Некоторые вопросы методики

обучения личного

_ В методике боевой подготовки не может
быть шаблона и застоя. Разумная инициа=
тива в применении наиболее плодотворных
форм подготовки, смелое новаторство в ис-
пользовании лучших приемов обучения
личного. состава с учетом индивидуальных
особенностей обучаемых, рационализация и
усовершенствование всего учебного  про-
Песса — таковы характерные и неот’емле-
мые черты передовой, ‘советской системы
обучения воинов. Но, для того чтобы быть
способным проявлять инициативу, нужно
твердо знать методические материалы, ко-
торые обобщают приемы и способы обуче-
ния, проверенные на практике. Это—необ-
ходимая база, опираясь на. которую, пои,
непрерывном накоплении знаний и навы-
ROB, можно творчески подходить к прозе-
хению занятий. В настоящей статье мы
попытаемся разобрать отдельные вопросы
методики обучения.

1:

Успех боевой подготовки находится в
прямой зависимости от ее организации.
Там, гле строго соблюдаются все требова-
ния уставов, где все заблаговременно пре-
дусмотрено и тщательно продумано, & 19-
теря хотя бы незначительного количества
учебного времени считается серьезным
упущением, там занятия и учения прино-
CAT высокие результаты. Принимая ЭТУ
общую и бесепорную формулу, отдельные
офицеры забывают о том, что она склады-
вается из частностей. Одной из таких
частностей является образцовая организз-
ция каждого отдельного занятия. Нечего
греха таить, на это иногда обращают не-
достаточно внимания.

Однажды сержант Черемушкин вышел ©
матросами на стрельбище для выполнения
стрелкового упражнения. Когда прибыли
на место. выяснилось, что мишени забыты
в казарме. На их ожидание потратили
15 минут учебного времени. Затем оказа-
лось, что некоторые ‹ матросы не знали
содержания того упражнения, которое им
предетояло выполнить. В результате заня-
тие принесло мало пользы.

Нало ли говорить, чм успешное реше-
ние задач боевой подготовки возможно
лишь при том условии. когда все учебное
время используется полностью, © Мажеи-
мальной пользой и по прямому назначе-
нию. Тем не менее наблюдающя случаи
отрыва матросов, старшин и сержантов от
занятий на выполнение таких заданий и
работ, ‹ которыми они с успехом могли
бы справиться во внеучебное время.

В целях организованного начала учебного
дня следует весь личный состав выстраи-
валь и с общего развода направлять Ha
занятия. Этим  проверяетея готовность
каждого отделения и всего подразделения в
целом организованно начать и провести
занятия. Кроме того. повышается ответ-
ственноеть матросов и офицеров.

Совершенно необходимо строго похдержи-
вать образцовый внутренний распорядок,
Даже незначительные упущения в этом от-
ношении отрицательно сказываются на
проведении нормальной боевой подготовки.
Необхолимо исключить всякую возможность
срыва, изменений, переносов занятий.

К вопросам организации  ОТнобихя и
хисциплина занятий.

Недавно я проверял качество учебы. В
одном из классов меня встретил сержант
Тудаев. Он четко отдал рапорт и попросил
разрешения начать урок. В классе была
образповая чистота. Перед тем как присту-
пить к изучению очередной темы, руково-
дитель тщательно проверил, как матросы
Таврилин и Костылев выполнили задание,
которое он давал Ha прошлом занятии. Так
сержант Гудаев начинает каждый свой
урок. Постоянная требовательность 0бус-
ловливает высокие результаты учебы, епо-
собствует повышению личной ответетвен-
ности обучаемых, Матросы серьезно roTo-
вятся к каждому занятию. На уроке, о
котором идет речь, они с большим внима-
нием наблюдали ий запоминали приемы и
действия руководителя, слушали ет. ста-
раясь не пропустить ни одного слова, вели
подробные записи в тетрадях.

Столь высокой дисциплины и организо-
занности надо- добиваться при проведении
каждого занятия. Большую пользу прине-
сет распространение опыта передовых Ру-
коволителей учебы. А такой опыт, естест-
венно, имеется в каждом подразделении,

2.

Основа подготовки матросов — практи-
ческие занятия на боевых постах. Од-
нако это отнюдь He исключает  изу-
чения отдельных положений ©1060б0м

Старейший штурманений крумок в училище имени Фрунзе

В Военно-морском училище им. Фрунзе
работают  научно-технические кружки.
Вольшое число курсантов углубляет в этих
кружках евои специальные теоретические
знания. Отарейшим из них является штур-
манский кружок. созданный в 1932 году
одним из опытных преподавателей капита-
ном ранга А. И. Соколовым. Недавно
состоялось очередное 230-е занятие круж-
Ка.
Многие куранты — бывшие члены
этого кружка-— сейчас занимают на Флоте
ответственные  штурманские должности,
являются передовыми предотавителями ©0-
зетской школы кораблевождения. Они He
теряют связь во своим родным училищем
и, приезжая в Ленинград, неизменно захо-
дят в училище,

Особенно большой интерес
вружка проявляют курсанты
курсов. Так, в нынешнем учебном году
курсант Киселев сделал обстоятельный на-
учный доклад о некоторых новых приемах
кораблевождения. В подготовке к докладу
участвовало много курсантов и офицеров.
Они помогали т. Киселеву глубоко разра-
ботать эту важную тему. В обсуждении
доклада участвовали, кроме курсантов,
преподаватели — участники Великой Оте-
чественной войны. Они приводили данные
по кораблевождению и маневрированию из
своего, опыта. Занятия кружка преврати-

в работе

старших.

Ha влаюеных  заня-
THAX изучаются такие вопросы, KOTO-
рые помогают об’яснитьо и подкрепить
практические приемы и действия. При этом
060606 значение имеет- рассказ руководи-
теля. 42

Качество рассказа определяется подго-
товленностью руководителя, — последова-
тельностью изложения темы, ясностью
языка и культурой его речи. Для занятий
следует подбирать такой материал и такие
слова, которые‘ ясно и правильно понима-
лись бы обучаемыми, были бы наиболее
JOXOTUMBEL.

Плохо, если на занятии по изучению
конкретного практического вопроса офицер
углубляется в Теорию, приводит сложные
математические формулы, употребляет
буквы латинского алфавита для поясне-
ния деталей изображенных на доске ри-
сунков. Такой офицер забывает важнейшее
требование методики: разговаривать с обу-
чаемыми на понятном им языке. Некото-
рые руководители занятий превращают
урок в плохую лекцию. В течение acd
они монотонно излагают материал, BOBCE
не ‘интересуясь ‘Тем, воспринимается ли
этот материал слушателями.

Руководители занятий иногда совершенно
не используют такое могучее средство воз-
действия на слушателей, как показ. Методи-
ка же боевой подготовки выдвигает показ на
первое место; ибо нет более сильного и
действенного средства обучения личного
состава. Руководитель занятий должен
быть мастером показа. Чтобы требовать от
слушателей «делай, как я», он обязан
уметь образцово показать тот или иной
прием. “a

Следовательно, для того чтобы добиться

классных занятий.

‘отличных результатов в обучении подчи-

ненных, руководителю › необходимо свои
теоретические познания. постоянно подкреп-
лять практическими навыками, повседнев-
но тренироваться в выполнении тех прие-
мов и действий, которым нужно научить
подчиненных. _ =

Но и здесь надо’ избегать крайностей.
Олин показ не принесет высоких результа-
тов. Занятие будет полноценным. лишь
тогда, когда органически сочетаются показ
и рассказ. слово и делю, теория и прак-
тика. : =

Какие же выводы можно сделать из
сказанного? Прежде всего для того, что-
бы хорошо научить, необходимо самому
досконально знать предмет. “Однако одних
знаний тавже’ недостаточно. Нужно еще
уметь сочетать показ © коротким и понят-
ным пояенением, позволяющим быстро до-
стигнуть прочного усвоения `обучаемыми
того или иного приема или действия.

Следовательно. методическая культура
офицера предполагает не только твердое
знание предмета, HO также и умение пе-
редавать это знание  полчиненным, Она
необхохима и тем командирам, которым не
приходится непосредственно обучать и
воспитывать старшин и матросов. Высокая
методическая Культура дает возможность
стамиему начальнику при контроле учеб-
ного процесса в подразделениях ясно ви-
деть недочеты и промахи в учебной праж-
тике подчиненных, оказывать нуждающим-
ся квалифицированную помошь.

3.

Конечным и главным’ показателем дея-
тельности руководителя служит  успевае-
мость личного состава. Достирнуть высокой
успеваемости подчиненных стремятся все
офицеры и старшины, HO He BCeM это
улзется в равной степени. Решающулю роль
играет здесь умение заинтересовать обучае-
мых, приковать их внимание к изучаемо-
му предмету, действию. Чем глубже, по-
нятнее и интереснее занятие, тем большую
пользу оно. приносит подчиненным, тем
активнее они участвуют в нем, тем тверже
усваивают. предмет. .

Некоторые офицеры
отсутетвия достаточного
опыта не’ могут должным образом по-
строить урок. Иной раз на занятиях дарит
угнетающая скука. При этом, естественно,

и сержанты из-за

резко понижается успеваемость. Необходи- .

мо так строить учебу, чтобы она увлекала,
захватывала личный состав. А это будет
достигнуто при условии полного воплоще-
ния на каждом занятии и учении сталин-
ском принципа  б0евой подготовки —
учить тому, что нужно на войне, и так,
как делается в бою.

Передовые офицеры уделяют много вни-
‘мания предварительной подготовке в за-
нятию. В их конспектах подробно указы-
вается. в чем именно будет выражаться

‚материальное обеспечение учебы, По ходу

дению и использованию отечественных
штурманеких приборов.

На занятиях кружка большое внимание
уделяется пропаганде достижений совет-
ской пигурманской науки; демонстрации
отечественных приборов, новых приемов и
способов маневрирования и кораблевожде-
ния. Вся работа кружка подчинена тому,
чтобы привить ‘курсантам навыки само-
стоятельной  научно-иселедовательской ра-
боты, более глубокого изучения вопросов
кораблевождения, выходящих 34 рамки
учебной программы,

Большой: интерес вызвало занятие, про-
веденное преподавателем капитаном 2 ран-
га Попиней по ведению прокладки услож-
ненного типа. На другом занятии курсан-
ты Митрофанов и Мелешук сделали очень
содержательные доклады о навигационно-
штурмансквом обеспечении дальнего штур-
манского похода. Ценность этих докладов
заключалась в том, что их готовили кур-
санты на основании своих обширных ма-
териалов. собранных и проанализирован-
ных за время летнего практического пла-
вания. Это занятие наглядно показало пре-
полавателям, Насколько высокие требова-
ния пред’являются к ним, когда они чита-
ют курс лекций по навигации,

Активно участвуют в работе кружка
преподаватели смежных кафедр. Так, ка-
питан 2 ранга Шиипберг и капитан-лей-

лись в научную дискуссию 110 кораблевож-

методического”

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ПЕРЕД

состава

занятий такие офицеры Вводят различные
усложнения, используют средства имита-
ции, Такая обстановка на занятиях, есте-
ственно, требует от каждого матроса на-
пряжения, находчивости, расторопности,
инициативы. Занятие глубоко интересует
всех его участников.

Гомвяеь к учебному дню, ‘определяя,
ках наилучшим образом провести пред-
стоящее занятие, офицер выбирает из
оправлавших бебя ‘форм и методов боевой
подготовки. TOT, который способствует
наиболее активному восприятию. В ходе
самого занятия опытный руководитель
постоянно следит за повелением слушате-
лей и, если надо, принимает дополнитель-
ные мёры, активизирующие урок.

Идет занятие, допустим, по изучению
шлюпок. Руководитель может начать урок
с примера из опыта Великой” Отечествен-
ной войны. рассказав, как умение поль- .
зоваться шлюпками обеспечивало успех  .
той или иной боевой операции. Такое на-
чало урока сразу заинтересует слушателей.
Для восстановления: активности в дальней-
шем холе занятий можно рекомендовать
следующий прием: дать задание произве-
сти расчеты на погрузку шлюпов. В ре-
шений такой задачи обычно участвуют
все матросы.

Среди многих способов повышения успе-
ваемости большое значение имеет работа с!
оетающими в учебе. Успешное решение
этой задачи предопределяетея зсесторон-
ним изучением подчиненных, строгим вы-
полнением требования Устава внутренней
службы, который обязывает начальника
знать подчиненный ему личный состав,

В Н-ском подразделении матреы Ба-

бушвин, Ковалев и Друзь  отетавали

в учебе. Они приносили м
, ( ( ; raiyo- i
ыы a mere into Большой и заслуженной известностью пользуется в Н-ском подраз-
‹ каждым, внимательно наблюдал 38 делении лейтенант Прохоров. За десять лет своей службы на флоте он
прошел славный путь от матроса до офицера, В годы войны т. Прохоров

ними на занятиях, стоемясь установить
подлинные причины отставания.  Векоре
все стало ясным. Матрос Бабушкин  or-
ставал потому, чю у него была недоста-
точно твердая зрительная память; кроме
того, он не производил никаких записей на
уроках. Матрос Ковалев во время работы
на механизмах слишком торопилея, волно-
вался и поэтому допускал ошибки. Marpoc
Друзь, наоборот, был чрезвычайно медли-
тельным и не укладывалея в нормативы.
Матросы ототавали в учебе по разным
причинам. У каждого из них был свой ин-
дивидуальный недочет. Следовательно, не-
обходимо было построить работу © отетаю-
щими так, чтобы сосредоточить внимание
на устранение именно тех ошибок и их
причин, которые были присущи каждому
йз этих матровов. Офицер в соответ-
отвий с этим и составил план дополни-
тельных занятий. Пришлось немало потру-
диться и старшине и самому офицеру,
пока отстающие матросы стали отлично
работать на порученных им механизмах.

Отромное значение в деле повышения
успеваемости имеет пример отличников
боевой и политической подготовки. По
мере повышения коммунистической созна-
тельности у нае становится все больше и
больше отличников. Это-——болышая сила, Ко-
торая способна весьма активно воздейство-
вать и бматотворню влиять на повышение
успеваемости и Ha  совершенствование
военного мастерства всего личного состава.
Отличный  артиллериет старитий матрос
Афонин передает свой опыт отетающим в!
учебе матросам Елесину и Литвинчуку.
Отличный пулеметчик сержант Влимупткин
заботится не только о собственном росте,
Но и 06 успехе своего отделения.

Применяется и такая форма передачи
опыта отличников. Матрос Чирцов показ
зал своим товарищам, как он владеет
боевой специальностью, как сберегает по-
рученную ему технику. В заключение от
личник подробно рассказал о том, как он
достиг такого результата. Этот показ ©по-
собствовал резкому повынению успеваемо-
сти. личного состава,  наблюдавшего
действия отличника, повысился интерее K
своей спепиальности, возникло стремление
в совершенстве овладевать ею.

но вел эсминец заданным курсом,

тельного рулевого на учебу, и в

воспитателя. \

Велед 3a летчиками modeps Н-ской
номию горючего и добились серьезных
успехов. Отличное знание своих автомо-
билей, бережное отношение к ним, гоз-
мотная эксплоатация моторов — вот что
позволило передовым водителям при пол-
ном выполнении плана сохранить Родине
сотни килограммов бензина.

Большую помошь шоферам оказывает
офицер Анлронников. Он учит их куль-
TYPHO экоплоатировать технику, водить
машины на той скорости, на которой рас-
ход горючего минимален. Учитывая, 9%
безотказный с первой’ попытки запуск
й правильный прогрев мотора позволяют
значительно снизить расход бензина, т.
Андронвиков обеспечил постоянный конт-
роль за качеством электропроводки, пра-
  вильностью регулировки зажигания, чи-
  ототой свечей,

Сами шоферы тщательно тарируют кар-
бюраторы, подбирая жиклеры, соответет-
вующие услогиям экоплоатации  мапвин.
Добиваяеь абсолютной надежности тормо-
зов, шоферы спокойво водят машины da
наивыгоднейшей скорости. Большинетво
шоферов научилось правильно пользо-
ваться профилем дороги и инерцией раз-
гона.

* F ®

Мы раесмотрели лишь некоторые мето-
дические приемы. Практика боевой  под-
готовки настоятельно требует в целях с9-

вершенствования метохического мастерства

2 еобычным было собрание воинов
широкого обмена опытом между офице- п .
пени Seb NOME” anbaonnn   fetkte Н-ского подразделения. 0 теме’ собрания

‘напоминал яркий плакат «Сегодня  испол-
няется сто лет со дня рождения выдающе-
гося русского оружейника, изобретателя
лучшей в мире трехлинейной винтовки Сер-

дить к делу и правильно выбирать те фор-
мы и методы обучения, которые наиболее
COOTBETCTBYIOT уровню подготовки  подчи-
ненных, позволяют достичь наиболее высо-

гея Ивановича Мосина».
Вомсомольцы, по чьей инициативе прово-
дился вечер, старательно и вдумчиво под-
готовились к нему. Накануне были прове=
дены громкие читки статей о жизни та-
лантливого конструктора. В гости к моря-
кам пришел ветеран русско-японской вой-
‘ны, Ефим Александрович Филипиов, награ-
жденный тремя георгиевскими крестами.
С докладом на собрании выступил секре-
тарь комсомольской организации старшина
1-Й статьи Чалов. Он подробно рассказал
историю создания трехлинейной винтовки, о
том, как правители царской России, пре-
мыкавшиеся перед иностранщиной, вы-
черкнули из названия винтовки слово
«русская», как и имя ее творца.
Вот уже 58 лет боевая винтовка
Сергея Ивановича Мосина бессменно соето-
ит на вооружении у нас, -—— сказал т. Ча-
корабль, что они должны знать по боевой  лов. — Она обладает такими высокими ка-
и повседневной организации службы БЧ-[.  чествами, что ее потребовалось лишь ча-
Курсанты узнали, как проводить занятия и  стично модернизировать, что и было сдела-
учения с личным составом, как прини- нов 1930 году. Русекая  трехлинейная
мать штурманские пособия и инетрументы.   винтовка верно служила нам в годы Вели-
Преподавателю было задано много вопросов.   кой Отечественной войны, превзошла ору-
Участники ш\турманекого кружка побы-  жие ‘врага. Она и по сей день остается
вали недавно во Всесоюзном  географиче-  лучшей в мире. Мы, военные Моряки, гор-
ском обществе. Там специально для Них лимея своим прекрасным оружием.
было проведено занятие на тему «Великий  Офицер Сиренко наглядно показал, кА-
русекий путешественник и исследователь кие изменения были внесены в конструк-
Северо-Востока Семен Дежнев». Затем вур-  ЦИЮ винтовки. После этого слово попросил
санты подробно ознакомились с выставкой, отличник боевой и политической’ учебы
посвященной великому русскому путеше- матрое Гура. Он говорил о том, как е пер-
ственнику, вых дней службы полюбил свое оружие
Так работает старейший научно-техни-  Эту любовь ему привил старшина Фоминов.
ческий кружок училища. Ето плодотвор-  который часто рассказывал, как Винтовка
ная деятельность хорошо помогает повы- выручала его в бою.
шать качество обучения курсантов. — Везотказная она, говорил Фоминов
только смотри за ней как следует, а уж

вой успеваемости.
‚ Полковник П. СОБОЛЕВ,

номических приборах и методах определе-
ния по небесным светилам. Капитан 2 ран-
т Хайнацкий показал на занятии кружка
10600 уничтожения девиации магнитного
компаса. \

Последнее занятие. перед завершением
учебного года проводия преподаватель Ka-
питан 2 ранга Иосса. Тема занятия-—«При-
ем дел и обязанностей командиром ВЧ-Ш»,
Будущим офицерам было рассказано, какие
вопросы ‘им придется решать, придя Ha

—

Капитан 3 ранга

‘тенант Кедров прочитали лекций 00 астро-

она никогда не подведет. Ия старался, —

БОЕВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

нес рулевую вахту на эскадренном миноносце и не раз своевременно отво- ©
ачивал корабль от торпеды, пущенной
сли требовалось, т. Прохоров по суткам не оставлял своего поста и точ-

лярной ночи. В эти годы молодой моряк крепко полюбил море и свою
профессию и уже не мыслил себя вне флота.

Еше в годы ‘войны командование направило способного и исполни-
1945 году он снова
родной флот, приняв командование катером. Вскоре молодого командира
катера стали ставить в пример остальным офицерам. как специалиста и

Сейчас лейтенант Прохоров продолжает настойчиво совершенствовать
свой знания, изучает боевой опыт передовых. офицеров-катерников, пере-
дает свой опыт ‘подчиненным. В прошлом году катер лейтенанта Прохо-
рова выполнил все задачи по боевой подготовке с отличной оценкой и
до сих пор удерживает первенство в подразделении.

На снимке: лейтенант Михаил Порфирьевич Прохоров.

части развернули уперную борьбу за эко-

ОВвВИКИ——

вражеской подводной лодкой.

несмотря на шторм и темноту запо*

возвратился на

Шюоферы экономят горючее

одной из них шофер т. Боцман поделил-
ся своим опытом экономии горючего.

‚ Опытный, шофер об’яенил. значение. уме-

лого пользования акселератором, полной
загрузки машины, чистоты .. веех  агрета-
тов. автомобиля. ig ii
Систематическая учеба, технические
разборы и конференции помогают шофе-
рам непрерывно повышаль ° культуру эк-
оплоатации автомобилей, Шофер старший
сержант Колбаскин, например, сокономил
в апреле 37 килограммов горючего, стар-
шина Воронин — 25 килограммов.
Рационализаторы подразделения также
вкаючились в борьбу за экономию. горю-
‘чего. Раньше горючее заливали в баки
‘ведрами; при этом часть бензина. пролива-
лась. По инициативе старшего техник-
лейтенанта Бойко была изготовлена бен-
зораздаточная колонка. и теперь заправка,
производитен через «пистолеты» без но-
терь. и быстрее, чем прежде,
Значительно бережнее. чем раньше, шо-
феры начали относиться и к авторезине.
Шофер т. Сабор, например, увеличил про-
бег комплекта покрышек на своей маши-
не на несколько тысяч километров сверх
нормы. Тов. Сабор внимательно следит за
‘правильностью накачки шин, избегает 63-
лы по рельсам, не тормозит резко, 06’e3-

В подразделении репулярно проводятея, Жает труднопроходимые места.
  технические разборы и конференции. Hal

Капитан Л, МАКАРОВСКИЙ,

Г ee

fees

>

Из опыта пропаганды
отечественного оружия

<

Каждую деталь в ней изучил, весь ве «xa-

‚рактер», как свой собственный, знаю. Вот

почему 063 промаха бил я из нее по ми-
щеням и за меткую стрельбу был награж-
ден знаком «Отличный стрелок»,
‚ — Назднях я выполнял сложное упраж-
нение, — продолжал т, Гура. — Выбил: 39
очка из 40 возможных; Всего - несколько
часов назад в стрельбе по мишеням отли»
Чились многие наши моряки, которые забот-
ливо ухаживают за своим оружием. 37
очков из 40 выбил комсомолец  Шпаков-
РУ НН комсомолец Назаренко
ие. Так бъет н “
ия аша русская трехли

Ветеран Великой Отечественной войны
коммунист главный старшина Орадный по-
святил свое выступление замечательным
качествам советского оружия. В этой связи
он вспомнил боевые дела своего друга стар-
шего матроса Запсельского — участника
многих десантных операций, В одном из
боев моряк вотупил в поединок с пятью
немецкими автоматчиками. Первыми же
выстрелами из своей винтовки он уложил
двух фашистов, остальные прижались к
земле и открыли прицельный огонь. Зап-
сельский положил свою бескозырку на ка-
мень, чтобы немцам ев чуть видно было
сам отполз в сторону и притаился. Фаши.
сты решили, что матрос убит, и поднялись
Тогда Запеельский дважды выстрелил и
еще два врага свалились замертво, Пятый
хотел было убежать, но тоже попал на
мушку.

— Как видите, — продолжал т. Орад-
ный, — количественное преимущество бы-
ло на стороне врагов, но моряк-комсомолен
был во сто крат сильнее духом, был смет
решителен, обладал военной сноровкой 7
хитростью. Запсельский имел прекрасное

июня 1949 г., среда, № 127 (3231)

С. флотов
сообщают

Корабельный праздник, Личный eo
канонерской лодки «Ленин» торже
ственно отметил годовой праздник кораб.
ля. После подема флага и флагов’ рас.
я состоялось торжественное соб.

став

цвечивани 7
рание, ‘на котором, один из старейших офи.
церов корабля капитан-лейтенант Xurep

рассказал о пройденном кораблем пули,
о его участии в гражданской войне, о вы.
полнении боевых ‚заданий в Годы Великой
Отечественной войны. Командующий Крас.
нознаменной Каспийской флотилией об’явил
благодарность передовым матросам, стар
шинам’ и офицерам корабля. Среди них —
мичмана Васильцов и Коротков, старшина
1-й статьи Алимов и другие. На празднике
моряков побывали делегация шефов —
хомбомольцев Баку и другие гости,
Встреча. с делегатом Х!  сезда
ВЛКСМ. В Севастопольском Доме офице-

в состоялась встреча’ агитаторов кораб.
м с’ делегатом. ХГ с©’езда ВЛКСМ
капитаном 3. ранга ‚ Ушаковым, Офицер
рассказал о том под еме, который сопут-
ствовал подготовке и работе с езда, о’ до-
кладе. секретаря ЦК ВЛКСМ тов. Михай,
лова и выступлениях ‘ряда делегатов с’ез-
да, Тов. Ушаков призвал. всех комсомоль-
цев кораблей и частей флота с честью вы.
полнить решения ХТ с’езда ВЛКСМ, пока.
зать пример выполнения своего воинского
долга.

$ Читательская конференция. В Военно.
морском политическом училише им, A. A,
Жданова состоялась читательская конфе.
ренция’. офицеров, посвященная роману
лауреата Сталинской премии Ажаева «Да-
леко от Москвы». С докладами выступили
старший лейтенант Барахович, лейтенанты
`Овчиников, ‚Новиков и Кузьмичев, В of:
суждении романа приняли также участие
офицеры Барикин, Пилипенко, Васильев и
другие. На конференции выступил Kanan
дат филологических наук капитан Brabus
ский,

$# Лекции‘ для моряков. У офицеров
Н-ской части Балтийского флота побывал
действительный ‘член Всесоюзного общества
по распространению политических и науч
ных знаний Л. Цукерман. Он прочитал две
лекции: «Богатства нашей Родины и ис-
пользование их в послевоенной сталинской
пятилетке» и «США — центр мировой
реакции и агрессии»,

a Подготовка к пушкинским дням, В
Доме офицеров Северного флота состоялся
музыкально-литературный концерт на тему
«Пушкин в и С докладом выступил
композитор П. Кольцов. Артистка Русенко
исполнила ряд музыкальных произведений
на слова Пушкина, артистка Дмитриев
прочитала несколько стихотворений поэта,
Местный радиоузел регулярно транслирует
литературные, передачи, посвященные А. С,
Пушкину.

# Соревнования по военно-морскому
многоборью. В Н-ской части ‚Балтийского
флота проходят комплексные соревнования
по военно-морскому многоборью. ‘В про:
грамме соревнований — гребля на! 10 ка
бельтовых, плавание на сто и четыреста
метров, метание бросательного Конца, лаза»
ние по канату. Быстрее всех, за 51 сек»
поднялся по канату на пятиметровую вы
соту старшина 1-й статьи Богданов. В 60:
ревнованиях по перетягиванию Kanata
первенство’ завоевала команда, где руково’
дителем физподготовки офицер Золотов.

В Кронштадтском яхтклубе. Готовится
‘к открытию навигации Кронштадтский ‘яхт
клуб. — старейший в. стране. В нынешнем
году яхтсмены проведут походы в Ленин’
град, Выборг, по Финскому заливу. К на-
чалу навигации будет обучено несколько
десятков ‘молодых рулевых.

$ Чемпионы Лепаи по волейболу, За.
кончился розыгрыш первенства Лепаий по
волейболу. В финале встретились. два
сильнейших спортивных коллектива города:
команда военных моряков и волейболисты
картонажной фабрики. В упорной борьбе по*
бедителем вышла команда моряков, `завое»
вавшая звание чемпиона города.

3 Выставка художественной вышивки,
В Н-ской части Черноморского флота от:
крылась третья выставка художественной
вышивки жен офицеров и сверхерочников,
Особое одобрение посетителей заслужили
работы тт. Романенко, Подгорной, Никити*
ной, Рыбалко и других. Эта выставка яв»
ляется итогом работы кружка художе
ственного рукоделия, которым ‘руководит
жена сверхсрочника 3. Романенко,

$ Блицтурнир по футболу. На. стадионе
Дома офицеров Краснознаменной Амурской
флотилии состоялся первый блицтурнир по
футболу, в котором приняло участие во.
семь лучших команд. Первое место заняла

команда подразделения связистов. Ей вру»
чен вымпел победителя,

Русская трехлинейная...

оружие — нашу русскую винтовку — и
победил. В другом бою старший Матрос
уничтожил еще девять гитлеровцев, но
осколок вражеского енаряда смертельно ра-

“HAI моряка. Умирая. он передал винтовку

своему другу матросу Карпову; Винтовка
неизменно сопутотвовала Карпову на труд»
ных дорогах войны. На ве ложе появилось
еще несколько десятков засечек —= счет
уничтоженных врагов, начатый Запеель-
ским и продолженный Карповым, Уезжая в
долгосрочный отпуск, Карпов наказывал
товарищам беречь оружие.

глубоким вниманием выслушали при
bytermyiomne рассказ своего гостя == бы

en солдата Филиппова,

ee ризывалея. я. сынки, — начал свой
г — почетный гость, — на военную
ps os 1899 году. Тогда еще на Boopy=

и была винтовка Вердана —= не вин
товка, a горе, Весила она без малого пол»

ae стреляла свинцовыми пулями,

cea ney новые русские
образца 189

прикинь 1 года, Как ни

co

простая, дальнобойн
ная, Хоть и была
менной, да наро
дат имя М

всех сторон хороша:
ая, безотказная, удоб»
эта новая винтовка безы“
oe молва донеслаь до CO
~~ инженера, который ее
ao ыы я вам от всего сердца наказ:
и patty любите крепко, храните ero
о muy и Гордитесь своим оружием;
о утих дедов, братьев и товари-
В ны берегите и умножайте
Bonen he DHAeTG A вам, бить врагов ¢o-
oe Дины. так ‚бейте их по-русски,
wide плеча, ©0 веей силой!

р ene посвященное памяти знамени»
вы рен изобретателя Мосина, усили-
a ии B гордость за свое отечествен“
fone т вызвало еще большее стрем-
о ершенотве владеть им,
ae ттывая пожелания личного
posses организация
CCROMBRO Beye

состава,
решила прове-
ров 0 вылающихся

русских творпах военной техники.

Капитан И. КАМИНЕР,