Мея.

i

oH

РОЖЬ

Как будто сплав и сорт один,
и ни межи, ни полосы..:

Встает она среди равнин,
омыта каплями росы,

Бежит машина.

Но она

во ржи высокой не видна.
Лишь только пыльной полосой
отмечен путь ее косой.

Ширь беспредельная,,.
Глаза

не видят берега полей.
Лишь отдаленные леса
синеют кромкою своей.

И ни станиц, ни деревень,
ни многолюдных городов...
Но это к ним уходит тень
высоковольтных проводов.

Столбов гигантские шаги,
как скороходы-сапоги, —
то, свет неся во все края,
шагает Родина моя.

И в ней повсюду — сплав
один порыв, один полет...
Встает она среди равнин,
вся устремленная вперед,

один,

Ее поля не режет клин,
не делит узкая межа,
Одна земля

и хлеб один
от рубежа

до рубежа.

Анатолий АБРАМОВ.
—ю09——-

ЛАГЕРЬ
«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
СОПКА»

ЗЛАТОУСТ, 11 августа. (Наш корр.), На
вклоне Уральского хребта, над рекой Ай,
ракинулея пионерский лагерь «Алексаня-
мвокая сопка». Здесь отдыхает 500 детей
1абчих Златоуетовокого ордена Ленина мя-
иностроительного завода — ученики Б-й
15-й, 27-й и других школ города.

Дети очень довольны своим лагерем. Здесь
воть и пруд, и уголки юных ботаников и 30-
010008, и большой фонтан. Заводские ком-
буотьцы построили для ребят спортивный
проок с футбольным полем, гимнастиче-
‘или снарядами, беговой дорожкой, поло-
‹й препятствий. Рядом они высадили 150
молодых яблонь, 2.000 кустов малины. Пол-
токтара земли стведено для юных саловодов,

В лагере работают кружки: радиолюби-
тельский, авиамодельный, фотолюбитель-
кий, художественной самодеятельности.

Му\сомольцы завода помогают ребятам
Зизколиткя ©  достопримечательностями
Южноуральского хребта.

М, И, Калинин. О политической агитации.
ОГИЗ — Госполитиздат. 1948, Стр. 50.
Пир. 500.000. Ц. 70 коп.

Настоящий сборник речей М. И, Калинина
вышел в серии «Библиотечка агитатора».
М. М. Шейнман, Ватикан между ‘двумя ми-

ровыми войнами. Изд-во Академии наук
СССР. 1948. Стр. 237. Тир. 10.000. Ц. 13 р:

Автор” показывает реакционную деятель-
ность Ватикана — религиозного генштаба им-
периалистов, осуществляющего свое влия-
ние на верующих католиков.

Акад. И, И. Мещанинов. Новое учение о
языке на современном этапе развития.
Изд-во Ленинградского государственного ор
дена Ленина университета. 1948. Стр. 90,
Тир, 10,000. Ц. 3 р.

Автор, известный советский языковед, рас-

сказывает о развитии учения о языке, начало
Которому положил Н. Я. Марр.
‚ Молодежная эстрада, Сборник репертуара
Для художественной самодеятельности. Вып.
273). Изд.-во «Молодая гвардия». 1948.
Стр, 93, Тир, 100:000. Ц. 4 р.

В сборнике напечатаны пьеса А, Сурова
«Обида», одноактная комедия Е. Фельдман
«Глубокая вспашка», песни А. Новикова,
кантата из фильма «Сказание о земле Сибир-
ской» (текст М. Сельвинского) и другие ма-
териалы, i

Молодежный участок цеха
сборки завода имени Влади-
мира ‘Ильича (Москва) про-
изводит укладку и обмотку
электромоторов. Молодые

рабочие, ежемесячно перевы-
полняют установленные за-
дания. Участок обязался за-
вершить головой план к

Г ноября. Уже сейчас моло-
дые стахановцы выполняют
не менее 200 процентов нор-
мы. На снимке (справа нале-
во): мастер молодежного
участка А. СОКОЛОВА
проверяет работу В. НОВИ-
КОВОЙ и К. СМИРНОВОЙ.

Фото М. BYTAEBOH.

x

Выполнить завет А. М. Г орького!

письмо в

От имени участников совещания библио-
течных работников Новосибирской области
мы хотим передать нашим писателям и
ученым просьбу юных читателей — создать
новые увлекательные и содержательные
произведения для детей. Такие, которые
учити бы юных читателей, запоминались
На всю жизнь, подобно тому, как запоми-
каются сказки Пушкина и ЗЖуковекого,
повести Гоголя, коротенькие рассказы Л. Н.
Толстого, чеховекая «Каштанка»...

На совещании было’ названо много xopo-
ших произведений, назывались вылающиеся
произведения советекого периода, созданные
Горьким, Серафимовичем, А. Н. Толстым,
Маяковским, Бажовым, Гайдаром, Н. 06-
тровским, Маршаком, Ильиным, Катаевым.
Выступавшие также единодушно отмечали,
что сейчас мало создаетея книг для ребят.

Мы позволим себе рассказать о некото-
рых требованиях юных читателей.

Прежде всего, удивляет, почему так мало
детских книг о мире, о вселенной, о родной
землэ и о других странах. Мы должны
знать нашу землю всю, до последнего ато-
Ма, как сказал Горький. Великий писатель
сам наметил колоссальную программу «3e-
млеописания», которую он не успел осуще-
ствить при жизни и оставил как завещание
советской литературе и ев творцам—пиеа-
телям. Больше книг о родном крае, его богат-
ствах, его рекзх и озерах, о его новострой-
ках, научных, культурных и материальных
ценностях!

РЕДАКЦИЮ

Мы хорошо знаем Сибирь, и потому нае
особенно удивляет, почему так мало книг о
городах и селах Сибири. Нет монографий,
научно-популярных и художественных про-
изведений о наших реках — Оби, Ангаре,

Амуре, Витиме, Иртыше, Лене, Хатанге, об
исторических событиях, сибирских револю-
ционерах-большевиках — Серебренникове,

Дусе Ковальчук, Шамшиных, чьими имена-
ми гордится весь наш край сибирский. Нуж-
ны книги 0 замечательных людях, детские
пьесы — не инсценировки, а оригинальные
пьесы для детей, книги о странах новой
демократии, о наших друзьях и врагах за

рубежом.

Хочется также, чтобы книги тщательно
оформлялись. Нередко оформление ограничи-
вается одной красочно исполненной облож-

кой. Бывает, что шрифты не соответствуют
возрасту читателя. Рисунки бледны и не-
выразительны. Выходящие для детей книги

скупо рецензируются. На наш взтляд, на-

зрела необходимость возобновить издание

критико-библиографического журнала «Дет-
свая литература».

Эти мысли волнуют нае. Они обсужда-
лись на городском и областном совещаниях
работников детских библиотек. 0 ними мы
обращаемся к нашим писателям и ученым.

Библиотечные работники Новосибир-
ской области: ШАТУНОВА, КОПАЕ-
ВА, ФИЛИМОНОВА, СЕМЕНОВА,
ШЕБАЛИНА, МЕНЕТИНА и другие—
всего более двадцати поднисей,

ФОРТ ШЕВЧЕНКО

Здесь, на далекой царской окраине, в Но-
вопетровском укреплении, впоследствии наз-
ванном фортом Александровск, с 1850 по
1857 год жил знаменитый украинский поэт
Т. Г. Шевченко. Он был переведен сюда из
Орской крепости,

«Киргизскую степь‘из конца в конец вею
исходил, море Аральское вдоль и поперек
все исплавал, и теперь сижу в Новопетров-
ском укреплении...—писал Шевченко.—Это
укрепление лежит на северо-восточном бере-
гу Каспийского моря, в Киргизской пусты-
не. Песок да камень, хоть бы травка, хоть
бы деревцо — ничего нет. Даже горы поря-
дочной не увидишь, смотришь — смотришь,
да такая тебя тоска возьмет, просто хоть
давись, да и удавиться нечем...»

Через несколько лет новый начальник гар-
низона разрешил Шевченко жить за преде-
лами казармы. Тарас Григорьевич построил
себе землянку и посадил вокруг нее He-
сколько деревьев. Зачастую он отдыхал под
вербой, под` ней же и рисовал украдкой. Об
этой вербе он писал близкому товарищу:

«В 1850 году, когда меня отправляли из
Орской крепости в Новопетровское укреп-
ление — это было в октябре месяце, в Гурь-
еве-городке я на улице поднял свежую вер-
бовую, палку и привез ее в укрепление и на
гарнизонном огороде воткнул в землю, да и
забыл про нее; весной уже огородник напом-
Нил мне, сказав, что моя палка растет. Она,
действительно, ростки пустила. Я ну ее по-

ливать, а она расти, и в настоящее время
она... молодая и роскошная».

В годы советской власти место, где в «не-
запертой тюрьме» провел мучительные годы
ссылки великий украинский поэт, названо
его именем. Его именем назван и весь район.

В форте Шевченко имеется музей, сохра-

нены землянка, в. которой проживал поэт; и:

сад, посаженный его руками. Только теперь
сад стал неизмеримо больше. Сохранилась
и верба, о которой говорил в письме ссыль-
ный поэт. В музее есть рукописи Шевченко.
На фотографиях и диаграммах показана
жизнь форта сегодня, рост зверобойной иры-
боконсервной промышленности в советские
годы.

Музеем много лет заведует Сатангул Тад-
жеев. Он следит и за землянкой и за садом.

Сейчас форт Шевченко — районный центр
с несколькими тысячами жителей. Злесь
имеются клуб, кинотеатр, библиотека,
школы,

О людях сегодняшнего форта — тюлене-
боях, охотниках, рыбаках — пишет книгу из-
вестный казахский писатель Сабит Муканов,
депутат Верховного Совета Казахской ССР
от Шевченковекого избирательного округа.

Нередко в форт ‘приезжают туристы и
студенты. С благоговением осматривают они
шевченковские места, где поэт создал мно-
гие свои произведения,

О. МОИСЕЕВ.

г. Гурьев.

Первая электростанция
на Тереке

Еще совсем недавно на берегу Терека
грохотали взрывы, стучали отбойные молот-
ви, ослепительно вепыхивало пламя свароч-
ных аппаратов. Теперь здесь наступила ти-
шина.и только`слышно, как бурлит отрабо-
танная вода, вырвавшаяся из турбин. Дза-
уджикауская ГЭС — первая электростан-
ция на Тереке — вступила в строй.

Четыре года ‘назад сюда пришли колхоз-
ники Северо-Осетинской автономной рес-
публики. Здесь можно было встретить уче-
ного и инженера, учителя и домохозяйку;
артиста и пастуха. Там, где были: необжи-
тые места, появлялись новые дома, мастер-
ские, гидротехнические сооружения, моеты.

самом узком месте Терека сооружена
земляная плотина. Она подняла’ уровень во-
ды в реке и направила ее через волоприем-
HEE в особый канал. По нему вода попа-
дает в напорный бассейн и по снециальным
трубопроводам с 25-метровой высоты низ-
вергается вниз.

Вначале на стройке нехватало квалифи-
цированных рабочих. Тогда были созданы
школы и курсы по подготовке кадров. Сотни
осетин приобрели новые специальности.
Многие из них осталиеь работать на со-
зданной ГЭС. : é

Сегодня в высоком просторном зале зда-
ния гидроэлектростанции не видно камен-
щиков, штукатуров и монтажников. Вокруг
турбин ходят машинисты. Дежурные инже-
неры несут вахту у пульта управления.

Инженер Г. ВЕРГЕЛЕС.

--@

Самодеятельный театр

юного зрителя

В городе Орске Чкаловской области со-
здан самодеятельный театр юного зрителя.
Ему предоставлено прекрасное помеще-
ние — Дом культуры никелевого комбина-
та. В репертуаре театра ‘пьесы лауреатов
Сталинской — премии — «Особое задание»
С. Михалкова и «Девочки» В. Пановой.
‚ Артисты театра — молодые рабочие, ‚слу-
жащие, старшеклассники. Главные роли в
постановке «Особое задание» исполняют
учащиеся школы № 48 А. Еремин, Э. Ермо-
лаева, студентка машиностроительного тех-

В. МОЖАРОВ.
Орск. ;
See
Молодые туркменские
ученые

АШХАБАД, 11 августа. (Наш корр.). Не-
давно аспирант кафедры глазных болез-
ней Туркменского государственного меди-
пиНСЕого института Сары Каранов защя-
тил диссертацию на степень кандидата ме-
дицинских наук. Тема диссертации —
методы лечения глаукомы — болезни глаз,
приводящей к слепоте,

Недавно успешно защитили диссертацию.
молодые аспиранты медицинского институ-
та—_Гельды Ходжакулиев и Чары Байриев.

Международный обзор

На-днях закончиласт созваниая Трумэ-
HOM чрезвычайная сессия американского
мнгресса, Как и предсказывали  предета-
вители прогрессивного лагеря США, эта
(сия вылилась в предвыборную «еловес-
ную битву» между демократами и респуб-
иканцами, не принеся ничего хорошего

аюриканским избирателям.

(озыв Трумэном чрезвычайной  сесвии
ЕОнгресса для обсуждения ряда законопроек-
тов (о борьбе с инфляцией, о жилищном
‘троительстве и т. п.) явился очередным
предвыборным маневром демократической
партии, рассчитанным на то, чтобы вер-
ПУТЬ к 66бо утраченное доверие избирате-
1ей и переложить вину за все более ухуд-
Изющиеся условия жизпи американского
Народа па республиканскую. партию,

В евоем послании в конгрессу прези-
НТ не поскупилея на черные краски, ха-
рактеризуя современную экономическую
Жизнь в США. Непрерывный рост цен, сни-
жение жизненного уровня › трудящихея,
Инфляция, нехватка жилищ,’ безработица,
Упадок просвещения —такова мрачная кар-
Тина, нарисованная в послании Трумэна.

Расчет лидеров демократической партии
был прост — они-де готовы бороться за
улучшение жизни американского народа, но
10т республиканской большинство конгрес-
4 препятствует проведению ‘необходимых
Внутриполитических мероприятий.

Стремление демократов нажить себе’ по-
литический #апитал за счет республикан-
Цез было. разоблачено самой же американ-
Chol печатью и не ввело в заблуждение
Широкие массы американского народа, от-
лично понимающего показной характер раз-
Ногласий между обеими старыми партиями.

Проводя пресловутую «двухпартийную»
Политику, лидеры обеих партий совместно
возлагали всю тяжесть экономического бре-
мени на трудящихся, и лишь сейчас, в борь-
63 за голоса избирателей, а также из опа-
‘ний роста влияния прогрессивной партии
Уоллеса, они начинают бичевать друг дру-
Ta, пытаясь убедить американский народ в
10у, что черное есть не черное, а белое.

Тидеры республиканцев не захотели Ha
Чрезвычайной сессии конгресса играть роль

«козлов отпущения» и постарались обра-
тить затею демократов против них же са-
мих. Используя свое большинство в кон-
гресее, республиканцы потребовали перво-
очередного обсуждения законопроекта о так
называемых «гражданских правах», вклю-
чающего в частности требование об отмене
избирательного налога и запрещении расо-
вой дискриминации.
Взаимное стремление республиканцев и
демократов свалить друг на друга ответ-
ственность за непрерывно ухудшающееся
внутреннее положение страны превратило
чрезвычайную сессию конгресса в трибуну
пустых словопрений. Подлинный „характер
чрезвычайной сессии мотко определил Генри
Уоллес, сказав: «Республиканцы делают
вид, будто они хотят принять законопроект
о запрещении линчевания и об отмене изби-
рательного налога, а демократы делают вид,
будто они обеспокоены инфляцией. Однако
и те и другие в равной мере неискренни».
Одновременно с маневрами в конгроссе
республиканцы предприняли в печати оче-
редную антикоммуниетическую кампанию.
Пресловутая комиссия по расследованию
антиамериканской деятельности вновь под-
няла шумиху по поводу «коммуниетического
проникновения» в государственный аппа-
т США ит. п.
т Антикоммуниетический жупел понадобил-
ся правящим кругам США для того, чтобы

отвлечь внимание американского народа от
тяжелого экономического положения и от
той двойной политической бухгалтерии
«традиционных» партий, которая особенно
наглядно выявилась в ходе чрезвычайной
сии конгресса.
ие маневры республиканцев
и демократов направлены также на то, что-
бы не допустить перехода избирателей на
сторону прогрессивной партии Уоллеса, рт
программа борьбы за мир и евободу все 60-
лее и более завоевывает симпатии американ-
0 арода.
т. fd sie характер «еловесной битвы»
демократов с республиканцами подтвер-
ждается тем, что нажим «двухпартийного
правительства» на трудящихся США не
ослабевает. Споря в конгрессе о граждан-
ских правах американского народа, правя-

щие круги США, не задумываясь, нарушают
эти права на каждом шагу. Наглядным при-
мером этого может служить расправа с ба-
втующими рабочими в городе Дейтоне, про-
тив которых были иепользованы войска Е
танки.

Тот факт, что в этих условиях трулящие-
ся США продолжают отстаивать свои права,
все громче заявляя о’ своей поддержке про-
грессивной партии Уоллеса и коммунисти-
ческой партии, свидетельствует 06 укрепле-
нии единства демократических сил амери-
канского народа, о росте его политического
сознания.

Боммунистическая партия США на состо-
явшемея на-днях национальном с’езде ре-
шила поддержать во время президентеких
выборов кандидатуры прогрессивной  пар-
тли, В предвыборной программе компартии
СТА говорится, что миллионы amepuKan-.
ских рабочих в настоящее время понимают
бесполезность дальнейшей поддержки обан-
кротившейся двухпартийной системы и ечи-
тают, что обе старые партий в равной сте-
пени ответетвенны за нынешнюю политику
правительства Соединенных Штатов и за
наступление на гражданские права и жиз-
ненный ‘уровень народа. :

жж жж Е

Как известно, состоявшаяся в прошлом
месяце в Париже конференция участников
«плана Маршалла» прошла под знаком оче-
редного нажима ОША на своих европейских
контрагентов. Американский администратор
но реализации «плана Маршалла» в Европе
Гофман выразил свое неудовольствие по по-
воду нелостаточных усилий, ‘прилагаемых
европейскими странами в деле осуществле-
ния планов американских монополистов.

Вот тогда-то, как явный отклик на упре-
ки Гофмана, и появился на свет так на-
зываемый «план Крипиеа». Английский
министр финанеов Стаффорд Криппе 06”--
явил о предстоящем создании 0б’единенного
англо-американокого «консультативного со-
вета» по вопросам промышленноети, якобы
© пелью «проверки английских методов
промьшленного производства и предоста-
вления американцам возможности вносить
рационализаторекие предложения, исходя
из их многолетнего опыта».

Хотя инициатива провозглашения с03да-
ия этого совета принадлежала английско-

МУ министру. иностранная печать расцени-
Ла этот шаг как новое условие, навязан-
Hoe «бескорыстными» Соединенными Шта-
тзми Англии, которое затем будет предяв-
лено и остальным участникам «плана Мар-
шалла». Английская общественность явно
встревожена, такой «инициативой» Криписа,
справедливо усматривая в создании, об’еди-
ненного «коноультативного совета» новый
шат по осуществлению далеко. идущих пла-
нов американокото проникновения в ан-
глийекую промышленность. Велед ва под-.
писанием вабального «двухстороннего» с9-
глашения с США Англия делает новый
шаг на пути подчинения с80ей экономики
интересам американевото капитала. Каж-
дому здравомыслящему человеку должно
быть яено, что американские экоперты и
советники постараются направить развитие
экономики Англии так, чтобы задушить те
отрасли английской промышленности, кото-
рые конкурируют © американскими на ми-
ровых рынках.

По словам английской газеты «Дейли
экспресс», © созданием «консультативного
совета» «Англия превратится в филиал
американекой промышленности», При 06-
суждений этого вопроса в палате общин’
незавиепмый лейборист Джон Плэтте-Милле
заявил, что создание англо-американского
«консультативного совета» является оскор-
блением достоинства английского народа и
угрозой экономической безопаености Ан-
ran.

Английскому народу так называемый
«план Вриппеа», в действительности про-
диктованный американскими монополиста-
ми, принесет еще большее ухудшение усло-
BU жизни, угрозу дальнейшего роста без-
работицы.

Создание англо-американокого «консуль-
тативного совета» дает еще более широкие
возможности, чем ранее заключенное «лвух-
стороннее» соглашение, для проникновения
американских монополий в английскую про-
мышленность, для их вмешательства во
внутренние дела Англии, Это лишний раз
показывает истинную цену пресловутого
«бескорыстия» американской «помощи»,
еще более обнажает кабальный характер
«ПЛ. Маршала».

aS Л. КРАЕВ.

У мальчика был сильный характер. Он
жил, пытаясь не вспоминать о той тяжелой
обиде, которая была нанесена ему много
лет назад. За последние два года Вова сле-
лал даже большие успехи в учебе. Он окан-
чивал ремесленное училище и параллельно
сдавал в вечерней школе‘ экзамены за седь-
мой класс. Все как будто бы было хорошо,
и директору училища стало даже казаться,
зто рана в сердце мальчика ‚окончательно
зарубиевалась.

Но рана не зажила. Рана покрылась ко-
рочкой только сверху, а внутри она попреж-
нему ныла и кровоточила. Мальчик скрывал
свою боль, как мог, и, если бы не болезнь,
мы, по всей видимости, так никогда м не
узнали бы этой печальной истории.

А болезнь прогрессировала. Каждый день
К вечеру температура у Вовы поднималась.
Его. ломило, немного лихорадило, и когда
жена директора, приютившая у себя в доме
больного, приходила в комнату, чтобы поже-
лать ему спокойной ночи, лоб Вовы и его
грудь были обыкновенно мокрыми’ от. пота.
Добрая женщина меняла мальчику рубашку
и сидела у его постели до тех пор, пока он
не засыпал. i

Мальчику были приятны любовь и внима-
ние, проявляемые к нему этой женщиной.
Он ценил ее заботливость. Ежевечерне
ждал ее прихода, и тем не менее где-то в
душе у него зрела горькая обида.

— Почему обо мне печалится, — думал
он, — почему рядом со мной по ночам си-
дит не родная мать, а вот этот добрый, ми-
лый, но все же чужой человек?

И вот в одну из таких беспокойных но:

чей, когда в доме все уже спали, Вова
встал < кровати, сел за стол и написал нам
небольшое письмо:
_«Дорогая редакция! Козвам обращается
с большой просьбой ученик житомирского
ремесленного училища № 3, помогите мне
найти мою маму — Тамару Михайловну Ни-
китину и моего папу — Якова Александро-
вича Фельдмана. Они бросили меня четыр-
надцать лет назад, и с тех пор я жил толь-
ко в детских домах и общежитиях. Дорогие
товарищи, если бы вы только знали, как тя-
жело жить сиротой и знать, что у тебя есть
живые и здоровые родители, которые не
проявляют к тебе ни ласки, ни внимания.

Я прошу вас, если возможно, найдите
мою маму и моего папу, они живут где-то
в Москве, рядом с вами, и скажите, что у
них есть сын, незаметно для них выросший,
что он сейчас заболел туберкулезом м что
ему тяжело оттого, что он даже не знает,
как выглядит его отеп. и какой цвет волос
У его матери.

Вова Фельдман».

Рядом с нами. Но где именно? Вова дал
слишком мало данных для. того, чтобы в
большом столичном городе отыскать его
родителей, и тем не менее мы взялись за
поиски.

Мы пошли в адресный стол, навели
справки в милиции. Нам’ помогли уста-
HOBHTb местопребывание Вовиного папы,
Яков  Аленсандрович работал замести.
телем начальника городского управле-
ния автогрузового транспорта. Это был че-
ловек занятый, деловой. Так, между дел, он
выкроил десять минут для того, чтобы по-
говорить < нами о своем сыне.`

— Вы сообщили мне-по телефону про
письмо, — сказал он. — Мог бы я познако-
миться < его содержанием?

— Пожалуйста.

Яков Александрович прочел письмо, по-
краснел м, непроизвольно погладив карман
пиджака, спросил: Е

— Сколько?

— Что сколько? равны Е
Сколько стоит путевка. в туберкулез-
ный санаторий?

Отец. не видел сына четырнадцать лет, и
он не спросил, как выглядит этот сын, как
он живет, учится, как протекает его болезнь.
У отца нашелся только один вопрос: «Сколь-
ко?» Отец хотел откупиться путевкой, что-
бы иметь право не вспоминать о сыне еще
четырнадцать лет.

— Дело не только в путевке. Мальчик
сильно болен и хочет увидеться 6 вами.

— Он где, в Житомире? Нет, у меня не.
будет времени, чтобы поехать туда.

— Может, у вашей жены найдется вре-
мя навестить сына?

ae

ны? Не знаю. Мы с ней ue встречаемся,
~~ А вы не знаете, где она живетР

В МУЗЕЕ ЯН

В Минеке, в Доме профеоюзов, открыт
литературный музей народного поэта Янки
Купалы. В двух залах собраны документы
и материалы, воесоздающие образ народ-
Horo поэта Белорусеий,

В 1940 году работа поэта была увенчана
Сталинской премией. Юные. посетители
музея с волнением рассматривают липлом
за подлиеью В. М. Молотова о присужде-
нии Нупале Сталинской премии за сборник
стихов «От серлна». Рядом — билет члена
Союза писателей за подписью А. М.
Горького и А. С. Щербакова: значок, депу-
тата Верховного Совета СССР; фронтовые
и партизанские газеты, в которых печата-
лись стихи, статьи и воззвания Купалы в
дни Великой Отечественной войны.

С хаждым днем музей пополняется но-
выми ценными документами. Из Ленин-
градекого государственного архива недавео
получена обширная биография Я. Купалы,
рукописи 30 ранних стихов.

OE J DET Oo

РЯДОМ С НАМИ

— Октябрьская улица, ` лом №. 38.

Яков Александрович назвал адрес, ироч
нически улыбнулся и добавил:

— Ваш визит вряд ли доставит Тамаре
Михайловне большую радость. Эта женщи-
на никогда не думала о сыне и жила толь-
ко для себя и в свое удовольствие.

И, уже прощаясь с нами, Яков. Александа

рович неожиданно сказал:
А путевку в санаторий для Вовы, по-
моему; удобнее. всего было бы. приобрести
Министерству трудовых резервов. Их уче-
ник заболел, пусть они и позаботятся о ле-
чении,

’— Но ведь этот ученик ваш сын, и разве
не вы обязаны притти ему на помошь?

— Положим, обязан не я один. Кстати,
раз вы уж встретитесь с Тамарой Михай-
ловной, то передайте ей, что я’  хогласен
приобрести путевку на половинных началах.

— Вы хотите сказать, у моей бывшей “

Пятьдесят процентов платит она, а пятьде-
сят— Я.

Было стыдно слушать речи этого <олндз
ного и хоронпю обеспеченного человека.
Впервые за четырнадцать лет он ‘должен
был ‘истратить на сына несколько сот
рублей, и вместо того, чтобы сделать это с
достоинством, он начал торговаться у посте-
ли больного ребенка, как на рынке. Было
неловко от того, что такие черствые люди
жили рядом с нами. Яков Александрович,
повидимому, понял, что переборщил, и ре-
шил исправиться:

— Вы ничего не передавайте Тамаре Ми:
хайловне о путевке. Я сам позвоню ей и до-
говорюсь о процентах. Муж у нее сейчас в
деньгами, пусть платит:

Я не видел нового мужа Тамары Михай
ловны, но то, что я слышал о нем, характе-
ризует его так же скверно, как и его
супругу. Владимир Михайлович Никитин
уже давно наложил на всех близких стро-
гое-престрогое табу:

: моем доме запрещается вспоминать
имя Вовки. :

И вот мать Вовы, женщина образованная
и независимая, с легким сердцем подчини-
лась этому деспотическому ’запрещению.
Она не вспоминала имени’ сына, не писала
ему писем. Даже больше. Несколько лет на-
зад, совсем еще маленький, Вовка совершил
тяжелое, многодневное путешествие на кры-
шах товарных вагонов, чтобы увидеть свою
маму. И он разыскал эту маму в Москве, но
Тамара Михайловна отказалась тогда при-
нять сына и отправила его назад, в детдом.

Вот и теперь, встретившись с нами, Тама-
ра Михайловна торопится поскорей `закон-
зить неприятный для нее разговор.

— Мы уже договорились с Яковом Але-
ксандровичем обо всем по телефону, — го-
ворит она. — Путевка в туберкулезный
санаторий Вовке будет куплена, такои на-
пишите ему. *

— А разве вам ‘не хочется навеститн
больного сына?

Тамара Михайловна прямо смотрит мне в
глаза и спокойно отвечает:

— Нет! Вова еще молод. Он поправится.
У него впереди своя жизнь, а У меня своя:
Зачем же ее портить? А насчет путевки не
беспокойтесь. Завтра она будет в penaK-
ции, ‚.

Но «завтра» путевки в редакции не было.
© было ее и послезавтра. Мы отправились

в дом Никитиных, чтобы напомнить Вовиной

маме об обещании, и, оказывается, зря.

` — Тамары Михайловны не будет в горо-

де до осени, — сказал нам дворник. — Она

отдыхает на даче.

И опять случилось так, как это ‘и ‘случа-
лось в ‘жизни Вовы в течение последних
четырнадцати лет. При живых, здоровых и
хороню обеспеченных родителях о судьбе
мальчика вновь пришлось позаботиться

—

советскому государству. И вот на-днях мы

получили еще одно письмо от Вовы. Маль-
чик благодарит Министерство трудовых ре-
зервов за внимание и снова спрашивает о
своем:

«Вы, наверное, были дома у моего отца,
пишет он. — Скажите, как он выглядит?
Говорят, я очень похож на него».

Ну, что ж, ответим на этот вопрос прямо:

— Дорогой Вова! Твой отец, к большому
нашему сожалению, выглядит весьма отвра-
тительно. Он не достоин твоей любви и тво-
их страданий. Расти, милый мальчик, по-
правляйся, здоровей и старайся не быть по-
хожим ни на своего отца, ни на свою мать:

Сем. НАРИНЬЯНИ.

—

КИ КУПАЛЫ

Большюй популярностью в Минске поль-^

зуются ежегодные «Вупаловекие чтения».
Их проводит музей совместно с отделением
общественных наук Академии наук БССР.
Уже прочитаны лекции «Поэмы Я. Купа-
лы», «Особенности поэтики Я. Купалы» и
др.
Весной этого года открыт филиал музея
в селе Вязынка Молодечненекой области,
тде родилея поэт.

Во всех учреждениях, которым присво=
eHo имя Купалы, и в библиотеках Минска
при участии сотрудников музея организо-
ваны фотовитрины и выставки, посвящен-
ные творчеству поэта. Музей подготовил
материалы о нем для славянского комите-
та, для газет и издательств Украины, Лит-
вы и других республик.

За послелние месяцы в музее побывало
15 тысяч человек.

И. КАРАБУТЕНКО.
МИНСК. (Наш спец. корр.).

На строительстве щколы № 27 Тракторозаводского района г. Сталинграда рабо-
тает молодежная бригада плотников С. Максимова. Включившись в социалисги-

ческое соревнование в честь 30-летия: ВЛКСМ, бригада
комсомолец С. МАКСИМОВ (слева) со своей

норму на 160 процентов. На снимке;
бригадой.

ежедневно выполняет

Фото В. СМЕТАННИКОВА.

$+444+44444-444-44444444444499%:4444-044444440444944544444.4444444594%4444444900544444444%

12 августа 1948 г.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

3. стра