ey! ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
присвоении звания Героя Социалистического Труда
передовикам сельского хозяйства Таджикской ССР

В соответствии с Указом Президиума Вер-
ховного Совета СОСР от 29 марта 1947 п
да за получение высоких урожаев хлопка и
пшеницы при выполйений колхозом обяза-
тельных поставок и натуроплаты за работу
МТС в 1947 году и обеспеченности семе-
нами зерновых культур для весеннего сева
1948 года присвоить звание Героя Социали-
стичесного Труда с вручением ордена Ленина
й золотой медали «Серп и Молот»:

1. Алигву Абубакиру —= звеньевому кол-
хоза им. Энгельса Гиссарского района, по-
лучившему урожай хлопка 86,1 центнера 6
гектара на площади 5 гектаров.

2. Ачилову Мингбаю — звеньевому кол-
xo3a им. Карла Маркеа Регарского района,
получившему урожай хлонка 87,5 пентнера
< гектара на площали 3 гектара,

3. Баратову Абдухамиду — звеньевому
колуоза им. Фрунзе Ленинабалекого района,
получившему урожай хлопка 88,3 пентне-
ра с гектара на площади 3 гектара.

4, Башкину Ивану Михайловичу —=
тлавному агроному районного отдела сель-
ского хозяйства Курган-Тюбинекого района,
обеспечившему своей работой перевынолне-
ние в целом по району планового сбора уро-
жая егинетского хлопка на 20,6: процента.

5. Дмалилову Джумабаю—предеедателю
исполнительного комитета районного Совета
депутатов трудящихся Вурган- Тюбинского

района, обеспечившему своей работой пере-  .

выполнение в целом по району планового
сбора урожая египетского хлопка на 20,6
процента.

6. Заиловой Сайфура —= ввенъевой  кол-
хоза ИМ: Калинина Вуйбьшевекого района,
юлучившей урожай хлопка 87,4 центнера
с гектара на площади 5 тектаров.

7. Иргашевой Джахон — звеньевой кот-
хеза «Дружба народов» Сталинабалекого
района, получившей урожай хлопка 98,89
нентнера © гектара на площади 6,4 гек-
тара.

8. Камолову Умару — евеньевому  Кол-
хоза им, Сталина Шу льмакекого района,
получившему урожай пшеницы 31,11 цент-
Hepa с еклара на площади 8 гектаров.

9. Кучарову Намазу. = звеньевому кол-
хоза им. МТС Регарекого района, получив-

шему урожай хлопка 91,4 центнера с fer-
тара на площади 3 гектара.

10. Мамотову Ибрагиму. — звеньевому
колхоза им. Карла Маркса Регарското рай-
она, получившему урожай хлопка 87 цент-
неров с гектара на площади 3 гектара.

11. Наимеву  Карабаю — звеньевому
колхоза им. МТС Регарского района, полу-
чившему урожай хлопка 99,3 центнера с

гектара на площади 3 гектара.

12. Нигматову Орифбою — председалте-
лю колхоза им. Фрунзе Ленинабадекого рай-
она, получившему убожай египетекого
хлопка 64,5 центнера с гектара на площади
14,4 гектара: _

+8: Норматову Тапшулату — ‘звеньево-
му колхоза им. Фрунзе Ленинабадлекого рай-
она, получившему урожай  египетокого
хлошка 68 цонтиеров. 6 гектара на площади
5 гектаров. —

14. Парамонову Бикодало Петровичу —
секретарю -Курган-Тюбинекою — райкома
В)  Таджикистана, обеспечившему своей
работой перевыполнение в целом по району
планового сбора урожая етинетевого хлопка
на 20,6 процента,

15. Раджабозу Canty — председателю
колхоза им, Кагановича _ Оталинабадокого
райопа, получившему урожай хлопка 88,5
центнера с гектара на ae 10 гекта-
ров.

колхоза «Коммунизм» Канибадамокого рай-
она, получившему урожай хлопка 89,8
центнера с гектара на площади 11 гек-
таров.

17. Умаровой Хайри — озвеньевой кол-
х03а ИМ. ` Фрунзе Ленинабадекого района,
получившей урожай египетского хлопка
63 пентнера с тедтара на плошади 3 гек-
тара.

18. Утабоеву Астанакулу — звеньевому
колхоза им. Крупокой Колхозабадокого рай-
она, получившему урожай  хаонка 85,4
центнера © гектара на площади 3 гектара.

19. Халифаеву  Джум» — звеньевому
колхоза им. Димитрова Чкаловского района,
получившему урожай хлонка $4,8 центнера
с гектара на площади 8 гевтара.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н, ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А, ГОРКИН.

Москва, Кремль. 2 июня 1948 г.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ПОДНИМЕМ МАССОВУЮ ФИЗКУЛЬТУРУ
НА НОВУЮ, ВЫСШУЮ СТУПЕНЬ!

Обязательства комсомольцёв и молодежи Челябинской области

Для коренного улучшения массовой физкультурной и спортивной работы комео-
мольцы и молодежь Челябинской области обязались в 1948 году подготовить 40.400
значкистов ГТО (из них 30.000 комсомольцев), воспитать 4.000 спортеменов-разряд-

ников по различным видам спорта (в том

ске — 600, сельских районах — 300). Решено

числе в Челябинске — 800, Магнитогор-
подготовить 1.500 общественных

инструкторов и 900 общественных судей по различным видам спорта.
В городах и районах Челябинской области будет подготовлено 100 типовых спор-

тивных площадок, 100 футбольных полей,

100 баскетбольных и 400 волейбольных

площадок, оборудовано 120 гимнастических городков и-150 полов пренятствий для -
сдачи норм ГТО. За лето в Челябинске, Миасе, и Магнитогорске. и Кыштыме

будет открыто 15 стрелковых тиров.

Во всех районных центрах решено создать стадионы, а в ряже городов и райо-.

HOB построить и оборудовать 16 водных

станций и 10 обыкновенных купален. В

Челябинске будут закончены также строительство стадиона «Локомотив», оборудова-
ние стадиона «Динамо» и благоустроена лодочная база Ленинского района.

В восьми городах создаются курсы для подготовки без отрыва от производства
общественных тренеров по лыжам, конькам, хоккею й гимнастике.

Комсомольцы и молодежь Челябинской области решили‘ вызвать на соревнование
момсомольцев и молодежь Свердловской и Молотовской областей — где будет луче
развита физкультуриая и а работа!

3A ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ВОЗЬМЕТСЯ ВСЯ МОЛОДЕЖЬ

Массовый митинг в Челябинске

В прошлое воскресенье по залитым волн-
TOM улицам горола на стадионы, в парк,
на спортивные площадки двигались колон-
ны молодежи. Предетоял большой спортив-
ный день.

11.00. Мастер спора Сушинскай и ре-
кордеменка Челябинска по бегу и прыж-
кам Белянинова на стадионе «Динамо» под-
нимают флаг открытия летнего спортивного
сезона. Радиорупоры разносят призыв: все
на митинг, посвященный принятию моло-
дежью Челябинска обязательств в сорев-
новании на /чшую постановку спортивной
и физкультурной работы!

Колонны физкультурников, построенные
порайонно, заполняют стадион. Митинг от-
крывает секретарь горкома ВЛЕСМ тов. Ко-
робова,

— Физическая подготовка является не-
отрывной частью воснитания советекой мо-
лодежи в коммунистическом духе, — гово-
рит она.—Комеомол должен стать душой
физкультуры и спорта! Мы дали слово ко-
резным образом улучшить постановку всей
физкультурной и спортивной работы и дол-
жны с честью выполнить е1®. .

— Ваш долг-— привлечь к занятиям физ-
культурой и спортом тысячи и тысячи юно-
шей и девушек, укрепить низовые физ-
культурные коллективы на предприятиях,
в учреждениях, учебных заведениях и
школах, повысить уровень их работы,
неустанно улучшать спортивно-технические

достижения, — обращаясь к комсомольцам
и всем физкультурникам, говорит секре-
тарь горкома партии тов. Сержантов.

Выступают мастер спорта Сушинский,
экс-чемнионка СССР среди девушек по ме-
танию копья и чемпионка РСФСР по лы-
жам Антонина Ешкова. Они заявляют, что
мастера, тренеры, физкультурниюй города
сделают все, чтобы выполнить обязатель-
ства по нолготовке значкистов ГТО и БГТО
ко дню 30-летия комвомола. _

Зачитываются обязательства, взятые
комсомольцами и молодежью Челябинска.
Громом аплодисментов подкрепляется реше-
ние: соревноваться 6 комсомольцами и мо-
лодежью Свердловска и Молотова — где
будут лучше поставлены физкультура и
спорт!

Закончился митинг, и на беговой до-
рожке, спортивных ‘площадках  нача-
лись соревнования. На зеленых лужай-
ках в тени огромных сосен возникали им-
провизированные волейбольные площадки:
десятки команд, составяенных из зрителей,
с увлечением включались в игру,

В этот день началея клубный розыгрыш
первенства города по футболу, прошли фи-
нальные соревнования весеннего кросса,
состоялось праздничное гулянье пионеров
и школьников, посвященное окончанию

чебного года. ке
- i Б. ПЕРЕБЕРИН.
Челябинск.

ВОЗЛЕ УЧИЛИЩА —

‚ СВОЯ ПЛОЩАДКА

сква) своими силами ae >
дуют возле училища лет-
нюю спортивную площадку.
Они установили брусья,
турник ‘и кольца, расчисти-
ли беговую дорожку, вы-
ровняли волейбольную пло-
щадку и подготовили поле
пля игры в футбол.

Заканчиваются последние
приготовления. Скоро здесь
разыграются горячие спор-
тивные схватки..

Фото М, СМИРНОВА.

*
Воспитанники  рёмеслен-
ного училиша № 81 (Мо-

16. Самадову Axuory — председателю

‚ душие»,

Молодой: токарь таллинского завода
`«Вольт» Оскар’ Кивистик за два года
выполнил Н и шести лет, На. снимке:
Оскар КИВИСТИК за обработкой. ва-

лов для ОВ :
Фото А; ГЛИЧЕВА.

В «чужой» школе

В средней школе № 2 г. Барабинека
сдают экзамены на аттестат ‘зрелости
учащиеся еще трех школ из соседних
районов: 9 учеников из Северной средней
школы, 8 — из Здвинской и 7 — из Чума-
ковской, всего 24 человека. .

Неприветливо ветретили их руководите-
ли школы. Хотя заранее было известно, что
к ним приедут выпусвники других школ,
они ничего не сделали, чтобы хорошо встре-
тить их, помочь успенено выдержать экза-
мены. Школьникам отвели два пустых
класса. Ребята спят на голых досках впо-
валку :

Ни ‘ipeminaateas экзаменационной хо-
миссии инспектор облоно тов. Горелик, ни
заведующий тгороно тов. Смирнов, ни ди-
ректор школы тов. Гладышев не подумали
0 койках, о постельных принадлежностях,
0 питании учащихся. Не помог им и гор-
ком комсомола.

Все это, несомненно, влияет на резуль-
таты экзаменов. Из 24 учащихся 6 не вы-
держали первого же. экзамена.

Нужно принять срочные меры, чтобы
создать приезжим десятикласеникам нор-
мальные условия для сдачи государетвен-
ных экзаменов на аттестат зрелости;

К. ДЕВЕТЬЯРОВ.
я &

ОТ РЕДАКЦИИ. Это не первый сигнал
0. бездушном отношении к выпускникам
школ. В корреспонденции из Куйбышев-
ской области. «Непростительное равно-
опубликованной в «Комсомоль-
ской правде» 28 мая, приводились подобные!
факты.

Надо полагать, Министерство просвеще-
ния РСФСР тщательно расследует их и
обяжет местные органы народного, образо-_
вания создать‘ нёобходимые условия для’
сельских р: сдающих. экзамены
на аттестат зрелости.

Экспедиция на Чукотку.

Из Петропавловска на Чукотку для про-
ведения исследовательской и практической
работы направляется экспедиция, организо-
ванная Главкамчатрыбиромом.

Экспедиция проследует через Берингов
пролив в Чукотское море, посетит остров
Большой Диомид. Восемьсот из двух тысяч
миль пути участники экспедиции проделают
на зверобойных  вельботах. Они пройдут
пешком по следам выдающихся: русских пу-
тешественников Крашенинникова, Беринга,
Дежнева и Пояркова.

Новая экспедиция определит места для
строительства моторно-зверобойных стан-
ций, займется изысканием местных строй-
материалов.

Члены экспедиции проведут исследова-
тельские метеорологические, гидрологичес-
кие и ихтиологические работы.

ола ола

КАКИМ ЛОЛЖЕН БЫТЬ ДОКЛАД

ДЛЯ МО

ae письмо. ‘комсомольцев ` завода «Красное

NOTES?

Сормово»

«Не такою мы сдали докладчика

Хороший доклад —
это творческий труд

«Хорошо разработанный доклад, глубо-
кий, содержательный и яркий, — это, нам
думается, евовго рода творческий труд. Сле=
довательно, он требует любви, умения и
мастерства», — писали в <в0ем письме
Анна Маркова и ее товарищи.

Участники совещания полностью cora~
сились © этой мыслью и в свойх выступле-
ниях много говорили о том, как должен го-
товить CBOH доклад Для молодежи KOMCO-
мольский пропагандист.

Тов. Рыейн  (Краснопреененский рай-
он) высказалея против того, что в не-
которых райкомах комсомола особенно пе-
HAT тех пропагандистов, которые готовы
выступать на любую тему.

Докладчику не нужно разбрасываться, 4
следует работать над несколькими, близки-
ми друг другу темами,

Тов. Рысин первым убловием успешной
работы над докладом выдвинул глубокое,
основательное знание материала.

— Докладчики часто пользуются только
стенограммами лекций, которые поступают
в райком, и считают себя вполне подготов-
ленными,— говорил он-— Но этого далеко
не достаточно. Нужно, чтобы докладчик
знал гораздо больше, чем он рассказывает.

Его поддержал тов. Кораблин (Калинин-
ский район). Он говорил, что неверно
поступает тот докладчик, который, полу-
чив. тему, ©разу же начинает составлять
конспект доклада, надеяеь на ©вои старые
знания.

— Не так нужно готовиться к выступле-
нию,— сказал тов. Кораблин.— Прежде
вбего надо прочееть много литературы, по-
знакомиться с высказываниями классиков
марвсизма-ленинизиа по данному вопросу,
просмотреть свежие номера журналов и га-
зет. Естественно, ‘Что материала соберется
больше, чём нужно, но зато пропагандист
сумеет  отобрать для доклада лучшее, самое
интересное и яркое.

Boe выступавшие единодушно высказа-
лись за необходимость глубокого  творче-
ского обсуждения доклада в группе.

— Если плохой довлал попадает в ауди-
торию, то это прежде всего вина райкома
комсомола, — сказал тов. Стекель (Ленин-
градский район). Он рассказал, что его
доклад нз тему «Наша цель = коммунизм»
трижды обеуждалея в райкоме. -

В первый раз доклад резко критикова-
ли, Товарищи указали мне, что доклад не-
достаточно последователен, что факты на-
тромождены ‘и не достигают цели, советова-
ли, как сделать текст более живым, отмети-
ли отдельные стилистические ошибки. В
следующем обсуждении моего доклада уча-
ствовали секретари комсомольских органи-
заций района. Снова было высказано нема-
10 замечаний. И только ‘после ого, Rak #

‚внес исправления В свой доклад, мне раз-

решили выстунийь.
— Ая считаю, 99 gexouratorto obcy-

дить доклад в групне— сказал тов. Лопа-

тин (Краснопресненский. район). — Рай-

BOM комеомола должен и далыше KOnTpO-
_лировать

овойх докладчиков. Работникам
райкома, членам грулпы докладчиков нуж-
но присутетвовать при выступлении своего
товарища, вести наблюдения, как воспри-
нимает его аудитория, и после этого: снова
обсудить доклад.

Руководитель группы докладчиков Ком-

‚интерновского райкома тов. Осипов рас-

сказал о работе © молодыми пропаганди-
стами:

— К левиионной работе мы привлекаем
прежде веего молодую интеллигенцию и
комсомольских активистов. Считаю, что нет

‘емыела заставлять выступать тех людей,

которым пропагандиетекая ‘работа не по
душе. 01 таких хоБладчиков Толку всё рав-

Выступление. горьковских комсомоль-
цев с критикой доклалов, читаемых для
молодежи, нашло живой отклик в KOMCO-

JibCKHX O ганизациях.

емо к редакции собрались до-
кладчики райкомов комсомола и KOM-
сомольские активисты предприятий и
_ учреждений ‚ Москвы, чтобы обсудить
вопросы, поднятые сормовичами.
ен печатается отчет о совещании,

но не будет. Другое дело — люди, ee anna
от недостатка опыта испытывают извест-
ную робость, стеонение,

ской работе. Опыт показывает, что

двух-трех выступлений

ответственно: Ёели оно пройдет удачно, то

7 докладчика появляется BRYC

никогда не направляем в аудиторию одного,
с ним обязательно идет кто-либо из работ
ников райкома. Это нужно, чтобы поддер-
жать его, а порой и помочь ответить на во-

просы.

Знать, перед кем выступаешь

В чем должно заключаться это ей
шее требование, пред’являемое к ROMO
мольскому пропагандиету? 06 этом ое
много говорийи и спорили на совещании.

Тов. Гусаров (Калининский район) рах-
сказал 0б одном своем неудачном высту-
плений:

— Обычно я выступал ¢ докладами
перед студентами: Но вот меня напра-
вили на завод. Я вошел в зал и увидел пе-

ред собой молодежь 16—17 лет, выпуск-
ников ремесленных училищ, Тема доклада
была интерееная — «0 дружбе и товарише-

стве». Начал я читать и чуветвую, что де-

ло плохо — слушают невнимательно. После
доклада поговорил со слушателями. Отвеча-
ют: очень уж мудрено, да и <кучно.

Тов. Каганов (Октябрьский район)
говорил, что ещё до Toro, как Ha-
чинать готовиться Е выступлению, доклад-
чик должен знать, кто его будет слушать.

— От начала до конца доклад должен
строиться в зависимости от аудитории. Если
выступать придется и в институте и в 16-
месленном училище, то нужно писать два
разных доклада. Не имеет смысла перекраи-
вать один и тот же текст на разные лады.
Доклад — это цельное, законченное произ-
ведение.

— Но знать возраст и уровень знаний
своих слушалелей — этого еще, по-моему,
недостаточно, — продолжал тов. Каганов. —
Готовясь выступить перед заводекими ком-
сомольцами, надо знать, как это предприятие
выполняет план, какие стоят задачи перед.
вомсомольекой организацией, как она рабо-
тает. Однажды я рассказывал молодым pa-
бочим 06 отношении к социалистической
собственности. Котда я сказал, что у них
на заводском дворе под дождем стоят стан-
RH, 10 надо было видеть, как оживилиеь
все слушатели. Возник спор 0 TOM, RTO B
этом виноват, что надо сделать. Я чувство-
вал, что моя беседа не прошла даром, заде-
ла людей за живое.

Тов. Кораблин говорил, что докладчику
нужно заранее приезжать к молодежи, ч1-
бы поговорить с несколькими из своих бу-
дущих слушателей. После прочтения докла-
да ему надо побеседовать с комеомольцами,

и встречи ©0 слушателями всегда натал-
кивают пропагандист» на новые мыели,
подсказывают ему, как лучше строить до-
влад.

— Какой доклад нужно считать пло-
хим? По-моему тот, который хоть и прави-
лен и грамотен, но аудиторию не волнует, —
сказал тов. Рысин.-— Так получается глав-
ным образом из-за незнания докладчиком
своих слушателей. Мне кажется, что для

но имеют хорошую

подготовку й склонность к пропагандист-
поеле

большинство таких
«етеснительных» делается отличными про-
пагандистами. Первое выступление т

к этой рабо-
тв, желание снова выступить. Новичка мы

комсомольского пропагандиста мало одних
бесед < несколькими слушателями. Он дол.
жен бывать в райкоме, в первичных. орга
низациях, знать, чем живут комсомольцы,

Член комитета комсомола завода Мини»
стерства авиационной промышленности тов
Аулова поделилась своими впечатлениями о
тех докладах, которые были ‘прочитаны: ля
заводской молодежи:

— Некоторые докладчики несерьезно gn.
‚ носятся вк выступлениям перед молодежью,
Они. как правило, приезжают перед га:
мым началом! и уже по дороге в зал епраши-
paw: «A BBI MMe ‘материал, подготовили!»
Приходится наспех составаять шпаргалку
е фактами из жизни комсомольской органн-
зации. Но обычно такой докладчик. либо
забудет в нее заглянут». либо напутает,

— Знание аудитории, — говорила тов;
Аулова, — требуется и от райкомов при нал
правлении докладчика. Обязательно нужно
считаться © запросами молодежи и учитн-
вать 16 заявки, которые мы посылаем,

Овладевать
ораторским искусством

Участники совещания говорили и 0 у,
насколько важно докладчику уметь гм-
рить ярко, аживо, образно. Тов. Лопатин
рассказал:

— Когда я прочел письмо сормовичей,
мне вспомнилея один случай.

Однажды читалась лекция ДлЯ RoMed
мользкого актива нашего района. Тема нас
интересовала, слушатели были подтотов-
лены, и лектор был квалифицирюванный;
Но эта лекция всех нас разочаровала, п
мы мало получили полезного. Так получи-
лось потому, что лектор сидел, уткнувшись
в тетрадь, и вяло, монотонно читал. Тогда
я понял, как важно докладчику, 06обено
выступающему перед молодежью, быть х-
рошим оратором, владеть приемами орато}-
ского искусства. Надо ‘уметь зажечь, увдеь
своих слушателей.

—Локлад надо не читать, а произносить,
— сказал тов. Каганов Докладчик должен
беседовать с аудиторией и следить, доходят
ли в слова до слушателей: По-моему,
можно и нужно отвечать на вопросы, кот.
рые задают < места. Это помотает держать
связь с аудиторией.

Тов. Кораблин сказал, что большое зиа-
чение имеет то, как начать доклад, Надо с
первых же слов заинтересовать слушате-
лей, привести какой-либо факт, поставить
в01р0с.

Из горкома за полтора года —
две стенограммы

— Я уже три года на пропагандистекой
работе, -— сказал тов. Осинов; — но за ве
это время Московский горком комсомола, в
‘частности. его. отдел. агитации и пропага-,
ды, ни разу не созывал докладчиков райко-
мов, не устраивал для них семинаров.

Е поддержала тов. болотенкова (Совет
ский райком BARCM):

— Из горкома мы получаем тематику
докладов. Ho как она составлена? Напри-
мер, к целому циклу докладов прилагзетя
еписок литературы — 60 названий, a
какой теме какую книгу надо прочитать,
там не указано, За полтора года У ся

в райкоме мы получили стенограммы BEM

лишь двух докладов.

Я считаю, что лекторекая групиа г0во-
ма должна быть методическим центром, дол:
жна помогать докладчикам райкомов.

# * *
Выступления участников совещания 10-
казали, насколько правильно поставили в0*

прос 9 качестве докладов для молодежи вом
сомольцы «Враеного Сормова». В ходе 0

суждения их письма было выдвинуто 1)

мало интересных вопросов и предложений

В ЗАВОЛЖСКИХ СТЕ i a xX

На юго-востоке европейской части Coner-
ского Союза, за Волгой раскинулась безлес-
ная равнина. Это заволжекие степи — су-
ровый и засушливый край, на территории
которого без труха могли бы уместиться Да-
ния, Голландия, Бельгия и Швейцария, вме-
сте взятые. С юга заволжекие-стени примы-
кают к астраханской полупуетыне, е воето-
ка-—к Казахстану и оренбургеким степям,
a Ha севере подходят к границам Татарской
республики.

Засушливые степи Заволжья весной не
знают недостатка в воде. Веюду, куда ни
посмотришь, блестят озера, разделенные уз-
кими полосками суши, бегут ручьи, елива-
ясь в потоки, а потоки мчатся по оврагам.

Но недолго шумят в Заволжье вешние
воды. Замолкают ручьй, высыхают озера,
иссякают реки, а суховеи сжигают весен-
ний наряд равнины. Ни облачка, ни капли
дождя, ни росинки! Зной, нестерпимый, па-
губный зной, иссушающий милаионы гек-
таров плодородной земли.

Тяжелой, беспросветной была жизнь в
этих степях до революции. В сильно засун-
ливые годы, когда выбыхали даже колодцы,
степь становилась безлюдной, Спасаясь от
голода и болезней, крестьяне покидали 00-
житые земли. Разобщенное, нищее кресть-
янство Заволжья не имело ни средств, ни
вил, ни возможноетей` бороться с жестокой
стихией, а помощи не было.

Великая Октябрьская социалистическая
революция положила конец бедствиям на-
рода. Перед Заволжьем — дикой, заброшея-
ной окраиной царской России — открылись
широкие перспективы хозяйственного и эко-
номического развития. Советское государ-
ство взяло на себя дело искусственного 9ро-
шения знойных земель.

Советские ученые—огидрологи, метейро-
логи, почвоведы, геодезисты, люди самых
различных профессий проникали в глухие
районы диких степей, чтобы изучить, и0-
знать их природу ‘и найти способ сохра-
нять и использовать местные весенние во-
ды. Ученые изучали климат, режим высы-
хающих рек, почвы, рельеф. Чтобы удёр-
жать весенние воды и создать надежные
водохранилища, в степи возводиливь не-
большие плотины, строились деревянные

водосбросы, насыпались оградительные ва-
лы. На базе искубетвенных водовмов в са-
мых глухих, самых знойных районах За-
волжья создавались мелиоративные опорные
пункты и Научные станции — очаги куль-
TYPHOTO поливного земледелия.

Мелноративная научная станция создана
ив Ершовеком районе Саратовской области.
Трудно поверить, что в этой крайне завуш-
ливой зоне можно было создать такой уди-
вительный контраст: тосклизая, выжженная
степь и цветущий оазие, гле ведется боль-
шая научная работа по изучению способов,
сроков и норм полива всевозможных сель-
скохозяйственных культур. Сравнительно
небольшое водохранилище служит источни-
ком этого чудесного возрождения несушен-
ной земли.

Огромные металлические трубы тянутся
из водохранилища к акведуку — болыпому
деревянному жолобу, укрепленному на вы-
соких бревенчатых сваях. По этим трубам
вода поднимается механическими насосами
на господствующую над равниной выботу,
& оттуда стремительно мчится вниз, к ма-
гистральному каналу, обсаженному деревья-
ми. Магистральный канал тянется до рае-
пределительното бассейна, откуда берут
свое начало более мелкие каналы-оросители,
подводящие воду к полям: Из раепредели-
тельного бассейна через водомерные соору-
жения, регулирующие нормы полива, вода
поступает в эти каналы и, доетигнув полей,
бежит по бороздам, орошая посевы.

Много пришлось потрудитьея советским
ученым, чтобы покорить засушливые за-
волжекие степи. И труд их не пропал да-
ром. Орошенные участки земли стали при-
косить невиданные в Заволжье устойчивые
урожаи.

Производственный ` опыт научных стан-
ций вскоре стал достоянием колхозов.
Колхозники перегораживали степные сухо-
дельные реки землявыми перемычками, пре-
дохраняющими их от пересыхания. По бере-
гам этих рек возникали сотни мелких на-
сосных станций, снабжающих водой полив-
ные участки колхозов. Но это было только
началом.

В отчетном докладе ХУП с’езду ВКП(б)
товарищ Стадин сказал: «Задача состоит в

TOM, чтобы приступить в серьезной работе
по организации дела орошения Заволжья».
За разрешение этой задачи взялась вся стра-
ва. По знойной степи потянулись колонны
автомашин с железом, цементом, бревнами,

-  досками и другими строительными материа-

лами. По склонам балок поползли мощные
экскаваторы; над равниной поднялись коп-
ры, вгоняющие в твердый грунт массивные
сваи; завертелись бетономешалки: тракло-
ры потянули за, собой стальные ковши, вре
зающиеся все глубже и глубже в землю.
Никогда еще в Sanbuanbats степях. не гудело
столько моторов!

Борьба с засухой стала общенародным де-
Jom. Co всех концов широкой равнины на
строзтельетво новых оросительных систем
двигались люди. Поперек сухих балок легли
гигантекие плотины, возле которых вырос-
ли монументальные бетонные водосбросы,
Густая сеть оросительных каналов покрыла
наиболее засушливые районы Заволжья. Так
были созданы Бузулукская, Валуйская, Тол-
стовекая, Кутулукская и другие крупные
оросительные системы, способные орошать
десятки тысяч гектаров земли,

С высоты птичьего полета можно видеть,
как изменяется облик заволжеких степей.
Искусственные озера — водохранилиша са-
мых различных размеров и видов — свёрка-
ют то справа, то слева. Кое-где по берегам
водоемов растут небольшие рощи; кажущие-
ся сверху кустарником; неподалеку стоят
носелки, окруженные садами; огородами и
полями. И все это кажется накрытым гуз
стой сетью оросительных каналов. Извива-
ясь, бежит по степи рёка Кутулук. Она
образовала «Кутулукское море», раскинув-
шееся на многие десятки километров. На
старой карте куйбышевского Заволжья та-
кого «моря» не было.

— Чтобы овладеть водяной стихией
знойных степей, собрать, сохранить мил-
лиарды кубометров воды и к концу. повле-
военной пятилетки довести площадь ороша-
емых земель до полумиллиона. гектаров, на-
до заковать степные реки и балки в бетон
и камень, надо создать еще не одну ороси-
тельную систему, — говорит инженер Ге-
расим, Бузьмич Филиппов, склонивтись nay
картой Заволжья. ‚ — Видите, сколько но-

вых ирригационных сооружений erponted
У нас, в саратовеком Заволжье, — продол-
жает он, показывая на условные знаки
обозначающие новые стройки.— Это строе
тельетво ведется по проектам, утверждие

ным областным управлением местного Ope

шения, где я руковожу производетвенной
работой. В районах ирригацией занимаются
районные отделы орошения, имеющикя
при каждом исполкоме районного Совета.
Через. 2—3 года вы не узнаете наших
степей,

Вот только что возведенная двухкиломет*
ровая плотина, на грёбне которой автома-
шины кажутся  спичечными коробками
красивый большой водоеброе с перекину-
тым через него высоким мостом; широкий и
прямой, как стрела, магистральный канал,
0 бетонному водосбросу каскадами мчит
вода. В напряженном ожиданий стоят лю»
ди по берегам магистрального канала, К8
направлены жерла гигантских водовыпуек“
ных труб. Над служебным мостиком водой
взвивается флаг — сигнал для пуска воды
в каналы. Раздается глухое протяжно
уханье, и из водовычуекных труб ¢ pedi
вырывается вода. Высокий водяной вм
стремительно катится по сухому каналу,
Чем дальше бежит вода по каналу, тем it
становится. спокойнее, тише и, достигнув
распределительного бассейна, разливаемя. 8
разные стороны. Вода заливает свежие
всходы хлебов, плантации табака, Boer

вокруг фруктовых деревьев, омывает Bir
ноградные лозы,
Там, где сумели собрать, сохранить

и использовать вешние воды, — там №
цвели непокорные заволжекие степи,
степи шумят зеленые рощи, цветут сады,
а по просторам искусственных морей пла
вают стаи гусей и уток.

Схелано много, но emo ne все, Прилет
время — и задача, поставленная великну
Сталиным ‚воздать * серьезную ставил ЛЬ-
ную базу хлебного производства на Волге,—
будет до конца решена. Волга полесет ели
могучие воды в знойные степи, орош
миллионы тектаров плодородной земли,

3. KAIHK
Саратов—Куйбышев,