Бывалый во
свой опыт

_ Чистое небо. Таким в сентябре оно бы-
вает. только на wore. В воздухе над
аэродромом два истребителя. Лелчики стре-
мятся каждый маневр выполнить как можно
‚ Чище, законченнее; Их провожал в воздух
один из авторитетнейших офицеров части
— Герой Советекого Союза Николай Бокий.
Он и сейчас стоит у посадочного «Т» и
внимательно следит за каждой эволюцией
самолетов. По еле уловимым деталям руко-
водитель полетов безоитибочно определяет
«почерк» каждого летчика. Вот Ярцев... А
это Василенко, Он опять увлекается. И ру-
ководитель полетов по радио предупреждает
молодого истребителя: о“ о
— Василенко, выдерживайте дистан-

цию! —

— Ведь только что предупредил его, —
говорит Бокий. — Излишне азартен в
‘бою! Придется снова говорить 06 этом на
разборе. :

Выступая в конце дня на разборе поле-
тов, Бокий спокойно и внушительно раз’-
Яснил:.

— Если летчик бросается в атаку очер- .

тя голову, забывая все на свете, такой
смелости грош цена. Смелость должна быть
осмысленной. Кого вы хотели удивить 680-
ими выкрутасами, Василенко?

— Увлекся, — смущенно ответил лет-
чик,

— Увлекся... За такое увлечение в на-
стоящем бою приходится платить слишком
дорого. Ро время войны в полку, ме я
служил тогда, один молодой летчик тоже
было увлекся, захотел с одного маха сбить
немецкого разведчика. Я вам расскажу,
910 из этого получилось.

Вечером, припоминая свой разговор. на
разборе, Бокий невольно улыбнулся. «Один
молодой летчик!». Да, он, Бакий, был
тогда действительно молодым и неё Много
емыелил в тактике воздушного боя! Ваза-
лось, достаточно увидеть врага, догнать
ем — и победа булет обеспечена, «Зуба-
ми загрызу, а не выпущу!». А досталась
первая победа совсем нелегко. И летчику
снова вепомнились горячие дни На дале-
вом аэродроме.

Это был небольшой каменистый agpo-
пром, зажатый меж суровых сопок. На
нем базировалась часть прославленного со-
ветского летчика — Героя Советекого Сою-
за Сафонова. В полетах на прикрытие
аэродрома или линии’ фронта Бокий заимет-
вовал у него нервые элементы знаменитого
«вафоновекого» стиля атаки. Дежурное
звено истребителей, в которое входил Бо-
кий. взлетело по сигнальной ракете.

— Нал линией фронта вражеский само-
лет-корректировщик, — сообщил е аэрод-
рома по ралио Сафонов. — Сбейте!

— Есть сбить! — ответил ведущий Ёра-
савцев.

В указанном квадрате врага нё оказа-
Обь.

Звено развернулось. Под крылом мель-
вали сопки, покрытые льдом 036ра. Вдруг
слева пунктиром пронеслась очередь. (

—Сзали «Мессеры»! — крикнул Вокий
й бросил евой самолет вправо, в сторону
трассы. `

Услышав ответ Красавиева: «Вижу!
Атакую, прикрой!», Бокий енова развернул
самолет, Но ни командира звена, ни `второ-
го ведомого летчика Вурзенкова он нё на-
шел. Вокий понял, Что оторвался oP -TOBA-
ришей, и поспешно развернул машину на
прежний курс. Два самолета шли впере-
ди. Пристраиваясь к ним, Boru заметил
немного дальше еще три. i

— Прямо по куреу три ‘самолета! —
передал он Красавцеву, но тот не ответил.
А когда все пять самолетов стали в раз-
ворот, Бокий заметил, что OH пристроил-
ся к... «Меовершмияттам».

Через мгновение самолет с красными
звездами на’ плоскостях нриблизилея к
впереди идущему «Мессертемитту» и почти
B yop — короткая дистанция == дланная
очередь, как учил’ Сафонов, == выпустил
по нему очередь из всего оружия,

‚ Забыв о грозящей оласности, молодой
летчик с наслаждением следил за паде-
нием «Мессершиитта». Когла же машина

ин передбет
летчикам.

первый момент немцы
ливь на краенозвездный ястребок.
увертывалея от атак, сам

HHO, руки, комбинезон залиты
кровью. Но сознание было ясным: линия
фронта позади, надо посадить самолет!..

Когда летчик очнулся, кругом стояла
мертвая тингина. Самолет лежал, уткнув-
шись мотором в реденькие кусты. Николай
с трудом вылез из кабины и пошел. Через
четыре дня он возвратился в Часть. Эдесь
он узнал, что его уже считали погибииим,
что после боя пад линией фронта, возвратил-
ся лишь один Курзенков, Красавцев, погиб...

С опущенной головой
явился в командиру.

— Почему пешком домой пришел? Где
твой самолет? ;

Сафонов говорил сдержанно, не повы-
шая голоса, подробно расспрашивал о по-
лете, о каждой детали боя.

— Как же ты шарахаешься в сторону,

не глядя, куда делся командир?
Й такой упрек звучал в каждом слове
Сафонова, что Бокий готов был любой це-
ной исправить ошибку, лишь бы никогда
больше не повторилась такая беседа.

Велед за этим днем в памяти возникали
другие боевые дни. Офицер вопбомнил весь
свой путь от неоперившегося  вержанта-
летчика, которого вначале не все риско-
вали брать ведомым, до тех дней, когда он
сам стал возглавлять пары и группы ие-
требителей. Он вспомнил бой, проведенный
апрельским утром 1943 года,

Выполняя задание, Бокий набрал боль-
Myo выюоту. Здесь, выжилая удобное
случая, когда от общей группы советеких
машин, вступивитих в бой, отделится непри-
крытый товарищем или‘ подбитый caMo-
лет, крутились два немецких «охотника»,
Решение пришлю мгновенно:

— Сорокин, выскочи в сторону, я тебя
прикрою, пусть немец пикирует, — пере-
дал по радио Бокий.

Не успел Сорокин отделиться от группы,
как ведущий
бросился вниз. Вокий только ий ждал э10-
го. Он бросил ввою машину в атаку и на-
жал гашетки. Немецкий самолет вильнул.
В сторону и начал отвеено пикировать: Бо-
кий бровилея за ним. {

* На минимальной высоте «Мессершмитг»
вышел из пике, сразу набрал высоту и
вышел на прямую & Нашему аэродрому.
Вокий удивился: «Может, немец пошел
славаться?». Но над аэродромом враг еделал
боевой разворот, вызывая советекого летчи-
ка на поединою. Только тут Николай Во-
кий понял, нт6 перед ним матерый гитле-
ровский ас, уверенный в победе над совет-
ским летчиком.
—= Ах так, гад... — прюцедил сквозь
зубы Вокий. — Держись!

Немец был опытен и хитер. Он умело увер-
тывалея от улара, непрерывно атаковы-
вал вам. Бокий: вел бой 6 холодным оже-
сточением. В одно из мгновений Николаю
удалось поймать самолет врата в прицел.

Пальцы сами нажали гашетки. «Meccep-
пргитт» вздрогнул и во снижением начал

уходить от аэродрома. Через несколько се-
кунл Бокий настиг его и дал еще очередь.
«Me-109» грузно нлюхнулея в снег,
я

наполнен  рокотом

‹ Воздух снова MO-

торов. Обогащенные знаниями, летчики ©

еще большим упорством совершенствуют
свое мастерство. ‘Теперь Бокий уже не
останавливает то и дело задорного Васи-
ленко, уже не нужно подбадривать черес-
чур осторожного Соворовского. Теперь Ва-
силенко научилея сдерживать себя, стал
правильно определять дистанцию, настой-
иво, но хладнокровно вести воздушный
«бой». Соворовский приобрел новые каче-
ства. необходимые  истребителю. Сейчас
OH — отличник учебно-боевой и полити-
ческой подготовки. один из лучших лет-
чиков подразделения.

Используя свой богатый боевой опыт,
накопленный в период Великой Oreyecr-
венной войны, Герой Советского Союза Ни-
колай Бокий умело и вдумчиво растит ис-

ударилась о скалы, Николаю захотелось
° петь. Но в 910 же время что-то дробно
ударило WO нлоекостям. Растерявииеея Bi

=

Методический кабинет одной из школ
учебного отряда занимает две болыние
благоустроенные комнаты. В первой из
них расположились библиотека и читаль-
ня. № услугам посетителей — свежие га-
зеты и журналы, подшивки центральных
и местных газет. Вторая комната предназ*
начена для самостоятельняй работы. Здесь
стоят небольшие столы с настольными
лампами, красивыми письменными прибо-
рами.

— Уютное благоустроенное помещение
= важное условие плодотворной работы,
= Говорит начальник методического ка-
бинета офицер Титов: — Я приведу лишь
две цифры, которые могут послужить
лучшим доказательством этого; пять ме-
елцев назал методический кабинет разие-
шалея в холодной комнате, и посещало
его максимум два-три человека в день.
Сейчае у нас ежедневно бывает до двад-
цати человек.

Нал этими цифрами елелует призаду-
маться руководителям тех школ, где мето-
дические кабинеты все еще ютятся в не-
оборудованных ‘помещениях.

В комнате для самостоятельной’ работы
вывешены CHUCKM рекомендованной лите-
ратуры для преподавателей, По мере по-
стунления новых книг эти спиови обнов-
ляются. Здесь же, на специальных витри-
нах. выставлены лекний по методике и
педагогике, прочитанные в высших учеб-
ных заведениях, методические разработки
10 отдельным вопросам программы 1d
циклам, литература по педатогике и во5-
питанию.

Bee это прияосит большую пользу по-
сетителям кабинета, п особенно молодым
пренодавателям. Олич изоних — инженер-
лейтенант Хитриков. говорит:

— Многим я обязан методическому ka-
бинету. Здесь созданы Bee ‘условия для
плодотворной  самоетоятельной = работы.
Злесь всегда к твоим услугам необходимая
литература, методические пособия. Взять
хотя бы папку е материллами «B помощь
преподавателю». В чей можно найти

eee)

Кабинет agecneun

RYCHBIX H бесстрашных сталинских COKO-

пов. а
В. ДНЕПРОВ,

статьи по педагогике и методике воепита-
ния, опубликованные в периодической пе-
чати, сообщения о различных технических.

новинках и рационализации, Это помогает

быть постоянно в курее всего нового...

Методический кабинет проводит и дру-
гую очень важную методическую работу.
Он принимает участие в разработке «Еди-
ных конспектов преподавателя» по новым
программам, Разработаны и разрабаты-
ваютея «исторические справки», восмол-
няющие пробелы ряда стандартных
учебников и восстанавливающие приори-
тет наших ученых в развитии науки и
техники, 9710 способствует воспитанию уче-
ников в духе советской национальной гор-
дости и борьбы © пережитками низконок-
лонетва перед заграницей,

Большое место в деятельности ‘методи
ческого кабинета Занимает организация
так называемых «открытых уроков» —
важной формы практической учебы пре-
подавателей. Проводятея они так, Внача-
ле преподаватели присутствуют на уроке
эдного из своих товарищей. Затем делается
глубокий и всесторонний разбор этого ypo-
ка на методическом совещании при кабине-
те, Это помогает преподавателям критиче-
ски оценить свою работу,

Однако наряду с неоспоримыми полюжи-
тельными сторонами методический каби-
HET этой школы имеет в своей работе и
недостатки.

Скажем о наиболее существенных
НИХ.

«Открытые уроки» —= полезное меро?
приятие. Но в данном случае методиче-
ский кабинет выютунает в качестве наб-
людателя результатов работы того или ино-
по преподавателя. Но ведь кабинет дойжен
быть и организатором  метотически  пра-
вильном преподавания. Такой цели могут
служить «показательные уроки».

Ё сожалению, в первом квартале теку-
щего года методический кабинет не про-
вет ни одного «показательного урока».

Не занимается методический кабинет
планированием и разработкой новых fa-

ИЗ

яростно набросй-
Бокий
атаковывал,
упорно оттягивая бой к своей территории.

молодой Летчик

«Мессершмитт» коршуном

КРАСНЫЙ ФЛ

С флотов
сообщают

$ Конкурс на лучшего специалиста. В:
Н-ской чаети Черноморского флота прове-
ден конкурс на лучшего, епепиалиста—ар-
тиллериста, приборщика, телеграфиста, шо-
фера. Подготовка к конкурсу началась за
два месяца. Были’ проведены специальные
партийные и комсомольские собрания, из-
готовлены наглядные пособия по технике,
проведены технические конференции. Боль-
шая группа моряков выполнила все условия
конкурса с отличными и хорошими оцен-
ками. Некоторые поощрены денежными
премиями, внеочередными краткосрочными
отпусками, двенадцать моряков сфотогра-
фированы при’ развернутом знамени.‘ Наи:
высшие оценки получили ефрейторы Лещев’
и Сленко, младший сержант Ширяев и DPY-s
гие. Le `

Шлюпочный переход. ‘Восемь’ шести:
весельных ялов Н-ского соединения Тихо-
океанского флота под командованием .офи-
цера Хлюпина совершили длительный пере-
ход. Часть пути была пройдена под пару:
сом. За успешный переход командир соеди-
нения об’явил всем его участникам благо:
дарность. }

#2 Вечер, посвященный отличнику учебы:
На-днях в Клубе Н-екой` чаети Северно:
го флота‘ состоялея вечер, посвященный от:
личнику боевой и политической учебы стар»
шему матросу Савинову, О его примерной
службе рассказал. командир подразделения.
Старший матрос. Савинов говорил о том,
как ой добивается успехов в боевой и поли-
тической учебе, В фойе клуба были выстан-
лены материалы, характеризующие службу.
т. Савинова, — почетная грамота Мурман-
ского обкома Комеомола, карточка взыска-
ний и поощрений и т. д. Е а
 Шефство над детским домом. Моряки
одного из подразделений Балтийского фло-
та взяли шефство над детским домом, где
воспитываются дети, родители которых по-
гибли в годы Великой Отечественной вой-
ны. К первомайским праздникам к ребятам
выезжала делегация. Она’. отвезла детям
подарки — радиоприемник, струнные инет-
рументы, библиотеку в 420! книг, обувь;
школьные принадлежности, настольные иг-
ры. Отличникам учебы Соне Ковалевой, Га-
лине Шаболла, Косте Максименко, Ване

еоненко и другим были вручены именные
подарки — портфели и ценные. книги.

$ Моряки участвуют в озеленении горо-

да. Личный состав Н-ского подразделения
кораблей Балтийского флота принимает ак-
тивное участие в озеленении одного из
приморских городов. Группа - матросов, во
главе © офицером Думиным, участвовала в
озеленении территории школы: Моряки вы-
садили 25 деревьев, подготовили почву для
посадки кустов. Особенно хорошо работали
старшие: матросы Котов й Квашнин, старши-
на 2-й статьи Емельяненко и другие, Рай-
онный исполнительный комитет депутатов
трудящихся об’явил морякам благодарность.
$ 200 лекций офицера Овечкина. Стар-
щий лейтенант Овечкин. часто выступает
перед личным составом с докладами на ли-
тературные темы. Только за последние три
месяца ‘он прочитал 18 лекций, в том числе:
о творчестве Салтыкова-Щедрина, Гоголя,
Шевченко, о поэзии Маяковского, о произ-
ведениях лауреатов Сталинских премий
Бубеннова «Белая береза», Гончара «Зна-
меносцы» и т.д. В общей сложности за вре-
мя пребывания в части т. Овечкин прочи-
тал двести лекций. Последнее его выетуп-
ление было посвящено А. С. Пушкину.
* Шахматный турнир на корабле. Закон-
чился двухнедельный шахматный чемпио:
нат: на первенство корабля Н. Краснозна-
менной Амурской флотилии. В нем приняло
участие 26 лучших игроков. Первенство за:
воевали офицер Михеев и старший матрос
Мисайлов, набравшие по 22 очка из 25 воз-
уожных, В состоявшемся между победите:
лями матче победу одержал т. Михеев.
Командир. корабля наградил шахматистов,
занявших первые три Места, ценными по-
дарками.

my = 5 у

НО-СЛЯЕДАМ

Е ке

ет высоное начество занатив

НЕОНУБЛИКОВАННЫХ
: ПИСЕМ

В редакцию поступило. письмо; в котором
сообщалось о недочетах в работе майора
медицинской службы Метеликова. Врач
Метеликов, работая по совместительству 8
другом учреждении, недостаточно’ внима»
тельно относилея к больным своей‘ части,

Начальник лечебного отдела Главного
военно-медицинского управления сообщил,
что расследованием ‘факты: плохой работы,
врача Метеликова подтвердились, приняты
меры к замене. его другим врачем,

НИ В тЫ

плядных пособий. До сих пор каждый
цивя проявляет в. этом полную вамостоя-
тельноеть, не получая должной консульта-
ции HM не используя передового опыта
других школ. Методический кабинет во-
обще слишаом ограничивает свою работу
стенами одной школы: ‘Очень мало еде-
лано для того, чтобы установить постоян-
ные и тесные овязи © другими школами,
обмениваться в Ними опытом и метоличе-
скими материалами:

‘Давно пора принять необходимые мёры
для организации регулярного обмена опые
том между школами. Это поможет быетрее
преодолеть многие «хронические» недо-
остатки,
` Серьезным недочетом в работе методиче:
ского, кабинета этой школы следует приз:
Hath H TO, что его работники не прояв-
ляют должного интереса к материалам
методических совещаний, проходивших по
циклам. Нет нужды доказывать, что сле-
лать эти, материалы достоянием всех пре
подавателей — одна из основных залач
кабинета: patie i

В свою очередь, методический кабинет
также нуждаетея в помощи. Прежде Bee-
го это каслелея библиотеки. Пока, еще
она не отвечает пред’являемым к ней
требованиям. В ней почти нет еправочной
литературы, Библиотека не получает Tex.
HIMOCKUX журналов и даже ‹«Учительекой
газеты», Видимо, организуя подписку на
центральные издания, Политуправление не
учло специфические особенноети данной
части,. д нужно исправить, Следует
также позаботиться и о пополнении фонда
библиотеки, особенно специальной и спра-
вочной литературой,

Метолический кабинет не имеет возмож-
ности быстро перепечатывать и размно-
жать свои материалы. По этой причине
одна «Историческая справка» — Beéro
несколько листов — в течение почтя
двух месяцев лежала без движения. Ана-
логичнля сутьба постигает и Многие дру-

гие матерналы, ОР
Й, ПЕТРОВ.

от.

es
тд.

wal ily

Benen

MYApbIM Bor

К 3-й годовщине со

Три года назад, 3 июня 1946 года,
оборвалась жизнь одного из великих лю-
дей нашей эпохи — Михаила Ивановича
Калинин. вёрНоко ^ Форётника Ленина и
Сталина. вылающегося деятеля  Коммуни-
стической партии и Советекого государет-

Ba, мудрого воспитателя советского народа. }

Его кипучая. и. нлодотворная деятельность,
‘огромный ‘опыт революционной *борьбы и
сониалистического строителбетва, большой
государственный ум, <ердечность и шро-
стота. лтовеедневцая, живая ©вязь © трудя-
щимися снискали ему глубокую любозь и
искреннее уважение всех на-
ролов Советского Corsa,
Жизнь М. И. Калинина—Яяр-
кий образец беззаветного слу-
жения ‘народу, социзлиетиче-
ской Родине. делу коммуниз-
va. Жизненный путь Валини-
на — 910 живая история ра-
бочето движения в нашей
стране, история боевого аван-
гарла рабочего класса —— ком-
мунистической партии.
Михаил Иванович Калинин
был верным соратником Ленина
и Сталина. «Вся история моей
жизни. -— говорил он, — 4
по существу и вся история
рабочего класса заключается в
том, что мы жили и боролись
под. руководством. Ленина,
Сталина... 41, товарищи, ду-.
маю. что боротьея успешно за
коммунизм —— 910 значит итти
за Сталиным. Вот намеченный
Мною ПУТЬ. HO Этому пути я
буду итти».
Выдающийся деятель Co-
ветското государства, он был
пламенным пропагандистом
идей марксизма-ленинизма.
Его статьи и речи полны гяу-
боной мудрости и простоты,
Публицистичесвие  BHeTynae-
ния М. И. Калинина являются
большим Вклатом ‘в идейное
богатство нашей партии. Как
большевиелекий  воонитатель
Mace, он Пбекраево ° сочевал
теорию с практикой, его дово-
ды были весьма убедительны.
Михаил Иванович был пламенным пат-
риотом Родины. Он неустанно  прививал
советским людям аюбовь к ©в0ему Отече-
ству, призывал их крепить еталинокую
дружбу народов; «Каждый, — говориа
товарищ Калинин, — в том числе и рус-
ские, гордится своей национальностью, да
и нё может не гордиться: ведь он же сын
своего народа! Этот momen очень важен,
имеет очень большое Значение, и в аги-
‘тационной работе ето надо всегда иметь в
виду. Воспитывайте в наших людях бовет-
ский патриотизм, национальную гордость,
напоминайте каждому бойцу о героических
традициях его народа, о ел прекрасном
этюсе, литературе, о великих людях —
полководцах и военачальниках, © борцах
за освобождение народных масс».

Сам. Михаал Ивановяч претворял . эти
советы на практике; В докладе на Upes-
вычайном ХУП Веероссийском с’езле Сове-
тов 0 провкте Вонституции РОФСР Миха-
ил Иванович с гордостью товорил © том,
чо русекий народ выдвинул из своей cpe-
ды Радищева и декабристов, а в начале
ХХ века русский рабочий класс создал pe-
волюционнейшую в мире партию большеви-

коз, партию Ленина— Сталина; что русский

народ выдвинул из евозй среды немало лю-
дей, которые, своим талантом подняли уро-
вень мировой культуры. «,.Мы, — гово-
рил. он, — должны воспитать всех трудя-
шихся СССР в духе пламенного  патрио-
тизма, в духе безграничной любви к своей
родине. Я говорю не 06 отвлеченной, не о
платонической любви, а 0 любви нашори-
стой, активной, страстной, неукротимой, о
такой любви, которая не знает никакой
подалы к врагам, которая не’ остановится
ни перед какими жертвами во имя роди-
НЫ»,

Такой патриотизм присущ только совет-
CRUM людям, он мог возникнуть только в
Советской стране на базе сопналистичееко-
го строя, благодаря огромной воснитатель-
ной, деятельноетн нашей партии, в страме,
Где посподетвуют новая мораль и ‘тради-
UHM социалиотического общества»

Михаил Иванович призывал трудящих-
ея лучше работать, напоминая, что повы-
шение производительноели труда играет
решающую роль в укреплении мощи на-
Tend ‘тесударства, во повышении благосо-
стояния народа; в борьбе за торжество
коммунизма. «В Советеком Союзе делается
великое дело, — поворид он рабочим од-
ного завода. — Каждый из Bac Momer @
TOPIOCTHIO сказать: он не только токарь,
не только слесарь, мелник, литейщик или
чернорабочий на заводе, а он строитель
сопиаливма».

_B name стране труд в городе и дерев-
Не — от самото простого до самого выео-
коквалифицированного — приобрел глудо-
ROG содержание, одухотворилея великой
идеей социализма, стал тем . творческим
началом, которое возвышает людей, помо-
гает воспитанию их в духё коммунизма.
Трудящимися пашей страны руководит 603-
нание, что «борьба за коммунизм — это
борьба за высшую производительность тру-
да как в смысле количества, таки в емы-
сле качества продукции» (М. И. Калинин):

‚ Советский народ, руководимый партией
Ленина— Сталина, творя веемирночистори-
ческое дело, идет в авангарде всего пере-
дового и прогрессивного человечества. По-
сле окончания гражданской войны Михаил
Иванович говорил, что у пас теперь идет
борьба < капиталистическим миром не На
фронтах, & на производстве, на складах,
на выставках, Он говорил, чт при Ha-
щей сопиалистической системе хозяйства
мы в кратчайшие сроки догоним, а залем
й перегоним передовые капиталистические
страны. Сопиалистическая система пока:
зала свою непреоборимую силу пе только
В хозяйственном и культурном  стройтель-
стве, но и в военной области, B годы
Великой Отечественной войны в эм нА-
гтядно убедилея весь Мир.
Вольнов внимание в своих выетупле-
ниях Михаид Иванович уделял. вопросам

3 июня 1949 г;

сопотник Ленина и Сталина
TAINO

ir
ied <:

и

=

}

воспитания советских. воинов; Он. говорих,
что Советская Армия — 060бая армия, He
похожая ни на прежнюю русскую, ни На
одну из евронейеких арунй, Личный состав
Советской Армии является подлинно, На-
родным. Бойцы и команлиры нашей армии
однородны по социальному составу, чет
нет ни в. одной из современных армий,
Наша армия ‘неразрывными’ нитями ‚связа-
на с народом.

Выетупая ‚перед советскими , воинами,
он обденно  потасркивал необходимость
укрепления воинской тиспиилины, являю-

шейея основой боевой моши Вооруженных

Сил... «Вели вы‘ хотите, -— указывал
Михаил Иванович, — чтобы коммунизм
входил. в сознание, красноармейца, и крас-
нофлотиа: чтобы метод их мышления. был
коммунистическим, то покажите им, WTO
дисциплина нужна не ради дисциплины,
не в 910м суть, а что она дает. возмож-
ность лучше выстоять в борьбе © врагом».

Одно из неотемлемых качеств  совет-
еких войнов —— массовый героизм. Он
имеет глубокие корни в налмем ‘народе.
Только армия, ведущая справедливую
войну, одухотворенная великой и возвы-
шенной идеей, порождает массовый  геро-
изм. «Пожалуй; нигхе так не любят жить,
как в Советовой стране. Й вот именно
‘любовь к жизни в Советской стране, с с0-
ветским народом, когла такой жизни уг-
рожает опаеность, когда за, ее сохранение
идет борьба He на жизнь, & на  омерть,
заставляет гражданина Страны Советов
терять боязнь К смерти, ее перезиливает
стремление человека сохранить жизнь ©0*
ветекого народа м: тем самым как бы Ha-
вечно сохранить и свою жизнь» (М. И.
Калинин). т

Военноё дело‘ требует глубоких ‘и серье
езных знаний. высокой культуры. Михаил
Иванович призывал советских воинов от-
лично учиться, в` совершенетве осваивать
боевую технику, закалять себя физически,
глубоко изучать боевой опыт, умело ис-
пользовать втоов мирной учебе. Михаил
Иванович учил офицеров, чтобы они ов-
ладевали передовой сталинской военной
наукой, ибо только глубокое знание воен-
HOTO дела открывает перспективу вовнного
творчества на полях сражения, Нельзя
надеяться только на природный ум, нА
старый запас знаний. Военное дело непре-
рывно развивается, и кто не учится, не
пополняет своих знаний, . тот наверняка
отстанет. Жажда знаний — постоянное
стремление к  совершенетвованию  своето
военного опыта и мастерства, к повыше-
НИЮ СВ06го теоретического уровня — важ-
нейшее качество советского офицера.

Необходимо ‘настойчиво и упорно рабо-
тать над пополнением своих знаний, как
это делал Михаил “Иванович. Несмотря иё
‘вою чрезвычайную  загруженноеть рабо-
той, товарищ Валинин всегда находил вре.
мя для теоретических занятий. «Я тоже
занятый человек, — Говорил юн, — и тем
не менее ежедневно уделяю время для чте-
ния. Я ежедневно ‘прочитываю хотя бы
восемБ-десять, страниц не бумаг, 4
марксистоких книг, а, кроме того, читаю и
новинки беллетристики».

Михаил Иванович призывал свято хра-
нить и всемерно приумножать боевые тра-
диции советских воинов. Передача 606в0-
0 опыта бывалых воинов всему личному
составу, вовпитание людей. на `тероиче-
ских примерах и подвигах, привитие им
высоких  BOBNCKUX . качеств —` невыбле-
мый закон ‘наших Вооруженных бил. На-
до так. TOeTABNT   4620, говорил  Миха
ил Иванович, чтобы «..каждый  ново-
оранец, придя в полк, нал н6 только его
номер, но всю его боевую историю, веех
его героев и боввые награды, вее ero 100е-
ды на соревнованиях и маневра; чтобы он
гордился своим полном ‘и повеюду отетаи-
вал его честь, В связи с ‘этим нв мешало
бы полкам иметь в библиотеках свою
писанную историю». »

Советская Атмия и Флот вильны неру-
щимым боевым товариществом налиих вой:
HOB, ставшим традиционным. Источником
крепкой боевой сплоченности советских в0-
HHOB CAVAUT неноколебимая дружба наро-
дов Советекого Союза. Воевай внайка вуж-
на нам. потому, «что идет систематическая
травля нашего. Союза й каждый буржуа
в вожделением ждет’ удобного момента
чтобы раздавить Советский Cos. Roney.
10, они не дождутся’ такого момента, но
это значит. что Советский Союз только
стальной стеной может быть защищен.
СССР, будет еще сильнее, ыли у совет.
ских Людей товарищебная ‘онайка © мало-

‘лететва будет воспитываться — дейст.

дня смерти М. И.

говорил Калинин, —= уже определяет

то чтут память о Мих
Нине, выдающемся
партии и Совете
Ном

питателе советекого н

пятница, № 129 (3233)

Калинина

вительная; врелная товарищеская пайка
60 школьного -возраета. Тогда, если придет
человек в Красную Армию или попадет на
фронт, ему легче будег вилючиться в 05-
евую спайку. Он придет уже сиаянный
любовью к социалистической родине»
(М. И. Калинин). :
М И. Калинин обладал  огромнейшия
опы1ом воспитания масе, накопленных им в
течение десятилетий пропагандистской дея-
тельности. Выступая на совещании армей-
ских комеомольских работников в 1944 то.
лу, он указывал, что воспитание дей,
особенно — военных, — дело
сложное и тонкое. В этой ра-
боте нельзя целиком полагать-

ся на какие-то постоянные
организационные формы и
выдумывать на всякий слу:

чай жизни новые формы 14-
боты, считая, что тогда, мол,

воспитание пойдет еамо с060й.
‚ Нужно. чтобы подчиненные

уважали офицера не только
как лейтенанта или капитана,
но как знатока ©воего дела,

Kak Вобпитателя. Иначе 1гово-

ря, офицер должен завоевать

себе авторитет, i завовваль
прежде всего знаниями, опы-
TOM.

В офицеру-коммунисту пред’.

являютея 06060 высокие тув-
бования. Ето поведение должно
быть безупречно, служить 00-
разном для других. Михаил
Иванович говорил, что, Bery-
пая в партию, человек ‘ дабт
как бы неписанную клятву
не посрамить партию свой
поведением, сознательно и Ye.
стно выполнять все партийные
решения, энергично проводить
в жизнь линию партии, ни-
когла не кривить душой в -
ведении перед’ партией, ¢o-
блюдать партийную дисципли-
HY и активно участвовать в
партийной жизни, неустанно
повышать свою партийную
квалификацию, овладевать
маркеизмом-ленинизмом, быль
образцом в соблюдении тру
довой и тосударственной дисциплины,
стремиться полностью овладеть техникой
своего дела и порученной работой, В воен:
ных условиях . «Звание коммуниста, —
it
храброств и доблесть». Но этого мало Jan
коммуниста-воина. Он обязан служить 00-
разцом спокойствия, выдержки, умения
ориентироватьея в оботановке, воспитывать
эти качества у всех бойцов, учить их ©
меньшими потерями побеждать врага,

Выегуцая перед агитаторами, Михаил
Иванович призывал их быть боввыми 1ро-
водниками идей партии в массы,  МЮДБии,
знающими и умеющими передать свои Зна-
ния народу. Правдивоеть, острота, убеди-
тельность, доводов -—вот стилв большевиот-
ской атитации. Атитатор должен  переда-
вать свою мысль ‘так, чтобы она трюизвелв
впечатление, и именно такое, какое хочет
агиталюр. Язык агиталора должен быть 06-
разным, доходчивым. Агитатор не имеет
права уклоняться ‘от ответов на острые
вопросы, «Не бойтесь резко ставить вое
росы; = говорил Калинин, — лишь бы
90 было правильно, по-партийному».

В течение воой своей жизни и деятельно:
сти: Михаил Иванович был тесно связан с
широкими массами трудящихся. В день
шестидесятилетия М. И, Валинина Цент-
ральный Комитет ВКП(б) и СНВ СССР m-
сали в своем приветствии ему; . «Ваша
деятельноеть революционера, = рабочего
большевика, Ваша преданность партии
Ленина— Сталина, Ваша простота, сердеч-
ность, доступность, ‹ постоянная живая
связь. © широкими массами рабочих и
крестьян, Ваш практический ум и огромный
жизненный опыт, Валиа. работа на поту
Председателя ЦИК СССР — завоевали Вам
любовь и уважение широчайших народных
масс всех национальностей Советекого (0:
за», Михаил Иванович неустанно вони:
тывал и учил народ и сам учился у народа.
Он говорил, что сила нашей агитации и про:
паганды, состоит ^в. том, что большевики
подходят к народу без слащавоести, не скры*
вают от него правды, не замазывают труд»
HOCTCH, раскрывают, перед народом. величие
тех целей, за’ которые он борется.

Михаил Иванович учил творчески подхо»
дить к овладению маркеизмом-ленинизмом
умело сочетать теорию с практикой, 0нго-
ворил,. Ч маркеизм-ленинизм — №
ключ, дающий возможность болеб правиль-
но подходить к рещению войроса, Ho aro
не готовый рецепт wa Boe юлучаи жизни,
«Ведь мало изучить, — говорил Валинии,
`` доктрину марксизма. как предмет &
кроме того, еще требуется,  Чаобы человек
владел методом, научилея его применять в

оценке общественных явлений. 9%
пожалуй, самое главное. Человек м-
жет овладеть  амой доктриной, до из-

вестной степени усвоить
может не’ уметь применять ео к Ононке
общественных явлений. Это гораздо более
сложное дело. А ведь, по существу говоря,
марксиет постольку и Ненен, поскольку он
умеет применять маркеистекий метод к ре-
шению конкретных задач». Вся многогран-
ная деятельноеть , Михаила Ивановича ©лу-
жит блестящим свидетельством ‹ совершен
и сочетания твори е практикой, умелого
применения учения маркеизма-ленинизма в
практике оциалистического строительства
и в воспитании советских людей.
М. И. Калинин ваожил много: сил и
а B ge ‚укренления оборонной мощи
К co тасто бывал в частях, Ha
anon sees ena < солдатами; матросами,
etd Н всегда напоминал о необхо“
= и быть в ‘боевой готовности. «Главз
р eae ita он, -—внедрить, крепко
т сознание народа, что оборон&
раны, ее военная подготовка, еще в мир-
ное время есть одна из <еръезнейних бя
занностей гражданина CCCP»,

Весь советекий народ, -армия и флот евя»
аиле Ивановиче Кали-
деятеле большевиетской
кого государства, пламен-
нашей Родины, мулром вос-

марксизм, HO

патриоте

борце

. арода, непоколебимом
за торжество коммунизма.