№ 132 (3236)

За нашу Советскую Родину!

_7 июня 1949 г., вторник

i австречу ню
Военино-Морекого
Флота

Приближается День Военно-Морского
Флота. Установленный десять лет назад
Центральным Комитетом Всесоюзной Ком-
мунистической партии (большевиков) и 69-
ветеким правительством «В целях мобили-
зации широких масс трудящихея вокруг
вопросов строительства Рабоче-Врестьян-
ского Военно-Морского флота Союза ССР и
стоящих перед ним задач», этот день стал
традиционным веенародным праздником.

Ежегодно в конце июля наша страна —
великая сухопутная и морская держава —
чествует своих военных моряков, отмечает
их заслуги в борьбе против иноземных 38-
хватчиков, напоминает воинам флота о
возложенных на’них ответственных и 6л8-
тородных задачах. Советский налод, народ
терой, народ-строитель, напод-мореход. ‘де-
монстрирует свою непреклонную волю к
укреплению морского могущества нашей
социалистической Родины. В этот ‘день
матросы, старшины и офицеры кораблей и
частей. нашего флота подводят ‘итоги  Ha-
пряженной боевой учебы. Истолненные
чувства благодарности партий Ленина —
Сталина, советскому правительству и воем
трудящимся нашей страны за  отеческую
заботу о первоклаесном вооружении, осна-
щении и снабжении военных моряков. они
выражают свою готовноеть отдать вое си-
лы дальнейшему укреплению могущества
Советского Союза.

С каждым годом традиционный флотский
праздник становится все более ярким и
радостным. Родина ната гигантекими ита-
тами движется по пути, начертанному
товарищем Сталиным.  Величественные
побехы советского народа во всех областях
промьшиленности, сельского хозяйства,
науки, техники и культуры служат неис-
сякаемым источником вдохновения длЯ
воинов флота. Исполненные  патриотиче-
ского стремления © достоинетвом и честью
выполнять свою историческую миссию,
матросы, старшины и офицеры ‚ревностно
несут службу, совершенствуют свои воен-
ные знания,

Подготовка ко Лню Военно-Морского
Флота совпадает с развертыванием ‘летнего
периода боевой учебы — наиболее благо-.
приятной поры для совериенетвования
практической выучки военных моряков.
Задача состоит в том, чтобы на основе до-
ститнутых результатов, полностью. исполь-
зуя каждый летний день, каждый час нла-
вания или пребывания на рейде, неустан-
но двигаться вперед, подниматься на новые
и новые стуцени боевого мастерства.
Berperats День Военно-Морского Флота
новыми серьезными успехами в боевой и
политической подготовке — на это должны
быть целеустремлены усилия личного 60-
става кораблей и частей.

‚Непрерывный робт количества  передо-
вых воинов, умножение числа отличников
боевой и политической подготовки — един
из первых показателей плодотворной дея-
тельности командиров,  политработников,
партийных и комсомольских организаций.
Отличники по ‘праву являются. горлостью
корабля или части, передовыми борцами за
общий под’ем выучки личного состава. Ha
многих кораблях имеется уже немало Ooe-
вых постов, тде весь личный состав —
отличные воины. Надо и впредь настойчи-
во выращивать подлинных мастеров флот-
CRUX профессий, умножать число отличных
отделений, расчетов, подразделений. Bee
коммунисты и комсомольцы должны стать
передовыми воинами и увлекать своим
примером остальных’ моряков.

‘Нужно постоянно помнить указание
товарища Сталина о том, что никакие ус-
пехи в обучении и воспитании личного
состава немыслимы без крепкой воинской
дисциплины. Необходимо воснитывать У
воинов флота непримиримое отношение к
нарушениям дисциплины. предупреждать
проступки, искоренять причины, их порож-
дающие. Диспиплинарная практика коман-
диров должна подкрепляться массовой по-

л0-американских империалистов.
ляют нас быть на-чеку,
постоянной боевой готовности.

литической таботой партийных и
мольских организаций. .

День Военно-Морского Флота не за го-
рами. Уже сейчас следует широко развер-
нуть раз’яснительную работу среди’ лично-
го состава кораблей и частей. С помощью
испытанных средетв большевистской аги-
тации и пропатанды нужно раз’яснять
военным морякам - значение Военно-Мот-
ских Сил в общей системе защиты госу-
дарственных интересов Советского Сою-
за — великой морской державы, роль
флота как верного помощника Советской
Армии. Необходимо полностью раскрыть в
беседах и лекциях огромную работу боль-
шевистской партии по созданию и укреп-
лению морского могущества нашей Роди-
ны, показать на фактах и примерах, что
«первым инициатором и вдохновителем
строительства большого флота, ‘морских
вооруженных ‘сил Советского Союза, так
же как и инициатором и вдохновителем
всех наших дел, больших и малых, всех

ROMCO-

наших успехов и mote, B разрешении за-

дач социалистического строительства, яв-
ляется товарищ Сталин» (А. А. Жданов).

Большое место в подготовке ко, Дню.
Флота должна занять ‘пропаганда славной
истории, хоблестных боевых и революци-
онных традиций отечественного ‘флота.
Рассказы о замечательных победах наших
моряков, их географических открытиях, 0
приоритете русских и советских ученых в
кораблестроении, в Фоздании основных ви-
дов морского оружия и технических
средств; в разработке нашими’ соотечест-.
венниками наиболее передовых методов. ве-
дения морского боя будут способствовать

воспитанию у матросов, старшин и офице-

ров чувства советской национальной гор-

дости. Наряду с этим необходимо раз’яс-
нять морякам,
встречаем нынешний День Военно-Мореко-
ro Флота. напоминать о том, что происки

в какой обстановке мы

похжитателей новой войны из лагеря анг-
застав-
находиться В

’В подготовке ко Лню Военно-Морского

Флота должны быть наиболее продуктивно
использованы ‘все формы и ередства ати-
тации ий пропаганды —^ беседы, лекции,
наглядная агитация, тематические вечера,
рахио,
тельность. Пора по-настоящему включить-
ся в эту большую работу Домам офицеров.

печать, художественная ‘самодея-

и матросским клубам. Не теряя воемени,

нужно приступить к организации и про-
ведению массовых спортивных соревнова-
ний в честь всенародного флотского празд-
ника. При этом начинать следует не

больших масштабов, a ¢ соревнований

между кораблями, привлекая для участия
в них возможно большее число

военных
моряков. у ‘
Не следует забывать о кровной обязан-
ности военных моряков помочь в под-
готовке и проведении празднования Дня

Военно-Морского Флота местным  партий-

ным. комеомольским ‘и досфлотовеким ор-
танизапиям. Для выступлений Ha пред-
приятиях, в колхозах, учебных заведениях
следует выделить наиболее подготовленных
пропагандистов. 06000е внимание нужно
обратить на подбор докладчиков и бесед-
чиков Для массовой работы среди’ молоде-
жи. Большой популярностью среди населе-
ния примореких городов в прошлые годы
пользовались выставки и витрины, пока-
зывающие боевую технику флота, службу
и жизнь военных моряков. Массовая ра-
бота среди трудящихя — важнейший
раздел подготовки ко Дню Военно-Морского
Флота. ee т

‚ Достойно ветретить наш традиционный
праздник — © этой мыслью должен сей-
часе учиться и нести службу каждый
военный моряк. А это означает — 063у-
пречно выполнять свой воинский долг,
высоко держать честь и достоинство со-
ветекого воина, быть образцом ‘организо-
ванности и дисциплины, отдавать все
свои знания и силы Ha благо нашего
Отечества, .

Указ Президиума Верховного Совета CCCP

О присвоении звания Героя Социалистического Труда
звеньевой подсобного хозяйства № 2 Уралмашзавода
им. Орджоникидзе Министерства тяжелого машиностроения
Лукиной В. С.

В соответствии © Указом Президиума
› Верховного Совета СОСР от 17 сентября
1947 тода за получение высокого урожая
картофеля при выполнении подсобным хо-
зийством плана, сдачи государству сельеко-
хозяйственных продуктов в 1948 году и
обеспеченности семенами всех культур в
размере полной потребности для весеннего
cepa 1949 гола присвойть звание Героя

Председатель
Секретар

Москва, Кремль. 4 июня 1949 r,

Социалистического Труда с вручением ор-
дена Ленина и золотой медали «Серп и
Молот» звеньевой подсобного хозяйства
№ 2 Уралмашзавода имени Серго Орджо-
никидзе Министеретва тяжелого машино-
строения Лукиной Вассе Степановне, по-
лучившей урожай картофеля 509,4 цент-
нера с гектара на площади 3 гектара.

Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
ь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

—ы———

Первый хлеб — государству

НУРАТА (Самаркандская область), 6 ию-
ня. (ТАСС). Отменный урожай зерновых
вырастили хлеборобы. Цуратинского райо-
ва. Во многих колхозах началась косовипа
озимого ячменя. В
Ахунбабаева бригады Саидова,

вельхозартели ‘имени

Татаева намолачивают до 240 пудов зерна
с гектара.

Хлеб первого обуолота немедленно от-
правляетея государству. Волхозы имени
Оталина, ‘имени Фрунзе, имени Ахунбабае-
ва доставили на

©

ГАЗЕТА ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ
(ОРГАН МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР)

] Фадеев.

заготовительные пункты
Рузыева и первыю сотни пудов зерна нового урожая.

Oy

ЦЕНА 20. KOH:

TOPE TBGHHOG

6 июня Москва’ вместе со всей страной
торжественно отпраздновала 150-летие со
дня рождения великого русского поэта
Александра Сертеевича Пушкина. Юби-
лейные торжества, открывшиеся в воскре-
сенье митингом у памятника Пушкину,
продолжались в клубах и Дворцах вуль-
туры столицы, в парках культуры и от-
дыха, ге побывали сотни тысяч москви-
чей, отлавших дань уважения великому
поэту; ,

Вечером 6 июня в Большом театре соб-
рались представители литературной обще-
CTBCHHOCTH столицы, <тахановцы MOCKOB-
«ких предприятий, деятели науки и ис-
кусства, офицеры и генералы  Советекой
Армии, делегации братских союзных рес-
публик, зарубежные гости,

Пушкинекий юбилей превратился в
подлинно военародное празднество, в ко-
тором приняли Участие не только литера-
торы, но и представители птирокой совет-
ской общественности — рабочие; учите-
ля, студенты, инженеры, ученые, люди
всех возрастов и профессий,

Среди участников заседания видные

Торжественно и радостно отмечают народы
нашей страны’ 150-netue co дня рождения
Александра ‘Сергеевича   Пушкина — великого
народного поэта, гения русской и мировой.

литературы.

чаболание в

дущее. Нашему сердцу отвечает патрио-
тизм Пушкина, его любовь к родной стра-
He, потому что освобожденный oT пут
экеплоатации наш народ кровно связан 60
своим Отечеством, созданной нашими ру-
ками страной социализма.

Тов. Фадеев говорит 06 ответственных

H почетных задачах советских писалетей,

которые должны шире и глубже овладе-
вать передовыми знаниями и богатствами
культуры, смелее и настойчивее пиурмо-
вать сияющие вершины творчества, учить-
ся мастерству, черпать полной  пригорш-
нею все самое лучшее из сокровищницы
нароха-творца. Нало быть BO BCeM и
всегда ` новаторами-революционерами,
образователями мира, подобно ‘великим
учителям ‘народа Ленину и Сталину!
Слово для доклада о 150-летии со. дня
рождения Пушкина предоставляется. писа-
телю В. М. Симонову.
— Мы празднуем сегодня 150-летие со
дня рождения величайшего русского поэта,
великого писателя, критика и деятеля рус-
ской литературы Александра  Серпеевича
Пушкина, — товорит тов. Симонов,
Мы не просто отмечаем этот день, мы

деятели науки, литературы и искусства—
‘президент Академии наук СССР С. И. Вз-
вилов. писатели — Л. М. Леонов, Н. 0.
Тихонов, №. М. Симонов, А. А. Сурков,
В. В. Витшневокий, Б. Л. Горбалов, А. В.
Софронов, В. М, Кожевников, президент
‘Академии художеств ССОРА. М. Тераси-
‘мов, генеральный секретарь Союза. совет-
ских композиторов Т. [. Хренников и дру-
EAB? et : “aa
Присутетвуют многочисленные TCTs,
прибывшие из бралеких союзных респуб-
лик и из зарубежных стран. Здесь нахо-
дязся представители Украинской ССР —
А. Палладин, П. Тычина, А. Пидоуха,

Азербайджанской ССР — М.Р. Гусейнов,

Д. Касарик, Белорусской CCP — М. Танк,

A. Caxrxos, Tpysunero& CCP — -B. dtren-} Neo
  :
  тературы. Он создал первый в русской и

ти. Казахской СОР — М. Ауззов, Узбек-
ской OCP — Г. Тулямов, 3. Исраилова,
И. Султанов, Тураб Тула, Армянской OCP
Г. Борян, Г. Григорян, Карело-Финской CCP
—.А. Тимонен. Латвийской СОР

Я. Плаудие и В. Гревень, Литовской. ССР—

А. Венилова. Молдавской СР. — Ш. Вру-
ченюк, Таджикской (СР — А. Дехоти,
Туркменской ССР — В. Сейтлиев, Эетон-
ской ССР — И. Семпер и М. Рауд, Вир
тизекой CCP — Т. Садыкбеков, предета-
вители писателей Ленинграда, Татарской: и
Бурят-Монгольекой. АССР и другие.

На пушкинских торжествах много зару-
бежных гостей. Среди них: Димитр Поля-
нов (Болгария), Ян Дрда и Лацо Новоме-
ский (Чехословакия), Леон Кручковский
(Польша), Гергель Шандор (Венгрия), 3а-
хария Станку (Румыния), Мартин Андерсен
Нексе (Дания), Халдор Лакенес (Ислан-
дия), Ингер Xarepyn (Норвегия), Джек
Линдсей (Англия), Эми Сяо (Ёитай), Эльви
Синерво (Финляндия), Биджнаретти (Ита-
лия), Тейн де Фриз (Голландия), Дамдин
Сурун (Монтолия), Иоганнес Bexep (Tep-
мания), Пабло Неруда (Чили). В числе
гостей известный  нетритянский певец
Поль Робсон. mat

В глубине ‘сцены — большой портрет
А. Пушкина, обрамленный живыми
цветами. Знакомые слова А. М. Горького:
«Тигант Пушкин — величайшая гордость
натиа и самое полное выражение духовных
сил России».

С отромным воодушевлением  собрав-
шиеся избирают в почетный президиум
Политбюро ЦВ ВКП(б) Bo raape с
товарищем И. В. Сталиным. В зале долго
не смолкает бурная овация в честь великого
вождя и учителя советского народа.

Председатель Всесоюзного  ‘обилейного
пушкинского комитета А. А. Фадеев, от-
крывая юбилейное заседание, обращается
к присутствующим © краткой речью.

— Сегодня вся наша Советская crpa-

на, а вместе с ней и все пропрессивные
люди мира празднуют стопятидесятилетие

`с0 дня рождения . гениального сына pyc-

свого народа, великого поэта Александра
Сертеевича Пушкина, — говорит A. A,

„Он подчеркивает, что тений Пушкина
оплодотворял все самые лучшие, передо-
вые, сознательно отдающие себя на служ-
[у народу силы, действовавшие на Руси.
Й не только на Руси! Мощное влияние
пушкинокого гения испытали и испыты-
вают на cele все народы, которые вели-
кая Русь сплотила в «C0103  нерушимый
республик свободных», и братские сла-
вянские народы.

Поэзия Пушкина непосредственно и че-
рез наследовавшую 6 великую русекую
литературу влилась мощной светлой стру-
ей в мировой поток человеческой культу-
ры. р

Но только, Великая Октябрьская социа-
листическая революция, говорит А, А. Фд-
деев, и более чем тридцатилетняя работа
по коммунистическому воспитанию и прос-
‚вещению народа, проводимая в нашей
стране под руководством великой партии
большевиков, превратили наследие Пуш-
кина в подлинно народное достояние и
раскрыли истинное значение его’ тения для
народа.

Мы понимаем и ценим  свободолюбие
Пушкина, потому что мы — самый ово-
бодный, подлинно  <вободный народ на
свете. Нам по душе ‘светлый материали-
стический разум Пушкина, потому что
паш народ — хозяин <воей земли, первый
овладевший законами развития общества,

именно празднуем его, потому что великая
деятельность Пушкина и его гениальные
произведения — это праздник русской ли-
тературы и русекой культуры.

Творчество Пушкина — величайший об-

pase поэтического совершенетва и, вме-
cre ¢ тем. простоты, величайший образец

для всех хуложниЕков, желающих‘ служить

народу.

Докладчик  подчервивает, что Пушкин,
наследницей которото законно считала и
считает себя вся последующая передовая
русская литература, в то же время сам
являлея наследником глубоких националь-
ных культурных и литературных  тради-
ций, существовавших в России ко времени
его ветупления на поэтическое иоприге.

Пушкин всю <вою писательскую жизнь
посвятил открытию. новых путей для рус-

fi, a TEM самым для всей мировой ли-

мировой литературе резлистический роман
в стихах — «Евгений Онегин» и первую
усторическую  реалистическую о повесть
«Капитанская дочка». Его перу принадле-
жат классический реалистический очерк

«Путешествие в Арзрум» и первая реали-

стическая русская. историческая драма
«Борис Годунов». Пушкин был во воем са-
мобытен и самостоятелен ‘не: только’. как
великий. художественный гений, но и как
принципиальный борец за самобытное раз-
витие русской литературы. Будучи осново-
положником новой русской литературы, он
был создателем реализма нового типа. ред-
лизма, который свое богатейшее развитие
‘нашел в прогрессивной русской литерату-
ре. Заелуга Пушкина в том, что он. пер-
вым сосредоточил свое внимание на вели-
ких прогрессивных задачах, стоявших пе-
ред человечеством, :
Тов. Симонов говорит
взглядах Пушкина, о его евязях в декаб-
 `ристами, отмечая, что общественная по-
зиция поэта выражалась ` не только в
распространявшихея в рукописях  стихот-
  ворениях, где он прямо вооставал против
самодержавия, но и во всем’ его творчест-
ве — в стихах, поэмах, романах, иселе-
дованиях,   статьях. Пушкин — патриот
своей Родины —— гневно обличает Мазе-
‘пу, который презирает свободу, для кото-
рого нет отчизны.

мера осуждения, которую находит Пуш-
кин, выводя на сцену предателя Мазепу.

Товоря 06 исторических взглядах Пуш-
кина, докладчик отмечает, что Пушкин
был всегда далек от господствовавшей в
ето время дворцовой трактовки истории и
считал, что народ являелея в истории
тлавным действующим лицом.

Поэт, стоявший очень далеко от офици-
ального дворцового «патриотизма», столь
же далеко стояли от космополитических
теорий, модных в то время среди русских
бар, раз’езжавших по заграницам и охотно
оплевывавших все русекое. Пушкин, в от-
личие от многих своих современников, не
склонен был идеализировать буржуазный
порядок, утвердившийся в Соединенных
Штатах, Англии и Франции, о чем убеди-
тельно ‘говорят его. беспощадный анализ
американской демократии, в статье о Джоне
Теннере или его оценка английского капи-
тализма в статье «Путешествие из Москвы
в Петербург».

В свободной России, в великой семье
братских республик, об’единенных в одно
социалистическое отечество, мы празднуем
юбилей величайшего русского поэта —
солнца name поэзии. Но Пушкин беспре-
дельно дорог нам не только как солнне
поэзии. не только как поэт непревзойден-
ного художественного тения, He только
как великий реформатор русского ли-
тературного языка  — Пушкин дорог
нам тем, что, открыв своим творче-
ством период мощиого расцвета  оте-
чественной литературы, он был первым
великим русским. реалистом. первым  ге-
ниальным деятелем того’ передового литера-
турного направления, которое победило в
вековой борьбе с реакцией и составило
славу русской. литературы. Великий Пуш-
кин национален и народен для нае не
только потому, что он’, выражает в своих
произведениях дух’ народа, но и потому,
ч10 весь народ, все граждане нашего co-
пиалистического Отечества читают и знают
Пушкина.

В заключение своего доклада тов. Cumo-
Нов говорит 9 Мировом значении творч9е-
ства Пушкина, Тем, кто стоит за мир,

ape

в политических

Нет отчизны для него — вот выюшая’

ЗОльшом Тодт
NOCHAMUOHHOS LOU NGTHO CO ANA PORACHKA A,

венство народов. тем, кто стоит за свободу
от угнетения человека человеком, тем, кто
верит в победу честных людей мира над
человеконенавистниками. в Победу разума
над тьмой, Пушкин — друг, и они, как
оружие, поднимают книгу ето великих и
светлых сочинений. и Ио
Тов. Симонов заканчивает свой доклад
здравицей в честь Пушкина, в честь друзей
его светлого гения во всех уголках ‘земного
шара, в честь великой сталинской эпохи,
впервые в истории человечества сделавшей
литературу достоянием всего народа, сделав-
шей достоянием всего. народа”
творения великого Пушкина.
Выступления присутствовавших Ha TOD-
жественном. заседании представителей ли-
тературы братских союзных республик, &
также зарубежных гостей, многочисленные
приветствия, полученные Всесоюзным Ко-
митетом по проведению пушкинского ‘юби-
Лея от советских и зарубежных деятелей
науки, искусства, литературы, явились
ярким свидетельством исключительной по-
пулярности великого русского поэта в
наней. стране и во всех странах мира. Пои-
стине, как сказал Белинский, Пушкин был
«не только великий русский поэт своего
времени, но и великий поэт всех народов и
всех веков, тений европейский, слава все-
‘мирная...». . y

—щ Нам, советским людям, — сказал
представитель украинского народа академик
Палладин, — особенно. близок’ патриотизм
Пушкина, его любовь к Родине, к своему
народу, к его героической истории. Нам бли-
зок и понятен негодующий протест Пушкина
против вмешательства иностранных поли-

тиканов в русские дела, протест, заявлен-
ный им в гневном стихотворении «Влевет- IE

никам России». :
Патриотизм Пушкина дорог и близок
нам, советским людям, потому. что он неот-
делим от его устремления к свободе. кото-
рое он пронес сквозь всю свою жизнь. пол-
ную борьбы п испытаний. _
Украинский народ свято чтит Пушкина,
как поэта, кровно ему близкого, связанного
теснейшими узами с процессом развития
украинского художественного слова. Пуш-
кин был любимейшим поэтом Тараса Шев-

ченко; Им. восторгалея Иван Франко; _ ето

любила Леся Украинка; его чтут украин-
ские советские писатели. и

Наша советская действительность далек
опередила самые смелые. самые . дерзкие
мечтания Пушкина о свободе и счастье Ро-
дины. Взошла над нашей страной звезда
пленительного счастья. Россия вопрянула
ото сна, и освобожденные народы навсегда
об’единилиеь в великой братской семье,

В эту семью народов Советской страны

Пулвин навсегда вошел как самый люби-

MEI поэт, как друг и современник.
Мысли и чувства белорусского народа
ярко выразил белорусский поэт Максим
Я эт.
танк. Sie :
— Нет уголка в Белоруссии, — сказал

он, — где бы не произносилось с любовью   д

имя Пушкина. Если мы говорим сетодня о
расцвете белорусской литературы, TO мы
знаем: в этом величайшая заслуга Пушки-
на. Под его влиянием росла и крепла бе-
лорусская литература, Все произведения
великом поэта переведены на белорусский
язык и сегодня звучат во всех наптих горо-
дах и селах. Пушкин нам дорог и близок,
как великий гений великого русского на-
рода, с которым мы евязаны узами нераз-
рывной братокой дружбы.

Как и все славянские народы, польский
народ хоропю знает, ценит и любит Пуш-
кина, помнит о дружбе, которая связыва-
ла великого русского поэта © его современ-
ником — великим польским поэтом Ада-
мом Мипкевичем.

— Для нас, для польского народа, иду-
щего сегодня совместно с народами Совет-
ского Союза к общей цели, — заявил
представитель польских писателей 1. Вруч-
ковский, — образ Пушкина особенно
близок и любим. Пушкин и Мицкевич были
сыновьями братских славянских  наро-
дов, одинаково  угнетавшихея одними и
теми же враждебными силами. Они лю-
били pyr друга любовью людей сме-
лых и свободолюбивых. ‘Они. `восстава-
ли против цепей, которые  сковывали их
народы. Это была великая историческая
дружба, которая перероела свою эпоху и
осталась жить в веках. Это была та друж-
ба, которая оставляет отпечаток в исто-
рии народов и воспламеняег воображение
будущих поколений. Это была дружба ге-

‘ниев, обращенная в силам завтрантнего

дня — к с0зревающим силам, которые в
трядушей борьбе были призваны ототоять
общую свободу и общее счастье.

Вот почему Шуинкин особенно близок и
дорог нам, полякам. В братеком единении
с русским народом и всеми народами
ветского Союза Польша наших дней. Поль-
ша, строящая основы социализма, чествует
великого Пупкина, Впервые в нашей
стране культ Пушкина стал всеобщим, все-
народным, проник в школы, в среду моло-
деи, и т

Мы, современные польские писатели. от
имени которых я имею честь злесь выету-
пать, видим в творчестве Пупткина велико-
лепное подтверждение той простой истины,
непонятной лишь космополитическим Фра-
зерам, что величие поэта, гений писателя
только тогда становятся\ достоянием народа.
когда они вырастают из народного быта, из
ботатой народной души.

‘Слава поэту, произведения Которого
сближалот народы! Слава народам. которые
чтут своих поэтов!

Слава Советскому Союзу, который пм
водительством великого Сталина ведет сво-

своими руками создающий свое светлое бу- тем, кто стоит за равенство людей и ра-!бодные народы к счастью!

тениальные

Участники торжественного заседания
тепло ветретили приветствия. поступившие
от’Союза писателей Чехословакии, от пред
седателя Союза писателей Болгарии акалё-
мика одмила Стоянова. от ‘известного
английского писателя Бернарда Шоу, от
oe правления Союза польских писа-
телей. ]

Имя Пушкина пользуется огобмной попу=
лярностью среди народов Кавказа. к cBobo-
долюбию и душевному блатотодству кото-
рых великий русский поэт относилея © то=
рячей симпатией, :

— Безмерно близка поэзия Пушкина
грузинскому народу. — сказал грузинский
писатель Beco &тенти. — В его поэтиче-
ских шедеврах передовые сыны Грузии все-
Tha находили воодушевляющий призыв н&
борьбу за свою социальную и националь-
‘ную свободу, всегда видели воплощение
своих идеалов. Великие классики грузин-
ской литературы прошлого века — слав-
ные знаменоспы национально-освободитель-
ного движения грузинского народа — вос-
питывались на поэзии Пушкина, осново-.
положника лучших демократических и реа-
листических традиций передовой русской
культуры. -

‚ Пушкин знал и любил Грузию, назван-
ную им «пламенной Волхидой». Он востор-
талея природой Грузии и ее древней кулБ-
турой, предсказывал Грузии светлое буду-
щее — свободу и возрождение. Живопие-:
ные холмы Грузии. ee цветущие долины,
‘картины её природы вдохновляли Пушкина.
Песни Грузии вошли в величественную
симфонию, созданную пушкинской лирой.

Трузинекий народ гордится тем. aro.
ушкин, как и его славные современники
Грибоедов и Лермонтов. был связан с Гру
зией, что в Грузии началась творческая’
жизнь родоначальника нашей советской:
  литературы Максима Горького. что на гру-
зинской земле родился Владимир. Маякова,
ский. Ui это не случайно. В этих связях
величайших русских писателей с Гру-
зией — извечное духовное родство грузин-
ского народа с великим русским натодом,
та давнишняя дружба с Россией, благодаря
которой грузинский народ сумел довести.
свой язык и национальную кулетуру до

‘нашей светлой советекой эпохи.

Великий Мушкин. — продолжает Beco
Щтенти, — вдохновляет Hac пламенным
призывом — Отчизне посвятить души пре-
красные порывы. И мы отдадим все поры-
вы души, все силы и способности, вею-
ЖИЗНЬ СВОЮ за 10. чтобы злравствовала,
наша могучая Советская Родина, чтобы
крепла. и процветала налиа многонациональ-
Ная сталинская семья народов.
Слава великому творпу и влохновителю
  всемирно-исторических moder советского
`народа — нашему родному и любимому
Сталину!

‚ Тепло встречают собравшиеся известного
прогрессивного датского писателя Мартина
ндерсена Нексе. :

— В Cosercxom Cowse, 8 республике
трудящихся, — сказал он. — талант пе-
нится, как нигле в мире. Старый мир хва-
стаетея своим «индивидуализмом», но пре-
вращает таланты в безликую массу. когла
они больше не могут быть использованы
для рекламы. А здесь, в Советской стране,
народ почитает своих поэтов в благодар-
НОСТЬ 38 10, ЧТо они совершили, Русский
народ, являющийся авангардом пролета.
риата и человечества. заменил лживый
буржуазный «индивидуализм» подлинным

уважением к личности.

Как прекрасна благодарность Фуеско
го народа своему великому поэту Пушки-
ну! В старом мире этого не поймут, не м0-
гут понять. Великий? Но для буржуазии
«Велико» только 10, Что дает прибыль, чи-
стоган. Поэты вообще сегодня не котируют-
ся, вонторщики и дипломатические секре-
тари считаются куда полезнее. А поэту
старый мир говорит: «Будущее? Мы ни-
чего не хотим сльшпать о будущем. Пиши
оды статусу кво, а еще лучше — сред-
‚невековью. Верни нам это средневековье,
< его принудительным трудом и крепост-
ничеством, и тогда мы будем устраивать
торжества в твою честь».

Только здесь, в новом мире, проводят
торжества в честь тех, кто светил и све
тит человечеству на его пути вперед.
Пушкин” был таким светочем. Писатели
наших дней могут и должны учиться у
него той истине, что место писателей —
В авангарде человечества.

Снова в Большом театре звучат горячие
аплодисменты, когда сообщается о иного-
численных приветствиях, поступающих в
адрес Союза советских писателей СССР и
Всесоюзного Комитета по провелению 150-
летия со дня рождения А. С. Пушкина.
Приветствия поступили: от профессоров и
студентов старейшего польского города
Вроплава, от ирландского писателя Шона
о’Вейси, от японского писателя Курахаро
Корихито, которому штаб Макартура не
дал разрешения приехать в Москву на
пушкиноние торжества, от других зил-
нейших деятелей культуры многих стран
мира,

Выступает представитель литовского
народа поэт Венцлова.
— Слух о Пушкине, — сказал он, —

уже давно дошел до берегов Немана, вос-
петого великим другом Пушкина Аламом
Мицкевичем. Гениальные произведения
Пушкина еще при жизни поэта стали из-
вестны передовым сынам литовского на-
рода. Свободолюбие Пушкина влохновляло
й литовских поэтов, представителей нацио-
нально-освободительного движения.

ь (Окончание на 2-й стр.)