Es

Па конк

Из опыта повышения
корабельных

Опыт эксплоатации материальной части
Ha многих кораблях показывает, что там,
где личный ‘состав в совершенстве овладел
техническими средствами, механизмы и
устройства не только содержатся в от-
личном состоянии, но и служат. дольше
своего срока. Возможности для сбережения
техники и экономии средств на каждом ко-
фабле очень большие. Расекажем о невото-
рых таких возможностях.

На одном из кораблей служит инженер-
механиком офицер Лазатев. Он системати-
чески, изо дня в день, прививает евоеему
личному. составу высокую техническую
культуру. Вольшую работу т. Лазарев про-
вел с котельными машиниетами. OH Ha
вонкретных примерах показывает им, ка-
кие огромные возможности открываютея
перед старшинами и матросами в деле
сбережения техники и экономии средств,
если точно соблюдать инструкции и пра-
Вила;

Как-то раз старшина вахты у действую-
его котла невнимательно следил за тем-
пературой перегрева свежего пара, донус-
кая ев колебания. Команлию боевой части
обратил на это внимание. Собрав сталин
вахт, он об’яснил им, что инструкция
требует держать постоянную темиературу
перегрева свежего apa. Это требование
не случайно, и Такая «мелочь», как не-
догрев пара на`5 — 10 градусов, дорого
обходится.

Расчеты показывают,. что  @сли недот-
реть пар на 7 — 8 градусов, то на каж-
дые 100 кт сожженного топлива надо из-
расходовать один лишний килограмм, Сов-
ременные же котлы только за один час
сжигают многие сотни’ килограммов. Следо-
вательно, от понижения температуры пе-
регрева пара каждый час теряются десят-
ки килограммов горючего.

Затем офицер об’яенил старшинам при-
чины потерь веледетвие влалжноети Tana.
Кацельки воды, образующиеся при кон-
денсации пара, имеют скорость меньнгую,
чем самый пар, Это создает трение между
частицами пара и капельками воды и 34-
вихрения при перемене направления дви-
женля конденсата.

Глубоко содержательное об’яснение офи-
цера, подкрепленное конкретным приме-
ром, дало хорошие практические результа-
ты. Отаршины стали более внимательно
нести вахту. ©

Опытные корабельные специалисты зн8*
ют, что отдельные нарушения технических
правил ие еразу дают о себе знать, Только
постепенно наканливаяеь, результаты этих
нарушений могут привести в преждевре-
менному износу систем и механизмов.

Однажды инженер-механив корабля Н,,
наблюдая работу матроса, обелуживающего
турбоциркуляционный насос, заметил, что
TOT держит обороты насоса постоянными,
независимо от нагрузки, `В результате при
малых оборотах тлавных машин конден=
cat переохлаждался. Старшина, видимо,
не научил этого матроса бережному отно-
шению к корабельной технике, не расека-
зал ему, к чему ведет переохлаждение кон-
денсата.

‚Из одном из очередных занятий инзже-
нер-механик специально обратил внимание
старшин на необходимость культурного и
технически грамотного обслуживания вено-
мотательных механизмов. От их работы в
конечном счете зависит врок службы всей
паросиловой установки.

`_ Какая, казалось бы, — спросил
офицер у старшин, — есть связь между
числом оборотов  турбоциркуляционного.
насоса и сроком влужбы главного котла? А
между тем эта связь прямая,

-Й халбе офицер Рассказал стариеинам,
что температура конденсата завивит OT KO-
личества воды, нрокачиваемой циркуляци-
онным насосом через главный. холодильнив.
Если количество поступающего в холодиль-
ник пара резко сократилось, a цирвуляци-
онный насос продолжает работать с преж-
ней производительностью, то понятно, что
разница между температурой в холодиль-
нике и охлаждающей водой увеличит-
ся. В результате этого конденват из глав-
ного холодильника будет выходить более
низкой температуры, чем это положэно по
инструкции. . Вотда же питательный наеое
подаст конденсат в главный котел, то для
его подогрева до требуемой температуры
потребуется дополнительная  затрата тон
лива. Таким образом, получится перерзеход
горючего. :

Старшины © большим вниманием олу-
шали об’яснения офицера. Его расеказ по-
мог им понять, к каким серьезным послед-
ствиям могут привести даже малейшие на-
рушения заданного режима работы вепомо-
галельных. механизмов. После беседы стар-
шины вахт стали более внимательно сле-
дить за действием механизмов, систем и
устройств. Это поможет увеличить срок их
службы. 12 и :

Приведем еще’ один пример бережного
отношения к. боевой технике. У турбин
вспомогательных ° механизмов = имеются
утольные кольца уплотнения. Там, где ©

[}

‚ В Домах офицеров п матросских клубах

2 Потийский Дом офицеров провел фе-
стиваль кинофильмов, удостоенных Сталин-
ских премий. Перед евансами для зрителей
устраивались беседы о фильмах,

Старший лейтенант
Р. БЕРДИЧЕВСКИЙ,

$ В клубе части проведен интересный
вечер дружбы народов СССР, В вечере при-
няли участие матросы и офицеры разных
национальностей. Украинец т. Красный рас-
сказал. о тем, как восетанавливается разру-
шенное хозяйство в. его облаоти. TOM,
как расцветает жизнь в Таджикской и. Ка-
захской ССР, говорили тт. Сафаров и Тан:
ганаков Было много и других содержатель-
ных выступлений. Вечер оставил хорошее
впечатление и послужил делу дальнейшего
укрепления дружбы советских воинов.
Младший сержант
С. БОГУСЛАВСКИЙ,

‚ Тедтр Черноморского флота во время
гастролей в Поти показал военным морякам
свои лучшие спектакли.» Наибольший успех
выпал на долю пьесы Варянова «На стой
стороне» в постановке художественного ру-

театра Н. Гайдарова.
ese 4 Б. РОМАНОВ.

Е

шой и ответотвенной работы ‘по дальней-

КРАСНЫ

ПЕРЕД

технической: культуры

специалиетов
ними не умеют обращаться, ерок их служ-
бы недолговечен. — они выкрашиваются

или ломаются. Но практика показала и
другое. При правильной  эксплоатации
угольные кольца служат несколько лет.
Точное ооблюление установочных зазоров,
умелая соорка сегментов колец, свозвре-
менное и полное продувание корпусов тур-
бин, етротое соблюдение заданного проти-
водавления и другие меры, безусловно,
увеличивают ерок их олузжбы,

Вот несколько примеров значительной
экономии горюче-смазочных материалов.

Однажды офицер Венко совместно с глав-
ным старшиной Спиридоновым решил .0б-
стоятельно обследовать топку котла. В-это-
му их вынудило то обстоятельство, что уг-
ля ежигалось много, но эффект был незна-
чителен. В результате обследования было
установлено, что значительная часть теп-
ла не передавалась воде в котле, а вылета-
ла в дымовую трубу. «Широк проход лля
выходящих из топки продуктов горения»,
—- сделали. вывод офицер и старшина и
решили переделать боровок.

Вскоре силами личного состава боровок
был поднят на десять сантиметров. И ког-
да котел снова ввели в действие, то оп-
равдались самые смелые надежды инженер-
механика Вецко и главного старшины Спи-
ридонова. ‘Расход топлива сократилея, a
вола в котле стала получать больше
pena.

Большая’ работа быда проведена на
этом корабле и по изоляции фланцев паро-
провода. Простое, казалось, мероприятие
принеело замечательный. эффект: . расход
тонлива был еше более снижен, и, кроме
того, улучшились условия работы маши-
ниетов на боевых постах,

0 сбережении техники хорошо заботитея
также инженер-механик  Красноперов, С
первых же дней своего прихода на корабль
он стал настойчиво прививать подчинен-
ным любовь к боевой технике, Тов. Врав-
ноперов неоднократно беседовал с ними 9
том, что все механизмы и приборы корабля
еозданы отечественными cee ee и
рабочими на советеких заводах. & кон-
кретных примерах инженер-механик пока-
зал преимущества нащей советской техни-
ки перед иноетранной.

Молодой командир нятой боевой части
лично контролирует, как подчиненные
ухаживалот за техническими средствами.
Не проходитои дня, чтобы старший инже-
нер-лейтенант Красноперов не побывал на

Инициатива, смелость, решительность,

кого освоения ‘опыта войны, продолжал

Эти уенехи были достигнуты офицер
умел сочетать высокую требовательность
о них, благодаря его умению правильно

части.
боевых постах во время осмотра и прово-
рачивания механизмов. Эти посещения ‘ни-
когда не нроходят бевеледно. Вот характер-
ный пример...

Во время осмотра и проворачивания ме-
ханизмов один из матросов, поверхностно
осмотрев нефтяную магистраль, пошел про-
верять заведывание дальше, Он быстро
осмотрел все свои механизмы, провернул
насос и доложил старшине, что замечаний
нет.

= Вы всегда так удаживаете 3a своим
заведыванием? — спросил офицер, до сих
пор молча наблюдавший действия подчи-
ненного.

— По-моему: все в порядке, == отве-
тил матрос. ^

— В том-то и беда, что He вое в по-
рядке, — сказал т. Красноперов и подвел
матроса и старину к нефтяной  сиете-
ме. — Видите Ratu?

— Так точно.

— Так ночему же вы не докладываете
о замеченной неисправновти и почему не
пристунаете к немедленному устранению
ee? GOCCP, по краю герба sosyur; «CCCP —

— Это же мелочь, товарищ отаритий   Великая морекая держава! ».
инженео-лейтенант, — попытался оправ-   пирижиитониууузуоиеузиряуяничииинии
датьея матров. — Много не вытечет.

Тогда офицер Юрасноперов здесь же рас-
вказал матросу, что это далеко не мелочь.
Если представить, что в две севунды упа-
дет только одна капля, TQ 3a час утечет
около одного килограмма горючего, & за
месяц 720 килограммов! Marpoca u orap-
шину норазила столь внушительная циф-
‘pa. Но офицер. не отраничилея этим, On
етрого предупредил матрова, а затем от-
дельно и старшину, 06 ответотвенновти за
сбережение ‘государственного добра и но-
требовал коренным образом  Улучитить
ежедневный осмотр и проворачивание ме-
ханизмов.

ИПронгло несколько месяцев пееле прихо-
да на корабль т. Красноперова. Уход за
боевой техникой резко улучшился. Ив
отстающих боевая  чаоть вышуа в число
передовых. Но старший инженер-лейтенант
Краснонеров, так же как и вое другие пе-
редовые советские офицеры, расценивает
достигнутые успехи лишь как начало боль-

ним из наиболее умелых и всесторонне
многом подражают молодые офицеры. ©

Хорошая и

Хорошая инициатива проявлена связи-
втами Н-ского подразделения, На o7-
воеванномх у болота участке связисты вы-
вадили многолетние деревья, разбили
влумбы для цветов. Территорию участка и
дорожки обложили булыжником, который
тут же побелили. В центре — клумба, На,
ней иекусно выложено из камешков и ра-
кушек очертание корабля, ниже герб

Влияние ре
на направление

Имеющиеся данные о направлении Te-
чений в различных океанах и морях позво-
ляют обнаружить весьма странное явление:
неожиданные и порой очень резкие откло=
нения течений, достигающие нередко 40°—
60° от их первоначального куреа,

На протяжении многих лет ученые пы-
таливь найти правильное об’яенение этому
явлению. Такая попытка была, напри-
мер, сделана в 1923 году шведским
ученым В. Экманом. Он считал, что при-
чиной неожиданных отклонений течений
является влияние рельефа — дна, Ilo ero
теории, течение в Северном полуварии,
проходя над повышающимея дном, должно
отклониться вправо, а над понижающимея
дном — влево. Схемалически картина
искривления течения, пересекающего в Се-
верном полушарии подводную возвышен-
ность, имеет вид, изображенный на схеме
«А». В нижней части рисунка изображен
профиль дна в направлении течения (вер-
тикальный разрез).

В Южном полушарии картина отклонений,
по теории Эвмана, меняется на обратную,
‘то-есть над повышаютщимея дном течение
должно отклониться влево, а над нонижат-
щимея дном — вправо, Харавтер отклоне-
ния, по теории Экмана, таков, YO при
пересечении течением подводного Ho-
рога или впадины должно произойти еме-
щение течения в целом (внраве или влево
цо отношению к первоначальному нанра-
влению), Величина указанных отклонений,
но теории Экмана, не завиеит от фактиче-
ской глубины моря, а определяетея исклю-
цительно величиной уклона дна, Таким еб-
разом, при одном и том же уклоне дна от-
клонение течения будет одним и тем же,
как в Mope с глубиной веето лишь в 200
метров, так и в море е плубиной, доети-
тающей хотя бы 2.000 метров,

Такой малоправдоподобный вывод 0б яе-
HACTCA той исключительной ролью, какая
‘отводится в теории Экмана трению воды о
дно океана или моря.  Противоположный
характер отклонений в различных полуша-
риях об’явняется влиянием отклоняющей
силы вращения земли, играющей важную
роль в теории Эвмана.

Выводы теории Экмана вошли во мно-
гив руководотва по

ему повышению технической культуры
личного собтаза,:

Инженер-капитан-лейтенант
М. СОЛОВЬЕВ.

$ Драматический коллектив матросской
художественной самодеятельности под руко-
водетвом старшины 2-й статьи Насонова по-
казал на клубной ецене пьесу украинского
драматурга А. Корнейчука «Макар Дубрава»,
удостоенную Сталинской премии. Спек-
такль тепло принят военными моряками.
Главный старшина

А. ЛЕНГОВСКИЙ,

# В нашем подразделении худо-
`жеетвенная самодеятельность поль
зуется большой популярностью. На занятия
хорового кружка приходит много матросов
и старшин, чтобы принять участие в разучи-
вании новых песен. Помощь самодеятельно-
сти оказывают секретарь партийной органи-

зации мичман’ Григорьев и секретарь ком-
сомольской организации старшина 1-й статьи
Преловекий. Репертуар матросской самоде-
ятельности састоит из произведений, отра-
жающих жизнь, боевую учебу. военных мо-
ряков и героический труд советского народа,
бтарший` матрос

Н. АНДРЕЕВ. физической океано-

БОЕВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

рые так ярко проявились в характере молодого офицера Крылова ‘во время вой-
ны. Он сумел их привить и свеим подчиненным. Любое боевое задание командо-
вания минеры корабля под руководством т. Крылова выподняли только отлично,

Когда отгремеди на море последние боевые залпы, офицер Крылов стал при-
лагать веё усилия к тому, чтобы вверенный ему личный состав, на основе глубо-

ское мастерство, отлично овладевал боевой техникой. И он сумел этого достиг»

HYTb. Подразделение Fy. Крылова вскоре вышло на одно из первых мест по веем
видам боевой и политической подготовки.

воспитательной практике на старщин, на коммунистов и комсомольцев боевой

Сейчае капитан 3 ранга Василий Максимович Крылов но праву ‘считается од-

обучать и` воспитывать матросов и етаршин, чтобы добиваться высокой бобевей
готовности своих частей и подразделений.

» На снимке: капитан 3 ранга Василий Максимович Крылов.

Из писем в редакцию

ным составом части. Моряки вырубили
много кустарника, 5
  болотивтых меет, В работе, участвовали

льефа дна

й ФЛОТ _

овики

В нашем полразделении служат воины
разных национальностей, Учитывая это,
партийные и комеомольсвие организации
проводят политико-воспитательную работу
таким образом, чтобы удовлетворить 3а-
просы ввех воинов, ввемерно помочь им
добиваться отличных результатов в босвой
и политической учебе,

Коимуниеты И КомСомольцы прежде
Beerd позаботились о том, чтобы в0е сол-
даты (среди них имеются воины нерусено

национальности) изучили русский язык.
Выли созданы кружеи. Бюро партийной и
бюро комвомольской организаций в Kader
стве преподавателей привлекли TT. Тобое-
ва, Хурция, Хажомия, Чикобава, Актив-
ное участие в деятельности кружков при-
няли офицеры. Воины — армяне, казахи,
узбеки, киргизы, азербайджанцы, грузи-
ны — 6 большим интересом и желанием
осваивали русский язык. Многие из них
успешно ‘закончили _ учебу. Например,
тт, Тенешев, Тативосян, Нуртдынов, Тамо-
сян с успехом читают художественную и
политическую литературу как на русском,
так и на их родном языке. Вее это поло-
жительно еказывается на качестве боевой
й нолитической подготовки.

В коммунистическом воспитании воинов
 веех  напиональновтй огромное  ЗнНа-
чение имеет широкая пропаганда успехов
национальных республик, Так, воммуниет
т. Мартьянов в беседе с воинами-узбе-
ками рассказал о тех гигантоких достиже-
ниях, которых добился Узбекистан за го-
ды советокой власти во всех областях со-
циалистического строительства. Такие же

Каждая

выносливость — Вот те качества, коте-

Лекторы внештатной группы Враснозна-
менной Каспийской флотилии прочитали
немало лекций на различные темы. Среди
лекторов группы ect офицеры,
еше не обладают опытом лекционной про-
наганды, Поэтому исключительно большое
значение имеет предварительное обеужде-
ние нодготовленных лекций, Коллективная
помощь лектору, творческий анализ вы-
двигаемых им положений помогают Ca-
мим лекторам, Обсуждение помогает также
выявить, насколько глубоко и серьезно
работал тот или иной товарищ над темой,
Поучительно в этом отношении обсуждение
двух лекций, проведенное недавно во вне-
штатной лекторской группе.

Первую лекцию, посвященную важной
научной томе, подготовил офицер Аутен-
moc, Обсуждение выявило в неи ряд
онтибочных положений. В левции не было
показано, как наука в капиталистичесвих
етранах служит целям войны, массового
уничтожения людей, служит интересам
империализма и, наоборот, наша отечест-
венная наука елужит мирным целям, раз-
витию промышленности и сельского хозяи»
етва, росту благосостояния народа,

Пользуясь сомнительными источниками,

т. Аутеншлюе в качестве  единетвенных
представителей науки выставил иностран-

веустанно совершенствовать свое веин-

ом Крыловым блародаря’‘тому, что он
к подчиненным с повседневной заботой
планировать свою работу и опираться в

развитых офицеров на флоте, Ему во
ни учатся у него, как надо нравильно

Фота Б, Быкова,

ранными именами, в ней не было совер-
шенно имен русских ученых.
Выступавшие отмечали, что автор лек-

нициатива .
Пример связистов подхвачен всем лич-

мешавшего  осушению

ПЕТРОЗАВОДСВ, 14 мая, (ТАСС),
Веломорске— центре Варельского поморья—
создана городская организация добровольно-
то общества содействия флоту (ДОСФЛОТ).
Рыбаки, рабочие судоремонтных MacTep-
ских и рыбоконсервного завода занимаются
в кружках рулевых, мотористов и сигналь-
щиков. На предприятиях, в учреждениях,

are

все. начиная от командира части и его за-
местителя.

Сейчае идет деятельная поеадна много-
летних дерввьев. aa

E

”
АВЕ ee

ШЕТИЛОВ,

Be)

ars oF

Эвкмана и’ Овердрупа,

вплотную занялиеь советвкие ученые,

В 1947 г. в Инетитуте океанологии Ака-
демии наук СССР автору этих строк уда-
трафии. Однако накопленные в дальней- 1005 разработать новую теорию влияния
шем данные показали, что выведы теории рельефа дна на направление мореких тече-
Эвмана далеко не воегда соглавуютея’ с НИЙ, теорию, полностью согласующуюея с
действительностью. данными наблюдений и сводящую все их

Расхождение теории Экмана с тем,
что происходит в изви, побудило в
1941 тоду другого скандинавского уче:
ного — Свердрупа пересмотреть — во-
нрое о влиянии рельефа дна на направхе-
ние морских течений, В отличие от Эвма-
на, Свердруп доказывал, что в океане от-
влонение течения, пересекающего возвы-
шенность дна в Южном полушарии, должно
обладать формой, указанной на exeme
«Б», В Северном. же полушарии течение,
пересекающее . порог, должно искривляться

морских течении

этой новой теории учитываетея не только

трение между движущимиея елоями воды,
Существенным в новой теории является и
TO, что в ней учитывается и эффект вет-
ра. В результате етрого научного анализа
было установлено, что отклоняющая сила

первостепенной роли, какая отводится ей в
теориях Экмана и Свердрупа. Отклонение
течения, пересевающего возвышенность или
в противоположном направлении, а именно! ЗПАЛИНУ дна, не зависит от географической
м р Е os eee Отклонение течения, оказывается,
` зависит не только от характера профиля
Однако и теорию Свердрупа постигла нез   дна,
удача, как только выяснилось, что отвло-  Оно тем больше, чем больше уклон дна, и
нения течений; пересекающих возвышен- тем меньше, чем больше глубина моря, ›
ность дна, могут быть различными в одном ее
и том же полушарии и, наоборот, одинако-
выми в различных полушариях, Ярким
примером тому является течение в 6у0тро-
пической части (30°—45° ю, ш,) Южной
Атлантики, пербсекающее ‘в занада Ha во-
оток просторы Атлантического океана от
Аргентины до южного побережья Африки,
Это течение, совнадающее по направлению
в западными ветрами Южного полушария,
ивпытывает очень резвие отнлонения при
нересечении возвышенноетей дна, анало-
гичные изображенным на ехеме «В»,

Таким образом, отклонения течения в
вубтрониках Южной Атлантики прямо нро-
тивоположны отклонениям антарктического
кругового течения в том же Южном нолу-
шарии. Весьма примечательно, что над. воз-
вышенностями дна в субтропиках Южной

: Самым же интересным. выводом
тлантики образуются мощные круговореты  теории являетея то, что отклонение тече-
ве вращением против часовой стрелки, Вро- ния одновременно определяетея не только

новой

Ме того, вызывает удивление и тот факт,   топографией морекого дна, но и измене-
что на широте около 45° ю. ш. течение яием скорости ветра поперек воздушного
в Атлантическом океане вовсе не испыты-  потока (хотя направление ветра может
вает отклонений при пересечении подвод- оставаться и неизменным). В’ правой ча-
ных возвыщенноетей, На этой широте рас- сти ехем «В» и «В» стрелками разной
полагается как бы линия раздела между длины указано изменение скорости ветра
‚нротивоположными отклонениями течений   (одного и того же направления), приводя-
в северу и в югу. щее совместно с подводным порогом к

Все эти факты никак нельзя об’яснить с искривлению течения, указанного на упо-

15 мая 1949 г., воскресен

Боевая сем

й из них присвоено &

которые.

ных ученых. Его лекция пестрила иноет-.

ИЯ

равнообравие в одну стройную виотему. В

HO H OF абеолютной глубины моря,  в Южной Атлантике

pe, Ne 113 (3217)

ЬЯ

, зазвитии народного хозяйства №
ет ‘3 остальных рунах (os
ветского (01034, проводились 6 ойцамя
других национальностей.

Интересной темой для беседы с воина-
ми-армянами послужили письма © родины
от родителей солдат Погосяна и Мануче-
ряна. Они сообщали, в каким небывальм
под’емом и энтузиазмом трудятся колхоз-
ники Армянской СОР. Недавно некоторым

вание Героя Социали-

ческого Труда. Говоря 0 замечатель-

on трудовых победах земляков, т. Авети-

сян призвал слушателей так же честно и

лобросовестно служить Родине, в coBep-

шенстве знать свою военную специаль-
ноеть, веемерно укреплять диецитлтину.

Эти боведы возбуждают У слушателей
еше болышее стремление с честью выпол»
нять свой воинекий долг,

Вот факты. Таджик т. Махамаджан 38
отличные показатели в боевой и нолити»
ческой подготовке имеет свыие 20 блато-
дарностей. Он награжден областным коми»
тетом комсомола Почетной грамотой. Вали
вир т. Асманов не имеет ни одного взые-
кания, является отличным воином,

Личный состав в наем подразделении
— эт крепко бмаянный коллектив, Н»
шу боевую семью, в которой находятся
воины разных  Напиональностей, роднит
прочная и нерушимая дружба народов
СОСР — источник силы и могущества Нд»
щего могучего социалистического Отечесть

я Майю М. БЕРКОВИЧ.

лекция

обсуждается

ции не проявил доджного старания в раз
работке рада вопросов,

Лекция в том виде, как она была про-
читана на обсуждении, признана, 0езус-
ловно, негодной, требующей коренной пе»
реработки,

Другую. лекцию подготовил офицер Зу»
бов. Это интересная мо замыслу и по 69-
держанию работа. Тема лекции т, Зубова—
«Цередовая роль русских ученых в разви“
тии техники». Тов. Зубов подробно раб»
сказал о выдающихся деятелях отечест»
венной техники, о великих изобретателях,
работы которых нередко присваивались
иностранцами. Лектор. обрисовал величие
вклада русских изобретателей в Cor
кровищницу мировых знаний, Попов, te
лочков, Ползунов, Лодыгин, Можайский,
Чебышев, Петров; Циолковский и другие
ученые дали миру множество ценнейших
изобретений. 060 всем этом было рассказа»
HO живо, образно, со знанием дела,

Но и в лекции офицера Зубова имелись
недостатки, На разборе были сделаны Cy-
щественные замечания. Иснравив эти недо’
остатки, автор сможет е успехом выету:
Hath перед личным составом кораблей и
частей. 5 :

В лектореной грунне`вейчас принято в8
правиле —  каждую подготовленную лек“
цию ‹ предварительно: обсуждаль. Это помо»
жет elle более повыеить качество лекли»
онной пропаганды,

Старщий лейтенант. А. ОРЕХОВ,

КАРЕЛО-ФИНСКИЕ ДОСФЛОТОВЦЫ

В  колхозах открыты уголки ДООФЛОТ’», вы

ставки «Военно-Морской Флот СССР в бюях
и учебе».

Организации ДОСФЛОТ”а созданы во воех
крунных городах республики,

В Сортавале организована секция мор»
ского моделизма,

Был

помощью теорий скандинавеких ученых  мянутых схемах, Если скорость ветра убы-

вает слева направо (если смотреть TO Ber

Эти вопровы удаловь решить, когда ими тру), то при пересечении возвышенности

дна течение сначала отклонитея влево, 8
затем вправо, как это изображено в плане
на схеме «ВБ», сли ме скорость ветра
возрастет слева направо, то течение, пере»
секая подводный порог, отклонитоя снача»
Та вправо, а затем влево, как это указано
в плане на ехеме «В»,

Важно подчеркнуть, что в свете этой
теории отклонения течений не’ зависят OT

неоднородноеть водных масс, но и боковое  того, в каком полушарии находитея подвод

ный порог; необходимо линь, чтобы еко»
роеть ветра соответетвенно изменялавь В
поперечном направлении, Из теории выте»
кает и тот важный вывод, что отклонения
течения осуществляютея тем резче, чем

вращения земли отнюдь не играет такой резче изменяетея скороеть ветра в нонервч»

ном направлении. При условии же максх»
мума скорости ветра течение вовсе не
должно испытывать отклонений при пере-
сечении неровностей дна.

Этот результат. теории

об’ясняет при-
чину  отсутетвия

отклонения течения
около ° 10, I,
течение и пере-
‚ возвышенноеть дна, В
самом деле, хорошо известно, что около
40`—45° ю. ш, скорость занадных ветров
в Атлантическом океане добтигает макси-
мума (так называемые «бурные сороковые
широты»), уменьшаясь к северу и к югу
от этой широты,  Поперечнее изменение
оворости ветра на схеме «В» соответствует
ласти западных ветров в южных чаетях
онванов между 50°`—60° ю, ш, Скорость
западного ветра в этой области закономер-
но убывает к югу (т. е, слева паповво),
так вак вблизи Антарктического континен-
та западные ветры сменяются ветрами во-
оточного направления. Поперечное же из-
менение скорости ветра на схеме «В» со-
OTBETCTBYCT изменению скорости заналных
eee В Атлантическом океане между
cia te ю. ш,, де западные ветры убы-

пот по скорости к северу (справа нале-
во), сменяяеь около 30° ю №. ЮГ0-В00т09-
ным пассатом, Наблюдаемый характер от
клонений точений, пересекающих возвы-
ое, дна, полновтью согласуется в

ae ных слу“ 2 м
ane у ais © теоретическими схе

В результате новая теория позволяет pac-
шифровать не поддававшиеся до сих пор
0б’яенению особенности мореких течений.

Доктор физико-математических наук
профессор В, ШТОКМАН.

хотя там упомянутое
секает обтирную