Пятьдесят четыре года
пр, как выдающийся русский

Александр Отепанович Попов, в

прошло с тех проблемы, эти чиновники не предоставля-
ученый   ли Попову необходимых средств. Не по-
стенах  могло и вмешательство другого талантли-

Минного офицерекого класса, в Кронштад-  вого русского ученого — моряка випе-ад-

те, открыл возможность применения элект- мирала С. 0. Макарова.

Ценой огромных

роматнитных волн для практических целей усилий группы энтузиастов было органи-
связи без проводов. 7 мая 1895 года А. С. зовано под руководством А. С. Попова про-

Попов выетупил в Русском

физико-хими-   изводетво радиоаппаратуры ‚ в кронштадт-

ческом обществе с докладом «0б отноше-   ских мастерских.

нии металлических порошков к электриче-

ским колебаниям». Этот день и считается   нием царского

датой изобретения радио.

_ Значение этого открытия, предетавляю- жой славой пытались присвоить себе его быть отведено одно из первых мест в та-
щего собой одно из величайших достиже-   Гениальное открытие. Наряду с этим ино-

ний мировой науки и техники, определяет-
ся исключительно широким использовави-
ем его во всех областях народнохозяйет-
венной жизни и вееми родами Вооружен-
ных Сил. Изобретение А. С. Шопова от-
крыле новую эру в области использования
электромагнитных волн. Оно решило воп-
DOC о связи не только между стационар-
ными, но и движущимися о0б’ектами и од-
новременно подготовило почву для pala
открытий, сделавших возможным широкое
применение радио во всех областях науки
и техники.

Радио прочно вошло в жизнь. Оно ста-
10 таким же непременным помощником че-
ловека, как электричество. Трудно пред-
ставить себе в настоящее время какую-
либо область науки и техники, где не ис-
пользовалось бы радио. Оно широко при-
меняется в промышленности и сельском хо-
зяйстве. В нашей стране благодаря ва09-
там партии большевиков и советского пра-
вительства радио стало могучим средством
политического и культурного воспитания
трудящихся. j

Ocofoe вначение приобрело радио в воен-
ном деле. Радиосвязь широко применялась
в армии и во флоте как в первой, так и
во второй мировой войнах. Ни один род
войск не обходится теперь без самых раз-
нообразных радиосредетв управления, свя-
зи, наблюдения. Во второй мировой войне,
в частности, широко использовалась  ра-
диолокация, основанная. на явлении отра-
жения радиоволн, также открытом А. С.
Поповым.

Советский народ по праву гордится тем,
что радио — это величайшее завоевание
человечества — родилось в нашей стране,
что историческая заслуга изобретения радио
принадлежит русскому ученому. Источни-
ROM гордости казклого советского воина яв-
ляется то, что именно в русском военном
флоте было впервые использовано радио
как средство связи. Отмечая сегодня День
радио, советские люди чтут память cBoe-
го гениального соотечественника.

Александр Степанович Попов родился
16 марта 1859 г. на Урале. Получив сред-
нее образование, он поступил на физико-
математическое отделение Петербургского
университета, после окончания которого
был оставлен при университете для подго-
товки в профессорскому званию тю физи-
ne: Имея тяготение в практической дея-
тельности по электротехнике, А. С. Попов
в 1883 году перешел на работу препода-

Е ах   ‘

- вателем в Минный офицерский класс в

Кронштадте. Этот класс в то время гото-
вил минных офицеров военно-морского фло-
та, ведавших на кораблях электротехникой.

Большую часть евободного времени А. С.
Попов проводил в физической  лаборато-
рии, увлекаясь постановкой опытов 10
электротехнике. Отчетливо сознавая значе-
ние связи без проводов для флота, ученый
с увлечением занялея этим делом. В ре-
зультате упорной экспериментальной рабо-
ты А. ©. Попов уже в начале 1895 года
разработал первый в мире радиоприемник,
который позволял производить запись гро-
зовых разрядов на значительных расстоя-
HHAKe

24 марта 1896 года . С. Попов совме-
стно < П. Н. Рыбкиным демонстрирует пе-
релачу сигналов Морзе на расстояние в
200 метров из одного здания университе-
та в другое. с затисью на ленту. Это была
первая в мире радиопередача осмыеленно-
то текста. Весною 1897 года Попов про-
волит опыты по связи Ha Вронттадтоком
рейде, доетигая дальности надежной пере-
дачи в 640 метров. Через несколько меся-
res Попову удается перенести свои работы
на корабли, и он получает дальность свя-
зи между военными кораблями «Европа»
и «Африка», равной 5 километрам. Прохо-

Попова. Американские и английские фир-

Пользуясь пренебрежительным  отноше-
правительства к русскому
изобреталелю, иностранные охотники ва чу-

странные фирмы всячески стремилиеь за-
получить в свои руки изобретение А. С.

мы неоднократно обращались к А. С. По-
TOBY с предложениями продать им свое
изобретение. Но ответ : ученого-патриота
был один:

«Я русский человек, и все свои знания,
весь свой труд, все свои достижения имею
право отдать только моей Родине».

Даже названия аппаратуры, производи-
мой в то время иностранными фирмами,
указывают на приоритет А. (0. Попова в
изобретении радио. Например, французский
флот имел на вооружении радиотелеграф-
ные стандии < надписью: «Попов—Дюкре-
те—Тиссо», причем две последние фами-
лии принадлежали организаторам  произ-
волства аппаратуры А. С. Попова во Фран-
ции. Немецкая фирма продавала свою ап-
паратуру под маркой «Сименс —Попов».

Попутно © работами по радиосвязи А. С.
Попов сделал еще одно важное открытие.
В 1897 году во время опытов по радио-
связи между кораблями он обнаружил яв-
ление отражения радиоволн от корабля.
Радиопередатчик был установлен на верх-
нем мостике транспорта «Европа», етояв-
шем на якоре, а радиоприемник — Ha
крейсере «Африка».

В отчете комиссии, назначенной для
проведения этих опытов, А. 0. Попов пи-
сал: «Влияние судовой обстановки сказы-
вается в следующем: все металлические
предметы (мачты, трубы, CHACTH) должны
метать действию приборов как на стан-
ции отправления, так и на станции полу-
чения, потому чм, попадая на пути
электромагнитной волны, они нарупают ее
правильность, отчасти подобно тому, как
действует на обыкновенную волну, рас-
пространяющуюся по поверхности воды,
брекватер, отчасти веледствие интерферен-
ции волн, в них возбужденных, © волнами

связи громадное внимание. В резолюции
XVII с’езда ВКП(б) по докладу тов.
Молотова говорится следующее: «С’евд под-
черкивает необходимость большего развития
связи всех видов, в особенности радио, и
коренного улучшения качества работы
связи».

Огромный вклад в дело развития радио-
техники. вложили советские ученые и ин-
женеры, которые во воех областях радио-
техники занимают ведущую роль. Совет-
ским ученым по справедливости должно

кой важнейшей области, как изучение рах-
пространения электромагнитной энергии.
Благодаря работам академиков М. В. Шу-
лейкина, Л. И. Мандельштама, Н. Д. Па-
палекеи, В. А. Фока и Б. А. Введенекого,
членов-корреспондентов Академии наук
СССР Д. А. Рожанского и А. Н. Щукина
всесторонне исследован этот вопрое и 603-
дана строго научная теория распростране-
‘ния радиоволн различных диапазонов. ‘

В области антенн исключительно много
сделали академики М. В. Шулейкин, М. А.
Леонтович, профессора, И. Г. Вляцкин, А. А.
Пистолькоре, В. В. Татаринов, М. С. Ней-
ман, а также С. И. Надеенко и ВБ. В.
Брауде.

Первые русские радиолампы были изго-
товлены в 1914 году академиком Н, Д.
Папалекеи. Член-корреспондент Академии
наук СССР М. А. Бонч-Бруевич впервые в
мире в 1919 тоду создал мощную лампу
с медным анодом водяного охлаждения.

Академик A, A. Чернышев впервые
предложил и осуществил подогревный эк-
випотенциальный катод. Ртутные выпря-
мители, разработанные  членом-коррестон-
дентом Академии наук СОСР В. П. Волог-
диным и М. А. Спицыным, являются важ-
нейшим элементом налтих мощных радио-
станций. Ряд теоретических и технических
разработок в области радиоприема выпол-
nen проф. В. И. Сифоровым, П. Н. Кук-
венко, проф. Л. Б. Слепяном, В. А. Ко-
тельниковым и другими, часто © опереже-
нием лучших зарубежных достижений в.
этой области.

_ Советекий Союз неизменно удерживает
мировое первенетво по мощным радиове-
щательным станциям.

Этим достижениям во многом cmocobcT-
вовали теоретические и практические ра-
боты академика А. И. Берга, проф. И. Г.
Кляцкина, И. Х. Невяжекого, 3. И. Mo-

`ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ
ИЗОБРЕТЕНИЕ

Пятьдесят шесть лет назад, в 1893 году, в Чикаго состоялась Всемирная
электротехническая ‘выставка. Русское морское министерство для «осмотра и
изучения предметов в области электротехники» командировало на выставку ,
в качестве своих представителей преподавателя Минного офицерского класса
в Кронштадте А. С. Попова и лейтенанта Е. В. Колбасьева, плодотворно рабо-
тавшего в области телефонии.

Посещение Америки разочаровало Попова. Выставка не дала почти ника-
ких новых изобретений в области электротехники, которыми была так богата
ее предшественница — Парижская электротехническая выставка 1881 года.

«Нет ни малейшей охоты оставаться в Нью-Йорке и где бы то ни было, —
писал Попов жене в июне 1893 года. — Я поставил себе целью, как можно
скорее, хотя_и не торопясь, исполнить свое дело... и возвратиться на родину...»

На снимке: А. С. Попов в Чикаго среди участников Всемирной электро-
технической выставки, Рядом с ним известный русский электротехник М. О.
Доливо-Добровольский, На лестнице стоит ЕВ. В. Колбасьев и сопровождавшие

промежуточного судна. Так, во время опы-

ложено, начало нового

источника, т. е. влияют неблагоприятно».  деля, проф. Б. П. Асеева, Н. И. Oranopa
И дальше: «Наблюдалось тавже влияние  и др.

Ведущая роль принадлежит советским
ученым, и в первую очередь академикам.
1. И. Мандельштаму и Н. Д. Папалекси, в
изучении радиофизики.

тов между «Европой» и «Африкой» попа-
дал крейсер «Лейтенант Ильин», и если
это случалось при больших расстояниях,
то взаимодействие приборов прекращалось,
пока суда не сходили © одной прямой ли-  В создании новой отрасли радиотехники
нии». =. ультракоротких волн ведущая роль при-
Этим открытием А. 0. Попова было по-   Надлежит работам зкад. Б. А. Введенского,
средства наблюде-  члена-корреспондента Академии наук УССР
ния радиолокации. Несовертенство тех- А на, а также проф. А. Г.
ники не позволило тогда же использовать Аренберга, проф. Н. А. Петрова, 10. B.
емо лля создания практически приемлемых  Вобзарева и др.
приборов. На это потребовалось около 40  Радиопромышленноеть Советского Союза
лет. И; когда американцы широко рекла- —— детище сталинских пятилеток. За эти
мируют «открытие» отражения радиоволн тоды был создан ряд крупнейших радиоза-
Е ee, es водов и научно-последовательских лабора-
TOY: мы должны помнить, торий, Вся страна покрылась сетью мощ-
что это явление было впервые обнаружено (ных радиоцентров для связи и радиовеща-
гениальным русским ученым А. С. Попо- тия, Все оборудование для этих радио-
вым 3a 25 ger ло американцев. центров изготовлено отечественной про-
Шила’ в мешке не утаить, И в амери-  мышаленностью. & началу Великой Отече-
канекой литературе иногда Появляются ственной войны Советский Союз занимал
ссылки на приоритет русских и советских   первое место в Европе по суммарной мощ-
ученых в области радиолокации. Даже та-   ности радиостанций.
кие реавциовно настроенные «епециалисты  ‹ рты: войны, выполняя указания

по России», как Джон Ф. Хогертон и Элл-

cyopt Рэймонд в своей статье «Когда   Товарищ Сталина, наша радиопромыш-

Россия будет иметь атомную ‘б60мбу?», опуб- ленность, несмотря на серьезные трудно-

докованной в журнале «Лук», признают,   СТА» Вначительно выросла и не только обе-

что «советские ученые успешно paspato- и выпуск продукции в количествах,

тали теорию радара за несколько лет yo   VCOUXOAUMEIX Вооруженным Силам СССР,
но и разработала и освоила новые, более

того; как радар был изобретен в Англии».
Никаким фальсификаторам истории не   ЗВеРшенные образцы радиоаппаратуры.

удастся скрыть от человечества тот фавт,
что радиосвязь и радиолокация, являющие- товарищ Сталин определил роль радио
ся в настоящее время основными средст- как наиболее надежной формы связи и
вами связи и наблюдения, обязаны СВОИМ основного средетва ‘управления войсками
появлением русскому ученому-изобретателю в подвижных формах современного боя;
Александру Степановичу Попову. Радиосвязь обеспечила непрерывное управ-

Великая . Октябрьская социалистическая   ление войсками во всех звеньях в самые
революция открыла отечественной  ралио- сложные моменты сражений. Несмотря на
технике широчайшие пути развития. Изо-   большое удаление армий от Москвы, Bep-
perenne А. С. Попова было поставлено на   ховное Главнокомандование Советской Ap-

° .

В начале Великой Отечественной войны

его матросы кронштадтского порта.

Мастер на обе руки

Офицер зашел в радиокласе, где под ру-
ководством мичмана Поспеловского трениро-
вались специалисты. В тишине класса,
«пел» ‘телеграфный ключ. Именно пел, а
не просто выстукивал знаки. Четкие, яс-
ные точки и тире, казалось, сливаются в
единый музыкальный звук. [Шо оттенкам
этого звука опытный радиотелеграфист чи-
тает слово целиком, не останавливаясь на
каждой букве. Офицер понял, что теле-
графным ключом владела рука мастера.

Неожиданно его лицо изобразило искрен-
нее удивление. Обернувшиеь в стоящему
рядом моряку, он спросил:

— Левша?

— Her, — улыбнулся тот, — правая
рука устала, левой работает.

Словно подтверждая эти слова, руково-
дитель тренировки чуть подвинулея Ha
стуле и перехватил ключ правой рукой.
Мелодия и ритм передачи почти не изме-
НИЛИСЬ.

— Мастер на 006 руки! — не удер-
жалея от восклицания офицер,

Если бы ему просто рассказали, что
есть на флоте радист, приучивитий левую
руку работать на ключе не хуже правой
(и той и другой он выполняет норму пер-
вото класса), офицер, вероятно, не поверил
бы. Опытный специалист, многие годы за-
нимавшийся подготовкой радистов, он пре-
восходно понимал, какое большое упорство
нужно проявить, чтобы добиться такого ре-
Зультата. -

— Давно он служит у вас?

— Нятнадцать лет, — ответил собесед-

НИК.
хз *

море. Служба на корабле требовала новых
знаний и навыков. Первый год службы был

наиболее трудным. Но вскоре о Поспелов-.

ском пошла слава кав о хорошем епециз-
листе. Не проходило дня, чтобы он не тре-
нировалея в приеме и передаче.

Слушая похвалы, радиет невольно ду-
мал, что стал полноценным  специали-
стом, и был доволен собой. Благодушные
мысли развеял вновь прибывший связиет
части. Тщательно изучив Манеру работы
Поспеловекого, он сказал:

— Ерасиво, но не совсем чисто. А на-
д0, чтобы вашу передачу было легко при-
нимать.

-Офицер оказался суровым и требова-
тельным ‘педагогом. Не удовлетворили его
И теоретические познания Поспеловского.
Посмотрите чуть дальше своего ко-
рабля, — говорил он, — Наша техника
развивается изо дня в день. Готовьте себе
прочный фундамент для работы е ней.

фицер часто сам руководил занятиями

и тренировками. Он приучил Поспелов-
ского к мысли о неустанном совершенство-
вании мастерства, необходимости добивать-
ся новых и новых успехов. Пример этого
офицера вспомнил Поспеловский, когда ему
самому пришлось воспитывать подчинен-
ных. Он старался быть таким же требо-
вательным и заботливым, не устающим пе-
ура ии знания,
радиорубку часто заглядывали

сы-акустики Марусин и и У о.
спеловекого возникла мысль научить их
нести радиовахту.

— Овладевайте смежной спе “
стью, помогу, — сказал он им. ae

‘  TAICA: цосле этого

мая 1949 г., суббота, № 106 (3210)

„На ответственных
ой
вариантах

В наушники то и дело врывалиюв Bae

кие-ло посторонние звуки, раздралал pas

диотелеграфиота. Но старшина. 1-Й статьи
Яшин, почти не дыша, велушивалея в 9то

навойливое потрескивание, отосивал  по-
сторонние звуки, стремясь услышать TO
  кю_ позывные своего корреспондента,

В море были корабли. Каждую секунду
от них. могла поступить — радиограмиа,
Й Яшин сознавал, что стоит вму отвлечь-
ся хотя бы на мгновение, как может прои-
войти задержка в приеме ситнала. Свое-
временно и 663 искажения принять радио-
грамму = долг чести радиотелеграфиота,
Вот почему Яшин сосредоточенно  волу-
пивался в шумы эфира уже четвертый
чае полряд... Наконец послышались долто-
жданные позывные, Важное донесение бы-
ло принято без задержки и искажения,

Это лишь один ЭПИЗОД ИЗ боевой. работы
старшины 1-й статьи Яшина. Kern y
военно-морских радиотелеграфистов ходя-
чее выражение: «Нести радиовахту на
ответотвенных вариантах». такая
вахта, когда требуется часами выжидать
радиопраммы © „кораблей, находящихся в
море, Или поддерживать непрерывную
связь с отдаленными постами, Только ©4-
мым опытным, <амым диспиптинирован-
ным радистам доверяют такую вахту,

Терпение,  бдительноть и оотрый
слух — вот чем отличаются труд радио-
телеграфиста, когда он сидит у аппарата,
А если он берется за рукоятку влюча, то
тут нужно высокое, почти артистическо
искусство, чтобы быстро и точно послать
в эфир заданные знаки, Все эт приобре-
тается в результате длительных  тренито-
BOK.

— Тренироваться непрерывно и п0сле-
довалельно, — такой наказ дал Яшину в
первый день его службы командир подраз-
деления. Старигина был зачислен в груп-
пу мичмана Диденко, который оказался
весьма строгим учителем. Мичман не до-
пускал никого к самостоятельной радиовах-
те до тех пор, пока не убеждался в умении
радиста передавать и принимать не только
простой, но и смешанный текст.

— Не торотитесь, отрабатьтвайте чет.
] кость руки, —— всякий раз советовал мич-
ман, когда видел, что подчиненный назт-
нает торопиться, стремясь перекрыть. 34»
данный норматив,

Однажды Янги рептил установить  6-
ворд скорости. Правда, знаков он «нали-
сал» больше, чем предусмотрено, но 3410
текст получился настолько путаный, чт

‘lm опытный радист не разобралея бы в

нем. Удрученный радиотелеграфиет попы-
работать ключом. мед-
леннее, но паузы между точками и ти»
получались нечеткими, рука еще не под:
чинялась сознанию.

— Вы «бворвали» себе руку, -—— сказал
мичман Диденко. = Исправлять ошибь
придетея долго.

Этот случай осталея в памяти Яшина,
как суровый урок. Только настойчивость и
пюбовь к’специальности привели ем к
успеху; Три месяда пришлось  медленто
работать насключе, ‘прежде чем мичман
разрешил ему снова нести радиовахты,

Яшин изо’ дня в день тренировал руку
и слух. При этом он не забывал указания
командира подразделения © том, что вер
шины искубетва радиотелеграфиет достиг
нет лишь тогда, когда будет неуклонто
повышать свой уровень общей культуры,
Технические‘ и политические книги,
летристика сделались ‘неразлучными друзь-
ями Яшина. А < вотуплением в ряды
ВКЦ(6) он начал посещать школу парт
актива и добился отличных оценок,

Сейчас Яшин считается лучшим ©пе
циалистом в подразделении. Но он не у\-
покамваетея на достигнутом, продолжат
совершенствовать овои навыки.

Говорят, что радиотелеграфистом может
стать только. тот, кто от природы одарен
музыкальным слухом. Скажите вы 9®
старшине 1-Й статьи Яшину, — он улыб-
нется и ответит:

— Я, например, не могу похвалиться
природным даром музыканта. И ели я
достиг некоторых, успехов в своем деле,
TAR это потому, что стараюсь честно вы-
полнять свой воинский долг и очень’ люб-
лю свою специальность.

Капитан-лейтенант Я, БАБИН,

дит еще год, и дальность связи, достигну- Видимо, не случайно офицер спровило  Так было положено начало совмещению.

ютужбу народам напюй страны. мии имело устойчивую связь  непоередет-

№

тая между кораблями учебно-минного 07 История развития радио в Роееии поле
ряда, достигает 11 километров, а в 1899 итбрьекой революции перазрывно  связа-

сроке службы мичмана Ивана Поспеловеко-
го. Для выработки высокого мастерства

венно со штабами армий, управляло ими
и получало необходимую боевую информа-

тоду ее удается еще более увеличить, Tan
путем непрерывного улучшения своей ап-
паратуры А. C. Попов шаг за шагом уве-
личивал дальность связи без проводов.

Впервые для практических целей изо-
бретение А. С. Попова было использовано
поздней осенью 1899 года во время ава-
рии броненосца береговой обороны «Тене-
Тал-адмирал Апраксин», севшего на кам-
ни у южной оконечности острова Гогланд.
В те времена никакой связи между оетро-
вом и материком не было. Для обеспече-
ния руководства работами по енятию бро-
неноспа © камней Попов предложил орга-
низоваль радиосвязь между Коткой и Гог-
ланлом. На берегу были воздвигнуты мач-
ты, подвешены антенны и установлена ап-
паратура. В течение всего времени спаса-
тельных работ евязь между берегом и ост-
фовом, а также связь с броненосцем под-
держивалась по . беспроволочному  теле-
графу.

В это же время радиотелеграф А. С. По-
mona обеспечил спасение рыбаков, находив-
шихся на оторванной льдине. Приказание
командиру ледокола «Ермак» выйти к Ja-
венсзари и оказать помощь рыбакам было
передано из Котки на Гогланд по беспро:
волочному телеграфу. 27 рыбаков были
сняты «Ермаком» со льдины,

В 1901 году на Черном море А. С. По-
пов лостиг належной связи между кораб-
лями на расстоянии до 150 километров.

Практическая  пенность изобретения
К.(. Попова заставила косных и бездар-
ных пареких чиновников 0б
ние на вооружение флота

неверия в ©10с
мостоятельно решать

Ha е именами В. И. Ленина и Й, В.

цию. Только наличие радиосвязи позволяло

ратить внима-

аппаратурой
беспроводной связи, Однако, исполненные
обность русских людей са-
новые технические

Сталина. Веливте вожди советского наро-   управлять широко разветвленной сетью
да сразу оценили значение радио для де-  Партизаноких отрядов на оккупированной
ла коммуниетического воспитания  трудя- немецкими захватчиками территории.

щихся. В условиях иностранной интервен-  Русский военно-морской флот был ко-
ции и тяжелейшей разрухи В. И. Ленин   тыбелью радио. В течение всей дальней-
находил время для. непосредственного лич-   тей истории развития радиотехники совет-
ного руководства всеми работами по радио-   ский Военно-Морской Флот продолжал ос-

технике. таватьея передовым в отношении уровня
По указанию В. И. Ленина в 1918 году   средотв радиосвязи. Радио было основным
была организована Нижегородская 18- и наиболее важным средетвом связи BO

диолаборатория под руководством М. А.

Вонч-Бруевича.

Товарищи Ленин и Сталин неоднократно
подчеркивали исключительно важное зна-
чение радиосвязи в условиях военной o6-
становки. Например, В. И. Ленин, 15 ов-
лября 1919 года, в момент, когда’ Деникин
угрожал Туле и Москве, писал в Рев-
военеовет Республики:

всех операциях, которые проводили наши
корабли в Отечественной войне.

Боевые действия советских подводных
лолок на морских коммуникациях врага
обеспечивалиеь отлично действующей ра-
диосвязьт.

Отличная материальная часть и высо-
кая подготовка личного состава, обелужи-
вающего радиостанции корэблей и частей
флота, полностью обеспечили выполнение
задач, поставленных перед  радиосвязью
Военно-Морских Сил. Сейчас связисты
флота напряженно учатся, совершенствуя
свое мастерство, осваивая первовлассную
аппаратуру, которую дают советским вои-
нам напги ученые, наша промышленность.

«Абоолютно необходимы для Юж-
фронта кавалерийекие радиостанции, &
также полевые передвижные легкого ти-
па. имеющиеся в большом количестве на
склалах Главного военного инженерного
управления. Сделайте немедленно расто-
ряжение © ерочной перелаче Южфронту
по 50 штув того.и xpyrom тина. Этого
требует Сталин, который очень жалует-
ся на недостаток связи.

В результале неустанных забот больше-
виетекой партии, советского правительства,
и лично товарища Сталина наша страна
приходит к пятьдесят четвертому юбилею
со дня изобретения радио русским ученым
А. С. Поповым © крупнейшими научными,
техническими и экоплоатационными дости-
жениями во всех областях радиосвязи и
радиотехники,

Инженер-контр-адмирал
С. АРХИПОВ:

Напишите мне, что именно Вы сдела-
ли. а когати закажите для меня в ГВИУ
краткую сводку общего числа ‘радио-
станций. у них и распределение по’ вой-
скам. e

Председатель Совета Обороны
В. Ульянов (Ленин)»,

Вольшевиетская партия и советское пра-
зительство уделяли и уделяют делу радио-

нужны, конечно, годы. Но только ли вре-
мя определяет степень подготовки этого рз-
диста? Рассказывая о ЦШоспеловском, хо-
чется говорить не о годах, а об исключи-
тельной любви к своему делу, о настойчи-
вом стремлении расти, подготовить себя к
работе в самых трудных условиях.

Было время, когда и одна его правая
рука весьма неумело захватывала головку
телеграфного ключа. Пальцы, огрубевшие
от работы на одном из архантельских лесо-
пильных заводов, дрожали от прикоснове-
Hig к нежным деталям радиопередатчика.
Непостижимой казалась и теория радиотех-
ники, потому что на флот Поспеловский
пришел с четырехкласеным образованием.
Трудности ветали, казалось, непреодолимой
стеной, и, чего греха таить, Поспеловекий
He взлюбил школу, в которой начал
Учиться.

уборки быть около лаборатории. Дверь от-
крылась, и оттуда вышел седой, невысокого
роста старик. Товарищи с почтением вытя-
нугись, как по команде, На вопрое Поспе-
ловекого они ответили: :

—— dro Рыбкин, ученик и помощник
изобретателя радио Попова,

Так молодой радист узнал, что учится в
той самой электроминной школе, где `©0-
стоялось гениальное открытие русского
Ученого. Ему показали даже первую радио-
станцию — «искруху», сохранившуюся со
времени Попова. Рассказы о великом уче-
ном, о его непреклонной воле зажгли у По-
спеловекого стремление в полной мере по-
знать радиосвязь. Он установил для себя
вечерние занятия, жертвовал отдыхом. Ему
помогал. товарищи и преподаватели. На
удивление многим Поспеловский окончил
школу в числе лучших,

Через месяц он по-настоящему

Но однажды случилось ему во время И

работы акустиков и радистов. В этом деле

был достигнут большой успех. Опыт Tlocne-
ловского передавали на другие корабли
При обучении подчиненных Поепеловско-
му приходилось вдвое больше работать на
цередаче радиотекста, После напряженного
рабочего дня правая рука ныла. В такие
минуты на душе Поспеловского станови-
лось неспокойно. Невольно приходила
мысль: а если правая откажет совсем?
Эти размышления привели к твердому
решению тренировать левую руку. Он ни-
кому не сказал о своем намерении до тех
пор, пока не добился ощутимых результа-
тов. Упорства потребовалось много Опять
пришлось вспомнить свои первые шаги: с
левой рукой повторялась та же история
кАк тогда с правой. Изо дня в день не
жалея себя, опытный радист тренировался
как новичок. Года через два он устроил
левой руке своеобразный экзамен: на кон-
вурсе радистов флота решил работать ею
нтересно, что члены комиссии не обра-
тили на этот факт никакого внимания
очевидно, посчитав Поспеловекого левшой’
Сам nd ee разубеждать их.
ope Поспеловский во в
с молодыми специалистами meee a“
дых правой руке. Как и следовало ожи-
дать, хорошую инициативу быстро подхва-
тили. Мичман Тыердов, старшина 1-й
статьи Ягайлов: и другие ра

дисты тоже ре- К

В Центральном музее
Связи.

Первый во мире радиоприемник, демон-
стрировавшийся 7 мая 1895 года великим
русским изобретателем. А. С. Поповым, до-
рог каждому советскому человеку. Он 69-
режно, как реликвия, хранится в Цент
ральном музее связи в Ленинграде.

В музее собраны также материалы 0
первых в. мире радиостанциях — на 00т-
pose Гогланд и в городе Котка. Перелисты-
вая страницы. аппаратного журнала, мы
читаем знаменитую радиограмму: «Коман
диру «Ермака». Около Лавенсаари оторвало
льдину © рыбаками. Окажите помощь».
Благодаря этой радиограмме была спасена
жизнь рыбакам,

Большой интерес представляют вахтен-
ные журналы первых судовых радиостан-
ций, установленных на крейсере «Африка»
и транспортном судне «Европа» в 1897
году. Как известно, это были первые опы-
ты практической радиосвязи не только в
русском флоте; но и во всем мире,

В фондах музея хранятся черновые 11
ради А. С. Попова с записями, сделанными
в дни рождения радио, номера кронштадт-
ской газеты «Котлин», в которых напеча-
таны корреспонденции о первых передан
ных по радио ‘сигналах. письмо командира

шили натренировать обе р ронтштадтекого порта ‘вице-адмирала С, 0.
a уки. Mug р :
Поспеловский охотно делился опытом. me on о ee

Так он, советекий, военный моряк, побе-
дил еще одну трудность, чтобы лучше вы-
Полнять свой воинский долг.

На груди мичмана Поспеловекого — не-
сколько правительственных наград. -Отлич-
ный, опытный радист, он продолжает BOC
питывать для флота прекрасных. воинов, в
совершенстве владеющих искусством радио-

связи,
Лейтенант А. КРЫСОВ,

в мире телефонный радиоприемнив
А. С: Попова.

Собранные музеем документы помогают
посетителям лучше представить себе усло-
вия, в которых было изобретено радио,
воспитывают  тордость за талантливый
русский народ, из недр которого вышйи
Попов и многие другие ученые, про-
славившие нашу отечественную науку,

В. ЛЮБАРСНИЙ,