КРАСН

К 150-летию со дня рождения“ А. С. Пушкина

19 сентября (ст. ст.) 1833 года Пуш-
кин писал жене из Оренбурга:

«Я здесь со вчерашнего дня. На силу
доехал, дорога прескучная, погода холод-
ная, завтра еду к Яицким казакам...».

Что же заставило Пушкина в холодную
осень, преодолевая ‘томительную скуку
длинного и трудного пути, ехать на пере-
кладных в далекие оренбургекие степи?
Туда привел его тлубокий интересе к ве-
личайшему ‚ крестьянскому движению прош-
лого века и к ето самой яркой фигуре —
Емельяну Ивановичу Пугачеву.

Пушкин был первым историком Пуга-
чева. Именно ему принадлежит первая по-
пытка воссоздать подлинный облик вождя
крестьянского восстания. До Пушкина офи-
циальные историографы дворянской России
посвящали Пугачеву лишь отдельные злоб-
ные строки — никто и не думал о том,
чтобы воспроизвести правдивый образ ру-
ководителя крупнейшего крестьянекого вос-
стания.

Значение этого станет еще яснее, если
заглянуть в творческую лабораторию
поэта, внимательно вчитаться в ето мно-
точисленные черновики. Сохранилось не-
сколько вариантов авторского предисло-
вия к «Истории Пугачева». Изучение ра-
боты Пушкина над этим. предисловием
представляет значительный интерес.

С первых же строк предисловия Пуш-
кин ветупил в острую полемику © Сума-
роковым, который в своей книге «0бозре-
ние царствования и свойств Екатерины
Великия» не поскупилея на краски, опи-
сывая «неистовства Пугачева». Характер-
HO, что, указывая питату из этой книги,
Пушкин называет ее «Историей Екатери-
ны», в то время как свой труд он назвал
«Историей Пугачева». Уже одно это про-
тивопоставление говорит о многом.

Приводя цитату из Сумарокова, Пушкин
пишет: «Сколько строк, столько неспра-
ведливых». Затем, зачеркнув написанное,
усиливает свою мысль такой редакцией:
«Что слово, то несправедливость». Уже по
этим коротким фразам легко судить об от-
ношении Пушкина к своему герою. Но
поэт не ограничивается этим, он идет то-
разло дальше. Указывая, что некоторые
видели в вожде крестьянской войны «ору-
que злоумышленников», Пушкин прямо
говорит о возможности и другой точки зре-
ния, напоминая о людях, которые «видели
в Пугачеве великого человека...».

Конечно, нечего было и думать о том,
чтобы Николай 1, являвшийся главным
цензором всех произведений поэта, разре-
шил опубликовать такое высказывание.
Ведь Пушкин, приступая к работе над
«Историей Пугачева», вообще скрыл от
царя тему своего труда. Известно, что
Пушкин постоянно находилея под тайным
надзором и на каждый свой шаг при пе-
редвижении с места на место вынужден
был испрашивать разрешение у самого ца-
ря. Нет сомнения в том, что, если бы Ни-
колай [ узнал 0б истинных намерениях
поэта, он никогда не позволил бы ему вы-
ехать в Оренбург для сбора материала о
Пугачеве. Поэтому, обращаясь (через ше-
фа жандармов Бенкендорфа) к царю ©
просьбой о разрешении на поездку, Пуш-
хин писал в первом письме по этому по-
воду:

Пушкин— наша любовь

150-летие со дня рождения великого
сына нашего народа. гения русской и ми-
ровой литературы Александра Сергеевича
Пушкина — радостный и торжественный
праздник социалистической культуры на-
шей Родины. Это торжество не только рус-
ского народа. это праздник всех народов
нашей многонациональной страны. Гениаль-
Horo поэта чествуют и за пределами СССР,
его чествует все прогрессивное человече-
ство.

Пушкина знают, читают, любят миллио-
ны людей. Великая Октябрьская  социали-
стическая революция сделала творчество
Пушкина действительно всенародным досто-
янием. Достаточно сказать. что за 31 год
советской власти произведения Пушкина
изданы в СССР на 76 языках, в 1.223
различных изданиях, общим тиражом око-
ло 45 миллионов экземпляров! В дни под-
готовки & веёнародному празднованию чис-
ло переводов и тиражи пушкинских произ-
ведений особенно возросли. Это тем более
радостно отметить, что творения Пушкина
предетают теперь перед советским читате-
лем освобожденными от искажений царской
цензуры и всевозможных  лжетолкований,
творчество его получило  маркеистеко-ле-

нинекое научное освещение.

° А. С. Пушкин — гениальный русский
национальный поэт. великий поэт великого
народа. В творчестве его со всей силой
сказались  талантливость,
творческие способности народа, его поро-
дившего. «При имени Пушкина, — писал
Н. В. Гоголь. —тотчае осеняет мысль о рус-
ском национальном поэте... В нем русская
природа, русекая душа, русский язык, рус-
ский характер отразились в такой же
чистоте, в такой очищенной красоте, в ка-
кой отражается ландшафт на выпуклой по-
верхности оптического стекла. Самая ero
жизнь совершенно русская». ^

Пушкин выступил на поэтическую аре-
ну после героической эпомеи Отечественной
войны как певен великого народа-победи-
теля, разгромившего могучего  иноземного
захватчика, как певец  народа-освободите-
ля, своей кровью искупившего «Европы
вольность, честь и мир». И стихи его, та-
кие, как «Наполеон», «Бородинская годов-
шина», «Влеветникам России», дышащие
торячей любовью в своей родине и своему
народу и ненавистью и насмешкой к ее
незадачливым «завоевателям» и озлоблен-
ным «витиям», зовущим к новым походам
против России, мог написать только поэт,
товорящий OT имени великого народа,
неразрывно © ним слитый, живущий с ним
одним сердцем, думающий одной думой.

Пушкин горячо любил свою родину и
свой нарот. Отчизне он призывал посвятить
«души прекрасные порывы». Он гордилея
героической историей русското народа, с03-
навал всемирно-историческую роль России,
не раз спасавшей народы Западной Евро-
лы от порабощения. Славная героическая

неисчерпаемые  .

«Обстоятельства

сообщает поэту, что

ные? ». »

нову:

деревне: это роман, коего большая’

действия происходит в Оренбурге и Каза-
ни, и вот почему хотелось бы мив посе-

тить 0бе сии губернии». &
Впоследствии Пушкин

написана спустя три
nua «Истории Пугачева». Таким образом,
не подлежит никакому сомнению,
для «Капитанской дочки», привлекала
Пушкина в Заволжье, на
ских событий. : ый

Получив  четырехмесячный отпуск,
Пушкин выехал из Петербурга и 25 `авгу-
ста был уже в Москве, 5 сентября — в
Казани, а 18 — в Оренбурге. Несмотря
на утомительность этого путешествия на
лошадях, отдохнув всего один день, Пуш-
кин немедленно берется за работу.

Дорожная записная книжка поэта. сох-
ранила много беглых записей о Пугачеве,
добытых на местах ею действий. 06-
прирный документальный материал, 60би-
равшийся в течение ряда лет в архивах,
Пушкин дополнил теперь живыми <виде-
тельствами современников Пугачева.

«В Берде Пугачев жил в доме Кондра-
тия Ситникова, в Озерной у Полежаева»,
«Путачев родом донец и отличался наезд-
ничеством. При взятии Бендер траф Петр
Иванович Панин за храбрость произвел
Пугачева в значковые товарищи», «Вот
казаки решились выдать Пугачева, то он
подозвал Творогова, велел ему связать Ce-
бе руки, но не назад, а вперед. — Разве
я разбойник, говорил Пугачев» — эти и
другие подобные записи разбросаны п
страницам записной книжки.

Сохранились и другие свидетельства. ‘0

пребывании поэта в Оренбурге и окрест-
ных местах. Их много в письмах Пушки-
на к жене. В письме от 2 октября 1833
тода он писал: «В деревне Берде, где Пу-
гачев простоял 6 месяцев, имел я удачу—
нашел 75-летнюю казачку, которая пом-
нит это время, как мы © тобою по
1830 год».

Эла казачка — старушка Бунтова. В

дорожной запиеной книжке поэта находит-

ся запись ее рассказа, в котором есть та-
кая фраза:

«В Берде Пугачев был любим; его ка-
заки никого не обижали».

гучих источников вдохновения великого
поэта. Июбя свою родину и своей великий
народ, Пушкин презирал дворянско-аристо-
кратический космополитизм и вместе с Гри-
боедовым и лучшими людьми своего време-
ни восотавал против «пустого,  рабского,
‘слепого подражанья» всему иностранному.
Неемотря на преследования, на всю мучи-
тельную обстановку его жизни, он с 10у-
достью писал: «Алянусь честью, ни за что
на свете я не хотел бы переменить отече-
ство или иметь другую историю, чем исто-

`рия наших предков...».

Патриотизм Пушкина неразрывно слит с
его свободолюбием. С огромной силой в ео
творениях звучит протест против гнета
крепостничества и царекото самовластья,
Он не входил в тайные общества декабри-
стов, но и после подавления восстания де-
кабристов остался верен идеям борьбы про-
тив самодержавия и крепостнического
строя. Пушкин формировался в TOK же
духовной и политической атмосфере, в ко-
торой созревали идеи декабристов.  0Обра-
щаясь к сосланным в Сибирь декабристам,
он писал:

Не пропадет ваш скорбный труд.
И дум высокое стремленье.

Это предвидение поэта блестяще иепол-
нилось. Ленин писал о декабристах: «Их
дело не пропало».

Страстно стремясь приблизить  «зарю
пленительного счастья» — свободу и
счастье своего народа и родины, Пушкин,
однако, связывал осуществление своих на-
дежд е распространением просвещения 2B
народе, с «улучшеньем нравов». желал и
страшилея «насильственных потрясений».
В этом сказалась его известная историче-
ская и классовая ограниченность. Ho ero
пристальный интерес к революционным
движениям масс, жестокая критика крепост-
ничества и самодержавия, призыв к бесно-
щадной борьбе с ними показывают прогрес-
CHBHOCTS ето исторических воззрений
свидетельствуют, что тениальный поэт и
художник ставил, как писал Горький, ин-
тересы всей нации выше интересов одного
дворянства.

Величайшей заслугой Пушкина перед
нашей Родиной, налним народом и мировой
культурой является то, что он создал рус-
ский литературный язык, который Ленин
называл великим и могучим. Пушкин
стал родоначальником новой русской ли-
тературы, самой великой и человечной ли-
тературы в мире, «Не следует забывать, —
говорил И. С. Туртенев в речи по поводу
открытия памятника А. С. Пушкину в
Москве, — что ему одному пришлось испол-
нить две работы, в других странах раз-
деленные целым столетием и более, a
именно: установить язык и создать лите-
ратуру».

Ве всех областях словесного’ творче-
ства — и в поэзии, и в прозе, и в дра-

история нашего народа была одним из мо-

матургии — Пушкин равно велик. В нем

вскоре уехать на 2—3 месяца в мое ни- побывал в т
жегородское имение — мне хотелось бы Уральске, станицах Татищевой,. Озерной,
воспользоваться этим и с’ездить в Орен- Но самые ценные сведения он получил в]
казачьей слободе Верде — бывшей став-

Просьба Пушкина вызвала подозрение   Пугачева, ° которую ‘его соратники в
царя. 29 июля 1833 года Мордвинов, один
из жандармеких помощников Бенкендорфа,
«Ето величество...
из’явил высочайшую свою волю знать, что
побуждает Вае к поездке в Оренбург и
Казань, и по какой причине хотите Вы
оставить занятия, здесь на Вас возложен-

бург и Казань, которых я еще не видел».

Скрывая свое истинное намерение, Пуш-
кин на следующий день ответил Мордви-

«Может быть государю угодно   BHAT,
какую именно кнйгу хочу я дописать. В а oS Ms an
вым» поэт в одном из писем к жене вы- .

действительно
написал, но не роман, а повесть «Капи-
танская дочка». Однако повесть эта была
года после оконча-

что
именно история Пугачева, а не материал

места историче-

их Пушвина и вышел в свет,

1та, изучение процесса ero работы,

правдивый образ Емельяна Пугачева.

И

ый историк Пугачева

принуждают  меня  Собирая малериал о Пугачеве, Пушиин
‚ Сорочинске,

Переволоцке,

шутку называли Москвою.

Над «Историей Пугачева» Пушкин та-
ботал с ‘исключительным трудолюбием. Шо-
ражает быстрота, с которой был написан
этот капитальный труд; Нушкин приехал.
К себе в Болдино 1 октября. А к середи-
не ноября 1833: года работа над «Путгаче-
вым» была в основном уже закончена. И
тут перед поэтом встал трудный вопро —
как добиться разрешения на напечатание
шение» первоначального замысла”.

Еще в процессе работы над «Пугаче-

сказывал сомнение; ‘разрешит ли царь
было уже сделано, и оставалось сделать

прелетавить свой труд на ценворекое р8е-
смотрение царя. : р

6 декабря 1833 года, возвратясь уже в
Петербург, Шушвин посылает Бенкендорфу
одно из своих стихотворений с просьбой о
разрешении напечатать его. И в этом ‘же
письме, как бы мимоходом указывая, что
он старалея «как можно реже... утруждать
внимание государя императора», сообщает:
«я думал некогла написать исторический
роман, относящийся ко времени Пугачева,
но нашед множество материалов, я оста-
вил вымысел и написал Историю Пугачев-
щины. Осмеливаюсь просить через Ваше
сиятельство дозволения предетавить оную
на высочайшее рассмотрение»,

Драгоценная рукопись Пушкина coxpa-
Нила на cede следы царской расправы.
Царь вчитывалея в. каждое ‘слово и вы-
черкивал и исправлял все, что не нрави-
лось ему. Даже рядом < простым упомина-
нием имени старой казачки Разиной Ни-
колай [ сделал ‘приписку на’ широких по-
Jax тукописи: «Лучше выпустить ибо
связи нет © делом».

Но самое главное «исправление» царя
касалось названия труда поэта. Пушкин
озатлавил его «История Пугачева». В од-

«  НОМ из подготовительных материалов он

писал о «Пугачевской Войне». Но царь
решил иначе. Полтора месяца потребова-
лось Пушкину, чтобы написать «Пугаче-
ва». Более трех месяцев потребовалось

о  Царю, чтобы решить вопросе — как быть
с произведением поэта.

Лишь 24 марта
1834 тоха Пушкин с горечью’ ‘узнал из
письма Бенкендорфа о том, что «его. импе-
раторскому величеству благоугодно было
собственноручно написать вместо: История
Пугачева, — История Пугачевского бун-
та».

С этим искаженным названием труд
Охнако внима-
тельное чтение черновых рукописей поэ-
озна-
комление с многотисленными вариантами и
исправлениями делают совершенно ‘ясным
первоначальный замысел поэта: создать

Подполковник П, КОРЗИНКИН:

гордость

одном русская литература выросла, по сло-
вам А. Н. Островского, на целое столе-
тие.

Неизмеримо животворное влияние Пуш-
кина на все развитие русской  нацио-
нальной культуры, как и на развитие
культуры всех народов нашей ..Родины.
Гоголь, Некрасов, Тургенев, Лев. Толетой,
Горький, Маяковский признавали себя
учениками Пушкина. Творчество Шевчен-
ко, А. Церетели, Ахундова, Абовяна, Абая,
Райниса и многих других писателей и
поэтов народов нашей страны роело и 0бо-
гащалось под живительным воздействием
великого русского поэта; прекрасное твор-
чество Пушкина оплодотворило  русекую
живопись и русскую музыку. «Началом
всех начал» в русской культуре, «вели-
чайшим в мире художником» называл
Пушкина А. М. Горький.

Таким предстает перед нами светлый
облик нашего Пушкина — великого 10э-
та-художника, пламенного патриота и ево-
бодолюбца, певца братетва народов, созда-
теля нашего прекрасного литературного
языка и нашей новой литературы.

Любимый поэт В. И. Ленина, гений,
имя которото товарищ Сталин назвал сре-
ди имен величайших. деятелей русской
нации, Пушкин — наш предшественник и
современник, наш союзник и соратник в
труде и борьбе сегодняшних дней.

Он стал любимым, подлинно всенарод-
HBIM поэтом, «поэтом классическим», как
предвидел В. Белинский, «по творениям
которого будут образовывать и развивать
не только эстетическое, но и нраветвен-
ное чувство».

Бессмертное в творчестве Пушкина —
его любовь к Родине, пламенные пеени’:
свободе, призывы к братетву народов —
находит живой отклик в сердцах совет-
ских людей. Oh — наш соратник в’ борьбе
со всякими проявлениями космополитизма
и низкопоклонотва перед капиталистиче-
ским миром.

Пушкин — наш соратник в борьбе с
реакционной и человеконенавистнической
идеологией буржуазного мира.

Пушвин с нами, воветекими людьми, —
на заводах и фабриках, на полях нашей
страны, в институтах и школах, он зовет
B новым подвигам во имя счастья и сла-
вы нашей Родины. Пушкин © нами —
на кораблях и в частях, в матросских
кубриках и офицерских каютах; его вдох-
новенное слово разжигает священный пла-
мень любви к Родине в сердцах каждо-

г из нас

Пусть же ярче светит солнце пушвин-
ской поэзии! Пусть звонче раздается пес-.
ня нашего гениального поэта, помогая
нам в труде и борьбе, в строительстве,
светлого. мира, коммунизма!

М. МАРТЫНОВ;

своего труда, как. об’Яснить царю «нару-  ° _

Славный подвиг

опубликовать его работу. Но теперь ‘дело  ”

последний и самый ‘мучительный шаг —

меньшевиков и других изменникюв,

ый ФЛОТ

`Бой в Копорском, заливе

*

. Ввеной 1919 roma молодая Советская
‘республика переживала тяжелые дни, На-
чалея организованный  империалистами
Англии, Франции, Японии, США и широко
разрекламированный  Черчиллем «поход
четырнадцати государств». Силы внешней
и внутренней контрреволюции приступили
в осуществлению плана полной изоляции
и удушения Советской России. —

Анализируя сложившуюся  оботановку,
товарищ Сталин писал: «Весной 1919 19-
да против Советской России был задуман
комбинированный поход Колчака—Дени-
кина-—Юденича. Главный удар должен был
нанести Колчак, © которым Деникин наде-
ялея соединиться в Саратове для совмеет-
ного наступления на Москву © востока.
Юденичу был предоставлен  вспомогатель-
ный улар по Петрограду.

Цель похода была формулирована, в до-
кладе Гучкова Деникину: «задушить боль-
шевизм одним ударом, лишив его основных
жизненных центров — Москвы и Петро-
 трада» (И. Сталин. Соч., том 4, стр. 282).

Колчаку удалось во главе огромной ар-
мии дойти почти до Волги, но в апреле
1919 года Красная Армия нанесла ему
серьезное поражение. Вскоре началось от-
ступление колчаковекой армии TO всему
фронту.

На северо-западе нашей страны контр-
революцию возглавлял ставленник Антан-
ты генерал Юденич. Империалиеты в03ло-
жили на нею задачу — нападением Ha
Петроград отвлечь силы Враеной Армии от
Восточного фронта. Армия Юденича, ‹0з-
данная на средства англичан и французов
и поддерживаемая находившимися на Бал-
тийском море боевыми кораблями англий-
ского флота, в мае 1919 года повела на-
ступление на Петроград. Юденичу помога-
ла и финская армия.

13 мая войска Юденича начали наступ-
ление на Нарвском участке фронта. 15 мая
противник захватил Гдов, 17 мая — Ям-
бург (Кинтисени). Бойцы молодой Ерасной
Армии дрались самоотверженно и упорно,
но ‘враЁ ‘обладая численным. превоеходет-
вом и будучи лучше оснащен. техникой,
вынудил части двух наших дивизий, вхо-
  давних в 7-ю армию, отступать. Сказыва-
лась и продательская деятельность осеров,
про-

бравитихея в’ руководящие органы армии

a флота.

Враг подходил «& Derporpagy. Hag ropo-
дом нависла серьезная угроза.
  Для юрганизации отпора белым войскам
1и  интервентам Центральный Вомитет
большевистской партии и Совет Обороны
117 мая 1919 года направили на Петро-
‘традский фронт товарища Сталина. При-
быв в Петроград, товарищ Сталин
же предпринял решительные меры. На
фронт двинулись коммунисты. Дивизии
7-й армии начали пополняться питерски-
ми рабочими. Товарищ Оталин быстро лик-
видировал растерянноеть, беспошадно пре-
секая  подлую деятельность изменников,
уничтожая врагов. Решительные действия
товарища Сталина не замедлили благотвор-
но сказаться на обороноспособности Петро-
гралекого фронта.

Основная идея сталинского плана в дей-
©ствии заключалась в том, чобы укрепить
части 7-Й армии, измотать, остановить
наступавшего противника и, накопив силы,
перейти в решительное контрнаступление
< целью полного разгрома врага, Отличи-
тельная черта этого плана состояла и в
том, что сухопутные войска Петроградеко-
го фронта должны были действовать ©ов-
местно с кораблями Балтийского флота и
решать одну общую задачу — разгром
войск Юденича. В соответетвии со своим
планом товарин Сталин потребовал от Бал-
тийского флота активных действий и пред-
принял серьезные меры для укрепления
боеспособности кораблей и частей флота.

Налюмним, что весной 1919 года Бал-
тийский флот испытывал огромные труд-
ности. Большая часть его личного состава
дралась в составе сухопутных войск на
‘фронтах гражданской войны, Нехватало
топлива. Некоторые военные руководители
В связи с этим требовали еще большего со-
кращения действующего ядра флота.
Товарищ Сталин внималельно изучил поло-
жение и решительно отверг эти требова-
ния, как илущие на пользу врагу, и стал
укреплять флот. В записке В. И. Ленину

С развитием наших Военно-Морских бил
все больше ощущается необходимость в
полноценном справочном издании, содер-
  жащем исчерпывающие данные, связанные
< Флотом. Таким изданием, на наш взгляд,
должен сталь военно-морской энциклопеди-
Ческий словаь,

новом словаре следует широке 06ве-
тить достижения советской военно-морской
науки и техники, показать передовую роль
русских и советских ученых в создании и
развитии морского оружия, кораблестрое-
ния, тактики, сконцентрировать сведения
© географических открытиях наших с00те-
чественников. В ныне существующих сло-
варях эти ‘разделы или вовсе отсутет-
вуют, или крайне скудны. Новое издание
Должно стать настольной книгой каждого
Морского офицера, из которой он мог бы

`  почерпнуть достаточные сведения по всем

отраслям морского дела ¢ указанием их

сразу!

4 июня 1949 г.

4 июня 1919 года,

>

К 30-летию боя эскадренных
миноносцев «Азард» и «Гавриил»
с английскими кораблями

+>

товарищ Сталин отмечал: «Я убедился,
что наш флот превращается в действитель-
ный флот е дисциплинированными матро-
сами, готовыми защищать Петроград всеми
силами» (И. Сталин, Cov, том 4, стр.
259).

В Действующем отряде флота к TOMY
времени числились: два линейных корабля,
крейсер, два эскадренных миноносца, че-
тыре миноносца, два минных заградителя,
два дивизиона тральщиков и дивизион CTO-
рожевых кораблей. Флот располагал 20 са-
молетами. Подходы к Вронштадту © моря
прикрывались фортами и выставленным в
ноябре 1918 yoga, п приказанию
В. И. Ленина, минным заграждением.

Противник на море обладал. значитель-
ными силами. Основное ядро этих сил со-
ставляла. эскадра английского флота под
командованием адмирала Коуэна. В эскадру
входили 12 легких крейсеров, монитор, 20
эскадренных миноносцев, 12 подводных
лодок, одна авиаматка, 3 минных загради-
теля, 16. тральщиков, 7 торпедных  кате-
ров и до.30 вспомогательных судов.

С первых же дней наступления Юденича
на Петроград’ английские военно-морские
силы систематически поддерживали бело-
твардейские сухопутные войска, обстрели-
вали с моря фланг нашей 7-Й армии, при-
крывали высадку десантов.

В мае развернулись активные действия
налего Балтийского флота, которые выли-
лись в серию боев с английскими  эскад-
ренными миноносцами и подводными лод-
ками в Копорском заливе и на подходах к
нему. Эти боевые столкновения показали,
что англичане, несмотря на свое числен-
ное превосходство в кораблях, избегали
решительных сражений. Их эскадренные
миноносцы обычно маневрировали на пре-
дельных = дистанциях. артиллерийской
стрельбы, пытаясь навести наши корабли
на английские подводные лодки. Советские
моряки разгацывали уловки врата и дейст-
вовали настойчиво и смело. Они отгоняли
англичан от Копорского залива и оказыва-
ли большую поддержку своим сухопутным
войскам.

4 июня 1919 года в Копорском заливе
произошел памятный бой наших эскадрен-
ных миноносцев «Азард» и «Гавриил» с
четырьмя английскими эскадренными ми-
ноносцами и тремя подводными лодками.

В тот день противник сосредоточил на
побережье залива крупные силы и начал
наступление на правом фланге нашей 6-й
стрелковой дивизии. В 16 часов для при-
крытия фланга наших войск от обстрела
се моря были высланы в Копорский залив
«Гавриил» и «Азард».

Выйдя 38 внешнюю кромку минного
заграждения, советские эскадренные мино-
носцы пошли противолодочным зигзагом.
В 17 чаюов на дистанции около 80 ка-
бельтовых была замечена подводная лодка.

Обнаружив наши корабли, она быстро: по-.

грузилась. «Гавриил» и «Азард» увеличи-
ли ход до 20 узлов и через несколько ми-
нут увидели выходивший из залива анг-
лийский эскадренный миноносец, который
стал полным ходом уходить на вест-норд-
вест. Погоня за, ним оказалась нецелесо-
образной.

Внезапно наши эскадренные миноносцы
были атакованы у выхода из залива анг-
лийской подводной лодкой «1-55». Ona
выпустила две торпеды. «Гавриил» дал
задний ход, а «Азард» повернул влево
таранить «[-55». После залпа лодка не
смогла удержаться на глубине и веплы-
ла, обнажив рубку и часть корпуса.

Торпеды не попали в наши корабли.

«Азард» на циркуляции открыл из носо-
вого орудия огонь и © первого. же выстре-
л& добился прямого попадания в рубку
подводной лодки. «На месте лодки появил-

ся громадный столб воды не менее, чем

при взрыве мины заграждения,
цвета и видны были летящие в
обломки.

черном
воздух

суббота, № 130 (3234)

С картины худ. Бубликова и Горшкова,

*

сильный водоворот, с громадной силой Bere
ходил воздух, образуя белую пену, Мино-
носец, отведя немного руля, прошел рядом
с этим местом» (Из рапорта начальника
1-го дивизиона эскадренных миноносцев
Балтийского флота начальнику Действую-
‘щего отряда 4 июня 1919 г. «Морокой
сборник» № 6, 1939 г., отр. 54).

На траверзе. показались три английских
эскадренных. миноносца. Они быстро сбли-
жались с нашими кораблями, «Азард» и
«Тавриил» увеличили ход ив 17 час,
50 мин. на дистанции 85 кабельтовых
открыли огонь по противнику. Бой велся
на сближении. Наши эскадренные мино-
ноецы, идя противоартиллерийским виг»
загом, метко стреляли и вскоре накрыли
головной английский миноносец,

Охин из участников этого боя Ha
«Азарде» писал в своих воспоминаниях:
«Вскоре мы увидели, что один наш ена-
ряд попал. в головной миноносец англиз
чан. Грязножелтое пламя и клубы дыма
окутали вражеский миноносец. On дрог-
нул, накренилея от мощного удара и в
таком положении начал отходить Ha Ba-
пад» («Морекой сборник» № 19—20,
1939 г., ютр. 118).

В 18 час. 03 мин. английские корабли
прекратили огонь и отступили, «Азард» и

«Гавриил» по приказанию начальника
Действующего отряда возвратились в
Кронштадт. Корпуеа обоих эскадренных

миноносцев получили царапины и Неболь»
шие пробоины от осколков снарядов. Дру-
гих повреждений, а также потерь в лич
ном составе не было.

Этот бой оказал серьезное влияние Ha
укрепление обороны Петрограда ¢o eTopo-
ны моря и охладил интервентов, Анг-
лийские корабли больше не рисковали по
являться в этом районе, Балтийский же
флот все активнее действовал, выполняя
указания руководителя обороны Петрогра-
Да товарища Сталина.

Товарищ Сталин дал высокую оценку
операциям Балтийского флота в тот пе
риод и, в частности, бою «Азарда» и
«Гавриила» 4 июня 1919 года. Вернув-
шись в начале июля 1919 года 6 Петро-
традекого фронта в Москву, он поделился
с корреспондентом «Правды» своими впе-
чатлениями о положении на этом фрон-
те.

‚ «Не могу не сказать несколько лов о
флоте, заявил ‘товарищ Сталин.
Нельзя ‘не приветствовать, что Валтий-
ский флот, считавшийся потибшим, в03-
рождается самым действительным образом,
Это признают He только друзья, но и
противники. Столь же отрадно, что язва
части русского офицеретва‘— её продаж»
ность —— менее всего’ задела командный
состав флота: нашлись всё же люди, ко-
торые, к чести своей, достоинство и Н6за-
висимость России ценят выше, чем анг-
лийское золото. Еще более отрадно, что
балтийские матросы вновь нашли ©66я,
оживив в своих подвигах лучшие тради»
ции русского революционного флота. Bes
этих условий Петроград не был бы отраж-
ден от самых опасных неожиданностей co
стороны моря. Наиболее типичным для
характеристики возрождения нашего фло-
та является разыгравшийеся в июне меся-
це неравный бой двух наших миноносцев
© четырьмя миноносцами и тремя подвод-
ными лодками противника, из которого
наши миноносцы, благодаря самоотвержен-
ности матросов и умелому руководству на-
чальника действующего отряда, вышли
победителями,  потопив неприятельскую

подводную лодку» (И. Сталин. : ‘
И лин. (оч., том 4

Тридцать лет прошло со дня боя «Азар»
да». и «Гавриила» © численно превосходя“
щими силами английских интервентов.
Уроки этого боя, как и Уроки всех трех
походов Антанты против Советской Poc-
сии, сохраняют свое значение и до Hae
стоящего времени,

Закаленные в горниле Великой Отече-
ственной ° войны, руководимые гением
Сталина, советские воины зорко стоят на
страже сухопутных и морских рубежей
нашей социалистической Родины и мирно-

vf созидательного труда советокого наро»

—

На месте взрыва, до которого
только 15—20 camen, был

a

оставалось

CS

источников. При разработке словаря необ:
ходимо полностью учесть опыт Великой
Отечественной войн

Ветати, этот словарь позволит уетано-
вить единую терминологию для военно-
морских сил, торгового флота и корабле:
строительной промышленности, ибо до сих
пор существуют совершенно различные
наименования одних и тех же предметов.
Достаточно привести лишь один пример.
Вю всех учебниках по морской практике
ий в морових словарях термином «трос»
обозначаются изделия толщиной ло 330 мм
& свыше называются  канатами, В ‘обще-
союзных же стачдартах стальные тросы
названы «етальными канатами», начиная
с самых малых размеров.

Нельзя забывать, что последний Mop-
ской словарь’ был издан в. 1939 тоду —
десять лет назад. Он требует значительно-
го дополнения, учитывая развитие науки

Капитан 3 ранга Н. ИГНАТЬЕВ,

Из писем в редакцию Создать морской энциклопедический словарь

и техники ‘и опыт Великой Отечественной
войны. Вместе с тем из словаря издания
1939 года можно из’ять ряд слов техниче-
свого характера, не имеющих неносредет=
венного отношения ‘к морскому делу, &
также архаизмы и термины местного зна“
чения, ‚ Зачем, например, нашему офицеру
знать такие слова, как: Абуконь — под-
водный камень; Абня-—брашпиль:  «Адво-
кат» — крепкий чай с лимоном и ромом;
Берма — горизонтальная площадка в 0т-
косах насыпи: Бетать — держать круче и
т. д. ит, п. Необходимо добиться в новом
издании полного устранения неполноты я
неточности в /об’яснениях отдельных ©лов.

Нам кажется. что издание военно-мор-
ского энциклопедичеекого словаря — дело
неотложной важности.

Капитан 1 ранга в отставка
А. ИОССА,