КРАСНЫЙ ФЛОТ

Па Парижской сессии Совета министров иностранных дел

Обсуждение берлинского вопроса

ПАРИЖ, 9 июня, (Спец. корр. ТАСС).
В начале сегодняшнего заседания Сове-
Та министров иностранных дел прелседа-
Тельствующий Ачесон предложил, чтобы
каждый из четырех министров дал указа-
ние окнупационным властям соответетвую-
щей зоны завершить в 13 июня ведущие-
ся зв Берлине переговоры, связанные, е от-
меной ограничений по связи, транспорту и
торговле между Берлином и западными 30-

нами Германии и между восточной зонойи

западными зонами. Шуман и лорд Гендер-
сон, заменявший Бевина, поддержали это
предложение.

А. Я. Вышинский, напомнив, что © 00-
BOTCKOM стороны нет никаких задержек в
расемотрении вопросов, связанных с отме-
ной указанных ограничений, сказал:

— 9 мая 1949 тода в приказе глав-
ноначальствующего советской админиетра-
ции за № 56 было веенародно об’явлено о
снятии всех ограничений, которые были
введены советекими оккупационными вла-
стями с 1 марта 1948 года. К сожале-
нию, в других зонах оккупации такие
приказы не были ощубликованы. (Совет
ская администрация сняла введенные ею с
1 марта 1948 тода ограничения пол-
ностью. Переговоры, которые возникли
велед за тем, касались ряда вопросов,
связанных © отменой этих ограничений, а
также с тем, что в других зонах, по мне-
нию Hallux представителей, не в огра-
ничения были отменены. Вышинекий ска-
зал, что он запросил оккупационные вла-
сти советской зоны о ходе переговоров и
даст ответ на предложение Ачесона, как
только получит необходимые сведения. В
ходе заседания `Вышинский сообщил, что
запрошенные им сведения получены и
что у него нет возражений против пред-
ложения Ачесона. :

Министры должны были сегодня предол-
жать рассмотрение второго пункта новебт-
ки дня: «Берлин и валютный вопрос».
Отнако председательетвующий Ачееон пред-
принял попытку оборвать обсуждение это-
TO вопроса, хотя министры еще не выска-
зались по существу валютной пробле-
мы. рассмотрение которой на данной сес-
сии было предусмотрено нью-йоркоким ©0-

Выступление А.

В начале своего выступления Вышин-
ский сказал, что делегация СССР предла-
тает исходить при рассмотрении вопроса 0
валюте для Берлина из решений, уже ео-
гласованных четырьмя державами. Он. нз-
помнил, что 30 августа 1948 года между
СССР. США, Англией и Францией была
договоренность о введении в качестве
единственной валюты в Берлине немецкой
марки советской зоны. и 0б из’ятии из об-
ращения в германской столице западной
марки. 4 gine

— Я хотел бы кратко напомнить содер-
жание соглашения, достигнутого 30 авту-
ста 1948 года, — сказал Вышинекий. —
Согласно пунЕТУ (a) этого соглашения
должны были быть сняты  отраничения
связи, транопорта и торговли между Бер-
лином и западными зонами, а Также дви-
жения грузов в советскую зону Германии
и обратно. На основе этого положения и
было достигнуто последующее оглашение
5 мая 1949 года, которое и было. реали-

глашением четырех держав от 5 мая
1949 roma,

— Мы уже несколько дней обсуждали
пункт Второй повестки дня и в узких за-
седаниях и на пленарных заседаниях, —
сказал Ачесон. — ия не знаю, есть ли
что еще обсуждать по этому пункту?

Он предложил «пойти дальше», оставив
возможность вернуться к данному пункту
повестки дня позднее,

Шуман, забегая вперед, сказал, что он
не думает, что следует начинать диекус-
сию... ПО третьему пункту повестки дня—
о подготовке мирного договора © Германи-
ей. «Это мое мнение, — сказал он. —
Оно может оказаться  пеосимистическим,
но находится в полном соответствии с ло-
тикой».

А. Я. Вышинекий выетупил. против
попыток уйти от обсуждения важнейших
вопросов, стоящих в повестке дня Совета
министров иностранных дел. Напомнив 0
том, что вопрое о валюте еще не обсуж-
далея, он сказал: _ а

—- Г-н Шуман, как мы видим, предла-
гает не обсуждать вопрос. 0 валюте для
Берлина. Я буду решительно возражать
против этого. тем более, что мы еще ни
слова не сказали по этому вопросу.
Нью-Йоркском коммюнике четырех прави-
тельств было установлено, что берлинский
вопрос включает и вопрос о валюте. Мы
условились, что валютный вопрое должен
быть здесь рассмотрен, и нет никаких 0с-
нований отказываться от этого.

Ачесон и Пуман поспешили заявить,
что произошло «недоразумение» и что они
«не имеют никаких возражений» против
обсуждения валютного вопроса. «У вас
есть право обсуждать любой вопрое, кото-
рый стоит в повестке дня», сказал Аче-
сон. a

— Я должен напомнить, — возразил
Вышинский, — что Совет министров ино-
странных дел в самом начале сессии те-
‘шил обсудить валютный вопрос. Я вабо-
чЧусь не только о своих правах, которые я
хорошо знаю, но тавже об обязанностях

зовано 12, мая. Указанные ограничения в’
советекой зоне уже сняты. Таким обра-
30M, первая часть согласованного решения
от 30 августа 1948 вода выполнена.
Пункт (в) этого соглашения гласит: «Не-
мецкая марка советской. зоны будет введе-
на в качестве единственной валюты для
Берлина, и западная марка будет из’ята
из обращения в Берлине». Эта вторая
часть директивы от 30 августа не была
приведена в исполнение.

Вышинский напомнил далее, что на
основе приведенных выше двух положе-
ний тлавнокомандующим оккупационных
войск в Германии было поручено вонеуль-
тироваться с тем, чтобы «провести в в03-
можно короткий срок о детальные меро-
‚ приятия, ‘необходимые для осуществления
этих решений». Главнокомандующим было
поручено обеспечить отсутствие ^диек-
риминации или действий, направленных
против держателей запалных марок, в свя-
зи © обменом этих западных марок, выпу-
щенных в Берлине: эти марки долж-
ны были быть приняты к обмену на не-
мецкие марки советской зоны по соотно-
шению 1:1.  Главнокомандующим было
поручено далее обеспечить равные уело-
вия в отношении валюты и предоставле-
ния вполне доступных банковских и KEDpe-
дитных возможностей во веех секторах
Верлина. Четыре главнокомандующих дол-
жны были предусмотреть достаточные га-
рантии в целях предотвращения того, что-
бы использование в Берлине немецкой
марки советской зоны не привело к рас-
стройству денежного обращения или к на-
тушению ‘устойчивости валюты в еовет-
ской зоне оккупации. Согласно данному
соглашению, ‘мероприятия, предусмотрен-
ные главнокомандующими, должны были
обеспечить удовлетворительную основу-для
торговли между Берлином и западными
зонами Германии. :

Мероприятия эти должны были ofecme-
чить также прбёхоставление: достаточного
количества валюты для бюджетных целей
и для максимального снижения оккутащи-
онных расходов, а также для достижения
нетто-баланеа в Берлине.

Важным вопросом являлея вонрос о ре-
тулировании денежного обралщения в bep-
тлине. В директиве четырех правительств
тлавнокомандующим оккупационных войск
по этому поводу было указано, что регу-

моих коллег в Совете министров.

Далее Вышинский изложил позицию де-
легации СССР по существу вопроса о еди-
ной валюте для всего Берлина.

Я. Вышинского

вующие в настоящее время кредитные уч-
реждения Берлина. Наконец, было преду-
смотрено, что для контроля 3» практиче-
©ким, ‘осуществлением ‘указанных выше
финанеовых мероприятий, связанных ©
введением и обращением единой валюты в.
Верлине, создается финансовая комиссия
из представителей четырех  главнокоман-
ДУЮЩих. .

Вышинокий напомнил далее, что вопрос
0 единой валюте для Берлина был предме-
том ‘обсуждения Совета безопаеноети 00Н
по инипиативе США, Англии и Франции.

30 ноября 1948 года Совет безотаено-
сти, поручил техническому  колвитету по
вопросам валюты и торговли Берлина раз-
работать мероприятия и рекоменцации,
которые мотли бы послужить урегулиро-
ванию этого вомроса. В работе комитета
участвовали прелотавители  Артентины,
Бельгии, Канады. Колумбии. Кубы, Египта,
Сирии и представитель генеральнога секре-
rapa: OOH.

Комитет работал с 30 ноября 1948 года
п 11 февраля 1949 ‘тода. Он выработал
рекомендации, в основу ‘которых были
положены принципы, Фогласованные че-
тырьмя державами и нелнедшие свое вы-
ражение в их директиве главнокомандую-
щим от 30. августа 1948 г. Кроме того,
комитет счел необходимым предложить не-
которые мероприятия в целях  поддержа-
ния эмиссии валюты в’ Берлине; по мне-
нию комитета, эти мероприятия мотли бы
создать гарантий, предотвращающие
ненужное расстройство валютного положе-
ния в Берлине в результате возможных
колебаний денежного обращения.

— Советская делегация, — продолжал.
Вышинский, — считает. что. при расемот-
рении вопроба о введении единой валюты
для всего Берлина необходимо исходить
из соглашения от 30 августа 1948 года,
0 котором я сейчас говорил. При этом

ния единой валюты значительная роль
должна принадлежать финансовой комис-
сии, функции которой надо определить.
Советская делегащия предлагает взять за
основу рекомендации технического коми.
тета экспертов по вопросам валюты и тор-
товли 0т 23 декабря 1948 года. Эти
рекомендации рассматривались уже в

Гевое время, они привлекли к себе боль-

пюй интерес со стороны представителей
четырех держав, но тогда по ‘ним не уда-
лось договориться. Советская делегация
считает необходимым вновь внимательно и
тщательно рассмотреть данный вопрое на
настоящей сессии Совета министров иност-
ранных дел. :

Таким образом, предложения советской
делегации по валютному вопросу в Берли-
не сводятся к следующему:

1. Ввести для всего Берлина единую ва-
TTY;

2. В качестве единственной валюты ‘для
Берлина принять немецкую марку совет-
ской зоны. оккупации, как это согласовано
в директивах от 30 августа 1948 года,
выработанных вовместно четырьмя держа-
вами — Великобританией, Соединенными
Штатами, Францией и Советским Союзом со
всеми теми последствиями, которые указа-
ны в этих директивах и которые вытекают
из тото же решения.

3. При выработке положений о леятель=
ности четырехсторонней финансовой комис-

тирование денежното обращения в Берлине
должно осуществляться немецким эмиеси-
онным банком советокой зоны через дейст-

сии и при обсуждении этих функций взять
за основу рекомендации технического коми-
тета от 23 декабря 1948 года,

Отказ представителей западных держав обсуждать вопрос
  0 ВДИНОЙ валюте для Берлина

Выступивитие далее представители за-
палных держав не только не проявили
тотовноети достигнуть соглашения по воп-
pocy о единой валюте для всего Берлина

на основе четырехстороннего решения от
30 августа 1948 года, но вообще отказа-
лись расематривать этот вопрос. Тем <а-

=.   -T. 17680

мым они лишний раз показали свое стрем-
ление сохранить и углубить раскол Гер-
`мании и ее столицы Берлина, являющий-
ся следствием их сепапатной политики в
германеком, вопросе. Ачесон заявил, что
правительство СПА «не считает себя свя-
занным Директивой от 30 авпуста 1948

главнокомандующими

‘ний по связи,

года». Он сказал далее, что
вершенно невозможно ввести единую де-
нежную систему для разделенного Берли-
на». Ачесон сказал даже, что Берлин раз-
делен «безвозвратно», но потом поправил-
ея, заметив, что он хотел сказать не ©
безвозвратном, а о «полном» разделе Бер-
лина,

— Если нам не удалось притти к 6ог-

лашению . но вопросу об алминистратив-
ном устройстве Берлина, — продолжал
Ачесон, — то мне кажется совершенно яс-

ным, что трудно притти к соглашению 0
единой денежной системе для. этого города.
Поэтому я ечитаю, что ничего полезного не
будет, если мы отнимем время у Совета
министров иностранных дел на этой сессии
для обсуждения этого вопроса.

Шуман. и Гендерсон,’ не утруждая себя
аргументацией, присоединились к позиции
Ачесона,

Взявший далее слово А. Я. Вышинский
показал необоснованность отказа предета-
вителей западных держав от расемотрения
вопроса о единой валюте для Берлина.

Касаясь заявления Ачесона о том, что
США не считают себя связанными четы-
рехсторонним соглашением от 30 августа
1948 г.. Вышинский процитировал это со-
глашение, в котором сказано: «Правитель-
ства Франции, Соединенного Королевства,
Соединенных Штатов Америки и Союза С0-
ветских Социалистических Республик. 1е-
шили, что нижеследующие мероприятия бу-
дут проведены одновременно при условии
достижения соглашения между четырьмя

практическом осуществлении»... Далее сле-
дуют два основных пункта соглашения,
приведенные вышне. о

— Таким образом, — сказал Вышин-
ский, — соглашение о снятии ограниче-
‘Транепорту и торговле, 0
введении немецкой марки советской зоны
в качестве единственной валюты для Бер-
лина и ‘из’ятии западной мафви из обра-
щения в Берлине состоялось. Тот или иной
участник соглашения, конечно, может счи-
тать еебя не связанным этим соглашением,
но факт остается фактом: соглашение су-
шествует, оно поднисано. Нринципы, ле-
жащие в ето основе, согласованы. ^ Гово-
рят, что факты — упрямая вещь. Иногда
они становятся для кое-кого неудобными,

но нельзя сказать, что тем хуже для фак-

тов; правильнее будет сказать, что тем
хуже для тех, для кого они неудобны.

Отвечая на заявление Ачесона 0 том,
будто бы‘ невозможно ввести единую ва-
люту в разделенном городе, Въышинекий
напомнил. что комитет экопертов, о к0то-
Том он говорил в своем выступлении, при-
держивалея противоположной точки s3pe-
ния. В доклале от 23 декабря 1948 г,
полнисанном председателем этого комитета
Робертеоном. представителем Антлии, ©ка-
зано. что комитет, разрабатывая продва-
рительный преект рекомендаций, искал
такого ренения. вопроса 0’ валюте и тор-
говле. которое оказалось бы практически
выполнимым при наличии раскола Берли-
Ha Ha две части и которое не предрелта-
10 бы вопроса о каких-либо соглапениях
относительно единого управления, которые
могли бы быть в будущем заключены че-
тытьмя державами.

Вышивский напомнил далее, что © пред-
ложениями комитета экепертов вначале

‚сотласилиеь в основном не только пред-

ставитель СССР, но и нпредотавители Ан-
глии и Франции.

Конечно, — продолжал Вышинекий, —=
можно сказать, что мнение технического
комитета ни для кого не обязательно. Ho
нельзя не считаться < тем, что эт0 —
мнение компетентных
который им было поручено рассмотреть.
И разве Совет министров иностранных дел
не является тем местом, где следует обеу-
дить ‘предложения, направленные к урету-
лированию жизненно важного для Бер-
лина и для всей Германии вопроса?

Почему же сегодня три делегации так
энергичио возражают против Того, чтобы
Совет министров иностранных дел занял-

следует иметь в виду, что в деле BBere-

ся этим вопросом? Очевидно, потому, что
три делегации этот вопрое уже для себя
решили; очевидно, три делегации ечита-
ют необходимым закренить раскол Берли-
на, хотя для всех очевидно, что это про-
тиворечит тем принципам, на основе ко-
торых четыре державы обязались действо-
вать в отношении Германии. 4

Отказ рассматривать вопрос о введении
единой валюты для Берлина, включенный
в повестку дня данной сессии Совета ми-
нистров иностранных дел, можно раеце-
нить только как выражение политики ра-
скола Германии. Такая политика является
неправильной и вредной.

— Советская делегация. — заключил
Вышинекий, — считает необходимым
на этой сессии Совета министров

иностранных дел попыталься найти согла-
сованное решение вопросов, стоящих в ee
повестке дня,-в том числе и вопроса о
введении единой валюты в Берлине. Отка-
зываться от рассмотрения этого вопроса
можно, лишь оставаясь на позициях зак-
репления и углубления, раскола Германии,

Однако представители западных держав
И на этот раз отказались от рассмотрения
вопроса 0 введении единой валюты для все-
го Берлина. Ачесон. а за ним и Шуман в
одних и тех же выражениях вновь заяви-

якобы «е0*

в. Берлине об: их

ван важный пункт

людей по вопросу, 1

ли. что «невозможно притти к соглашению
относительно единой валюты для Берлина,
если Совет министпов иностранных лел не
пришел к соглалиению по вопросу 06 адми-
нистративном единстве Верлина». Они
утверждали. что соглашение от. 30 августа
1948 года, сейчас утратило силу, поеколь-
ку оно было принято «еще тогда, когда
Берлин был единым».

Пытаяеь принизить значение этого со-
глашения. Ачесон заявил, что мероприя-
тия. предусмотренные 30 августа 1948 ro-
да, должны были войти в силу лишь при
том условии, что четыре главнокомандую-
щих в Берлине достигнут соглашения 0б их
практическом осуществлении, Ачесона под-
держал Бевин. прибывший в Розовый дво-
рец под конец заседания. Он сказал:
«Ввиду того, что главнокомандующие не до-
стигли успеха в Берлине, все соглалиение
от 30 августа рушитея»,

В связи с этими заявлениями Вышии-
ский еказал:

— Советская делегация подчеркивала,
что директива от 30 августа 1948 года
была согласован» четырьмя державами,
Именно поэтому мы внесли предложение о
введении елиной валюты в Берлине; в 06-
нову этого предложения положены прин-
ципы, выработанные , четырьмя державами

в августе 1948 тода. Никто не может
отрицать того, что эти принципы были ео-
гласованы. Сейчас некоторые говорят, что
они не обязаны были выполнять условия,
сформулированные в директиве 30 августа.
Но еше недавно государственный департа-
мент высказывал иную точку зрения.
Вышинский напомнил, что 17 ноября
1948 года тогдашний  тосударетвенный
секретарь США Маршалл в письме на имя,
тенерального секретаря. организации ()6’e-
диненных наций Трюгве Ли. официально
заявил, что США тотовы  лойяльно вы-
полнять резолюцию Совета безопасности по
берлинскому вопросу от 25 октября 1948
тода. Как известно, Советекий Союз в Co-

‘вете безопасности голосовал против этой ре-

золюции; поскольку в ней не был сотгласо-
0б отновременности
проведения намечавшихея мероприятий. Но
принципы; выраженные в этой резолюции,
— есть принципы согласованной четыть-
мя державами директивы от 30 августа
1948 года. В постановлении Совета 6e30-
пасности от 25 октября 1948 года, при-
HATOM тогда, котла Берлин уже был рас-
колот, содержится прямая ссылка на эту
директиву; в этом постановлении, за ко-
торое голосовали представители СПА,
Франции, Англии и ‹ большинство других
делегаций, представленных в Совете бе-
зопаеноети, имеется рекомендация — про-
водить мероприятия, финансового. порядка,
0 которых тогда шла. речь «в соответствии
с условиями, определенными в совмест-
ной директиве, переданной четырем воен-
ным командующим в Берлине, согласован-
Ной четырьмя правительствами в Москве и
изданной 30 августа 1948 года».

— Это было 17 ноября 1948 года. —
сказал Вышинский, — когла раскол Bep-
лина фактически уже совериеилел, когда в
Берлине были лве валюты. две банковские
системы, когда Берлин был разделен на
две части. Тем не. менее. никто тогда не
говорил, что неноеменным условием осуле-
ствления всех мероприятий, `юотласован-
ных в директиве. от 30 августа, является
‘динетво Берлина. Все очитали возможным
ввести единую валюту для всего Берлина
даже в тех условиях, какие тотда. уже
существовали. Принципы остаются прин-
пипами, Ss :

Далее Вышинекий указал, что нет ни-
каких. оснований отказываться и OT par-
смотрения текомениаций технического ко-
митета, поскольку они опираются на те
же согласованные принципы четырехело-
ронней директивы от 30 августа 1948
года. о.

В заключение Вышинюкий подчеркнул,
что надлежало бы действовать логично и
последовательно. Поскольку была принята
определенная повестка дня, в которой
значатся известные вопросы, ‘министры

язаны их тасомотреть, обязаны сделать
все. чтобы преодолеть трудности, которые
возникают при этом, и добиться cormace-
ванных решений. Именно так должны дей-

‘ствоватБ” те, кто стремятся к сотрудниче-

ству и не пытаются действовать при по-
мощи диктата.
` Выступившие в третий раз представи-
тели западных держав, не возражая про-
тив доводов делегации СССР. тем не менее
продолжали отказываться от рассмотрения
по существу вопроса о единой валюте для
всего Берлина. Больше того. Ачесон пред-
ожил не обсуждать и следующий третий
вопрос повестки лня — о подготовке мир-
ного договора с Германией, а перейти пря-
мо к рассмотрению четвертого пункта —
0б австрийском договоре.

Против такого предложения выступил
Вышинский, указавший на недопустимость
нарушения утвержденной Советом минист-
ров иностранных дел повестки лня и наз
помнивший, что было решено провести
обсуждение австрийского договора после
рассмотрения вопросов, относящихея к
Германии.

На этом заседание Совета министров
иностранных дел, длившееся пять часов,
было закончено.

ЕВЕ АЕ ЕВЕ СВАИ ТЕСНЕЕ ЕВРО ОО И ЧЬИ
Выступление Эйслера на митинге в Берлине

БЕРЛИН, 9 июня. (ТАСС). В помещении
Фридрихшталт-Паласте состоялся многоты-
сячный митинг ‘трудящихся Берлина, по-
священный возвращению немецкого антифа-
писта Эйслера на тодину. Появление
на сцене Эйслера, Вильгельма Пика, Ганса
Ендрецкого, ‹ Германа Шлимме и  Адольфа
Детера было ветречено горячими аплодис-
ментами. _

Председатель берлинской ‘организации
СЕПГ Гане Ендрецкий. открывший митинг.
от имени прогрессивных сил Берлина при-
вететвовал Эйслера, возвратившегося после
долгих преследований реакционерами США
на родную землю. Под громкие аплодие-
менты собравитихея он сообщил. о приня-
тии Эйслера в. ряхы СЕПГ, ^ передал ему
членский бичет и значок партии. Затем
слово было предоставлено Эйелеру.

АДРЕС РЕДАКЦИИ в ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Большой Козловский пер., дом 8. Телефоны: коммутатор К 0-26-80; для справок

Типография центрального органа Министерства Вооруженных Сил Союза ССР «Красная звезда»
i : »

«С 1918 года я являюсь немецким ком-

„МуНиСтом, — сказал Эйслер. — и оста-

вался таковым в Соединенных Штатах не-
зависимо от того, нравилось ли это амери-
канскойи реакции или нет». Расеказывая о
своих американских впечатлениях, Эйслер
сказал: «Я ненавижу американских под-
жигателей войны за их наглость по от-
ношению к нам. Эти господа в самом деле
думают, что немецкий народ, немецкие
расочие, крестьяне и бюргерство неислра-
вимы. Создавая так называемый Северо-
атлантический пакт, они тзерло убеждены,
что мы, немцы, еще раз предоставим Уолл-
сотриту нашу страиу и наших лтодей в ка-
Честве пушечного мяса в борьбе против
прогрессивных народов мира. Поэтому они
не хотят дать нам мирный договор»,

10 июня 1949 г., пятница, № 135 (3239)

HA МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ

ОККУПАЦИОННЫЙ
СТАТУТ. ПОД ВИДОМ
СТАТ НОР
«КОНСТИТУЦИИ»

Антло-американская ‘позиция в терман-
ском вопросе, окончательно определившаяся
за две недели работ сессии Совета минист-
ров иностранных дел, не оставляет” сомне-
ния в том, что ратификация бониской кон-
ституции ‘была специально приурочена
оккупационными властями западных дер“
жав ко дню открытия Парижской сессии.

В своем выступлении она сессии тов.
Вышинский разоблачил антинародный, pe-
акционный характер так называемой бон-
некой конетитуции, подчеркнув, что она
«была выработана под открытым” давлени-
ем оккупационных властей западных дер-
жав, которые, по существу, и продиктова-
ли основные ‹ положения этой конститу-
ции». Лондонский «Экономист» отмечает,
что советская делегация на Парижской
сессии «сорвала прикрасы в боннской кон-
ституции».

Боннская конституция должна, по мыс-
ли руководителей англо-американекой по-
литики. служить своего рода ширмой для
проведения в жизнь . раскола Германии.
Eme в июне 1948 гола. когда на
лондонской сепаратной конференции трех
держав было принято решение о разработке
пресловутой конституции, немецких пред-
составителей предупредили, что одновремен-
но с утверждением основного’ закона бу-
дет опубликована окончательная редакция
оккупационного статута, чтобы «населе-
ние немецких земель ясно поняло, что оно
принимает конституцию в рамках оккупа-
ционного статута».

Итак, колониальный статут был стыдли-

[BO прикрыт‘ фиговым листком боннской

конституции. ‘На’ деле же западные дет-
жавы заботятся о продлении оккупации
Германии на’ неопределенный ^ срок, 06
утверждении колониальных порядков для
немецкого народа. ‘

Жто же принимал ‘участие в разработке
этого реакционнейшего документа? «Парла-
ментекий совет». которому было поручено
англо-американекими властями на основе
лондонских директив разработать ‘и пред-
ставить Ha утверждение военных губерна-
торов конетитуцию  сепаратного  западно-
германского государства. получил, как из-
вестно. свои полномочия не ‘от немецкого
Народа, & от англо-американеких властей.
Боннсекие парламентарии были подобраны
по поручению этих властей премьер-мини-
страми запалногерманских земель из соста-
ва немецких реакционных партий. ‹ Демо-
кратические партии. естественно, были от-
странены от участия в работе над проек-
том конституции.

Если немецкие реакционеры все же
колебались, прежде чем поставили свои
подниеи под этим документом, то это про-
исходило отнюдь не потому, что имелись
действительно существенные ‚ расхождения
во мнениях ‘между  англо-американскими
властями и представителями правых не-
мецких партий. Отнюдь нет. Немецкие
реакционеры, боясь окончательно разобла-
чить в0бя в глазах ‘общественного мне-
ния, лишь делали вид, что они стараются
смягчить федералистекий характер конети-
туции и добиться некоторых уступок. Но
даже подобные «розражения»
вызывали окрик из Вашингтона,

Наконец в начале марта
была прекращена и эта игра, Боннским
парламентариям было пред’яавлено ультима-
тивное требование — привести бониский
проект в полное соответствие с решениями
сепаратной конференции трех держав о
максимальной федерализации Германии.
Затем последовал еще один меморандум,
определивший, что все важнейшие вопро-
сы должны быть исключены из компетен-
ции нового германского правительства. ©
конца апреля боннская комедия начала
подходить к развязке с необычайной. бы-
стротой. 8 мая парламентекий совет по-
спешно утвердил конституцию западногер-
манского государетва; 12 мая она была ут
верждена военными губернаторами запад-
ных. держав и. передана на ратификацию
ландтагам земель. Ландтаги земель ратифи-
цировали ее 23 мая — то-есть в день от-
крытия Парижекой сессии.

Немецкий народ был отстранен от реше-
ния вопроса о конституции для западных
зон. Ни англо-американские власти, ни их
немецкие прислужники не ренились прове-
сти референдум и предетавить на суд на-
рода пресловутую конституцию. Но насе-
ление Германии все же сказало свое слово:
во время ратификации этого позорного до-
кумента во многих немецких городах co-
стоялись демонстрации протеста, Ha кото-
рых трудящиеся выражали свою волю к
единству, требовали народного референдума,
открыто осуждали политику раскола  Гер-
мании.

— 406. 02-87; начальник издательства — лоб. 00-48; отдел подписки ==

Москва, ул, Чехова, 16,

Боннская конституция призвана yaaKo-
нить раскол Германии, толкнуть ее на pe-
акционный путь, привязать к згрессивным

планам американского империализма, [9
новой конституции для западных зон эт
часть Германии разделена на 12 отдель-
ных карликовых государств, полностью
зависимых от западных держав. В специ“
альной статье оговорено, что «осуществле
ние государственных полномочий и выпол
нение государственных задач является де
лом земель». Важнейшие вопросы законо
дательства переданы также в  компетен-
цию земель, Более
могут даже... заключать договоры © иное
ранными  государетвами, Иными словами,
предусмотрен окончательный отказ от один.

ства Германии.
В полном соответствии © реакционных ›

того, отдельные земак И

целями замадных держав боннокая”констия }

туция не ограничивает ни немецких ном
нополистов, ни юнкеров, которые, как из
вестно, были организаторами гитлеровской
агрессии. В тексте конституции не гово
рится ‘0 демилитаризации и денацификан
ции Германии.

Немецкий народ выразил ©в0е ’отнушеа
ние к боннской. конституции, ‘узакониваюа
щей раскол Германии. 0 воле п чалниях
полавляющего большинетва немецкого Has
рода можно судить пе’ решениям третьего
немецкого Народного конгресса, в которох
участвовало 1525 лелегатов от советской
зоны Германии и около 600 делегатов, изб-
ранных в западных зонах страны, Третий
немецкий Народный конгресс, представляв-
ший широкие слои немецких трудящихся,
ретительно осудил политику раскола [е}-
мании ‘и заявил о воле народа к созданию
единой демократической Германии,

Движение за единство Германии a cup 4;

немедленно

1949 года

велливый мир принимает все более щиро

кий хараютер. Оно свидетельствует о тм, \

что немецкий народ не принимает бон.

некую конституцию.
ДЕГОЛЛЕВСКИЙ ЗАГОВОР
ВО ФРАНЦИИ.

Франс Прессе сообщает. что 2 mona
французская полиция арестовала 16 чело
век по обвинению в «участии в деле де
морализации армии и нации». В числе а1е.
стованных — активные члены партии те.
нерала де Голля РИФ («0б’единение фран-
цузского народа»); Полиция обнаружила
склад оружия и залержала ‘несколько ма.
шин, груженных пулеметами и автоматами,

Атентетво отмечает, что эти аресты He.
посредственно: связаны © раскрытием тах
называемого «заговора 20 марта» (попыт:

ка  доголлевцев захватить  парижекую
префектуру).
Французская правая печать веячески

пытается смазать серьезность и значение
антиреспубликанекого заговора,  организо-
ванного. РИФ. Так. гозета «Монд» пи
шет: «Раскрытый заговор являетея делох
нескольких людей, одержимых манией кок-
спирации». Газета  «Орор-Фране andp»
прямо берет под заттиту деголиевцев, 06:
виняя власти в том, что они «поилисыва`
ют участникам заговора попытки деморали:
зоват’ армию ‘и нацию»,

Впрочем, правые французские газеты и:
прасно так торопятся выгородить деголлеь
ies, Французские власти отнюдь не спе
шат применить решительные меры по 0
ношению к заговорщикам, `«Юманите» о
возмущением сообщает, что 11 из`16 а0е-
стованных уже выпущены на свободу,
«Несмотря на очевидность наличия 39№-
вора, поскольку с. поличным пойманы дв
группы заговорщиков, -— пишет «Юмани-
те», — не производится сколько-нибудь
серьезного следствия. ПШоавительетво ‘тор
мозит следотвие по делу о заговоре РИФ,
До сих пор не выдвинуто обвинение про-
тив главных участников заговора. Пре
дано предписание преуменьшать ero зна“
чение».

Французская прогрессивная обществен-
ность требует от правительства решитель:
ных действий против Фашистских заговор:
щиков, требует их наказания. Прогресенв:
ная общественноеть Франции давно BbIpar
жает негодование по поволу открытого по:
ощрения и попустительства детоллевцам, ко-

‘торое проводится Франпузским правитель-

ством. Еще 1 мая ле Голль — этот ново-
явленный кандидат во Французские фюре-
ры — призывал своих головорезов к лей.
ствию. Как можно иначе уаеценить слова’
«Я прошу нацию помочь мне сменить этот
режим» и «Первым условием спасения
Франции является об’единение граждан под
эгидой сильного тосуларетва»?

ризывая к созданию «еильного» (чи
тай — фашистского) государетва, де Голль
В то же время на все лады  превозносил
американскую помощь и Северо-атлантиче-
ский пакт. 910, в известной степени, про
ливает CBET Ha то. почему французские
правящие круги так терпимо относятся к
доголлевцам. «Баким образом может прави-
тельство действовать по-иному, если РИФ
является ого союзником». — с полным
основанием спрашивает «Юманите».

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ,

пп овом пешие

Провокационный налет на здание берлинекой
железнодорожной дирекции

БЕРЛИН. . 9 июня. (ТАСС). Как уже со-
общалось, 21 мая так называемая «неза-
висимая профсоюзная оппозиция», руково-
димая правыми социдл-демократами —
шумахеровцами, ‹ попыталась организовать
провокационную забастовку Ha городском
железнодорожном транспорте ‘западных  сек-
торов Берлина. Однако эта провокация,
осуществлявшаяся при попустительстве и
поощрении со стороны западных оккупаци-
онных властей, потерпела, провал.

Таким же плачевным результатом °за-
кончилась новая провокация, совершенная
цодрывными элементами в Берлинё в ночь
на 9 июня. 200 неизвестных лиц совер-
шили. ‘организованный налет на здание
дирекции берлинской городской железной
дороги, расположенное во американском
секторе. города: Налетчики заявили, что
они будто бы являются «бастующими же-
лезнодорожниками» и по заданию НПО
(так называемой «независимой профеоюз-
ной оппозиции») должны «в знак протеста
захватить здание дирекции». . Чалетчикам
помогала немецкая полиция, ‘находящаяся
под контролем западных эккупационных
властей. Ворвавшиеьв внутрь здания дирек-

ции, налетчики начали там дебош. `Атент
ство ДИД носпешило в связи с этим 6000-
Щить, что «личный состав Железнодорожя
нои, дирекции, находящейся под советских
контролем, 9 июня, видимо. не сможет
приступить к работе». Олнако сегодня же:
лезнодорожная дирекция работала, как
обычно. Банлитская провокация явно HO
удалась.

Демократические круги и печать Бер-
ина отмечают, что вызванная по теле-
фону к месту происнествия американская
военная полиция #16, появлялась в течение
нескольких часов. Они рассматривают эту
новую провокацию, как попытку демонст-
рации, инспирированной известными круга-
ми и приуроченной к обсуждению берлин-
ского вопроса на сессии Совета министров
иностранных дел.

На инспириуованный характер налета
указывает и то, что он с момента ето на-
чала был подробно заснят американскими
фотокорреспондентами и кинооператорами.

доб, 01-60; отдел писем = доб, 01-71] и К 2-08-36

y
Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.

Sax. 2279  !

\

№

at
»