_ Тормоственное заседание в Большое

театре: Союза. СОР,

с Посвященное Тэ0-летию ‘со дия: ромления А, С, Пушиниа

{Окончание. Начало на 1-й стр.).

Несмотря на то, что Пушкина уже дав-
но начали переводить на литовекий язык,
подлинно всенародным поэтом он стал в
в наше советское время.
Тучшие литовские поэты и писатели пере-  .
водят ого. бессмертные произведения” на

Титве только

родной язык. Ученые изучают связи Пуш-

вина © Литвой, его плодотворное влияние

на литовскую литературу.

Влдохновленный тением Сталина, литов-

ский народ вместе co вееми народами СОСР

идет по пути к коммунизму. И бесемерт-

ный Пушкин сопутствует нам!

‚ Путин е отромной патриотической си-
ой писал о великой русской земле, pac-
кинувшейся от древнего Времля «до стен
недвижного Витая». Но не недвижен ныне
Китай--могучей волной вздымается md6e-
хоноеное освободительное движение вели-
кого китайского народа, Этот народ, так
узнал и
полюбил Пушкина. 06 этом ярко рассказал
прибывший на. пушкинские торжества в
Москву известный китайский писатель

же как и другие народы мира,

Эми Сяо.
, Bor ero. pacenas?
п” Через множество тор и рек, прорезая
туманы и облака, я © берегов трех морей
прилетел на берег реки Москвы в столицу
советокого народа, в столицу всех народов,
борющихся за свою независимость и. сво-
оду, прилетел, чтобы участвовать в слав-
ном юбилее великого русского поэта, ге-
ния мировой литературы Александра Пуш-
Бина. 3
Мы. китайские писатели,  счастлавы,
что учились у русеких классиков и про-
должаем учиться у них, учиться у совет»
ской литературы. Гуманизм и реалистич-
ность, жизненноеть и целеустремленность
классической русской и советской литера-
туры привлекают внимание китайских пи-
сателей. начиная © великого Ту-Синя, ко-.
TOPE был первым, кто познакомил витай-
ский нарол с Пушкиным. АЙ
Народы Советекого Союза могут по mpa-
зу гордиться таким великим сыном, ва-
вии был Пушкин. Он был певцом своего
иарола, он беззаветно любил свою’ Роди-
ну. Это великий пример для прогрессив-
ных писалелей всего мира.

Закладка памятника А. С. Пушкину в Москве

Вчера, в Москве, на улице Баумана 10,

У злания женской средней школы № 353.

имени А. С. Пушкина, воздвигнутой на
месте’ дома, где родился великий русский
поэт, был заложен памятник. Ce

В 11 часов утра на площади перед шко-
ой, носящей имя поэта, собралось около
4 тысяч трудящихся Бауманекого района.

Многолюдное торжественное собрание,
посвященное закладке памятника, по по-
ручению партийных, советских, комсо-
мольских и профсоюзных организаций тру-
дящихея Бауманского района открывает
езвретарь райкома партии тов. Игнатов.

Гени

Вместе св всем советским народом тру-
дящиеея Эстонии торжественно отмечают
знаменательную дату в истории русской и
мировой культуры — 150-летие co дня
рождения А. С. Пушкина. Пушкиновие дни
сповобетвуют дальнейшему приобщению
нашего народа к передовой культуре вели-
ого русского народа, у которой чернает
силы свободно развивающаяся эстонекая
культура.

‹ Семьдесят лет назад, в 1879 году, в
Эстонии вышла «Капитанская дочка» —

первая книга Пушкина, переведенная на’

эстонский язык. Этот ценнейший экзем-
пляр хранится в Тартуском литературном
музее Акалемии наук Эстонской COP. Jla-
лее на эстонекий язык переводятся «Дуб-
ровекий», «Скупой рыцарь», «Полтава»,
«Медный всадник». С уважением и гор-
достью осматривают эстонские трудящиеся
в библиотеке Государственного универеи-
тета в Тарту уникальные первоиздания
произведений великого русского поэта, уже
в те далекие мрачные тоды. находивиие
путь к эстонскому народу.

Но по-настоящему сокровищницу миро-
в0й и русекой культуры, вавими являют-

Товарищ Сталин назвал писателей «ин-
жЖенерами человеческих душ». Вождь ки-
тайского народа Мао Цэе-дун учит Hac, pa-
ботников литературы и искусства, верой и
правдой служить народу.

Пушкин — глубоко русский националь-
ный поэт, именно поэтому он — великий
мировой поэт. Сбылись ero  пророческие
слова. Слух о нем прошел” по всей Руси
великой. Но уже давно этот. слух перешаг-
пул границы родины Пушкина, Творения
поэта известны всему миру, и ето имя
называет всяк сущий в ней язык, -
„В Витае начали переводить Пушкина
в 1903 года. Китайский народ знает, читает
и любит Пушкина, Знаменательно, что
единственный иностранный. писатель, кото-
рому на китайской земле поставлен па-
мятник, — это Пушкин. Вюгда-то Пушкин
хотел поехать’ в Китай, но жандар-
мы не позволили ему этого. Еели поэту

жизни, то теперь она сбылась. Он горло
стоит над рекой Хуан-Пу, в Шанхае, недав-
но окончательно освобожденном китайской
народной армией. is

Сегодня в Бейнине, в Мукдене, в Xap-
бине, в Шанхае, в Нанкине, в Ухане ки-
тайский народ чтит память великого рус-
свого поэта. 0 нем делают доклады вид-
нейшие китайские поэты, писатели, куль-
турные деятели. Мы празднуем юбилей
Пушвина в Китае в дни решающих побед
над.реакционной вликой Чан Кай-ши и его
хозлевами--американекими ‘империалиета-
ми. Мы, китайские писатели, ‘ученики
Пушкина, Гоголя, Толетото, Горького. Шев-
ченко, Руставели, потомки Пюй Юаня, Ли
Bo, Iv @y, Лу Синя, наследники тыеяче-
летней культуры китайского народа. пох
знаменем Ленина-—Оталина, под водитель-
ством Маю Цзе-луна, рука 06 piyRy co Bce-
ми демократическими народами,  омело
идем к новым победам.

ство, наука и культура наших стран!

ПНуеть крепнет дружба советекого и ви-
тайского народов.

Глубокое уважение великого русского
поэта-натриота Пушкина к другим wapo-
дам, в их культуре, их  свободолюбивым
идеалам подчеркнул в. своем выступления
‚армянюкий писатель Гурген Борян:

..Оркестр играет Гимн Советского Cow-
за. Из стройных колонн пионеров, стоя-
щих в центре площади, отделяются девупг-
ка и юноша. Это ученлца 7-го класса
353-й школы имени Пушкина Таня Шад-
ринё и ученик 6-го класса 348-й школы
Олег Бондин. Они подходят к полотну, за-
крывающему гранитный камень, и снимают
его,

На собрании выступили председатель
исполкома Бауманского района Совета де-
путатов трудящихся тов. Андреева, пред-
ставитель завода опытных конетрукций
слесарь тов. Никольский, от коллектива

альныи писа
ся произведения А. С. Пушкина, открыла
для  остонского народа лишь советская
власть. Эстонский народ любит Пушкина.
Нам близки и дороги свободолюбивые, про-
трессивные мотивы пупщжинекого творчест-
ва, нам дорог Пушкин, который еще в
мрачную пору николаевекой реакции меч-
тал:
...0 временах грядущих,
. Когда народы, распри позабыв, .
В’ великую семью соединятся.

Нашедитий свою государственную само-
стоятельность в братском содружестве co-
‘зетских республик, обретший под солнцем
Сталинской Вонституции счастливую, ‘ево-
бодную жизнь, эстонский народ ¢ радо-
стью воспринимает патриотическое твор-
чества Пушкина,  призывающее горячо
любить свое Отечество, .

Пушкин помогает нам еще лучше по-
HATh драгоценные черты характера могу-

чего, свободолюбивого, тениального руб-
свого народа, = народа-тероя,  народа-
творца.

ультурные ‘организации и учреждения
Зетонекой СОР всячески способствуют по-
пуляризации великого’ поэта. [lo Beet pec-

ие удалось осуществить свою мечту BDU] Ay

’ Пусть расцветают литература и повус-

— ПШушвин — певец дружбы и брат-
ства народов/ Он мечтал о их великой и
счастливой семье. И эти мечты Пушкина
мы видим осуществленными в нашей Co-
ветекой стране, Армяновий народ, каки
другие братокие народы, был спакен
Лениным и Сталиным, Ведиким Октябрем,
славной большевистекой партией от пол-
ного истребления, от гибели своей древ-

ней культуры, Советская Армения, ве ра-.

бочие, колхозники, интеллигенция охваче-
ны великим пафосом сопиалистического
строительства. Для всех ‘нае —— свобод-
ных советских граждан — еамое дорогое,
самое заветное -——  наша великая Советская
Родина, где воплощены лучшие думы и
Чаяния гениального русского поэта.

«Момоносов красотами тения украсил
обитель поэзии. Но властелином ее Пуш-
кин был избран свыше». Эти слова азер-
байджанскогмо просветителя и философа
ундова привел в своем выступлении
азербайджанский писатель Мамед Рагим,
говоря о любви и уважении азербайджан-
ского народа к великому русскому народу,
& его передовой культуре. Заканчивая
свою речь, он провозглашает здравипу в
честь нерушимой хружбы народов Совет-
ского Союза, в честь мудрого вождя и
учителя трудящихся, надежды и славы
всего передового человечества — Иосифа
Виссарионовича Сталина,

Торжественно звучит Государственный   авах

тимн Советового Союза. великой страны
победившего созтиализма.

Празднование юбилея великого русекого
поэта вылилось во всенатодный праздник,
еоциалиетической культуры. Эт яркий
торжественный праздник вновь и вновь
показал, что наша великая Советекая етра-
на, идущая под мудрым  водительством
товарища Сталина в победе коммунизма,
является светочем мировой цивилизации и
прогресса, оплотом всех демократических
сил мира, знаменосцем самых передовых
идей всех эпох и народов — великих и
непобедимых идей Яевина-—Оталина.

с

После. торжественного заседания со-
стоялея большой концерт, в котором при-
няли участие лучшие артистические силы
столицы и союзных республик.

преподавателей, слушателей и служащих
Военной академии имени Ворошилова —
професеор Смоляров. поэт Сергей Вазильев,
ученицы 7-го клаеса 353-й школы Aca
Шершенева и Зина Козлова.
Проникновенную речь произнеела тепло
встреченная собравшимиея директор 353-й
школы имени Пушкина тов. Яковлева.
Собрание закончено. Все направляются
к центру площади, где будет воздвигнут
памлтник великому народному поэту, пла-
менному певцу свободы, одному из вели
чайших деятелей русской и. мировой куль-
туры. -

тель

публике прошли пушкинские вечера. Все
больше и больше выходит в свет произве-
дений Пушкина, переведенных на эотон-
ский язык. Чтобы облегчить народу вна-
кометво < творчеством поэта, сотрудники
библиотрафического отделения литератур-
ного музея Академии наук Эстонской COP
составили библиографический сборник, в
который вошли вое произведения поэта,
переведенные на эстонский язык, и статьи
о ето жизни и творчестве, Государственное
издательство художественной литературы
Эстонской ССР выпускает на эстонеком
языке сборник статей Белинского о Пуш-
вине и другую литературу о творчестве
великого поэта. =

Вместе со всеми народами Советекого
Союза эстонский народ, познающий вели-
ую силу пушкинской поэзии, отмечает
знаменательную дату истории и культуры
— 150-летие со дня рождения тениально-
то поэта Александра Сертеевича Пушкина.

Секретарь Академии наук
Эстонской ССР
профессор Ю, НУТ.

г. Таллин,

Митинг в Москве 5 июня 1949 года у памятника А. С. Пушкину, посвященный 150-летию со дня рожден:

КРАСНЫЙ ФЛОТ

BRI(6) C. A. Жолнин, А. Я. Секачев, в8-

‘республик,

всенародный праздник — в день славного

прекрасной Москве,

той, потому что мы приветствуем ето в

нА
Я

МИТИНГ

у памятника А: С. Пу

5 июня в Москве на Пушкинской
площади состоялся митинг трудящихся,
посвященный 150-летию ео дня рождения
великого! русского порта А. С. Пушкина.

У памятника поэту собрались предота-
вители трудящихея 25 столичных райо-
нов. Сюла пришли люди разных возрастов

и профессий — рабочие и писатели, уче-

ные и студенты, деятели искусств, учите-
ля и школьники, представители Совет-
ской Армии. На митинге  присутство-
вали многочисленные посланцы бралеких
союзных республик, гости из-за рубежа,
приехавшие отдать дань величайшего ува-
‘щения «еолнцу русской поэзии».

Невольно вновь и вновь вспоминаются
ставшие пророческими, проникновенные
строки великого поэта:

«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный,
Е нему не зараетет народная тропа.,,»

Вокруг гранитного пьедестала памятни-
ва много живых цветов,

На алом полотнище сияют цифры
1799—1949. Звучат мелодии произведе-
ний русских композиторов, написанных на
Пушкинские тексты.

На трибуне — генеральный секретарь
Союза боветеких писателей CCCP А. А.
Фадеев, президент Академии наук COCP
звадемие С. И. Вавилов, секретари МТВ
ВАТ5) И, А. Парфенов и Н. ПН. Фирюбин,
зав. отделом пропатанды и агитации ЦВ
ВЕ (6) Д. Т. Шепилов, секретари МИ

меститель предоедалеля исполкома Москов-
ского Совета Т. А, Селиванов,  предееда-
тель Мособлисполкома П, Г. Бурыличев,
пиезлели, представители братских союзных
потомки великого поэта: его
правнуки Г. Г. Пушкин и Е. А, Пушкина,
праправнучки — юные пионерки Натазта
и Юлия Пушкины. На трибуне также на-
ходятся зарубежные гости, среди которых
‘80-летний датский писатель Мартин Ан-
дерсен Некое. _

Митинг открыл предеедатель Воесоюзно-
то комитета по проведению 150-летия co
дня рождения А. С. Пушкина генеральный
секретарь (Союза советских  пиезлелей
СССР А. А. Фадеев. Первое слово от имени
Союза советеких писателей ССООР он предо-
ставляет поэту Н. 0. Тихонову.

— Сегодня, — говорит он,— в светлый

юбилея Александра Сергеевича Пушкина,
мы приносим налгу великую сердечную
любовь. напг горячий привет благодарных

потомков ему — бесемертному родоначаль-

нику великой русской литературы. Мы
чествуем его сегодня в нашей радоетной,
столице. советского
народа, которую он любил тав искренне и
глубоко, как верный сын, как первый
поэт русской земли:

«Москва... как много в этом звуке

Ana сердца, русекого слилось!

_ Вак много в нем отозвалось!».

- Сегодня эти строки звучат е 060б0й си-

Москве. мы — люди сталинекой  эпо-
хи, живущие в братской семье свободных
народов, люди могучего Советокого Союза.
Й с нами вместе его имя повторяют Ha
воем просторе необ’ятной советокой зем-
ли. Нет такого места на ней, где бы не
звучало OHO на языках веех братеких на-
родов как дорогое, любимое имя. —

Он создал русский литературный язык,
новую тусскую литературу, передовую,
резлистическую, свободолюбивую. Он слу-
жил ей непрестанным подвигом поэтиче-
ского труда, посвятив этот подвиг родному
народу,

Пушкин верил, что придет время, ког-
ха —

«Россия вепрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»

Среди лучших имен борцов за народное
счастье. мы нанисали твое солнечное
имя — Алекоандр Пушкин, потому что
твой стих сопровождал борцов за народ-
пую свободу, потому что твой отих был
оружием острым и страшным для всех
врагов народа. Мы сегодня приветствуем
тебя, нашего дорогого друга и нашего
вечного спутника, с которым мы идем к
сияющим высотам коммунизма.

Слава ‘великому тению, нашей радовти
и гордости — Александру Пушкину! Сла-

великого русского поэта,

t

7 июня 1949 г., вторник, № 132 (3236)

ПИЛ
Нея]

ИХ

К a

RQ

РУ,

таких исполинов духа!

На трибуне — заместитель председателя
иеполкома Московекого Совета т А. Сели-
ванов,

— Нам, москвичам, — товорит он,
Пушкин особенно дорог; Мы гордимся тем,
что величайший поэт всех времен и наро-
дов, страстный певец свободы родился в
Москве, провел здесь свое детство, оставив-
шее глубокий след во веем его’ творчестве,
Пушкин безгранично любил наш зеликий
город, ему посвятил он немало своих про-
никновенных строк. Москва — сердце рус-
ской земли. Пушкин понимал значение Мо-
сквы для русского государства, не раз спа-
савшей Россию от нашествия иноземных
захватчиков.

Пушкин мечтал o Toli nope, когда нал
его родиной «взойдет звезда пленительного,
счастья», и эта звезда взошла над Россией.
Ham народ, руководимый большевистской
партией, величайшими гениями  человече-
ства — Лениным и Сталиным, — сбросил
в себя царские оковы и на обломках само-
вааетья построил социалистическое госудат-

—-

МУНИЗМУ.

— Иеполнилась заветная мечта Пушки-

на, — говорит академик 0. И. Вавилов. —

В, октябре 1917 года над напгям ‘отечеством
взошла прекрасная заря свободы, заря с0-
циалиетического строя,

Могучая притягательная сила пушкин-
ского гения состоит в том. что Пушкин был
и остается самым народным русским поэ-
TOM, настоящим «эхом русского народа». В
Пушкине сосредоточились лучшие стороны
великой нации — любовь к Отчизне, к
свободе, ясный ум и твердая воля. Пуш-

вин более ста дет говорит евоим чудесным

языком е русским народом. 88  советекие

годы издано 45 миллионов экземпляров раз-

личных произведений великого поэта. Язык
Пушкина — это народная мудрость, народ-
ное остроумие. народное чувотво красоты.
Этот язык до вего времени нов и свеж и
остается источником культуры и вдохнове-
ния для русского человека.

Народный поэт Пушкин был прежде все-
го поэтом вольности, Нро себя и для себя
он писал те строки, которые высечены на
ето московском памятнике:

«И долго буду тем любезен я налоду,

Что чувства добрые я лирой пробуж-
о й дал,

Что в мой жестокий век восславил я
Свободу..,».

Свою речь академик Вавилов закончил
словами: Слава великому русекому поэту!
Слава русскому народу. давшему миру
Пушкина! и

Слово предоставляется представителю
братского украинского народа поэту П. Г.
Тычине,

— Сегодня все народы Советского Сотоза
чествуют. поэта-титана, и, каждый на-
род, называя Пушкина гордостью русской
культуры, называет также его’ своим поэ-
том, близким, родным. Своим близким и
родным называет Пушкина и наш украин-
ский народ. Живой, го ‚ стремительно-
деятельный, полный глубочайших мыслей,
свободолюбивых порывов и гордых мечта-
ний, полный неугасимой любви к народу,
Пушкин продолжает и ныне волновать, за-
жигать наши сердца любовью к нашей ве-

ликой Родине. Пушкин принадлежат всем   С:

народам нашей страны, ибо в нем видят
они олицетворение могучего духа русского
народа. ,

В наше время, время торжества ленин-
вко-сталинской национальной политики, вее
народы нашей Родины, и в том числе укра-
инский народ, как зеницу ока берегут и
укрепляют братекую дружбу с великим
русским народом. И украинекий нарол,
полный глубочайшей любви к гениальному
поэту, мыслителю, борцу за свободу —
бессмертному Пушкину, восклицает сегодня
от всей своей благодарной души: «Олава
русекому народу, породившему Пушкина!
Слава Пушвину, солнну, не меркнущему в
веках! Да здравствует сталинская дружба
народов! Слава великому Сталину!» a

Над площадью звучат продолжительные
аплодисменты.

речью от имени грузинского народа
выступил народный артист СОСР А. А. Хо-
рава.

Е

ва великой нашей Родине, И

ство и успешно двигается влеред — 5 ком-.
  поэта, знают наизусть его стихи, считают

Москвы

КимУ

— Пушкин дорог и любим кар тенизхь
е воплощение. боевого духа и творчест}
мощи великого русского‘ народа, уверенно
ведущего под руководством партии Ленина
Сталина’ вёе народы name Родины к сво»
лому будущему человечества — в комик
низму.

Грузинский народ с благоговением, 4
глубоким уважением и любовью прекдо
няет свою голову перед бессмертным име
нем великого сына великого народа. Мн
горды тем, что Грузия и ев люди немало
место занимают в бессмертных произведе-
ниях Пушкина.

Продолжительной  овацией — вотречаки
присутствующие здравицу в честь велико
то русского народа, ленинско-сталивекй
дружбы народов, в. честь великого Оталина,

От имени трудящихся Москвы выету-
пает знатный сталевар завода «Cep x yo.
нот» С. В. Чесноков. Он говорит о то,
970 только в нашей социалистической
стране, где с каждым годом растет куль
тура трудящихся, возможен всенародный
праздник, посвященный поэтичесвому те.
нию, Миллионы советских рабочих чита.
ют замечательные произведения великото

Пушкина своим близким и родным друто,

Слово, предоставляется студентке Москов.
ского. университета В. Вг”Николаевой,

—^ Чушкин для нае — вечно моломй
слутник, живой источник ‘познаний, —
говорит она, -— Поэтому в день юбилы
великого поэта мы ‘говорим: — Он с нами,
он целиком ‘чапт; через столетия он протя,
гивает нам руку со словами: «Здраветвуй,
племя младое, незнакомое!». Мы можем ска-
зать о Пушкине пламенные слова, которые
А, М. Горький обращал к смелому соколу’

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых п
сильных духом веегда ты будешь живых
примером, призывом гордым в свободе, к
eBery!

Слово предоставляетея председателю кол.
хоза имени 12-Й годовщины Октября, Ух:
томекого района, Московской области, [4-
рою  Социалиетического Труда И. С. Мор
зову,

— Пушкин страстно’ желал видеть свов
отечество свободным и просвещенным, -—
говорит он. —~ Ero заветные‘ мечты пол
ностью ‘сбылись. Под руководством партии
Ленина-— Сталина: наш народ построил. но-
вую жизнь. Неузнаваемо изменился облик
советской деревни. В нашем колхозе не
такой семьи, где бы не было произведений
Пушкина, где’бы не читали его вдохновен-
ных отрок; Мы тордимея своим Пушканым,
перед талантом которого преклоняется весь
мир. Мы чтим и глубоко любим его 3a 1,
что он был ‘искренним патриотом нашей
Родины, с негодованием бичевал барство и
произвол царского самодержавия. верил в
светлое будущее грядущих поколений,

Председатель, Союза писателей Чеховло:
вакии Ян Дрла произнес свою речь на
русском языке,

— Я счастлив, — сказал он, — чо
могу от имени народов Чехословакии п0-
чтить вместе © вами память бессмертного
гения Пушкина. Славные торжества, по-
священные 150-летию со дня рождения
Пушкина, знаменуют собой триумф comma
листической культуры:

Великие творения Пушкина звали на-
роды царской’ России к борьбе за свободу,
вобода, которая завосвана народами (9-
ветекого Союза, вдохновляет все народы
мира на борьбу за окончательное освобох-
дение человечества. Народы стран новой
демократии, которым доблестная Советская
Армия принесла свободу, в чуветвом тлу’
Sono  блатодауноети используют сы
Великой Октябрьской социалистической 1
волюции,

Олава великому Пушкину! Слава вел
кому Сталину!

Выступивший от имени писателей Вол.
тарийи поэт Димитр Полянов прочитал свол
стихи, ‘посвященные великому русскому
поэту А, ©, Пушкину.

Митинг окончен, Покидая площадь, тру
дящиеся столицы © чуветвом блатоговения
проходят перед памятником А. ©, Пушки»
ну, гониальному поэту всех времен и нА
родов.

В митинге приняло участие свыше 10
тысяч человек. :

¥
А ASS si :

Фото А. Устинова и С. Коршунова.

”

\

}