пад ве

На парусно-моторном судне шла подго-
товка в плаванию. Матросы и старпины
под руководством офицеров быстро и лов-
во лазати по вантам, добирались до ноков
рей. В уверенных и точных движениях
моряков, производивших сложную работу
на большой выеоте, чуветвовалиеь хорошая
натренированность и любовь к делу.
Матросы, старшивы и офицеры рядом
стоящих кораблей с восхишением наблюда-
ли за умелыми действиями товарищей.

Высокая морская сноровка, © которой
бопманская команда корабля Н. выполняет
любые такелажные работы на мачтах,
пришла к морякам не сразу. Она явилась
результатом напряженной и упорной уче-
бы личного состава по овладению навыка-
ми работы на большой высоте. Эту учебу
возглавил и успешно проводит помощник
командира корабля. Иван Григорьевич
Шнейдер.

Многие матросы сейчае с улыбкой вепо-
минают, как в первые дни своей службы
на корабле они с тоевогй  посматривали
на высокие мачты. Некоторые сомневались
В ТОМ, ЧТО сумеют подняться по вантам на
такую высоту, А когда узнали, что придет-
ся не просто лазать; но и производить на
реях трудоемкие такелажные работы при
сильном ветре и в шторм, то их сомнения
возросли. .

—= Дело это, несомненно, нелегкое, —
говорил им тогда офицер Шнейдер, — ‘од-
нако вы должны овладеть им в совершен-
стве. Я уверен,
быстро приобретете прочные навыки в этом
деле.

что путем тренировок вы
на палубе, наконец ему стало стыдно, пе-  .
побороть

Помошник командира корабля прежде
зсего добился образцовой организации 3a-
нятий по изучению такелажа. Он справед-
ливо рассуждал, что чем быстрее матрос
научится правильно вязать узлы, делать
сплесени и другие работы на палубе, тем
скорее он будет умело действовать В
стесненных условиях на реях. Поэтому
офицер Шнейдер тшательно контролиро-
вал теоретические занятия и тренировки
личного, состава боцманской команды. Bo
внеучебные часы офицер провел немало бе-
сед © матросами и старптинами, привохил
поучительные примеры из практики плава-
ния пол парусами.

Большое внимание было обращено на
физическую закалку экипажа. Работа на
вантах ` и реях требует хорошего разви-
тия мускулатуры рук. По приказанию по-
мощника командира на пкафуте был уста-
новлен турник, на котором ежедневно про-
водились занятия по подтягиванию. Число
подтягиваний < каждым днем  увеличива-
лось. Кроме специально отведенных часов.
по расписанию, для занятий на турнике
использовалось время утренней зарядки.

Для развития мускулатуры также птиро-
хо практиковались лазание по канату,
вольные упражнения и другие виды заня-.
‘тий. Несколько недель упорной  физиче-
кой подготовки позволили морякам осно-
вательно развить и укрепить мускулатуру.

Одновременно начались под’емы Ha
мачты. С каждым занятием высота увели-
чивалаеь. После каждого под’ема на мачты
помощник команлира в беседе с личным.
составом разбирал действия матросов. Он
указывал, что нехоторые ив них пытались
ухватиться за бегучий такелаж, не эконо-
мили силы, в результате чего им приходи-
лось На середине пути или отдыхать, или
замедлять теми под’ема, делали лишние
движения. Конкретный разбор каждого под”-
ема, несомненно, помог матросам  быютро
‚освоить практические навыки работы на
мачтах.

Офицер Шнейлер хоропю изучил своих
подчиненных. Поэтому рядом с матросом,

который проявлял признаки робости, он
ставил опытного моряка.
Выступая на одном из комсомольских

собраний, помощник командира корабля
оказал:

Новейшие данные о строении В

Влатоларя развитию физико-малематиче-
ских HayK HW появлению мощных телеско-
пов было установлено, что. звезды = это
огромные, раскаленные небесные тела, уда-
ленные от нас на необычайно большие
расстояния, и что Солнце — также звезда,
являющаяся центром нашей планетной си-
стемы. За последние 25 лет ученые узна-
ли. что звезды об’единены в определенные
системы, называемые галактиками.

Мы знаем. что мировое пространство ©
небесными телами представляет собой еди-
ную Вселенную и что все процессы в ней
основаны на определенных законах приро-
ды. В противоположность антинаучным ре-
лигиозным представлениям © сотворении
мира и идеалистическим выекавываниям
зарубежных «ученых» материалистическая
наука утверждает, что Вселенная беско-
нечна во времени и в пространстве. Бес-
конечность и вечность Вселенной, неис-
черпаемое многообразие форм существова-
ния материи, связанное © постепенными
или внезанными переходами ее из одних
состояний в, другие, и, наконец, всеобщая
взаимосвязность всех видов материи и
всех явлений — вот что составляет 06-
нову правильного  диалектико-материали-
стического представления о Вселенной.

По мере возрастания мощности  теле-
скопов астрономы все глубже и глубже
проникают во Вселенную, нигде не нахо-
дя ее конца. Да и нельзя себе предета-
вить, что в каком-нибудь месте Вселен-
ная кончается. Еели бы было так, немед-
ленно возникает вопрос: а что же за этим
местом дальше? По таким же воображе-
ниям Вселенная должна быть бесконечной
и во времени. Любая ее часть может ‘воз-
никнуть, развиться и окончить свое суще-
ствование в качестве отдельной части,
Bea же Вселенная в целом вечна и бееко-
нечна.

Внутреннее строение ете He воех звезд
известно с полной определенностью. По
исследованиям мобковского астронома А. ри

лихачества,

‘воспитательном значении каждого

ian ЛА, ee

рхней палубой

— Умение быстро вооружать мачты,
мастерски лазать по вантам — одно из
проявлений высокой морской культуры.
Поэтому комсомольцы должны в этом пока-
зывать пример.

Комеомольцы горячо восприняли призыв
офицера. Члены ВЛЕСМ старшины 2-й
статья Шолохов. Гребенников, старший
матрое Вюмраков и другие словом и делом
подбадривали товарищей, воспитывали У
них уверенность в своих силах. Особенно
много поработал в этом отношении KoMco-
молец старший. матрое Новоселов.
ный моряк, он провел с матросами немало
бесед, подготовительных занятий по изуче-
нию такелажа.

В процессе обучения офицер ПТнейдер

столкнулся е таким фактом. Однажды ‘пе- >

ред разводом Ha работы матрос Якимеп от-
кровенно призналея боцману, что он боит-.
ся работать на большой высоте. По ero
словам, у него дрожали руки, кружилась
голова. Боцман доложил 06 этом помощни-
ку командира. Офицер Шнейдер,  хоропго
знавший <воих подчиненных, сразу понял,
в чем дело. Матрос Явимен по своей
неосторожности недавно сорвался © мачты,
Он упал с небольшой высоты и не полу-
YUL никаких повреждений, однако на его
психику это подействовало.

— Это у него пройдет, — ответил. офи-  :

Цер боцману, — пока назначьте его на

палубные работы. 4

Несколько дней матрое Якимец работал

ред товарищами, и он решил
свою робость перел высотой,

— Хоз снова работать на мачтах, —
заявил он офицеру.

— Хорошее желание, — ответил ему
помощник командира корабля.

И в результате матрос Якимеп в скором
времени стал отличным марсовым. .

Работа на мачтах требует строжайшего
выполнения всех правил и наставлений
по обеспечению безопасности. Между тем,
овладев практическими навыками; некото-
рые матросы <тали пренебрегать
правилами. Моявились случаи ненужного
могущие повлечь за собой
серъезные последствия, Старший матрос
Виренкин, например, однажды спустился с
мачты ‘не по вантам, а по металличезко-
му тросу. Это было явным нарушением
правил безопасности. На вечерней поверке
перед строем личного состава офицер
Шнейдер сделал строгое замечание старите-
Му матросу Виренкину и раз’яснил моря-
кам, к чему может привести подобного ро-
да лихачество.

Некоторые матросы не использовали
специальных поясов, = обеспечивающих
устойчивое - положение при работе Ha
мачтах. Помошник командира собрал ота-
шин и потребовал от них строгого ковтро-
тя за точным исполнением всех мер предо-
сторожности:

Офицер Шнейлер никотда не забывает о
евоэто
пол’ема на мачту. Он всегда делает это
быстро и точно, показывая пример маетер-
ской работы на высоте. Так же поступает
й боцман мичиан Михайлов, 910 старый
матрос, начавший службу на флоте 35 лет
назад. Несмотря на свой возраст (ему
57 лет), он ес великолепной сноровкой
взбирается на мачты и контролирует ра-
боту подчиненных.

Сейчае прошлые трулности под’ема на
мачты уже давно позади, Матросы и стар-
тины научились. быстро и уверенно <та-
вить паруса, крепить их, брать рифы, Те-
перь весь экипаж умело выполняет любые
парусные учения,

Старший лейтенант Н. BAQEEB..

БЕСЕДЫ УЧЕНЫХ

исследования показывают, что преобла-
дающим элементом в звездах является во-
дород. Звездная система, в составе кото-
рой как рядовая звезда находитея Солнце,
называеля ТГалактикой или Млечным пу-
‘тем. Это название происходит оттого, что
серебристая полоса Млечного пути, види-
мая простым глазом в безлунные ночи,
состомт из огромного количества слабых,
далеких звезд, сливающихея в сплошное
сияние.

По последним данным и расчетам, про-
изведенным автором этой стальи и ленин-
традским астрономом Атекяном, Hama Ta-
лактика состоит приблизительно из 150
миллиардов звезд. :

Звездные скопления в Галактике бы-
вают двух родов, pesko отличающихся
друг от друга. К первому относятся шаро-
вые скопления, Ко второму — рассеян-
ные. Каждое шаровое скопление содержит
сотни тысяч сравнительно тесно сгруппи-
рованных Звезд. Шаровые окопления на-
званы так потому, что форма их почти
правильно птаровая,

Рассеянные звездные скопления, в про-
тивоположность шаровым, содержат от не-
скольких десятков до нескольких сотен
звезд и во многих случаях не очень резко
выделяются Ha окружающем их фоне
звездного неба. Примером их являетея ско-
пление Плеяд.

Выяснено, что звездные скопления по-
‹тепенно тают; Этот процес происходит
весьма медленно, так что полное истоще-
ние, например, Плеяд может завершиться
лишь через несколько миллиардов лет. Та-
ким образом, звездные скопления  посте-
пенно разрушаются, и звезды, входящие в
их состав, постепенно  пассеиваются по
Талактике.

Охной из интереснейших и важнейших
астрономических задач будущего явитея
установление того, рождалотся ли и сейчас
в Галактике звездные скопления. Hern

Масевич, внутреннее строение большинет-
ва звезд в общем похоже на строение Солн-
па: -Сходны также и иоточники звездной
энергии,
атомных преобразованиях.

основания полагать, что рассеянные скоп-
ления возникают и сейчас, но процесс этот

заключающиеся в тех или иных   столь же медленный, как и разрушение
Спектральные скоплений,

Опыт-

ЭТИМИ  .

НЕ ВЕСА

Балтийский флот. Подготовка к соревнованиям по парусу и гребле. На снимке:

5 4
спуск с выстрела на ялы и барказы.

Из писем

Фото А. Межуева.

в редакцию

Пустой инструктаж
й формальная помощь

В нашей части ло сих пор вспоминают]

начало нового учебного года в трушах
политических занятий. Оно было много-
обешающим. Веё занятия проходили орга-
‘низованно, при высокой активности слу-
тателей. Этому в немалой отенени епособ-
‘ствовали хорошо подготавлизавитиеся 600-
ры руководителей, на которых проводилея
обмен‘ опытом ‘руководителей групп и 0т-
дельно их помощников.

Так было раньше. Потом о сборах 3a-
были, Вазалось бы. тем больше внимания

следовало уделять семинарам. Ведь именно.

на них руководители должны получать по-
мощь по содеожанию и методике политиче-
ских занятий.

На деле выходит иначе. Вот, например,
как выглядел один из последних” семинаров.
Во-первых, явились не все, но большинетво
тех, кто пришел, не подготовилось в семи-
нару. В результате он’был сорван. Вместо
семинара провели инструктаж. В течение
полутора часов товарищи записали вопроеы
для расеказа и беседы. а также прослушали
материал по... трем следующим темам поли-
тических занятий. Повторяем. все это на
протяжении полутора часов.

Нетрулно понять. какова цена такой
помощи руководителям политзанятий.

А между тем для того, чтобы попасть на

ЕВ nate

В недавних работах В. А. Амбарцумиа-
на установлено существование многих
скоплений звезд; еще более редких и раз-
бросанных, чем рассеянные звездные екон-
ления. Амбарцумиан предложил называть
их звездными ассоциациями. Он выдвинул
доказательства в пользу того, что очень
многие звезды рождаются в звездных скоп-
лениях, затем звездные скопления посте-
пенно распадаются wm образуют звездные
ассоциации, а последние медленно «тас-
творяются» во всей Галактике.

_Kpome звезд, в состав Галактики вхо-
дит еще рассеянная материя, которая
представляет собой чрезвычайно разрежен-
ное вещество и наблюдается нами в виде
темных или светлых туманностей. В
светлых диффузных туманностях нет ника-
ких родственных ‹ отношений между ними
И освещающими их звездами, что доказано
в 1938 г. работой наших астрономов
В; А. Амбарцумиана и Ш. Г. Горделадзе.
Эти туманности освещаются случайно
сблизившимися с ними звездами. Наиболее
яркие белые сверхгиганты, вроде Ригеля
или Денеба, способны освещать туманно-
сти на расстоянии нескольких десятков
световых лет и притом достаточно сильно,
чтобы: мы могли фототрафировать эти ту-
манности с помощью телескопов, До ©бли-
жения с осветающими их звездами они
являлись темными. Подобные туманности
известны; ‘они обнаруживаются как тем-
ные места на фоне Млечного пути. Проек-
тируясь на звездный фон, туманности ча-
стично поглощают свет находящихся. по-

зади них звезд. тда-нибудь,  оказав-
шись близко (не следует забывать, что
это’ «близко» означает расстояние в

световые годы) к какой-либо звезде с до-
статочно высокой светимостью. эти тем-
ные туманности превратятся в светлые.
По подечетам Амбарцумиана и Горделадзе,
лишь одна двухтысячная часть всех тем-
ных туманностей достаточно освещена,
чтобы ее можно было фотографировать.
Нодечеты, ‘произведенные в 1945—
1947 годах автором этой статьи, показы-
вают. что в нашей Галактике должно
быть около 50 миллионов облаков газа и
пыйй -—— светлых и темных диффузных

семинар, руководителям политичееких 3а-
нятий приходится шагать десять ниломет-

залось бы, целесообразнее это расстояние
до подразделения преодолевать одному че-
ловеку — руководителю семината. ‘

Имеются и дбугие существенные недо-
статки, которые серьезно влияют на каче-
ство политических занятий.  Необходимой
литературой пля самостоятельной подготов-
ки к занятиям руководители, как правило,
не обеспечиваются. Не практикуется и по-
каз соответствующих кинофильмов. хотя
это имеет огромное значение в подготовке
к занятиям и лучшему усвоению изучае-
мого материала. Для их демонстрации в
нашей части есть стационарные киноуста-
новки, но фильмов почему-то нет.

Й последнее. У нас не считаются е тем,  ”

что для подготовки к занятиям руководи-
телям необходимо определенное время, по-
этому зачастую они вынуждены готовиться
наспех, лишь накануне занятий.

Пора, наконец, по-настоящему, a He
формально организовать помощь руково-
дителям политзанятий. та

Лейтенант Г. ХОЛКИН.
. Лейтенант Н. ПАЩЕНКО.

Тихоокеанский флот.

<*>
XN

туманностей, Межзвездное пространство не
пуето — это один из интереснейших вы-
водов современной астрономии.

По предположению проф. ВБ, А.. Ворон-
цова-Вельяминова, газ в межзвездном про-
странстве появляется из выброшенных в
пространетво неустойчивых газовых оболо-
чек некоторых звезд. Спектральные на-
блюдения горячих звезд показывают, что
атмосферы этих звезд все время улетучи-
ваются. На место raga,
мировое пространство, из’ недр звезды по-
ступают в ее атмосферу все новые и но-
вые порции. его.

- Еще 15—20 лет назад нам  предетав-
лялось, что наша Галактика является
весьма плоским образованием. похожим,
если глядеть на нее сбоку, на карманные
часы. На самом же деле оказалось, что ве
строение много сложнее. Были уточнены
данные о размерах Галактики. Теперь из-
вестно, что Солнце находится нев центре и
не с краю Галактики, а почти посредине
между центром и краем. Расстояние от
Солнца до центра Галактики составляет
около 25.000 световых лет *), а до края
— около 15.000 световых лет. Следова-
тельно, поперечник всей Галактики в ее
основной (талактической) плоскоети. со-
ставляет около 80.000 световых лет,
центру Галактики звездная плотность (то-
есть число звезд в единице об’ема) уве-
личивается, 3 к окраинам убывает: звез-
ды попадаются все реже и реже.

Котда в 1927 году было открыто вра-
щение Галактики, то сперва казалось, что
все звезды принимают участие во враще-.
нии одинаковым образом. Впоследствии
выяенилось, что это не так, Было обнару-
жено (преимущественно работами Hallux
ученых Б, В. Вукаркина и П. П. Парена-
ro), что Галактика состоит из значитель-
ного числа (вероятно, не менее десятка, а
может быть, и больше) отдельных подеи-
стем, взаимно проникающих друг в друга,
HO облалающих разной степенью сжатия и
разной скоростью галактического враще-
ния. Весть групны звезд, образующие весь-
ма сплющенные, блиноподобные  подеи-
стемы, которые вращаются вокруг галак-
тического центра в очень большой скоро-
стью — до 250 километров.в секунду,

ee,

*) Световой год есть расстояние, прохо-
димое лучом света в один год при скоро-
сти его движения 300000 KM/cek. Он
составляет около. 9 500 000 000 000 км,

пользоваться картой очень

„кались под углом в пределах 30° — 150°,
  10 станет ясно:

`9 июня 1949 г., четверг, № 134 (3238)

„О мастит

абе карты...

Заметки корабельного штурмана

Пожалуй, любому офицеру нашего флота
известно распространенное мнение о том,
что штурман в своей работе всегда должен

пользоваться картой самого коупного мас-

штаба для данного района плавания. Одна-
ко практика работы многих командиров
первых. боевых частей показывает, что это
мнение далеко не всегда правильно. Штур-
ман или вахленный офицер, которые, не
влумываяеь в существо дела и не анали»
зируя обстановки, попытаются следовать
этому мнению, могут допустить при про-
кладке курса и обсервации MecTa корабля
значительные ошибки.

Рассмотрим несколько примеров. Допус-
тим, что корабль идет в прибрежном райо-
‘не. Условия плавания несложные: в не-
поередетвенной близости от пути корабля
нет навигационных опасностей, и погода
‘благоприятствует плаванию. В этом случае
крупного мас-
итаба нет никакой необходимости, так
как, работая < ней, штурман может прове-
ети корабль по назначенному пути менее
точно. чем с картой более о мелкого мас-
штаба.

Это утверждение очень легке доказать.
Часто бывает, что основные, точно опреде-
ленные ориентиры для обсервации места
корабля (маяки, знаки, приметные зверши-
ны и скалы, мысы, отдельные сооружения
и т. д.) расположены на местности. таким
образом, что одна карта не охватывает
всех необходимых ориентиров. Если учесть,
что для точной обсервации требуется, что-
‘бы пеленги на береговые предметы пересе-

необходимого количества
таких предметов на этой карте будет край-

Не недостаточно.

ров и, понятно, терять много времени. Ra- ба в погоне за мнимой высокой точностью

выброшенного в.

В подобных случаях обычно ‘возникает
необходимость склейки карт, &это неизбеж-
но приводит к появлению дополнительных
ошибок, не говоря уже о чрезмерной гро-
моздкости самых карт.

Если же карты крупного масштаба не
склеивать, то при большой скорости ко-
рабля придется часто переходить е одной
на другую. Такой переходх вызовет извест-
ные технические неудобства. Перенос места
на новую карту и оформление ето в нави-
гационном журнале займут некоторое Bpe-
мя И заставят штурмана отвлекаться от
внешней обстановки. Вее это, конечно, от-
нюдь не упростит его работу.

Еели район похода действительно срав-
нительно безопаеный, то, чрезмерно. увле-
каясь применением карт крупного мастита-

чится, если он еще недостаточно опытен и
не умёет правильно оценить, UNO же в
данных конкретных условиях плавания
тлавное для соблюдения высокой точности
прокладки и обсерващии места корабля,

Штурман <должен уметь выбирать нуж-
ный масштаб навигационных карт для To
то или иного похода и учения, Вак прави-
ло, крайне удобны по своей универсаль-
ности обычные. пузевые карты мелкого
масштаба,

Значит ли все сказанное нами, что нуж-
но вообще отвергать карты самого круп-
ного масштаба и не применять их в работе
литурмана? . Конечно, нет.

Подчае для достижения более высокой
точности прокладки и обоеервации места
корабля’ карта самого крупного масштаба
данного района крайне необходима. Налри-
мер, при плавании в 06060 сложных для
кораблевождения районах, где навигацион-
‘ные опасности расположены в непосред»
‘ственной близости от пути корабля и ког-
да они не ограждены в достаточной мере.
Кроме того, такими картами надо’ пользо-
ваться при определении точных координат
каких-либо пунктов, средств ограждения,
‘ориентиров и т. д. В то же время карты
крупного масштаба целесообразно ‘исполь-
зовать тогда, KONA можно сравнительно
‚в епокойной обстановке заранее выпол-
нить необходимые расчеты м подготовить
исходные данные,

Таким образом, в работе штурмана бы-
вают различные случаи применения нави-
гационных карт. При этом он должен все-
гда правильно учитывать уеловия плавания
и глубоко обдумывать меры, которые могут
помочь повысить точность в его работе,

На выбор масштаба карт может влиять
немало разнообразных факторов: наличие
навигационных опасностей и их характер,
птирина фарватера, количество опиентитмв
для определения обсервованного места и их
расположение, средства ограждения опаено-
сти, метеорологические условия. Также на-
до учитывать освешенность горизонта, за-
данную скорость хода и даже такие вещи,
как размер прокладочного стола, качество
инструментов и многое другое. Здесь не
может быть раз. и навсегда установленных
рецептов, схем и шаблонов. Иногла при
плавании в данном районе днем требуется
карта одното’ маслитаба, а в сумерках, при
всех прочих равных убловиях, — карта
‘другого масштаба. Искусство штурмана
как раз и должно вавлючалься в том, чтобы
трорчески, а ‘не механически, подходить к
своему делу, уметь правильно. разбираться
в. любой сложной обстановке и действовать
решительно и инициативно.

плавания, штурман может порою подвести
корабль под реальную опасность. Это ©слу-

Капитан-лейтенант В. ГЛУШЕНКО,

В ПИОНЕРСНКИЕ ЛАГЕРИ

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 8 ‘июня. (Корр,
«Нрасного’ Флота»). В нынешнем году дети
североморцев — офицеров, сверхорочников,
вольнонаемных работников =— будут отды-
хать в двух пионерских лагерях саналор-
ного типа и на трех дачах, организуемых

в Ленингралекой, Ярославской и Apxan-
гельской областях. В них за лето отдохнет
около тысячи ребят.

В первую очередь в пионерские лагери
и на дачи направляются дети потибших
воинов и инвалидов Отечественной войны,

——5= PRRs nee

`’ По следам выступлений «Красного Флота»
О ВИО PU MEPOACKEY (BIND CHORG ores

„Поднять качество преподавания
политической экономии“

у

Под таким названием в нашей тазете
24 мая была напечатана статья капитана
3 ранга Г. Антонова. Вак сообщил в pe-
дакцию начальник политотдела  Военно-
морского училища им. Фрунзе, эта статья

‘обсуждалась на кафедре политической эко-

АИ ОС, а И

Существуют другие звезды, которые об-
ладают не плоским, а почти что шаровым
распределением в Галактике. Они чрезвы-
чайно медленно обращаются вокруг галак-
тического центра. Московекими астроно-
мами были обнаружены даже такие звез-
ды, которые обращаются в сторону, про-
тивоположную общему вращению’ `Талак-
тики. Это напоминает кометы в солнечной
системе. среди которых большинетво дви-
жется в одну и ту же сторону е плане-
тами, а некоторые — в обратную,

Чрезвычайно важный вопрос о ‘роиехо-
ждении звездных подсистем и всей Галак-
тики по-настоящему Поставлен лишь в 00-
ветеком Союзе’ в трудах советских астро-
номов. Предетоит еще большая черновая
работа, и лишь после ее завершения мы
будем обладать более или менее надежны-
ми данными. Пока мы можем оказать, что
есть очень веские основания предполагать,
что звезды, образующие плоские, блинопо-
добные распределения, довольно молоды,
Молодость в данном случае — понятие
относительное: их возраст колеблется в
пределах от 107—10? лет, Звезды ‘же,
образующие шаровые подсистемы, облала-
ют значительно большим возрастом; от
1010 до 1012 лет, ?

Лишь в 1924—1926 годах было дока-
зано, что существует огромное количество
других звездных систем, подобных Галак-
тике. Их тоже называют галактиками, но
пишут с маленькой буквы. Современные
телескопы обнаружили десятки миллионов
Таких звезлных городов. Наша Галактика
является одной из самых крупных; боль-
щинство других в несколько раз меньше
нее.

Талактики выглядят туманными пятна-
MH на фоне звездного неба. Поэтому их
назвали ‘туманностями. Многие галактики
имеют спиральную форму, но чаще галак-
тики бывают шаровыми или  Эллипеои-
дальными, то-есть более или менее ежа-
тыми. Они во веех отношениях похожи на
ядра (центральные части) спиральных та-
ЛАВТИК, и имеются основания полатать,
что спиральные галактики происходят из
эллинсоидальных. Структура нашей  Га-
лактики, по всей вероятности, также спи-
ральная.

Ближайшие к  нам галактики изучены
довольно подробно: спиральные оказались
но составу и по форме весьма похожими

ЕВГ ОЕ a eee ОБЕ ИИ оао

на нашу Галактику. Отдаленнейшие же
галактики подробно исследовать в наше

номии. Кафедра признала, что недостатки
ее работы автором освещены
Приняты меры к устранению этих недо-
статков и к улучшению воей работы ка-
федры,

Ses See a

время невозможно. При фотографировании
Даже с помощью самых мощных телеско-
пов только немногие ближайшие галакти-
ки распадаются на отдельные звезды. Все
же остальные известные нам миллионы
галактик выходят на фотографиях велед-
ствие огромных расстояний лишь слабы-
ми туманными пятнами.

В работах пулковекого астронома проф.
М. С. Эйгенсона показано, что межгалак-
тическое пространство также заполнено
поглощающей свет материей, как и меж-
звездное пространство. Плотность  меж-

‚звездной материи необычайно мала.

От самых отдаленных галактик, доступ-
ных современным телескопам. свет идет до
нас около 500 миллионов лет. Весь иселе-
дованный астрономами мир галактик на-
зывается Метагалактикой: как--далеко она
простирается и что находится за ней, пока
совершенно неизвестно. Но несомненно,
что Вееленная не состоит только из Ме-
тагалактики, так как в бесконечной Все
тенной должно иметься неисчерпаемое мно-
гообразие форм существования материи,
Лживы взгляды ряда буржуазных ученых,
считающих без достаточного на то осно-
вания, что Вселенная состоит только из

Метагалактики и что она конечна и замк-
нута сама в себе.

Мы должны гордиться тем, что живу-
щий на крошечной „Земле человек сумел
зв короткий срок разгадать строение до-
ступной ему сейчаюе части Вселенной и
приближается вплотную к разгадке ee pa3-
вития, Таким образом, астрономия про-
должает наносить сокрушительные удары
по илеалистическим ‘учениям. утверждаю-
щим, что мир неизменен, что он остался
таким. каким бог его однажды «создал»,

На протяжении всей истории культур-
ного’ человечества шла острая идеологиче-
ская борьба между  ототалым — религи-
озным воззрением и прогрессивным — Haq
учным, материалистическим. Эта борьба
продолжается до сих пор, причем ряд за-
рубежных ученых скатывается к mteae
Лизму, пытается «обосновать» религиоз-
ные легенды и тем самым оправдать

их
реакционное содержание, Астрономия же
открывает перед нами Вселенную В пра»

цессе ее вечного и бесконечного развития; .
поэтому роль астрономии, особенно передо-

вой, советекой астрономии, исключительно
велика.

Понтор Физино-математических наук
П. ПАРЕНАГО,

правильно,»