ть

Можно без преувеличения сказать, что
правильная организация совместной pabo-
ты командира корабля и штурмана, их
взаимоотношения и постоянная взаимопо-
мощь в вопросах кораблевождения являют-
CH решающими условиями  безаварийного
плавания.

Командир корабля должен быть уверен в
быстроте и безошибочности наблюдений и
расчетов штурмана. Это дает ему возмож-
ность успешно и правильно управлять
моневрами корабля. Однако нужно  пом-
нить, что слаженность в работе командира
й штурмана не приходит cama собой, &
вырабатывается в процессе совместной
службы, в результате постоянной заботы
командира о воспитании штурмана, .

Полготовка к походу

Получено приказание приготовиться
походу.

Вомандир корабля отдаст приказание
штурману о производстве предварительной
прокладки и расчетов. Иногда при этом он
ограничивается ЛИШЬ наименованием
конечного пункта и заданной скороетью
хода. Конечно, этого далеко не достаточно.
Чтобы работа штурмана была целеуетрем-
ленной, указания командира должны быть
более полными, конкретными.

Изучать обстановку и навигационно-
гидрографический характер района плава-
ния командиру и штурману следует сов-
местно. В этом случае штурман ’наилуч-
шим образом поймет замысел и намерения
командира, что поможет ему тщательнее
подготовиться к походу.

Весьма важный момент в воспитании
штурмана — доклад предварительной про-
кладки и утверждение ее командиром. Вакв
бы ни был занят командир, он обязан
внимательно, не формально, а по суще-
CTBY, вникнуть во все расчеты штурмана.
‚Пользуясь своим практическим опытом,
командир может подсказать штурману спо-
собы повышения точности расчетов, мето-
ды наилучшей организации работы ‘на по-
ходе ит. д.

Попутно командир обязан проверить,
как изучил штурман марирут похода,

Таким образом, утверждение команлиром
предварительной прокладки является од-
ним из эффективных методов. повышения
профессионального мастерства  офицера-
штурмана.

Серьезно и вдумчиво руководит рабо-
той штурмана офицер’ Рассохо. Имея
большой практический опыт, прекраено
зная театр, он никогда не упускает воз-
можности пополнить и углубить свои зна-
ния и требует того же от штурмана.

Некоторые командиры считают неудоб-
ным учиться у своих штурманов, совето-
ваться с ними. В противоположноеть им
т. Расб0хо чутко и внимательно. прислу-
шивается к замечаниям штурмана. Пра-
ВИЛЬНО налаженные служебные взаимоот-
ношения с командиром первой боевой ча-
сти являются одной из решающих причин,
позволяющей т. Рассохо плавать без каких
бы то ни было навигационных промахов.

К

безупречно знающий специальность, в с0-

На походе.

Корабль выходит в море. Начинается
самая серьезная и ответственная проверка
командира корабля и штурмана, их прак-
тической подготовленности в вопросах ко-
раблевождения,

Эта проверка начинается уже при вы-
холе из бухты. Некоторые командиры ко-
раблей, покидая гавань, предпочитают ма-
неврировать «на-глазок», без производетва
необходимых расчетов, игнорируя енравед-
ливые предупреждения штурманов. Такие
командиры забывают, что каждый маневр
должен быть тщательно рассчитан и He
вызывать никаких сомнений в безопасно-
сти кораблевождения. Маневрирование же
«на-глазок» затрудняет, а иногда и делает
невозможным вовсе ведение точного путе-
исчисления; нельзя в таких условиях
требовать от штурмана безонибочных и
быстрых расчетов.

Офицер В, например, при выходе. из
бухты для поворота на ведущий створ
кладет руля на незначительный угол, опи-
сывая пологую циркуляцию. Такой  по-
ворот лишает штурмана возможности точ-
но определиться и проверить поправки
приборов по етвору: Утверждения . подоб-
ных командиров 0 TOM, STO Mx «морской
глаз» точнее расчетов штурмана, несостоя-
тельны.

Иначе и, конечно, правильно поступает
большинство наших командиров. Для при-
мера можно сослаться на офицера Яшкова.
У него считалось законом начинать пово-
рот на новый куре только после доклада
штурмана, & выходить из гавани обяза-
тельно по створам. Тов. Яшвов отрото
спралтивал даже за малейшее уклонение OT
намеченного курса, что повышало у штур-

Документы: об адмирале Макарове

ЛЕНИНГРАД, 13 апреля. (ТАСС). Ce-
годня исполнилось 45 лет со дня гибели на
боевом посту вылающегося русского флото-
Bolla адмирала Степана Осиповича Мака-
рова,

В продолжение долгих лет Макаров вел
дневник, в который записывал свои мысли
ий наблюдения. Эти переплетенные тетради
ныне хранятся в Центральном военно-мор-
ском архиве в Ленинграде. В хранилищах

шомандир корабля
и штурнан

‚ может рационально планировать свою ‘ра-

мана чувство ответственности 88 свой рас-
четы. Устойчивое маневрирование позволя-
10 точно вести путеисчисление и в любой
момент знать место своего корабля. Снача-
ла штурману было трудно удовлетворить
требовательного командира, но. вноследет-
вии он неё однажды с благодарностью вспо-
минал т, Яшкова, обучившего его искус-
ству точного кораблевождения,

‚ Если предварительная подготовка в по-
ходу проведена тщательно и добросовестно,
намерения командира известны и понятны
штурману, а командир, в свою ‘очередь,
уверен в действиях командира БЧ-Т, то их
совместная работа на походе протекает
спокойно и слаженно. Зная, когда и какие
расчеты потребуются командиру, штурман

боту.

Конечно, заранев нельзя предусмотреть
вее возможные изменения обстановки. Оче-
видно, в море командир будет принимать
новые решения, изменять характер манев-
рирования корабля и т. д., но установив-
шевся. и поддерживаемое взаимопонимание
й тогда облегчит штурману его работу.
` Правтика показывает, что доверие к

КРАСНЫЙ

Тихоокеанский флот. На посту.
Фото А. Лубенко,

iP

ФЛОТ

рупный ученый
м педагог

K

Имя  члена-корреспондента
наук СССР. инженер-контр-адмирала Михаи-
ла Иосифовича Яновекого широво извест-
но среди работников судовой и стацио-
нарной ‘энергетики. Многочисленные

смазки подшипников.
ЗВольшая популярноеть работ

10 теории и конструированию паровых
турбин и конденсационных установок 603-
1 дали ему мировую известность. Он одним
из первых положил начало систематизиро-
ванному и строго научному изложению
теории и конструирования паровых тур-
бин.

Особенно взлика заелута М. И. Яновеко-
го в деле разработки методов конструиро-
вания ‘деталей паровых турбин. Созданные
им оригинальные методы расчета дисков,
опорных и упорных подиипников, зубча-
тых передач, а также ряда других деталей
собраны в калитальном труде «Конструи-
рование и расчет на прочность деталей па-
ровых турбин», ставшем настольной кни-
гой каждого инженера-турбостроителя. этот
труд удостоен высокой правительственной
оценки — Сталинской премии.

Предложенный М. И. Яновеким метод

водимых до наипростейшего
ния их на практикэ.

ских проблем.

Мнотолетняя
ность М. И. Яновекого
учебных заведениях и
кораблестроительном
ему заслуженную любовь

педагогическая

14 апреля 1949 г., четверт, № 87 (319)

Академии  показал ведущую роль нашей науки и
техники в разработке проблем расчета и

М. И.
и  Яновекого об’ясняется той предельной яс-
фундаментальные труды М. И. Яновокото  ностью и четкостью, в которые облекатот-
ся результаты всех его исследований, до-
использова-
В своих печатных
‘работах, общее количество которых около
90, М. И. Яновский освещает буквально
все вопросы турбостроения и дает много-
численные решения различных техниче-

дзятель-
в военно-мореких
в Денинградоком
институте принесла
и признатель-
ность во стороны его учеников. Среди уче-
ников Михаила Иосифовича немало та-
лантливых офицеров Военно-Морских Сил,
инженеров судостроительной промышален-
ности, научных работников и руководите-
лей крупных судостроительных предприя-
тий. Учениками его являются: инженеры

cree pao

Самодеятельность
нахимовцев

Не так лавно в Тбилисском Нахимов
ском BOCHHO-MOpCROM училище был прово-
ден смотр художественной самодеятельно-
сти рот и отделов. В нем приняло участие
немало воспитанников, матросов, етаршин,
офицеров и вольнонаемных работников.

Смотр прошел на высоком идейном уров-
не. Темы многих выступлений были иаце-
лены на повьшиение качества учебы, ук-
ренление воинской дисциплины и восбпита-’
ние личного состава.

Программы концертов отличались разно-
образием жанров. Они отображали могу-
шество нашей советской Родины, подвиги
героев Армии и Военно-Морекого Флота во
время Великой Отечественной войны, лю-
бовь в морю нашего народа и преданность
советских людей Родине, большевистской
партии и великому Сталину.

Коллектив художественной самодеятелья
ности воспитанников 3-й роты хорошо ис-
полнил литературно-музыкальный монтаж
«Комсомол», составленный капитаном М№-
тяш. Столь же ярко и, содержательно про-
звучал в. исполнении ‘воспитанников 4-й
роты  литературно-музыкальный монтаж
«Этих дней не смолкнет слава», посвя-
щенный 31-й годовшине Советской Армия
и Флота. Он составлен главным старшиной
Васъькиным и старшиной 1-й статьи Чу-
шевым. Высокую оценку получила сотруд-

штурману должно сочетаться с системати-

Г. А. Оглоблин, J. ©. Жиляев и М. А.

‚всех сомнениях в точности места корабля,

Эта работа будет тем более эффективной,

чесвим контролем его расчетов, Однако у ф.

oe ey He следует впадать в другую С лотов
крайность, так кав недоверчивое отноше- ee a oe

ние к расчетам штурмана приводит к из- Cc 006 щают

липней нервозности, которая только ме-
шает делу. _ i
Чтобы внушить командиру уверенность
в точности своих расчетов, штурман. дол-
жен своевременно информировать его о на-
вигационной обстановке, слеланных наблю-
дениях, & также — обязательно! — 060

He считаясь в этом случае е профессио-
нальным самолюбием. Без такой информа-
ции командир не сумеет свобвременно и
правильно оценить обстановку и принять
нужное решение, .

Значение своевременной информации
видно из следующего примера. Однажды
ночью корабль входил в бухту. Счисление
велось точно, и место корабля не внупгало
сомнений. Неожиданно командир застопорил
машины. Выбежав из рубки, штурман уви-
дел прямо по носу огни входното отвора,
что подтверждало безошибочность счисле-
ния. Вогда же штурман выразил обиду но
поводу недоверия в его расчетам, коман-
дир вполне справедливо ответил, что, He
получая систематической информации 0
месте корабля, он был вынужден застопо-
рить ход при’ обнаружении огней прямо по
курсу. Вомандир, безусловно, был прав,
так как 6ез информации штурмана он не
мог вразу оценить обстановку и положе-
ние корабля относительно берега.

Командир корабля не сможет осуще-
ствлять действенного контроля за работой
штурмана, если сам не будет свободно
разбираться в вопросах кораблевождения.

Еж

Большие и серьезные требования
пред’являются в штурману. Этим требова-
ниям может удовлетворить лишь офицер,

вершенстве овладевший искусством кораб-
левождения. Долг каждого командира ко-
рабля — неустанно заботиться 0 росте
мастерства офицеров штурманской боевой
части, т
По приходе в порт штурман обязан
тщательно проанализировать свою работу
на походе, разобрать имевшие место невяз-
ви и ошибки, установить их причины и
сделать практические выводы на будущее.

если она проводится под руководством
наблюдением командира корабля,

Широки и многообразны задачи пегур-
манов в изучении района плавания, в в0-
бирании материалов, дополняющих и кор-
ректирующих лоции, карты и другие по-
собия. Особенно важно это пря посещении
мало изученных районов моря. Штурман
должен систематически обобщать опыт пла-
вания, изысвивать новые приемы и ме-
тоды  кораблевождения и использования
приборов. В решении этих задач огромную
помощь и поддержку ` обязан оказывать
ему командир корабля.

Вомандир обязан интересоваться, сколь-
5о астрономических задач решил штурман
за неделю, какую срединную ошибку наб-
людений показала последняя проверка,
сколько времени занимает у штурмана ре-
шение той или иной задачи.

Если команхир корабля постоянно 3a6o-
титея 0 росте и воспитании штурмана, 4
последний чувствует повседневную помощь
и внимание командира, можно не сомне-
ваться в том, что плавание в любых усло-
виях будет происходить без каких бы то
и было навигационных промахов и оши-

ок.

И

Капитан-лейтенант М. СКВОРЦОВ,

рова на корвете «Витязь», результатом ко-
торого явился научный труд «Витязь» и
Тихий океан».
Интересны документы о командований
Макаровым  Средиземноморской эскадрой
русского флота. Отдельная глава характе-
ризует адмирала как создателя первенца
ледокольного флота — ледокола «Ермак».
Заключительные главы второго тома рас-
сказывают о деятельности Макарова на но-
командира Кронштадтского

верка облигаций третьего тиража Второго

архива находится также много документов, сотах главного Г
связанных с разнообразной кипучей дея-  Порта и командующего Тихоонванским фло-
тельностью флотоводца, ученого, изобрета-  том во время русско-японской войны.
теля. Среди них — последний послужной ss жа
список Макарова, составленный незадолго  ВЛАЛИВОСТОЕ, 13 апреля; (ТАСС). Се-
до его смерти, вахтенные журналы кораб- годня общественность Приморья отмечает
пей, на которых он плавал, ето личные 45-летие co дня гибели замечательного
письма, рапорты, донесения, проекты, до- русского флотоводца, крупнейшего исследо-
вкладные запиеки, отчеты 06’ операциях,   вателя Тихого океана С. 0. Макарова.
Архив предпринял составление двухтом-  Ha кораблях и в частях проводятея 0е-
ника, в Который войдет около. тысячи до- деды об адмирале Макарове. В Приморском
кументов о жизни и деятельноети Макаро- отделении Всесоюзного географического об-
ва. Большинетво из них до сих пор не пуб-  щества, членом которого был Макаров, со-
ликовалось. Документы ознавомят читате- стоится заседание, посвященное флотовох-
лей с голами учебы Макарова, его учебны- цу. На организованной здесь выставке по-
ми плаваниями на Тихом и Атлантическом   сетители ознакомятся с работой С. 0. Мака-
океанах, боевой деятельностью в периох рус- рова «Витязь» и Тихий океан», ‘изданной
\ ско-турецкой войны, елужбой на Черном и в 1894 году, его трудами по составлению
“ Балтийском морях. Заключительная глава гидрографической карты побережья При-
первого тома посвящается плаванию Мака-! морья,

2 Пропаганда приоритета отечественной
науки. На кораблях и в частях Краснозна-
менной Каспийской флотилии проводятся
лекции и доклады, беседы агитаторов, ра-
диопередачи о приоритете отечественной
науки, С лекциями часто выступают офице-
ры. При Доме офицеров оформлена выставка
на тему  «У наси у них», наглядно отобра-
жающая превосходство советской науки и
культуры над буржуазной. По радиотранс-
ляционному узлу проведен цикл’ передач на
тему «Наши гениальные соотечественники».
 Сюда вошли передачи о первом русском те-
плотехнике Ползунове, о великих русских
ученых Ломоносове и Менделееве, о заме-
чательном флотоводце адмирале Макарове.

< Комедия Островского на клубной сцене.
Драматический кружок Дома офицеров-Се-
верного флота показал военным морякам
свою новую постановку — комедию Остров-
ского «В чужом пиру похмелье». Хорошо
исполняют свои роли офицер Волков и
вольнонаемная работница т. Гомзякова. За-
поминается игра главного старшины Лы-
сенко. Удачно выполнены декорации глав-
ным` старшиной Разумиловым.

$# Письмо на родной корабль. Коммунист
старшина 1-й статьи Алексеев служил на
одном из кораблей Северного oe KOMaH-
диром отделения мотористов. После демо-
билизации т. Алексеев ‘уехал ‘в Волхов.
Недавно от бывшего североморца получено
письмо. Тов. Алексеев, работающий сейчае
председателем Волховского Оргбюро
ДОСФЛОТ’а, рассказывает, с какой охотой
молодежь изучает морское дело. Письмо
было прочитано матросам и ` старшинам
подразделения. Североморцы решили по-
слать досфлотовцам Волхова ‘библиотечку
морской и политической литературы. ^^

$ Выигрыши по займу. На корабле “a.
Балтийского флота была организована про-

Государственного займа’ восстановления и
развития народного хозяйства СССР. Выиг-
рало свыше 25 займодержателей. Матрос
Шавонин на сторублевую облигацию выиг-
рал 500 рублей. Выигрыши пали также на
облигации мичмана Головченко, ‘старшего
матроса Коновалова, старшины 2-й статьи
Сурина и других. i

$2 Учебная мастерская в части, В Н-ской
части Черноморского флота силами личного
состава выстроена и оборудована учебная
мастерская. В ней моряки регулярно зани-
маются овладением различными  специ-
альностями. Занятиями руководит старшина
Сарафанников—токарь и слесарь 7-го раз-
ряда. Моряки своими силами изготовили
ряд инструментов и необходимых приспо-
соблений. 4 ‘

Среди мнотообразных форм идейного вос-
питания матросов, старшин и офицеров
лекционная пропаганда в нашем соедине-
нии завоевала почетное место. 06 этом го-
ворит. прежде всего количество прочитан-
ных лекций, Втечение года их состоялось
более двухсот/ При этом по вопросам т60-
рии и истории партии было прочитано 65
лекций, по вопросам партийного строитель-
ства и практики партийно-политической
работы — 30. Примерно столько же —
0 политическом и экономическом yCT-
ройстве СССР и 06 успехах хозяйственного
строительства. 13 лекций и докладов было
посвящено внешней политике Советского
Сотоза и.международному положению; 11—
теме советского патриотизма и националь-
ной гордости; 9 — вопросам литературы и
искусства, 8 лекций — на естественно-нз-
учные темы. Кроме того, © большим интере-
сом слушались выступления лекторов
по таким вопросам, вав опыт Великой
Отечественной войны, задачи воинского
воспитания ит. п. 47 лекций прочитано
для офицерской аудитории, 84 — для
партийного и комсомольекого актива, 77
— для старшинекого и рядового состава,

Для чтения лекций нами приглашались
квалифицированные лекторы ПВ к0м00-
молаА Украины, Политуправления Военно
Морских Сил, Политуправления Черномор-
ского флота, действительные члены Всесо-
юзного общества по распространению поли-
тических и научных знаний, привлевалиеь
офицеры ‘соединения. На долю последних
падает четыре пятых общего количества
прочитанных левций,

Тщательный подбор офицеров и хоромая
подготовка обеспечили высокий идейно-тео-
ретический уровень лекций.

Однако существенным недостатком было
то обстоятельство, что лекции, как прави-
10, приурочивалиеь к тем или иным 3Ha-
менательным латам, революционным празд-
никам, юбилейным дням. В начале года
плановая организованная работа с лектора-
ми и локладчиками еще отсутствовала. Яе-
  но, что подобный подход отрицательно ска-
зывалея на содержании всей лекционной
пропаганды.

расчета дисков в отличие от всех других
методов можэт быть по праву назван уни-
версальным. Он позволяет производить:
раючет по заданным напряжениям с целью
получения минимальных размеров дисков

(лопастные колеса), так и при совмест-
ном действии той и другой; проверку нз-
‘пряжений в диске заданных размеров при
тех же видах нагрузки; опрэделять напря-
жение в диске, возникающее в состоянии
покоя, при изменении скорости вращения;
определять тепловые напряжения в диске.

как в радиальной или боковой нагрузкой!

кораблей.

сультапиями, зная, что воегда,

веты на вопросы.

Базак, которые также удостоены высоко-
го звания лауреатов Сталинской премии
з& разработку конструкции машины для

Многие из учеников т. Яновекото в сво-
ей практической деятельности нередко 0б-
ращаются к Михаилу Иосифовичу за кон-
в любое
время они найдут у него радушный прием
й получат лечзрпывающие, конкретные от-

Co всех концов. Советекого Союза —

[аш опыт лекционно
пропаганды.

OT научно-исследовательских институтов,
учебных заведений, проектных  организа-
ций и частных лиц — получает Михаил
Иосифович письма с просьбой помочь в
разрешении тех или иных задач, дать кон-
сультацию по различным вопросам. Сив-
тематическое участие М. И. Яновского в
деятельности проектных и исследователь-
ских организаций, работающих над созда-
нием турбинных установок, консультации
и экспертизы по проектам крепко связы-
вают ученого с насушными проблемами
строительства советекого флота.

Лаурзат Сталинской премии М. И. Янов-
ский — представитель передовой совет-
ской науки, науки, которая сильна своей
связью в народом, смелостью мысли, но-
ваторством, стремлением к разрешению на-
вущных задач, выдвигаемых жизнью, 6без-
заветным служением делу Ленина —
Сталина, Родине, великому советекому на-
роду, стролщему коммунизм.

Иэндират технических наун,
инженер-капитан 2 ранга
Г. ЖАРОВ.

Вонрое о борьбе в авариями, возникаю-
(UMM из-за колебаний турбинных дисков,
возбудил интерес в инженерных крутах к
методике расчета дисков на вибрацию.
Пользуясь общим методом определения ча-
стоты свободных колэбаний, М. И. Янов-
ский дает решение сложной задачи 00
определении потенциальной энергии изги-
ба диска, кинетической энезтии и ра00-
ты центробежных сил. Залача доведена им
до численного решения, что особенно важ-
но ввиду сложности и вропотливости по-
добных расчетов.

Анализ ‘различных методов расчета ди-
ска на колебание показывает, что мед
М. И, Яновекого является более точным и
простым, чем методы иностранных уче-
ных. i

М. И. Яновский в 1930 тоду первым,
значительно раньше (на 10 лэт) и гораздо
полнее, чем иностранные авторы, дал ре-
шение конечной длины опорного подшил-
ника и установил зависимость расчетных
поэфициентов от относительного эксцент-
роситэта. Своей работой советский ученый

Читательская конференция

СЕВАСТОПОЛЬ, 13 апреля; (По тёлегра-
фу). В Севастопольском Доме офицеров co-.
стоялась читательская конференция по ро-
ману В. Ажаева «Далеко от Москвы». В
ней приняли участие военные моряки и
члены их семей, 3 также строители горо-
да-героя.

Ветупительное слово произнесла лектор
`Политуправления Черноморского флота т.
` Шультина. С ччением отрывков из романа
выступил режиссер городекого театра им,
Луначарского т. Бертелье.

Участие офиперы Богайчук, Лазарев, ком-
сорг ЦЕ ВЛЕСМ управления по восстанов-
лению Севастополя т. Ткаченко и другие.
С болышим интересом был выслушан pac-
сказ инженера т. Бойко, участника про-
влалки трассы нефтепровода» © котором
идет речь в романе.

Bee выступавшие отмечали большое вос-
пителельное и художественное значение
романа «Далеко от Москвы».

Премьера флотского театра

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 13 зиреля. (Корр.  венный человек» в постановке главного ре-
‚ «Нравного Флота»). Тезлр Балтийского фло-   хиссера театра А. И. Лактина. Зрители
та показал премьеру — комедию лауреата Sy и -
Сталинской премии Л. Феонова «Обыкно-  (91710 ВСТретили спевтавль.

О О НОВ: ЕВЕ

ag

бытовых условий трудящихся. Затем он 06-
вещает достижения советекой медицины в
области здравоохранения и в решении проб-
лемы долголетия. Наряду с этим в докладе
отражено тяжелое положение трудящихся в
буржуазных странах, ге капитализм 0б-
рекает большинство населения на раннюю
Мы решили создать при политотделе с06-  старость и преждевременную смерть.
а и ee Доклады и рефераты на естественно-на-
бо 4 печати anu ты See at Ce a
Sbontiapieaie sauna mo популярноетью. Исходя из этого,
} _   левторевая групиа запланировала ряд тем по
Многие офицеры охотно сотласились при-  встественно-научной и технической пропа-
наять участие в лекционной работв, За не- ганде. Так, офицеры готовят лекции о
большой срок существования внештатной  приоритете русских ученых и изобретале-
лекторской группы ею разработано один-  лей в различных отраслях науки, о новей-
надцать тем, а в течение четырех месяцев ших  лостижениях в ралиотехнике, 0
прочитано свыше двадцати лекций. Зада- свойствах электрическом тока и его ис-
ча, поставленная перед лекторами, — 10 пользовании в нашем народном хозяйст-
могать расширять политический, военный  ве.
H вультурный кругозор личного соетава,  Ряд левций посвящен замечательным
укреплять в. воинах чувства советского достижениям русского народа в области
патриотизма, советокой национальной и культуры, литературы и искусства. В чие-
военной гордости, любви к социалиотиче- лу удачных выступлений можно отнести
скому Отечеству. лекцию-концерт о жизни и творчестве Be-
Rak же наши внештатные  левторы ЛИБОГо русского композитора Чайковского.
справляются с выполнением почетной зада-  Сейчас т. Ветров готовит другую лекцию—
чи коммунистического воспитания личного  0 Уворчестве Глинки.
состава? Вот несколько примеров. Офицер  Исключительный интерес проявляет лич-
Егоров в начале этого годё прочел для моря-  НЫЙ состав соединения & вопросам внут-
ков лекцию по физнологии. Лекция т. Его- ренней жизни Советской страны. Лекции и
рова была прослушана в больших внима- Довлады о трудовых уснехах советских лю-
нием. Слушатели задали много. вопросов и  дей, о замечательных победах во всех об-
высказали пожелание, чтобы состоялся Jo-  TACTAX воциалистического  стройтельства
клад о проблемах долголетия. Надо заме- 6 ще больше воспитывают у моряков чув-
TATb, 4TO 7. Егоров виервые выступал 6 ство советского патриотизма. В связи 6
лекцией перед аудиторией, не имеющей! Этим понятно то внимание, с которым мо+

oS

И

В обсуждении книти Ажаевь приняли  )

ница училища т. Буренкова за прочитан-
ный ею отрывок из позмы «Зоя» М. Али-
rep.

Самые молодые участники художествен-
ной самодеятельности воспитанники 5-го
класса хорошо поставили комедию Maype-
ата Сталинской премии С. Михалкова
«0собое задание». -

На смотре отличился также оркестр
училища. Прекравно прозвучали марш
«Севастополь», музыку которого написал
военный дирижер училища лейтенант
Барсегян, «Утро» и «Танец Анитры» из
сюиты «Пер Гюнт» Грига, «Валье цве-
тов» из балета «Шелкунчик» Чайковево-
ro, «Танец советских моряков» из балета
«Врасный мак» Глиера.

В итоге смотра первое место было при-
суждено коллективу художественной с8мо-
дентельности .3-й роты. Начальник учили-
ща поздравил всех его учаетников и вру-
qu командиру роты переходящий приз—
грамоту и аккордеон.

Второе место на смотре занял коллек-
THB художественной  самодеятельноети
‘старшин и матросов строевого отдела.

6 участников смотра за высокие твор-
ческие успехи были награждены грамота-
ми. Среди них: капитан 3 ранга Гришин,
лейтенант Варсегян, матрос Иванов, воль-
нонаемные ‘сотрудники Шхиян, Латышева,
воспитанники Борис Николаев, Рензаев,
Черничко, Саутин, Жежель и другие.

После смотра, рассказав личному 69-
ставу о его итогах, начальник училища
призвал воспитанников к успешному 38-
вершению учебното года и отличной сдаче
выпускных экзаменов.

Капитан 3 ранга 3. МЫШКИН,

ВЫДАЮЩИЙСЯ РЕИС
СОВЕТСКИХ МОРЯКОВ

‚ ПОРТ КОРСАКОВ (Сахалинская  o6-
лаоть), 13 апреля. (ТАСС), Здесь бросил
якорь пароход «Комвомолец». 7 ноября
прошлого года он вышел из Мурманска,
взяв вуре на Дальний Восток через Ал-
лантику, Средиземное море и Индийский
океан. Судно побывало в Порт-Саиде,

‚Адене, Коломбо и Сингапуре.

Всюду мы наблюдали, — рассказы»
вают советские моряки, — потрясающую
нищету и бесправие туземного населения.
Нас атаковали десятки лодок ве полурав-
детыми людьми. Это были. нищие, кото-
рые просили милостыню.

‚ В Средиземном море судно в течение
трех суток боролось с жестоким штормом.
В Врасном море экипаж самоотверженно
нес вахту при 50-градусной жаре.

CR Mas eae ae ОНИ See ce eee

срок в зависимости от сложности темы
(от одного до двух месяцев), обеспечи-
Ваем лектора необходимыми материалами,
консультацией, помогаем ему составить
план лекции. А когда она готова — 3a-
слушиваем и обсуждаем: ее коллективно в
политотделе. Так, поручив офицеру Коры-
TOBY подготовить лекцию «