За нашу Советскую Родину!

СЕГОДНЯ

КРЯК

ГАЗЕТА ВОЕННО-
(ОРГАН МОРСКИХ СИЛ

Х! СЕЗД ВЛКСМ. — Вчера в Болыном Кремлев-
ском дворце (1 стр.).

Нота Советского Правительства по поводу неза-
конного изменения западных границ Германии
(2 стр.).

Сообщение ТАСС (2 стр.),

Капитан-лейтенант А. Кожахин. — Строевая вы:
правка — показатель высокой дисциплины (2 стр.).

НА ПАРТИЙНЫЕ ТЕМЫ. — Подполковник

В НОМЕРЕ:

ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКИИЮ. — Капитан 1 ранга
в отставке Н. Рыбаков.—О. художественной пропа-
ганде любви к морю и флоту. — Я. Резин.—Плохая
организация спартакиады (2 стр.).

По страницам газет Советской Армии (3 стр.). .

Доктор технических наук А. Дородницин.—Осно-
воположник современной аэродинамики (3 crTp.).

Перед Всемирным конгрессом сторонников мира
(4 стр.).

Иностранные отклики на меморандум правитель-

МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР)

№ 19 (3183) о ЩЕ 2 КО,

5 апреля 1949 г., вторник

Помомник руководителя
политических занятий

Помощнику руководителя политических
занятий отведена заметная роль в системе
политического воспитания матросов и
старшин. На него возлагается индивиду-
альная работа 0 слушателями пропу-
стившими очередное занятие или отетав-
шими в учебе`от своих товарищей. В мат-
росских группах помощникам руководите-
лей поручают проведение занятий в часы
самостоятельного чтения учебных посо-
бий. В этих же группах наиболее подго:
товленные помощники могут. быть, © раз-
решения заместителей командиров по’ но-
литчасти, допущены к проведению поли
тических занятий по отдельным темам во-
инского воспитания. Вполне естественно
что столь ответетвенные обязанности мо-
гут успешно выполнять лишь знающие
политически грамотные люди, имеющие
опыт воспитательной   работы и проявив-
шие себя в общественной жизни. Дирек-
тива Главного политического управления
Вооруженных Сил СССР указывает, что
помощниками руководителей политических
занятий назначаются лишь наиболее по-
литически подготовленные сержанты и
старшины из числа коммунистов и ком-
сомольцев.

CRUX занятий, о том, чтобы политзанятия
прививали матросам и старшинам стоемле-
ние образцово выполнять задачи, стоящие
перед кораблем, частью, подразделением,
Долг каждого политработника — наряду с
другими вопросами политической учебы
уделять серьезное внимание деятельности
помощников руководителей  подитзаня-
THM, проверять их знания, помогать им в
подборе и изучении необходимой литера-
туры, заботиться о предоставлении им вре-
мени для самостоятельной учебы. Нельзя
забывать, что от этого во многом зависит
качество политзанятий,

Командиры и политработники обязаны
лично посещать занятия в. группах и по
существу контролировать, как руководят
помощники самостоятельным чтением, ка-
кую роль играют они в обучении слуша-
телей, хорошо ли рассказывают им содер-
жание материала.

Правильно поступают на тех кораб-
лях, где, борясь за высокий уровень по-
литического воспитания матросов и стар-
шин, руководители партийных и‘ комсо-
мольских организаций серьезно вникают в
деятельность. помощников руководителей
политических занятий, ясно отдавая себе
отчет в том, что работа этих товарищей
имеет важное значение в деле большеви-
стекого воспитания моряков. Следует от-
‚метить, что привлечение партийного и
комсомольского актива к индивидуальной
работе в людьми, отстающими в полити-
ческой подготовке, также является важ-
ным моментом, облегчающим помощнику
руководителя политических занятий вы-
полнение стоящих перед ним задач.

Большое внимание ‘уделяет политзаня-
тиям партийная организация Н-ского под-
разделения. Не случайно поэтому она по-
стоянно интересуется деятельностью по-
мощников руководителей  политзанятий..
Партийная организация. добивается, чтобы
ий комсомольская организация не упускала
из поля своего зрения помощников руко-
водителей — членов ВЛЁСМ. Недавно, на-
пример, на заседании комсомольского бюро
подразделения комсомолен Егоров поделил-
ся опытом своей работы помощника ру-
ководителя политических занятий. На 3a-
седание пришли все помощники руково-
дителей групи. Они приняли активное
участие в обсуждении .доклада т. Егорова,
рассказали о своей практике, отметили
недостатки в. деятельности отдельных т0-
варищей, Вее это принесло большую поль-
зу не только помощникам, но и KOMCO-
мольским руководителям, которые поеле
этого етали еще глубже вникать в поли-
‘тическую учебу комсомольцев.

Справедливые требования пред’являют
помощники руководителей политических
занятий к матросским клубам и библиоте-
кам. Приходя в матросский клуб, помош-
ник расечитывает получить здесь квалифи-
пированную консультацию по интересую-
щим его теоретическим и организацион-
но-методическим вопросам, связанным с
проведением политических занятий, хочет
ознакомиться с. образцами наглядных по-
собий по изучаемым темам, послушать хо-
рошую лекцию или доклад, посмотреть
историко-революционный фильм. В библи-
отеке он хочет найти литературу, реко-
мендованную к очередным занятиях, худо-
жественные произведения, относящиеся к
учебной тематике. Rayon и библиотеки не
могут не считаться с запросами людей,
несущих немалую долю ответственности
за политическое воспитание матросов и
старшин, и обязаны всеми средствами по-
могать им.

Освешая политическую учебу моряков,
флотские газеты должны чаще публико-
вать материалы, рассказывающие о поло-
жительном опыте помощников руководите-
лей политзанятий и критикующие недо-
статки в их работе, выступать с материа-
лами, показывающими, как должен прово-
дить помощник занятия в часы бамостоя-
тельного чтения учебных пособий, как го-.
товиться по очередной теме, как строить
индивидуальную работу со слушателями.

Формирование умелых, политически
подтотовленных и опытных номощников
руководителей политических занятий яв-
ляется важным звеном идейно-воснита-
тельной работы на флоте. Помогать и вся-
чески содействовать им, контролировать
их учебу и заботиться об их росте обязз-
ны Bee наши политорганы, командиры,
партийные и комсомольские организации.

Вчера, 4 апреля, на утреннем заседа-
нии XI c’esxa Всесоюзного Ленинского
Коммунистического Союза Молодежи про-
должалиеь прения по докладу тов. Т. Й
Ершовой «0 работе комсомола в школе».

Первой в прениях выступила тов. Л. А.
Данилова (Белоруссия). :

‚ — Теперь, когда наш советский народ
решает великую задачу строительства
воммунистического общества, — Говорит.
тов. Данилова, — еще более возрастает
роль комсомола в деле коммунистического
воспитания молодого поколения.

Напомнив 06 огромном ущербе, нанесен-
ном школам Белоруссии немецкими за-
хватчиками, тов. Данилова сообщает, что
сейчас в республике pce школы восста-
новлены. В восстановлении и строительстве
школ принимали активное участие комео-
мольцы.

Авторитет и влияние комсомола в шко-
ле неизмеримо выросли. В прошулом году
в комсомол вступили десятки тысяч уча-
щихся. Пионерская организация республи-
ки насчитывает 600 тысяч человек. Как
правило, комсомольцы-школьники учатся
‘успешно. В прошлом году 160 комсомоль-
цев окончили школу с золотыми и сере-
бряными медалями. Знания учащихся
стали более прочными и глубокими.

Однако в деятельности комсомольеких
организаций в школе немало серьезных
недочетов. Некоторые комсомольские орга-
низации недостаточно требовательны в тем
комсомольцам, которые плохо учатся и на-
рушают дисциплину. Вомсомольские орга-
низации иногда недостаточно опиралотея на
опыт и знания учителей в вопросах воспи-
тания детей. Порой и учителя стоят в сто-
роне от деятельности комсомольских и пио-
нерских организаций.

`В заключение тов. Данилова говорит о
необходимости улучшения качества учеб-
НИКОВ. р

— Советская школа, благодаря посто-
янной заботе и вниманию партии и пра-
вительства, товарища И. В. Оталина, сде-
лала большой шаг вперед в деле улучше-
ния обучения и воспитания подрастающе-
то поколения, — говорит секретарь МТВ
ВЛЁСМ тов. В. П. Гаврилов,

В улучшение работы школы внесли
свой вклад. комсомольские организации.
Комсомольцы направляли все усилия на
оказание всемерной помощи директорам
тикол и учителям в воспитании у школьни-
ков сознательного отношения к учебе, в ук-
ренлении дисцинлины в школе. Болыпую
роль в воспитании вообще, а в школе — в
особенности, играет коллектив.  Коллек-
тив, — будь то. пионерский отряд, комсо-
мольская группа, класс, — при умелом
руководстве является большой силой. По-
этому Московский комитет, райкомы ком-
сомола ` совместно © директорами тткол 06-
ращали 06060е внимание на укрепление
коллектива. МЕ и МГ ВЛЕСМ стали 00-
лее диференнированно руководить комсо-
мольскими организациями в школах.

Тов. Гаврилов товорит о необходимости
‘изучения, обобщения и распространения
опыта работы комсомольских и пионер-
ских организаций, 00 улучшении школь-
ных программ и учебников, часть которых
сейчас перегружена второстепенным мате-
риалом.

Секретарь по работе среди школьной мо-
лолежи и пионеров ЦК ЛЕСМ Узбекистана
тов. Ш, 3. Салямова рассказала с’езду 00
успехах народного образования в респуб-
лике. До Великой Октябрьекой социалисти-
ческой революции среди узбеков было
всего 2 пронента грамотных. В Узбекистане
имелось тогда всего 160 школ. В Совет-
еком Узбекистане осуществлено всеобщее
обязательное обучение. В республике
имеется свыше 4.500 школ, в которых з8-
нимается более 1 миллиона 140 тыевяч
учащихся. Это в десятки раз больше, чем в
Иране, Афганистане. и Ираке, ‘вместе взя-
PAIX. Sy tae Eee ds i

Останавливаясь на недостатках работы,
тов.
комсомольские организации не установили
еще тесной связи школ с общественностью,
с родителями. Тов. Салямова высказывает
пожелание о том, чтобы Академия педаго-
тических наук начала работу над темами,
связанными е деятельностью комсомольских
и пионерских организаций.

— 33 пять с половиной лет, прошедших
после освобождения области от немедко-
фатистских оккупантов, трудящиеся Op-
ловшины провели большую работу по
восстановлению народного хозяйства и
культурному строительству, — сказал в
своем выступлении делегат от Орловской
организации комсомола тов. П, М. Дячук.
—-В области снова работают тысячи школ.
С помощью молодежи на Орловщине пост-

На многих наших кораблях и в частях
помощники руководителей политзанятий
пользуются заслуженным уважением, сни-
окали. себе добрую славу. Матросы, cep-
жанты и старшины обращаются к ним за
советом, прислушиваются к их слову, до-
рожат их мнением. Высокое назначение
помощника руководителя политических за-
HATH с матросами и старшинами обязы-
вает его непрерывно учиться, повышать
свой идейный уровень, расшифять свои
знания. Подавляющее большинство помош-
ников хорошо понимает это. Они занима-
ются в кружках по изучению истории
ВКП(б) и в партийных школах, самоетоя-
тельно овладевают теорией, учатея в ве-
черних университетах марксизма-лениниз-
ма, на заочных факультетах высших учеб-
ных заведений.

Для того чтобы деятельность помощ-
ника руководителя политзанятий была
плодотворной, чтобы он на деле мог спра-
виться с возложенными на него задачами,
ему надо непрерывно помогать, его надо
‘Учить. О

Многое в деятельности и учебе помощ-
ника руководителя зависит от руководите-
ля группы политических занятий. Bor,
например, как строит взаимоотношения со
‚своим помощником т. Визером руководи-
тель политических занятий т. Парасюк. Он
рассказывает помощнику 0 содержании
прошедшего семинара руководителей по-
литзанятий, интересуется, как изучает
т. Визер очередную тему, как. работает со
слушателями, советует, какие подготовить
пособия к занятиям в группе. Офицер Па-
расюк стремится расширить круг знаний
своего помощника, привить ему методиче-
ские навыки. Благодаря повседневной по-
мощи и руководству со стороны офицера
Парасюка т. Визер успешно справляется
со свойми обязанностями. т

Раз в месяц помошников руководителей
политических занятий необходимо возы-
вать на сборы, проведение которых воз-
ложено. на. .политотделы и заместителей
командиров по политчасти;® Важно, чтобы
эти сборы проходили регулярно, © наи-
большей пользой, чтобы, слушая лекции
и доклады и обсуждая опыт своей рабо-
ты, помощники руководителей политиче-
ских занятий вооружались  теоретически-
ми знаниями и ‘методическими навыками,
необходимыми в их повседневной вослита-
тельной работе с людьми.

Особое внимание должны уделять про-
пагандиеты помощникам руководителей
политических занятий co  старшинами-
сверхерочниками. Сейчас в группах сверх-
срочников продолжается изучение «Kpat-
кого курса истории: ВВП(б)», и 6ез\ по-
стоянного’ содействия CO стороны пропа-
тандистов многие помощники руководите-
лей этих групи ‘не смогут всесторонне и
глубоко усвоить’ материал, не смогут стать
достаточно ‘квалифицированными и авт0-
ритетными . советчиками длЯ слушателей.

Повышение действенности политических
занятий, усиление их роли в идейном вос-
питании моряков, в укреплении боевой
подготовки и дисциплины. немыслимы без
серьезного и вдумчивого руководства CO
стороны командира и его заместителя по
политчасти. Они обязаны заботиться 06
организации и идейном уровне политиче-

Н пребыванию в Москве Албансной
Правительственной Делегации

в Большом театре гости слушали оперу

«Руслан и Людмила».
3 апреля члены Делегации знакомились
< лостопримечательностями Москвы и Под-

анская Пра-
Пред-
й Рес-

Находящаяея в Москве Алб
вительственная Делегация во главе ©

стров Народно
едателем Совета Министров Н
ive тенерал-полковником

публики Албании московья. оено 446 новых школ.

Энвер Ходжа’ продолжает ознакомление 6 А скую Правительственную Делега-

предприятиями и‘ культурными учреждени- цию сопровождали Посланник СССР в Ал- Комсомольские организации в школе за
последние годы стали значительно глубже

бании Д. С. Чувахин, Заместитель Заведую-
шего Протокольным Отделом МИД CCCP
П. А. Бушуев, Посланник Народной  Рес-.

СССР г-н М. Прифт”.
публики Албании в (ТАСС)

ями столицы.

2 апреля члены
московскую табачиую
накомились © технологическ
производства, побывали в цехах.

заниматься вопросами повышения успевае-
мости, укрепления дисциплины и развития
творческой работы среди учащихся. Однако
обком, горкомы и райкомы комсомола ока-
зывают недостаточную практическую по-
мощь школьным комсомольским и пионер-
ским организациям на местах, плохо изу-
чают и обобщают их положительный опыт,
слабо инструктируют секретарей  комео-
мольских организаций и пионерских вожа-
THX.

Говоря о культурном росте советской мо-
лодежи, тов. Дячук привел яркий пример из
жизни села Вочеты Залегощенского района
‘области. За годы советекой власти сель“

Делегации посетили
фабрику «Ява», 03-
им процессом
Вечером

Московская область перевыполнила план ‘первого квартала
по заготовкам молока

ал ка больше, чем за первый квартал в
Нила, кватталь-   10 Bure,
Московская область выпол pr: Loge и

пый план заготовок молока на 127,7 про-  лан завоза молока в
арству сдано на 4818 тонн м0-1 на 114,8 процента.

Москву выполнен

цента. Госуд

М, Хорунженко. — Шире распространять опыт па:
тийной работы (2 стр.). о :

‘ветокой школой. лиона экземиляров. Теперь кажлый ученик

онерские темы, нуждаются в повседневной

Салямова отмечает, что некоторые

ства СССР о
(4 стр.).

Х! СЕЗД ВЛКСМ

Вчера в Большом Кремлевском дво

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

и рабочих поселках. Теперь уже многие
рабочие и колхозники, занятые непосред-
ственно. физическим трудом, имеют семи-
летнее и полное среднее образование. Это
служит одной из ярких иллюстраций про-
исходящего в нашей стране процесса, пре-
одоления противоположности между физи-
ческим и умственным трудом.

В стране гигантеки выросла сеть. на-
чальных, семилетних, средних школ и тех-
никумов, в которых обучается сейчас 34
миллиона учащихся. За три года вылуще-
но 330 миллионов экземпляров учебников.
В этом году будет издано еще 174 мил-

ская школа воспитала не одну сотню мо-
лодых людей. 318 кочетовеких юношей и
девушек получили среднее образование,

— высшее. и.

_Лалее выступил секретарь комитета
BIBCM ремесленного училища (Саратов-
ская область) тов. Н. Л. Осипов,

На трибуне—поэт, лауреат Сталинской
премии Сергей Михалков. Он передает с’ез-
AY горячий привет от советских писателей,
Зья творческая работа неразрывно. связана,
© Денинско-Сталинским комсомолом и 60-

будет иметь полный комплект необходимых
учебников.

‚ Советская школа—это школа высшего
типа. Ее превосходетво над школой капи-
талистического общества = определяется,
прежде всего, тем, что все содержание ее
работы отражает превосходетво советекого
государственного и общественного строя
над строем капиталистическим. Все воспи-
тание детей в советских школах зиждется
на основе подлинно научной марксиетско-
ленинской теории.

По решению правительства значитель-
HO расширяется подготовка учительских
кадров. В Российской Федерации в теку-
щем году открываются 30 новых учитель-
ских институтов, специальный  педатоги-
ческий институт и 20 педагогических
училищ по подготовке преподавателей
физкультуры.

В капиталистических странах школа,
просвещение, как и вся культура, пере-
живают глубочайший кризис. Особенно это

— Мы, детские писатели, — говорит
тов. Михалков, — гордимся тем, что народ
доверил нам, наравне с народными учите-
лями, дело воспитания нашего молодого
поколения в духе высокой советской мо-
Фали, в духе коммунизма. Мы чувствуем ту
отромную ответственность, которая лежит
на нае, работающих для самого. счастливо-
то в мире маленького читателя-патрио-
та, с юношеских лет знающего такие сло-
Ba, как честь, правда, дружба, Родина,
Сталин. (Аплодисменты).

‚=  Наши писатели создали хорошие’
вниги для детей. Но мы также знаем, —
продолжает тов. Михалков, — в каком
неоплатном долгу перед своим народом, пе-
ред его чудесными детьми находятея ра-
ботники детской литературы. Мы в долгу
перед школьниками, пионерами, потому что
написали еще очень мало интересных
RHWT и иБес о советской школе, о пионер-
ском отряде. Мы в долгу перед учителем,
потому что еще мало создали книг и пьес,
в которых достойно был бы воспет вдох-
новенный труд советского учителя.

Тов. Михалков подчеркивает, что писа-
тели, пишущие на комсомольские и пи-

На вечернем заседании 4 апреля на XI
с’езде Всесоюзного Ленинского Коммунисти-
ческого Союза Молодежи продолжались
прения по докладу тов. Т. И. Ерщовой
«0 работе комсомола в школе».

Слово предоставляется секретарю ЦЕ
ЛЕСМ Литвы тов. А. В. Рагуотис,

В (Советской Литве в каждым годом
растет сеть учебных заведений. Двери
школ, институтов открыты для детей рабо-
чих и крестьян.

В школах республики создано 60.. учи-:
\тельских комсомольских. . организаций,
об’единяющих 500 учителей-комсомольцев.
этих школах быстрее растут школьные
комсомольские организации, лучше постав-
лена внешкольная работа.

Тов. Рагуотие останавливается на воп-
росе о работе педагогов и комсомольцев с
родителями. В заключение он вносит пред-
ложение — ввести в программу сельских
школ преподавание агротехнических  зна-
ний, знакомя учащихся с основами учения
Мичурина, Вильямса, Лысенко.

Заместитель председателя Комитета по
делам физкультуры и спорта при Совете
Министров CCCP тов. Н. Н. Романов гово-
ит, что дело физического восмитания
Школьников приняло в нашей стране
огромный размах. Однако работа по физи-
ческому воспитанию в школах еще не
отвечает пред’являемым требованиям.

В начальных, семилетних и средних
школах одной из основных форм физиче-
ской подготовки учащихся является урок
тимнастики. В ряде школ пренодавание
тимнастики ведется на низком уровне, что
об’ясняется слабой подготовкой преподава-
тельских кадров. Органы народного обра-
зования и комитеты по делам физкультуры
неудовлетворительно ведут работу по под-
готовке и переподготовке кадров работников
физического воспитания.

В Советском Союзе. 315 педагогических
й учительских институтов, в которых обу-
чается свыше 150 тысяч. студентов. Кроме
того, мы имеем десятки тысяч‘ обучаю-
щихся в педагогических училищах. Но в
учебных планах, программах педагогиче-
‚евих институтов на курс физического вос-
питания отведено 180 часов, а в педаго-
тических ‘училищах — всего 100 часов.
‚. Роль комсомола в воспитании нодрастаю-
щей спортивной смены огромна. Его актив-
‘Hoe, непосредственное участие в работе
школьных коллективов физической куль-
туры, в спортивных соревнованиях должно
поднять на более высокий уровень всю ра-
боту спортивных организаций.

Секретарь Владимирского обкома комео-
мола тов. В. С. Тинунов в своем выступ-
лении затронул вопросы, связанные ©. по-
вышением идейно-политического уровня и
деловой квалификации учителей. В обла-
сти регулярно проводится День учителя. В
городах и районных центрах в этот день
для учителей организуются лекции по’ ис-
тории ВКП(б), истории СССР, о междуна-
родном положении, по вопросам - педатоги-
ки, литературы и искусства. 500 наибо-
лее подготовленных учителей руководят
политкружками, участвуют в семинарах
‘для пропагандистов при райкомах, горко-
Max партии и комсомола.

Тов. Тикунов говорит о необходимости
улучшения работы: по повышению квали-
фикации учителей. Большую роль в этом
призваны сыграть институты усовершен-
ствования учителей и методические. каби-
неты. Однако они не укомплектованы до-
статочно. квалифицированными кадрами,
слабо обобщают преподхавательский опыт.
Министерелво просвещения РСФСР ‘должно
приравнять учителей, работающих в ин-
отитутах усовершенетвования и методиче-
ских кабинетах, к учителям, работающим
в средних школах. Болыне внимания. дол-
жно быть уделено сельским учителям.

помощи комсомола, во взыскательной,
принципиальной дружеской критике.

Секретарь Воронежекого обкома ВЛЕСМ
тов. А. Т. Долгих говорит, что комсомоль-
ские организации стали активнее бороться
3a высокое . качество ‘учебы. Однако эта
боръба еще недостаточна—требуются даль-
нейшее ‘укрепление комсомольских орга-
Низаций в школах, улучшение руководства
is 60 стороны райкомов ВЛЕСМ.

Тов. Долгих пред’являет ряд требований
к Министерству просвещения РСФСР, от- В
мечая; что министерство еще недостаточ-
но руководит преподаванием в школах гус-
ского языка, биологии, что оно уделяет
мало внимания комсомольской и пионер-
ской работе в школе. :

— В Мордовской республике почти уд-
воилось за отчетный период число школ ий
учащейся молодежи, — говорит тов. 3. П.
Арсентьева — делегат Мордовской органи-
‘зации комсомола. — Более птироко“тразвер-
нулась подготовка. национальных кадров
учителей, во всех школах созданы: комсо-
мольские и пионерские организации. Число:
комсомольцев и пионеров за это время уве-
личилось в несколько раз. Главное в работе
комсомольских и пионерских организаций
школ — это борьба за высокую успевае-
мость учащихся. Районные и городские ко-
митеты комсомола теперь ближе стоят в
учителю, к школе, стали больше занимать-
ся вопросами воспитания.

Тов. Ареентьева считает необходимым,
чтобы ПЕ комсомола и Академия педаго-
тических наук серьезно занялись изучени-
em и обобщением опыта работы учитель-.
ских и комсомольских организаций и их
влияния на учебный пропесе. Она ставит
далее вопрос перед Министерством просве-
щения РСФСР о необходимости более серь-
взного внимания к учебной работе и, 060-
бенно, к изучению русского языка в нерус-.
ских. школах. ^^ с

Выступивший в прениях секретарь Та-
тарского обкома ВЛЕСМ тов. А. А. Миль-
мухаметов сказал, что по сравнению ©
дореволюционным. временем число учащих-
‘вя-татар на территории бывшей Казанской
тубернии увеличилось в 100 раз. Сто-
лица. Татарии — Вазань стала городом
‘вузов.   : .

Татарская областная комсомольская ор-
танизация провела значительную работу
по укреплению первичных школьных ком-
сомольских организаций, которые стали
лучше помогать учителям ‘в коммуниети-
ческом воспитании детей. В школах рес-
публики пионерами широко развернута
кружковая работа. При активном участии
юных натуралистов посажено около 200
тысяч деревьев. 75 тысяч юных путелест-
венников в летние каникулы приняли
участие в различных детских походах. 3a
последнее время значительную помощь
школам стали оказывать вузы. Вомсомоль-
цев-студентов необходимо еще более широ-
ко привлекать для работы в пионерских
организациях.

Тов. Мильмухаметов сообщает, что в
Татарии для руководящего комсомольского
актива периодически будут проводиться спе-.
циальные чтения по вопросам педагогики.
Он ‘ставит затем’ вопрос o нбобходимости
лучшего обобщения опыта работы школь-
ных комсомольских организаций, улучше-
ния руководства со стороны Министерства
просвещения РСФСР и ЦЕ ВЛАСМ подго-
товкой кадров. стариих пионервожатых.

‚ Министр просвещения РСФСР. тов. А. А.
Вознесенский в своей речи заявил, что
Советский Союз стал страной хилошной
грамотности. Это имеет огромное полити-
ческое, экономическое и культурное зна-

телей.

Северо-атлантическом договоре

D

cats

e

относится к положению школы в Соединен-
ных Штатах Америки, где все преподава-
ние сводится в навязыванию детям реак-
ционнейшей идеологии
влики империализма. Эта школа антидемо-
кратическая, антинаучная, антигуманисти-
ческая по самой своей сущности. Огромное
число детей в CHIA вообще не обучается
в школах. В Америке имеется около 20
миллионов неграмотных. Такова «культу-
28» в Соединенных Штатах Америки! ^

тосподетвующей

Основные усилия Министерства прозве-

щения РСФСР направлены сейчас на To,
чтобы значительно повысить качество обу-
чения и воспитания в наших школах, до-
биваясь хорошей усневаемости школьников
и ликвидации второгодничества. Решающим
условием улучшения качества воспитания и
обучения в школах являются создание доб-
рокачественных учебников

и программ,
дальнейшее повышение квалификации учи-
Руководствуясь решениями ПВ
ВЁП(б) по идеологическим вопросам, Ми-

нистерство просвещения РОФСР проводит

большую работу по улучшению школьных

програми и учебников, повышению идей-
но-теоретического и политического уровня
педагогов. :

С приветствиями е’езду выступили теп-

ло встреченные делегатами представитель

австрийской демократической молодежи 0т-.

то Вальтер Брихачен и председатель орга-

низации «Свободная неменкая молодежь»
Эрих Хонеккер.

‹ В адрес с’езда продолжают поступать
многочисленные приветствия эт нзртий-

ных, комсомольских и общественных орга-
низаций страны, .

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

стет. В результате улучшения учебно-вос-
питательной работы неуклонно повышает
вя успеваемость учащихся.

Серьезным мероприятием явилось введе-
ние 11-летнего обучения в средней пко-
ле. В результате число учащихся, окан-
чивающих среднюю школу, возроело более
чем на 20 процентов. i

Затем тов. Мегрелишвили говорит о це-
лесообразности передачи железнодорожных
школ из ведомства Министерства путей
сообщения в систему министерств просве-
щения союзных ‘республик. п“

-—— Комсомол Дона оказал большую по-

мощь партийным и советским органам в

ликвидации последствий войны, — тово-
рит секретарь Ростовского обкома ВТЕСМ
тов. А. Н. Нрыкова. — В началу 1948—
1949 учебного года школьная сеть Ростов-
ской области полностью восстановлена.
Комсомольские организации в школах
деятельно помогают учителям и органам
народного образования в Улучшении всей
воспитательной работы среди учащихся. .
Большое внимание уделяется, в частноети,
физическому воспитанию учащейся молоде-

жи, укреплению спортивной базы школ.

Тов. Ерыкова вместе с тем отмечает, что
обком, райкомы ‘и горкомы комсомола еще
не вникают глубоко в содержание работы

школ, Порой руководят не диференциро-

ванно, а «вообще».

Практика показывает, что работа: ком-
сомольских и пионерских организаций наи-
более успешно протекает в тех школах,
тде весь педагогический коллектив, и в
особенности. классные руководители, при-
нимает непосредственное участие ‘в жизни
комсомольской и пионерской организаций.
Е сожалению, многие учителя и работни-
ки органов народного образования не зна-
комы с важнейшими постановлениями ЦК
комсомола о школе, не знают структуры и
содержания работы комсомольских и пио-
нерских организаций и поэтому не могут
оказывать действенной помощи в их ра-
боте.

Директор Детгиза тов. К. Ф. Пискунов
заявил, что Детгиз выпустил в свет. око-
ло 4.5 тысячи названий -книг.о тиражом
свыше 330 миллионов экземпляров. 45 раз -
изданы произведения Нушкина, 37 раз —
произведения Толстого, 30 — `произведе-
ния Лермонтова, 23 раза — произведе-
ния Горького, 18 раз — Маяковекого.
Десятки новых интересных книг выпуше-
ны ‘для маленьких читателей — перво-.
классников и дошкольников.

Тов. Пискунов сообщает, что в теку-
mem тоду об’ем работы издательства, по
сравнению с 1948 годом, возрастет: в пол-
тора раза. Широко будет ознаменовано
150-летие со дня рождения А. С. Пушки-
на. За один год будет издано до 4. мил-
ионов книг произведений великого’ рус-
ского поэта. — Я могу сетодня 6000-
ЩитТЬ, — говорит он, — 0 выходе в свет
книги делегата ХТ с’езда ВЛЕСМ трижды
Героя Советского Союза Ивана Вожелуба
«Служу Родине». Tak назвал. он свою
книгу о жизненном. пути простого. чело-
века, сумевшего прославить, свою мать-
Родину. ;

Сейчае писатели заканчивают работу
над рядом новых произведений для детей,
Новые романы пипгут. Катаев, Полевой,
`Павленко и другие.

C’esq приветствовали тепло встреченные
делегатами  предетавители зарубежных де-
мократических молодежных организаций:
от имени демократической молодежи Норве-
гии — Ульм Ннутсен, от молодежи Мон-
польской Народной Республики — гене-
ральный секретарь ЦА Революционного
воза молодежи Данго Сурун Нейдачин.

В адресе с’езда продолжают поступать
приветствия от партийных, комсомольских
и профсоюзных организаций‘ страны, По-
лучены также приветствия от ряда зару-

чение. В стране осуществлено всеобщее  Секретарь Тбилисского горкома комео-
обязательное обучение: начальное—в сель-   мола тов. М. А. Мегрелишвили говорит, что
ских местностях, семилетнее — в городах   школьная сеть в Грузии непрерывно ра-

бежных организаций. :
(ТАСС).