° ФИЛ вамов’ серьезное внимание обучению

ров.”
Характерная особенность этих занятий
-COCTOUT B TOM, UDO офицеры требуют 0

послабления, то нынче перед всеми CTap-

‘тер. Изрешеченный осколками bom) uw cHa-

‘ривали корпуе и механизмы катера, при-

Залог плодотворной
практики курсантов

Нак на корабле Н. готовятся К летнему плаванию

Приближается летняя практика курсан-
‘тов. К этому времени нужно не только
опробовать механизмы, проверить боевую
технику на учебных кораблях, но и под-
тотовить офицеров и старшин, воопужить
их методикой практического. обучения кур
сантов.

Раньше на эту сторону дела на некото-
рых кораблях не веегда обращали внима:
ние. В прошлом году елучалось так, что
на одном. и том же корабле у каждого
старшины и офицера была «своя»  мето-
дика практической подготовки курсантов,

которая шла вразрез вс общими требова-  море.

НИЯМИи. 3
Вот почему совершенно правильно по-

° бтупил командир одного из учебных ко-  картин, написанных корабельным худож-
раблей, ‘когда наряду с ремонтом помеще-  ником матросом _ Масловым.

ний, подтотовкой материальной части уде-

старшин, которые будут вести практиче-
ские занятия с курсантами первого курса.

Помимо обычных занятий по специаль-
ности, на этом корабле старшины занима-
ются ‘изучением методики и тренируются у
приборов и механизмов на боввых постах.
Офицеры показывают им, как нужно прак-
тически обучать курсантов по каждому раз-
делу программы училища.

Эти занятия ведутся офицерами различ-
ных специальностей, преимущественно
командирами боевых частей, № участию в’
тажом своеобразном  учебно-методическом
семинаре привлечен большой круг офице-

старшин точного употребления командных
слов согласно’ Корабельному уставу, ин-
струвциям и наставлениям. Вели в прош
лом голу в этом допускалиеь  ков-вакие

итинами поставлена задача — добиться
безукоризненно правильной подачи команл.

Большое место в летней практической
учебе занимает шлюпка. Очень важно, что-
бы все курсанты получили необходимые
навыки в управлении ею на веслах и под

РАСНЫЙ ФЛОТ.

Дипломное

проектирование

ЛЕНИНГРАД, 12 мая, (Корр. «Красного
Флота»). Недавно.в Военно-мороком инже-
1 нёрном училище им. Ф. 9. Дзержинекого
большая труппа курсантов-выпускников
произведена в корабельные курсанты. Им
присвоены звания мичманов: В настоящее
время в училище началось  дипломное
проектирование, которое является заклю-
чительным этапом теоретического обуче-
ния выпускников. `

чить . предеотоящую летнюю практику
курсантов. Хотя’ времени до прихода
вурсантов еще достаточно, но уже все
жилые помещения окрашены, закончено
оборудование курсантеких кубриков, отре-
монтирован камбув..

В приходу курсантов на корабле будет
Bee готово вплоть до расписания о практи-
ческих занятий, С первого дня и’ часа у
будущих офицеров флота начнется подлин-
Н0 морекая жизнь. На корабле поставили
задачу — добиться, чтобы курсанты, по-
бывав на практике, еше больше полюбили

— сказал. в” бееёде с : корреспондентом
«Красного Флота» инженер-капитан 1
ранга М, П. Стечанов, — заключается в
том, чтобы определить, как будущий ин-
женер-механих флота’ ‘умеет самостоятель-
‚Но „, сиотематизировать,  иопользовать и
применять на практике весь комплекс
знаний. и, практических навыков, полу-
ченных в училище, а также дополнять
эти знания обобщенным материалом из
опыта Отечественной войны и новейшими
данными науви и техники. :

С этой целью на корабле развернута
Замечательная выставка, состоящая из

Выставка
показывает в строгой  последовательности
всю жизнь корабля со времени его по-
стройки и по сегодняшний день. На полот-  При работе над’ `дипломныеми ‘ироекта-
нах художника запечатлены самые  [а3- ми курсанты должны проанализировать
личные моменты: спуск корабля на ВОДУ; преимущества ‘и нодостатки энергетической
морские бои с кораблями интервентов В установки корабля заданного типа. В про-
тоды гражданской войны; пребывание На цессе проектирования * они должны стре-
корабле выдающегося полководца  Совет-уиться к улучшению тактико-технических
ской Армии М. В. Фрунзе; модернизация качеств корабля в области ето живучести
корабля в годы первых сталинских пяти- и боевого использования той или иной

‚ — Задача дИнломного проектирования,

_« 13 мая 1949 г., пятница, № 111 (3215)

о АРА О аа а >

ВИ

saat pied

тост
Оси

TAC.

} 1
у Toa
wa d/h

сезла

и ИТ
  жа 32
е ИЛИ le

’ программа,

Закончившийся недавно ХТ с’езд ВЛЕСМ
продемонстрировал ’беспредельнуо” любовь
ий преданность советской. молодежи - боль-
шеристокой партий, великому вождю
народов товарину Сталину. ЦВ ВВЦ(б) в
своем приветствии. с’езду Высоко оценил
роль ленинского комсомола как верного
‘помощника партии в деле воспитания мо-
лолых советских патриотов,  aRTMBHEIK
строителей коммунистического общества.

ХГ с’езх ВЯЮСМ явился б’ездом мобили-
зации всех сил советокой молодежи на
осуществление задач строительства  ком-
мунизма в нашей стране. В решениях о’6з-
да начертана босбвая’ программа работы
комсомола по коммуниетическому вобпита-
‘нию советской ‘молодежи.  Вдохновляемая
великой целью — строительством  KOMMY-
нистического общества, —— советекая моло-
дежь самоотверженно трудится над выпол-
нением послевоенного пятилетнего плана
восстановления и развития народного хо-
зяйства страны. 5

Из месяца в месяц увеличивается коли-
чество молодых рабочих и работниц, пере-
выполняющих производственные нормы.
В честь Х! с’езда ВЛЕСМ два миллиона
молодых рабочих досрочно завершили вы-

fees epg

2%

комсомольской

$ работы

ботаюл многочисленные кружкл,
рлотекая молодежь изучает те-
‘роическую истори большевистской aay
тии, биографий великих рождей
В. И. Ленина и И. В. Оталина, обществен-
нови товударетвенное устройство COCR и
Устав ВЛЕСМ. Комсомольские организации
призваны позаботиться о том, чтобы ‘заяя-
тия в кружках союзного ‘просвещения про-
водились живо и увлекательно, чтобы
изучаемый материал был увязанов совуе-
менными вобытиями, в примерами“ из жи-
зни корабля, части.

Вонтроль з& политическим просвещени-
м  молодежи имеет’ большое значение, On
должен  проводитьея систематически, с
TOM чтобы качество занятий непрерывно
позвииалось, чтобы молодежи прививался
вкус к изучению теории, к настойчивому
овладению марксизмом-ленинизмом.

0собое внимание организации ВЛАСМ
должны уделить воспитанию у молодых
моряков чувства советского патриотизма,
говотекой военной гордости, В тематике
лекториев выходного дня для молодежи, в
лекциях и докладах для матросов и стар-
шин; в докладах на комсомольских собра-
ниях, на литературных конференциях дол-

частях pa

} ‚што комебмольская
ков? Прежде всего то ROME и п

работа там целиком была ваправлена’ на
оказание помощи командирам в обучении.
и воспитании молодых воинов. Немаловаж-
ную роль сыграло и то обстоятельство,
Что вами командиры умело направляли
энергию комсомольцев Ha решение задач,
стоящих перед кораблем, чаетью,  поддер-
живали полезную инициативу комсомоль-
цев. и

Примером” большевистского’ руководства
воспитанием молодежи является деятель-
ность офицера Иванова. Секретарь комсо-
мояъекой органигации боветуется © ним
перед составлением плана работы, Нри-
глашает его принять участие в заседании
бюро, в работе комсомольского собрания,
докладывает 0 подготовке комсомольцев кв
спортивным соревнованиям и т. п. Посто-
янным вниманием и помонтью ‘0 стороны
офицера Иванова об’ясняются многие. до-
‘стижения комсомольской организации. В
частности, здесь все комсомольцы стали
‘отличниками боевой и политической ‹ под-
готовки, В течение длительного времени
На корабле нет случаев нарушения диеци-
плины, корабль мо боевой и политической

леток. Ярко отражена на выставке Великая.
Отечественная война — героические дни
обороны Ленинграда, отневая поддержка
наших войск, сражавшихся на побережье
Финского залива, и отражение воздушных
налетов на Вронштадт и Ленинград.

На корабле есть группа  старослужа-
щих, которые будут проводить с куреан-
тами беседы о боевых и революционных
традициях нашего флота. Разве, например,
не представит для них интерес вотреча ©
ветераном , Балтийского флота мичманом
Яковлевым, прослуживитим на этом кораб-
ле 24 пода подряд? Он был свидетелем и
участником многих исторических событий,
0 которых охотно расскажет курсантам.

На этом корабле к приходу вуреантов
готовятся средства наглядной агитации,
Здееь можно будет увидеть диаграммы ро-
CTA производительноети труда, выплавки

парусами; Теперь на корабле, о котором
идет речь, в два раза больше шлюпок и
калеров, чем было прежде. Причем 5% в
основном шлюпки и катера, возвращенные
& жизни трудолюбивыми руками группы
старшин и матросов. ;

Старшина 1-й статьи Пиненко, мичман
Васильев, матросы Шувалов, Винюков и
Другие разыскали в прошлом году в порту
старые шлюпки, привезли их на корабль
и 38 зиму заново отремонтировали.

Другие матросы и старшины этого ко-
рабля сумели ввести в строй паровой 4+

рядов, он многие годы стоял на стенке.
Стартины учебного корабля не раз осмат-

кидывали, что потребуется для ето восста-
`новления. А требовалось очень многое:
помимо капитального ремонта корпуса,
нужно было восстановить машину, многие
части сделать своими силами, Тлазный
старшина Серебрянский, старшины Павлю-
ченко, Дударь, Копылов отремонтировали
катер. И вот сейчас катер уже спущен на
воду.

Шлюшок и катеров на корабле вполне
достаточно, нужда ощущаетея в друтом—
в тробах. И если потребность в них не Oy-,
дет в срочном. порядке удовлетворена, то
курсанты не смогут выполнять такелаж-
ные работы, вязать узлы, изтотовлять ма-
ты, штормтрапы и т. д.

На этом корабле решительно все,
командира и ло матроса, проявляют макеи-
MyM заботы о том, чтобы лучше obecne-

черных металлов, выпуска станков, ^мд-
Шин, локомотивов, вагонов и т. д.

Подготовка в летней практике склады-
ваетея из бесчисленного количества Так.
называемых «мелочей», ‘которые нужно
предусмотреть сейчас, иначе это неизбеж-
но отразитея на летнем плавании. Лоста-
точно не подумать сегодня 0 том, чтобы
штурмановие столики имели  брезентовые
тенты, как курсанты будут вынуждены во
время дождя прекращать прокладку. Имен-
но веледствие этого в прошлом году про-
пало много драгоценных ‘Часов, отведенных
на практику по навигации.

Очень важно, чтобы в оставшееся время
между командованием учебных кораблей и
военно-морских училищ была налажена
самая тесная И живая связь, Чтобы сов-
местно  уточнялись программы, ‘планы
летной практики, вопросы размещения
курсантов на корабле и т. д. Все это io-
может предельно сократить так называе-
мый организационный период и полностью
использовать время, отводимое на прак-
THRY. И

Между тем уже есть факты, котла учи-
лища, находясь очень близко от корабля,
поддерживают © HUM связь... по почта!
Недавно один из офицеров училища прис-
лал на корабль программу летней практи-
ки, составленную без учета корабельных
вахт, дежурств, нарядов и Т. д.

Следует принять все необходимые меры
K TOMY, чтобы нынешняя летняя практика
курсантов прошла образцово,

Капитан Н, МИХАЙЛОВСНИЙ,

Беседа с патровами

На-днях на одном из кораблей бывалый
воин старшина, Харьков провел с полчинен-
ными беседу о герое Великой Отечеетвен-
ной войны Викторе Прокофьеве, который
влужил раньше ну этом корабле. Тов,
Харьков подробно рассказал матросам и
старшинам о примерней службе бывшего.
башенного комендора и о героическом под-
виге, воторый совершил амурекий матрос
на берегу Днепра. Я

— Старший матрое комеомолен Виктор
Прокофъев, -— продолжал т. Харьков, —
подал командованию корабля докладную
записку‘ с просьбой отправить его на фронт
в первый же год Великой Отечественной
войны: Свой боевой путь он начал под
Сталинградом, воюя © врашом в расчете
одного из орудий. К берегам Днепра он
пришел уже закаленным, опытным вои-
HOM.

Это было в сентябре 1943 года. Части
Ооветекой Армии вели решительное наступ-

` ление, освобождая от гитлеровових захват-

чиков районы левобережной Украины. В
сентябре советские войска вышли к Днепру.
Командование приказало его форсировать и
сбить врага © занимаемых позиций.

— В числе других частей, подошедигих
к великой украинской реке, —— расеказы-
вал“главный старшина, — было и то под-
разделение, в котором служил. товарищ
Прокофьев. Бойцы залегли и открыли огонь
по врагу, и, хотя немпы занимали отлич-
ные позиции на противоположном берегу,
советские воины вскоре начали перепра-
ру. Вместе е первым броском форсировала
реку артиллерийская батарея, в которой
елужил замочным наш амурский моряк.

Сумев переправиться и захватить под
губительным огБем противника небольшой
плапдарм, артиллеристы повели меткий,
сокрушительный огонь по вражеским ук-
реплениям. Фашиеты стали предпринимать
одну контратаку за друтой. На занятые ©о-
ветскими артиллериетами позидии пошли в
атаку немецкие танки и пехота.

В орулийных раечетах люди один за дру-
тим выходили из строя, И вот на всю бата-

0 Г6ров-комендоре

рею остался только один артиллериет-моряк
Виктор Прокофьев. Ой не бросил свой бое-
вой пост, Шевозмогая острую боль в изра-
ненном теле, Пройофьев сам заряжал сру-
див, наводил его на цель и безостановочно
стрелял по идущим на него танкам,

В этом бою отважный моряк-амурец: под-
бил четыре вражеских танка. Он дрался
мужественно, стойко и удержал небольнюй
клочок родной земли до подхода основных
сил своей части. За этот подвиг Нрокофье-
ву было присвоено звание Героя Советекого
Союза.

—= Мы вправе гордиться тем, — сказал
в заключение главный старшина Xaps-
ков, = ЧТо славный советский войн, сын
ленинеко-сталинского комсомола, Виктор
Прокофьев является воснитанником нашего
корабля. Здесь он начинал свою военную
службу, приобрел боевое мастеретвю и вы-
сокие моральные. качества, которые помог-
ли ему выйти победителем из неравнюго по-
единка, с численно превосходящим по силе
противником, ,

Матросы и старшины с большим внима-
нием прослушали рассказ коммуниета Харь-
кова. Ему задали много вопросов. Затем,
выступил главный старшина   Гончаренко,
который служил в одной башне с т. Про-
кофъевым. Он рассказал о том, что стартий
матрос Прокофьев был лучшим артиллери-
стом на корабле и самым скромным, дис-
циплинированным и примерным моряком.
Характерной чертой, сказал
т. Гончаренко, — у Прокофьева была та,
что он никогда He усповаивалея на достиг-
нутых успехах, а всегда стремился вперед.
За короткий срок он не только сумел от-
лично овладеть своей специальностью за
мочного, но й мог заменить любой номер
орудийного расчета, i

Отличник босвой учебы, старший матрос
Пивоваров, ныне выполняющий” обязанно-
сти замочного B Salve, B которой служил
Прокофьев, заявил, что он гордитея оказан-
ной ему выбокой честью стоять ‘на посту,
На котором служил Виктор Прокофьев.

Лейтенант Н, МУЛГАЧЕ В,

— —

УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ

КОНСТРУКТОРА РУССКОЙ

ТРЕХЛИНЕЙНОЙ ВИНТОВКИ С. И. МОСИНА
Министерство высшего образования’ СССР пендии по 850 рублей для аспирантов в

в память о конструкторе русской трехли- Тульском механическом институте.

Имя

нейной винтовки С. И. Мосине установило С. И. Мосина присвоено Тульскому машино-
две стипендии ето имени по 400 рублей строительному. техникуму.

в месяц каждая для студентов и две. оти-

(ТАСС).

энергетической‘ установки.

В динломном проектировании должны

быть широко отражены приоритет отече-
ственной науки и новейшие достяжения
советской техники.

Баждый дипломант имеет своего науч-
Ното руководителя из числа профессоров и
преподавателей училища. 2

Недавно на ученом совете училища 06-
суждался вопрос: как. лучше организовать
дипломное проектирование. Приняты pe-
шения, направленные на лучшее ofecne-
чение и организацию фабот дипломантов
и предусматривающие оказание помощи
им со стороны кафедр училища.

В дар. музею

„На-днях в Центральный военно-морской
музей, находящийся в Ленинграде, посту-
пили оригиналы редких фотографий пер-
вого в мире подводного  затрадителя
«Враб», построенного в 1909 — 1914 rr.
на Николаевском судостроительном заводе
по проекту и при участии инженера М. П.
Налезова. Снимки принебены в дар музею
участником постройки «Краба» инженером

. А. Рыбаковым.

По разысканным ‚раньше. чертежам, 10
полученным снимкам и при консультации

час у трой B  a
участников постройки корабля инженеров, о осхищения и тордости за нашу со-

тт. Костенко, Рыбакова и капитана 1 ран-
та Шеглова модельная мастерская Цент-

рального военно-морского музея приступает

® изготовлению модели первенца подводных
заградителей. . d i

_ Вак известно, изобретением «раба»
М. П. Налетов утвердил русский приори-
тет в создании Нового класса подводных
лодою. Вее инобтранные державы по приме-

ру русских стали строить подводные затра-  .

дители. «Враб» имел и значительные бое-
вые заслуги. Действуя во время первой
мировой войны в Черном море, он успешно
выполнил ряд минно-заградительных опе-
раций. На минах, поставленных «Крабом»
у Босфора, в 1915 тоду подорвалея гвр-
манский крейсер «Бреслау».

} Калитан 3 ранга М, ПРОНИН,

_С флотов
сообщают

$

$ Литературные вечера на корабле. Ком-
сомольские организации корабля Н. Тихо-
Экеанскоро флота систематически устраива-
ют тематические литературные вечера, по-
священные обсуждению произведений со-
ветских писателей. Один из таких вечеров
был посвящен разбору книги Михайлова
«Над картой Родины». На другом литера-
турном вечере моряки поделились. впечатле-
ниями о произведении Нагишкина «Сердце
Бонивура». С докладом выступил комебмо-
лец Иванющенко. (Сейчас готовится лите-
ратурный вечер, посвященный роману лау-
реата Сталинской премии Ажаева «Далеко
от Москвых.

#2 Выпуск слушателей школы ‘партактива.
В школе партактива Н-ской части Крас-
нознаменной Амурской . флотилии  состо»
ялся очередной выпуск слушателей. Заз
четы показали, что большинство матросов и.
старшин” хорошо ‘усвоило пройденный Куре.
Более половины слушателей получили от-
личные оценки. Приказом командира части
отмечены отличники учебы старшины
1-й статьи Иванов и Блохин, старшины 2-й
статьи Лебедев и Пехов, старшие матросы
Гурский, Адамов, Скоробогатов и ‘другие;

№ Подготовка к пушкинскому юбилею.
Дом офицеров Северного флота, где началь-
ником офицер Рымарчук, готовится широко
отметить 150-летиё со дня рождения А. С.
Пушкина. Проведена читательская конфе-
ренция на тему «А. С. Пушкин — великий
русский поэт», намечен семинар библи-
отекарей по вопросам  подотовки к
юбилею, организованы специальные радио-
передачи о значении творчества Пушкина
и чтение произведений поэта. Готовится
литературный вечер, в программу которого
включены выбтупления артистов театра Се-
верного флота.

$ Вечер отдыха офицеров; В Доме офи-
церов Тихоокеанского флота проведен  ве-
чер отдыха офицеров Н-ской части, К ус-
лугам посетителей было много развлечений.
Состоялся концерт художесТвенной самодея-
тельности, затем товарищеский ужин, игры
и танцы,

;
#& Лучшая смена в школе, В электромеха-
ой школе учебного отряда состоялся

). Лучшие оценки получили
матр ` комеомольца старшины 1-й
статьи Проскурякова, Приказом начальника
всем матросам этой смены об’явлена
ь, старшине 1-й статьи: Про+
предоставлен краткосрочный от

стро

ахматного
части состоялся вечер, посвя-
це} шахматному искусству B CCCP,
 С  докладом о развитии шахматного спор-
та’ в счране и достижениях советских
шахматистов Ботвинника, Смыслова, Кереса
и других выступил представитель местного
Комитета по делам ‘физкультуры и спорта.
О состоянии анахматного спорта среди. мо-
ряков части ‘рассказал офицер Саенко.

бе Н-ск
шенный

молодежи, Материалы с’езда — это яркие,

частях. Долг партийных руководителей —

искусства. В клу: В

В числе передовиков сельского хозяйет-
ва, которым присвоено звание Героя Co-
циалистического Труда, 451 человек —
представители нашей славной молодежи.
Свыше шести тысяч сельских комсомольцев
награждено орденами Советского Союза.

Великие преобразования, происшедшие
в нашей стране, неузнаваемо изменили
жизнь нашей молодежи. Теперь уже стало
обычным ветретить молодого рабочего 6
семилетним или полным средним  0образо-
ванием. Подавляющее большнинетво моло-
дых рабочих учится ‘на различных кур-
сах, в шнопах. Ёниги; театр, кино, лек-
ции, радио, спорт заняли прочное ме-
сто в жизни молодежи. Молодые рабочие
нередко выступают как талантливые изо-
бретатели, новаторы производетва, obora-
щающие технику своими ‹ нововведениями
и усовершенетвованиями.

Bo всем этом отражается сталинская за-
бота о нащей молодежи, 06 ее образовании
H воспитаний. Выступления делегатов

динении.

чтобы опыт этих товарищей

партийных собраниях ит. п. _
Следует отметить, что. на флоте еще
далеко стоящих от комсомольских организа-

ций и имеющих об их работе довольно по-
верхностное представление. Некоторые мо-

лодые командиры, не обладая достаточным

опытом, не умеют направлять комсомоль-
скую работу.

Политорганы, партийные организация
Должны „Помочь таким товарищам, Полит-
отдел Н-ското соединения, назример, изу-

чая деятельноеть молодых офицеров, об-

наружил, что некоторые из них не умеют
использовать сижу комеомольской общест-

венности. Тогда для молодых офицеров

подготовке занимает ведущее место в 606-

ганизаций для успешного решения задач
боевой и политической подготовки. Важно,
становился
достоянием всех офицеров. Эту задачу мож-
но решить путем‘ показа практики воепита-
тельной работы офицеров на страницах на-
шей печати, на служебных совещаниях, на

можно. встретить отдельных командиров,.

жны широко пропатандироваться боевы

Отечественной войны
дых моряков стремление образцово вы
полнять свой воинский долг.

Комсомольские организации
XI с’взд ВЛЕСМ заметными

тивных площадок, во
шие результаты

ров.

полнение квартальных производственных аи

заданий. Более 100 тысяч человек закон- В Военно-Морских Силах много. офице- традиции Советских Вооруженных _ Сил,

чило выполнение своих пятилетних норм.  208, которые, подобно т. Иванову, Правиль-  боевая история соединения, корабля,
НО ИСПОЛЬЗУЮТ влияние КОМСОМОЛЬСКИХ 00-  части, имена и подвиги героев. Рассказы

в выдающихся битвах и героях Великой
развивают У моло-

вотретили
успехами в
физическом воспитании молодежи. Руками
комсомольцев были построены сотни снор-
многих соединениях
оборудованы места для купавья, построе-
ны вышки дая прыжков в воду. Наилуч-
в этом о деле доститнуты
там, где инициатива комсомольцев получила
серьезную поддержку со стороны команди-

Так, например, командующий Черномор-
ским флотом поддержал предложение ком-
сомольцев о строительетве большого стади-
она в Оввастополе. В настоящее время мо-
лодежь Черноморского флота провела уже
немало воскресников на строительстве это-
ro стадиона. Благодаря тому, что командир

@’езда были проникнуты чувством горячей поддержал инициативу личного состава,
т   ОО а, были Oe oe доклады о формах комсо-  в оной ай был построен своими
товарищу Сталину за воликую заботу 0 МОЛЬСКОЙ работы, о правильных взаимоот-   силами закрытый водный бассейн. Воль-

труде, быте, воспитании и образований

волнующие документы, вызывающие чув-

ветеную молодежь, за’ ве патриотические
дела. Обстановка, в которой проходил
3`езд, свидетельстиует 00 ‘исключительной
зкизнерадостности и энтузиазме советской
молодежи, 0б ее безграничной преданно-
сти делу коммунизма, “ee политической
зрелости ‘и сплоченности вокруг великой
партии Ленина =— Сталина. :

Глубокое изучение материалов Х] с’езда
ВЛЁСМ — важнейшая задача всех комео-
мольцев. В соединениях Военно-Морского
Флота проходят сейчае собрания. комсо-
мольекого актива, где обсуждаются итоги
ХТ е’езда ВЛКСМ. Комеомольцы высказыва-
ют много ценных предложений‘ по улучите-
НИЮ Комсомольской работы на кораблях ив

помочь комвомольским организациям про-
вести собрания актива на высоком  идей-
ном уровне, учесть и помочь претворить
в жизнь предложения, высказанные ком-
сомольцами-акливистами,

В послевоенное время заметно усили-
лась роль комсомольских организаций ко-
раблей и частей в воспитании и обучении
‘военной молодежи; Вомеомольцы показы:
вают пример отличной боевой и политиче-
ской учебы. Три четверти моряков, на-
гражденных натрудными знаками  отлич-
ных специалистов, Являются комсомольца-
ми. Во время проверки политических за-
нятий свыше 80 ‘процентов комсомольцев
получило отличные и хорошие оценки.

Но комсомольцы флофа далеки от toro,
чтобы успокоиться на достигнутом, Завое-
ванные успехи призваны служить стиму-
лом дальнейшего движения вперед. Реше-
ния Х! с’езда ВЛКСМ обязывают нае до-
биться ‘новых успехов в коммуниетиче-
ском воспитании флотской молодежи. Глу-
боко изучив эти решения, комсомольские
организации должны бороться за то, чтобы
каждый  комеомолец был всегда и во всем
примером для молодых воинов. Добиться,
чтобы всё 0ез исключения комсомольцы
стали передовиками боевой и политической
подготовки, образцово выполняли свой
воинский долг перед Родиной, — дело че-
сти комсомольских организаций флота,

У нас. есть немало комсомольских орга-
низаций, где все без исключения  комео-
мольцы стали отличниками боевой и. по-
литической подготовки. Что же помогло
этим товарищам выйти в число передови-

ношениях между командиром и комсомоль-
ской организацией. ITH доклады принесли
большую пользу,

Бомсомольские
помотать командирам в обучении” воинов
на’ ботатейшем боевом опыте, ‘а также в
широком распространении среди молодежи
передового опыта отличников боевой и
политической ‘подготовки. Чтобы успенно
решить ‘эту задачу, комеомолвекому ‘акти-
ву нужна квалифицированная помощь. На
семинарах секретарей комсомольских - ор-
танизаций, на совещаниях ‘ив личных
беседа» с ‘активистами командиры и по-
литработники должны учить активиетов,
как популяризировать успехи отличников,
как распространять передовой опыт.

Высокой войнской дисцинлиной  onpe-
деляетея боеспособность ° корабля, части,
Оказывать помощь командирам и партий-
ным организациям в борьбе за дальнейшее
укрепление ‘дисциплины первейшая
обязанность комсомола.

Необходимо добиться, чтобы каждый
член ВЛЁСМ хорошо знал и образцово вы-
полнял требования воинских уставов. Вот
почему пропаганда военной присяги и во-
инских уставов должна всегда быть пред-
метом неустанной
организаций, ©

В борьбе за укрепление дисциплины
большую роль играют комсомольцы-стар-

шины —= ближайшие начальники и в06-

питатели матросов. Долг комсомольских
организаций повседневно помогать
младшим командирам, всячески укреплять
их авторитет, добиваться,
исключения комсомольцы-старшивы были
образцовыми воспитателями матробов.

В честь Х езда ВЛКСМ комсомольские
организации флотов добились высоких по-
казателей в экономии горючего и емазоч-
ных материалов, в- сбережений государет-
венных средств. Сейчас эти показатели
непрерывно улучшаются. Важно всячески
поддерживать, поощрять и популяризиро-
вать комсомольцев, добивающихея успехов
в экономии топлива и смазочных мате-
риалов;

На кораблях и в частях флота имеются
все необходимые условия для развертыва-
ния идеологической работы среди молоде-
жи. У нас много библиотев, клубов, ‘ра-
диоузлов, кинопередвижек,  обслуживаю-
щих запросы личного состава. C. матроса-
MH и старшинами регулярно проводятся
политические занятия. Ha кораблях и в

организации призваны

‚проведении заседаний бюро и

заботы комсомольских  .

чтобы все без

океанского флота.

шой стадион построили комсомольцы Тихо-

Следует и в дальнейшем уделять неое-

‚лабное внимание. физическому, воспитанию
флотекой молодежи. В первую голову надо
широко развивать водный спорт, добиться,
чтобы этим летом вее без исключения мо-
лодые моряки научились хорошо плавать,

прыгать в
шлюлке.

воду, нырять, ходить Ha

Чтобы образцово выполнить решения

XI с’езда ВЛКСМ, комсомольским организа-

циям флота необходимо добиться

нового

под’ема организационной работы. При под-

мольских организациях. К

готовке к ХТ с’езду ВЛКСМ были проведе-
ны ‘отчетно-выборные собрания в к0мсо-
руководетву

этими организациями ‚ пришли активисты,
значительная часть которых еще не имела

практического

опыта союзной

a работы,
Этим товарищам ‚сейчас необходимо ока-

зывать 06060е внимание с тем. чтобы по-
мочь им быстрее приобрести навыки в 60-
ставлении планов работы, в подготовке и

ROMCOMOJB-

ских собраний, в организации контроля 38

‚политическим просвещением комсомольцев,

в решении других важных вопросов,

мольской

молодежи. Секретарю первичной  Komco-

мольской организации надо помогать на-

капливать организационный и политиче-
ский опыт. Необходимо решительно отка-
заться от’ порочной практики частой сме-
ны секретарей первичных организаций,
наладить их учебу. Командиры, политра-
ботники и партийные организации должны
обеспечить квалифицированное руководот-
ро организациями ВЛКСМ, высокий идей-
вый уровень воспитания и обучения м-
лодежи,

Естественно, что каждый офицер-комму-
нист должен настойчиво и заботливо воспи-
тывать руководителей первичной комсо-
организации — боевых вожаков

Сейчас   комсомольекие ортанизации фло-`

та должны добиться, чтобы каждый член
ВЛКСМ глубоко изучил материалы  6’6зда
и по-боевому выполнял его решения; Во-
оруженный решениями ХГ е’езда ВЛКСМ,
флотский комеомол будет и впредь достой-
не выполнять свою роль боевого помощ:
ника командиров и партийных организа»

ций в большевистском воспитании ‘моло-

дых матросов, ‘старшин и офицеров, в ук-
ренлении могущества нашей социалисти-
ческой Родины.

Капитан 2 ранга В. МИКАЦ,

-
М. В. Ломоносов—основоположник

геологии.

Государственное издательство теологиче-

ской литературы выпустило в свет книгу
М. В. Ломоносова «0 слоях земных». В ней
собраны геологические работы великого
русского ученого: «Иервые основания ме-
Таллургии или рудных дел», «Слово о рож-
дений металлов от трясения земли» и дру-

в России

Ломоносов дал теорию образования wep-
нозема из наземных растительных остат-
ков, впоследствии блестяще развитую ос-
нователем почвоведения, выдающимся рус-
ским ученым В. В, Докучаевым,

В научных и практических работах Ло-

Декада казахсной
литературы в Москве

большим успехом проходит в столице
цекада казахской  советекой литературы.
и мастеров искусств Казахета-
ны встречают москвичи,
dae ра участники декады побывали в
ях у профессоров, преподавателей и

и. моносов Beerka выступал как пламенный СТУдентов  Московекого государственного
Руднов дело было первым понрищем, яв патриот Родины, Упорное стремление най- университета имени М. В. Ломоносова. Ве-
котором Выстуция молохой Ломоносов. Erol! 2 России надежный петочник различ- тер ‚открыл писатель Л. Леонов, Дейст-
 руды по геологии, написанные 200 лет  ВЫХ металлов и полезных минералов вею я член Академии наук Кадахекой
Код пора  tayimnok # onurimmane Se one Ломоносовым. Ето роль tis ‚лауреат Сталинской премии М, Aya-
ностью высказанных мыслей. Многие идеи piri tae panna fon MB ee ge сказал 06 орновных этапах разви-
Томоносова получили ‘дальнейшее развитие ива tenet rd о bya М. a Tomono- moors ee литературы. Казахские
сравнительно недавно в. геохимии-—науке, oyity ie deers ie ee we Ми их ь НИ свои стихи, С перевода-
созданной в Советском (0086 ЗВАДЕмиками   ле vo vou он, РОБ В Де о о оИЗВОДеНий выступили поэты-пе-
3. И. Вернадеким и А. Е, Фереманом, ло улучшения поисков, добычи и обработ- р ИИ И столичные мастера искусств,
doiconcon Hou ct. я ви руд, в особенностя НА Урале, 38 ieee большим концертом.
каждый минерал, помимо химического со-  Работы М, В. Ломоносова пронизаны ‘го Кадахекой ССВ Cou oie
става, характеризуется кристаллографиче- рячей увербнновтью в. том. чето в родной докладом перед ши ar Dares tas.
ской формой, и задолго до французского! земле- могут быть найдены вее металлы и и MH eon аудиторией в Во-
минералога Роме де Лиля . измерял углы  полезные минералы. Истинная любовь и  Ленина О от

кристаллов. On также: первым доказал 0р-
ганичеекое происхождение янтаря из емо-
лы ископаемых растений.

восхищение своей страной, вера `в се

творениям веливого русского ученого.

ре й силу придают особую яркоеть  ров о

Сегодня в Центральном доме литерато-
ткрывается выставка казахской лия
тературы, (TACC)