` вом, железной

Воспитывать умелых
зашитников Отчизны

Министр Вооруженных Сил Союза’ ССР
требует повседневно внедрять в практику
обучения и воспитания воинов не только
опыт Великой Отечественной войны, но и
современные достижения советской науки и
техники, прививать морякам любовь K BO-
енному делу, воспитывать их в духе неру-
шимой верности воинскому долгу.

В минувших боях морские летчики, каки
все советские воины, убедились, что вее-
сокрушающая еила нашей Армии и Флота
зиждется на безграничной любви воинов
страны Советов к своей Родине, непоколе-
бимой верности делу партии большевиков,
сочетаемых е высоким воипеким мастерет-
дисциплиной и неудержи-
мым наступательным порывом.

Именно эти качества определяли успех
сталинских соколов в бою. Такие же ка-
чества мы и стараемея прививать молодым
летчикам. Опираясь на партийные и ком-
сомольские организации, офиперы воспиты-
вают своих подчиненных в духе патрио-
тизма, советской национальной и военной
гордости, в духе безграничной любви и
преданности Родине, готовности на любые
подвиги в0 имя торжества идей коммуниз-
ма.

Важное место в обучении воинов зани-
мает освоение опыта лучших летчиков на-
шей страны. Помню, война была уже в
разгаре, а нашему подразделению воевать
еще He довелось. Мы упорно продол-
жали заниматься боевой подготовкой. Од-
нако я и мои друзья не пропускали ни
одной статьи в газетах, рассказывающей о
боевых делах советских летчиков. Внима-
тельно читая эти статьи, изучая их, мы
выписывали наиболее интересные приемы
наших летчиков. составляли схемы их
боев. Как это позже пригодилось! _

Так и теперь. Опыт передовых летчиков
становится достоянием всех офицеров на-
шей части. В пропаганде этогд опыта ве-
душую роль занимают заслуженные коман-
хиры, прошедшие школу войны.  Чаето
приходится сидеть вечерами за изучением
операций, вспоминать свои бои, боевые

Декада казахской Литературы

Вчера, 10 мая, в Москве в Большом за-
пе государетвенной консерватории имени
Il. И. Чайковского открылась декада ка-
захской советской литературы.

Открывая вечер, Б. Горбатов передал го-
стям сердечный привет от литераторов
столицы.

Вступительное слово о развитии казах-
ской советской литературы произнее пред-
седалель Союза советских писателей Вазах-
стана Сабит Муканов. i

В беседе е нашим корреспондентом лау-
реат’ Сталинской премии писатель Мухтар

вылеты товарищей, чтобы затем весь этот
фактический материал, критически осмыс-

ленный и обобщенный, передать подчинен-

НЫМ.

Обычно перед полетами офицеру 0б’яс-
няют, как важно в летной боевой практи-
ке умение четко выполнять тот или иной
маневр. И здесь же рассказывают, как
подобный маневр выполняют опытные
старшие товарищи, Герои Советского Сою-
за.

Разумеется, к освоению опыта войны
надо подходить творчески. Следует всяче-
CEM поошрять разумную инициативу, оено-
ванную на веестороннем знании техники.
В связи © этим хочется остановиться Ha
вопросе изучения офицерами своей техни-
ки и всевозможных документов по спе-
циальноети.

Как-то в подразделение пришли молодые
летчики, Веем хотелось летать, летать по-
быстрее! И, конечно, на боевой машине!.
Но многим пришлось вначале сесть в кабину
учебного самолета. Правда, подавляющее
большинство из них вскоре было допуще-
но к полетам на боевых машинах, зато не-
которым пришлось еще определенное вре-
мя летать на тренировочных самолетах.
Так, например, произошло с летчиком
Смирновым, который не выдерживал Ha-
правления на взлете. Выяснилось, что им
не освоены отдельные элементы полета.
Оттибки были устранены. Тов. Смирнов
стал успешно летать.

Подобные случаи повторялись и е дру-
гими летчиками. Своевременная помощь
дала тг возможность быстро ликвидиро-
зать отставание и стать умелыми специа-
листами. Затем, в процессе службы, они
сами поняли вею важность отличного ов-
ладения своей техникой и искусством пи-
тотирования. С благодарностью вспоминая
товаришескую помощь, молодежь © тех
пор внимательно прислултивалась в сове-
там старших боевых друзей.

‘ Герой Советского Союза
майор Я. МАТВЕЕВ.

КРАСНЫЙ

ее

11 мая 1949 г., среда, № 109 (3213)

и

ЕТВЕРТОЙ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ СМЕРТИ А. С. ЩЕРБАКОВА

К ЧЕТВЕРТОЙ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ СМЕРТИ А. С. ШЕРБАКОВА
Выдающийся деятель
большевистской партии

Четыре года назад—10 мая 1945 тола  фронту. Тов. Щербаков был одним из

руко-

переетало биться сердце пламенного боль- водителей и организаторов а
пювика, верного сына партии Ленина— обороны Москвы. Следуя Указ ыы
Сталина. секретаря Центрального и Мос- товарища Сталина, ‘он развернул кипучу

ковского комитетов ВАП(б) и Начальника
Главного Политического Управления  Co-
ветской Армии генерал-полковника Алек-
сандра Сергеевича Щербакова. «Партия,
армия и народ потеряли в лице товарища
Щербакова выдающегося большевистского
руководителя и виднейшего государствен-
ного деятеля», — говорилось в извещении
ЦЕ ВКП(б) и СНК Союза ССР о смерти

Мичман В. Жаров — один из авторов

казахов. Выделяются произведения Г. Му-
сренова «Солдат из Казахстана», С. Вак-
боргенова «Гражданин», А. Нурпеиеова
«Вурляндия» и другие.

Издан сборник песен народных акынов 0
великом Сталине, о советской Родине,

`В нынешнем году была присуждена
Сталинская премия первой степени за ро-
ман «Абай», написанный мною. Роман по-
вествует о великом поэте-просветителе ХХ
века Абае ВКунанбаеве, мировоззрение кото-
рого складывалось под непосредственным
влиянием блатородных идей русских рево-
люционных демократов.

части Балтийского

«Учебника радиста флота». Во настоя-
щее время он перерабатывает написан-
ные им главы в связи с переизданием
учебника. На снимке: мичман В. Жаров
за работой.

Фото А. Межуева.

С флотов
сообщают

$2 Встреча с делегатом Х1 с’езда ВЛКСМ.
В кубрике корабля Н. состоялась встреча
комсомольцев корабля с делегатом Х1 с’ез-
да ВЛКСМ капитан-лейтенантом Суворо-
вым. Послушать рассказ делегата пришли
молодые каспийцы с других кораблей. Тов.
Суворов рассказал о работе с’езда, поделил-
ся своими впечатлениями о пребывании в
Москве. } d

i

2% (Семинар библиотекарей. Политуправ-
ление Балтийского флота провело одно-
дневный семинар флотских библиотекарей.
Участники семинара прослушали доклады:
«Идейный разгром — антипатриотической
группы критиков-космополитов в литерату-
ре и искусстве», «Пропаганда флотскими
библиотеками сталинского плана преобразо-
вания природы», ознакомились с библиогра-
фическим обзором произведений советской
литературы, удостоенных Сталинской пре-
мии. На семинаре был обсужден план под-
готовки и проведения юбилейного пушкин-
ского вечера.

Пеший переход. В Н:ской чагти Бал-
тийского флота проведен пеший переход на
25 километров, Первым к финишу прибыло
подразделение офицера Мельника. Все
участники пезехода уложились в нормативы
комплекса ГТО 1-й ступени.

Электрифицированные карты. При про-
ведении тематических вечеров в Н-ской
флота широко ис-

товарища Щербакова.

Жизнь Александра Сергеевича Шербако-
ва — яркий образец беззаветного служе-
ния народу, делу Ленина — Сталина, В
нем концентрировались лучшие, благород-
нейшие черты большевистского руководи-
теля ленинско-еталинекого тина,  тееней-
шими узами связанного с народом, пламен-
ного патриота Родины, С юношеских лет
и до последнего дня своей жизни страстно
боролея он за торжество лениноко-сталин-
ских идей, 3a процветание Советского
государства.

‘Александр Сергеевич вотупил в ряды
большевистской партии в 1918 году. По-
ручаемой ему партией работе он отдавал
все свои способности, весь свой организа-

деятельность; направляя усилия трудящих-
ся на создание мощных оборонительных
сооружений, на формирование частой на-
родного ополчения, на организацию про-
изводетва оружия.

После разгрома немцев, под Москвой
Александр  Сертеевич в одном из своих
выступлений, отмечая трудные дни, кото-
рые переживали Москва и весь чаш народ
в тот период, говорил: «...Ню и в эти труд-
ные дни наш народ, наша армия ни на
минуту не сомневались в том, что враг
будет остановлен, отброшен и разбит.

Не сомневались, товарищи, ибо крепко
верили в свои силы и в силу гения на-
шего вождя и полководна товарища
Сталина».

Под руководством тов. Щербакова м0<-
ковсние партийные и непартийные боль-
пювики развернули огромную работу по
перестройке промышленности столицы Ha
военный лат. Производству вооружения и
боеприпасов, станков и приборов, органи-
зации лесозатотовок, строительству метро-

р = п — всем елял он вни-
торский талант. О’ энергией, присущей Политена и т. п. ему Ул -
большевику, тов. Шербакюв проводил  Мание, воодушевляя людей на герои
ленинско-сталинскую политику нашей   ческий труд, на подвиги.

партии, будучи на партийной работе в
Торьковской облаети, & затем в Лонингра-
де. в Восточной Сибири, в Донбассе.

1938 года товарищ Щербаков — секретарь

тетов ВКП(б). На ХУШ с’езде партии он
был избран в члены Ц ВЕП(б). На какой
бы пост партия ни ставила тов. Щербако-
ва, какую бы работу ему ни поручала,
всюду он проявлял качества, свойственные
большевистскому руководителю сталинской
школы, р

Являясь пламенным патриотом социали-
стической Родины, тов. Щербаков глубоко
верил в творческие силы нашего много-
миллионного народа. На ХУШ с’езде партии
он взволнованно говорил: «...Харавтерной
чертой советеких трудящихся является зло-
ровый оптимизм, уверенность в завтрашнем
тне, глубокая вера в то, чо с ” каждым
днем жизнь соротекого человека становит-
ся и будет стаковиться все лучше и луч-
ше. Мечты советских трудящихея очень

в качестве

А. С. Щербаков мобилизовал людей на
героический труд во имя победы над не-
мецко-фашистекими = извергами. «...Для
TOTO, чтобы добиться полной победы, —

Московского городекото и областного коми- говорил он на торжественно-траурном засе-

даний, посвященном ХУШ годовщине 0
дня смерти В. И. Ленина, — нам нужно
удвоить и Уутроить наши усилия, надо до-
биться преимущества и в танках, и в 08-
молетах, и в средствах борьбы с ними. Эту
задачу мы можем и обязаны решить».

Глубоко образованный марксист, чело-
век разносторонней культуры, тов. Шерба-
ков настойчиво  добивалея Toro, чтобы
наши кадры овладевали ленинско-сталин-
ской теорией, культурой, заботилея 0б их
идейном воспитании.

«Товарищ Сталин непрестанно учит
нас, — говорил он, — что если не руко-
водствоваться теорией, не глядеть виеред,

то обстоятельства будут толкать сегодня в
одну сторону,
завтра потянут назад».

завтра в другую, а после-

Выполняя руководящую работу в партии
сокретаря Ц ВЕП(б), тов.

Bee творчество писателей Советекого Ва-
захетана развивается под благотворным
влиянием таких мастеров русской, совет-
ской литературы, как М. Горький, В. Ма-
яковекий:  А. Толетой, М. Шолохов, А. Фа-
деев. Казахокий народ любит и высоко це-
вит литературу братеких союзных респуб-
лик. Книги великих русских классиков и
лучшие ирбизведения советских писателей,
такие. как «Кавалер. Золотой Звезды»,
«Молодая твардия», «Поднятая целина»,
«Как закалялась сталь» и многие другие
выдающиеся = произведения прозы и
поэзии: переведены на казахский язык.

Почетная роль принадлежит казахской
литературе в деле идейного воспитания сво-

Ауэзов рассказал о развитии литературы
Советского Вазахстана:

— Ло Великой Октябрьской революции,
освободившей казахский народ от гнета
баев-феодалов и царских колонизаторов, в
Rasaxctane письменная литература была
мало развита. Духовная жизнь казахского
народа находила свое отражение главным
образом в устном творчестве акынов. Ра-
зительные перемены произошли в Вазахета-
не за годы советской власти.

Пьшно расцвела ‘культура Советского
Казахстана. Сотни книг выпущены Вазах-
еким государственным издательством. На-
ши писатели посвящают свое творчество
важнейшим проблемам современности, ото-

быстро осуществляются в реальной жизни,
потому что между мечтой советекото чело-
века п действительностью нет разлада, по-
тому что трудящиеся работают не покла-
дая рук нал осуществлением планов, на-
мечаемых нащей партией». -

Ученик и соратник великого Сталина,
тоз. Шербаков снискал уважение и любовь
партии и реох трудящихся нашей Роди-
HEL, Под его руководетвом Московокая пар-
тийная организация стала еще более
монолитной, еще более сплеченной вокруг
ЦЕ ВЕП(б) и великого вождя советского
народа И, В. Сталина. Летально разобрав-
шись в сложных вопросах многогранной
жизни Москвы и области, он умело на-

пользуются электрифицированные карты.
Так, например, к вечеру, посвященному
сталинскому плану преобразования природы.
была изготовлена электрифицированная кар-
та полезащитных лесополос. Сейчас гото-
вится электрифицированная карта о богат-
ствах нашей Родины, о достижениях тру-
жеников промышленности и сельского хо-
зяйства. i

2 Награждение комсомольцев. Мурман-
ский обком. ВЛКСМ наградил почетными
грамотами большую группу комсомольцев-
североморцев. За умелую воспитательную
работу награды удостоен офицер Родионов.
За отличные показатели в боевой и полити-
ческой учебе, примерность в службе и об-
щественной деятельности почетными грамо-

Щербаков одновременно являлся Начальни-
ком Главного Политического Управления
Красной Армии. Он был крупнейшим орга-
низатором партийно-политической работы в
Красной Армии. Под его непосредетвенным
руководством была проведена перестройка
партийно-политической работы на военный
лад. С неутомимой энергией он сплачивал
советских воинов вокруг большевистекой
партии, вокруг любимого вождя и полко-
волна товарища Сталина. Александр Cep-
геевич требовал от политорганов воспиты-
вать личный состав в духе беззаветной
преданности советской Родине и народу, в
духе неустрашимости и беспредельного со-
BeTCKOLO патриотизма, в духе ненависти к
врагам. Вее помыслы советских воинов

бражая в прозе и поэзии замечательную
борьбу казахского народа за социалиетиче-
ские преобразования. Можно назвать ряд
произведений, которые являются, несом-
ненно, достижением казахских писателей.
Эти произведения переведены и на pyc-
ский язык. В их чиеле — ‘романы «Мия-
лионер» Г. Мустафина и «Дальние
широты» Г. Сланова, повесть  «Комсо-
мольское звено» №. Абдыкалырова, по-
священные людям колхозного труда. «CBID-

Дарья» — так называется роман С. Мука-`

нова 0 народной стройке  оросительного

канала. Много написано о Великой Отече-
= so Св > * = =
ственной войне и участии в ней воинов-

Ая

его народа. Трудящиеся республики прояв-
ляют исключительный интерес к работам
писателей и по достоинству оценивают
каждое новое достижение нашей литерату-
ры. Большевистская партийносеть — глав-
ный, руководящий принцин писателей и
поэтов Вазахетана.

Декада казахекой литературы в Москве
—= большое событие в нашей жизни. Она
вызовет новый творческий под’ем у лите-
раторов республики, послужит дальнейше-

му укреплению дружбы писателей Москвы
и  Казахотана, позволит еше  ши-
ре ознакомить общественность столицы ¢
достижениями культуры казахского народа.

я ЕВЕ ee ee at

тами награждены старший матрос Коваль-
чук, матросы Гаврилов, Кротов и другие.

$ Школа стендовых стрелков. Коллек-
THB MOPAKOB-OXOTHHKOB, возглавляемый под-
полковником Корельским, заслуженно счи-
тается передовым в гарнизоне. Здесь орга-
низована школа стендовых стрелков. Мно-
гие из охотников, как тт. Шелягов, Ващен-
ко, Осипов и другие, уже сдали разрядные
HOPMBI, восемь человек стали мастерами
стендовой стрельбы. За хорошую постанов-
ку работы и выращивание молодых стрел-
ков в прошлом году коллектив моряков-
охотников награжден грамотой окружного
совета Всеармейского  военно-охотничьего

правлял внимание партийной организации

ленности и сельского хозяйства. Он хорошо

должны быть направлены на разгром
врата. Для победы, учил тов. Щербаков,
нужна железная дисциплина, нужны от-
личная военная выучка, глубокое знание
боевой техники нашей армии.

Перестройка партийно-политического ру-
ководотва, огромный размах политической
агитации, повышение идейного и организа-
венного деятеля в годы Великой Отечест- ционното уровня партийной работы, пере-
венной войны Советского Союза против несение ее в низовое звено, ближе к мас-
гитлеровской Германии. Непоколебимо уве- сам, способствовали тому, что исключи-
ренный в силе и высоком патриотизме со- тельно высоко поднялась роль коммунистов
ветеких людей, он мобилизовывал энергию  и комсомольцев в частях и на поле боя.

на основные вопросы работы промыш-

разбиралея в людях, крепко поддерживая
инициативных, энергичных работников.

С особой силой проявились большие ор-
танизаторекие способности тов. Щербакова
как вилнейшего партийного и государст-

общества и премирован двумя ружьями.

Когда, было решено провести собрание
дичного состава, посвященное боевым тра-

дициям подразделения, и встал вопрос 06

основном локладчике, выбор заместителя
командира по политической части пал на
‘лейтенанта Георгия Фроловича Пляка.

Это один из бывалых воинов  подраз-

деления. За тоды службы на сторожевых
катерах он прошел большой путь от ря-

дового матроса до командира катера. Еще
котла Георгий Пляка был старитиной, его
‘имя вотло в боевую историю подразделения,

Эта история гласит, например, что боц-

ман Пляка проявил воинскую доблесть

в Новороссийской десантной операции.
Он был там ранен,
не сказал, желая во что бы то ни стало
сетаться на своем посту у пулемета. Лишь

поеле того, как командир заметил проету-

пившую сквозь обмундирование кровь Ha
pore GollMaHa, TOT B приказном порядке был
отправлен вниз на перевязку. А когда ка-
тер с девантниками, прорвав вражеские ог-
невые завесы, приблизилея к причалам га-
вани, боцман уже снова был на палубе и
немцами

первым спрыгнул на занятый

Tape.

Но не только потому, что Георгий Пляка
отличился во многих боях, именно ему 1е-
‘шили поручить доклад, которому придава-
лось большое воспитательное Значение. На

это имелись и другие причины.

Уже давно было- отмечено, что пропаган-
да боевых традиций занимает весьма зна-
зительное место в работе лейтенанта Цляка
в ето подчиненными. В свое время у него
на катере состоялось специальное собрание,

посвященное истории этого маленького ко

рабля и его участию в Отечественной войне.
мастерства
используются лейте-
нантом на политических занятиях и в по-
вседневных товарищеских беседах © матро-

знают не
корабля,

Примеры героизма и воинокого
катерников постоянно

сами. Все матросы катера хоротто
только  босвой путь 080610

но никому 06 этом

Знают они и о многих подвигах, совершен-
ных на таких же постах других катеров.

— Командир научил нас уважать наш ка-
тер, дорожить его честью и службой на
нем, — говорит один из передовых вои-
нов этого корабля старшина 1-Й статьи
Сибиряков.

А там, где это достигнуто, легче решает-
ся любая задача боевой подготовки и воин-
ского воспитания, Гордость за, свой корабль,
желание умножать его традиции ярко’ про-
являются в нетерпимости моряков этого ка-
тера к нарушениям воинокой дисциплины.
Когда на корабль был переведен недоста-
точно дисциплинированный матрос Семенов,
весь личный состав помогал командиру
развить в новом члене экипажа сознание
ответственности за свой катер. Обстановка,
созданная на катере, помогла стать при;
мерными воинами также матросам Коль-
цову и Костикову. Ha последнего очень
большое влияние ‘оказали рассказы коман-
дира о том, как выполняли свой долг ка-
терники, которым в годы войны был вве-
рен его, Костикова, боевой пост.

Все это командир подразделения и его за-
меститель приняли во внимание при подбо-
ре докладчика для собрания, задуманного
как важный шаг в расширении пропаган-
ды боевых традиций, Рассказать о героиче-
ских делах, о боевой славе воинов отороже-
вых катеров (доклад так и должен был па-
зываться — «Боевая слава налиего подраз-
деления») поручалось офицеру-коммунисту,
который не только сам эту славу зе оевы-
вал, но и умеет воспитывать на ней эки-
паж своего катера.

отитал для себя большой, честью.

доклада. Он разыскал записи,

Георгия Фроловича это поручение взвол-
новало. Выступить с таким докладом перед
всем личным COCTABOM подразделения он

Тойтенант закрылся в своей крошечной
Rare wa катере и начал обдумывать план
которыми
нользовалея в разное время при проведе-
но и историю отдельных его боевых постов. нии политзанятий и бесед. Потом достал и

положил перед собой бережно хранимую
клятву в верности Родине до последнего ды-
хания — клятву, которую он и его боевые
друзья написали под портретом товарища
Сталина перед одной крупной десантной опе-
рацией.

Этот листок бумаги с клятвой великому
вождю, пронесенный сквозь огонь жестоких
боев, вызвал у Георгия ПШляка вереницу
волнующих воспоминаний. Вновь увидел он
свой катер врывающимея в бухту, которая
словно кипит от разрывов снарядов, услы-
шал опять запавшие в память команды и
отдельные слова товарищей, пережил еще
раз напряжение боя. А затем сознание
озарилось воспоминанием о той бесконеч-
но счастливой минуте, когда он узнал, что
подразделение катеров названо в числе
воиноких частей, которым по приказу
великого Сталина  салютует Москва...
Могли ли они мечтать о такой почести,
о такой награде!

Вепомнилея потом боевой товарищ —
боцман другого катера Рокотов. Тот тоже
написал клятву под портретом Сталина.
И, свято выполняя ее, тяжело раненный, с
перебитой осколком ногой, продолжал, по-
виснув на лямке пулемета, вести огонь по
врагу. А котла его поразил еще один oc-
колок и обессилевший боцман опустился на
палубу, он потребовал оставить его здесь
и лежа показывал сменившему его мат-
pocy, куда стрелять.

Про Рокотова надо рассказать обязатель-
но, думал Пляка: важно, чтобы об этом зна-
ла молодежь! И про лейтенанта Чеслера то-
же! И про людей с того’ катера, который за
одну почь пестнадцать раз сквозь OTOH
прорывалея к берогу с десантниками, И про
катер, который в Керченском проливе вышел
победителем из боя © целой группой немец-
ких торпедных катеров_и самоходной Gap-
жей. И, конечно, про Глухова, нашего re-
роя-командира! Как он говорил тогда на
митинге перед высадкой в Эльтигене? «Все

Se ПЕС ЕЕ

дина дороже всего. Обратным курсом может
итти только тот, кто выполнит задачу...».
Эти слова стоит привести в докладе!

Георгий Фролович мог бы часами вспоми-
нать замечательных воинов подразделения
и их боевые дела. И каждое из этих дел
заслуживало того, чтобы рассказать о нем
‚ молодым катерникам. Но лейтенант знал,
что на доклад ему отводится всего 50 ми-
нут. Да и не должен был’ этот доклад све-
стись к простому перечислению подвигов,
совершенных моряками катеров. Надо было
отобрать самые яркие и поучительные фак-
ты и показать на них, что подразделение с
честью выполняло любые задания командо-
вания: что люди, не щадя себя ради победы
нал врагом, проявляли массовый героизм;
что пример отваги, стойкости, боевого ма-

трудящихся Москвы и области на помощь   Героическое поведение

Een ae Eee

стерства подавали всем воинам коммунисты
и комсомольцы,

Этим ведь и заслужило подразделение
свою боевую славу, о которой напоминает
изображение орлена на флатах катеров. В
этом заключаются и основные традиции,
которые завещали своей смене участники
Великой Отечественной войны!

Долго и тщательно готовил Георгий Фро-
лович свой доклад. He доверяясь памяти, он
сверял факты и особенно даты с официаль-
ной боевой историей. >

Одновременно готовились к собранию и
другие старожилы подразделения, пожелав-
шие выступить © дополняющими доклад
воспоминаниями 0б отдельных боевых опе-
рациях. Был выпущен специальный номер
стенной газеты. Матрос Брауде с катера
«Алексей Захаров» писал для самодеятель-
ного хора марш катерников. Библиотекарь
готовил фотовитрину, отображающую боевой
путь прославленного командира подразделе-
ния Героя Советского Союза Дмитрия Глу-
хова.

В назначенный день и час катерники,
одетые в обмундирование первого срока, за-
полнили лекционный зал, предоставленный
для этого собрания политотделом. Цомеще-
ние было убрано по-праздничному, нал сто-
лом президиума развернут как символ Go-
вой славы краснознаменный  военно-мот-
ской флаг Сюда же перенесли стоящую
обътчно в читальне статую Ивана Голубца.

Когда все были в сборе, двери зала птиро-

мы любим свои семъи, своих детей. Но Ро-[ ко распахнулись и на пороге показалея бы- ! Барков в разгар боя поднял

коммуниетов, их

валый воин главный старшина Яков Кобец,
участник первого на Черном море потопле-
ния немецкой подводной лодки, Он торжест-
венно внес орлен подразделения и грамоту
Президиума Верховного Совета. Орден co-
провождалея почетным караулом из стар-
шин —— участников войны.

Вее встали. Когда орден был помещен:
вместе с грамотой на постамент, обтяну-
тый алым кумачом, и почетный караул
занял места у постамента, заместитель
командира по политической части открыл
собрание.

Георгий Пляка не уложилея в свои 50
минут, Он говорил значительно больне часа.
Но вряд ли кому-нибудь в зале показался
CHMMIKOM длинным его яркий, взволнованный
доклад, насыщенный столькими примерами
героизма, самоотверженноети, воинского Ma-
стерства, проявленных катерниками в боях
за Родину.

докладе приводилось немало таких
фактов, о которых большинетво присутетво-
вавших сльшпало впервые. Впервые видели
многие катерники и орден евоего подразде-
ления, Доклад; как и вся обстановка собра-

ния, произвел большое впечатление на его

участников. Перед ними все полнее, всё ши-
ре раскрывалась героическая боевая  исто-
PHA ‘подразделения, отмеченная столькими
подвигами их старших товарищей. И с еще
большим уважением смотрели матровы на
находящихся в этом же зале бывалых во-
инов.

Лейтенанта Пляка сменил на трибуне
мичман Догадайко, на широкой груди кото-
рого в трудом поместились вое ‘его ордена и
медали: Он рассказал об особенно близких
ему как механику героических примерах
борьбы за живучесть катеров,

С затаенным дыханием слутали молодые
матросы про подвиг старшины 2-й статьи
Хоблова, собственным телом зажавшего
большую пробоину в борту, которую нельзя
было быстро заделать в данной обстановке.
Отважный моторист сдерживал евоей грудью
напор рвавшейся в отсек ледяной воды.
Благодаря этому поврежденный катер oc-
талея на плаву и доставил к берегу десант-
HITROB.

С таким ж6 напряженным вниманием
был выслушан рассказ старшего ‘матроса

Пгорова о том, как раненый сигнальщик
на своем кате-

О eRe oes

беззаветная преданность Родине, партии,
товарищу Сталину воодушевляли советехих
воинов на массовый героизм, Коммунистам
подражали, с них брали пример.
Неутомимый большевистекий пропаган
лист, выступления которого, веегда были
проникнуты высокой идейностью,  TOB,
Щербаков требовал от политработников не-
сти в массы большевиетское слово, чаще и
задушевнее беседовать с бойцами, отечески
вникать в их быт, знать их нужды, з-
просы, помогать советом, укреплять веру
в правоту и победный исход нашего дела.
Александр Сергеевич настойчиво требо»
вал от политических работников и руково-
дителей парторганизаций частей глубже
изучать  маркеистеко-ленинскую теорию,
повседневно осваиваль военное дело, воен-
ную технику. По его инициативе в Крас-
ной Армии была развернута сеть военно-
политических училищ, курсов, школ,

Тов. Шербаков настойчиво требовал от
политических работников, от всех пропа»
гандистов, чтобы они повседневно 1аз’яс-
няли бойцам источники нашего могущества,
источники наптих сил.

В своих выступлениях он ярко показы-
вал роль товарища Сталина как организа-
тора и`вдохновителя всех побед, советского
народа, как величайшего полководца.

Товарищ Шербаков говорил 0 великой
организующей роли партии Ленина
Сталина. «...Йетория еще не знала такого
массового. героизма, такого единодушия всех
народов COCP, какое мы имеем сейчас, в
дни освободительной войны в немецкими
империалистами. Никогда еще наш наро
не был так ортанизован, как сейчае, ПИ
это об’яеняется тем, что во главе народа
стоит такой вождь и организатор, как пзр-
тия Ленина— Сталина. Крепкие узы свя-
зи © народом умножают силы партии, а
народ, снлоченный вокруг партии, являет-
ся непобедимым».

Он с восторгом говорил о превосходетве
советской стратегии и тактики, 0 воин-
ском умении, высоком моральном духе на-
гих войск, что было ярко продемонстри-
ровано в ходе войны. Он отмечал, что 0-
ветский парод гордится славными сталин-
скими питомпами-—военачальниками Совет»
ской Арми, тордитея офицерами, прешед-

—

шими замечательную  сталинекую школу
военного искусства, гордитея рядовыми
воинами, умножившими вековую славу

русского оружия.

Вместе с тем. А. С. Щербаков предупрож-
дал о том, что нельзя успокаиваться на
Непременным
советских военачальников, говорил он, яв-
ляется неукоснительное выполнение при-
казов о постоянном совершенетвовании воз
енного мастерства, о том, что нужно день
за лнем подниматься выше в деле совер-
шенотвования в военном искусстве.

Тов. Шербаков ушел от нае в те дни,
когда наш народ одержал историческую
победу над гитлеровской Германией. Трудя-
щиеся Советекой страны, горячо любившие
верного сына большевистской партии, ни-
когда не забудут его светлый образ, в
кипучую энергию и — большевистскую
страстность, с которой он работал на благо
и процветание нашей Родины, Память 0
нем навсегда сохранится в сердцах совет
ских людей, воздвигающих лучезарное зда-
ние коммунизма.

Верный ученик товарища Сталина, уме»
ло проводивший в’ жизнь его указания,
А. С. Шербаков призывал: «Во воем сле-
довать Ленину! Bo Beem следовать

Сталину! Во всем быть такими, Kab
Ленин, как Сталин».

Учась у Ленина и Сталина, наш 60
ветекий народ уверенно идет  виеред по
пути к коммунизму.

достигнутом. законом Для

ре военно-морекой флаг взамен ебитого 96-
колком бомбы,

Один за другим поднимались на трибуну
ораторы. Выступали не только бывалые
воины, но и моряки, которым не довелось
участвовать в боях, Они говорили © TOM,
как гордятся службой в прославленном
подразделении, как стараются, чтобы их
успехи в учебе были достойны завоеванной
UX отаршими товарищами боевой славы,
Велед за именами воинов, отличивигихся в
боях, с трибуны произносились © таким же
уважением имена нынешних отличников бо-
евой и политической учебы. Й как бы в
подтверждение нерушимой преемственности
боевых традиций, молодые отличники сме-
няди ветеранов войны в почетном караул
у ордена.

Торжественный характер собрания №
помешал выступавшим поименно назвать
и тех немногих матросов, которые еще He
научились дорожить славой своей части и
нарушают воинскую дисциплину, не прояв»
ляют в учебе должного рвения. Им. также
присутствовавшим в зале, это должно было
послужить суровым товарищееским укором.

Последним говорил командир подразделе-
ния. Он привлек внимание катерников Е
очередным учебным“”задачам и призвал их
показать свою верность боевым традициям
отличным выполнением этих залач, даль»
нейним повышением боевой готовности,

Больнюй след оставило это собрание B
сознании моряков. Оно было проведено б0-
лее месяца тому назад, но на катерах до
сих пор вспоминают «вечер боевой славы»
(так назвали это собрание сами матроеы).
И вспоминает не только молодежь, на кото-
рут прежде всего были расечитаны доклад
И остальные выступления.

— Я служу на катерах одиннадцатый
год, многое за службу видел, но после это-
TO вечера еще лучше служить захотелось!
— поворит боцман-сверхерочник Горелов,

Нам довелось убедиться, что это собрание
вызвало большой интерес и на катерах дру-
ото подразделения, где также много о нем
говорят. Там узнали о «вечере боевой сла-
вы» от своих «делегатов» — агитаторов,
которые были приглашены на собрание 10
совету работников политотдела.

Капитан 3 ранга Н. ЛАНИН.

Черноморский флот, (С
; пен, корр. «Кра-
сного Флота»). } Г

зы

Sy