апреля 1949 г.. вторник, № 79 (3183)

По страницам газет

Советско

По примеру

комсомольцев-

артиллеристов

В Узбекистане развернулось замечатель-
ное патриотическое движение — началось
освоение Голодной степи. По почину ком-
сомола республики тысячи лучших моло-
дых хлопкоробов завоевывают пустынные
места, превращают их в цветущие сады.

Вомсомольцы заводов, фабрик, колхозов
и учреждений Узбекистана шлют молодым
патриотам подарки: мебель, предметы
домашнего обихода, одежду, медикаменты,
культурно-просветительное имущество.

Патриотический почин комсомольцев го-
рячо одобряют воины-туркестанцы.  Га-
зета «Фрунзевец» сообщает, что в частях
и подразделениях военного округа начал-
ся chop политической и художественной
литературы для жителей Голодной степи.
Воины-артиллериеты братья Каблуковы на
свои личные сбережения первыми приоб-
рели книги и укомплектовали в подарок
жителям Голодной степи библиотечку.

Лейтенант Г. Пешенко в своем письме
сообщает, что и в их подразделении реши-
ли «собрать библиотечки художественной
и политической литературы, приобрести и

послать молодым патриотам спортивные
принадлежности, музыкальные инетру-
менты».

Рядовой А. Косенко из другого подрав-
деления пишет:

«Член бюро ВЛЕСМ Ермаков и ком-
сомолец Черезов провели < воинами чит-
ку газетных материалов и бесед © по-
ходе комсомола Узбекистана за освоение
пустующих земель. По примеру братьев
Каблуковых комсомольцы-связисты на-
чали сбор литературы. Всего в пер-
вый день после получения газеты
комсомольцы купили книг более чем на
сто пятьдесят рублей.

Инициативу комсомольцев  подразде-
ления офицера ШЩепашенко подхватила
молодежь соседних подразделений».

Спортивная слава

одного подразделения

Замечательной спортивной славой поль-
зуежя в Южно-Уральском военном окру-
ге подразделение капитана  Яновекого
из 2-м Чкаловского военно-авиационного
училища. Здесь все курсанты сдали нор-
мы на значок ГТО 1-й ступени, из них
около половины Уже полностью освоили
нормы ГТО 2-й ступени. Здесь семь уча-
стников окружных соревнований 1948
года. завоевали звания чемпионов округа
по различным видам спорта.

Рассказывая 6 спортивных успехах это-

го подразделения, газета «Сталинец» при-  .

водит интересные данные. 0. чемпионах и
спортивных командах подразделения:
«Журавлев — чемпион округа по под-

нятию тяжестей, по греко-римской борь-
бе и плаванию;

й Apmuu

Газзаев — чемпион округа по штанге
в легком весе.

Тичное первенетво по боксу в легком
весе держит в Чкаловской области кур-
сант Казаков. ete

Одним из лучших гимнастов  яв-
ляется участник окружных и училищ-
ных хоревнований старший сержант
Лапин.

Два физкультурника -— Журавлев и
Газзаев -— награждены персональными
кубками за отличное спортивное  ма-
стерство,

Спортемены подразделения участвуют
во всех командах училища — футболь-
ной, баскетбольной, лыжной,  ‘гандболь-
ной, ‹ гимнастической, °“ акробатической
ит. д. В спортивных” соревнованиях,
происходивших в 1948 тоду в Сверд-
ловске, гандбольная команла, состояв-
шая в основном из курсантов, завоевала
второе место. Как: правило, почти все
отличные спортсмены являются лучшие

ми курсантами в боевой и политиче-

ской учебе», —

Вот поистине достойный пример для
озания многим и многим нашим вои-
нам! ,

В части,

где почетным солдатом

М. В. Фрунзе

Недавно газета «Патриот Родины». рас-
сказала о жизни и делах воинов подраз-
деления, ye почетным солдалом М. В.
Фрунзе. Товарищ Фрунзе занесен в спис-
ки расчета первого орудия передового под-
разделения части.

В ‘течение многих лет имя М. В.
Фрунзе называют первым на вечерней
поверке. Образ замечательного большевика,
и выдающегося пролетарского полководна
воодушевляет артиллеристов на доблестное
служение Родине.

«В правом углу казармы на самом
видном месте стоит любовно заправлен-
ная кровать. В ней прикреплена устав-
ная аккуратно оформленная надкроват-
Ная табличка. Мы читаем:

«Звание: почетный солдат. Фамилия,
’ имя и отчество: Фрунзе Михаил Ва-
’ сильевич...».

В юлове кровати — тумбочка. На
ней — портрет пролетарекого полковод-
ца. Это место в подразделении свя-
щенно».

Упорно и настойчиво воины овладева-
ют военным делом. Сейчас они учатся с
утроенной энергией. Расчет гвардии сер-
жанта ПМавла Тимохина, где числится по-
четным солдатом М. В. Фрунзе, достиг
полной взаимозаменяемости. Все же под-
разделение — передовое в части.

«Душой подразделения, ‘ето ` ведущей
CHIoH являются“ коммуниеты. Спвосите
любого солдата: «Вто у вас самый ува-
жаемый человек, кто показывает при-
мер отличной учебы и безукоризненной
исполнительности?». Все укажут на
члена ВКП(б) тов. Хакимова. Он много

я

Керский — чемпион округа по пла-

Ванию: помогает в учебе товарищам по оружию.
Костин — чемпион по боку в Своей‘ отличной учебой артиллеристы

легчайшем весе; Федотов, Жук, Фоменко и другие обя-
Тихомиров — чемпион по боксу 3  ЗАНЫ коммунисту Хакимову».

легком весе; Так воины © честью и достоинством
Сабило — чемпион в тяжелом весе;  выполняют заветы почетного солдата час-
Кринский — чемпион по греко-рим- ти, выдающегося советского полководца

свой борьбе в легком весе;

Фрунзе.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

100-летие во дня смерти
польского. поэта
Юлия Словацкого

Вчера в Москве в Центральном Доме ра-
ботнаков искусств состоялось торжествен-
ное заседание в связи со 100-летием со

дня смерти польского поэта Юлия Словац-   ``
организованное (Союзом советеких
писателей СССР, Славянеким комитетом  .

кого,

СОСР и Всесоюзным обществом культурной
связи с заграницей.

Зал был украшен польскими и совет-
скими флагами. °*

Во вступительном слове заместитель. те-
нерального секретаря Союза советских
писателей СССР Н. 0. Тихонов отметил,
что Юлий Словацкий поэт-патриот-—был
одним из тех могучих голосов ХГХ века,
который звучит и сегодня в новой демо-
кратической Польше, Этот голое звучит
рядом с голосом Адама Мицкевича.

Мы сегодня чествуем память Юлия Сло-
вацкого, говорит тов. Тихонов, как чело-
века, который горячо любил родину, свой
народ, ждал его счастья, боролся всей си-
лой своего таланта. :

Затем были исполнены Государственные
Гамны Польши и СССР.

С докладом о жизни и творчестве поль-
ского поэта Юлия Словацкого выступил
С. Шипачев.

— В нашей стране, — сказал доклад-
Чик, — творчество Юлия Словацкого при-
влекало и привлекает внимание деятелей
литературы и искусства. Еще в 1919 ro-
ду первая студия Московского Художе-
ственного театра поставила одну из драм
Юлия Словацкого. Режиссером спектакля
был тений русского театра В. 0. Станис-
Лавсвий: 2%:

В настоящее время, в ознаменование
столетней годовщины со дня смерти поэта,
подготовляется к изданию двухтомное соб-
рание его сочинений на русском языке.
Советские поэты с увлечением переводят
вдохновенные стихи польского поэта.

Чрезвычайный и полномочный посол
Польской Республики в С0СР гн М.
Наптковский выразил благодарность орга-
низаторам торжественного заседания, по-
священного 100-летию co дня смерти
польекого поэта Юлия Словацкого, и вы-
сказал уверенность в том, что этот вечер
послужит дальнейшему укреплению друж-
бы между польским и советским народа-
ми. Затем был дан большой концерт, в
котором исполнялись отрывки из произве-
дений Юлия Словацкого. —

(TACC).

У

мы

Памяти А. С. Макаренко

Вчера состоялось общее собрание Ака-
демии педагогических наук РСФСР, по-
вященное 10-й годовщине со дня смерти
выдающегося советского педагога А. С.
Макаренко.

В конференц-зале Академии собрались
заслуженные учителя РСФСР, родители,
сотрудники Министерства просвещения
РСФСР: и Академии педагогических Hays
РСФСР. представители общественности сто-

WATE: г ЧН
‚бо‘ ветупительным ’еловом’ выступил.
член президиума Академии ° профеесор
Е. Н. Медынский. Он охарактеризовал

А. С. Макаренко ‘как замечательного пе-
дагога-революционера, все вопросы воепи-
тания тесно связывавшего с политикой
партии Ленина-—СОталина. А. С. Макарен-
ко боролся с буржуазными теориями вос-
питания, с антимаркоистскими взглядами
в педагогике.

Приеутствовавшие почтили память А. С.
Макаренко ветаванием.

С докладом «А. С. Макаренко и совет-
ская  педатотическая Наука» выступил:
Н. А. Лялин. (TACC).

Спортивное лето 194.9 года

Всесоюзным Комитетом по делам физиче-
ской культуры и спорта утвержден план-
календарь спортивных ` соревнований 1949
тода, составленный в свете указаний ЦЕ
ВЕП(б) о развитии массового физкультур-
ного движения в стране. План предусмат-
ривает всемерное повышение массовости
спорта и на этой основе повышение ма-
стерства советских спортсменов.

Основная особенность спортивного ка-
лендаря нынешнего года — это массовое
привлечение молодежи к занятиям спортом.
Намечено дополнительно привлечь к заня-
тиям спортом в нынешнем году более двух

миллионов. человек, подготовить ии
лиона 620 тысяч значкистов ГТО и 28
Большинство сорев-

тысяч разрядников.
нований, как правило, начинается в низо-
вых физкультурных коллективах и КоН-
чается розыгрышем первенства страны.
Это дает. возможность вовлечь в заня-
тия спортом миллионы советских людей,
выявить новых талантливых спортсменов
из числа способной молодежи.

Одними из крупнейших
предстоящего сезона явится розыгрыш

лично-командного первенства страны по
легкой атлетике при участии около mae
чи лучших легкоатлетов союзных респуб-
лик, а также Москвы и Ленинграда. Co-
ревнования эти будут проведены в сере-
дине августа в Москве.

Много интересного предстоит в области
водного спорта. Наиболее массовым oie
нованием явится розыгрыш Кубка CC 7.
водному поло. Предварительные игры sabe
дут в зонах, лучшие, команды KOT р
встретятся между собой в фа :
ревнованиях в Севастополе. Розыгрыш р.
венства СССР по водному поло а и
Баку. Ему будут предшествовать воре
вания городов, областей, краев и Bes eh
лик. До сентября пройдут соревнов

парус-
зных республик по
и е гонки яхтеменов

соревнований

ному ‘спорту, классны
Черноморского и Балтийского   и
Лично-командное первенство в.

ах и килевых яхта
aepe в сентябре.
Й по плаванию пре-
дные матчи десяти

тода на швербот
разыграно в Никол

Планом соревновани

дусмотрены междугор aa
городов, матчи среднеазиатских и закавк,

ских республик, вотафеты го are
Волге, первенства городов, 0 ae совет-
и республик. Смотром достиже на лич-
еких пловцов ABATCH И ne которых
но-командное первенство и ы

примут участие сборные команд
вольных спортивных обществ

‘  COCTOATCA многочисленные

добро- qa впервые после
и ведомств. BO

<

Беседа корреспондента
«Красного Флота» с заместителем
председателя Всесоюзного
комитета по. делам физической
культуры и спорта

тов. Д. В: ПОСТНИКОВЫМ
ee:

Эти соревнования состоятся в bary в
августе.

Внервые в нынешнем году будет разы-
гран Кубок СССР по баскетболу. В розыг-
-рышпёе его примут участие тысячи команд.
Сначала будет разыграно первенство’ горо-
дов по баскетболу, затем областей, краев
и республик. Сильнейшие команды pec-
публик ветретятся в финале, который про-
водится с 22 по 25 июля в Москве. Кроме
того, по баскетболу будут разыграны №уб-
ки ВЦСПС и Вооруженных Сил.

Интересным и новым мероприятием
1949 года явятея матчевые междуведом-
ственные встречи боксеров, борцов и штан-
тистов полутяжелых и тяжелых весовых
категорий, причем каждый коллектив дол-
жен выставить на эти соревнования по
десяти человек каждой категории.

В июле состоитея розыгрыш первенства
СССР по марафонекому бегу. Установлена
постоянная трасса и начата регистрация
рекордов по бегу на марафонские дистан-
ции. Впервые с нынешнего года учреж-
дается приз имени братьев Знаменских для
бегунов на средние дистанции — 1500 и
5000 метров, розыгрыш которого состоится
10 июля в Москве. Впервые самостоятель-
но будет разыгрываться первенство страны
по многоборью (десятиборье для мужчин и
пятиборье для женщин). Причем женщи-
нам-многоборцам предетоит состязатьея по
новой программе, которая включает бег на
80 метров с барьерами, бег на 200 метров,
прыжки в длину и высоту с разбега, тол-

кание. ядра.

В течение лета и осени текущего года

соревнования

9 теннисистов. В июле начнется командный

розыгрыш Вубка СССР по теннису для
мужских и женских команд.

В Воронеже с 9 по, 19 мая проводится
Всесоюзный финал конкурса силачей, в
котором примут участие победители кон-
курсов союзных республик. Там же будет
разыграно личное первенство CCCP по
поднятию тяжестей.

Большое меето в
отведено ‘молодежи.

спортивном календаре
В августе текущего го-
Великой Отечественной
Яны состоится Всесоюзная спартакизда

школьников. Ей будут предшествовать
спартакиады в городах, краях, областях и
союзных республиках. В программу спар-
такиад включены плавание, легкая атле-
тика, гимнастика, баскетбол, многоборье
ГТО. Пройдут также спартакиады студен-
ческой молодежи, традиционная летняя
‘спартакиада учащихся физкультурных ву-
зов и техникумов.

В сентябре состоятся также всесоюзные
лично-командные соревнования по стрелко-
вому и стрелково-стендовому спорту.

Календарь соревнований 1949 года пре-
доставляет широкую возможность для вы-
явления способных физкультурников. среди
сельской молодежи. Будут проведены co-
ревнования по легкой атлетике, велоси-
педу, стрельбе, спортивным играм — фут-
болу, баскетболу, волейболу,  городкам.
Предусмотрены также сорзвнования  кол-
хозников по национальным видам борьбы,
‘многоборью ГТО, а также розыгрыш Вубка
СССР по футболу для колхозных команд.

В этом году к участникам соревнования
пред’являются более повышенные требова-
ния, чем раньше. Так, например, не’ раз-
решается участие в соревнованиях выше
городского масштаба взрослым физкультур-
никам, имеющим спортивный разряд ниже
третьего (новая всесоюзная классифика-
ция). К участию в розыгрышах командного
первенства СССР по различным видам
спорта, проводимым для сборных команд
союзных республик, будут допускаться
спортемены не ниже второго всесоюзного
разряда, а к участию в соревнованиях на
первенство страны для сборных команд.
добровольных спортивных обществ и ве-
дометв — не ниже первого разряда.

Летний сезон раскрывает огромные воз-

можности для развертывания массовой

спортивной работы в городе и на селе. Од-
нако план-календарь спортивных соревно-
ваний может быть полностью реализован
только при условии, если комитеты по де-
лам физической культуры и спорта, советы
добровольных спортивных обществ примут
решительные меры к своевременной подго-
товке спортивных сооружений, повысят
качество учебно-тренировочной работы.
Задача нашей спортивной обществен-
ности, каждого советского спортемена —

приложить все силы к тому, чтобы 1949

год внес много существенных поправок в
таблицу рекордов СОСР, чтобы мастерство
налиих физкультурников и маесовоеть со-
ветского спорта достигли новых, больших
высот. Этого. требует от нас ‘постановление
партии, этого ждет от своих спортеменов
советский народ.

Основоположник современной
аэродинамики _

Сегодня советская общественность отме-
чает 80-летие ‹с0 дня рождения великого
русского ученого, одного из основоположни-
ков современной аэродинамики, Героя Co-
циалистического Труда академика Сергея
Алексеевича Чаплыгина. Имя С. А. Чаплы-
гина наряду с именем Н. Е. Жуковского
прочно вошло в историю руеской и мировой
науки. как имя создателя научных  06-
нов авиации,

3а 52 года научной деятельности ©. А.
Чаплыгин обогатил отечественную и миро-
вую науку рядом классических трудов:
Его исследования по теоретической меха-
нике баллистике, теории упругости и 06о-
бенно` аэро- и тидродинамике легли в основу
работ двух поколений ученых. Он вместе:
с Н.Е. Жуковеким открыл ряд основных
законов, управляющих под’емной силой
крыла самолета. Первые в. мире самолетныте:
крылья обтекаемой формы были созданы в
России в 1910 тоду Н. Е. Жуковским и
0. А. Чаплыгиным на основе их теории,
жж о
Большую жизнь, насыщенную неустан-

ным трудом на благо своей Родины и Bol

имя развития науки, прожил Сергей Алеёк-
сеевич Чаплыгин. Тяга к знаниям и необы-
чайные способности помогли Чаплыгину
пробить себе путь в науку. .
Семнадцатилетним юношей С. А. Чаплы-
TMH поступил Ha физико-математический
факультет Московского университета, Здесь
читали лекции виднейшие профессора, сре-
ди которых были ученые с мировым име-
нем, такие, как ©. А. Бредихин, К. А. Тими-
рязев, Н. Е. Жуковский. В 1890 году Чап-
лыгин закончил университет, залцитив дин!
ломную работу с золотой медалью. Выдаю-
щиеся способности и трудолюбие Чаплыги-
на привлекли внимание Жуковского. On
ходатайствовал 0б оставлении Чаплыгина

правительство ‘высоко оценило. выдающую-
ся научную и организалорскую деятель-
ность С. А. Чаплытина. Оно наградило
его орденом Ленина и орденом Трудового
Врасного Знамени, а в 1941 году, в день
пятидесятилетия его научной деятельности,
присвоило ему звание Героя Социалисти-
ческого Труда за выдающиеся достижения
в области аэродинамики, открывшие ши-
рокие возможности для серьезного повы-
шения скоростей боевых самолетов. ,

Многогранная научная и общественно-
политическая деятельность 0. А. Чаплы-
гина не прекращалась до последних дней

при университете. И уже в университете
началось научное сотрудничество этих лвух
‘корифеев отечественной и мировой авиз-
ционной науки. В дальнейшем своем твор-
честве они как бы дополняли друг друга.
Обстановка неустанного творчества, бла-
готворное влияние и поддержка передовых
деятелей науки того времени, особенно
Н. Е. Жуковского, весьма способствовали
‘развитию способностей молодого Ученого.

\B 1893 roxy он публикует свою первую

научную работу, посвященную  изуче-
нию движений твердого тела в жидкости, и
получает за нее от факультета премию.
С. А. Чанлыгин начинает вести  препо-
давательскую работу в pale  москов-
ских высших учебных заведений. В
1898 году он защищает диссертацию на
степень магистра прикладной математики,
представив научную работу ‘на, тему «0 не-
которых случаях движения твердого тела
в жидкости». В этой работе С. А. Чаплыгин
разбирает вопросы, относящиеся к трудней-
шим задачам гидромеханики, исследует не-
Еоторые случаи движения, ранее. никем. ве
рассматривавшиеся. Глубокое изучение дви-
жения твердого тела позволило Чаплыгину
подойти в фундаментальным открытиям в
области построения общих уравнений меха-
‘ники. Обобщенные им уравнения движения
вошли впоследствии в курсы механики под
названием уравнений Чаплыгина.

Огромная целеустремленность, желание
отдать все силы развитию отечественной на-
уки помогают С. А. Чаплытину успешно ре-
шать труднейшие научные задачи, зачастую
уже в 10 время опережать видных зару-
бежных ученых, работавших в том же на-
правлении. Особенно большую славу прине-
сла С. А. Чаплыгину ето знаменитая работа
«0 газовых струях», написанная в 1902 г.
И являвшаяся докторской диссертацией.
После защиты диссертации C. А. Чаплыгин
бы избран профессором Московекого уни-
  верситета. Здесь он работал до 1911 года,
Когда с группой профессоров покинул уни-
верситет в знак протеста против увольне-
ния цареким министром просвещения вы-
борных ректора, заместителя ректора и про-
ректора университета.

В 1905 году Чаплыгин был выдвинут
директором Московеких высших женских
курсов и пробыл им вплоть до 1918 года,
когда это учебное заведение было елито
с Московским университетом. На посту
директора Высших женских курсов Сергей
Алексеевич проявил себя не. только вы-
дающимея педаготом, но и блестящим ор-
танизатором и администратором. В’ ды
реакции, когда высшее женское 0бразо-

вание рассматривалось в руководящих
кругах царской России как вредная за-
тея, Чаплыгин энергично боролся 3a

организацию женского высшего образова-
ния и сумел добиться уравнения в пра-
вах этих KYPCOB ¢€ университетом иус
весьма скудными материальными средства-
ми построить прекрасные учебные  кор-
пуса.

После Октябрьской революции, помимо
руководства отдельными научно-исследо-
вательскими организациями, С. А. Чаплы-
тин включается в работу научно-техни-
ческого отдела Высшего Совета Народного
Хозяйства и выдвигается на пост предее-
дателя Центрального научно-технического
совета этого отлела. В 1921 году, после
смерти Н. Е Жуковского, ©. А. Чап-
лытин становится руководителем Цент-
рального 2эро-гидродинамического инсти-
тута (ЦАГИ). Благодаря повседневной
помощи большевистской партии и совет-
ского правительства ЦАГИ под. его руко-
водством превращается в крупнейший в
мире авиационный  научно-иселедователь-
ский центр.

(Сергей Алексеевич Чаплыгин был горя-
чим патриотом нашей Родины. С первых
дней Великой Отечественной войны он
потребовал от руководимых им ученых
приложения всех творческих сил к делу
непосредственного усиления боевой мощи
советской авиации и, несмотря на свой
преклонный возраст и пошатнувшееся здо-
ровъе, лично показал пример  самоотвер-
женной работы для фронта. Советекое

его жизни. Он умер 8 октября 1942 года.
W как крупнейший ученый, и как выда-
ющийся организатор, и как общественный
деятель все свои силы он отдал для про-
цветания своей великой Родины.

Ех

Научные интересы С. А. Чаплыгина
были весьма разнообразны. Помимо 06-
новных своих работ в. областитеории
крыла и газовой динамики, ° создавших
ему мировую известность, Сертей Алек-

сеевич внес существенный вклад и в
общую механику. Он занималея также
вопросами теории интегрирования о дифе-

ренциальных уравнений, теории упруго-
сти и астрономией. Но основным направ-
лением его научной деятельности была
авиация. : ‘

Тлубоко вопросами теории крыла в
современном ее понимании (С. А. Чаплы-
тин начал заниматься в 1909 тоду. В
это время Н. Е Жуковским была уже
‚открыта его знаменитая теорема о под’ем-
ной силе‘ крыла, выражающейся ‘через
циркуляцию скорости вокруг  профи-
ля крыла. Формально решение задачи
06 обтекании профиля крыла можно по-
лучить при любой, произвольно заданной
циркуляции. Почему же в. действительно-
сти возникает вполне определенная цир-
куляция? Н. Е Жуковский предполагал,
что решение этого вопроса связано с
«неилеальностью» жидкости, то-есть ‘с
наличием вязкости.

В декабре 1909 года в Москве проие-
ходил с’езд русского общества  естество-
испытателей. На этом с’езде Н. Е. Жуков-
ский делал доклад о результатах своих
работ. И вот во время доклада Чаплытину
пришла в толову та тенизльная мысль,
которую мы знаем теперь под именем «по-
‘стулата Чаплытива». Он заметил, что
‘лишь при одном определенном. значении
циркуляции профиль обтекается без нз-
личия бесконечных скоростей. При всяких
других значениях циркуляции на задней
кромке профиля возникнут бесконечные
скорости; а следовательно, бесконечные
отрицательные давления. Но в жидкости
не может быть отрицательных давлений
— это тотчас привело бы K разрыву
непрерывности течения, к образованию. пу-
стот. А так как в действительности про-
филь обтекаетея плавно, то именно Ta
циркуляция и устанавливается, которая
это плавное обтекание обеспечивает.

Сразу же после доклада Сертей Алек-
свевич сообщил свое предположение Н. Е.
Жуковскому. Здесь же ученые выясняют,
что условие конечности скоростей  доста-
точно для однозначного определения цир-
куляции и что полученные по циркуля-
ции значения под’емной силы свогласуют-
‘ся се данными опыта.

Теорема Жуковекого и постулат Чаплы-
тина составляют основу теории крыла.
`Именно ‘эти два открытия вокрыли ме-
ханизм ‘работы крыла. Bee дальнейшее
развитие теории крыла представляет 6000й
по существу развитие методов расчета, в
создании ‘которых 0. А. Чаплыгину при-
надлежит также ведущая роль. Им выве-
дены исключительно простые и изящные
формулы, носящие его имя, для расчета
сил и моментов, действующих на про-
филь. Отметим, что в иностранной литера-
туре эти формулы незаконно носят имя

«формул Блязиуса». Блязиус же получил

их значительно позже Чаплыгина.

27 октября 1910 года на. заседании
Научно-технического комитета — Москов-
ского общества воздухоплавания С. А.
Чаплыгиным было сделано сообщение:
«Результаты теоретических исследований
о движении аэроплана». Оно было поевя-
шено изучению действия воздуха на кры-
ло. В этом сообщении Чаплыгин впервые
в мире дал качественное ‘представление о
теории крыла конечного размаха, нарисо-
вал картину вихрей; сбегающих с концов
крыла, и произвел анализ природы нод-
держивающей силы.

Продолжая дальше развивать важней-
ший раздел авиационной теории, Чаплы-

©

К 80-летию со дня рождения Сергея Алексеевича Чаплыгина

тин разрабатывает обширный классе’ <тео-
ретических» профилей, которые  получА-

ются из круга аналитическим пр60бразо-

ванием, заданным в’ явном виде. Эти тео-
ретические профили и до настоящего’ врё-
мени часто
формами, при помощи которых ° произво-
дится проектирование профилей, обладаю-
щих заданными аэродинамическими харах-
теристиками. Чаплыгин ^ разрабатывает тео-
рию бипланов, ‹ полипланов,  таз’ясняет
сущность работы механизации крыла,
создавая теорию закрылка и предкрылка.

Исследования (С. А. Чаплыгина были
исходными для целой серии работ многих
советских и зарубежных ученых. Таковы
его работы 0. влиянии плоско-параллель-
ного потока воздуха на движущееся в нем
цилиндрическое крыло (1926 г.), работа
о’ под’емной силе и сопротивлении длин-

ного плоского крыла и многие другие. В

этой области советские ученые значи

тельно опередили работы иностранных иё- _

следователей.

В 1937 т. С. А. Чаплыгиным была на-
писана исключительная по методу. иссле-
дования работа «В теории триплана», а в
1940 тоду относится найденный им 69-
вершенно новый ‘метод построения теоре-
тических профилей, ° имеющих большое
значение для скоростной авиации. Благо-
даря трудам Н. Е. Жуковского и С. А,

являютея теми ‘исходными °

Чаплытина, ‘наше социалистическое госу-

дарство неизменно держит первенство
области теории авиационных крыльев.

Очень большое значение имеют методы,

применявшиеся С. А. Чаплыгиным. Имен-

но широкое использование им методов тео-.

рии функций комплексного ` переменного
весьма способствовало” созданию в СССР
сильной школы механиков, в совершенстве

‚ нового сопротивления,
А.

владеющих этими методами. Они были пе-
ренесены и в другие области гидромеха-
ники и механики. Так, например, эти ме-
тоды нашли широкое применение в теории
тяжелой жидкости, то-есть в теории вол-
тлиссирования и
Советскими учеными М. В. Вел-
дыш, Н. Е. Вочиным, А: И. Некрасовым,

1. Седовым и друтими получены:   наи- ^

более существенные и полные результаты
в решении этих проблем.

Совершенно 060606 место’в работах С. А. ``

Чаплыгина занимает ero ‘докторская ucts

сертация «0 тазовых струях». Эта работа,
написанная в 1902 году, не вызвала в
то время широкого интереса. 0б’ясняется
это тем; что авиация в то время только
зарождалась, скорости самолетов были та-
ковы, что учет сжимаемости воздуха (кото-
рый необходим при скоростях, приближаю-
щихея в скорости звука) был не нужен.
Но в тридцатых годах развитие авизции

уже не могло двигаться вперед без реше-_

ния тех, вопросов, которыми занимался В

своем: труде. «0- газовых струях». С, А. an ..
лытин еще на заре налтего века. Й вот эта .

работа как; бы родилась вновь. В 1933 го-
Ду ее переиздали не только в Советеком
Союзе, но и в большинстве стран мира.
Ученые-авиаторы всех стран заимствовали
методы, найденные и развитые С. А. Чап-
лыгиным, ибо он в своем труде нашел
класс точных решений уравнения движе-
ния газа, показал, как применять их к 3а-
дачам 0 струйных течениях газа, а также
предложил приближенные методы решения
задач о газовых течениях.

За десятилетие. — с 1935 года по 1945

тод — идеи (С. А. Чаплыгина, заложенные
в работе
дальнейшее развитие, и в. настоящее время
проблемы. дозвуковой аэродинамики можно
считать в основном решенными. Наиболее
существенные результаты. в этой области

«0 газовых струях», получили.

были получены советскими учеными. Среди.

них в первую очередь следует назвать име-
на учеников Чаплыгина и его последовате-
лей С. А. Христизновича, J. Седова,
Ф. И. Франкля.

В настоящее время наша отечеетвен-
ная авиационная наука занимает ведущее
место в мире, и этим она в значительной
степени обязана классическим работам Cep-
гея Алексеевича Чаплыгина.

Некоторые зарубежные ученые, работаю-
щие в области авиации, пытаются замол-
чать заслуги. русских корифеев. науки, сде-
лавших наше Отечество родиной авиации.
Пытаются они умалить и заслуги
Чаплыгина. Но, как писал еще много лет
назад академик А. Н. Арылов, имена вели-
ких русских ученых Чаплыгина и dhy-
ковского «..трудно-замолчать, котда все
191.000 аэропланов; действовавших в.ми-
ровую войну (первую. — А. Д.), летали на
крыльях — форма, профиль, теория и. рас-

чет которых были даны Чаплыгиным», Ее
Вклад Сергея Алексеевича в современную.

науку огромен. В короткой статье невоз-
можно перечислить все “его работы. В труд-
нейших областях аналитической механики,
теории крыла, теории механизированного

крыла, неустановившегося движения и 83-
ромеханики больших скоростей он выету-
пил как автор совершенно новых и ори-
тинальных методов исследования, вошедших
в сокровищницу мировой науки как фун-
дамент рациональных расчетов азроплана.

Советский народ гордится своим знаме-
нитым ученым-соотечественником. Совет-
ские’ техники, инженеры, ученые, вдохнов-
ляемые повседневной заботой и вниманием
большевистекой партии, < правительетва,
товарища Сталина, двигают дальше нашу

отечественную науку, ‘в частности Te ee -
отрасли, в которых работал ©. A. Yanan :
тин. Они не жалеют ни сил, ни’ энергий

Jia Toro, чтобыеововетекая наука, « COBeT=

ская авиация шили BO “TraBe мировой нау-,

ки, впереди мировой: авиации.

`Доктор технических наук
А. ПОРОДНИЦИН.

„Любовь Яровая“ на клубной сцене

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 4 апреля.
телефону). В Н-ской части за последнее
время значительно оживилась работа круж-
ков самодеятельности. Драматический кол-
пектив поставил пьесу «Любовь Яровая».

большим успехом.

Участники художественной самодеятель-
ности подготовили также большую вон-
цертную программу, с которой они высту-

ступления танцоров Ёвашнина и Марты-
‘нова, исполняющих ‘матросские пляски, и
аккордеониста старшины 1-й статьи Буб-

Показанная на сцене своего клуба и випают перед личным составом и в клубах   Нова.

(По   других гарнизонах, постановка прошла с] предприятий города. Особенно удачны вы-.