есокрушимый
и лемократи

леднее средство спасения в развязывании
новой войны против крепнущего мира со-
циализма и демократии.

Рабочий класс, трудящиеся массы всего
мира, все прогрессивное человечество от-
мечают международный праздник трудя-
щихся — день 1 Мая под знаком спло-
чения своих рядов вокруг Советского Сою-
за и коммунистических партий для защя-
TH дела мира и демократии.

Решающее влияние на весь ход  миро-
вых событий оказывают успехи ведущей

ххх

На весь мир звучит могучий голос ве-
ликой советской держевы, предостерегаю-
щий народы 06 опасности новой войны,
готовящейся империалистическими агрес-

соромт миро

и

Сун Ят-сена, рука 0б руку с союзником
Китая — Советским Союзом и силами мира
п демократии всего мира поведем реши-
тельную борьбу против поджигателей аг-
рессивной войны, за разгром . агрессоров,
свержение всей империалистической си-
стемы, освобождение всего человечества и
установление прочного мира».

Таким образом, после создания Северо-

Чехословакии 06

ПРАГА, 30 апреля. (ТАСС). Президиум
ЦЕ коммунистической партии Чехословакии
принял постановление 06 издании Ha
чешеком языке собрания Сочинений
И. В. Сталина.

«Издание произведений И. В. Сталина на
чешеком языке, — говорится в постанов-
лении Президиума ДЦЁ коммунистической
партии, — является важным событием в
идейной жизни коммунистической партии
Чехословакии. В трудах И. В. Сталина

силы лагеря социализма, мира и демокра-

ok — aah а Грозные события истекшей войны еще
больше подняли авторитет и влияние
Тенина— Сталина, под водительством ве- a р

ликой партии большевиков и ‹воего люби-
мого вождя товарища Сталина ‘успешно
‘осуществляют грандиозную. программу п
строения коммунизма.

Благодаря неустанной поддержке Совет-
ского Союза крепнут государетва народной
демократии Центральной и Юго-Восточной
Европы, уверенно идущие по пути социа-
лизма. Эти страны оставили далеко поза-
ди довоенный уровень промышленного
производетва и теперь приступили к осу-
шествлению новых народнохозяйственных
планов, ставящих своей целью построе-
ние фундамента социалистической эконо-
Мики.

Успехи СССР в коммунистическом
строительстве, достижения стран народной
демократии в создании основ для построе-
ния сопиализма имеют огромное междуна-
родное значение. Они воолушевляют на-
роды капиталистических государств Ha
борьбу против империализма, ва демокра-
тию и социализм.

В жизни народов мира за последние
годы произошли серьезные  политиче-
ские изменения. Народы, наученные опы-
TOM войны, не хотят больше жить по-
старому. Они развертывают все более ак-
тивную борьбу ва демократические поряд-
KH, против сил реакции и поджигателей но-
вой войны. Особенно широкий: размах при-
няло рабочее движение в странах `Запад-
ной Европы — Франции и Италии, ме
во главе этого движения идут мощные
партии коммунистов, опирающиеся на под-
держку миллионов трудящихся. }

Неустойчивость капиталистических pe-
жимов Западной Европы ярко иллюетри-
рует резкое ослабление их позиций-в ре-
зультате второй мировой войны.

В странах  Юго-Воеточной = Азии
пылает гигантское пламя  народно-0с-
вободительной борьбы. В огне этой борь-
бы рушатся устои империализма в Ви-
тае, Индонезии, Индокитае и других
странах Востока. Особенно мощным уда-
ром по всей системе империализма явля-
ю1ея выдающиеся успехи демократии в
Китае. Под руководством коммунистиче-
ской партии эта крупнейшая страна уве-
ренно идет по пути полного освобождения
от господства внутренней реакдии и ва-
силья иностранного империализма. ‘`(бы-
вается пророческое заявление товарища
Сталина на ХГУ с’езде партии: «Силы ре-
волюционного движения в Китае неимо-
верны. Они еще не сказались как ‘еледу-
ет. Они еше скажутся в будущем. Прави-
тели Воетока и Запада, которые не’ видят
Этих сил и не считаются е ними в ‘долж-
ной мере, пострадают от этого».

Неуклонное укрепление сил коммуниз-
ма и демократии вызывает бешенство и
влобу международной реакции. С бессиль-
ной яростью правящие круги Америки и
Англии наблюдают за тем, как шатается
почва под их ногами, как грозный шквал
экономического кризиса неумолимо надви-
гаелоя Ha капиталистические страны и

грозит еще большие обоетрить все противо-
речия империализма. Капитаны гибнуще-

сорами.

атлантического блока борьба за мир всту-

1 мая 1949 г., воскресенье, № 102 (3206)

‘4   - КРАСНЫЙ ФЛОТ М

Постановление Президиума ЦК компартии

издании собрания

Сочинений ‚И. В. Сталина на чешском языке

Исторический опыт Всесоюзной комму-
нистической партии большевиков является
величайшим опытом, обогащающим вое ре-
волюционные партии рабочего класса и
действительным для всех стран, идущих
п пути строительства социализма.

На произведениях И. В. Сталина, вождя
и учителя трудящихся, наша партия по-
стигнет закономерность общественного раз-
вития, закономерность перехода от капита-
лизма к социализму.

пила‘ в новую стадию, характеризующую-
ся необычайным размахом движения в за-
щиту мира. В последнее время во многих
странах состоялись национальные конгрес-
сы в защиту мира. По европейским ropo-
дам прокатилась волна массовых  демон-
страций, митингов трудящихся, на кото-
рых тыеячи простых людей выражали
свою непреклонную решимость  отетоять
дело мира. В-США < большим успехом
прошел конгресс деятелей американской
культуры в защиту мира. :

Страстная решимость народов  отетоять
дело мира нашла свое наиболее яркое вы-
ражение в работах Веемирного конгресса
сторонников мира в Париже и Праге. Этот
конгрессе был волнующей демонстрацией
отромной мощи сил мира и демократии. Это
было предостережение поджигателям вой-
ны, решительный ответ народов на агрес-
сивный империалистический Северо-атлан-
тический блок.

Веемирный конгрессе сторонников мира
убедительно показал, что громадное боль-
шиветво населения земного шара хочет
мира, ненавидит войну и ее вдохновите-
‚лей. Он еще более сплотил ряды. сторон-
ников мира и явилея призывом к актив-
ному противодействию империалистической
политике подготовки и развязывания вой-
ны. Контресе показал, что миллионы лю-
дей во всем мире все больше понимают,
что для спасения мира недостаточно  од-
ного стремления к нему, что для этого
необходимо активное, все нарастающее на-
ступление сил мира.

жж

CCCP... Сотни миллионов людей во всех
частях света убедились, что только eTpa-
на Ленина— Сталина может указать на-
родам правильный путь в сохранению
мира.

‚ Готовность советского правительства
подписать пакт мира между СССР и США,
выраженная в ответах товариша Сталина
американскому корреспонденту Кингебери
Смиту, произвела неизгладимое впечатле-
ние во всем мире. Заявление Министерет-
ва иностранных дел CCCP и меморандум
советского правительства о Северо-атлан-
тическом пакте прозвучали как грозный
обвинительный акт против политики аг-
рессии и развязывания войны. В ответ на
организацию Северо-атлантического блока.
народы мира начали могучее длвижение в
защиту мира.

«События предмайских недель © 060бой
отчетливостью показали, насколько неис-
числимы силы могучей армии сторонников
Mupa. Нет. ныне такого уголка на земном
шаре, гле бы не звучал страстный про-
тест против преступной деятельности  ва-
чинщиков новой войны. В рядах великой
армии сторонников мира, поднявшихея
против опасности новой войны, находятся
самые разнородные сопиальные силы. Ря-
дом © пламенными борцами за мир — ком-
муниетами — выступают миллионы  6бес-
партийных рабочих и крестьян, многочис-
ленные представители науки и техники,
литературы и искусства. Их об’единяет
одно стремление: отстоять дело мира, че-

обобщен великий исторический опыт  Произведения И. В. Сталина, первый
борьбы коммунистической партии за побе- том которых выйдет ко дню открытия
ду социалистической революции и за по- 9 с’езда партии, окажут огромную

помошь всем нашим партийным руководи-
телям и членам партии в овладении марк-
систеко-ленинской теорией, в изучении
опыта большевистской партии, который
является необходимым для строительства
социализма в нашей стране».

строение социалистического общества в
Советском Союзе, за создание и укрепление
Советского государства. В трудах И. В.
Сталина развита и обогащена новым гени-
альным вкладом теория  маркеизма-ле-
нинизма.

Прага первомайсная

ПРАГА, 30 апреля. (ТАСС). Шо всей Че-
хословакии ваканчиваются последние при-
готовления к празднованию международно-
то дня трудящихся — 1 Мая. По-празднич-
ному убрана площадь Вацлава в Праге, че-
рез которую завтра пройдут первомайские
колонны трудящихся. Дома украшены че-
хословацкими и советскими флагами, порт-
ретами В. И. Ленина, Генералиссимуса
И. В. Сталина, Клемента Готвальда, премъер-
министра Запотоцкого. Диаграммы и мно-
гочисленные экспонаты, выставленные в
витринах матазинов и окнах учреждений,
рассказывают о трудовых успехах чехосло-
вацкого народа, строящего социализм.

Из многих городов страны поступают ©0-
общения о досрочном выполнении рядом
предприятий производственных — обява-
тельств, взятых рабочими и служащими в
соревновании в честь предстоящего 9 с’ез-
да компартии Чехословакии. Металлурги
витковицких заводов к 1 Мая выплавили
сверх плана 10 тысяч тонн чутуна и дали
сверх плана 4 тысячи тонн проката. Боль-
ших трудовых успехов добились шахтеры
Владно, Моравокой Остравы, маптинострои-
тели городов Пльзень, Брно, Готвальлов и
тысячи рабочих других городов Чехослова-
Кии.

Трудящиеся Польши встречают 1 Мая
огромными производственными успехами

ВАРШАВА, 30 апреля. (ТАСС). Поль- конца месяца добыть еще 7 тые. тонн
ская- печать публикует. сообщение 0’ ре-   угля.
зультатах выполнения первомайских 00я-  0 своих успехах рапортуют рабочие

сти и национальной независимости своих

Международные события последнего вре-

мени с чрезвычайной  убедительностью
свидетельствуют о мощи сил мира и де-
мократии. Общественные силы, стоящие
на страже всеобщего мира, ныне настоль-
ко велики, что, если они будут вести ак-
тивную наступательную борьбу ва мир,
империалистические поджигатели войны
не смогут одолеть их и развязать новую
войну. 06 эту могучую стену мира. ра-
зобъются преступные замыслы очередных
претендентов на мировое господство.

Теперь, когда поджигатели войны ©
каждым днем усиливают свою шдрывную
деятельность, от всех сторонников мира
требуются усиленная бдительность и не-
преклонная репительноеть в отетаиваний
мира. Сорвать планы зачинщиков войны
можно только мобилизацией всех сил ми-
ролюбивых народов.

Товарищ Сталин учит советский народ:
«Развёртывая мирное социалистическое
строительство, мы ни на минуту не дол-
жны забывать о происках международной
реакции, которая вынашивает планы н0-
вой войны. Необходимо помнить указания
великого Ленина о том, что, перейдя к
‘мирному труду, нужно постоянно быть
‘на-чеку, беречь, как зеницу ока,  воору-
‚жеённые силы и обороноетособность нашей
страны».

Советская Армия, Военно-Морской Флот
и Военно-Воздушные Силы СССР являют-
ся неусыпным стражем и могучим опло-
‘TOM всеобщего мира и безопасности, надеж-
‘JOH всех сторонников мира во всем мире.

стран. Миллионы простых людей во всех
уголках земного шара понимают, что важ-
нейшим условием сохранения мира являет-
ся активная поддержка миролюбивой поли-
тики великого Советского Союза. Эти чув-
ства народов особенно ярко выразил один
из предотавителей чехословацкой демокра-
тии Кюпецкий, заявивший на заседании’
пражекой части Всемирного конгресса, сто-
ронников мира: «В лице мирового гения’
Генералиссимуса Сталина наш народ, как
й все миролюбивые народы, видит глав-
ную гарантию мира». Могучая армия за-
щитников мира все более сплачивает свои
ряды вокруг СССР. Лозунг коммуниетиче-
ских партий всего мира «Трудящиеся ни-
когда не будут воевать против Советского
Союза» встретил  единодушную — под-
держку миллионов простых людей и стал
боевым лозунгом бойцов армии мира. Это
явилось еще одним выражением неуклонно
креннущей международной солидарности
трудящихся мира.

В борьбе ва мир принимают все более
активное участие и народы колониальных
й зависимых стран, которых магнаты
Уолл-стрита хотели бы превратить в свое
послупгное орудие в подготовляемой ими
войне, Демократические партии и группы
Китая. во главе с коммунистической пар-
тией в связи с созданием Атлантического
пакта от имени китайского народа торже-
ственно заявили: «Ели империалистиче-
ский агрессивный блок осмелится развя-
зать эту реакционную войну, угрожающую
народам мира, мы 0б’единим народ всей

зательств рабочими и крестьянами Поль-
ши. .
Газеты вообщают, что металлургический
завод им. Востюшко 28 апреля выполнил
апрельский план по коксу на 106 процен-
тов. по стали — на 113 процентов, по
вальцовке — на 139 процентов.

Рабочие завода Пластмаее в Прушкове
28 апреля выполнили месячный план на
128 процентов. Рыбницкое угольное 0б’е-
динение еще 25 апреля дало сверх плана
83 тые. тонн угля. Горняки обязались до

завода в Бельске, текстильных предприя-
тий Белостока и многие другие.

Врестьяне Лодзинского воеводства, гото-
Bach ко дню 1 Мая, обсадили дороги де-
ревьями и облесили пустыри, Государет-
венные имения Познанского воеводства на
5 дней раньше срока закончили весенний
сев.

Сообщения о досрочном выполнении ап-
рельских планов и о выполнении перво-
майских обязательств продолжают посту-
пать со всех концов страны.

Обращение

Временного

демократического правительства Греции
к греческим королевским войскам

СОФИЯ, 30 апреля. (ТАСС). Атентетво
Эллас Пресс сообщает, что Временное де-
мократическое правительство Греции обра-
тилось 27 апреля к солдатам и офицерам
королевских войск с призывом усилить
движение за прекращение братоубийствен-
НОЙ ВОЙНЫ.

«20 апреля Временное демократическое
правительство Греции, — говоритя . в
призыве, — обратилось к Генеральной
Ассамблее организации 06’единенных
наций и к Всемирному конгрессу сторон-
ников мира в Париже ec предложением.
помочь усилиям греческого народа в до-
стижении примирения. В этом обращении
мы заявили о своей готовности прекратить
войну и братоубийство, возвратиться в

страны и, соблюдая бессмертные указания

свои дома и установить в нашей стране

го капиталистического корабля видят Пос-

Маккхы везет

Маккхы! Где ты сейчас, мой старый =
друг? Давно, очень давно я тебе не писал. г
Последнее письмо я отправил тебе в город Lh UCbMO Apyly
Соли перед самой войной. но оно вернулось uae

0 штампом «Адресат выбыл». Потом я у3-
нал, что ты ушел на фронт, был снайне-
ром. И на войне, значит, ты, якутский
охотник, сержант Максим Туприн, кавалер
орлена Отечественной войны обеих степе-
ней, был впереди. Потом мне писали, что
ты учишься в Якутске в партийной шко-
ле; собираешься вернуться в родные места
Прибрежной тундры.

Болыше лесяти лет прошло ¢ тех пор,
как мы расстались, но я живо представляю
себе наше прошание. Ты, Маккхы, твои ро-
= й друзья Федот Спиридонов и Захар

оротов долго и кренко жали нам BH, 2
ae ом ne и все Gen НВ oo:
оттянуть момент расставания. Потом Фе- о м ых
дот и Захар остались у оленей, а ты еще г. На на пароходе с Востока. Он
с версту Open с нами. по отмели. привез в бухту, на берег пустынной тогда

Наш катер удалялся, направляясь к па- тундры, только часть большой экспедиции
роходу, стоявшему на’ фарватере бухты. Мы (сновной персонал, машины, грузы ожи-
© Григорьичем оглядывали в бинокль зна- дались с Запада. Ho пароходы не пришли
комые берега. Как преобразилиеь они 3a Подлые враги нашей Родины сделали ath.
два года! У устья Сопочной раскинулся   тобы не ‘допустить их до нас. Нам с0об-
большой поселок. Пирамиды буровых вы- или: «На год работы придется отложить.
чиек маячили на склонах сопки и В тунд-  Перезимуете как-нибудь...».

ре. Вон памятная буровая номер один. Ты
помогал нам ее строить, возил на своих Her, как-нибудь зимовать мы

для вас, жителей тундры, дома, машины,
продовольствие, новые ружья, охотничьи
припасы, волос для пущален-сетей, кожи,
ножи, напильники-—Все то, без чего нельзя
добывать дикого оленя, добывать пес-
ца, ловить рыбу, — много чая, сушек, са-
хара, ящики с тетрадями, карандалтами,.
книгами... :

И, провожая нас, я уверен, ты думал о
том человеке, друге всех народов, который
живет и трудится в Времле, который пос-
лал людям тундры, сквозь льды и туманы,

не

слешках тес, нефть, воду. Справа — на о и ря
мысе Фомича — тоже постройки: там oe ии _ ae » OOT-
угольная шахта. Оттуда двигался по тунд- и DOCTO He Char

ре могучий «Сталинец», волочивший 38 ©0- i ; Е
бой цепочку саней, груженных углем, Сле-  № ЧО возьми, мы не сдались, Махжкхы!

ва от поселка на мысе Гавань — тоже до-  «Отложить на год работы». Советскому
ма, крыши, мачты. У причала разгружа-  Союзу нужна была соль в тот же год. Ее
ются баржи, по рельсам узкоколейки сну- требовали рыбоконсервные заводы, промыс-
ют, ширикают, как говорил ты, вагонет- 7а, артельные рыбалки, раскинувшиеся по
ки, а в тундре вырастают все новые и но- арктическому побережью и великим рекам
вые горы грузов. Сибири. Ее возили на Север издалека, че-
Наш катер удалялся, а ты с друзьями  0ез всю страну, а в Прибрежной тундре
поднялся на Сопку и долго стоял там, гля-   Находились несметные количества соли.
дя на бухту. Оттуда, с вершины, открывал-  Теологи утверждали, что залежи соли
ся общирный вид на Прибрежную тундру,   имеются в бухте, где был удобный порт.
каждая лайда, каждое озерко которой было   Надо было удостовериться бурением, есть
известно тебе. Это же твоя родина, Мак- лИ соль и на какой глубине.
кхы, та самая родина, которую потом ты   ~~  Мы, Должны
защищал с оружием в‘руках под  Вязьмой,   Ложений теологов, — сказал Григорьич.
суровая, но любимая. Ты видел с Сонки  — Но чем? Палкой же Сопку не пробу-
пароходы, стоявитие в бухте. Они привезли! рить...

убедитьея в. предпо-.

В. КОРИОНОВ.

СОЛЬ...

И все-таки нашли чем. 3a год до на-
шего прихода у берега Черного полуострова
затонул кунгас геологической экспедиции е
бумвым оборудованием... Помнишь, Мак-
кхы, как мы доставали станок? Ты помо-
тал нам тотда. Ныряли, цепляли гаком, тя-
нули, & он все срывалея, проклятый. До
чего ж холодна вода в бухте! От воспоми-
нания и сейчас дрожь пробирает по коже.
Но вытянули.

Да, нелегко нам доставалось. У нае бы-
ли вездеходы, катера, но не было бензина.
На Белом мысу, на старой базе, где рань-
ше работала экспедиция, находились удоб-
ные постройки, запас муки, нефть, многое
другое полезное и нужное, но перевезти
все мы не могли. До старой базы морем—
около двухсот километров, а бензина у
нас хватало только на один рейс. Мы ос-
тавались обезоруженными, но не отступили.
Мы построили вышку, стали бурить. Мед-
ленно, очень медленно, но бурили.

Но к весне встала угроза — надо пре-
кратать бурение. У нас нехватало соли.
Да, да, соли. Где-то там, в глубине. под на-
щими ногами находились миллионы, может,
миллиарды тонн этого минерала, & нам,

чтобы добурить до залежей, нужно было П

всего каких-нибудь три тонны <оли, этого
требовал технологический процесс.

На первое время нам хватало той соли,
которую успели перевезти осенью ¢ Белого
мыса по воде, благо там её было много. Но
в начале апреля стало ясно — соли не-
хватит.

Три тонны соли! Они решали судьбу бу-
дущей экспедиции. Как привезти их ©
лого мыса? И тогда Григорьич предложил:

— Вопрос ясен. Надо просить явутов.

Мне это казалось насмешкой. Но парторг
не шутил. Видно, он больше меня знал лю-
дей, этот бывший балтийский моряк, видно,
он умел видеть лучше, нежели я, началь-
ник зимовки. Я знал лишь, что олени ис-
тощены; им нужно долго отдыхать на па-
стбищах. Я знал, что для вас, Маккхы,
потерять оленей — потерять все. У вас,
как и у нас на зимовке, в тот тод тоже
туго было с питанием. Мы делились с ва-
ми. чем могли. Но кончались и наши запа-
вы. Я предложил твоим родичам взять для

бери

Г, 17637

=

себя же муку с Белого мыса — они отка-
зались. Ехать на Белый мыс казалось бе-
зумием. Там не было кормов для оленей.

— Нет, парторг, — говорил я, — sny-
ты за солью не поедут. Они не в силах
это сделать...

—ЩА ты сумей об’яснить им, зачем нуж-
на нам соль...

Мы приехали в ваш белех. В чуме соб-
рались все кочевники Прибрежной тундры.
Ели строганину, пили гуетой чай. Григо-
рьич рассказывал новости е Большой Зем-
ли. Потом стали говорить о будущем, о
том, как вырастет здесь город Соли. как
радостна станет жизнь в тундре, когда за-
POPATCA огни электростанции, будут пост-
роены магазины, клуб, будут работать
шахты, и 0 многом, многом другом. Bee
слушали, удовлетворенно качая толовами,
причмокивая языками. Это было одобрени-
ем. Один лишь Совиный нос молчал, насу-
ПИВШИСЬ.

Потом я затоворил о соли, трех тоннах
соли. Я смотрел в глаза твоих родичей,
пыгалея прочесть в них ответ. Вее молча-
ли, опустив глаза. Долго, долго молчали. Я
тоже не спрашивал. Таков обычай тунд-
ры: задал вопросе — жди, не задавай но-
вых, не услышав ответа на предыдущий,

Совиный нос протянул руку к туеску,
вынул оттуда щепотку соли, положил на
язык и, поморщивитиеь, сплюнул на огонь.
отом протянул соседу — колченогому Фо-
ме, бывшему князьку, и сунул щепотку
ему. Тот тоже лизнул соль и кривляяесь:
«Кусаган ойе, плохо» — сплюнул. Сови-
ный нос затянулся трубкой и стал гово-
рить своим тихим, скрипучим, полным зло-
бы голосом.

— Зачем якутам соль? — говорил он.
— Много ли ее нужно? Тореть на весь бе-
лех. Вам, русским, нужна соль, вы и поез-
жайте за ней на Белый мыс. У вас маши-
ны, — Совиный нос ехидно ухмылялея,—
поезжайте на них. А мы не поедем.

Голое Совиного носа перешел в визгли-
вые выкрики:

— Зачем вы пришли еюда? Кто вас
звал? Уходите из тундры. Якутский народ
вас не хочет, он не хочет жить так, как
хотите вы...

— Нет, хочет, хочет! — это выкрикнул
ты, Маккхы.

Все раскрыли рты. Твоя мать — мудрая
Ивдо в ужасе сжала руки. Ее сын, Мак-
кхы, медвежонок, так назвала она тебя в

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗЛАТЕЛЬСТВА: Москва, Большой Козловский пер., дом 6. Телефоны: коммутатор К 0-26-80; для справок — доб. 02-87; начальник издательства — доб. 00-48; отдел подписки — доб. 01

спокойствие и мир. Монархо-фашисты от-
вергли наше обращение, утверждая, что
оно свидетельствует якобы о нашей ела-
бости. Теперь мы обращаемся к вам, про-
ливающим кровь и, следовательно, наиболее
заинтересованным в прекращении войны.

Можно ли установить мир в Греции? Мы
отвечаем, что можно, если все будем бо-
роться за это, если все выполним нашу за-
дачу. Подумайте о наших предложениях.
Не воюйте больше. Не производите ни од-
ного выстрела. Изолируйте шакалов, ко-
торые ходят за вами. Выбирайте моменты
для братания. Устанавливайте связь с ча-
стями Демократической армии. Организуйте
демократические группы в ваших частях.
Приюоединяйтесь к рядам Демократической
армии».

SSS ЕЕ И ЕЕ ЕЕ ee ee ee ЕО Е ЕЕ ee ee ne re

О демонстрации трудящихся
1-го Мая 1949 года
в городе Москве

Начало демонстрации в 11 часов 20

минут утрё.
` Трудящиеся, участвующие в  демон-
страции, собираются на свои сборные

пункты по предприятиям и учреждениям и
следуют на Красную площадь организо-
ванно районными колоннами по устано-
вленным маршрутам,

Пропуск на Красную площадь лиц, иду-
щих по специальным билетам, прекра-
щается в 9 часов 45 минут,

Движение всех видов  транопортв, в
исключением автомашин CO специальными
пропусками, будет прекращено в районе
центральных площадей в 7 часов 00 ми-
нут, в кольце «А»—в 8 часов 30 минут
и в пределах Садового кольца — B 9 yp-
сов 00 минут и возобновлено после окон-
чания демонстрации.

Наблюдение за порядком и организация
движения колонн демонстрантов возложе-
ны на начальника Управления милиции
города Москвы — комиссара милиции 2-9
ранга Полукарова.

Выход в свет
первого номера газеты
„За социалистическую

Югославию“

Вышел в свет первый номер газеты «3a
сопиалистическую Югославию», издавае-
мой в Москве на сербском языке ютослав-
<кими коммунистами-политэмигрантами,
находящимися в СССР. В номере опубли-
ковано информационное сообщение о co-
стоявшемея в начале апреля с. г. в М№-
скве совещании югославских коммунистов-
политэмигрантов в СССР, на котором еди-
нодушно принято решение об издании га-
зеты «За социалистическую Югославию»,
В газете напечатана резолюция этого с-
вещания. Газета публикует материалы,
разоблачающие националистическую поли-
тику клики Тито в Югославии, письма п
сообщения из Ютославии, & также мате-

риалы, освещающие жизнь Советекого
Союза. В газете напечатана большая
статья, посвященная 1-му Мая — дню

смотра боевых сил трудящихся мира, дию
братства рабочих всех стран.
—о—-

Учения английского
средиземноморского ]
флота

ЛОНДОН, 30 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент атентетва Рейтер, ан-
глийский линкор «Вэнгард» (водоизмеще-
нием в 42.500 тонн) прибыл в Триполи,
где он пробудет четыре дня.

Английский средиземноморский флот во
главе с «Вэнгардом» вышел с Мальты на
учения 25 апреля. 28 апреля солдаты мот-
ской пехоты направились на десантном
судне «Мессина» в Триполитанию, где про-
ведут шестинедельные учения.

Меры английского правительства
по вербовке кадров
в вооруженные силы

ПРАГА; 30 апреля. (ТАСС). Как с09б-
Щает лондонский корреспондент агентства
Телепресе, 5’ мая в Лондоне состоитея па-
рад двух тысяч английских солдат в пол:
ном боевом снаряжении. Этот пропагандист-
ский парад, указывает атентство, предета-
вляет с0б0й новую’ ‘попытку навербовать
кадры для английских вооруженных сил,
Так как предыдущие вербовочные кампании
провалились.

О

Первенство СССР по футболу

Вчера в Сталинграде состоялся очередной
матч на первенство страны по футболу,
Против местной команды общества «Торпе-
до» играла команда московского «Спартака».
Матч закончился победой москвичей со
счетом 2: 0.

детстве, нарушил законы тундры, сказал  Даже Григорьич, этот опытный полярник,

свое слово раньше старших в роде.

Откуда взялись у тебя слова, мой слав-
ный друг? И какие слова! Ты говорил о
тех великих делах, которые творились в
стране под руководством великого Сталина,
0 помощи, оказываемой якутам.

—Мы не будем больше голодать, болеть,
умирать от повальных болезней. Мы будем
жить в домах, учиться, управлять больши-
ми машинами.

Это говорил ты, Маккхы. Когда ты ус-
пел все это осознать? — подумал я. —
Вот, значит, о чем долгими часами разго-
варивал ты с Гриторьичем. Ты впитывал
это из книг, которые читали тебе наши
комсомольцы.

После тебя заговорили Захар, Федот, по-
том еще кто-то из молодых охотников. Не-
ужели многоводная Ляма повернула вепять,
если в Прибрежной тундре дети ` говорят
прежде отцов? Но отцы заговорили тоже. И
первым сказал слово твой отец, Афанасий
Туприн — Зоркий глаз. Он стал говорить
0 том, нак перевезти три тонны... нет, не
муки, а соли с Белого мыса через пере-
вал...

И ты, Маккхы, пошел на Белый мые. С
тобой ушел Григорьич. Вы раеставили чу-
мы цепочкой на равном расстоянии друг от
друга от старой базы до перевала. Ты от-
дал часть своих оленей Федоту, & часть за-
харовых взял в евои нарты. Уж и в этом
одном были первые черточки  артельного
труда, к которому потом перешли весе ко-
чевники Прибрежной тундры.

На перевале вас захватила пурга. Про-
клятое место! Ломались копылья у нарт,
Тебе с товарищами приходилось на Iba-
BONBCKOM ветру перекладывать драгоценные
глыбы соли на другие нарты и впрягатьея
вместе с животными, волочить их до спус-
Ra.
Надо было спешить. Обессиленные жи-
вотные с трудом копытили снег, чтобы до-
стать себе мох. Мешок муки, единственное,
что взяли вы для себя с Белого мыса,
скормили оленям. От бескормицы и нено-
сильной работы пало несколько животных,
Вончилась еда и у вас. Пришлось голодать.

Наконец, Bea comb была на перевале. До
базы оставалась напрямик половина пу-
ти восемьдесят километров, но предетоя-
ло делать еще крюк по берегу бухты. И
ты, Маккхы, рискнул: пошел напрямик по
льду, через торосы, расчищая топором путь.

Типография центрального органа Министерства Вооруженных Сил Союза ССР «Красная звезда», Москва, ул, Чехова, 16.

удивился твоей решительности. Ведь еще
Никто из твоих родичей кочевников
Прибрежной тундры — не ходил напрямик,
а ты пошел.

Й вот ранним утром в день праздника
на базу пришел Григорьич, усталый до
краиности, с помороженными щеками, Он
мог сказать лишь одно:

— Маккхы везет соль...

Это было лучшим подарком к празднику.
Bee население вышло встречать вас. Люди
подхватили тебя, Федота, Захара, на руки и
стали качать... Потом выпрягли оленей и с
песнями поволокли нарты к буровой.

Потом был праздник. Мы собрались в
большом бараке. Во всю длину составили
столы, на которых красовался огромный
трехметровый пирог с нельмой — произве-
дение нашей поварихи бабки Шмачи-
хи. На нем стояло гигантскими буквами:
«Да зДретВ. 1 май» — Шмачиха не силь-
на была в грамоте.

Ты, Федот, Захар, твой отец и другие
старики сидели на почетном месте,  сму-
щенные и взволнованные, красные, как ло-
зунги, пламеневшие на стенах барака. Во-
круг находились друзья.

Эх, мало было у нас спирту, но хвати-
ло, чтобы все смогли поднять стаканы. Ты
помнишь наш первый и единственный
тост? Мы подняли его за Первое мая —
праздник трудящихся всех стран, за друж-
бу народов Советской страны, за счастье,
3& партию, за родного Сталина.

Потом ты взял елово. Видно, у тебя мно-
го было чувства в сердце, но нехватало
слов. Ты только сказал:

— Первой мая... здраствуй... Оталин
весь народ отец, здраствуй... Якут сим бир
(вее равно) русский — один род, одна се-
Mba... Comb привез... хоропю якут будет...
всем хорошо будет... Товаырыш...

Потом начался праздничный пир. Bee
были довольны. Заливалась гармошка. A 3a
стеной барака, с Сопки, доносились ровный
стук нефтянки, тарахтение  солетолок и
чавкание насоса, гнавшего соляной раствор
в забой скважины. Победитовые зубья ко-
ронки вгрызались в наслоения пластов

земли, приближаясь к вершине  соляного
купола...

Н. БОЛОТНИКОВ.

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.

-60; отдел писем — доб. 01-71 и К 2-08-34,

Sak. 2019