ие

инь,

At

‚ организации учебного процесса: в ряде слу-

11 мая 1949 г;, среда, № 109 (3213)

о
Великий почин

Партийные

организации

В борьбе ‘за’ высокий
идеиным уровень преподавания

В прошлом году в школе учебного от-
ряда отмечались серьезные недостатки в

чаев лекции читалиеь на низком идейном
уровне; подготовка преподавалельского ¢o-
става в занятиям проверялась формально:
слабо использовалея в учебе опыт Великой
Отечественной войны; в некоторых лекциях
замалчивалась передовая роль русской нах-
ки и техники, ее приоритет в важнейших
мировых открытиях и изобретениях. -

„Одной из причин, которые привели к та-
кому положению, являлось по сути дела
невмешательство некотрых наших партий-
ных орманизаций в ход учебных занятий,
На этот серьезный недостаток указала пар-
тийная конференция, состоявшаяся весной
прошлого года. ‘

После партийной конференции парторга-
низации учебного отряда приняли реши-
тельные меры к устранению вскрытых
недостатков. В частности, большая работа
была проведена партийными организация-
ми при подготовке к новому учебному году,

Коммунисты тщательно обсудили на ево-
их собраниях задачи подготовки к заняти-
ям. В решениях были намечены конкретные
пути устранения допущенных недостатков.

На заседаниях партийного бюро sacay-
шивались доклады руководящих офицеров,
Работники политического отдела и члены
партбюро принимали деятельное участие в
методических совещаниях преподавателей,
где обсуждалиеь заново составленные исто-
рические справки и конспекты
Преподаватели прослушали курс лекций по
методике. Большая работа была проведена
0 старшинами-инструкторами и лаборан-
тами.

Активтюе участие партийных организа-
ций в подготовке к учебному году дало свои
положительные результаты. Собрание пар-
тийного актива, состоявшееся в феврале
этого года, отметило, что в области идейно-
го воспитания партийные организации про-
вели за последнее время немалую работу,
Но партийный актив отметил также, что
требования о повышении идейного уровня
преподавания в школах отряда до конца
вще не выполнены. В частности, комму-
нисты указали на отдельные случаи фор-
мального отношения ‘преподавателей к
исправлению допущенных ошибок в идей-
ном содержании лекций. На это было 06-
ращено внимание парторганизаций, где
сокретарями тт. Чаусекий и Семенов.

Партийные организации тире разверты-
вают работу по идейному воспитавию лич-

лекций.  .

ного состава. Чаще стали проводиться ин-
тересные доклады, встречи, беседы, знако-
мящие учеников © достижениями советеко-
PO народа в выполнении послевоенной
сталинекой пятилетки, с успехами во веех
областях науки, техники, культуры, е
победами` советских людей в борьбе за пост-
роение коммунизма. Такие мероприятия мо-
Филизуют личный состав на достижение вы-
соких результатов в учебе, усиливают чув-
ство ответотвенности каждого воина перед
Родиной за свою службу.

Можно привести в пример конференцию,
организованную по инициативе парторгани-
зации, возглавляемой т. Рейзиным, на тему
«Большевистская программа, борьбы за пре-
юбразование природы и дальнейший расцвет
социалистического земледелия». Силами
специалистов школы была смонтирована
большая электрифицированная схема поле-
защитных лесонасаждений и расположения
лесных станций, Более пятидесяти человек
приняло участие в обсуждении вопросов,
поставленных на конференции,

Старший лейтенант Гайдаш в своем вы-
отуплении обрисовал роль большевистекой
партиц»и лично товарища Сталина в под’-
еме социалистического сельского хозяйства,
Офицер Curses посвятил свое выступление
роли товарища Сталина в разработке гран-
диозной программы преобразования природы.
Офицер Липалов рассказал о вкладе в науку
наших соотечественников Докучаева, Виль-
ямса, Мичурина, Лысенко.

— Величественный план преобразования
природы служит показателем возросшего
могущества СООР и непреодолимой силы и
жизненности колхозного строя, -—— сказал в
своем выступлении мичман Аркузен. Матро-
вы Ивграфов и Мусатов подкрепили это
высказывание примерами из жизни их
колхозов, убедительно показав, каких ус-
пехов достигнет наше сельское хозяйство
в результате выполнения сталинского пла-
на преобразования природы.

Матрос Ишмухамедов до прихода на флот
работал в одном из совхозов Казахекой ССР.
В своем выступлении он ознакомил слу-
тиателей с ростом народного хозяйства, нау-
ки, культуры и искусства своей республи-
КИ.

В заключение выступил один из научных
работников, специалист в области  сель-
скохозяйственных наук,

Эта конференция надолго осталась в па-
мяти всех присутствовавших на ней.

Майор Н. ПЕТРОВ.

Письмо

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 10 мая, (Корр.
«Красного Флота»). Молодежь Ворошилов-
Градской области,  шефствующая над
экипажем корабля Н., поддерживает с мо-
ряками постоянную переписку. На-днях на
корабль пришло письмо заведующего воен-
но-физкультурным отделом обкома ЛЕСМУ
т, Щедрикова.

— Аомсомольцы’ и молодежь Ворошилов-
традчины шлют командованию корабля и
веему личному собтаву свой горячий при-
вет, — пишет т. Щедриков. — Рады co-
общить вам, дорогие черноморцы, что уже
3а три года послевоенной сталинской пя-
тилетки орденоносный Ворошиловград и 0б-
пасть залечили раны, нанесенные войной.
Новые дома украсили асфальтированные
улицы Ворошиловграда, & также Вороши-
ловска, Кадиевки, Рубежного, В Вороши-
ловграде заканчивается строительство дра-
матического театра, полностью BOCCTAHOB-
лены здания педагогического и сельскохо-
зяйственного инетитутов,  машинострои-
тельного, физкультурного, строительного и

других техникумов, десятки школьных
зданий, сотни жилых домов.
Ще ЬЯ т ит тт

Писатель -патриот

«Я люблю Россию до боли сердечной и
даже не могу помыслить себя где-либо,
кроме России», — ниеал М. Е. Салтыков-
Щедрин. Любовь к русскому народу и в
родной стране вдохновляла великого. писа-
теля-сатирика. Сила щедринской сатиры,
мощь сокрушительных Ударов, наносимых
iM по врагам трудового народа, неумираю-
щее значение его творчества в борьбе про-
тив реакции определяются неразрывной
вязью писателя с русеким революционно-
освободительным движением.

В 40-х годах прошлого ‘столетия за уча-
тие в кружке Петрашевского М. Е. Сал-
тыков был сослан на восемь лет в соыл-
ку. В эпоху революционного под’ема 60-х
тодов великий писатель, прошедший школу
Велинского. становится автивнейшим сот-
рудником боевого органа русской револю-
Ционной демократии —— журнала «Cosne-
менник». во главе которого стояли Чер-
вышевский, Добролюбов и Некрасов. Под
их идейным и творческим воздействием
мужал и зрел талант Щедрина,

В декабре 1862 г., после смерти Добро-
любова и ареста Чернышевского, Салтыков-
Щедрин вместе с Некрасовым становится
во главе «Современника». Духом ненави-
оти Ко всем формам угнетения народа веет
от каждой строки, написанной Шедриным
в те годы. Поистине огромным было рево-
люционизирующее воздействие Ha MOTO-
дежь публицистических статей, памфле-
тив, рассказов и повестей прославленного
сатирика. Даже ярые враги революционно-
демократической мыели были вынуждены
считаться с авторитетом Щедрина.

B 1866 г «Современник» был закрыт
царским правительством. Шо Некрасов о
Шедрин не сложили оружия. Они О
жали пропаганду революционно-демокта :
ческих идей в «Отечественных записках”,
Вольное мужество, непоколебимую и
правое лело борьбы против основ ae т
самодержавия нужно было иметь, чтобь ier
протяжении многих лет, В условиях oe
crovaiinell самодержавной реакции, И
вать журнал, в котором проповедыв ee
илоя освобождения трудящихея Mace, i
сии. У Шелрина были эти качества a
Подверженный тяжелой болезни, WBE pond
яый беспрерывными столкповениями ©

‘`ливается стадион имени

‘работой по редактированию

шефов.

Далее т. ШЩедриков сообщает о благо-
устройстве городов области. В Кадиевке,
например, завершено строительство Двор-
ца культуры и стадиона «Победа». Стадион
оборудован и в Ворошиловеке, восстанав-
тиваетс: a Ворошилова в
Ворошиловтраде. Во многих городах разби-

ты новые скверы, озеленены улицы. Тру-

дящиеся области обязались в течение ны-
нешнего года полностью. озеленить горо-
да, рабочие поселки, села. Во всем этом
активное участие принимают комсомоль-
цы, молодежь. Многое, сделали они и для
восстановления заводов, шахт, для повы-
шения урожайности. колхозных полей. В
настоящее время свыше 10 тысяч моло-
дых горняков уже завершили свои четы-
рехлетние нормы, 1.500 человек выполни-
ли по пять годовых норм, около 200 мо-
лодых стахановцев — по восемь и более
тодовых норм.

Письмо было зачитано в подразделениях
корабля, В своем ответе моряки сообщили

шефам о своих ‘успехах в боевой и поли-
тической подготовке.

ie oo

<>
К шестидесятилетию со дня смерти
<

зорами-иезуитами, перегруженный большой
«Отечеествен-
ных записок», Салтыков-Щедрин неутоми-
мо творил, выпуская в. свет одно за дру-

гим произведения, ставшие бессмертными.
В 1869 году отдельным изданием выхо-
дят «Признаки времени». В. 1869 —
1870 гг. Шедрин печатает свою революци-
онную сатиру на русское вамодержавие—
«Историю одного города». В 1869 —
1872 гг. публикует «Гоенод таликентцев».:
В 1874 г. заканчивает книгу «Помнадуры
и помпадурши». В последующие годы вы-
холят в свет гениальный роман «Господа
Толовлевы», «Дворянские мелодии», «Убе-
жище Монрепо», «Круглый год», «За ру-
бежом», «Современная идиллия», «Пестрые
письма», «Сказки» и, наконец, автобиог-

рафическое

‚отремонтировать во’ внеурочное

` рода Троцкого «Иудушкой-Троцким». Хуло-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Воспоминания участника первого . коммунистического субботника

Тридцать лет, половина моей жизни,
прошли с того знаменательного дня, когда
мы, коммуниеты подрайона Московско-Ва-
занской железной дороги, организовали
‹вой первый субботник, который Ильич
оценил как величайший героизм рабочих
тыла, назвав его великим почином.

Как это было? Молодая Советская реб-
публика, зажатая в отненном кольце. бло-
кады, переживала тяжелые дни. Рабочий
Класс и трудящиеся  крзотьяне Советской
России под водительством партии больше-
виков вели отечественную войну против
интервентов и белогвардейшины. Междуна-
родная реакция пыталаеь силой и голодом
‚задушить рабоче-крестьянекую  республи-
КУ. ‘

В те тяжелые дни многие заводы п фаб-
рики столицы, лишенные сырья, топлива,
не работали. Московекий железнодорожный
узел был в тяжелом состоянии, щути 3а-
биты холодными, искалеченными парово-
зами и больными вагонами.

Наша Московеко-Казанская дорога явля-
лась тогда основной магистралью, питав-
шей Восточный фронт. На myrax станции
Моеква-Сортировочная стояли эшелоны
питерских, московских рабочих, балтий-
ских моряков, направлявшихея на борьбу
с Колчаком. Но отправлять их мы не мог-
ли: не было здоровых паровозов,

Разруха- страшное слово! В депо и це-
хах накопились груды грязи. Не было
электричества, в окнах—етекол: ворота, и
те сожгли в топках. Производственная pa-
бота замерла. И вот 24 марта 1919 года
комиссар депо — слесарь Иван Ефимович
Вураков об’явил экстренное собрание ком-
мунистической ячейки. Мы — 13 ком-
мунистов и двое сочувствующих — собра-
лись после окончания работы, Иван Ефи-
мович сделал доклад о текущем моменте,
Он говорил о том, что если нам дорого де-
ло революции, если мы хотим победить на
фронте, если хотим победить голод, то
должны сначала победить paspyxy, нала-
дить работу депо, поднять производитель-
ность труда.

Решение собрания было коротким —
время че-
тыре паровоза, чтобы отправить на фронт
воинские эшелоны. Сразу же после соб-
рания мы дружно начали  ремонтиро-
вать паровозы. Никто из нас тогда не
думал, что совершает подвиг. Сознание
опасности, утрожавшей Родине, тревога за
судьбу революции, страстное желание по-
мочь своим трудом фронту — вот. что
руководило нами, вот что вдохновляло
Hac, горстку коммунистов.

Мы организовали две бригады. Одной
руководил сам ВБураков, другой-—наш еле-
сарь Андрей Усачев. Работа шла 6
большим под’емом. Несмотря Ha 10, 410
мы были гололны (осьмушка фунта хлеба
CO жмыхом, да и TO He каждый день —
таков был наш тогдашний паек), бригады
старалиеь перегнать друг друга. Вто рань-
ше’ выполнял свою часть’ работы = по-
могал товарищам. Я был в бритаде зане-
валой, пели все революционные песни. Ни-
когда еще до этого труд не был таким
вдохновенным и радостным, никотда еще
работа так не спорилась в руках,

Вспоминаю, как мы е Михаилом Антоно-
вичем Кабановым  выколачивали шкво-
рень упряжной рессоры. Сколько ни би-
ли мы кувалдой, шкворень не поддавал-
ся: нехватало сил. На помощь нам пришел
Андрей Каракчеев — рослый, сильный
слесарь.

— Что, друзья, вас не слушается? Мо-
жет, мне поддастся?. Давайте-ка попробую,

0т четырех ударов кувалды шкворень
подхалея. Каракчеев выбил ето.

Мы не ушли из депо, пока не закон-
чили ремонта четырех локомотивов. Когда
паровозы. выходили из. депо, участники

И Е ee en oe 1

See

ская старина». Таков неполный перечень
творений Щедрина.

Основоположники научного социализма
Марке и Энгельс высоко ценили великого
русского сатирика, читали в оригинале его
произведения, делали выписки из его книг.
Пробуждавшийся к сознательной классовой
борьбе пролетариат России нашел в Шед-
рине своего друга. На заре развития рево-
люционного движения пролетариата рабочие
Тифлиса писали: «Смерть Михаила Ев-
графовича опечалила всех, искренно жела-
ющих добра и счастья своей родине. В
лице Его Россия лишилась лучшего, епра-
ведливого и энергичного защитника прав-
ды и свободы, борца против зла, которое он
своим сильным Умом и словом разил в
самом корне... Мы рабочие любили и це-
Haan Ero».

В гениальной публицистике В. И.
Ленина и И. В. Сталина образы, созданные
ШЩедриным, зажили новой жизнью. Влали-
мир Ильич призывал болыневиков-публи-
цистов  «вопоминать, цитировать и pa-
столковывать» Щедрина. Борявь © идеоло-
тами русской буржуазии, трусливо прикры-
вавшими свои хищнические интересы ли-
цемерной маской деятелей «прогресса»,

Ленин напомнил беспощадную формулу, ко- М

торой Щедрин навоегда заклеймил либера-
лов, действовавших «применительно к под-
лости». Ленин задолго до Октябрьской co-
циалистической революции, использовал
образ, созданный. Салтыковым-ШЩедриным,
назвав презревного предателя и врага на-

жественные образы Шедрина помогали на-
шей ‘партии выводить на чистую вуду
врагов, маскировавших елейными фразами
свою ненавиеть к народу.

Товарищ Сталин неоднократно обращалея
& сатирическому наследию Шехрина. Зло

‘выемеивая поджигателей войны, фаши-
стов, мечтавших «закрыть» Советский!
Cows, Иосиф Виссарионович Сталин

сравнил их с щедринскими идиотически
тупыми «ретивыми начальниками». Нела-
лекою ушли от «ретиРых начальников» и
англо-американские империалиеты, He or-

субботника торжественно выстроились и
запели боевой партийный. гимн — «Интер-
национал». Он звучал, как гимн великой
победы нового, ‘советского. строя, рожден-
ного социалистической революцией, гимн
победы над старым миром эксплоатации и
угнетения трудового человечества.

Невозможно передать словами чувет-
во радости, охватившее - красных бойцов,
когда первый отремонтированный нами па-
ровоз подошел к эшелону. Бойцы `выеы-.
пали из вагонов и собралиеь около локо-
мотива. Они горячо благодарили нае, обни-
мали, сердечно пожимали руки.

— Мы отправляемея бить Колчака, а
вам, товарищи железнодорожники, желаем
трудовых успехов; Работайте по-революци-
онному, скорее разгромим врагов советекой
власти! — говорили они.

Машинист коммунист Бабкин дал еви-
сток и повел эшелон революционных вои-
нов на восток, на борьбу с Колчаком.

Первый успех вдохновил нае. В следу-
ющую субботу коммуниеты и сочуветвую-
щие занялись наведением чистоты в це-
хах. Вывезли из депо грязь, мусор, очисти-
ли ремонтные канавы, раб чие места, вер-
стаки. Пол посышали песком. В понедель-
ник пришли рабочие и удивились порядку.

— Вто же все это сделал? — спраши-
вали они друг у друга. А когда узнали,
Что это сделано коммунистами и сочувет-
вующими, стали приходить к нам.

— Uno же вы не сказали нам, мы бы
помогли, — говорили они. — Когда еще
будет субботник, — скажите, придем.

Но все то, что мы тогда сделали, было
лишь первыми робкими шагами. Мы еще
не понимали значения этой новой формы
коллективного труда. 12 апреля 1919 го-
да в «Правде» были опубликованы напи-
санные В. И. Лениным тезисы IK PRI(6)
в связи © опасным положением на Воеточ-
ном фронте. Тезисы е их призывом «взять-
ся за работу по-революционному», а также
выступление Владимира Ильича 16 апреля
на конференции железнодорожников Мо-
сковекого узла послужили толчком к орга-
низации первого коммунистического ©уб-
ботника на всех основных точках Москов-
ско-Казанской дороги.

7 мая собрание коммунистов ‘подрайона
Московско-Казанской дороги после сообще-
ния т. Буракова о проведенном субботни-
ке в депо Сортировочная приняло реше-
ние — работать каждую субботу сверху-
рочно по 6 часов до полной победы над
Колчаком.

В. субботу, 10 мая, в 6 часов вечера
состоялся первый массовый коммунистиче-
ский субботник в главных паровозных мас-
терских, московском пассажирском депо,
ватонном отделе, на ст. Москва-Сортиро-
вочная, в Перовских вагоноремонтных ма-
стерских. Всего в нем участвовало 205 че-
ловек, коммунистов и беспартийных. Это
была подлинно революционная работа. За
субботу, а в Перове и за воскресенье, на-
ши рабочие выпустили четыре паровоза,
16 вагонов, разгрузили и погрузили 9.300
пудов различных материалов и приспособ-
лений.

Нал почин подхватили и на других до-
рогах. 17 мая состоялся коммунистиче-
ский субботник на Александровской доро-
ге. Субботники были организованы в Вязь-
ме, Твери, Саратове и других городах рес-
публики.

Так из первой попытки наших комму-
нибтов, движимых благородным стремлени-
ем помочь в трудную минуту Родине, 3apo-
дилась новая форма социалистического
‘труда, труда свободных людей, строящих
свое коммунистическое будущее.

«Первый коммунистический субботник,
устроенный 10 мая 1919 г. железнодо-

ЗЕЕ

oe EE SEs

Ba ee SS ae ees ea

рожными рабочими  Московско-Казанской
железной дороги в Москве, — писал тог-
да Владимир Ильич, —имеет большее исто-
рическое значение, чем любая победа Гин-
денбурга или Фоша и англичан в империа-
листской войне 1914 — 1918 годов.
Победы империалистов есть бойня миллио-
HOB рабочих из-за прибылей англо-амери-
канских и французских миллиардеров, есть
зверство гибнунтего, обожравтиегося, . зажи-
во гниющего капитализма. Коммунистиче-
ский субботник железнодорожных рабочих
Московеко-Казанской дороги есть одна из
ячеек нового, социалистического, общест-
ва, несущего всем народам земли избавле-

ние от ига капитала и от войн».

С Tex пор прошло тридцать лет.
Под водительством великого Сталина, ге-
ниального продолжателя дела Ленина, на-
ша страна победно идет вперед к ком-
уунизму. Неузнаваемо изменилась наша
Казанская` теперь  Московско-Рязанская,
дорога. За годы сталинских пятилеток со-
ветекая промышленность оснастила Halle
дорожное хозяйство ‘новыми мошными па-
POBOZAMM, PATOHHBIM парком, механизмами,
автоматикой.

Неузнаваемо изменились и мы сами.
Ростки первого коммунистического труда
дали пышные воходы. Из искры первого
субботника разгорелось могучее пламя все-
народного социалистического соревнования
— Эт0то сопиалистического метода строи-
тельства нового общества. Рабочие дено
Москва-Сортировочная, коммунисты и
беспартийные, не забывают великого по-
чина своих старших товарищей и свято
хранят славные традиции коллектива.

В годы первых сталинских пятилеток и
в годы Великой Отечественной войны наши
машинисты водили поезда на высоких ско-
ростях, наши ремонтники обеспечивали от-
личное качество и скоростной ремонт паро-
Bo30B. Й теперь; в дни послевоенной пяти-
летки, коллектив депо Сортировочная идет
впереди других коллективов дороги. В со-
циалистическом соревнований geno и Пе-
ровский вагоноремонтный завод завоевали
переходящие красные знамена ВЦСПС и
Министерства путей сообщения и получили
первые премий. Обязательства, данные
нашими  железнодорожниками товарищу
Сталину на весь 1949 год, не только уже
выполнены, но и перевынолнены, Межнох’-
емный пробег паровоза составляет 76.089
километров вместо 75 тысяч, взятых по
обязательству. Уже сэкономлено 35.950
тонн топлива вместо 35 тысяч тонн за
год по обязательству. Больше чем на пол-
миллиона рублей достигнута экономия д6-
нежных средств против взятых по обяза-
тельству,

Тридцать лет назад Владимир Ильич
писал: «Коммунизм начинается там, rye
появляется самоотверженная, преодолеваю-
шая тяжелый труд, забота рядовых рабо-
чих 06 увеличении производительности тру-
да. 00 охране каждого пуда хяёба, угля,
железа и других продуктов, достающихея
не работающим лично и не их «ближним»,
& «дальним», т.-е. всему обществу в це-
лом, десяткам и сотням миллионов людей,
0б’единенных сначала в одно социалиети-
ческое государство, потом в  Сотюз Совет-
ских республик».

Пол водительством партии большевиков,
ве гениального вождя и учителя товарища
Сталина советские люди, вое шире и шире
развертывая социалистическое соревнова-
ние, уверенно идут по пути к коммунизму.

Я. КОНДРАТЬЕВ,
бывший машинист и комиссар паро-
возных бригад Моснва-Сортировоч-
ная Московсно-Казанской ж. д.

ИЕ ИЕ ЕВЕ ИХ ЕЕ. ФА aE

Выставка IKHBONHCH
и графики

На Северном флоте открылась болБ-
шая передвижная выставка живописи и
графики, на которой представлено свыше
двухсот работ ведущих мастеров ®оветекого
изобразительного искусства. Экепонирова-
ны произведения народных художников;
В. Баюиеева, В, Бялыницкого-Бируля, за-
служенных деятелей искусств Г. Верейско-
ro, А. Дейнека, Кукрыниксов и других.

Лучшие произведения посвящены вож-
цю советского народа товарищу Сталину.
Образ гениального полководца воспроизведен
в картине художника П. Малькова «Гене-
ралиесимус товарищ Сталин на фронте».
Лауреат Сталинской премии ДЛ. Налбандян
пзобразил товарища Сталина за дружеской
беседой с великим писателем А.
Торьким. Выразительно и правдиво передан
образ вождя в портрете работы художника
В. Сурьянинова и в цветной автолитогра-
фии лауреата Сталинской премии А. Яф-
Вравченко.

Олно из центральных мест на выставке
занимает портрет товарища В. М. Мототова,
выполненный в 1948 году народным худо-
жником СССР А. ` Герасимовым. За эту ра-
боту художник был удостоен Сталинской
премии. Североморцы увидят и другую кар-
тину, отмечепную в этом году Сталинской
премией, — «Полдень» С. Чуйкова из се-
рии его работ о колхозах Киргизии.

На выставке представлены в оригиналах
замечательные произведения, посвященные
событиям Великой Отечественной войны.
Среди них — монументальное полотно лау-
реата, Сталинской премии Ф. Богородекоо—
«Фашистекие знамена повержены» и дру-
гие.

Героический труд советского народа,
воестанавливаюшего народное хозяйство и
преображающего природу нашей Ролины,
отображен в картинах А. Волкова — «На
подные места», Н. Толкунова — «На новых
местах», IL. — «Кузнецкстрой»,
А. Пахомова — «Восстановление Ленингра-
да» и других. Ярки и жизнерадостны карти-
ны А. Бокова — «Колхозная  свальба»,
А. Никича — «Шето в Москве», А. Шишке-
вич — «Семья», показывающие быт совет
ских людей.

Замечательными портретами Героев Co-
ветского Союза и Героев Сопизлистического
Труда, выдающихся деятелей науки и
искусства, знатных людей нашей Ро-
дины представлена советская портретная
ЖивонисЬ.

0с0б0е место на выставке занимают про-
изведения, посвященные Военно-Морекому
Флоту. Их много. Североморцы увидят но-
вую  батальную картину художника
М. Мальцева — «Десант», жанровую зари-
совку В. Дорохова — «На вахте», послед-
ние работы А. Кольцова и 0. Боима. Боль-
шой’ интересе представляет картина Е. Зер-
новой, впервые обративиейся к флотекой

теме, — «Освобожденный Севастополь».
Передвижная выставка советской жи-
вописи и графики, организованная Шо-

литуправлением  Военно-Морских Сил и
Московским товариществом художников,
пробудет на Северном флоте до июля, по-
сле чего, попояненная новыми работами,
будет направлена ко Дню Военно-Морского

Флота в Севастополь.
Майор В. ПОПОВ.

Вечер комеомольцев-
отличников

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 10 мая. (Корр. «Крае-
ного Флота»). В Доме офицеров состоялея
вечер комсомольцев — отличников боевой
и политической подготовки. С докладом об
XI с’езде ВАКСМ выступил делегат с’езла
вапитан-лейтенант Ивашинев. Затем слово
взяли передовики боевой учебы тт. Степин,
Врохмалев, Пономарев, Травкин. Они рас-
сказали 0 TOM, как добились успехов в
учебе.

На вечере большой группе комсомольцев
были вручены почетные грамоты Мурман-
ского областного комитета ВЛЕСМ.

eS

Салтыков-Щедрин дорог советским лю-!ся с бредовыми теориями их «идеологов»,  кий, что «..творческое чувство любви к ро-

дям. (Сегодня, когда силы демократии и ео-
циализма ведут борьбу за мир, за счастье
народов, творчество гениального русекого
писателя-революционера острием своим на-
правлено против человеконенавистнической
империалистической идеологии, против но-
вых претендентов на мировое  господетво,
против буржуазной лжедемократии.

Звериную сушность буржуазной  демо-
пратии Щедрин разглядел еше во второй
половине прошлого века, посетив Западную
Европу. За разнообразием методов, форм и
приемов эксплоатации Щедрин увидел хищ-
ническую природу рыцарей наживы. Вапи-
талисты, эта «праздношатающаяея Tia»,
Фоздали государство, которое ограждает их
интересы. Буржуазная «демократия», ука-
зывал Щедрин, «на откупу у буржуазии».
Эта «демократия» лжива, лицемерна, анти-
народна. Массы трудящихея  «коснеют в
полном неведении чуветва  государетвен-
ности». Государство капиталистов высту-
пает в роли усмирителя и сборщика 10-
Janet,

С презрением писал Щедрин о сытом, ва-
модовольном ликовании западноевропейской
буржуазии после кровавой расправы с Па-

книжонки «Путь к спасению»,
вспоминаешь сатирическую галлерею  изу-
веров, пригвожденных к позорному столбу
великим русским писателем. Как недалеко
ушли современные атомщики -—— маршаллы
и барухи, макартуры и форрестолы — от
их литературных прототинов —= угрюм-бур-
чеевых и прочих щедринских градоначаль-
ников! «Всякий дом есть не что иное, как
населенная  здинипа, имеющая своего
командира и своего шпиона», — эта рег-
ламентация жизни, эта установка на пого-
ловное обследование образа мыслей взята
нами не из протоколов пресловутой комие-
сии по расследованию антиамериканской де-
ятельности и даже не из архива Гиммлера.
Задолго до них об этом мечтал герой «Ис-
тории одного города» —  Угрюм-Вурчеев.
Щедринский Федот Архимедов проповедывал
образование «института племенных моло-
дых людей», дабы усовершенствовать поко-
ление, произведя «подбор людей, ‘которые
представляли бы несомненное ручательство
в смысле благонадежноети». № осуществле-
нию этой заманчивой «идеи» приступили
было гитлеровцы. Шосле их позорного кон-

рижской Коммуной, 06 идейном оскудении
собственнических классов, руководетвовав-
шихея «шкурным инстинктом», интереса-
ми «желудка».

«Я очень хорошо понимаю, — писал
едрин в книге «За рубежом», — что
среди этих отлично возделанных полей речь
идет совсем. не о распределении богатств, а
исключительно о накоплении их; что эти
поля, луга и выбеленные жилища принад-
лежат таким же толстосумам-буржуа, каким
в городах принадлежат дома и лавки...». Во
всех странах Европы, отмечал писатель,
«стоят лицом к лицу два класса людей,
совершенно отличных друг от друга... ».
«Управляемые, т. е. городской пролетариат
и крестьянство», готовятся к решительным
боям. «Принцип самосохранения», страх пе-
ред народом толкают буржуазию на самые
подлые преступления. Перу Шедрина при-
надлежит блестящий памфлет против тог-
дашиёго претендента на мировое господство,
предшественницы Гитлера — германской
военщины. ‹Сатиряк вынес смертный при-
ровор буржуазии — «ни героизм, ни идеа-
лы уже не под силу» отяжелевшим от сы-

казавшиеся й по сей день от сумаюброд-
ной надежды покорить народы страны го-

произведение — «Поткехон- щиализма.

тости. буржуа.

Когда слушаешь истерический визг под-
жигателей новой войны, когда знакомишь-

ца в послевоенных СПА под эту идиотскую
затею подводится «научная база». Над этим
в поте лица трудятея англо-американские
генетики, морганисты, проповедники «ра-
совой чистоты».

Сатирические стрелы, пущенные Салты-
ковым-[ШЦедриным, неизменно попадали и
понадают в цель. Шедринский Угрюм-Бур-
чеев, олицетворяющий произвол и насилие,
тупая воля которого, как казалось, не зна-
ла преград, не сумел все же повернуть реку
вспять. Река — символ неистребимой и
всепобеждающей силы народов, символ по-
ступательного развития истории. Современ-
ных угрюм-бурчеевых ждег  пезавидная
участь их незадачливого предшественника,
пророчески изображенная русским сатири-
ком.

жж*

вроде американского людоеда Фогта, автора! дине, к человеку, не может быть доступно
‘невольно! и понятно... обществу, —не знающему своей

родины и привыкшему пользоваться чело-
веком как рабом».

По глубокому убеждению великого ¢aTH-
рика, эксплоататор не может быть патрио-
том. Щедрин писал о лжепатриотах: «Нель-
зя быть паразитом и патриотом ни в одно
и 10 же время, ни по очереди, т. е. 6его-_
дня патриотом, а завтра  проходимцем».
Щедрин показал гнуеность презренных кос-
мополитов, уезжавших на Запад, чтобы
тратить «благоприобретенные» деньги. В
очерке «Русские «гулящие люди» 3a
границей» сатирик рисует одного из них.
В России он «ехал на перекладных и ко-

лотил по зубам ямщиков», за границей
«он зайтрывает с кондуктором и стремит-
вся попеловать его в плечико»: он емотрит
на все заграничное «и все-то удивляется,
все-то охает», .
Щедрин разоблачал представителей нау-
ки, низкопоклонствовавших перед Западом,
восторгавшихея мнимыми его добтижения-
ми. Незабываемы образы двух «ученых»-
статистиков, «обуреваемых писсуарной иде-

Пламенный патриот, Салтыков-Щедрин с
ненавистью писал о потерявших ‘ чувство
национального достоинства  собственниче-
ских классах. Правящив классы России с
преступным пренебрежением относились к
народному гению, к отечественной. культу-
pe, к национальному духовному богатетву.
На родину они смотрели, как на жирный
пирог. Щедрин учил, отмечал А. М. Горь-

ей». Три года эти «ученые мужи» раз’ез-
жали по городам Европы, изучая посещае-
мость... уборных. Революционный  демо-
крат М, Е. Салтыков-Шедрин восбтал про-
тив нигилизма  космополитов на защиту
национального достоинетва великой рус-
ской культуры, ев самобытности, ее миро-
Boro значения.

Патриотизм Шедрина был деятельным
патриотизмом борца за радикальное преоб-
разование нашей Родины,  патриотиз-
MOM ‘человека, непоколебимо  верившего
в великое будущее русского ° народа.
Вера Шедрина в расцвет нашей 0т-
чЧизны основывалась на глубоком знании
русского национального характера. «Руе-
ский человек, — писал Шедрин, — cno-
собен быть действительным героем, но это
не выпячивает ему груди и не заставляет
таращить глаза».

Мечта Салтыкова-Шедрина о счастливой,
свободной, могучей Родине стала реально-
тью. В дни победоносного строительетва
коммунизма мы < благодарностью произно-
сим имя великого сатирика, одного из луч-
ших сынов русского народа, революционе-
ра-демократа, традиции которого живы в
советской литературе — самой передовой
литературе мира,

р. УРАЛОВ.