В бою и

в первых рялах

Курган «Семь братьев» немцы называли
«Голубой линии» — большого

воротами
укрепленного района на Таманском полу-
острове. Справа и слева от кургана тяну-

лись плавни, густо заросшие камышом. Два

вражеских дзота на вершине кургана опоя-
сывались проволочными . заграждениями.
Подходы к ним были заминированы, Ёур-
тан господствовал над местностью. Его на-
Jo было взять...

Командир бригады морской пехоты решил
выполнить эту задачу силами десятка от-
борных бойцов. Он приказал вызвать стар-
шего сержанта Владимира Тарасевича, от-
деление которого находилось в это время
в боевом охранении. Моряки сидели на дне
мокрого окопа. Пулеметы стояли на дере-
вянных площадках. Они еще не остыли
после отражения шестнадцатой атави ва
этот день.

— Курган нало взять. Брать его будет
ваше отделение, —— сказал командир Тара-
севичу.

— Есть, — ответил старший сержант.

Командир бригады не случайно остано-
вил свой выбор на Тарасевиче, Старший
сержант был опытным воином. Он выдер-
жал экзамен на боевую зрелость еще в
обороне Севастополя.

Командир обнял Тарасевича и поцеловал.
— Желаю удачи!

Возвратившись к бойцам, Тарасевич об’-
яснил им план захвата кургана:

— Все отделение отойдет метров на
двести в сторону и с криком «ура» от-
‚кроет огонь по кургану. Я понолзу прямо
через минное поле к дзотам п забросаю их
гранатами.

Он помолчал и затем добавил:

—- Если погибну, не успев взорвать
дзоты, тогда поползешь ты, Вася, — и он
положил руку на плечо сержанта Пиляева.

—щ Разрешите, товариш старший сер-
жант, я сразу поползу вместо вас, — ска-
вал Пиляев.

— Нет, первым пойду я вам, — твер-
До заявил командир отделения.

Тарасевич благополучно дополз до мин-
ного поля и остановился, прислушиваясь.
Слева началась перестрелка. До первого
дзота оставалось несколько десятков мет-
ров. Омельчака заметили немцы. Над ним
засвистели пули. Не поднимаяеь, Тарасе-
вич метнул гранату. Немцы не успели сно-
ва открыть огонь. В амбразуру дзота вле-
тели еще две гранаты. :

В траншее, ведущей ко второму дзоту,
находились немцы. Завязалась яростная
охватка.. Моряк расчищал себе путь гра-
натами и автоматом. Последнюю гранату
старший сержант метнул во второй дзот.

В это время сержант Пиляев о спешил
со своими товарищами на курган. Они на-
шли своего командира раненым около дзо-

в труде

В госпитале Владимир Тарасевич узнал,
что ему присвоено звание Героя Советского
Союза.

# яя

После демобилизации Тарасевич вернул-
ся в родной Новороссийск и поступил сле-
варем на завод «Продетарий».

старом. 3а00е ‘валялся изношенный
экскаватор. Бригада, в которой работал Та-
расевич, решила ввести его в строй. Не-
хватало многих деталей. Рабочие проявили
много изобретательности, смекалки и вос-
становили экскаватор. На сборке его Вла-
димир Тарасевич зарекомендовал” себя от-
личным слесарем и вскоре был назначен
бригадиром. !

В бригаду Тарасевича вошли слесари
Прохор Ракитянский, Алексей Кунда, Ана-
толий Банько, Семен Томпасиди =— вое .
бывшие фронтовики, друзья Владимира.  .
Бригаде поручили восстановить ‘станок
глубокого бурения. Слесари обсудили, как
луче организовать труд, как плодотворнее.
использовать время. Станок глубокого буре-
вия был восстановлен досрочно. Бригада
Тарасевича выполнила план на 250. про-
центов. e :

Получив новое задание, Тарасевич тща-
тельно обдумат его, распределил по-иному
‘обязанности внутри бригады. Он уделял.
много внимания инструменту, приходил на
карьер на поячаса раныше других, ‘заранее
намечал задание каждому слесарю и стоо-
го следил за выполнением ежедневного,
графика. Е }

Каждый вечер бригада подводила итоги.
работы за день. В конце месяца на доске
показателей появилось сообщение, что
бригада Тарасевича выполнила план на —
350 процентов, обогнав” соревнуюнгуюся

Балтийский флот, Руководитель поли
тических занятий лейтенант В. Ворон-
цов проводит беседу^у электрифициро-
ванной карты Советского Союза.

Е Фото Н. Веринчука.

‘бригаду на 20 процентов. у ws

В прошлом roxy трудящиеся Hosopoc- ’ 2 0 летие
сийска избрали Владимира Тарасевича де- 7 .
путатом Ёраснодарского краевого и Ново- «Лит @ ра ту рной
российского городского Советов депутатов, г :
трудящихся. Владимир Тарасевич работает газеты»

так, чтобы оправдать это высокое доверие.
Он проверяет жалобы трудящихся, печет-
ся о благоустройстве города. Много забот у
депутата. .

..Ло цехам мебельной фабрики ходит мо-
лодой человек с Золотой Звездой на левом

борту ‘пиджака. Он беседует с. рабочими, 600308. Приветствовать юбиляра

говорит он директору. — Качество мебели,
выпускаемой вашей фабрикой, невысоко.
Давайте подумаем, как улучшить его, и до-
ложим свои соображения городскому Совету.

На заседании комиссии по промышлен-
ности при тородеком Совете депутатов
трудящихся т. Тарасевич и директор фабри-
ки докладывают свои соображения 0 том,
как улучшить качество мебели. Комиссия
одобряет их и поручает депутату Тарасе-
‘вичу прослехить, как эти мероприятия бу-

венных организаций.

шем И. В. Сталиным.

Ермилов.

та. Циляев с тревогой подбежал к нему.
Тарасевич поднялся.

— Вперед, товарищи! Не давайте нем-
цам укрепляться в траншеях! — крикнул
он и побежал вперед.

Немецкая пуля настигла его, когда он
достиг вершины кургана. Теряя сознание,
Тарасевич упал на руки Пиляева.

А на высоту уже взбирались советекие

воины, Курган был взят, ворота oo труд на,благо своего народа!

линии» открыты, .

Беседы с ко

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 11 мая. (По
телеграфу). Комсомольская организация
чаети морских летчиков систематически
знакомит воинов е жизнью и борьбой за-
рубежной молодежи за мир и демократию.

Б. Д. Греков, писатель Василий Ажаев,

дут проведены в жизнь.

Так живет и работает бывший фронто-
вик Владимир Тарасевич. В тоды войны он
геройски защищал свою Родину, не жалел
своей крови ради победы над врагом. бей-
Час он отдает все силы, чтобы с каждым
днем возрастало могущество нашей Роди-
ны, чтобы жизнь советских людей стано-
вилась все краше. Нет большего счастья,

ра В. А. Зубов. Поэт Михаил Луконин про-

тазете».
С отромным под’емом собравшиеся при“
няли приветотвие товарищу И. В. Сталину.

r, COHOJOB.

в

мсомольцами

‘Читалистических странах. В клубе части  1
состоялся вечер встречи воинов-авиаторов
с молодыми ‘работниками городских пред-

Первенство СССР
по футболу

На стадионе «Сталинец» в Москве вчера,

венство страны по футболу. Против коман-

приятий и студентами учебных sanezenmit.   22 и Сил играли футбо-
Участники вечера прослушали доклад о Листы харьковского «Локомотива»,

Недавно на комеомольском собрании секре- борьбе молодежи стран. Запада за созыв! Встреча прошла в напряженной, но Ges.
Taps бюро т. Будовский слелал доклад о второго Всемирного конгресса демократиче-`результатной борьбе. Матч закончился вни-

демократическом движении молодежи в’ ка-

Е ЕЕ

ской молодежи в 1949 году.

Ея

чью со счетом 0:0.

СЕ

АЕ

ПИСЬМА О,БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯ

4. Хорошее начало, требующее продолжения

В трех предыдущих письмах“) мы рас-
сказали о некоторых. формах пропаганды
- боевых традиций, успешно примененных в
этом подразделении сторожевых катеров.
Ознакомление катерников с боевой  исто-
рией подразделения, с подвигами его ге-
‘роев сыграло немалую роль в мобилизации
усилий личного состава Ha дальнейшие
успехи в боевой и политической учебе,
Возросла у матросов и старшин гордость за
свои катера, еще более окрепла любовь к
ним, еще сильнее стало стремление повы-
шать и впредь их боевую готовность.

Так и должно быть. Славные традиции
Советской Армни и Флота — могучая мо-
ральная сила, сплачивающая боевую семью
защитников Отчизны,

Храбрость, отвага, незнанив страха в

В этом направлении, — лишь. хорошее! на-
чало большой. работы, которую еше пред-
стоит по-настоящему развернуть:
Вполне естественно, что центральное ме-
сто в пропаганде традиций ‘подразделения
всегда отводилось бессмертному подвигу
 Ивана Голубца. Этот подвиг наряду © под-
вигом пятерых черноморцев, бросившихея с
гранатами под вражеские танки, наряду ©
‘беспредельной стойкостью ‘героев ° дзота
№ 11 явилея одним из наиболее’ ярких
выражений героического духа защитников
Севастополя, В подвиге Героя Советского

Raza нам издали на старый памятник
Ивану Голубнцу, утверждая, что это... па-
MATHUR Захарову.

Кстати, 06 этом памятнике, После того,
как невдалеке от него воздвигли новый
большой монумент ‘терою-матросу, заботу о
котором приняли на себя экипажи катеров,
старый памятник фактически оказалея 0ез

даже к нынешней годовщине подвига Ива-

совсем остерлась, что, очевидно, способетво-
вало

«Литературной газете» исполнилось 20.
лет. Этому юбилею было посвящено тор-
жественное заседание, состоявшееся вчера,
11 мая. в Москве, в Колонном зале Дома  Зыков. Абазов и другие — не только за-
пришли   нимаются в системе марксистеко-ленинокой

заходит к директору фабрикл. ‚  писатели, поэты, журналисты, зртиеты,
— Потребители жалуются на вас. -— ХУДОЖниХи, стахановцы, ученые, учителя,
: sak представители Советской Армии, odmecr-

заседание открыл писатель К Симонов;
Участники заседания с огромным воолу-
шевлением избрали почетный президиум—   партийного бюро т. Сидоров выяснил, что
Политбюро ЦА ВКП(б) во главе с товари-

С докладом «20 лет «Литературной ra-
зеты» выступил главный редактор В. В.

С приветствиями выступили академик

читал стихи, посвященные «Литературной   ховыми коммунистами, показали,

мая, состоялся очередной матч на пер-  .

HOM собрании невозможно было осветить

присмотра и не был приведен в порядок

на Голубца. Надпись на памятнике почти

$ {

В понтре

В партийной организации, где секретарем
т. Сидоров, ве коммунисты повышают
свой идейно-политичеекий уровень. Члены
бюро тт. Сбытов, Кашненков, Цыбченко еа-
ми показывают в этом отношении хороший
пример. Ряд коммунистов — тт, Серов,

подготовки, ‘но и регулярно слушают лек-
ции по истории ВЕП(б), которые читаются
в Доме офицеров. 4

Члены бюро систематически беседуют с
хоммунистами по содержанию изученных
материалов. В одной из’ бесед секретарь

коммунист Лаврик недостаточно твердо ye-
воил отдельные вопросы из истории боль-
шевистекой партии. Тов. Сидоров оказал
коммунисту необходимую помотць, дал совет,
как организовать изучение материала, как
вести записи. Через ‘некоторое время секре-
тарь снова беседовал с т. Лавриком о его

учительница Р. Д. Брусничкина, казахский учебе. На этот раз` коммуниет показал хоро-
писатель Мухтар Ауэзов, художественный   ие знания, явиетиеся результатом вдум-
руководитель Академического, Малого теат-

чивого изучения темы.

Беседы, проведенные членами бюро © ря-
что от-
дельные товарищи не обладают необходи-
мыми навыками самостоятелрной. учебы.
Бюро репгилю помочь таким коммунистам.
Наиболее подготовленные, члены ВКП(б)

тт. Новиков, Зыков и другие были назначе-

ны консультантами. :
Серьезное внимание политическому обра-
зованию коммунистов, контроль и’ помошь

НА. РЕКАХ
‚ ПЕТРОЗАВОДСК, 11 мая. (ТАСС). Commu
тысяч кубометров леса идут по рекам и
озерам Карело-Финской ССР. На реках Уни-
ца, Болосручей и многих других досрочно
завершен молевой. сплав. Оплавщики Тук-

ВЕ =

меры в молодых  матросских сердцах!
 Околько было потом на катерах разговоров
9 героях, живших в таких же, а. иногда и
В этих же самых, кубриках: становившихея
в этому же штурвалу, стрелявших из
этой же пушки,

Однако надо ли доказывать, что на 0д-

все заслуживающие внимания факты из
богатой боевой истории подразделения. Да
й не могло все сразу запомнитьея. «Ве-
чер боевой славы» пробудил y молодых
матросов горячий интерес к боевым делам
их предшественников. Но удовлетворить
этот интерес, чего настоятельно требуют
задачи воинекого воспитания, можно лишь
систематической, планомерной работой,
участвовать в которой должны вое офице-

SS es

Союза Голубца с изумительной силой про-
явились лучшие черты советского воина,
человека сталинской эпохи, воспитанного
партией большевиков. :

Самоотверженность Ивана Голубца была

борьбе, готовность биться вместе с народом
против врагов нашей Родины — всё 1, 0
чем наши великие вожди Ленин и Сталин
товорили как 0б основном качестве. необ-
холимом советским людям, нашло  замеча-
тельное выражение в боевых традициях
наших Вооруженных Сил. Развитые и
умноженные за годы Отечественной  вой-
ны, в которой наши армия и Флот покры-
ли ©ебя неувядаемой славой, эти традиции
учат молодых воинов доблестному выполне-
нию своего долга перед Отчизной.
Изменения, которые в свое время про-
изошли в личном составе наших частей и
кораблей в результате демобилизации вои-
нов старших возрастов, потребовали oco-
бого внимания к делу пропаганды боевых
традиций среди молодых бойцов. Ни один
подвиг их старших товарищей, ни одно

для многих воинов вдохновляющим приме-
ром в борьбе с немецкими захватчиками. И
если в подразделении катеров добились,
что образ героя-матроса прочно вошел в
сознание также и тех моряков, которым не
довелось участвовать в боях, и как бы ео-
путетвует им в службе и учебе, — 570
много значит для дела воинокого воспита-
НИЯ,

Но в подразделении были и другие
герои, подвиги и вся служба которых мотут
играть гораздо ббльшую, чем до сих пор,
роль в воспитании молодых катерников.

Достойно сожаления, чо очень многие
матросы пока лишь в общих чертах знают,
например, о славном боевом пути Героя
Советского Союза капитана 3 ранга Дмит-
рия Глухова. Нигле в подразделении не
видно ero портретов.  Посвященная Глу-

ры, весь партийный и комсомольский ак-
ТИВ.

Отрадно, что 3a поеледнее время в
пропатанде боевых традиций все активнее
участвует. комсомольская организация под-.
оазделения. Ве секретарь старшина 2-й
статьи Вершков собрал значительный Ma-
Tepuax o Tepoe Copetexoro Союза Глухове и
подеказал комеомольцам одного из катеров
хорошую мысль — провести собрание с
докладом «Выполнять воинский долг, как
Дмитрий Глухов». Пенно также, что ком-
сомольский работник политотдела  лейте-
Haut Придворов. обстоятельно ознакомил
секретарей комсомольских организаций всех
катеров с опытом проведения того собрания
на ватере «Алексей Захаров», о котором

М =
месте нет доступного каждому желающему ы рассказывали во втором письме. Боль
суммированного материала (хотя бы в ви- ое значение имело уже то, что секрета-
де альбома газетных вырезок и фотогра- И сами узнали, кем был и чем прославил-
фий) 0 тех носчетных подвигах катерни-  2Я Капитан-лейтенант Захаров.
ков, которыми они стяжали 6606 громкую Крайне важно вооружить комеомольский
славу в военные. годы. актив, агитаторов конкретным материалом

Между тем одна из главных задач в Й © других героях войны, Только при та-
деле пропаганды традиций Великой Отече- ae Угтовии поноонодьстив организация
ственной войны заключается именно  в  СМОГУТ по-настоящему использовать свои

возникновению упомянуто выше
недоразумения,

Не больше; чем о Захарове, знают мнорие
катерники и 0 ряде замечательных 60e-
вых дел других офицеров и матросов. Эти
дела не забыты. Они увековечены в
истории подразделения. 0 них рассказыва-
ют своим подчиненным, активные поборни-
ки и пропагандиеты ‘боевых традиций: лей-
тенант Лляка, мичман Догадайло, главный
старшина Кобец и другие старожилы. Но
такая работа ведется не везде, не на каж-
дом катере. Есть катера, rye не осталось
участников боев. Некоторые молодые офи-
церы сами знают о боевом прошлом подраз-
деления немногим больше, чем матросы. И
ни в библиотеке, ни в каком-либо другом

(2 мая1949 Fr четверг, № 110 (3214) _

КРАСНЫЙ ФЛОТ =
a emameammamamsmemmmmsmmammmmammmmmsmmmmmmmmsmemmmmmsmssssssesr ee

Работа с молодыми нолипунистати —

Bian

Из опыта партийной организации Н-ского подразделения

CO стороны ‘партийного бюро сыграли. по-
ложительную роль: в подразделении лучше
стали решаться задачи идейного воспита-

ния и боевой подготовки личного состава.

Бюро заботится о том, чтобы вее комму-
нисты участвовали в практической работе.
В-этой нарторганизации, состоящей в. основ-
HOM из молодых коммунистов, все члены и
кандидаты ВАП(б) вовлечены в активную
Абазов
— передовик боевой и политической подго-
товки — Часто выступает перед личным
составом с беседами и докладами, является
редактором боевого листка. Путь от рядово-

партийную работу. Чяен ВЕП(б) т.

го коммуниста до заместителя секретаря
партийной организации прошел
т. Сбытов. Вюро систематически давало ему

конкретные поручения, внимательно следи-
ло за его ростом, учило и помогало. Механик

по вооружению младший сержант Гусев, бу-

дучи кандидатом в члены ВЁП(5), выполнял
задания — проводил
громкие читки газет с матросази. Затем его

вначале несложныю

выдвинули агитатором. В прошлом. полу он

отлично окончил школу партактива, Сей-
час т. Гусев принят в члены ВКП(б), из-
бран заместителем секретаря вомеомольско-

го бюро части. и. :

Вопроеы воспитания молодых коммуни-
сетов периодически обсуждаются на заседа-
ниях партийного бюро. Это повышает чув-
ство ответственности членов и кандидатов

ВЕП(б) за порученное им дело,
Майор Г. ПОДСТАВНИН.

КАРЕЛИИ

шинского участка Пряжинского‘ района
первыми в республике сдали ленинградским
организациям 30 тысяч кубометров древе-
CHEB,

зирующие безупречную лолголетнюю служ-
бу бывалых воинов, поныне находящихся в
строю. А самое почетное место здесь долж-
ны занять приказы Верховного  Главно-
командующего товарища Сталина,в кото-
рых подразделение сторожевых катеров
упоминается среди воинских частей, отли-
Чившихея при освобождении
городов и заслуживших тем право нА
салют Москвы. Далеко не весь Нынешний
ЛИЧНЫЙ <остав катеров знаком < этими
волнующими историческими документами.
В заключение ‘мы считаем необходимым
уделить несколько строк вопрову, который
некоторые здешние товарищи почему-то
считают «техническим» и не. столь. суще-
ственным. : >

Батерам этого подразделения положено

носить военно-морской ‘Флаг с изображени-

ем ордена, которым подразделение натраж-
дено за свои боевые заелуги. Лейтенант
Нляка и другие старожилы до сих пор. не
могут без волнения вспоминать день, кога
этот почетный флаг впервые взвился над
их кораблями. Это было еще в разгар
войны. Корабельное знамя с изображением
ордена осеняло катерников во многих
боевых походах, воодушевляя на разгром
врата. Ги

Оно призвано и в мирное время ^по-
стоянно напоминать о боевых ‘традициях
подразделения, о выхкокой чести служить в
его рядах, `

pene © некоторых пор флаг с изобра-
жением соевого ордена  поднимаетея на
большинстве катеров только по болышим
праздникам. Личный состав видит его над
своизи кораблями четыре-пять дней в то-
ду... Единственная причина этого странно-
TO положения заключаетея в том; что хо-
зяиственниви базы снабжают катера не та-
кими флагами, какими положено. Поэтому
сохранившиеся флаги с изображением ор-
дена оерегутся для торжественных дней.

летчик

примореких It

Фрунзе готовит

„Ярков проявление героизма и самоотвержен- хову фотовитрина, сделанная в «вечеру
ности в боях © врагом не должны оста-   боевой славы». и вызвавшая большой
ваться неиспользованными B  BOMHEKOM   интерес У матросов, уже убрана. А

воспитании защитников Родины, Умело по- ведь боевые лела Дмитрия Глухова и его
ставленная пропаганда боевых традиций   геройская смерть связаны с самыми яркя-
помогает непрерывно  соверитенствовать  ми страницами в историй полразлеления и
выучку воинов, укреплять дисциплину, являют coool замечательные — образпы
развивать во всем личном составе боевую боевой стойкости, беспредельной верности
стойкость. воинскому долгу, И 00 этих делах слав-
В подразделении, о котором идет речь, ного командира имеется ботатейший доку-
имеются для этого огромные. возможности.   ментальный материал.
Однако используются они пока еще далеко  (06 Алексее Захарове; имя которого носит
не полностью. То, что сделано и делается один из. катеров, почти ничего не известно
не за пределами этого катера. А один офицер,
*) См. «Красный Флот» от 28 и 30 апре- фамилию которого мы не назовем, чтобы
ляи 11 мая с. Г. a 116 ставить его в неловкое положение, по-

том, чтобы показать, что ры совет- Mu ТТ славных традиций «Технический» вопрос о снабжении фла-
KUX BOWE 5 т деления, i eit
won Зах, ыа мой,   RATCPHNEH сейча свои один ото ПАП sOUHeWA wa Сбмом xes0  sonpoemy
т ие. для себя новый клуб. С сто открытием ПРИНЦИПИалЬьНым, политическим, Он имеет
‹оечер боевой славы», о котором рас- здесь значительно расширятся возможно-  (8\0е MPAMOe и непосредственное отношение
сказывалось выше, явился первой 38 п0с- сти, например, для ведения наглятной аги_   воспитанию катерников на славных б0е-
тедное время (и, надо признать, удачной) тации. Следует ожидать, что этот ‘иеклю- ВЫХ ТРадициях советских военных моря.
попыткой широко развернуть перед всеми чительно доходчивый вид агитации будет в
чоряками подразделения величественную тогда должным образом использован и для Р®ДЬ ОРден на корабельном знамени —

фтота

картину боевых подвигов их старших то- популяризации боевых традиций подразде- by символ боевой славы, ` зовупщЕий экипаж
варищей. В выступлениях участников вой- ления, 3 в новым успехам в учебе, к, самоотвержен-
ны, а особенно в докладь, было приве-  Назрела необходимость иметь постоян- И0МУ служению Родине,

дено много фактов, почти ие известных ные витрины, показывающие боевой путь Капитан 3 ранга Н. ЛАНИН.

ольшинотву участников собрания. Й ка- катеров, знакомящие с героическими дела-  Черноморский флот. (Спец, корр, «Крас-
кои отклик нашли эти героические при- ми их экипажей в годы войны, популяри-  ного Флота»).

‚- К 150-летию со дня рождения
. А. С. ПУШКИНА

Набережная
Мойки, ‘12

С особым душевным волнением перосту-
паошь ‘порог старинного дома номер 12 na
набережной Мойки. Эдесь последняя кварти-
ра гениального поэта. В этих стенах закон-
чилаеь ето недолгая, трудная и прекрасная
жизнь, оборванная подлым чужеземцем, вд-
ним из тех, кто в царской России припе-
ваючи жил нахлебником русского народа.

До революции последнюю крартиру А. 0.
Пушкина не берегли. Домовладельцы пере-
страивали ее по своему разумению, исходя,
конечно, из чието корыстных. соображений.
Пушкинекие комнаты были восстановлены
лишь при советской власти. К столетию со
дня гибели поэта квартира приобрела такой
же вид, как и при жизни Александра’ Сер-
геевича,

Тысячи людей посещали ев. Прихолили
рабочие ленингралеких заводов, студенты,
артисты, воины, литераторы, школьники,

В 1942 году немепкая фугаска ударила
в воды Мойки. Взрыв едвинул пушкинский
дом с фундамента, повредил подвал, на етв-
нах зазмеились трещины. Но’ мебель, книги
и экотюзиции музея хранились тогда в да-
леком тылу.

После войны ленинградские  @троители
восстановили дом, а ленинградские пуш-
кинисты вновь открыли в нем квартиру-му-

-  зей Александра Сертеевича Пушкина.

Все здесь говорит о послелних трагичес-
ких днях великого русского поэта. Вот сту-
пеньки, ведущие в его дом. Тяжело ступая,
поднялся по ним когда-то дядька Никита.
OH Hee смертельно раненного на дуэли
Пушкина, и поэт спросил его:

— Грустно тебе нести меня?

..Вабинет Пушкина. Kanara заполонили
его. Полки стоят вдоль стен и поперек ком-.
  наты. 2.560 томов насчитывала домашняя
библиотека поэта. На 14 языках’ были
здесь книги. И; обращаясь к ним, умира-
ющий Пушкин сказал:

— Прощайте, друзья!

-..Простой письменный. стол У окна; На
  нем «подруга думы» поэта — чернильница,
украшенная фигуркой арапчонка, ‘ опира-
ющегося на большой якорь. 33’ этим столом
написаны были ‘последняя «Лицейская го-
довщина», етихотворение «Пора, мой. друг,
пора», ва этим столом работал. Пушкин над
историей Петра Ти статьями для «Совре-
менчика». На столе под стеклом последнее
деловое письмо поэта, писанное им всего
лишь за час до роковой дуэли.

Подле внижной полки стоит диван крас-

ного дерева. На таком точно диване скон-
чалея Пушкин.
_ Часы на камине показывали 2 часа 45
минут. Это время они показывают и сей.
час —— время последнего удара пушкинско-
го сердца.

Весть о кончине Александра Сергеевича
Пушкина быстро распространилась по 1о-
роду: «В течение ‘тех дней, — писала
современница, — в которые тело его 06
тавалось в доме, множество ‘людей всех
возрабтов и всякого звания беспрерывно
теснилосви  пестрою с толпою вокруг его
гроба. Женщины, дети, старики, простолю-
дины в тулупах, а ‘иные даже в лохмоть-
ях приходили поклониться праху любимо-
го народного поэта»:

В других комнатах квартиры-музея  по-
сетители знакомятся‘ с последним периодом
пушкинекого творчества.

В’ книге отзывов мы прочитали строчки,
написанные через три дня после начала Ве-
‚хикой Отечественной войны. Вот они: «Го-
род на военном положении. Все так же хо-
рошо и спокойно в милых пушкинских ком-
натах. Мы охраняем и борежем нау Be-
ликую национальную гордость, нашем
Пушкина». Подтиеи нет. Да это и не столь
важно. Так мог сказать каждый советский
патриот, каждый житель великого города
Ленина.

Ю. ДАВЫДОВ.

Ленинград.
Пушкинекие чтения
‚ ВИЕВ, 11 мая. (По телеграфу). В

ЩДворцах культуры, клубах, красных утол-
ках проводятся пушкинские чтения. Во
‘ворце культуры киевского малинострои-
тельного завода «Большевик» состоялись
две лекции на темы: «Пушкин. и современ-
ность» и «Пушкин и Украина». В универ-
ситете им. a Г. Шевченко началось чтение
цикла лекций о жизни и творчестве вели-
Kono русского поэта; в школах проходят
конкурсы на лучшего чтеца, на лучший
рисунок к юбилейной дате. Гослитиздат вы-
пускает к юбилею на украинском языке
«Вапитанскую дочку», «Евгения Онегина»
и ряд других произведений поэта, а также
критико-биографический! очерк о Пушкине,
перная студия Дома культуры ии.
К постановке отрывки
опер «Евгений Онегин», ола Taine.
«Русалка». Кружок художественного чте-
ния работает над произведениями Пушкина
«Капитанская дочка» и «Дубровекий».
ВТИВНО ГОТОВЯТСЯ к знаменательной да-
те художники. Серию офортов на пушкин-
ские темы готовит заслуженный деятель
искусств УССР т, Дерегус. Хуложницы
Виевского экспериментального  художест-
венно-керамического завода тт. Головина и
ахарева тотовят две юбилейные декора-
тивные вазы. Над панно на темн пушкин-
ских сказок трудится художница, Дмитриева:

Подготовка к юбилею

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 11 мая. (Mo
телеграшу). На флоте с каждым днем все
тире развертывается подготовка к _150-
летию со ‚дня рождения А. С. Пушкина;
: ны ‚ольшую работу ведут библиоте-
АИ,

На-лнях в библиютеке Дома офицеров
Флота состоялся однодневный семинар нз-
тальников и заведующих библиотеками,
посвященный полтотовке к юбилею, [лав-
чыи старина Итнатов раюеказал, что of
сделал книжную“ витрину, составил реко-
мендательный список литературы о Пуш
вине и список его произведений. Библио-
текарь матрос Крыпак через местный ра-
Не организовал чтение повести «Капи-
а», В кубриках Этой части
К ОПЬЦЫ-активисты вслух читали мат»
росам и старшинам поэмы А. С, Пушкина

: 2 {

Sen