‚ ский пятилетний плач,

6 мая 1949 г, пятница, № 105 (3209)

ан о мы о
ДЕНЬ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПЕЧАТИ

ces

Общемосковское соб

а ai
1 OCKOBCKOC собрание
работников газет, журналов, издательств
полиграфических предприятий и корреспон”
дентского актива московских газет и зжур-
налов, посвященное Дню большевистской
печати. На собрании присутствовало около
й тысяч человек.
_ В президиуме собрания: т. т. И. А. Пар-
фенов, С. А. Жолнин, П. Н. Поспелов СТ
Шепилов, Н. П. Фирюбин, 0. В. Козлова,
А. Я. Секачев, Н. Н. Данилов, ©, Ф. Rysne-
nos, J. П. Грачев, К. А. Губин, Н. Г. Паль-
гунов, И. Я. Фомиченко, Ц. А. `Сатюков
И. В. Саутин, П. Н. Федосеев, А. Я. Вла-
тин, Н. А, Куликов, А. А. Сурков, М. Н
Казанцева, Г. Л. Мещеряков, А. М. Cupo-
тин, П. И. Мусьяков, В. П. Павлов, A. A,
Лузин, В. В. Ермилов, 0. В. Сутоцкий и
другие.

0 огромным под’емом еобрание избирает
почетный президиум в составе Политбюро
ЦВ ВКП(б) во главе с великим вождем <о-
ветского народа товарищем И. В. Сталиным.

С докладом о Дне большевистокой печати
выступил заместитель заведующего отделом
пропаганды и агитации ЦВ ВКП(б)
mos, J. Ф. Ильичев.

Докладчик отмечает огромную роль боль-
шевистокой печати в жизни нашей страны,
В огне революционной борьбы родилась и
закалялась больевистекая печать. Ее ©03-
давали и любовно растили Ленин и Сталин.
( первых лет своего существования больше-
вистская печать выступила как коллектив-
ный пропагандист, агитатор и организатор
трудящихся,

Создавая свою. печать, наша партия ви-
дела, в ней мощное орудие революционного
воспитания масе,  незаменимое средство
идейной и организационной связи партии
© рабочим классом. Советекая печать. вое-
ма верно выполняла волю партии
Ленина— Сталина. В годы гражданской
войны, в мирный период строительства, в
мды военных бурь наша печать веегда
находилась на вооружении советекого на-
рода, вееляла в советских людей непоколе-
бимую веру в торжество дела коммунизма,

В наши дни, котла советекий народ,
устешно выполняя послевоенный сталин-
уверенно идет к
коммунизму, советская печать понрежне-
му верно служит своему народу,  нахо-
дясь на своем боевом и славном посту.

Тов. Ильичев товорит © глубоком раз-
личии самой природы  юоветекюй и бур-
жуаеной печати, о различных принципах,
лежащих в их основе. Советекая печаль—
печать нового типа —— является выраже-
нием социалистической демократии,  под-
пинной свободы слова. Буржуазная печать
является служанкой империализма, рупо-
ром его хищнических, грабичельских пла-
нов. Она несет читателю неназиеть к жи-
зни, к человеку, духовное опустошение и
одичание, отравляет сознание людей ядом
космополитизма. Буржуазная печать —
враг демократии и прогресса. На ее стра-

рание работников печати

ницах ведется  безудержная пропаганда
НОВОЙ ВОИНЫ, расового изуверства и чело-
веконенавистничества,

Беспощадно разоблачать
Ждународной реакций, срывать маски с
поджигалелей войны,  раз’яенять народу
внешнюю политику Советского Союза и
международное положение +— одна из важ-
неиших задач нашей печали.

Тов. Ильичев отмечает возросшую роль
печали в развертывании соревнования,
ставшего теперь всенародным, в распро-
странении инициативы передовиков про-
мышленнюсти и сельюкого хозяйства. Пе-
чать должна на ‘лучших образцах учить,
воспитывать, подтягивать отстающих.

«Побольше внимания, говорил
В. И. Ленин, — самым простым, но жи-
вым, из жизни взятым, жизнью проверен-
ным фактам коммуниотичеекото строитель-
ства — этот лозунг надо неустанно по-
ВТорять воем нам, нашим писателям, аги-
таторам, пропаганудиетам, организаторам и
так далее».

Богатый ®пыт большевистской печати
показывает, YO ее организующая роль
неизмеримо повышается, если печать креп-
KO связана, с массами трудящихся. Товарищ
Оталин назвал рабочих и сельских вор-
респондентов командирами общественного
мвения.

Перед нашим народом, говорит далее
тов. Ильичев, стоит историческая  зада-
ча — обеспечить постепенный переход на-
шей страны от социализма, к коммунизму.

Почетной обязанностью большевистской
печали лвляется систематическая  пропа-
ганда идей ленинизма. Печать призвана,
быть глашатаем великих идей коммунизма,
зорко стоять на страже духовных интере-
сов созетекого народа, оберегать  совет-
скую культуру от влияния враждебной
идеологии. Паряду с широким веесторон-
ним показом жизни страны сегодня наша
печать должна рассказывать © завтраш-
нем дне нашего народа, вееляя в сердца
советеких людей бодрость, уверенность в
победу коммунизма,

— Велика честь быть журналистом
советской печати, — говорит в заключе-
ние доклада тов. Л. Ф. Ильичев. — Совет-
ский журналист — слуга народа. Он жи-
вет емо интересами, находит творческое
вдохновение в его борьбе и труде.

В руки советских журналистов дано
самое сильное оружие нашей партий —
печать. Быть на высоте советской журна-
листики, верно служить делу коммунизма
— значит неустанно итти виеред, изучать
жизнь, быть взыскательным к cede, все
более повъинать свой идейный и деловой
уровень, быть до конца преданным вели-
кому делу партии Ленина— Сталина.

С отромным воодушевлением участники
собрания приняли приветствие товарищу
Й. В. Оталину.

В заключение вечера еостоялея большой
концерт с участием лучших артистических
сил столицы. (ТАСС).

происки Me-

` Присуждение ‘золотых медалей и премий
выдающимся советским ученым

Вчера, 5-го мая, под предеедательством
академика С. И. Вавилова состоялось рас-

ширенное заседание президиума Академии
наук СССР, посвященное ‹ присуждению
золотых медалей и премий выдающимся

боветским ученым.

Премии и золотые мелали Академии
наук СССР, учрежденные в память круп-
нейших русских ученых,  утвердивших
приоритет Родины в важнейших отраслях
знания, присуждаются деятелям советской
науки, которые, продолжая и умножая
лучшие традиции наших ученых, подняли
на новую высоту славу отечественной
науки.

Крупным событием явилось  присужде-
ние золотой медали имени А. С. Попова,
№юрой награждаются ежегодно авторы вы-
дающихся научных работ и изобретений
в области радио.

Памята

Открытие великого русского ученого
А. С. Попова нашло замечательных  про-
должателей среди советских деятелей
науки.

Вчера эта почетная награда была при-
суждена главе советской технической шко-
лы, ученому с мировым именем, академи-
ку ВБ. А. Введенскому — за совокупность
работ в области радиофизики и радиотех-
ники. Научная общественность торжеетвен-
но отмечает традиционный праздник —
День радио——7 мая 1949 года. В этот день
совелекий народ чтит память великого
создателя радио — А. 0. Попова, осуще-
ствившего 54 года тому назад первую в
мире радиопередачу.

Золотая медаль имени В. В. Докучаева
была присуждена посмертно профессору
С. А. Захарову за совокупность его науч-
ных работ в области почвоведения.

ACC).

a ome

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Памятник
советском воинам

в Карпатах.

ВОЛОВЕЦ (Закарпатская область), 5 мая.
(ТАСС). Злдееь состоялось открытие мону-
ментального памятника воинам Советской
Армии, павшим в боях за освобождение За-
карпатья в дни Великой Отечественной
войны.

На открытии памятника присутствовало
более 5 тысяч лесорубов и колхозников.

СПОРТ

Первенство
- Вооруженных Сил
но борьбе

Закончились длившиеся два дня соревно-
вания по классической и вольной борьбе на
первенство Вооруженных Сил. В соревнова-
ниях приняли участие лучшие борцы Совет“.
ской Армии, Флота и Авиации.

Интересной ‘была встреча борцов легкого
веса Музашвили и Богданова, состязавших-
ся в вольной борьбе. В начале схватки’ вы-
игрывал Богданов. Атаки его были настоль-
ко стремительными, что Музашвили вынуж-
ден был перейти к защите. Но вот он
резко меняет тактику и переходит в нападе-
ние, в результате чего кладет Борданова на
обе лопатки. Схватка продолжалась 3 мин.
45 сек. Музашвили — моряк Черноморско-
го флота — завоевал звание чемпиона Во-
оруженных Сил 1949 года,

Звание чемпиона по вольной борьбе при:
суждено также черноморцу старшему мат-
росу Абрамову.

По классической борьбе большой интерес
представила схватка мастера спорта стар-
шины Задорожного с мастером спорта. сол-
датом Евдокимовым. Борьба была очень
напряженной. Задорожный сразу же атако-
вал своего противника, но добился победы
только по очкам. Для моряка это была са-
мая трудная схватка. Остальные он выиг-
рал легко и завоевал звание чемпиона Воо-
руженных Сил в легком. весе.

Первые места и звания чемпионов Воору-
женных Сил по классической борьбе в
своих весовых категориях завоевали также
сержант Рахлин (КВО), солдат Рыбаков
{МВО), заслуженный мастер спорта стар-
ший лейтенант Солбвов (МВС), старший
сержант Шорин (МВО), капитаны Ткач и
Денисенко (оба—МВО), старший лейтенант
Мазур (ЦДКА).

По вольной борьбе победителями в сво-
их весовых категориях оказались вольнона-
емный Шаронов (МВС), солдат Хамидулин
(МВО), майор Андреев и лейтенант Карпен-
ко (оба—Институт физкультуры), младший
сержант Энглас (МВО) и старшина Бездоля
(KBO). *

Главный судья соревнований
заслуженный мастер спорта
А. КАТУЛИН.

—о—

Гребно-паруеные гонки

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 5. мая. (Корр. «Кра-
сного Флота»). Здесь состоялись первые в
нынешнем году  гребно-парусные гонки; в
которых приняли участие команды ряда
частей флота. Первенство в ‘гребле на
10 кабельтовых завоевала команда капитана
интендантской службы Тарасова. Гребцы
шлюпки старшие матросы Афанасьев, Кли-
пиков, Быков, матросы Анучин, Васютов,
Шехин, старшина 1-й статьи Ковалев пока-
зали отличное время — 10 мин. 51 сек. На
втором месте шлюпка: › лейтенанта Саха:
рова и на третьем — шлюпка старшего
лейтенанта Дмитриева.

В парусных гонках на 40 кабельтовых

лучшее время—! uac. 33 Mun. 30 сек.—по-.

казала команда шлюпки старшего лейте-
нанта Дмитриева. Хорошую натренирован-
ность, высокую организованность и умение
управлять шлюпкой под парусами показали
команды части, где инструктором физподго-
товки офицер Андреев.

—О—-

Первенство СССР по футболу

Первая победа команды ВВС

Вчера, в Москве на стадионе «Сталинец»
состоялся очередной футбольный матя на
первенство страны. Встретились команды
Военно-Воздушных Сил и «Шахтер»
(Сталино). Игра закончилась. победой лет-
чиков. Счет` матча 3:1, г

рация

К тридцатилетию со дня захвата белогвардейского парохода „Лейла“.
советским миноносцем „Нарл Либкнехт“ —

Весной 1919 года Советская Россия на-

ходилась в огненном кольце фронтов и в  6к

она была связующим звеном между Совет-
ой Россией и Закаспием, & также Север-

тисках блокады Антанты. Империалисты 30  ным Кавказом.

т19во © Англией, США и Францией стреми-

Положение в Астрахани было исключи-

лись задушить советекую власть в России.   тельно трудным. С моря городу угрожала

Вудучи в то время
Англии,

ле хвастал, — и 06 этом были посланы те- от Гурьева — колчавовцы.

военным министром   английская флотилия, со стороны Северно-
Черчилль в своей речи в пала-  го Кавказа наступали деникинские части, &

Внутри города

леграммы всему миру, — Что организован   контрреволюция готовила антисоветекий мя-

поход четырнадцати народов против

победу над Россией.

По указанию тенштабов Англии,
Франции был выработан план нового на-
вступления на Москву через Уфу,
и Самару.

Выполняя волю международного империя
лизма, Колчак на востоке, Юденич — по
Петроградом, Деникин — на юге, Миллер
— на севере стремились комбинированны-
ми действиями лишить Советскую респуб-
лику основных жизненных дентров-—Моск-
выи Петрограда. В. осуществление
планов с севера, в направлении
и Вятку, двигался
р корпус ere
подступах к Петрограду wpu-
О флота наступал Юденич; с
пада нашей стране угрожали белополяки.

Главная ставка ее ей Кол-
Чака и Деникина. Волчак нас
бири к ay Правый фланг Деникина,
двигавтиегося через Кубань на север,
жен был занять Астрахань и соединить
Колчаком. после чего предполагалось
вовместное продвижение на Москву.

Астрахань находилась на стыке двух
фронтов: восточного — колчаковокого
Южного — деникинского, Астрахань и
рицын, оставаясь советекими, мешали 0 4
единению сил Антанты и тем самым пр
пятствовали осуществлению плана импери-
алистов — задушить Москву.
Астрахани возрастало еще и потому,

Совет-   теж.
ской России и что к новому году. 90 Даст  хань — большевистскую

Симбирск  емых английскими

англо-американский   вым.
а Пуля. На  разгромлена.
содействии   эвакуировать Астрахань
за-  «выравнивания . фронта»

и  писал:
Ца-  предавая большевиков, бакинские меныше-
’- вики и эсеры думали «использовать» анг-

Значение! нутся меньшевики и эсеры,
что! уедут во-свояси. На деле получилось обрат-

Надо было не только отстоять Астра-
крепость Ha

Волге, но и организовать полный разгром

США и   врага, очистить низовья великой русской

реки от белогвардейских банд, поддержива-
интервентами. Цент-
ральный  Вомитет большевиетской партии

а_  направляет в Астрахань Сергея Мироновича
д Кирова.

В начале февраля 1919 года тов. Би-
ров прибыл в город. Ввиду исключительно

тяжелого положения, в котором оказалось.

низовье Волги, был создан Военно-револю-

этих! ционный комитет Астраханского края =—
на Вологду  высшая власть — во’ главе с С. М. Виро-

Контрреволюция внутри города была
Приказ предателя Тропкого
под предлогом
был энергично
опротестован Кировым перед Ваадимиром
Ильичем. В. И. Ленин подтвердил евою ди-

из Си- ревтиву — защищать Астрахань до конца.

С осени 1918 года на Каспийском море

тол-   хозяйничали английские интервенты, при-
ся с глашенные бакинскими эсерами и меньше-
их виками якобы для защиты города от не-

мецко-турецких войск.

В апреле 1919 года
«Приглашая англичан в Баку и

лийских «гостей» как силу, причем пред-
полагалось. что хозяевами в стране оста-
«гости» же

товарищ Сталин

ное: «гости» стали неограниченными хозя-
евами...».

Хозяйничанье антантовских интервентов
в оккупированных областях сопровождалось
неслыханными зверствами вплоть до воору-
женной расправы c целыми группами ра-
бочих и крестьян.

Английские интервенты предательски
расстреляли 26 бакинских комиссаров. Анг-
лия об’явила под своим протекторатом вее
Закавказье. Оккупировав Ваку и близлежа-
щие к нему районы, англичане сразу же
начали создавать флотилию и к концу
1918 года имели на`Каспии флотилию в 50
боевых единиц. Штаб флотилии нахолился
в Баку, возглавлял его адмирал Норис. -

Чтобы воспрепятствовать наглым дейст-
виям английской флотилий в Каспийском

MOpé u защитить Астрахань и низовье Вол-

ги от налпествия интервентов и белогвар-
дейцев. по указанию ЧФенина и Сталина
была создана Астрахано-Каепийевкая воен-
ная флотилия. т

С Балтики в Астрахань по Мариинской
системе пришло шесть миноносцев. По же-
лезной дороге были перевезены четыре под-
водные лодки. С реки Камы в Астрахань
пришло еще три миноносца и пять воору-
женных пароходов Волжекой военной фло-
ТИлИи.

До приезда тов. Вирова в Аютрахань фло-
тилия не провела ни одной операции. Ми-
ноносцы, совершившие длительный переход
из Нетрограда по внутренним водным пу-
тям, нуждались в ремонте; в штабе флоти-
лии орудовали антантовские питионы. С. М.
Киров с первых же дней принял ряд ч0ез-
вычайных мер и навел большевиетекий по-
рядок на флотилии.

Е навигации 1919 тода в действующий
состав флотилии входили: эскадренные ми-

_ Образцово ‘полготов

ИТЬСЯ

к годовым экзаменам

В высших военно-морских училишах за-

вершаетея учебный год. На очереди дня—
экзаменационная сессия. Она подведет ито-
ги подготовки отдельных курсантов, клас-
сов, курсов и каждого училища в целом.
воме того, в период годовых экзаменов
выявится качество работы всего професеор-
сво-нреподавательского и офицерского е0с-
тава училищ,

‘Hak же наиболее целесообразно исполь-
зовать в училищах предеессионное время?

Начнем с того, что в период подготовки
в экзаменам планирование свободного вре-
мени у курсантов играет большую, можно
сказать решающую, роль. Как известно,
расписание сессии составляется и 0б’яв-
ляется за месяц ло ее начала. Поэтому,
зная конкретные сроки экзаменов и часы
учебных занятий, каждый курсант может
расочитать ювое свободное время и правиль-
HO целеустремить силы на подготовку по
отдельным разделам, главам и вопросам
программы. г

Тщательно проанализировав пройденный
за семестр материал, каждый курсант
увидит те вопросы программы, которые им
усвоены слабее, и для повторения и за-
крепления их сумеет своевременно отвести
больше личного времени.

Надо рекомендовать каждому курсанту
иметь план подготовки к экзаменам. Уже
самый процесс ето составления принесет
пользу, так как при этом курсант сумеет
осмыслить все, что ему предетоит повто-
рить. Этот план должен быть изложен на
бумате, содержать конкретные указания о
том, котда будут повторяться те или иные
разделы протраммы, и указание, каким спо-
©0б0ом это будет выполнено.

Мы не случайно подчёркнули. что план

должен быть написан и находиться перед
тлазами у курсанта. Некоторые курсанты,
соглашаясь с тем, что план нужен, нередко
заявляют, что они его «знают» по памяти.
Опыт показывает, что такой «устный»
план равносилен отсутетвию всякого пла-
на.
Офицерский состав училищ и преподава-
тели должны оказать всемерную помощь
курсантам в планировании их времени.
В этом особенно нуждаются курсанты млад-
ших курсов. Вроме того, очень важно в
период подготовки к экзаменам помочь тем
курсантам, которые в течение года показа-
ли недостаточно глубокие знания.

Надо помнить, что некоторые отстающие
курсанты, не веря в свои силы, предпочи-
тают брать для подготовки более легкие

для них вопросы, рассчитывая, что имен-
Но на них им придется отвечать на экзаме-
нах. Бывает и так, что подобные курсан-
ты выбирают один-два вопроса, которые
кажутся им наиболее трудными (как пра-
вило, это формулы с большими математи-
чебкими выкладками), и им уделяют все
свое время. В результате формулу-то они
вывести могут, а весь остальной материал

У них оказывается запущенным. Против!

всех этих и других ошибок очень важно
предостеречь курсантов теперь, в дни
подготовки к сессии.

По существующему положению, к экза-
менам допускаются только те курсанты, ко-
торые предварительно сдали установленные
учебным планом зачеты по тем или иным
предметам. Поэтому учебным отделам и
офицерам-воспитателям следует  добить-
ся того, чтобы каждый курсант пришел к
сессии без задолженности по дисциплинам.

Основным методом подготовки курсантов
Е Экзаменам должна быть их самостоятель-
ная работа над учебным материалом. В этом
им необходима помощь профессореко-препо-
давательского бостава. Каждый преподава-
тель должен быть заинтересован и B OT-
личном состоянии конспектов у курсантов.
Он должен давать необходимые раз’ясне-
ния по неясным вопросам и рекомендовать
литературу, которая освещает отдельные
вопросы программы.

Для тото чтобы правильно обрисовать
исторический ход развития данной дисцип-
лины и показать заслуги. в этом отечест-

SE ae ee ee ee ЕС И с НЯ

«Яков Свердлов», «Дельный», «Деятель-
ный», «Расторопный»; миноносцы «Прыт-
кий», «Рьяный» и «Ретивый»; бригада
вспомогательных крейсеров: «3-й Интерна-
ционал», «Красное Знамя», «Ильич» и
«Пролетарий», вооруженные 75-мм —

130-мм морской артиллерией; дивизион
подводных лодок: «Минога», «Макрель»,
«Васатка» и «Окунь» © плавбазой «Ре-

вель»; дивизион  катеров-истребителей —
8 единиц, минный заградитель «Демосфен»,
8 транспортов, 2 плавбатареи и другие
суда.

С марта советская флотилия ‘начала ус-
пешные боевые действия против бело-ант-
лийских ` кораблей. С. М. Киров, являясь
вомиесаром флотилии, лично руководил опе-
рациями. Одной из блестящих операций,
искусно проведенных советскими моряками,
была операция по овладению белогвардей-
ским фортом Александровоким (ныне форт
Шевченко) и связанный с этим захват со-
ветским миноносцем «Карл Либкнехт» бе-
погвардейского парохода «Лейла» с воен-
ными планами первого похода Антанты,

На форту Александровском находилась
мощная радиостанция, служившая главным
‘средством связи между Колчаком и Дени-
киным, радиостанции которого были в го-
‘родах Баку и Петровеке (Махач-Вала).
Наша разведка сообщила, что белотвардей-
цы готовят наступление. Тода у С. М.
Кирова и родилась идея похода через Каспий
в форту Александровекому и захвата ра-
диостанций с шифрами и секретными доку-
ментами колчаковцев. :

30 зпреля ночью соединение Астра-
хано-Каспийской военной флотилии, лиди-
руемое оскадренным миноносцем  «Варл
Либкнехт», _на котором находился С. М.
Киров, вышло в море. На рассвете кораб-
ли подошли к Александровокому. Был вы-
‹ажен десант. Советевие моряки очень
быстро овладели фортом и радиостан-
цией. Появление наших кораблей, было
столь внезапным, что радиостанция форта
He только не успела передать сообщение о
высадке десанта, но даже не предупредила
белых о появлении советской флотилии.

Радиостанция форта, уже находившаяся
в руках советских моряков, продолжала не-
которое время поддерживать связь в Гурье-

ноносцы «Ёарл Либкнехт», «Москвитянин»,

вом, тле находилюя штаб колчаковского

НВ Е

венных ученых и изобретателей, составле-
ны. специальные исторические справки.
Вроме того, на протяжении всего учебного
года преподаватели на своих лекциях на
конкретных примерах и фактах показывали
приоритет наших ученых в тех или иных
областях науки и техники. Задача теперь
заключается в том, чтобы курсанты смогли
полноценно использовать весь этот MarTe-
риал при подготовке к экзаменам. А для
этого надо прежде всего. добиться, чтобы
проверенные, доброкачественно составлен-
ные исторические справки были своевре-
менно размножены и находилиеь У кур-
сантов.

В тех случаях, когда эти справки по
различным причинам нельзя размножить,
основные исторические сведения необходимо
напомнить курсантам путем чтения 0бзор-
ных лекций в порядке консультаций
ит. д. Важно, чтобы на экзамене курсант
смог не только ‘ответить на тот или иной
специальный вонрос, но и показать огром-
ное значение отечественной науки в разви-
тии мировой науки. Надо помнить, что вос-
питание и обучение будущих офицеров на-
шего флота немыслимо без этих знаний.

Важной формой подготовки к экзаменам
должны быть консультации. Их необходимо
так организовать, чтобы обеспечить квали-
фицированной пемощью всех нуждающихся
в ней курсантов. Нельзя, однако, превра-
щать консультации в повторный куре лек-
ций, к чему нередко стремятся некоторые
курсанты и что в отдельных случаях до-
пускают преподаватели. В беседе с препо-
давателем курсант должен получать только
ответ на неясный для него вопрос, либо
методический совет, как лучше  подгото-
виться, какую использовать литературу, на
какие разделы программы обратить 060б0е
внимание и 1. д.

Некоторые курсанты неохотно пользуют-
ся консультациями и стесняются обращать-
ся к преподавателю с неясными для них
вопросами. Они полагают, что это может
отрицательно отразиться на сдаче ими эк-
заменов. Таким курсантам следует широко
раз’яснить значение консультаций. Вроме
TOTO, преполавателям надо широко исполь
зовать свое право вызова на беседу курсан-
тов, которые в течение года показали недо-
статочно глубокие знания. Оказать помощь
слабым курсантам — важнейшая задача
пренодавателя. :

` На предстоящей сессии курсанты” долж-
ны показать не только глубокие теоретиче-
ские познания, но и достаточные практиче-
ские навыки в обращении с боевой техни-
кой и в производстве опытов. Поэтому при
подготовке к экзаменам надо настоятельно
рекомендовать курсантам часть своего вре-
мени отводить на самостоятельную ‘работу
в кабинетах и лабораториях. Это необходи-
Мо для того, чтобы закрепить практические
навыки, изучить и досконально знать уст-
ройство материальной части оружия“ и 0о-
евой техники. Учебные отделы наших
училищ должны принять все меры Е тому,
чтобы обеспечить бесперебойную работу в
кабинетах и лабораториях. Для этого в них
следует ‘установить дежурство лаборантов
й консультирующих преподавателей, кото-
рые в любой момент должны оказать кур-
вантам необходимую помощь.

В наших военно-морских училищах ста-
ло хорошей традицией всю партийно-поли-
тическую работу на период экзаменов на-
правлять на оказание помощи курсантам.
Борьба коммунистов и комсомольцев за пе-
редовую роль в овладении знаниями, их
личный пример в рациональном планирова-
нии времени, конкретная помощь тТовари-
щам в составлении индивидуальных пла-
нов, доклады, беседы и ряд других Mepo-
приятий всегда давали прекрасные: резуль-
таты. Вее эти формы работы должны быть
широко использованы и в этом тоду.

В период подготовки и проведения экза-
менационной сессии обычно сокращается
число собраний, совещаний и других масео-
вых мероприятий, не связанных непосред-

ЕСА А

тенерала Толстова, и с городом Петровском,

планах белогвардейцев и интервентов.
5 мая Деникин
«Срочно.

тить судно в море и сопровождать: до’ Гурь+
ева».

0. М. Киров не замедлил
Деникину: «Александровский ветрече «Лей-
ла» готов».

Киров немедленно разработал план зах-
вата белогвардейского парохода. `Эеквадрен-
ный миноносец «Варл Либкнехт» вышел в
море на перехват «Лейлы». Появление co-
ветского корабля, перерезавшето путь сле-
дования пароходу и стремительно взявшего
ето на абордаж, было так неожиданно для
белогвардейцев, что генерал и ето ад’ю-
танты застрелились, не успев уничтожить
свои бумаги. Были захвачены и доставле-
ны С. М. Вирову ценнейшие документы,
среди которых находилось собственноруч-
ное письмо Деникина в Колчаку.

Стратегические планы похода об’единен-
ных Черчиллем контрреволюционных сит
Антанты на Москву были раскрыты, что
во многом облегчило разгром армий Ron-
чака и Деникина.

Значение операции по захвату белогвар-
дейского парохода «Лейла», блестяще про-
веденной под руководством С. М. Вирова,
отметил товариш Сталин в своей статье
«В военному положению на юге», опубли-
кованной в декабре 1919 года. Товарищ
Сталин писал: «Весной 1919 года против
Советской России был задуман комбиниро-
ванный поход Колчака — Деникина—Юде-
нича. Главный удар должен был нанести
Колчак, с которым Деникин надеялся сое-
диниться в Саратове для совместного на-
ступления на Москву < востока. Юденичу
был предоставлен вспомогательный. удар’ по
Петрограду.

Цель похода была формулирована в: док-
ладе Гучкова Деникину: «задушить ‘боль-.
шевизм одним ударом, лишив его. основных

жизненных центров — Москвы и Петро- _

града».

ственно с изучением учебного материала,
Поэтому во время экзаменов центр тяжести
в деятельности партийных и комсомольских
организаций следует перенести на индиви-
дуальную работу с каждым курсантом, при-
чем по опыту прошлых лет всю пропаган-
ду и атитацию среди курсантов надо
строить так, чтобы она была максимально
гибкой, оперативной, действенной.
Экзаменационной сессии должна предше=
ствовать больная подготовительная органи-
зационная работа. Здесь важное значение
имеет правильное составление экзаменаци-
онных билетов. Вопросы в них должны
быть четкими, ясными, позволяющими
установить глубину и основательность зна-
ний курсантов. В этих билетах надо не
только отразить все основные разделы те-
оретического курса, но и дать экзаменую-
щимся практические задания по работе у
материальной части. По специальным пред-
метам, где это необходимо и возможно, в
билеты должны включаться вопросы, отве-
ты на которые могут быть даны только
при условии глубокого знания курсантами
Корабельного устава. а также других ye-
тавов, инструкций, наставлений и т. д.
Проведение самой сессии требует от всех
курсантов, преподавателей и офицеров
образцового порядка и организованности.
Экзамены должны проходить на высоком
идейном и теоретическом уровне, при вы-
сокой требовательности к курсантам, Опыт
экзаменационных сессий прошлых лет по-
казывает, что тогда, к сожалению, не во
всех училищах эти условия были достиг-
нуты. Отдельные начальники мало занима-
ЛИСЬ ПОДГОТОВКОЙ Е Экзаменам и плохо ими
руководили, передоверив это важнейшее
Дело преподавателям. № результате со ©то-
роны последних были случаи недостаточно
высокой требовательности к курсантам.

В некоторых случаях преподаватели не
обращали внимания на нарушения воинско-
го порядка на экзаменах, He требовали
уставных докладов, строевой выправки.
Кроме того, многие из них вполне уловлет-
ворялись тем, что курсанты отвечали на
поставленный вопрос, пользуясь только схе-
мами и чертежами, тогда как под руками
тут же находилась материальная часть,

В этом году надо устранить все недочеты
проплых лет. В деле подготовки и прове-.
дения экзаменов ведущую роль должны
сыграть учебные отделы училищ, которые
в период экзаменационной сессии являются
подлинными  штабами ee руководства.
Учебный отдел задолго до сеесии должен
позаботиться о том, чтобы учебные планы
и программы были выполнены во всех
классах, и принять меры к ‘тому, чтобы
компенсировать потерянные п тем или
иным причинам часы. Офицерам учебного
отдела следует убедиться в том, что вур-
санты сдали зачеты по всем дисциилинам,
предусмотренным в учебном плане, и
добиться того, чтобы подтянуть в этом от-
ношении нерадивых и отстающих  -BYD-
сантов. . - :

Задача учебного отдела — своевременно
довести до сведения курсантов. и препода-
вателей расписание экзаменов. Оно должно
быть составлено так, чтобы курсанты емог-
ли наиболее рационально использовать свое
время для подготовки к сессии. Здесь надо
учесть пожелания преподавателей и самих

курсантов. }
В период сессии следует систематически
контролировать выполнение расписаний,

правильность проведения экзаменов и по
мере накопления сведений 0б их ходе 0б-
общать. и анализировать эти сведения и
учитывать вскрывающиеся недостатки ©
тем, чтобы быстро их’ устранять. В учи-
лищах есть все условия для том, чтобы
провести годовые экзамены на уровне тех
высоких требований, которые прех’являют
& нам большевистская партия и советское
правительство.

Капитан 1 ранга П. ГОРДЕЕВ.

Инженер-капитан 2 ранга
Б. НОДАЦКИЙ,

a ee ee

Самый же план похода был набросан в

откуда поступали радиограммы Деникина   письме Деникина Колчаку, перехваченном
для Колчака. Перехваченные радиотраммы   нами ео штабом Гришина-Алмазова весной
содержали важные сведения о замыслах и 1919 года. «Главное — не останавливать-

ся на Волге, — ‘писал Деникин Колчаку.

радировал Колчаку:  — а бить дальше на сердце большевизма,
К адмиралу Колчаку на. судне  на Москву. Я надеюсь встретиться © Вами
«Лейла» направлена военная делегация во в Саратове... Поляки будут делать свое де-
тлаве с генералом Гришиным-Алмазовым.   ло, что же касается Юденича, он готов и
ВИДУ 060б0й важности необходимо  ветре- не замедлит ударить на Петроград...». —

Так писал Деникин весной, котда насту-
пление Колчака на Волгу шло в полном

радировать   разгаре.

Однако план этот не удался; Колчак был
отброшен за Урал. Деникин был останов-
лен на линии: река Сейм—Лиски—Бала-
шов. Юденич — оттеснен за Ямбург.

Советская Робсия осталась цела
невредима».

В дальнейшем ходе гражданской войны
С. М. Киров об’единил Волжекую и Астра-
хано-Васпийскую флотилии в единую Вол-
жеко-Каспийскую флотилию. Эта флотилия
прошла славный боевой путь,

28 апреля 1920 года ХТ армия освободи-
ла г. Баку. Через неделю десант co-
ветских моряков занял г. Ленкорань, & за-
тем Врасные войска вышли к транице_
Ирана. Таким образом, все советские порты
Каспийского моря были освобождены от бе-
логвардейцев и английских интервентов,

В ходе гражданской войны силы совет
ского народа закалялись и крепли. Выли
разгромлены и навсегда изгнаны из пре-
1елов нашей страны белые банды и интер-
венты. Попытка империалистов всех стран
задушить молодую Советскую республику
позорно провалилась.

И как бы сейчас империалисты Амери-
кии Англии ни бряцали оружием, им
никогда не удастся запутать советский на-
род, ибо «каковы бы ни были попытки на-
шествия на Россию и военные предприятия
против России, а таких попыток еще, ве-
роятно, будет не одна, но мы уже зака-
лены нашим опытом, и на основании фак-
тического опыта знаем, что все эти попыт-
ки рассышлются прахом. И после каждой
попытки наших врагов мы будем выходить
более сильными, чем были до них» (В. И.

x

Капитан-лейтенант Г. ЦАРЕВ.