бя

le et

Б СОВЕТЕ Министров РСФСР
Совет Министров РОФСР одобри обра-
щения трудящихся Горьховской и Новови-
бирокой областей о проведении“ сопиалиети-
ческого сорознования районов, городов. об-
даотой, краев. и автономных республик за
лучшую подготовку школ в новому учебно-
Му ду.
бовет Министров РСФСР рекомендовал
краевым, областным, городеким республи-
канокого (РСФСР) подчинения исполкомам
а Советам Министров автономных республик

ивироко обсудить обращения трудящихся
Горьковской и Новосибирской областей и
организовать сощналистическое соревнова-
ние между городами, районами, селами,
предприятиями, колхозами, учреждениями
3% вкемерное оказание помощи. школам и
лучшее выполнение мероприятий, преду-
смотренных в постановлении Совета Mu-
нистров РОФСР от 24 апреля 1948 года «0
подготовке школ к новому учебному году».

ЗАБОТА 0 ШКОЛЕ-НАМ ОБЩИЙ ДОЛГ

Беседа с министром просвещения Азербайджанской ССР
тов. АЛЕКПЕРОВЫМ `

В нашей республике подготовка к новому
учебному году началась задолго до оконча-
ния занятий. В этом году нам предстояло
отремонтировать 3 тысячи школ, заготовить
и завезти на зиму более ста тысяч кубомет-
ров’ дров. Нак всегда, правительство отпусти-
10 и нынче огромные средства на нужды
школ Азербайджана. Готовясь к новому
учебному году, органы народного просвеще-
ния широко реализуют: государственные ac-
сигнования, В то же время нам деятельно
помогают. рабочие; колхозники и интелли-
тенция республики. Трудящиеся Масаллин-
ского, Закатальского, Ленкоранского и Ле-
нинского районов еще весной начали ремон-
тировать школьные здания, ‘интернаты,

комсомольцам проявить инициативу, как на
предприятиях промкомбината молодежь на-
чала изготовлять ‘известь, на кирпичных
заводах — обжигать черепицу и кирпичи
для школ. В колхозных и совхозных кузни-
цах изготовляются гвозди, оконные уголь-
‘ив и скобы.

Но в некоторых комсомольских организз-
циях ветречаются еще люди, которые заботу
0 школе считают второстепенным делом. Ви-
димо, поэтому они мирятся с тем, что иные
районные отделы народного ‘образования
плохо пекутся о шеолах, не помогают им во-
время и всесторонне подготовить учебные
помещения к встрече детей, обеспечить
школьников всем необходимым для заня-

квартиры учителей, ’заготовлять топливо,   тий. В Зардобском, Кубатлинском и
благоустраивать и озеленять школьные   сельском  Шаумяновоком ‘районах не 10-
усадьбы. ропятся ремонтировать школы, дро-

’ Загляните в эти дни в любую школу Ма-
саллинского района. В светлых классах —
ряды новых парт, столы, сверкающие чер-
ным лаком, Школы готовы ‘принять yue-
ников. В районе проводятея «дни школ».
Ролее 5 тысяч трудящихся выходит на во-
скресники. Завезено более 2 тысяч кубо-
метров топлива. В десяти селениях колхоз-
ники строят новые школьные здания, От
ремонтированы квартиры учителей. Колхо-
зы и артели местной промышленности из-
тотовили для детей 600 пар обуви и 700
зомплевтов одежды.

В школах Закатальского района тоже
проведен ремонт. Посажены фрукловые де-
ревья, созданы опытные отофродные и по-
левые участки. На предприятиях местной
промышленности изготовлены парты, ©то-
ды, классные доски. Хорошо заботятся о
школьниках в Ленкоранском районе. Здесь
мя нуждающихся детей создан специаль-
ный фонд всеобуча.

Секретарь ЦК КП(б) Азербайджана тов.
М. Д. Багиров и предеедатель Совета Мини-
ств Азербайджанокой СОР тов. Т. И. Ку-
лиев обратились ко всем рабочим, колхоз-
никам и интеллигенции республики с при-
зывом последовать примеру общественности
Мааллинекого, Закатальского, Ленкоран-
ском и Ленинского районов — окружить
школы и тружеников народного просвеще-
ния сердечной заботой и вниманием,

В Лерикском районе райком комсомола
организует воскресники, в которых уча-
<твует почти все население. Молодежные
бригады лесорубов и возчиков обеспечили
школы и учителей топливом. 30 школ
полностью отремонтированы. В селении
Чайруд комсомольская бригада лод DYROBOA-
ством секрегаря комитета тон. ‘Вардашева
сменила в школе полы, застеклила окна,
произвела побелку. Вокруг спортивной пло-

ва еще только думают заготовлять. Во
многих школах нехватает мебели и yued-
ных пособий. Комеомольны предприятий
‘местной и лесной промышленности должны
взять под свой контроль изготовление парт,
класеных досок и другого школьного  ин-
вентаря.

Издательство «Азернешр» срывает вы-
пуск учебников на азербайджанеком язы-
ке. Из 75 названий издано пока 34. Пло-
$0 организована продажа учебников в се-
лах. Кипы книг залеживаются на базах
«Азериттифака». Разве могут комсомольцы
равнодушно относиться к этому!

В дни. подготовки школ к новому учебно-
Му году многие. комсомольские организации
накопили интересный ‘и. поучительный
опыт. Его следует обобщить и широко рас-
‘пространить. В отдельных районах комсо-
мольцы создают контрольные посты и рей-
довые бригады. Они зорко следят за достав-
кой и распределением учебников, тетрадей,
наглядных пособий, лампочек, керосина. В
Кутканенеком районе комсомольцы собира-
ют учебники‘и книги для школьных ©иб-
лиотек. В. Вубинском районе  комсо-
мольцы задумали электрифинировать все
школы. На консервном заводе, в 008х030
3№ 12, в городевих средних школах моло-

металлической проволоки, роликов, патро-

бригады молодых монтеров, которые в сво-
бодное время занимаются проводкой элек-
трического освещения.
Нятилетний план в области народного
просвещения предусматривает обязательное
обучение детей семилетнего возраста, по-

ся. В этом году. впервые переступят порог
школы 75 тысяч малышей.
значительное растпирение школьной сети.
Между тем во мнотих школьных зданиях

щалки разбит фрукловый сад.  .

Чутко относятся к нуждам  подшефных
кол в Ленинском районе Баку ‘коллекти-
вы заводов «Бакинский рабочий», им. Ки-
рова, им. Буденного и других. На средетва
шефов в районе открыты мастерские для
починки обуви школьников.

В Кубинском районе 54 школы готовы
встретить детей. Завезено более пяти ‘тысяч
вубометров дров, приобретено новой мебели
на 40 тысяч рублей. Для ‘двадцати  пре-
подавателей начата и для восьми уже закон-
чена постройка жилых индивидуальных до-
мов. Опыт кубинских комсомольцев говорит
о том, что необходимые для ремонта материа-
Jb можно всегда найти на месте. Стоило

ШЕФЫ ПОМОГАЮТ ШКОЛЕ

После зойны в Бежине вместо больших,   ного завода. В школе восстановлены. цент-
светлых школ остались труды развалин. ральное отопление, водопровод. she
Korja началось строительство новых   Рабочие и служащие сталелитейного за-
школ, восстановление разрушенных, на 0- вод» ‘решили ‘отремонтировать среднюю
мощь строителям пришли ажители торода. школу № 3 и своими силами построить но-

В прошлом учебном году шесть школ из вую школу на 400 человек. Школа № 3
пятнадцати разместились в типовых школь-   уже готова. к встрече ребят.
ных зданиях. В этом году дети получат еще    гороно строит школу № 8. Здесь поето-
четыре новых школы: На-днях мы приняли   ззно можно видеть бригады домохозяек.
здание школы № 11 на 880 мест. Это по-
дарок городу от коллектива паровозострои-
тельного завода (директор тов. Аброекин)
и треста «Брянекпромстрой»  (управляю-
щий трестом тов. Гиков).

Закончено’ восстановление ‹ 77-летней
школы № 6 в рабочем поселке’ Городище,
над которой шефетвует управление капи-
Тального строительства паровозостроитель-

’реждения. Только в Баку занято не по на-
значению. 30 просторных, еветлых школ.

В этом году на виве проевешения впер-

педагогических ‘учебных заведений Asep-
байджана. Комсомольские организации вме-
сте с. органами народного образования дол-
HHL подготовить им теплую, дружескую
встречу, помочь хоропю устроиться на но-

ческой литературой. Все это необходимо
для успешного проведения нового учебного

лодезной: улицы.
1 сентября в пятнадцати школах города

начнутся занятия. р
Е. САХАРОВА,
зав. городским отделом народного

образования.

Бежица
Брянской области.

Bi

Тираспольский консерв
сколько цехов и. выпускает из урожая
овощные консервы. Цехи оборудованы
ности. На снимке: закатчица н

норму на 140 прощентов.

ный завод имени 1 Мая (Молдавия) уже восстановил не-
овощей и фруктов этого года фруктовые и
новыми машинами высокой производитель-
я автомате комсомолка Клавдия ЭЛЬМАН выполняет

Фото М. РЫЖАКА,

‘дежь начала сбор электрического шнура,

нов, выключателей. Райком. создал. три

стоянное увеличение контингента учащих-

Потребуется.

попрежнему размещаются различные Уч:

вые начнут трудиться 1.800. выпускников

вом месте; обеспечить их учебной и методи-

Особенно активно трудятся женщины. © Во-

в Белграде А. Я, ВЬ

®

Господин предеедатель, мы приступаем к   сколько пояснительных замечаний, которые

обсуждению. проекта конвенции © режиме
дунайского` судоходства, который предетав-
лен советской делегацией в распоряжение
всех делегаций. В этой связи советская ле-
легация считает необходимым сделать н8-

Нам уже приходилось обсуждать в меж-
дународном порядке проблемы Дуная,
частности, это имело место’ на Парижской
мирной. конференции в 1946. году в связи
© расемотрением мирных договоров, впослел-
ствии заключенных с Румынией, Венгрией
и Болгарией. В то время была сделана по-
пытка рассмотреть вопросы, касающиеся
режима дунайского. судоходства попутно ©
рассмотрением мирных договоров © Румы-
нией, Болгарией и Венгрией, Но ясно, что
проблема Дуная представляет достаточна
большое зпачение и достаточно серьезный
интерес для того, чтобы эту проблему еде-
лать прехметом рассмотрения специальной
конференции; и все согласилиеь впослед-
ствии, что действительно необходима епе-
циальная конференция, которая теперь,
30 июля этого года, и начала свою работу
в Белграде. Пришлось также согласиться и
© тем, что участниками этой специальной
конференции © режиме судоходства на Ду-
нае должны быть прежде веето. те страны,
которые непосредственно’ заинтересованы в
дунайской ‘проблеме, именно — придунай=
ские государства, и, как это было условле-
но между четырьмя государствами — ини-
цизторами этой конференции — США, Be-
ликобританией, Советским Союзом и Фран-
цией, также и 3 недунайских государства, я
не называю Советокий Союз потому. что
Советский (Союз — придунайское госулар-
ство. Я имею в виду в данном случае три
недунайских государства, & именно США,
Францию и Великобританию. Нельзя не на-
помнить, что при обсуждении на Парижекой
конференции. и в других случаях вопроса
© Дунае со стороны некоторых государств
проявлялась отчетливая тенденция. сохра-
нить действовавигую до войны Конвенцию
‘1921 тода, которой предоставлялось приви-
легированное положение на Лунае некото-
рым державам. Эта тенденция Фохранить
Конвенцию 1921 года, не внося в нее ника-
ких существенных изменений, которые мог-
хи бы ограничить или отменить эти привя-
легии, ‘достаточно’ отчетливе нашла’ свое.
выражение и на нашей конференции: Отоят
только вепомнить те’ прения; которые в этой
связи имеля место 2—3 ‘дня тому назад:

Какие же тшеимущества действительно
предоставляла Конвенция 1921 года неко-
торым государствам, которые и сейчас еще
продолжают настаивать на том, что эта кон-
венция не потеряла своей силы ий что вся-
кая другая конвенция должна, в сущности
‘товоря, лишь повторить то основное, что <0-
держится в Конвенции 1921. года?

в  вопросе,

показали бы сущность основных положений
представленного советской делегацией. нро-
екта и тлавные отличия этого проекта от
Конвенции 1921 года.

1. Значение проблемы. Дуная и Конвенция 1921 г.

Я хотел бы кратко остановиться на этом
поскольку речь идет © том,
чтобы отметить разлачия между Конвен-
цией 1921 года и тем проектом, который
сейчас находитея У нас на рабемотрении.
Можно сказать, что основное в Конвен-
ции 1921 тода— это привилегированное
положение недунайских государств, то, что
нашло свое выражение в выступлениях не-
воторых делегаций, употребивших крыла-
Тую фразу о «приобретенных правах», Но,
Kak это было еше высказано на Нарижекой
конференции 1946 года, Конвенция 1921
года, предоставлявшая ‘привилегии `неду-
найским государствам, не находит себе низ
какого оправдания, особенно в нынешних:
условиях.
1921 года и юридически прекратила ©вое
действие, потеряла силу, в связи с теми
изменениями, которые были впоследствии в
нее внесены. Здесь идет речь не столько ©
том, что были такие изменения внесены,
& скорее. 0 том порядке, в котором эти изме-
нения были внесены. Эти изменения были
внесены в нарушение порядка, установлен-
вого самой Конвенцией 1921 года, и эт
лишает основания ссылаться ‘на то, что
Конвенция 1921 года действует. Следова-
тельно, теряют значение и лишены основа-
ния ссылки на то, что никакая другая кон-
венция не сможет войти в силу раньше, чем
державы, подписавшие Конвенцию 1921 го-
да, не из’явят своего согласия принять HO-
зую конвенцию, которая будет подписана
на настоящей конференции.
Я говорю, что эта позиция западных
держав уже раньше отвергалась. Нам ка-
жется чакже неправильным исходить при
рассмотрении проблемы Дуная в настоящее
время из того принципа, который подчер-.
вивался на Парижекой конференнии 1946
года теми делегациями, которые выдвигали
требования, чтобы будущая . конвенция
уловлетворяла: принцину так называемых
«равных ‘экономических возможностей».
Уже тогда было показано, что означают эти
«разные экономические возможности» в
настоящих условиях. Уже тогда, было пока-
зано, что этот принцип не нашел евоего
применения ни в одной из рев международ-
ного значения. Тогда указывалось на Суэп-
кий канал, на Панамекий канал я на ряд
других международных водных путей ©9-
общения, в том числе речных, не знающих
применения этого принцила, который не-
‚ которые делегации энергично старались
применить именно к Дунаю. боветекая де-
  легация и это считает неправильным. ^

2. Основные принципы советского ‘проента конвенции

Советская делегация исходит из TOTO,
что новая конвенция должна ‚ обеспечить
свободное судоходство на Дунае, в соответ-
ствии © интересами-и-с суверенными пра-
вами придунайских стран, & также в пе-
лях укрепления экономических и культур“.
ных связей придунайских стран между ©0-
бой и с друтими странами.

Отстаивая этот принцип,  Советекай
Союз добился TOTO, что. в декабре 1946 г,

‚  четыре ведущих мировых державы --США,

Великобритания, Советский Союз и, Фран-
ция согласились, чтобы. в будущую: кон-
венцию была включена статья — голов-
ная, руководящая, определяющая и дающая
тон всей будущей конвенции, касающаяея
режима судоходства на Дунае. По этому во-
просу. было достигнуто соглашение в такой
редакции, что навигация на. Дунае должёа
быть свободной и открытой для граждан,
торговых судов, товаров всех государств на
основе равенства в отношении портов и на-
вигационных <боров и условий торговего
судоходства. Это. решение —я должен. это.
подчеркнуть — является везьма важным,
я повторяю. Оно, как это было и в статье
1-й Конвенции 1921 года, определяет
основное. политическое ‘и’ экономическое:
направление ‚ всего ‘содержания будущей.

конвенции, которое признали четыре ‘дер-
жавы обязательным для себя. Это основ-

ное; это, я бы сказал, программа, из кото-.
рой следует исходить для того, чтобы дать
конвенции определенное направление и во
всех остальных ее частях, которые не могут
не воспроизводить основные идеи и прян-
ципы, выраженные в головной статье.

° Шо это положение, которое выражено: в
только ‘что оглашенном мною проекте
статьи 1-й конвенции о режиме дунайекого
судоходства, весьма существенно отличает-
ся от положения в соответствующей статье

3. Дунайская комиссия’

Третье, весьма существенное отличие   улучшению судоходства, причем ‘этот 06-
представленного нами проекта от Конвен-   щий план работ по улучшению. судоходства

ции 1921 года касается организационных
вопросов. В нашем проекле устанавливается

вместо двух дунайеких комиссий, какие

имели место в Конвенции 1921 года, &
именно —— вместо ‘европейской Дунайской
Комиссни или Комиссии морского Дуная й
международной Дунайской Комиссии, или
Комиссии фечного Дуная — одна единая
Дунайская Комиссия. Важно отметить, что
существенное отличие советекого проекта

от Конвенции 1921 года заключается в том,
  что Дунайская Комиссия по советокому

проекту должна состоять из’ представителей
только придунайских государств. Это ©о0т-
ветствует основному принципу; а именно-—
принципу, что дело регулирования, контро-
тя, обеспечения судоходства, на Дунае долж-
но быть обязанностью и правом придунай-
ских государств хозяев земель, по которым
протекает Дунай. Достаточно напомнить об
этих фактах; чтобы было ясно, в чем заклю-
чается принципиальная разница межлу про-
ектом советекой делегации и Конвенцией:
1921 тода как в отношении исходных пози-
ций, таки в отношении тех ортанизацион-
ных вопросов, которые я сейчас затронул.

В этой связи следует обратить внимание
на статью 7-ю проекта советской долега-
ции о компетенции Дунайской Комиеейи,
Главная особенноеть нашего проекта в дан-
ной чаети заключается в том, что на ко-
миссию возлагаются такие функции, как

наблюдение за исполнением постановлений
конвенции, составление общей сметы: рас-  веновными принцинами, -которые -будут
ходов, общего плана основных работ по   утверждены Дувайской Комиссией.

Конвенции 1921 года. Я считал своей обя-
занностью обратить на`это ‘внимание ков-
ференции для того, чтобы не оставить ви-
какого сомнения в тех основных ‘предио-
сылках, из которых ‘исходит Советский
Союз; предлагая конференции новый проект
Дунайской конвенции.
‚’ Таков первый пунЕт, на котором я счел
нужным остановиться, характеризуя отаи-
чие нашего проэкта новой конвенции от
‘ранее действовавших конвенций на Дунае,
в том числе, разумеется, и Конвенции
1921 года и еще более ранних конвенций
1856 года и 1878 тода. _

Второй пункт, на котором я хотел бы
остановиться, — это самое понятие «Ду-
най». Понятие Дунайской речной системы,
как ‘известно, в Конвенции 1921 года охва-
тывает не только самый Лунай, но также
и целый ряд притоков, не только Дунай в
его судоходной части от Ульма 20 Черного
моря, но, и притоки, перечисленные в ста-
тье второй Конвенции 1921 года, где мы
‘видим и Тиссу, и Мораву, и Таю, и Драву,
и Марош, где не указаны, правда, соеди-
вительные ити обводные каналы, но ука-
зано, что такие каналы могут быть впо-

следствии включены в Дунайскую систему, .

когла они будут построены:

Советский проект‘ исходил из того, что
Дунайская речная система должна вклЛю-
чать в себя лишь собственно Дунай
как таковой, ‘т. 6. без притоков. Ни
Tueea, uu Tas, ни Jipasa, ни Морава:
ит. д., ни соединительные, Hu обводные
каналы: не должны включаться в эту систе-
му; Советская делегация исходит при этом
из политической и экономической целесо-
образности. В этом отношении проект етоит
‘на позиций. на которой стояла и конвен-
ция 1856 года, которая. тоже ограничива-
ла Дунайскую речную систему одним’ Ду-
наем. =

на Дунае, который составляется Дунайской
Комиссией, должен опираться на’ проекты
и предложения придунайских государств.
Ероме того, советским проектом по статье
1-й Дунайской Комиссии представляется
возможноеть и право производить работы в
некоторых случаях, которые предусмотрены
другой статьей этого проекта конвенпии—-
статьей 4-й. Именно, когда какое-либо при-
дунайское государство окажется не в, ©0-
стоянии выполнить работы, какие отно-
сятея к его компетенции, эти работы мо-
гут быть выполнены Дунайской Комиссией:
Дунайской Комиссии поручается также
проектом консультация придунайских го-
сударств по разным областям вопросов су-
доходства. На Дунайскую комиссию в0з-
латоетея по нашему проекту ‘устанозле-
ние единой системы навигации, унифика-
ция права фечного надзора, координация
гидро-метеорологической службы на Дунае,
введение статистики судоходства на’ Дунае,
издание всякого рода справочников, лоций,
навигационных карт, атласов; утверждение
бюджета и, наконец, установление и взи-
мание предусмотренных конвенцией сборов,
тех сборов, которые будут устанавливаться
комиссией. Каждое ‘придунайское государ-
ство для покрытия своих раеходов 10 mp0-
изводству работ и по содержанию Дуная в
должном состоянии также будет иметь
право устанавливать сборы по своему
усмотрению, однако руководствуяеь теми

Мало ‘того, сейчае Конвенция.

‚Речь главы советской делегации на Дунайской конференции.

ПИНСКОГО 4 августа 1948 2.

4. Специальные речные администрации:

Разделы 2 и 3 проекта Конвенции 1921
года посвящены вопросу о специальных
речных администрациях, Советекий проект
‹охраняет две специальные речные адлхини-
страции, которые уже существовали рань-
ще и до сих пор существуют. это — так на-
зываемые Речная Администрация Железных
Ворот и Администрация в низовьях Дуная,
роль которой играет сейчас, автономная Ру-
мынекая Дирекция Морского Дуная,

Исходя из принципа суверенноети приду-
найских государетв и их суверенных прав
на, Дунае в соответотвующих территориалть-
ных. границах, советекий. проект предлагает
в состав этих двух речных специальных
комиссий включить лишь предетавителей
тех прибрежных государств, территории
которых лежат по 0бе стороны протекаю-
mero на. их участках Дуная. Таким образом,
в одном случае мы будем иметь речную
админиетрацию в составе двух государетв—
Ютославии и Румынии, и в другом случае
мы будем иметь апминиетрацию, речную

Тлава Ш. нашего проекта посвящена: дру-
тим организационным вопросах — вопросам
режима судоходства, навитавкии и лоцман-
ской службы. Налт проект имеет в виду, что
правила. плавания в низовьях Дуная, a

также в районе Железных Ворот будут

устанавливаться самими здиинистрациями
указанных районов. Однако для того, чтобы
избегнуть разнобоя, который был бы без-

условно вреден лля судоходства по Дунаю,

вап проект. предусматривает, что правила
навигации, устанавливаемые этими, адми-
нистрациями, так же как и любым прилу-
найским государством, должны учитывать
  основные. положения о илавании по Дунаю,
устанавливаемые Дунайской комиссией, как
00 этом говорится в статьях 7 и 20 про-
екта. :

Статья 21 нашего проекта устанавли-
вает, что суда, плавающие по Дунаю, име-
ют право с соблюдением правил, установ-
ленных соответствующими прихунайскими
государствами, заходить в порты, шюизво-
дить в них погрузочные и разгрузочные
онеражии, посадку и высадку пассажиров,
пополнять запасы топлива, предметов. снаб-
жения и т. д. мы

Статья 23. содержит требование, чтобы
санитарные и полицейские правила, приме-
няемые на Дунае, осуществлялиеь без дис-
криминации по мотивам, национальной при-
наллежности судов, либо по каким-либо
‘другим мотивам. * : :

Кроме того, в проекте имеется специаль-
ная сталья 24, в которой говорится о фунЕ-
циях таможенного, санитарного и речного
надзора, которые также передаются. в руки
придунайских государств, причем эти госу-
дарства должны сообщать Дунайской Ёо-
миссии издаваемые ими правила для того,
YTOORD эта комиссия. могла содействовать
унификации этих правил. В этой статье
также подчеркивается, что ни таможенные,

ви санитарные, ни полицейские мероприя-

тия ни в какой мере не должны мешать
судоходству. Эта же статья  предусматри-
вает- право прибрежных песулаветв при про-

хождении трачзитных грузов требовать. от

капитанов кораблей заявления о ‘грузах,
которые. запрещены для ввоза в пределы
данного государства. Это не означает, что
прибрежное государство. может запретить
транзитный провоз этих грузов. 9то озна-
чает лишь то, что данное государство имеет
право ма время: прохождения этих грузов
HO территориальным водам данного государ-
ства опечатать эти грузы или поставить
таможенных агентов для того, ‘чтобы пред-
отвратить возможные злоупотребления.

Проект конвенции предусматривает, что
‘судоходство на остальных участках’ Дуная,
кроме тех участков, которые относятся к
районам Железных Ворот и Нижнего Ду-
ная! будет осуществляться  еоглаено. пра-
вилам, которые будут устанавливаться ©0-
ответствующей придунайской страной,
& не Дунайской Комиссией, Здесь находит
свое подтверждение принции уважения го-
сударственного. суверенитета, .

В проекте имеется весьма важная статья
27, которая воспрещает плавание по Дунаю
военных кораблей всех непридунайских
стран. Здесь имеется весьма существенное
отличие от ранее действовавшей Конвенции
1921 года, которая в этом отношении де-
лада исключения для некоторых недунай-
ских государств, разрешая плавание воен-
ных судов этих государств (стасионеров)
от устья Дуная до Галаца. Известно, что
в Конвенции 1921 года имеется статья 5,
которая указывает на, TO, что сохраняются
все правила и привилегии, установленные
ранее действовавшими конвенциями. Здесь
имеются в виду прежде всего статья 19
Парижского трактата, 1856 года и статья 52
Берлинского трактата 1878 тода, которые
предоставляли военным сулам великих дер-
жав указанную выше привилегию, B TO
время Kak другие государства этой приви-
легии были лишены. Нроект советской де-
‘легации ликвихирует это положение. Вот
текст, статьи 27: «Плавание по Дунаю
военных кораблей всех неприлунайских
стран. воспрещается.

Прием в советском посольстве
‚международного

ПРАГА, 4 августа. (ТАСС). Сегодня посол
СССР. в Чехословакии Силин устроил прием
в честь’ советской делегации на закончив-
шемся международном кинофестивале
Мариянске Лазне, На приеме присутетвова-

администрацию в составе тоже двух госу-
даретв — Румынии и Советского Союза. Я
He считаю необходимым останавливалься
более детально на обосновании этого поло»
жения, поскольку мне кажется, что ©де-
ланные мною ссылки на принции уважения
суверенных прав прибрежных  государетв
достаточно об’яеняют CMBIC и мотивы той
позиции, которую в этом вопросе занимает
проект советекой делегации о —---

Что касается существа, деятельности этих
речных администраций, советский проект,
в отличие от конвенций 1921 и 1939. гг.,
походит из необходимости предоставить опе-
циальным речным алминистралияи гораздо
более автономные. права, чем это. было
раньше, и это очень отчетливо проходит по
целому ряду статей нашего проекта, о ко-
торых я ©ейчас не упоминаю для сокращее
ния времени. в которые детально могут
быть рассмотрены, очевилно, спепиальным
комитетом, который займется расемотре-
нием нашего проекта.

5. Другие организационные вопросы

Плавание но Дунаю военных кораблей
придунайеких стран за пределами страны;
флаг которой. несет корабль, может осуще=
ствлаться только по договоренности между
заинтересованными  придунайскими  госу-
даретвами». :

В этом существенное отличие от. Кон
венпии 1921. года.

Раздел. П данной главы посвящен лоц-
манской службе, которая организуется по
правилам, аналогичным ранее действовав-
THEM.

Глава ГУ «Порядок покрытия’ расходов:
но обеспечению судоходства» также
не вносит. никаких новшеств, поскольку
прежняя практика, является оправданной.

Проектом устанавливается, между прочим,
что никакие сборы за транзит, как та-
ROBOH, взиматься не будут с судов, плотов,
товаров и пассажиров, что сборы, взимае-
мые за’ производство’ работ по поддержанию
Дунайской системы в ‘должном порядке, бу-
Ay? устанавливаться комиссией, соответ
ствующими‘ администрациями и прибреж-
ными государствами и не должны прино-
сить прибыли. Точно так же и тарифы ‘лоц-
манских сборов в низовьях Дуная и в райо-
He Железных Ворот устанавливаются: с00т-
вететвующими администрациями е с00бще-
нием комиесии. :

Глава У состоит из 2 статей и носит
заключительный характер. Статья 41 опре-
деляет порядов ‘разрешения споров между
подписавшими конвенцию странами по тем
или иным вопросам, касающимся неяено-
сти или различных толкований отдельных
статей и положений этой конвенции. 97a
статья предубматривает установление ap-
битражного порядка, и в этом ее отличие
от Конвенции 1921 гола. .

Статья 42 имеет также серьезное значе-
ние потому, что она устанавливает. порядок,
вступления в силу настоящей конвенции.
Она предусматривает, что конвенция войлет
в силу после сдачи на хранение 6. ратифи-
вационных грамот правительству Югосла-
вии,

Б проекту конвенции имеются два приз
ложения. Одно — 0 вхождении Австрии в
состав Дунайской комиссии поеле урегули-
рования вопроса; о договоре с Австрией и ло-

второго приложения, который констатирует,
что ранее применявшийся режим сулоход-
ства на Дунае, равно как и`акты; предуз
сматривавшие установление этого режима,
в Частности, Конвенция 1921 тода, утра-
тили евою силу. Говорится, что достигнуто
соглашение относительно признания пога-
шенными всех обязательств Европейской
Дунайской Комиссии и Международной Ду-
найской Комиссии по оплате кредитов; ко-.
торые были предоставлены ей Великобрита-
нией, Францией, Росслей и другими. госу
дарствами, и других обязательств. Говорит-
ся также о переходе имущества бывитих.
Европейской Дунайской Комиссии и. Между-
народной Дунайской Комиссии в распоря
жение соответствующих админислраций. ...

Содержание приложений является столь
очевидным, что я не буду задерживать на
этом вашего внимания. тн

& хз ;

Таково содержание в основных ‘чертах
проекта ‘о режиме судоходотва на, Лунае;:
внесенного делегацией oro Союза.
Мы видим, что этот проект в полной мере
удовлетворяет тем требованиям, 9 которых.
мы говорили вначале. Это — справедливая
конвенция. Она построена на уважении су-
веренных прав придунайеких государств и
народов, на устранении привилегированного
положения на Дунае недунайских госу-
даретв, на устранении всякого экономиче-

Г окого и политического контроля с их cTOpO-
ны над Дунаем и придунайекими странами,

Вонвенция, предложенная Советеким (о-
030M, откроет путь для дальнейшего
развития экономических и культурных свя-
se придунайеких стран между собой ис
другими странами, внесет новый большой
влад в дело мира и международного сотруд-
ничества,

в Праге по случаю окончания
кинофестиваля
ли заместитель премьер-министра Фиртин-

гер, видные политические чехословапкие
деятели, деятели чехословацкого киноис-

В, кусства, иностранные ‘гости на фестивале

и другие,

В KOHIEPECCE CITA

ВАШИНГТОН, 3 августа. (ТАСС). Специ-
альная сессия конгресса не приняла до сих
пор никакого решения по законопроектам,
чтобы прекратить повышение стоимости
жизни, удовлетворить нужды в жилищах
или отменить избирательные налоги, кото-
рые лишают права голоса миллионы людей
беднейших слоев населения, как белых, так
и негров, в южных штатах.

В сенате расисты-—прелставители демо-
кратической партии от южных штатов при
явном одобрении co стороны республикан-
ского руководотва продолжают оботрукцию
с целью помешать рассмотрению законопро-
екта 0б`отмене избирательного налога. Вче-
ра некоторые сенаторы попытались. сорвать

р ‚ внеся предложение-о лимити-

ровании выступлений, чтобы помешать ра-

систам продолжать бесконечные гразгла-
гольствования. Однако председатель ‹ената
Ванденберг истолковал это предложение, как
противоречащее сенатеким правилам про-
цедуры, и разрешил расистам продолжать
свои выступления.

Палата ‘представителей также продол-
жает слушать не относящиеся к делу речи,
не рассматривая ваконопроектов, для при
нятия которых, казалось бы, и был возван
ROHTpece.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ: ПРАВДА».

5 августа 1948 г. 3 стр.

полнительный протокол в конвенции в. виде-

х

]

}
]

i