5 июня 1949 г., воскресенье, № 131 (3235)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

i

Пе броне орудийной башни, над ee
грозно устремленными вперед стальными
стволами, протянуто красное  полотни-
ще. На нем крупная надпись: «Пушкин
целиком принадлежит нам, нашему вре-
мени, он-живой... Пушкин — слава и
гордость великого русского народа — не
умрет никогда».

Эта цитата из «Правды», нанесенная
на алый кумач транепаранта, напоминает,
что здесь, на полубаке славного крейсера
«Аиров», сегодня состоится пушкинский
вечер, подготовленный силами корабельно-
го экипажа.

Но когда читаешь на башне боевого ко-
рабля слова о. бессмертии поэта, думаешь
не только о предстоящем вечере. Слишком
много говорит уже самый факт появления
подобной надписи тут, у орудий крейсера.
Не замечательное ли 970 свидетельство
того, как близок и дорог Пушкин совет-
‹ким воинам, стоящим с оружием в. руках
на страже интересов Отчизны! Не чудес-
ное ли это выражение духовного благород-
ства и возвышенных идеалов защитников
натей Родины!

Вместе с0 всей своей страной моряки
храснознаменного крейсера готовились к
пушкинокому юбилею. Пройдите по Ko-
раблю, и вы увидите много подтвержде-
ний этой подготовки.

Вот корабельный клуб. Здесь развернута
сейчас большая передвижная выставка,
посвященная жизненному и творческому
пути поэта. Ее осмотрел уже весь экипаж,
HO У щитов выставки все еще толпятся
матросы. Не меньшим вниманием поль-
зуетея скромная, но любовно оформленная
активистами корабельной библиотеки фо-
товитрина «Воспетоее Пушкиным». Ona
вынесена сейчас на верхнюю палубу. Й
то один, то другой моряк останавливается
посмотреть на пейзажи Михайловского и
Тригорекого, на снимки парков и памят-
ников. окружавших Пушкина-лицеиста и
увековеченных еше его юношескими сти-
хами, на виды дорогого поэту города, ко-
торый «из тьмы лесов. из топи блат воз-
неся пышно, горделиво» и стал неизме-
римо прекраснее в наши дни. Под каждой
фотографией — строки относящихея к
этому месту пушкинских стихов. Редко кто
среди моряков не знает их наизусть. Мно-
тие, прочитав четверостиние на витрине,
тут же докламируют следующие строфы.

Пушкинские стихи можно услышать
сейчас в любом из кубриков крейсера.
Вот труппа комсомольцев-адугиллеристов
собралась. чтобы поговорить о. программе
литературного вечера, который они реши-
ли в дополнение к общекорабельному
провести в юбилейные дни у <ебя в под-
разделении. Обсуждаетея вопрое 0 TOM,
что `из произведений Пушкина прочесть
на уюм вечере.   arate

— «В Чаадаеву», — предлагает матрос
Кравченко и тут же начинает напамять
читать стихотворение, в котором ему так
близок призыв поэта Отчизне посвятить
«души прекрасные порывы»,

Но это любимые стихи не одного
Михаила Кравченко — краснодарекого-кол-

хозника, & ныне! балтийского комендора.
Началое им стихотворение подхватывает

старший матрос Александр Зудилов, В
прошлом — плотник из Тюмени. А закан-
чивает эту импровизированную  деклама-
цию старшина 2-й статьи Алексей Куту-
зов, до службы — калининекий рабочий.
Эти три военных моряка, три простых
советских человека. < таким воодушевле-
нием читающие друг другу наизусть Пуш-
кина в кубрике крейсера, заставили Hac
вспомнить одну зарубежную встречу. Года
три назад автору этих строк довелось
разговориться в Западной Германии © сер-
жантом американских
войск, прибывшим в Европу откуда-то из
Виргинии. Этот сержант считал себя обра-
зованнее всех своих товарищей: oH He
только из’яснялея по-немецки, HO и был,
как он сам выразилен, «без пяти минут
врачом», не успевшим лишь из-за мобили-
зации сдать последние экзамены и полу-
чить диплом. Несмотря на все это, он 00-
наружил полнейшее незнакометво с лите-
ратурой его собственной страны. Ему ни-
чего не говорили имена Уота Уитмена,
Эдгара По, Теодора Драйзера. Он не при-
помнил ни одного произведения Марка
Твена и мог назвать в качестве своих лю-
бимых книглишь несколько пошлых буль-
варных романов. Как убог культурный
уровень такого «образованного» американ-
па в сравнении с богатым духовным ми-
ром наших солдат и матросов!
„ Спросите на крейсере «Киров» десятки
рядовых моряков, когла они познакоми-
лись @ произведениями Пушкина. Ответ
будет неизменный: © раннего дететва, ©
первых школьных лет. Й почти кажды
добавит. что он продолжает время от вре-
мени перечитывать давно знакомые пуш-
кинские творения. Вновь и вновь 0бра-

шатья к ним сделалось для большинства

моряков крейсера душевной потребностью,

которая особенно сильно проявляется сей-

час, в юбилейные пушкинокие дни,
Очень правдиво показана эта TATA

бельного поэта старшего матроса
Самебнова:
В уютном кубрике матросском
„ В часы вечерней тишины
Читают пушкинокие строки
От юнги все до старшины...

Тазарь
В

наюколько
заглянуть

Чтобы ‘ убедиться,
Самсонов прав, достаточно
корабельную библиотеку.

В 6 книжном фонде почти 200 пуш-
кинских томиков, в Том числе пять КоМ-
плектов полного собрания сочинений 1п09-
та. И этого солидного запаса едва хватает
для удовлетворения читательских требова-
ний.

Только < 5  по 25 мая моряки крейсера

взяли из библиотеки 102 книги A, ©.
Пушкина. При этом надо помнить, что В
условиях тесного и дружного корабельного
общежития ‘почти никогда He бывают, чтобы
принесенную в кубрик книгу прочел тоть-
хо олин человек. Как правило, онз не раз
переходит из рук в руки. прежде чем 303-
вращается в библиотеку. Значит, в Дейет-

оккупационных.

Пушкину в бесхитростных стихах Ropar
Лазаря

м

Пушкинский вечер на краснознаменном крейсере «Киров». Выступает старший лейтенант В, Лепетухин,

вительности не 102 человека, а гораздо
больше читали и перечитывали Пушкина
за эти недели на крейсере «Виров».

Да разве учтешь всех читателей, если
не только на полочках каждой офяцерекой
каюты, но и во многих матросских рун-
дучках есть, помимо библиотечных, книж-
ки Пушкина, принадлежащие самим моря-
кам. И это всегда — любимые книги.
некоторыми из Них связаны у их вла-
делъцев волнующие воспоминания,

Старшего матроса Николая Глухова
военная судьба занесла з свое время да-
леко в Германию. Там, вдали от Родины,
солдат одного из подразделений Советской
Армии подарил моряку в знак дружбы
брошюрку. с пушкинской повестью «Вы-
стрел». первой из «Повестей Белкина».
Какой это был дорогой подарок на чужбя-
не! До сих пор бережно хранит ето Ни-
колай Глухов в своем рундучке.

Мы просматриваем в библиотеке чита-

‘тельские карточки. Они отражают широкие

и многогранные культурные запросы Cero-

дняшнего советского Воина, отражают его.

любознательность, жадность в знаниям,
Более 320 книг взял в корабельной.
библиотеке за годы службы старшина 2-й
статьи Юрий Лохов. Тут и политическая
литература, и русские классики, и пройз-

`ведения лауреатов Сталинских премий, и

последние номера литературных журналов.
Тургенев и Чехов. Бальзак и’ Стендаль,
Шолохов и Павл@нко, Полевой и Ажаев и
много других писателей были спутниками
досуга BoéHHoro моряка Лохова за эти го-
ды. вновь и вновь появляется в ето
читательской карточке имя великого Пуш-
кина. Юрий Лохов перечитывает «Онеги-
на», возвращается к пушкинокой прозе,
еще“и еще’ раз берет томик ето стихов,
читает новые книги 09 жизни поэта.
Характерно это и ‘для десятков других
читателей,  «Перечитывая Пушкина, я
каждый раз нахожу в его творениях новое
очарование», — товорит матрос. Чибиряк.
Комендор-зенитчик Селиванов признается,
что ему трудно оторваться от «Евгения
Онегина». Другой артиллерист, придя В
библиотеку, просит разрешить подержать
пушкинский томик сверх установленного
срока. «Жалко расставаться ¢ этой книж-
кой». — говорит матрос. И убеждает биб-
лиотекаря, что общее правило, по которо-
му читалелю  выдаетея сразу лишь одна
книга художественной литературы, не дол-
жно распространяться на произведения
Пушкина: ведь в них хочется заглянуть ‘и
в те дни, когда читаешь книжку другого
писателя!
  He перечислить всех тех‘ в команде
крейсера, кто привык постоянно обращать-
ся к пушкинским творениям, кому достав-
ляет наслаждение перечитывать их, слу-
шать по радио, читать велух друзьям!
Моряки «Кирова» любят Пушкина
то, чем дорог он всему нашему народу: за
пламенный патриотизм и могучую веру В
великую судьбу своей Родины, за ©вобод-
ную и мятежную душу, не покорившуюся
царям и их сатрапам, за непревзойденный
по силе и выразительности язык его тво-
рений, за чудесное многообразие отражен-
ных в них человеческих чувств. Здесь, в
экипаже боевого корабля, каки в. любом
другом‘ коллективе советеких людей, его
любят и чтут за то, что слова, вышедшие
более века тому. назад из-под его’ вдохно-
венного пера. звучат в наши дни He Толь-

личественнее. о
проявлений находит эта
к великому русскому

Множество
матросская любовь

чер Ha краснознаменном крейсере.

Кого не волнует вид большого боевого
корабля, когда весь его экипаж собирается
на полубаке, когда синие Фланелевки и
толубые воротнички. оттеняющие загорелые
лица матросов. заполняют здесь все про-
странство от борта до борта, окружая, сло-

вно живое человеческое море, стальные
громады орудийных башен!  Торжественно-
стью и мощью веет от. этой
боевото коллектива советских воинов, стоя-
ших плечом к плечу.
(такими сборами на полубаке, берущи-
ми начало от матросских митингов револю-
ционных лёт, связаны для каждого кора-
бельного экипажа самые значительные с0-
бытия в жизни стоаны.
рались так и моряки «Кирова», чтобы, вы-
разить свое одобрение действиям родной
советской власти, отметить знаменательные

годовщины, продемонстрировать свою готов-

ность & защите, Родины, ,
Й вот. вновь собрался’.

сера. на. полубаке” своего корабля, под _гроз-

за.

ко с прежней силой, но еще громче и ве-:

поэту. Ярко отразил ее и пушкиневяй 88-1

картины.

Сколько раз соби-

ными стволами его орудий. На этот раз с0-
брался дяя того, чтобы говорить здесь 0
Пушкине, внимать его бесомертным стихам!
_ Если бы зарубежные господа, оголтело
бряцающие оружием и грезящие новой
войной, были способны понимать источники
нашей силы, их, быть может, о многом за-
ставил бы призадуматься один такой мат-
росский вечер. Ибо непобедима страна,
непобедима армия, где всей массе рядовых
бойцов так дорог национальный гений.

Нартия большевиков, научившая совет-
ских людей гордиться всем, чем могуча и
славна наша Отчизна, привила каждому
советекому воину чувство ответственности
за защиту и родной земли и всего духов-
ного достояния‘ нашего народа. Партия по-
могла миллионам советских людей познать
вее-величие: Пушкина, найти в ето твор-
честве могучие: источники  нажиональной
гордости, новых душевных CHI.

Недаром в.дни боев за Родину заветно-

му пушкинекому томику находилось место
в веневом` мешке советского пехотинца, в
громьхающем танке, в отсеке. подводной
лодки: oe eS
`’’ Он вмёесте с нами воевал.
‘On рядом шел в строю походном.
Стихом, кав нулей, поражал.
> Врагов страны моей свободной! —

sep oy STEEN } Е
Эти строчки взяты из стихотворения

матроса Александра Батасова. прочитанного

им собравшимся на полубаке товарищам.

Стихотворение‘ называется «Пушкин с на-
ми». Так можно было бы назвать и весь
пушкинский вечер на крейсере  «Виров».
Именно в этом его идея!. ae
Весьма показательно, что при подготов-
ke вечера, в программу которого вошло не-
сколько докладов о творчестве Пушкина, на
корабле не возникло ни малейших затруд-
нений в подыскании докладчиков. И cpe-
ди офицеров и. среди старшин сразу же
нашлось достаточно людей, способных ква-
лифицированно осветить ту или иную 00-
лаеть пушвинского творчества. Й каждый,
кому. поручалось выступление, принимал
это, поручение, с величайшей готовностью.
..Два года назад офицер Василий Лепе-
тухин поступал в. одно из высших учебных
заведений, заочную учебу в котором он ус-
пешно. продолжает поныне, На экзамене по
литературе из нескольких предложенных
тем он выбрал ту, которая касалась Нуш-
кина, Василия Лепетухина привлекала в
этой теме возможноеть высказать давно

‘занимавшие его. мысли о Пушкине-граж-

данине, Пушкине-патриоте. И работа воен-
ного моряка оказалась настолько глубокой
и содёржательной, что получила оценку,
He предусмотренную  экзаменационными
правилами: «блестяще».

Сегодня вступительным словом старшего
лейтенанта Лецетухина о великом поэте ве-
ликого народа’ открывается пушкинский ве-
чер на крейсере. Чувство гордости за совет-
ского человека охватывает при мысли,
что это не литературовед, не профессионал-
пушкинист дает такой глубокий анализ
творчества Пушкина, говорит о его вели-
чии с такой убежденностью и. страстью.

«Пушкин и Родина» — такова тема до-
клада офицера-артиллериста капитан-лейте-
нанта Строчкова, выступающего вслед за
Лепетухиным. Ero речь неоднократно пре-

рывают одобрительные восклицания
аплодисменты. Матросы аплодируют пуш-
кинским словам о том. что «Россия вошла
в Европу, как спущенный корабль, — при
стуке топора и при громе пушек». Горя-
чий отклик встречает с чувством прочитан-
ный докладчиком отрывок из стихотворения
Пушкина «Клеветникам России». так по-
современному звучащий в наши дни: —

И ненавидите вы нас...

За что ж? ответствуйте; за то ли, _
Что на развалинах нылающей Москвы
Мы не признали наглой воли _
Toro, под кем дрожали вы? :
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир,

Й нашей кровью искупили
Европы вольность. честь и мир?

Вы грозны на словах — попробуйте
на деле!

И снова гремят на палубе крейсера ап-
лодисменты, покрывая заключительные сло-
ва офицера Строчкова: «Пушкин и Ро-
дина! Какой глубокий смысл заключен для
каждого из нае в этих словах и как нераз-
рывно связаны они друг © друтом!».

0 Пушкине как певце русской военной
славы говорит корабельный врач старший

‚ лейтенант Николаев. Он напоминает вели-
  чественные батальные сцены

«Полтавы»,
читает строки из «Шира Петра Первого»,
посвященные историческому  параду pyc-
ских кораблей перед петровеким ботиком,
навстречу которому вышел «всей семьей
Ham юный флот». Матросы слушают во-
сторженные строфы, сложенные Пушкиным
«перед гробницею святой» полководца Ву-
тузова. И другие — еще юношеекие, но
такие волнующие строфы,  воспевающие
русскую доблесть в годину Отечественной
войны двенадцатото года:

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны:
Восстал и стар и млад, летят на дерз-
новенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещци, тиран! Уж близок час
паденья!
узришь
богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть
в пылу сраженья .

Ты в каждом ратнике

За Русь...

Эти строки, обращенные поэтом к про-
шлому, нашли еще более яркое подтверж-
дение в будущем. В памяти свежи недав-
ние грозные годы, когда новый враг. возо-
инивший себя вторым Наполеоном, посяг-
нул на свободу и честь нашей Родины. И
слова поэта совпали тогда с веленьем
сердца каждого защитника советской От-
WH3HEI.

Вот сидит бывалый воин мичман Алек-
сей Иванович Воронцов. Эти самые‘ стихи
доводилось ему слушать, когда был он
старшиной Ha батарее, ° стрелявшей из
Кронпегадта по захваченному немцами рай-
ону Петергофа. Был среди моряков-артил-
леристов учитель Петр Назарцев, большой
знаток и любитель Пушкина. Служил там
заряжающим ‘и другой страстный почита-
тель великого русского поэта матрос Ба-
сыр Бекмансуров, казанский татарин. И
нерелко. котла наступал чае затишья, то

весв. экипаж. крей-

Витрина «Воспетое Пушкиным» ива палубе краснознаменного

крейсера «Киров».
‘Фото А; Межуева,

` Фото А. Межусва.

и  Петр, то Басыр прямо y орудий читали

Пушкина друзьям, пока вновь нё раздава-
лась команда: «К бою!». Но и среди гро-
хота залпов звучали в сознании моряков
ки OB. eyes
охватывают и
главного старшину Коренкова. Он видит
свой крейсер в дни. ы. денинерада.
Корабль стоит на Неве, закамуфлирован-

ный под цвет набережной, словно слив-

шийся с великим городом, безраздельно
связавший с ним свою судьбу. От боевых
постов не отходят орудийные расчеты. И
тут же, на боевом посту, командир автома-
та Николай Онопов декламирует пушкин-
ские стихи. Матросы слушают и емотрят
на величественную панораму города, кото-
рый теперь вверен им под защиту. Вместе
© этим городом они защищают or фаши-
стоких варваров самого Пушкина — ‹л8-
ву и гордость” евоего народа!

Ha сигнальном мостике;  облеженном
хлопковыми кипами для предохранения
людей от осколков, постоянно находилась
тотда рядом с вахтенными. отдыхающая
подвахтенная смена, aa зачитывалиеь
Пушкиным сигнальщики Простокишин, и
Гришин. Bo время одного. из вражеских
налетов Гришина ранило. нм отлушил
его, ударив по каске, рассев щеку, мел-
кие кусочки металла внились во трудь.
Перевязанный тут же наслюету, матрос
стал на вахту, никому не с уступив евоей
очереди. А рядом, на мостике; над которым
визжали осколки вражеских 60мб, лежал
томик пушкинских стихов. о

Да, Пушкин был с нами в дни грозных
боевых испытаний. Засвидетельетвовать. это
могут даже. самые молодые ‘участники: се-
тодняшнего вечера. ie SOAR

Матрос Прокофьев; недавний юнга, кото-

старшины 1-й статьи Головина «Пушкин
и Ленинград» отрывком из «Медного ‘всад-
ника», провел в осажденном Ленинграде
всю блокаду. На глазах ус него, тогда еще
подростка, умирали его’ родные. В желез-
ной печурке, служившей» единственным
очагом тепла в квартире, ‘горела мебель и
старыё книги. Но- ничья ‘рука не подня-
лась на пушвинсвие творения. Голодный
мальчик перечитывал их у огня, находя в
бессмертных стихах поэта источник муже-
ства и силы. Уходя потомово флот, в шко-
лу юнгов, он оставил на цамять своему
лучшему другу блокнот, ‘куда’ выписывал
слова Пушкина, особенно  запомнившиеся
ему в тяжелые дни. <

И когда теперь Юрий’ Прокофъев взвол-
нованно произносит заключительные слова
продекламированного ‘им ‘отрывка: ^^

Врасуйся, грах Петров, ис:стой

этих слов потрясала душу юноши, помогая

тания. НЕ rae
Вак радостно сознавать, что такие вот
советекие юноши, росшие в трудные го-
ды, выросли, несмотря ни на что, не не-
учами, не невеждами. В. дни смертельной

ны партия и народ продолжали. заботить-
ся 0 том, чтобы молодое. поколение. приоб-
щалось ко всем богатетвам социалиетиче-
ской культуры. Молодому матросу  Про-
кофьеву знакомы не только. творения Пуш-
кина, но и книги других русских класеи-
ков, лучшие произведения советекой лите-
фатуры. Ему знакома мусская классическая
музыка. Как тут снова не вепомнить аме-
риканекого сержанта из Виргинии, не зна-
ющего даже имен передовых писателей
своей собственной страны! А ведь в Вир-
гиний не падали бомбы, не рвались на
улицах городов немецкие снаряды, там не
было голода и холода блокады.

Советский строй, партия большевиков
открыли для Юрия Прокофьева и для мил-
лионов других таких юношей все культур-
ные сокровища, накопленные предыдущи-
ми поколениями, но недоступные прежде
простым людям. Только советский ©трой
сделал достоянием каждого такого юноши и
весь чудесный мир пушкинокого  творче-
ства.

Из рядов выходит моряк 60 смуглым,
восточного: склала лицом. Он улыбнулся и
начинает читать стихи. Не. многим тут
понятны их олова, ‘HO залушевноеть в. го-
досе чтеца и звучный, немного гортанный
язык, навевающий смутное представление
0 просторе древних ‘степных, кочевий, за-
ставляют веех внимательно велушиваться.

Моряк — это матрос-зенитчик Шаишидт
Калматанбетов —* делает паузу и продол-

жает уже по-русски:

‘ший лейтенант Медведев

рый выходит сейчас на  вередину полуба-
кд, чтобы проиллюстрировать выступление

са

— Я прочел вам отрывок из’ стихотвоч

рения «К Чаадаеву» на моем родном Ra
_ захском языке; на котором я внервые уз-

налои полюбил произведения Пунткина. Их
переводил еще великий казахский поэт
Абай, но лишь при советской власти они
смогли стать достоянием всего народа. Мне
самому довелось впервые познакомить 6.
пушкинокими творениями моего отца. За-
то все мои сверстники знали UX. ye ¢
раннего детства. У нас на корабле около
десяти матросов и стариьин казахов. И все
мы, как и советские люди любой другой
национальности, познакомились с Пушки-
ным еще на школьной скамье, чтим ето и
гордимся им, знаем многие из его стихов
наизусть.

Й снова звучат по-казахеки пушкин-

ские строфы, которыми Шамшидт Калмае
ганбетов заканчивает свою речь.
_ Особенно дружными аплодисментами на-
традили матросы этого оратора. А затем,
как напоминание о пророчестве поэта,
сбывшемея в стране социализма,  разда-
лись слова «Памятника», мастерски про-
чтенного матросом Батасовым:

Слух 060 мне пройдет по всей Руси

великой,
Й назовот моня всяк сущий в ней
ЯЗЫК...
« &.,
©.)

Вечер окончен. ‘Последний оратор стар“
заключил Boe
выступление теми же словами о бессметр-
тии великого поэта, которые все эти ча-
сы привлекали взоры на ‘броне орудийной
башни: «Пушкин принадлежит нам, наше-
му времени».

Матросы расходятся < полубака. Любовь
в Пушкину, живущая в каждом из них,
стала чувством еще. более сильным, белее
осознанным.

Ни для кого тут не были новыми услы-
шанные сегодня пушкинсвие стихи. Ког-
да один из декламаторов, читавший. ети-
хотворение «В Сибирь», волнуясь, забыл
начало строфы, товарищи хорум подсказа-
ли ему нужное слово. Слушая чтеца, они
вместе с ним мысленно произносили дав-
но запавшие в душу строки. Так все мы
слушаем Пушкина. Ну < каждым разом мы
все глубже проникаемся его творениями,
находим в знакомых созвучиях слов все
новые оттенки мысли. И как часто мы 0б-
наруживаем, что мысль великого певца
внятно перекликается с тем, что волнует
нас сегодня! :

Недавно в одном из кубриков крейсера
ЕТО-то из матросов наугад раскрыл томик
пушкинеких стихов. Внига открылась н% _
стихотворении, которое начинается елова-
МИ:

_ Шоечанка верная! ие плачь, — он _
пал героем...
‚Свинец врага в его вонзился
трудь..;

Матрос припомнил, что когда-то давнб

Гуже читал эти стихи, но тогда они не про-

извели’ на него такого ‘впечатления; А те-
перь моряку на мгновение представилось,
что это относится к нынентним событиям в
Греции. Строки, навеянные Пушкину гре-
ческим восстанием против иноземных по-
работителей сто двадцать лет назад, зву-
чали как обращение к вдове греческого
партизана, павшего за свободу своей ро-
дины в’ наши дни. :
Пораженный этим, Матрос стал читать
«тихотворение вслух, все больше воодущев-
ляясь им, и < нескрываемым волнением

Неколебимо как Россия, Е ПЕЧИ

чувотвуешь, что жизнеутверждающая сила,

ему вынести выпавшие на его. долю. иИсПы-.

борьбы за самое существование их: Роди-.

произнес последние слова:

Он в ‹сечу ринулся — и падши
совершил
Великое, святое дело.

АЖогда он кончил, другой” матрос, взяв
со стола свежую газету, громко прочел те-
леграммы о боевых действиях греческой
Демократической армии. И всем  показа-
лось. что это е6 благословляет ° великий
русекий поэт на «великое, святое дело».

0б этом маленьком’ эпизоде не было
рассказано на пушкинскоу вечере. Если
бы даже продлить его еще на много часов,
все равно нехватило бы времени сказать
060 всем, что связывает и роднит экипаж
корабля с великим поэтом. В жизнь каждо-
Го советского воина, каждого советекого че-
ловека Пушкин вошел как нечто неотдели-
м0е от нас самих, как неот’емлемая части-
ца нашего ощущения Родины.

..В тот же день, после вечера нь полу-
баке, мы разговорились о Пушкине со
старшим  инженер-лейтенантом Виталием
Колосовым. Пушкин был его ‘спутником,
другом, наставником и в родном Галиче—
тихом старинном городке, и в морском ин-
женерном училище, — под воспетой поэтом
«алмиралтейской иглой», и в землянке на
передовой ‘Карельского фронта. Ваки у
уножества друтих людей, впечатления от
пушкинских творений, мысли о них пере-.
плелись в его сознании с воспоминаниями:
0-: собственном жизненном пути. Стихи
поэта о лицейских‘ годовщинах ‘воегда на-:
поминают ему. товарищей по училищу. А.
строчка из «Медного всадника» 06. «arma
ралтейской  игле» стала. неотделимой от
радостных переживаний того дня, когда’
куреант Колосов, провоевавший три года
на сухопутном фронте, вернулся в УЧили-”
ще, чтобы закончить кур и стать кора-
бельным инженером.

Давно уже прозвучал полуночный бой
кремлевских курантов, донесенный на
Ерейсер радиоволной. Но молодой ‘офицер
все продолжал перебирать в памяти милые
сердцу пушкинские образы и строки.

Нах Балтикой царил «прозрачный сум-
рак, блеск безлунный» вступающей в свой

права белой ночи. В сказочном ее очафо-
вании, волновавшем когда-то душу  вели-
кого поэта, хорошо думалось о том, как
много значит Пушкин для каждого из Hac,
И о том, что лишь в Советекой, социали-
отической стране гениальный. поэт мог.
стать таким близким миллионам людей,
так обогатить их духовную Жизнь.

Капитан 3 ранга Н. ЛАНИН.
Краснознаменный крейсер «Киров».
Балтийский флот,

(Спец. корр. «Красного Флота»).