ACHB A ФЛОТ`

Великая победа советского народа

и его Boo

_ Прошло четыре года с тех пор, как
фашистская Германия, разгромленная a
поставленная на колени Советской Арми-
ей, сложила оружие и безоговорочно капи-
тулировала. Великая Отечественная Bona
завершилась нашей полной победой над
сильным и коварным врагом.

Эта победа, одержанная советеким Hapo-
дом и ето Вооруженными Силами, явилась
величайшим историческим событием вовре-
менности. Она решила сульбы многих по-
колений, оказала огромное влияние Ha
весь хол мировой истории. В жизни чело-
вечества не было военной победы такого
значения, как не было и войн, равных 10
масштабам единоборетву Советского социа-
листичеекого государетва © наиболее агрес-
сивной силой империализма — гитлеров-
CEUM государством и его сателлитами.

Разгром гитлеровской Германии и поеле-
Товавший затем разгром  империалистиче-
ской Японии означал ликвидацию основ-
ных очагов фашизма, сокрушительный удат
по всей системе империализма. Советский
Союз выполнил великую и прогресслвную
историческую миссию. В’ победоносном ис-
ходе Отечественной войны советского на-
рода особенно ярко проявились мудрость
и прозорливосеть большевистской партии,
могущеетво и превосходство социалистиче-
ской системы над  капиталистической,
всепобеждающая сила сталинского руковод-
ства.

а
a

реакпионных кругов Англии и Соединен-
ных Штатов Америки отнюдь не входила
залача полного разгрома германекого a-
шизма. Они. были заинтересованы в ослаб-
лений Советского Союза, во взаимном ис-
тощении Германии и СССР, вследствие чего
США и Англия могли бы занять господет-
вующее положение в мире.

Иеходя из корыстных классовых интере-
сов, англо-американские реакционеры во
главе е Черчиллем преднамеренно затяги-
вали открытие второго фронта, нарушая
свой торжественные союзнические  обяза-
тельства и элементарные требования с0юз-
нического долга. Более того, в разгар вой-
ны англо-американны за спиной  Совет-
‘ского Союза сделали попытку ветупить на
путь переговоров в Гитлером о сепаратном
мире. Не случайно гитлеровекая клика,
видя в конце войны неизбежность  ката-
строфы, почти прекратила сопротивление
на Западе, перебросив все силы: На Co-
ветеко-германский фронт. Стремясь задер-
жать наступление Советской Армии ий
открывая путь англо-американским  вой-
скам, гитлёровпы рассчитывали  заклю-
чить перемирие с Англией и США, чтобы
спасти германскую военную машину и
военную промышленность как базу для но-
вых агрессивных войн.

Таким образом, реакпионная политика
англо-американских империалистов, He
‘имевшая ничего общего с освободительны-
ми целями борьбы, которую вели народы
против германского фашизма,  усугубляла
трудности этой борьбы. Вею тяжесть ee
вынесли на своих плечах Советский Союз,
наша доблестная Советская Армия.

В единоборстве с гитлеровекой Tep-
манией Советское государство и ero
Вооруженные Силы успешно выдержали

Г.

Чтобы полнее представить грандиозный
размах борьбы и величие нашей победы,
принесшей после кровопролитных битв
долгожданный мир народам, достаточно
вепомнить, что минувшая мировая. война
втянула в евою орбиту около четырех пя-
тых населения земного шара. Число моби-
лизованных в 0б0йх воюющих лагерях
превышало 110 миллионов человек. Про-
тив Советского Союза германский империа-

лизм двинул колоссальную армию В 69- самые суровые испытания войны, Наше со-
ставе 257 дивизий — B ДВА 13а пизлистическое государство оказалось силь-
больше, чем выставила против цар-

нее своего противника по развитию и орга-
низации хозяйства, по выдержке и един-
ству народа на всем протяжении войны, по
опыту, мастерству и боевому духу войск.

От разгрома немцев под Москвой, кото-
рым был ознаменован уже первый год
войны, до сокрушительного ‘штурма Bep-
тина — таков славный побелоносный путь
наших Вооруженных Сил, увенчавшийся
историческим триумфом советского оружия.

п.

Наша везикая победа в Отечественной
войне означает, как указывал товарищ
Сталин, прежде всего, что <... победил наш
советский общественный строй, что совет-
ский общественный строй с успехом вы-
держал испытание в огне войны и доказал
свою полную жизнеспособность». Советский
общественный, строй дал непреоборимую
силу нашей армии, Советская сопиалисти-

ской России кайзеровская Германия B
первую мировую войну. Разгром этой
опытной кадровой армии, до зубов ocHa-
щенной новейшей боевой техникой и счи-
тавшей себя «непобедимой», оказалея по
плечу только Вооруженным Силам страны
социализма.

Ни одна буржуазная армия Европы,
B TOM числе и  пятимиллионная
французекая армия He смогла  проти-
воетоять гигантской фашиетекой военной.
‘машине, прошедшей огнем и мечом по
территории десяти европейских государств.
Ло ветупления Советекого Союза в войну
неменкие оккупанты хозяйничали в 3а-
падной и Центральной Европе, kan
у себя дома, используя материальные и
людекие ресурсы порабощенных стран в.
своих агрессивных целях. Немецко-фа-
шистекая армия была уверена в том, что
ни одна сила не устоит перед ее напором.
Но Советские Вооруженные Силы, в03-

тлавляемые великям Сталиным, остановили  Ческая система хозяйства обеспечила  м0-
титлеровские орды и затем натолову разби- билизацию воех экономических ресурсов

страны для нужд фронта. Являясь на-
дежной опорой фронта, советевий тыл не
только давал‘армии и флоту замечатель-
ное боевое пополнение, превосходную 606-
вую технику, боеприпасы, обмундирование
ий продовольствие, но и питал боевой дух
защитников Родины. Могущество Советской
ApMun, раскрывшееся в боях с немецко-
фашистскими: захватчиками, — это могу-
щество советекого общественного строя,
могущество ‘социализма,

В нашей ‘исторической победе мы ви-
дим также торжество советского государст-
венного строя, основанного на дружбе и
братеком сотрудничестве народов. Совет-
ская Армия и Военно-Морской Флот пред-
ставляют с0б0й олицетворение этого кров-
ного содружества народов многонациональ-
ного сопиалистического государства. Спло-
ченные большевистской партией в одну
боевую семью, воспитанные в духе совет-
ской илеологии, войны всех национально-
стей, населяющих СССР, в одинаковым
мужеством Из самоотверженностью  отетаи-
вали честь, свободу и независимость своей
матери-Родины.

Неисчерпаемым источником их героизма,
равно вав и трудового энтузиазма работни-
вов тыла, явилея горячий и животворный
советский патриотизм. т

Окрыленные чувством советского патрио-
тизма, народы нашей страны во главе с
великим русским народом показали
беспредельную преданность своей Родине,
делу Ленина— Сталина. Русский народ,
представляя собой руководящую силу среди
Beex народов Советекого Союза, сыграл ве-
дущую роль в борьбе с немецко-фалолет-
скими захватчиками. Его безграничное до-
верие советскому правительству, всемерная
поддержка политики советекого правитель-
ства и большевистской партии явились од-
ним из важнейших условий, которые обес-
печили исторячесвую победу над фашизмом,

С исключительной силой и яркостью
проявились в битвах Великой Отечествен-

ли их в жестоких боях. Советский народ
под руководством великой партии Ленина—
Сталина сумел не только защитить себя от
фашистекого нашествия, но и покончить ©
гитлеровской атрессией.

Водрузив знамя Победы над пювер-
женной в прах гитлеровской Германией,
советекий нарол и его Вооруженные Силы
спасли народы мира от фашистекого пора-
бощения. В этом — всемирно-историчесвая
заслуга нашего народа и его армии перед
человечеством. :

Великий подвиг Советской Армии, осво-
бодившей нашу Родину от немецкого на-
птествия и все человечество от угрозы фа-
шистекого ига, живет и будет жить в бла-
толарной памяти всех честных людей, не-
емотря на попытки англо-американеких
реакционеров нагло извратить истину, при-
уменьшить значение победы  советекого
народа. Озлобленные ростом международно-
го авторитета и влияния Советского Союза,
англо-американские фальсификаторы ието-
рии всячески стремятся умалить решаю-
щую роль советского оружия в минувшей
войне. Лицемерно восхищавшиеся в Голы
войны героизмом наших войск, ныне бур-
жуазные писаки по указке свойх хозяев не
останавливаются перед гнусной клеветой на
Советскую Армию и Военно-Морской Флот:
Однако никакие клеветнические измышле-
ния трубадуров империализма не в соетоя-
нии поколебать глубочайшее уважение на-
родных масе всех стран к Советекой Ap-
мии, как к великой и благородной армии-
освобохительнице, армии, разгромившей лю-
того врага евободолюбивого человечества —
германский фашизм.

Значение победы наших Вооруженных
(Сил нал гитлеровекой Германией тем 00-
лее велико, что они сражались в небывало
‘сложной и тяжелой обстановке. Внезалтное
разбойничье нападение на СССР заранее от-
мобилизованных неменко-фашиестевих войск
дало врагу временные военные  преиму-
щества. Имея к тому же на первом этапе

руженных С

‚ Адмирал Ф. ОКТЯБРЬСКИЙ

наших недругов не может быть двух мне-
ний о боевой мощи Советской Армии. Весь
мир убедилея, Что армия социалистиче-
ского государства является — ‹«.. перво-
классной армией нашего времени, имеющей
‘вполне современное вооружение, опытней-
ший командный состав и высокие. мораль-
но-боовые качества» (Сталин).

Закаленные и окрепшие в победоноскых
боях, обогащенные опытом ведения совре-
менной войны, Советская Армия и Военно-
Морской Флот представляют собой надеж-
ный оплот мирного созидательного труда в0-
ветекого народа, могучую боевую силу co-
циалистического государства.

Ореол. заслуженной славы окружает
Советские Вооруженные Силы, оправдавшие
надежды и доверие родного народа. Эту во-
инскую славу по праву разделяют воины
всех родов оружия — сухопутных войск,
авиации и военно-мореких сил.

Наш Военно-Морской Флот — неот’ем-
лемая составная часть Вооруженных Сил
СССР, верный помощник Советской Армии
— внес свой вклад в общее дело победы.
Еще в начале войны гитлеровцы, выдавая
желаемое за сействительноеть, раструбили
на весь мир об «уничтожении советского
флота». Развитие военных действий на
море доказало BCH вздорность и лживость
этих утверждений.

Боевая сила советского Военно-Мор-
ского Флота, высокое воинское  мастер-
ство и отличные морально-боевые качества
его личного состава проявились на разных
этапах войны, как в обороне, так и в на-
ступлении,  Стойкая защиту  городов-
тероев — Севастополя, Одессы, Ленин-
града — явилась ярким примером воинской
доблести моряков и оказала серьезное
влияние на дальнейший ход войны. Боль-
ое тактическое и оперативное значение
имели смелые морские десантные операции,
проводившиеся нашим флотом на всех мор-
ских театрах. Значительный урон был на-
несен врагу отважными действиями наших
замёчательных подводников и морских лет-
WHROB,

По мере развертывания гигантских на-
ступательных операций Советской Армии
Военно-Морской Флот содействовал победо-
носному продвижению сухопутных войск в
приморских районах и на реках. Из деся-
ти сокрушительных сталинских ударов по
врагу, осуществленных советскими войска-
ми на протяжении ‘1944 года, в восьми
непосредственно участвовали действующие’
флоты, речные и озерные флотилия.

Военно-Морской Флот действовал на
основе единой сталинской стратегии и
талтиви, Советские моряки не щадили сил
для осуществления задач, которые перед
ними ставило Верховное Главнокомандова-
ние. Командующие флотами, как и коман-
дующие сухонутными фронтами и армия-
ми, всегда чувствовали направляющую
сталинскую волю, личное руководство и
помощь товарища Сталина. :

Высоко оценивая заслуги флота в Оте
чественной войне, товарищ Сталин писал:
«Боевая деятельноеть советских моряков
отличалась беззаветной стойкостью и му-
жеством, высокой боевой активностью и
воинским мастерством. Моряки подводных
лодок, надводных кораблей, морские летчи-
ки, артиллеристы и пехотинцы восприняли
и развили все ценное из вековых традиций
русского флота».

Вместе с воинами советской пехоты,
бронетанковых войск, артиллерии и авиа-
ции военные моряки вправе гордитьея
своими доблестными делами, оботативиими
летопись русской морской славы. Боевой
опыт и героические традиции  Отечест-
венной войны представляют подлинную

сокровищницу для воинекого и политиче-
ского воспитания кадров флота,

Пт

Решающим фактором, обеспечившим все-
‘мирно-историческую победу Вооруженных
Сил, как и основой всех наших успехов,
является гениальное руководетво товарища
Сталина. т

Возглавив борьбу советского народа и
Вооруженных Сил нашей страны, товарищ,
 Сталин мудро и уверенно направлял воен-
ные действня, подчиняя своей железной
воле ход гигантских сражений. Сталинский
полководческий гений на разных этапах
войны находил правильные пути и реше-
ния, полностью учитывающие особенности
обстановки. С именем . Генералиссимуса
Советского Союза товарища Сталина вошли
з историю блестящие боевые операции, ма-
стерски осуществленные нашими войсками.

Советские Вооруженные Силы действо-
вали на основах передовой военной нау-
ки, созданной и поднятой на огромную
высоту товарищем Сталиным. Включая в
себя, кроме вопросов военного искусства,
проблемы экономических и моральных воз-
можностей страны, сталинская военная
наука вооружила наши командные кадры

войны количественное превосходетво в тан ной войны решающие преимущества Co-
ках, самолетах, автоматах и минометах,   ветской Армии, как военной организации
фашисты рассчитывали нз молниеносный   нового типа, порожденной советеким 0б-

разгром советских войск.

Советская Армия, опираясь на могучую
поддержку своего народа, боролась против
немецко-фашиетской армии один-на-одиы.
Известно, 910 англо-американцы открыли
второй фронт только тогла, когда Германия
под ударами совелеких войск оказалаеь на
краю пропасти и военная обстановка озна-
чала, что Советекий Cos в собтоянии
свойми собственными силами оккупировать
вею германскую территорию и освободить
Францию, Бельгию, Голландию. В планы

щественным И государетвенным строем,
самым прогрессивным строеу в истории
человечества. Когда-то мнотие «авторите-
ты» военного дела. ва границей, не понимая
природы и характера наших подлинно Ha-
родных Вооруженных Сил, высказывали
сомнение в их боеспособности. После вы-
дающихся побед под Москвой,  Сталин-
градом, на Вурекой ду, на Днепре
й многих других блестящих операций ваши
Вооруженные Силы предстали перед миром
во воем своем величии. Теперь даже у

пониманием закономерностей войны совре-
менного, машинного периода. Она учила
бить врага наверняка,

Сила’ советской военной науки состоит
В том, что она правильно
умело использует в интересах победы
военный потенциал в сочетании © эко-
номическим и моральным  потенциала-
ми страны.  Наше социалистическое го-
сударство обладает неисчерпаемыми воз-
можностями для победы над врагом. Одна-
во это нё означает, что побёль могла прит-
ти без напряжения и мобилизации всех
материальных и духовных сил, «В ието-

рии государств, — указывает товарищ
Сталин, — в историй стран, в историй
армий бывали случаи, когда имелись все
возможноети для успеха; для победы, но
они, эти возможности, ‘оставались втуне,
так как руководители не замечали этих
возможностей, не умели воспользоваться
ими. и армии терпели поражение». Руко-
водство товарища Сталина борьбой против
немецких захватчиков представляет с0й0й
образен мудрого учета и умелого использо-
вания всех факторов, решающих судьбу
войны. это. умение превратить возможности
в действительность обусловило замечатель-
ные успехи советекого военного искусства
в ходе ВОЙНЫ.

Сталинская стратегия обеспечила гармо-
ническое сочетание всех форм войны, пра-
вильное взаимодействие родов войск в бою
й операции на основе массированного их
‘применения, а равно и взаимодействие
крунных ‘войсковых об’единений и видов
вооруженных сил в стратегическом мас-
штабе. В многочисленных совместных опе-
рациях сухопутных войск, военно-воздуш-
ных сил и военно-морского флота нашел
воплощение принцин советской военной
науки, выраженный в известном указании
товаришн Сталина: «Задача военного ис-
кусства состоит в том, чтобы обеспечить
за собой все роды войск, довести их до
совершенства и умело сочетать их дейст-
вия». —

Действенный, творческий — характер
сталинской военной науки ярко проявился
в том, что мудрая стратегия и смелые за-
мыслы Верховного Главнокомандования со-
четались с продуманными и ренительны-
ми действиями талантливых исполнителей
— советских генералов, адмиралов и офи-
церов, с высоким воинским мастерством
советских воинов. Величайшая заслуга
товарища Сталина состоит в том, что он
вырастил, воспитал и выдвинул на руко-
водящие посты новые кадры. замечатель-
ных военачальников. Полководцы сталин-
ской школы составляют гордость наших
Вооруженных Сил.

Всеми своими историческими победами
советский народ и советские воины 0бя-
заны товарищу Сталину, великой партий
большевиков. Партия Ленина-— Сталина
организовала силы народа и армии на раз-
гром врага и привела Советский Союз к
торжеству нашего правого дела. Партия
неустанно воспитывает ныне советских
воинов и всех советских людей в духе-вы-
сокой бдительности и постоянной боевой
тотовности, в.духе горячего и животвор-
ного советского патриотизма. Мудрое py-
ководетво партии Ленина Сталина и ee
дальновидная политика — верный залог
дальнейшего роста могущества Советского
государства и укрепления ero Вооружен-
ных Сил.

Ж * &

Четыре года, отделяющие нас от победо-
носного завершения Великой Отечественной
войны, были насыщены событиями боль-
moro исторического значения. За этот пе-
риод советский народ, ‚осуществляя пое-
левоенную сталинскую пятилетку, еще бо-
лее укрепил военно-экономичеекую мощь
родного Советского государетва.

В капиталистическом мире эти послево-
енные годы принесли новые страдания
миллионам трудящихся, усилили тревогу и
неуверенность в завтрашнем дне. Мрачные
силы империалистической резкции, развя-
завшие вторую мировую войну, снова го-
товят заговор против миролюбивых наро-
дов, вынашивают агрессивные замыслы,
направленные против Советского Союза и
стран народной демократии. Правящие
круги Соединенных Штатов Америки, от-
крыто стремясь к насильственному уста-
новлению своего мирового господства, про-
водят политику агрессия и развязывания
новой войны. Исторические уроки недавне-
го прошлого не пошли впрок англо-амери-
канским империалистам, идущим ныне по
следам гитлеровских претендентов на «ми-
ровое господство». Подготавливая третью
мировую войну, они усиленно сколачивают
военные блоки, предотавляющие ©060й
серьезную угрозу делу мира,

этих условиях Советские Вооружен-
ные Силы призваны неустанно поддержи-
вать постоянную и высокую боевую го-
товность, совершенствовать свои военные и
политические знания, настойчиво осваи-
вать и двигать вперед советскую военную
науку. Этого требует от советских воинов
товари Сталин, к этому обязывает их во-
инский долг перед совежсвим народом,
перед Родиной. ;

Вместе co всеми советскими воинами

жен. всемерно повышать свою боеспособ-
ность, Наше государство проявляет огром-
ную заботу о строительстве советского Во-

учитывает и С

онно-Морекого Флота. . Barre достойными
этой заботы и доверия, свято хранить и
развивать героические традиции Boopymen-
ных Сил Советского государства —=- святая
обязанность каждого военного моряка.
Славная годовщина победы над фашист-
ской Германией, воскрешая в нашей nana.
ти героические события недавнего прош-
лого, < новой силой вызывает Чувство 38-
КОННОЙ гордости, чувство горячего iarpio-
тизма, безграничной преданности своему
советскому народу, социалистической Ро-
AnHe, большевистской партии, товарищу
талину. В этот знаменательный день 69-
ветские люди с любовью обращают свои
взоры к родному вождю, учателю и поле
козодцу товарищу Сталину, влохновителю
И организатору всех наших побед.
од руководством великого Сталина совет-
ские воины, как и весь наз народ, твердо
и непоколебимо стоят на страже завоеван-

Horo мира, на страже ве
; личайних 38в06-
ваний социализма, 4

’ На трудовой вахте — демобилизованные воины

КРИВОЙ РОГ. 8 мая. (ТАСС). Тысячи   Кирова. Рудник поднят из развалин, пре-
бывших фронтовиков работают на шахтах образилея. Горняки превзошли лучшие
Бривбасеа, Бывшие воины идут в голов- довоенные показатели производительности

it ового наступления в годы   труда,

а о, На этом же руднике стахановекими де-

(С6йчас сотни демобилизованных воинов   лами прославили себя бывший летчик, ны-
вместе с другими рабочими стали на по- не бурильшик Влалимир Васякин, бывший
четную вахту в честь Дня Победы. Иван [военный моряк, сейчас проходчию Алексей
Куцаковский прошел войну пулеметчиком. Метин, начальник участка № 7 Мик
Теперь он вновь проходчию рудника им. Севастьяненко и другие,

бверхилановый металл в

МАГНИТОГОРСК, 8 мая, (ТАСС). Метал-
лурги Магнитки отмечают праздник Победы
новыми успехами в социалистическом ©о-
ревновании.

Бригада мастеров третьей ломенной печи
Орлова, Черкасова и Душкина в Первой
неделе мая достигла очень хорошего woe-
фициента использования полезном об’ема
доменной печи и выплавила сверх плане
1еотни тонн чугуна, .

‘Честь праздника Победы

Много сверхилановом металла выдали
в эти дни участник Отечественной войны
мастер доменной печи Савичев, сталевары
Пряников, Якшин, старший оператор блу-
минга Панов.

Достойный подарок ко Дню Победы под-
готовили. молодежные бригады отличного
качества мастеров: Дейнеко и ‚Самохвалова.
За неделю стахановские бригады дали
сверх плана несколько сот тонн проката,

Гб мая 1949 г., понедельник, № 108 (3212)

личный состав Военно-Морекого Флота лол- 194

а—А. Ди-

Кадр из кинофильма «Сталинградская битва». В роли И. В. Сталин
кий, в роли А. М. Василевского — Ю. Шумский,

х

Cee

Фильм
«Сталинградская битва»

В истории Великой Отечественной  — Отдать Сталинград — это значит от“
войны советского народа против немецко- дать противнику все преимущества, у
фашистских захватчиков Сталинградская нить — значит связать руки противнику,

создать угрозу его коммуникациям, — 8a-
мечает товарищ Сталин.

Уже в самом начале битвы товарищ
Сталин намечает план мощного контрудара,
перерастающего затем в общее контрнаету-
пление. В фильме это выражено в сцене,
когда товарищ Сталин молча чертит на
карте общее направление будущих ударов,
ий в его указаниях товарищу Василевеко-

битва занимает особое место. Она создала,
по определению товарища Сталина, корен-
ной перелом в ходе всей войны. «Сталин-
град был закатом  немецко-фашистекой
армии. После Сталинградекого побоища,
как известно, немцы не могли уже опра-
виться» (И. Сталин).

Сталинградская битва явилась образцом
советского военного искусства, наглядным
воплощением сталинекого полководческого
гения, торжеством сталинской стратегии И
таклики. Слово «Оталинград» стало сино-
нимом  беззаветного героизма советского
народа, стойкости и воинского мастерства
Советской Армии,

Рассказать о великой битве под Оталин-
градом средствами кино — эту ответствен-
ную политическую, научно-историческую и
художественную задачу успешно решил
коллектив ордена Фенина — киностудии.
«Мосфильм», выпустивший первую се-
рию художественно-документального. фильма
«Сталинградская битва» (сценарий Н. Вир-
ты, постановка В. Петрова, главный опера-
тор 0. Екельчик).

Сила фильма прежде всего в его глубоко
идейном солержании. Автор’ сценария Ни-
колай Вирта создал выдающееся литера-
турное произведение. Каждое слово сцена-
DHA основано на ‘подлинных документах,
фактах и живых наблюдениях действитель-
ности.

‚ Из состава актерекого коллектива филь-

ма следует особенно выделить А. Дикого.
Жинозритель уже встречался © артистом
Диким в картине «Третий удар». Вак в
«Третьем ударе», так и в «Сталинград-
ской битве» талантливый артист создает
величественный образ И. В. Сталина.
Мудрость великого стратега, его re-
ниальная способность предвидеть ход
вовнных событий, основанная на точном
анализе обстановки и соотношения сил,
неторопливосеть в принятии решений и
несокрушимая воля и решительность при
проведении их в жизнь -— вот те основные
черты Сталина-полководца, которые убеди-
тельно показывает артист А. Дикий. Зри-
тель почти физически ощущает огромную
тяжесть исторической ответственности, ко-
торая лежала в эти критические дни на
плечах Верховного Главнокомандующего.

...Замысел и план немецко-фаптистского
командования, направившего летом 1942
года свой главный удар на Сталинград, с
первых же дней завязавшейся битвы бы»
ли раскрыты советским Верховным Главно-
командованием,

— Ясно — они идут на Сталинград, —
делает товарищ Сталин вывод из доклада
начальника Генерального штаба А. М, Ва-
силевского (артист Ю. Шумский). Rar
стало известно впоследствии из захвачен-
ных немецких документов, гитлеровекий
штаб планировал достигнуть Сталинграда
25 июля, повле чего развивать главный
удар с востока в обход Москвы и веего
центрального участка советского фронта И
одновременно наносить удар в Закавказье,
на Баку,

Немецко-фашистское наступление летом.
2 года стало возможным только из-вА
отсутетвия второго Фронта в Европе.
Немецкие фашисты были уверены, что, во-
преки обязательствам англо-американцев,
второй фронт в 1942 году открыт не бу-
дет. Именно это позволило Гитлеру из 256
дивизий, которыми располагала в то® мо-
мент Германия, сосредоточить на Восточ-
ном фронте 179 немецких дивизий, не счи-
тая 61°дивизии сателлитов Германии.

Вероломство реакционных правящих
англо-американских кругов в вопросе о
вроках начала военных действий в Запад-
ной Пвропе остро передано в ряде сцен
Фильма. Демократически настроенный и
реалистически мыслящий президент США
Рузвельт понимал, что второй фронт в Вв-
ропе необходимо открыть кав можно ско-
рее в интересах как СССР, так и народов

А и Англии, Серьезным предупрежде-
нием звучат в фильме слова Рузвельта
(артист Н. Черкасов): «Горе человечеству
вели кто-нибудь посеет вражду между на’
ми и Россией... ».

Совершенно иную политику проводил
Черчилль (роль Черчилля играет артист
В, Станицын). Этот матерый поджигатель

зав в единую систему стратегическую
оборону с последующим контрнаступлением
большого масштаба.

Первая серия фильма показывает только
первый ‘этап Сталинградской битвы —
оборонительное сражение на подступах к
Оталинграду и бои в самом городе. С взаме-
чательным мастерством и огромным разма-
хом слеланы кадры, изображающие боевые
‘эпизоды,

В самый напряженный момент, когда
решалаеь судьба Сталинграда, Государет-
венный Комитет Обороны по предложению
товарища Сталина посылает в осажденный
город Г. М, Маленкова и генерала А. М,
Василевского. Они организуют отпор врату.
Под руководством тов. Маленкова вооружа-
ются рабочие сталинградских заводов.
Прямо с вавода идут в бой советские тан-
ки, экипажи которых состоят из рабочих
города. Жители Сталинграда — женщины
и старики—под непрерывными атаками не-
мецкой авиации строят укрепления. Много-
дневные, нопрекращающиеся бой ведет
героическая советская пехота.  Самоотвер-
женно работают моряки Волжекой военной
флотилии, обеспечивающие единственную
сталинградекую коммуникацию — перо-
праву через Волгу. И веюду впереди —
коммунисты и комсомольцы.

Грандиозная битва не прекращается ни
на час. Бои идут за каждую улицу, 3a
каждый дом Сталинграда. Й все это время
зритель ощущает непрерывную заботу со-
ветекого командования и лично товарища
Сталина о фронте, о судьбе войск, отстаи-
вающих Сталинград.

Тяжелая, почти невыносимая обетановка
складывается на участке 62-й армии ге-
нерала Чуйкова. В утру 12 сентября эта
армия, принявшая на себя основной
удар» насчитывала воеёго лишь 10 ты-
‘яч штыков, а обороняла фронт протяже-

ровцы предприняли решительную попытку
овладеть Оталинградом. Они бросили в ата-
Ку семь дивизий. Пятьсот танков пробива-
ли путь немецкой пехоте. Сотни самолетов
поддерживали наступление с воздуха, Ты-
вяча четыреста артиллерийских орудий
вели непрерывный огонь. В ходе напря
женного боя у командарма Чуйкова-чело-
века огромной выдержки — вырывается
фраза: «Тяжело, нет сил, как тяжело!
Еели бы знал товарищ Сталин!»,

Сталин знал,  Обектив киноаппарата
переносит зрителя в Кремль, где Сталин
читает утреннюю сталинградекую сводку и
отдает распоряжение: «Тринадцатую гвар-
дейскую дивизию Родимцева из Резерва
Главного Командования передайте немадлен=
но Чуйкову. У них там очень тяжело...»,

Вся страна участвовала в героической
обороне Сталинграда и готовила сокруши-
тельный удар по врагу. Шло формирова-
ние резервных дивизий; заводы и фабрики,
развернувшие к этому времени мощное во-
енное производство, давали армии сотни
танков, самолетов, тысячи орудий,

План грандиозного контрнаступления,
разработанный начальником Генерального
штаба по указанию товарища Сталина, 0б-
суждается Ha заседании Политбюро
ЦВ BRIS), Bxecn — ближайшие 60
ратники товарища Сталина, руководители
партии и правительства товарищи Молотов,
Маленков, Жданов, Берия, Калинин,
Ворошилов, Андреев, Микоян, Каганович,
Хрущев, Щербаков, Шверник, Булганин и
другие. План согласованной операции трех
Фронтов — Юго-Западного, Сталинградеко-
о и Донского — докладывает товарищ
Василевский. Внушительны цифры резерв
ных соединений, артиллерийских, танковых
и других средетв, передаваемых Ставкой
на усиление фронтов,

Неторопливо прохаживается вдоль длИн-
ного стола товарищ Сталин.

— Мы начинаем наступление в районе

Г

i 0
войны строил свои подлые расчеты на том, meee Ae в ноябре, — резюмирует
м Советский Союз будет обескровлен в 9 ш Сталин.
итве под Сталинградом, но одновременно и тими словами, полными уверенности
настолько ослабнут и немцы, что Англии победе, заканчивается первая серия
удастся без труда овладеть Балканами и фильма.

диктовать. затем обеим сторонам свою ROH
лю, Победа Советской Армии опрокинула
Bee эти расчеты Черчилля и его последова-
телей в Англии и США.

Разгадав намерения гитлеровского воман-
дования, товарищ Сталин противопоетавил

им четкий и целеустремленный план .
CTBHI, ie

‚ Надо поздравить работников нашего кино
С созданием этого монументального винодо-
кумента о героическом подвиге советского
народа, мужестве и воинском мастерстве
Советской Армии и искусстве величайшего

полководца всех времен
И народов —
товарища Сталина. в }

Полновнии Е. БОЛТИН,

му: ‘создать перелом в ходе борьбы, свя-.

нием 50 километров! В этот день гитле-ь

avai: Viele

=