» —= на
Алтае. Недавно Мачерет приступил к
©емке фильма «Трудовая жизнь», выехав
lig ой цели... в Запорожье. Блиох и Ma-

ЗА ТРИ ГОДА-ТРИ КАРТИНЫ

ТАК РАБОТАЕТ
СВЕРДЛОВСКАЯ
КИНОСТУДИЯ

рт об’ясняют это недостатком солнца на

’ oe т тем метеорологи утверждают,
а Урале солнечных дне

ree дней больше, чем

Непритязательноеть руководителей ‘сту-
ARH доходит до того, что они принимают
Е постановке заведомо недоброкачествен-
ные, порочные сценарии, впустую ватрачи-
вают на них сотни тысяч рублей и, не за-
кончив  с’емки, прекращают работу.

удожественный руководитель Мачерет по
своему сценарию долгое время енимал кар-
тину «Когда небо синев». Потом сценарий
признали неудачным, и картину сняли с
производетва, составив оригинальную моти-
вировку: «по тематическим соображениям».
Никто, оказывается, не виноват, виновата
тема. А как же быть с деньгами, затрачен-
ными на картину, то-есть выброшенными
на ветер?

Дорого обошлась государству и не уви-
девшая света картина «Крылатые кони».

Снимая фильм «Освобожденная земля»,
студия приняла на’должность третьего ре-
жисеера. некое Рывкина, ‘живущею в
Москве, Рывкин не имел никакого отноще-
ния к картине, он исполнял только обязан-
ности «толкача». За эту работу студия
уплатила Рывкину 57.000 рублей. Котати,
Рывкин одновременно работал «толкачом»
в Киевской, Одесской, Ташкенлокой и дру-
гих киностудиях.

Режиссеры братья Дукоры уже три года
ездят за счет студии «в творческие коман-
дировки», пишут какие-то спенарии. Никто

не знает, чем заняты Дукоры. Им аккуратно

выплачиваются тысячи рублей: зарплата,
командировочные, премии... Условия для лю-
дей, не расположенных к творческому
труду, идеальные, :
Характерно, что все штатные сотрудни-
КИ стулии далеки от творческой работы. Не
одни Дукоры припеваючи живут за спиной
тов. Блиоха: По указанию министерства ре-
жиссеры и артисты заняты дублированием,
картин на татарский язык. С’емка же п
исполнение. ролей в фильмах обычно возла-
гаются на приглашенных артистов и Dpe-
жиссеров.

Около двух миллионов рублей уплатила
студия людям, которыз участвовали в
семках фильмов, так и не появивигихся в
свет, писали сценарии картин, которые так
и не были поставлены.

`Недаром Свердловекую киностудию на-
зывают самым нерентабельным предприя-
тием на Урале. Дорого обходятся государ-
ству ее творческие «эксперименты».

Студия без сценариев

Странное впечатление оставляет сценаз-
ный отдел студии. Связи его узки, ограни-
ченны, Он нё организует вокруг себя писа-
телей и журналистов Урала, не ставит
перед собой конкретных целей, у него нет
твердого; продуманного плана: Живет он,
не заглядывая в будущее.

За четыре года многие люди побывали
в отделе. Й большинство из них осталось
довольно радушным приемом и шедрой
оплатой. Студия выдавала звансы под пло-
Xue спенарии; платила за Негодные `ли-
бретто. Вто только здесь не’ брал денег!

ожно назвать имена сценаристов Друц,
Блюм, Папавы, Берестинского. Договоры,
заключенные с авторами, обошлись студии
в 500:000-рублей, но из 19: впенариев при-

нято было всего три, остальные забрако-.

ваны.

Недавно в студию прибыл начальние
спенарного отдела Иванов. Он с увлече-
нием говорит о планах отдела, но, откро-
венно говоря, все они смахивают на про-
жектерство. Студия не имеет авторского
зктива. В ее портфеле нет ни одного спе-
нария. Известно, что хороший сценарий—
основа картины. А чтобы ставить полно-

ЛИССЕРТАНИЯ

Когда члены ученого совета He спеша
@няли места за столом, Сергею Можаеву
подумалось, как в сущности просто обстав-

ден этот знаменательный акт ‘его жизни. Но

рогая простота обстановки не нарутала,
a как-то подчеркивала торжественно-при-
поднятое настроение, i
_ После токо, как председатель совета про-
beceop Александр Федорович Кетов открыл
заелание, секретарь, подняв & глазам т0-
Нанькую папку, стал читать дело auccep-
tanta Сергея Можаева. Профессия — инже-
Нор, возраст — 35 лет, образование-—заочно
закончил институт, заочно же подготовился
х (даче кандилатского минимума. Оценка
При едаче минимума: английский хорошо,
хархслам-леницизм — отлично, инетрумен-
тальное производство — отлично,
Профессор приветливо кивнул Можаеву.
тодовой, приглашая подняться на кафедру.
Можаев вынул из бокового кармана те-
традь, ‘неторопливо разгладил согнутые ли-
ты. В аудитории стало‘ особенно тихо, й В
иой тюпине его негромкий голое орозвучал
спокойно и уверенно. Можаев читал диссер-
тацию, почти не глядя в тетрадь. Ведь каж-
1ая строка его текста, каждбе вычисление
терпелизю и долго выналиявались.
Диссертация называлась: «Аналатическая
Т60рия спирального сверла». Этот труд В
четыре печатных листа посвящался одному
В имых насущных п жавотренешущих в0-
1р0б0в творил инструментального пройзвол“
ва. В атом труде заново разрабатывалась
й освещалась одна из важных областей этой
теории,
` Путем сложных математических расчетов
ожаев стремился отыскать ‘наиболее pa
Циональные конструктивные элементы ee
Ифумеёнта, которые намного‘ повысили BI
вто стойкость. Дело в том, что производству
вносят большой Ущерб изготовление и ис-
Пользование инструмента без учета особен-
нстей металла, подвергаемого обработке,
Тезультать одно и то же сверло зачастую
уается, как соломинка, не выдержав даже
очень незначительной нагрузки. Избежать
ото можно, подбирая иаиболее стойкий для
Ааниого матерйала инструмент.
(тать? Как гОВИТЬ такой инструмент
( вета на этот вотрос молодой инженер ис-
тАл долго и пытливо в практическом опыте
ив науке, которой овладевал, но расстава-

А как подо-.

ясь с производством. Искал настойчиво по-
тому, что это было важно для производства,
где теперь разгоралась борьба за досрочное
выполнение обязательств, принятых ленин-
градцами.

Сергей Moxaes говорил горячо и убе-
дительно. Ведь он недавно сам стоял У
станка и не раз испытывал горечь досады,
когда в разгар работы сдавал, крошился 06-
зец и приходилось выключать станок, теряя
драгоценные минуты, = =

`’ Можаева сменил на кафедре официальный
ойпонелт -= сухонький, подвижной человек
в очках, из-под которых молодо поблескива-
ли глубоко запавшие глаза. Это был ученый,
известный многами исследованиями в обла-
сти теории резания металла. о)

Заключение оппонента `излагалось не-
сколько растянуто и витиевато, Можаев не
сразу. понял его смысл, а когда понял,
почувствовал. радостное облегчение. -Ontio-
нент давал блестящую опенку его диссерта-
ций. В конце тот сказал:

—. Лисоертант обладает везаурядной ма-
тематической подготовкой. Считаю его безу-
словно достойным ученой степени канди-
дата технических паук. _

Об’явили перерыв. Аудитория наполни-
лась шумом отодвигаемых стульев. Люди
расхолились по корилорам, где можно по-
размяткя в ожидании решения совета.
Многие поздравляли Можаева, жали ему ру-
ку. Тот отшучивался: > Е

—— Погодите: цыплят по осени считают.

В: самом деле, мнение официального оп-
понента — это еще не мнение учелого 60-
вела. Но Можаеву как-то не думалось 06
этом. Он почти не испытывал тревоги за
исход дела. Другое чувство охватило его
сейчас — чувство значимости момента, 6
которым было связано все хорошее и радост-
ное в его жизни. Можаев стоял в глубине ко-
ридора у окна, захумчиво глядя на весен-
нюю сутолоку города, и ему невольно при-
помнилоеь все, что А его жизнь
ношескими радостями.
eet о впервые пришел на завод, робко
приглядываясь к диковинным стаякам, Ha-
стороженно прислушиваясь к их разноголо-
сому шуму. Его начинают заботливо УЧИТЬ
слесарному ремеслу. Ближе узнаются люди.
Понемногу крепнут силы. Мождев чувствует
себя нужным производству человеком. В
дружеском обращении к нему уже нет при-

‚Ценные фильмы,

студия должна иметь
опытных спенаристов.

’— Московейая и Ленинградская студии
в выгодных условиях... На них’ работают
многие писатели, — говорит‘ тов. Иванов.

Почему же писатели Москвы, Ленингра-
да, Свердловска не могут работать в содру-
жестве со Свердловской студией? Очевих-
Но, потому, что у ее руковохителей нет же-
ee наладить связи и дружбу © пиеате-

В 1948 roxy отдел собирается сдать в
производство семь сценариев. В их чивле—
сценарии цветных,
короткометражных. фильмов, два’ сценария
0 железнодорожниках, один -— об’ электри-
фикации колхозов и спенарий о Ползунове—
изобретателе паровых машин. Бедён и у3оЕ
план отдела.

‘A пока спенариев нет. Поэтому ‘фильм 06
Урале «Сталинский Урал» скимает Ново-
сибирская студия. 5
«= Они нам портят всю обедню, — co-
крущается Иванов, — отняли такую 3046-
тую тему... _ И Е ь

Но вель никто не мешал студии своевре-
менно заняться этой «золотой темой».

Кто воспитывает
молодежь

Студия ‘бедна кадрами, y nee нет опыт
ных режиссеров, операторов, артистов.
Чтобы восполнить недостаток квалифипи-
рованных работников, студия открыла
школу киноактера. Идея хорошая. Однако
тов. Блиох и Мачерет отнеслись к органи-
зации школы по моньшей мере безответ-
ственно. Во. главе ве поставили одного. из
братьев Дукор, который не расположен за-
виматься столь серьезным трудом. Он 33-
ходил в школу лишь несколько раз. Осталь-
ное время OH посвящает «творческим
командировкам». =~

Учащиеся предоставлены самим себе. Из
16 преподавателей только двое штатных.
Больнгинетво из них числится лишь в ведо-
мости на выдачу зарплаты. Жена худо-
жественного руководителя Мачерет, братья
Дукоры и многие другие преподавателя пе
провели ни одного урока.

Учащиеся школы совсем не изучают ма-
стерство, основы  режаесуры, технику
кинос’емки и т, д. На первом курсе препо-
давательскую работу ведут учащиеся треть-
его курса. Но так как они сами не изучали
предмет, то остается лишь гадать, чему
они учат первокуреников. Производствен-
вая практика для Учащихея заключается
в бесцельных прогулках по киностудии.
Некоторым счастливцам изредка удается
принимать участие в массовых сценах.

‚Очевидно, что в таком виде школа ве
может воспитывать молодежь. -
en * * *
С. первото дня’ Свердловокая студия Ha-
ходится в творческом тупике. В этом вино-
вато прежде всего Министерство кинемато-
графии. Министерство знает, что `фильчы
студии Убоги в идейном отношении, что
у нее нет твердого репертуарного плана,
что за четыре года студия He сумела
выявить ©вое’ творческое лицо. Тревожные
сигналы из Свердловска должны были на-
сторожить министерство. В прошлом году
газета «Уральекий рабочий» опубликовала
статью, разоблачавшую  семейственность,
беззастенчивое разворовываняе  госулар-
ственных средетв на Свердловской студии.
Кроме прокурора, этим должен был 3a-
няться и министр тов. Большаков. 0 непо-
рядках в студии сообщали министерству
партийные и комсомольские организации
Свердловска, но отклика эти сигналы не
получили. Вероятно, министерство считает,
что все это в порядке вещей.
_ В нашей стране не может быть студий,
прозябающих на задворках кинематографии.
Министерство обязано принять меры к т0-

MY, чтобы Свердловская киностудия выну-.

скала полноценные фильмы, в которых так
нуждается наш советский зритель. -

_М. МЕНЬШИКОВ.

ятельской снисходительности. Сергею дают
равную с0 всеми долю труда, доверяют от-
ветственное задание — приемку. моторов.
Сложные и многообразные процессы рож-
дения машины всегда вызывали у него ин-

‚ терес, ‘остров желание проникнуть в ‘их

тайны, глубже понять’ взаимодействие ‘ме-
ханизмов. Хорошо было. сознавать себя

`участником этих процессов, видеть, как

бесформенные куски. металла в его руках и
в руках его товарищей ‘обретают нужную
форму, становятся красивыми, отполирован-

‚ными деталями:

Но до сих пор Сергей имел дело с немно-

гими деталями, Теперь же перед ним конеч-
‘ный результат общих усилий, сердие ма-

шины’ мотор. ‘Можаев  прикаезлея к

нему, как к живому. Все больше увлекал.

его чудесный мир техники, и все больше

убеждался Сергей, что’ хоролю понять этот

мир, почувствовать себя в нем, как в род-
ной стихии, нельзя без глубоких, прочных
знаний. а

И вот — учеба в вузе. Для этого можно
было уйти с завода, но не хотелось покидать
родной коллектив. Ведь’ можно же работать

й учиться, и даже хорошо работать и учить-

ся. То; что узнаешь в институте, подере-
пишь практическим опытом. 6 тому време-
ни пришлось Уйти с моторного участка и
взяться за изготовление инструмента. Тогда-
то Сергей задумалея нал тем, как умень-
шить убыль инструмента. Смутные догадки
подогревали желание глубже узнать эту 0б-
дасть производства, специализироваться в
ней. :

Появились первые отметки в зачетной.

внижке. Сергей поглядывал в Нее с г0рл9-
стью. Учеба многое изменила в его жизни.
Он стал строжё к себе, собраннее. Времена-
ми было очень трудно. Иногда хотедось от-
ложить книги на день-другой. Но каждый
раз, не поддаваясь усталости, Можаев 3a-
ставлял себя работать, укладываться в на-
значенные им сроки. Эти сроки были ко-
роче тех. которые отводились учебной про-
граммой. Можаев опередил время. Его не-
улержимо тянуло к книгам. И когда он р8с-
крывал их, усваивая значение новых фор-
мул, расчетов, его вее больше увлекали
красота и стройность математических зако-
пов, возрастало непреодолимое желание по-
стигнуть новые тайны науки. Можаев про-
сиживал над книгами часами, не замечая,
как бежит время. ны
Еще до окончания вуза ему доверили рз-
боту конструктора, & когда он стал инже-

видовых и игровых   в

: 57

‚  Шомощь
сельскохозяйственным

вузам

Участники ХУ! пленума ЦЕ ВЛЕСМ вы-
сказали ряд критических замечаний в ад-
рев сельскохозяйственных = институтов.
Харьковский, Воронежский, Саратовекий.
итебский, Ярославский, Ставропольский,
Московский и некоторые другие обкомы ком-
сомола просили Министеретво высшего об-
разования СССР принять необходимые меры

жизни студентов. ^

Министерство расемотрело эти вопросы.
аместитель министра высшего образования
СССР тов. И. Агроскин сообщил, что к
устранению имеющихся недостатков прини-
маются необходимые меры. :
‚ По Азово-Черноморскому  сельскохозяй-
ственному институту издан приказ Главно-
го управления сельскохозяйственных вузов,
предусматривающий улучшение учебного
процесса и материально-бытового обслужи-
вания студентов. Назначен новый директор
института. Харьковскому — сельекохозяй-
ственному вузу отпушены дополнительное
оборудование и различные материалы на
сумму 150 тысяч рублей; учебно-опытному
хозяйству дано указание подготовить поме-
щения для размещения студентов, прибыва-
ющих в хозяйство на учебную практику.
Харьковский институт механизации сель-
ского хозяйства получит новые тракторы и
другие машины, т
Необходимое оборудование выделено и
векоре будет доставлено Яроелавекому сель-
скохозяйственному институту. Для того
чтобы обеспечить Ставропольский сельско-
хозяйственный вуз. электроэнергией, уста-
навливаются отдельная линия электропере-
дачи и трансформаторная будка. В этом ro-
ду будет начато строительство нояого Учеб-
ного корпуса лля Московского зосветертнар-
ного института. 8
Oe

В честь 30-й годовщины

Советской Армин

В Белорусии развернулась подготовка в
30-й годовщине Советской Армии. Рабочие
Минока, Бобруйска и Витебска посылают
Письма в воинокие части, носящие назва-
ния этих городов, и приглашают их пред-
ставителей к себе на празднование,

В библиотеках открываются выстаеки
Бниг советских писателей, посвященных
Вооруженным Силам нашей Родины. Вкино-
театрах Минока, Гомеля, Бреста и других
городов будут демонетрироваться фильмы,
освещающие славную историю Советской
Арти. — ‹
` В музеях Белоруссии представлено много
ценных экопонатов по истории Советской
Армии. Для ознакомления ¢ ними будут
организованы массовые экокуреии труля-
щихся. Артисты театров готовят специаль-
ные программы шефоких концертов в воин-

ских частях.
о Филиал Музея
обороны Царицына

° В. станице Бижне-Чирекая Сталинград-
ской области открылся филиал Музея. 060-
роны Царицына. В нём представлены ма-
териалы и документы 06 обороне города от
белых банд и немецко-фашистеких захват-
Чико:

В витринах музея выставлены телеграм-
мы Ленина и Сталина о ликвидации окоу-

революции». . Внимание посетителей при-
влекают образпы трофейного вооружения,
захваченного у врага. Интересны экспона-
ты, рассказывающие о 5-м ‘Казачьем кор-
пусе, в. котором служил директор музея
Парамон Самсонович Куркин. Куркин —
участник трех войн. В гражланекую войну
он был награжден орденом Красного Зна-
мени. В дни Великой. Отечественной войны
он вместе с тремя’ сволми сыновьями
сражался против немцев.

В. течение нескольких дней здесь побы-
вало свыше 1.000 человек.

ee А. БАХТИН.

нером, предложили возглавить сложное ин-
струментальное хозяйство на заводе им; Ва-
линина. Новые обязанности, новые люди,
новые трудности. Производетво расширя-
лось, завод наращивал темпы, возрастал
спрос нз инструмент. Инструментальный цех
‘не успевал восполнять убыль. Надо было
усовершенствовать технологию, вводить но-
вые методы закалки, попутно решая десят-
ки текущих дел но управлению производ-
ством. Их было так много, что. иногда при-
ходилось ночевать в цехе, прикурнув: час-
другой в конторке, а с первым проблееком,
солниа снова быть на ногах. И ‘все вокруг
жило этими бурными тёмпами. Вместе с Сер-
теем Можаевым инструментальщики завода
‘торопились вооружить коллектив стойким,
добротным инструментом. Тогда-то на за-
воде и был установлен один из первых в
Ленинграде генераторов для закалки ‘инстру-
мента токами высокой частоты.

Чаше приходила мысль о коренном yay4-
шений процессов изготовления инструмента.
Это понуждало Можаева вновь и вновь в03-
вращаться в внигам, думать о дальнейшем
образовании, ^ т :

„Можаев начал готовиться к экзаменам для
сдачи кандидатского минимума. Ему сказа-
ли, что в Ленинградском технологическом ин-

ся только пять мест для учебы в заочной
аспирантуре ; А желающих набралось боль-
ше ста. Ну что же, пять, так пять! Ночему
бы ему неё быть в их числе? И вот уста-
повлен. жесткий распорядок: после работы
тридцать минут ена, потом до часу ночи-—
подготовка в экзаменам; в четыре — под’ем
и снова 33 книги; в семь — на работу. Час
езды до завода в трамвае тоже использовал-
ся для работы с книгой. И так каждый день
в. течение двух с половиной месяцев. Ero
приняли в числе пяти,

А разве меньше напряжения потребовала
сдача кандидатского минимума, а потом под-
готовка Amccepranuu! Ведь всякое быва-
ло. Была и блокадная зима, когда вот эти
улицы замерли в холодном оцепенении и
продрогиие, голодные люди шли по улице,
хак тени. И были у этих людей обязанности
и заботы, а чувством долга и
толосом сердца. Обязанность Можаева с0-
стояла в том, чтобы долгим и трудным пу-
тем добраться до завода, вместе с другими
работать здесь над созданием боевого снаря-
жения. Затем таким же долгим и трудным
путем, распухший ‘от голода, он добирался
домой, зажитал в нотопленой комнате кот-
тилку и раскрывал перед собой книгу, в ко-

тому, чтобы улучшить условия учебы и  .

‘жения Царицына, номера газеты «Солдат

ституте, куда он стремился попасть, имеет-.

Киргизская средняя школа № 5 имени
школ республики. В дни выборов в

Пушкина (г. Фрунзе) — одна из лучших
местные Советы депутатов трудящихся

учащиеся старших классов хорошо работали на агитпунктах и избирательных
участках. Уже несколько лет в школе существует самодеятельный коллектив,
в котором участвуют юные музыканты, декламаторы, танцоры и певцы. В прошлом -
году 167 человек окончили школу. Сейчас в семи десятых классах занимаются
220 учащихся. На снимке: урок родного языка в 4-м классе. На первом плане —

‚ отличницы учебы Наруш АЙДАРОВА (слева) и Шаиргуль ИСАЕВА._

Если верить
- Месяи назад вышла книжка К. Ранинина
«Сыктывкар — столица: Коми АССР». Спе-
циальный раздел брошюры посвящен” физ-
культуре и спорту.

«Спортивную честь столицы Коми рес-
публики, — говорится в книжке, — отета-
ивают 32 физкультурных коллектива... В
городе имеется 20 спортивных площадок, 15
лыжных станций, каток...» :

Доверившиеь автору, мы решили позна-
КОМИТЬСЯ с ОДНОЙ из пятнадцати лыжных
станций. Но поиски оказались тщетными.
Горожане недоумевали:

Лыжная отанпия? Что-то я не елы-
шал о такой...

— Не понимаю, о чем вы спраптиваете.
У нас в тороде есть только две станции:
электрическая и телефонная...

Вам придется справитьея в горсовете
или горкоме комсомола...

Стало ясно, что автор книжки «Сыктыв-
кар—етолица Коми АССР» ввел нас в за-
блуждение. Лыж в городе лостать нельзя.

‚ —А вы купите в магазине «Динамо», —
предложил нам один из горожан.

Сколько в этих словах было сарказма!
Когда мы вошли в магазин «Динамо» и 10-
просили продавца показать лыжи? тот кив-
нул головой в угол, а сам стыдливо отвер-
нулея, словно ето уличили в нехоропех
поступке.

В углу, действительно, стояли лыжи,
толетые, покоробившиеся, кривые. .

‚ — №0-нибуль их покупает?

— Нет. На растопву xoporm, a больше
вула они годятся! - В.

Не странно ли: в столице республики ле-
сов мололежь не может приобрести лыж!

Вто в этом виноват?

19 ноября прошлого

года Совет Мани-

_ Фото М. АНАНЬИИНА..

К. Ранинину...
стров Коми АССР обязал Министерство
местной промышленности изготовить. ва
прехприятиях местпрома 1000 пар лых.
Министр тов. Попов обещал сразу же орга-
низовать их произволетво. Были составлены
разнарядки, указаны сроки. Но сроки про-

шли, а вместо лыж имеются одни... разна-
‘`рядки. Министерство срывает производство
‹портивного инвентаря не первый раз.
Раньше это легко схолило с рук. И теперь
считают, что сойлет.

Her лыж на таких крупных предприя-
тиях, как кожевенный, лесной заводы. где
работают сотни. юношей и левутек. Нет

IBLE B добровольных спортивных обществах,
в магазинах.

Не повезло нынче и конькобежцам Сык-
тывкара. Ло сих пор еще неясно, будет Ка-
TOR или нет. Комсомольцы предлагали
устроить каток на реке Сысоле. Они вызза-
лись очистить площадку, устроить беговую
дорожку.

По этому поводу в горсовете состоялось
специальное совешание. Перел физкультур-
ными активистами и комеомольпами вы-
ступил председатель горсовета тов. Ранинин.

постараюсь, — сказал он, —=©1е-

тать все возможное, чтобы каток был -0d-
разцовым. :
Это было сказано в ноябре. но катка нет

и поныве. . :
Перелистываем книжку «Сыктывкар —

столица Коми АССР»: «15 лыжных стан-

ций, каток...» К удивлению узнаём, что ав-
тор книжки К. Ранинин — председатель
горсовета, тот самый оратор, который обе-
щал устроить образцовый каток.

Что можно в этому 700aRUTH? ©

Е И. ВИНОГРАДОВ.

СЫКТЫВКАР. (Наш спец. корр.).

` ЮНЫЕ САДОВОДЫ
СТАВРОПОЛЬ, 16 января. (Нащ корр.).
Около 35.000 пионеров и Школьников

края участвовали летом и осенью в посад-

ках деревьев п уходе за ними. В городах
ий селах разбиты десятки новых садов и
парков, в которых высажено 132.000
фруктовых и декоративных деревьев и
50.000 кустов. 7

С большим старанием занимаются. садо-
водотвом и  отородничеством учащиеся
школы № 16 в станице Лысогорокой Ге-
оргиевекого района. Onn заложили свой
фруктовый сад. Несколько тысяч деревьев
высадили учащиеся школ’ торода Черкес-
ска.

торой черпал новые сведения для диссерта-

Зе это отчетливо припомнилось Можае-
ву. Но что это было? Сила привычки, на-
выки работы над собой? Да, и это. Но глав-
ным было — ясность пели, с которой шел
он в науку, и ошущение чего-то большого и
значительного, что побуждало его итти впе-
ред, учиться... т ;
° — Сергей Сергеевия! — окликнул кто-то
Можаева. — Нросьба пожаловать в зал. Пе-
рерыв окончен.

Снова послышался шум отодвигаемых
стульев: Можаев занял свое место справа

‘от стола ученого совета и стал машинально

перебирать листки диссертации.
” Председательствующий кинул в его сто-
рону одобряющий взгляд и, несколько по-

вета: всё 13 членов совета подали голоса
за присвоение Сергею Можаеву степени кан-
дидата технических наук. о

: s * 2

° Недавно-мне довелось новстречаться с
Сергеем Можаевым. ’Передо мной сидел,
чуть сторбивигись, невысокий, плотный че-
ловек. Его широков, открытое лицо очень
оживляли серые глаза, в которых отразилось
выражение сосредоточенности и большой
внутренней силы. Говорил он спокойно, не
торопясь, словно обдумывая каждое слово.

° Можаев работает теперь в научно-иссле-

‚довательском инотитуте, с увлечением за-

нимается внедрением скоростных методов
обработки металла. С помошью этих методов
тысячи токарей, строгальщиков, карусель-
шиков, фрезеровшиков Ленинграда ‘намного

‘увеличили производительность труда. Та-

ких новаторов производства стало’ особенно
много в дни всенародного соревнования в

честь 30-й годовщины Октября, когда ленин-

градцы показали замечательные образиы
труховой доблести, во

Надо было помочь им в борьбе за высокие
темны труда и, в частности, найти такие
режимы работы, которые позволили бы ис-
пользовать станки На полную мощность.
Этому посвящена одна из научных тем, раз-
работку которой Можаев недавно закон-
чил.: Он подготовил также в печати евою
диссертацию, ‘которая скоро будет издана
отдельной книгой и, как мечтал Можаев,
поможет внести в инструментальное произ-
водетво значительные улучшения. :

: A. KOKHH,
Левивград.

_ 225 лет русского.
китобойного промысла
Двести: лет ‘Назад
Петр Первый издал особый указ, положив-
ший начало русекому китобойному npo-
‘мыюлу. В старинном заполярном прамор-

двадцать Пять

-  вом городе Кола на Мурмане была созлана

гавань-—стоянка первой русской китобой-
ной флотилии. «Зачать оный промысел
пятью кораблями... Матрозов употребить
русских» — писал Петр в своем указе. >

Пионером  китобойного промысла “Ha
Дальнем Востоке был русский капитан Ды-
дымов. На небольшом пароходе «Геннадий
Невельский», водоизмещением в 170 тонн,
он летом 1889 года соверитил рейс из Бал-
тики’ нерез Гибралтар, Суэцкий ‘канал и
Индийский океан во Владивосток. Первое
русское китобойное судно прошло 13 тысяч
МИЛЬ.

Особенно широкий размах китобойный
промысел получил при советской власти.
Наши флотилии успепгно ведут охоту на
китов в волах Антарктики и Тихого океана.
Гарпунеры. убили тысячи китов, дали стране
много пенного жира, консервов, кормовой
муки и медицинских препаратов. °.
  Витобойная флотилия «Слава» вторично
посетила Антарктику. Вчера редакция
«Комсомольской правлы» связалась. по pa-
дио с пароходом «Слава». Капитан-директор
флотилии А. Соляник сообщил: Е

— Прошел месяц; как советовие. суда

в разгаре, уже убито много китов, Нашя
стахановпы фазделывают на палубе более
восьми Битов за емепу, :

В соревновании кораблей первенство
держит экипаж китобойца «Слава-10». Mo-
ряви этого <улна добыли наибольшее коли-
чество китов; недавно его гарпунеры убили
блювала весом в 140 тонн. 5

eke ;
Оперный кружок”
Дома учителя

ИВАНОВО, 16 января. (Наш корр.).
Большой популярностью у интеллигенции
города пользуются самодеятельные худо-
жественные коллективы ивановского. 0б-
ластного Дома учителя. Недавно оперный
кружок под руководством тов, Смирнова
показал новую работу — фрагменты из
оперы Чайковского «Евгений Онегин». Хо-
рошю исполнили партию Онегина’ препо-
даватель КБедринский, Татьяны — Лапина
и няни — методист дошкольного воспита-

В Доме учителя силами членов кружка
поставлены также оперы «Фауст»
«Мельник, колдун, обманщик и сват».

й

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

17 января 1948 г,

высив голос, зачитал решение ученого с0-   бороздят южно-полярные моря. Промысел

3 стр,