Сила войскового товарищества

Экипаж корабля Н. заслуженно назы-
вают в подразделении дружной семьей.
Славные традиции войскового товарищест-
ва, флотской дружбы, закрепленные и
умноженные в суровые военные годы, мо-
ряки свято хранят и продолжают сейчас,
в мирной обстановке. На корабле за по-
следние полтора года не было ни единото
случая нарушения воинской дисциплины.
Й между тем партийная  ортанизация не
исключает вопросы, связанные © диецип-
линой, из плана своей работы. Воинскую
дисциплину на корабле укрепляют путем
пропаганды уставов и воинской. присяги,
путем дальнейшего упрочения товарище-
ства.

Вопрос о войсковом товариттестве не pas
обсуждалея на партийных собраниях. На
одном из них заслуженный офицер, участ-
ник Отечественной войны коммунист Ма-
тиясевич расскезал о том, как в жестокях
боях с немецко-фашистскими захватчиками
советские моряки свято хранили традиции
войскового товарищества. Он привел яркие
примеры, характеризующие благородный
моральный облик советского воина, неё жа-

`деющего ни крови, ни жизни тля спасения
товарищей, для поддержания чести родного
флота, 1

— Kan проявляется товарищество в.
мирных условиях’ — спросил докладчик
и ответил: — Оно проявляется в заботе о
боевой выучке товарища, о его уснежах в
политической подготовке. Это — чуткость
и внимание к товарищу. Чем лучше мы
будем зналь друг друга, тем успешнее смо-
HOM предупредить даже малейшее отступ-
ление от требований уставов, тем выше
поднимем диопиплину и ортанизованность
в наших рядах.

Жизнь и учеба экипажа корабля, © ко-
тором идет речь, краеноречиво свидетель-
ствуют о том, каким могучим оружием в
борьбе за повышение качества боевой и
политической подготовки является принци-
пиальная дружба.

Некоторые мотористы ототавали ‘в изу-
чении уставов Вооруженных Сил. На ко-
рабле во внеучебное время ортанизовали
несколько собеседований посвященных
Дисциилинарному и Строевому  Уставам.
Была оказана большая товарищеская по-
мощь и морякам, недостаточно хорошо ye-
воившим устройство материальной части.
Офицеры и наиболее опытные старпины
проводили специальные консультации по
изучению боевой техники,

Бопман Белов ототавал в политической
учебе. Ему оказал помощь коммунист Ма-
риясевич. Товарищеские собеседования 10-
могли мичману Белову глубже усвоить

‘`КРАСНЫ

палату. тде лежал Петриков, вошло не-  Настоящая дружба чужда  примиренче-
сколько человек с корабля, бреди них был   окому отношению в недостаткам товарища.
и-командир. Ралостной была ветреча. То- Она не только не суживает критику u ca-
варищи заботливо раеспросили Петрикова   мокритику, но делает их еще более дейст-
о состоянии здоровья, рассказали о том,  венным оружием в борьбе за высокие по-
что корабль отлично полтотовлен к вы- каватели в учебе и дисцинлине. Моряки
полнению задания, поведали о всех кораА-   этото корабля проявляют друг к друту ио-

историю большевиетекой партии;
Конкретные проявления войскового то-
зарищества можно наблюдать в самых
различных формах, Моторист Нетриков од-
нажды заболел и был направлен во 1ос-
питаль. Это произошло в дни, когда Ha
корабле шла большая работа по подтотов-
ке к выполнению учебното задания. Нахо-
isch в госпитале, Петриков волновалея.
Ёму очень хотелось узнать, как ето лрузья
готовят к действию боевые и технические
средетва, как идет работа на ero боевом
посту. Моториет ждал, что кто-нибуль из
товарищей напишет ему писымо, хотя и
сомневалея в этом, — знал, что все очень
заняты. Но в первое же воскресенье. в

бельных новостях.
Внимание и забота товарищей тронули
Петрикова. С чуветвом горячей блалодат-
ности он провожал друзей. В следующее
воскресенье Петрикова вновь  навеотили
товарищи с корабля. № нему приходили и
секретарь партийной ортанизации мичман
Зимин и командир нятой боевой части.
Они держали Цетрикова в курсе всех дел
экипажа. Благодаря товарищеской чутко-
сти больной моряк, нажодясь в госпитале,
жил одной жизнью © экипажем родного
корабля.
Случай с мотористом Петриковым — не
исключение. Забота о больных товарищах,
находящихея на излечении в госпитале,
прочно вошла в быт личного состава. То-
варищи навещают больных друзей, прино-
CAT UM книги, пацитосы и другие подарки.
Пример дружеского внимания в сочетании

© тонкой наблюдательностью показывает
команлир корабля. Однажды главный
старшина Котнелев явилея е  Увольнения

на берег в плохом настроении. Это не уо-
кользнуло от внимания командира. Подой-
дя к Котелеву, он в товарищеской беседе
поинтересовалея причиной плохого наетро-
вния старины.

— Дома не все благополучно, — отве-
тил Кошелев. —— Комнату, в которой вре-
менно проживала моя семья, хотят пере-
даль лрутому лицу. А новой комнаты я
еще не подыскал. :

Командир корабля тотчас же обратился
к служащему в части офицеру — депута-
ту районного Совета депутатов трудящих-
ея с просьбой помочь главному старшине

Кошелеву. Депутат районного Совета 00-

ратилея в городекое жилищное управление,
кототое распорядилось закрепить комнату
за семьей Кошелева. Главный старшина
был глубоко взволнован заботой командира.

— Этото внимания и чуткости, прояв-
ленных ко мне, никогда не забуду, — то-
ворил он друзьям. очется служить
еще лучше, чтобы оправдать заботу коман-
дира. :

Каждый моряк ощущает локоть товари-
ща при самых различных обетоятельетвах.
Моторист Корзеев находился в кратЕосроч-
ном отпуске. На корабле уже несколько
дней не было никаких известий 0 том,
ках моряк проводит время. Обычно во вре-
мя отпуска старшины и офицеры заходят
на корабль, рассказывают товарищам 0
своем отдыхе, интересуются корабельными
делами.

Секретарь Парторганизации мичман Зи-
мин и один из старлгин-мотористов оенили
навестить Корзеева. В один из’ воскресных
дней они пошли к нему на кваотиру. Вор-
зеев принял гостей радушно. Внимание дру-
зей его обрадовало. Гости пораеспросили о
том, часто ли ходит он в кино и театр,
что читает. He нужлается ли в какой-ни-
будь помощи.

— Прошу передать командиру, и TOBa-
рищам. что честь нашего корабля буду
держать высоко, — сказал Борзеев, про-
щаясь в гостяму, °

‚  ключительное внимание, но в то же Bpe-

мя прямо. и Пезко вокрывают недочеты
в службе того или иного товарища.
Олнажлы радист Трифонов небрежно вы-
полнил вои обязанности.. Друзья Трифо-
нова отирыто и сурово. критиковали его за
упущения в службе, В этой страведливой
критике чувствовалась забота о товарище.
Друзвя хотели предостеречь Трифонова or
новых нарушений.

Воспитание личного состава на слав-
ных традициях войскового товарищества,
дружбы привело к тому, что корабль за-
HAI по боевой и политической полготовке,
по состоянию воинской диецинлины одно
из первых мест в соединении.

Пропатанде войскового товарищества уде-
ляется большое внимание и на других ко-

раблях. Партийные и комсомольские ор-
танизации провели немало бесед и докла-
дов, посвященных раз’яюнению морякам
принципов еоветекого ‘товарищества. 0ео-
бенно хорошо прошел комбомольйко-моло-
дежный вечёр, на котором присутетвовали’
й предетавители  шефов, посвященный
дружбе и товариществу. С докладом вы-
ступил секретарь комсомольского бюро
т. Ажнакин.

Выступивиий на вечере рулевой Фано-
беров рассказал 0 дружбе и товариществе
в произведениях: А. Фадеева «Молодая
твардия», Н. Островекого «Вак закаля-
лаюъь сталь» и других. Торпедист-отарший
матрое Калмыков привел примеры фрон-
товой дружбы советоких воинов. Коммунист
офитет. Думин рассказал о том, какой
должна быть дружба моряков в мирной об-
становке.   ‘

Популяризируя примеры подлинного вой-
CKOBOTO товарищества, партийные и’ ком-
сомольские ортанизации беспощадно борют-
ся с проявлениями мнимой дружбы, Важ-
дый елучай проявления ложного товари-
щества обсуждаетея на комсомольских ¢co-’
браниях, выновится Ha суд флотекой сб-
шественноети. Однажды комсомольцы Ру-
давов и Зютин вместе сошли на берег.
Kora  полошло время возвращаться в
Часть. матрос Зотин решил зайти в зна-
комым, Рудакову было яоно, что Зютин
отоздает с увольнения, но, не желая пор-
тить «ириятельские» отношения, он He
оттоворил товарища от необдуманнего по-
ступка, не предостетет от нарушения ус-
тава. Более того, вернувшись в часть, он
не доложил командиру о том, что Зютин
опозлает.

Матрос Зютин получил строгое взыска-
ние. Не ушел от ответственности и Ру-
даков. Сначала на комсомольеком собрании
подразделения, потом на заседании комсо-
мольското бюро части его сурово крити-
ковали за беспринципное поведение, за
лжетоварищество,

Обсуждение поступка Рудакова на ¢o0-
рании, несомненно, помогло многим моря-
кам ее глубже усвоить принципы совет
CRONO войскового товарищества, научиться
отличать подлинную дружбу от мнимой.

П. ВОДЕНЕЕВ.
Б. НИКОЛАЕВ.

м

Магазин Военторга на рейде

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСВАЯ .10-
ТИЛИЯ, 10 июня. (Корр. «Нрасного Фло-
та»). Небольшюй катер идет вдоль  стоя-
щих на рейде кораблей. Вот он подходит
и становится в борту одного из них. Де-
вушки в белоснежных халатах вежливо
приглашают моряков к импровизированно-
му прилавку отделения матазина Воен-
торга.

Е

Время от времени, примерно раз в два
месяща, в клубном помещении подразделе-
ния катерников происходят интересные
собрания, которые здесь называют «вече-
рами молодежи».

Начало этой форме патриотическом и
воинского воспитания ‘молодых моряков
было положено около. года назад по‘иници-
ативе комсомольской организации. В то
время малросы изучали wa пюлитических
занятиях послевоенный пятилетний план.
Стремясь помочь глубокому усвоению этой
темы, секретарь комсомольского бюро под-
разделения тов. Зуев предложил провеети
комсомольско-молодежный вечер,  посвя-
щенный выполнению пятилетки. Нредло-
жение было одобрено командованием. Вом-
сомольекий актив деятельно взялся за под-
тотовку вечера.

Было решено, что основу его програм-
мы составит несколько выступлений луч-
ших комсомольцев-атитаторов, каждый из
которых расскажет ю ходе вышолнения пя-
тилетнего плана в определенной отрасли
народного хозяйства. Все выступления
строились на конкретных фактах, а те
возможно—и на личных впечатлениях вы-
ступающего. Так,  матросу Решетникову,
москвичу, недавно побывавшему в столи-
це в отпуску, поручалось рассказать о
развитии легкой промыпитенности, исполь-
зуя в качестве примеров фактический ма-
териал о хорошо знакомых ему москов-
ских предприятиях. Другие участники ве-
чера — комсомольские активиеты Гребен-
щиков, Розов, Додер--также использовали,
помимо фактов, почеринутых из газет и
журналов, рассказы отпускников и пись-
ма, получаемые моряками из родных мест.

Это придавало выступлениям особенную
доходчивость и убедительность. Приводя
цифры из последнего сообщения Централь-
ного Статистического Управления, орато-
ры затем как бы распшифровывали их, по-
казывая на близким слушателям примерах,
что означают эти итоговые данные.

Уюиеху вечера весьма способствовало то,
что комсомольцы, взявиииеся за его прове-
дение, не были предоставлены самим ©е-
бе. Вечер открылея речью заместителя
командира подразделения по политической
части, расоказавшего о роли партии боль-
тевиков и товарища Сталина в орханиза-

Ассортимент товаров здесь довольно раз-
нообразен, В. продаже имеютея папиросы
различных марок, опички, духи, одеколон,

Мыло. иголки © нитками, носовые платки,

подворотнички и другие  вульттовары, &
такоке кондитерокие изделия.

Работники местного Военторта проявили
хорошую инициативу, организовав обелу-
живание стоящих на отдаленном рейде ко-

Из опыта воспитательной работы
в Н-ском подразделении

=

собрания выступил командир подразделе-
ния. Он призвал катерников не оставаль-
ся в долгу перед советским народом, тво-
рящим такие замечательные дела,

Подводя итопи первого «вечера молоде-
жи», Комсомольское бюро собрало много
отзывов ю нем. Вечер понравилея катер-
никам. Они высказывали пожелания, что-
бы он не осталея единотвенным. Для себя
бюро сделало вывод, что надо строже кон-
тролировать подготовеу докладчиков: не-
которые из них кое в чем повторяли друг
друга и из-за этого не укладывались в
регламент. Было также признано жела-
тельным включать в программу следую-
щих вечеров соответствующие их темам
кинофильмы или художественную часть.

Bee это было учтено при организации
второго «вечера молодежи». Он был посвя-
щен великому русскому писателю Максиму
Горькому.

Ветупительный доклад о жизни и твор-
ческом пути писателя сделал тов. Зуев. за-
тем последовали выступления, рассчитан-
ные на то, чтобы привлечь внимание мо-
ряков в наиболее выдающимея произведе-
ниям Горького.

Вомеомолец Решетников прочел «Песню
о Соколе» и «Песню о Буревестнике», рас-
оказав. 0б обстановке, в которой создава-
лиеь.эти произведения, и © смысле, кото-
рый вкладывал в них Горький.

Отаршина 1-й статьи Михалев. расека-
зал о замечательной горыковокой повести
«Мать». Шо ходу выступления он прочел
отрывки из этого произведения.  Ocoboe
внимание оратор уделил образу рабочего-
революционера Павла Власова, напомнив
вложенные Горьким в ето уюта вдохновен-
ные елова о том, что Россия станет самой
яркой демократией земли.

Ramin из нас ‘теперь видит, —
сказал т, Михалев, — что эти слова, были
пророческими. Самая яркая демократия
земли, 0 которой мечтали Горький и ero
терой, стала нашей повседневной действи-
лельностью, приняв форму  Оталинской

ции нового мощного под’ема народного хо-
зяйетва нашей Родины. А в заключение

Жонституции, Й нам, защитникам . Роди-
ны, выпала великая честь стоять на’ стра-

Е a Se a

раблей. Личному составу Her теперь необ-
холимоети специально сходить на берет,
чтобы приобрести себе предметы первой
необходимости.

Моряки © блатодарноетью отзываютея 0
проявленной к ним заботе. Остается толь-
ко пожелать. чтобы это хоронюе начина-
ние вошло св систему. 2

же интересов первого в мире сопиалисти-
ческого государства! =

Специальное выступление ‘одного’ из
участников вечера было посвящено горь-
ковоким. пьесам «На` дне» и «Мещане».
Секретарь комсомольской организации од-
ного из катеров т. Гребенщиков рассказал
0 дружбе великих вождей Hallet народа
Ленина и Сталина ¢ Максимом. Горьким.
Вечер закончилея показом кинофильма
«Мои университеты».

Тут же в зале была оборудована вит-
рина произведений М. Горького и книг 0
его творчестве, вывешены рекомендатель-
ные списки. Й уже на следующий день
библиотека подразделения отметила массо-
вый 61006 на горьковекую книгу. Выдача
читателям произведений Горького намно-
го * возросла в ближайшие недели по
сравнению е предществовавшими.

Руководители комсомольской организа-
ции решили посвятить также и следую-
щий вечер пропатанде выдающихея лите-
ратурных произведений. Тема была выб-
рана особенно близкая морякам: «Героика

Военно-Морекого: Флота в советокой лите-

ратуре».

В программу вечера, помимо ветупи-
тельного доклада, который снова был по-
ручен т. Зуеву, вошли три выступления
06 отдельных произведениях советских
писателей: ю «Морекой душе» J. Codome-
ва, «Огненной земле» А. Первенцева и
отдельно о флотских пьесах — «da Tex,
кло в море!» Б. Лавренева и «Офицер
флота» А. Крона; Художественное чтение
отрывков из «Морокой души» и показ ки-
нофильма (это стало обязательной соетав-
ной частью каждого вечера) дополняли
программу, Как и в прошлый раз, в зале
была организована выставка книг.

Говоря о произведениях, показываю-
щих героизм военных моряков, ораторы
иепользовали также и фактический мате-
риал о боевых подвигах воинов флота, в
TOM числе катерников, Благодаря этому
вечер повысил у матросов интересе не
только в ряду патриотических литератур-
ных произведений, но и к боевой истории
флота и своего подразделения.

Отыт первых «вечеров молодежи» об-
суждалея в конце минувшего года на от-
четно-выборном комсомольской собрании.
Оно отметило, что эти вечера вполне оп-
равдали cela, и поручило новому составу

й Флот

Балтийский флот. Много времени уде-

ляет офицер Быстров тренировкам
личного состава корабля — хождению
под парусом и на веслах. На снимке:
тренировка матросов на шлюпках.
Фото А. Межуева,

С флотов
сообщают

` Сбор руководителей семинаров. По-
литическое управление Черноморского фло-
‘Ta провело однодневный сбор руководите-
лей семинаров. С докладом. о методике
проведения семинаров на корабле высту-
пил капитан-лейтенант Челноков. Опытом
своей работы по руководству политзаня-
тиями поделились офицеры Малышев, Сте-
панов и другие. В заключение заместитель
начальника Политуправления Черноморско-
го флота прочел лекцию «Основные зада-
чи воинского воспитания в современных
условиях».

$ Встреча с молодогвардейцем Р. Юр-
киным. В Н-ском подразделении кораблей
состоялась встреча моряков с членом. под-
польной комсомольской организации «Мо-
лодая гвардия»,   делегатом ХГ  с’езда
ВЛКСМ Panuem Юркиным. © большим
вниманием слушали собравшиеся рассказ
т. Юркина о героической борьбе красно-
донцев с немецкими ‘оккупантами, о работе
ХГ с’езда ВЛКСМ.

33 Лучший коллектив художественной
самодеятельности. Подведены итоги смотра
матросской художественной  самодеятель-
ности Н-ской части Северного флота. Луч-
шему коллективу, где руководителем т, Ма-
лец, вручено переходящее знамя.

$ Теоретическая конференция курсантов.
В Военно-мМорском политическом училище
им. А. А. Жданова состоялась теоретиче-
ская конференция на тему «Люди русской
науки». С докладами выступили курсанты
Есипов, Русаков, Овчинников и Евстигнеев.
Они рассказали об адмирале Макарове, о
Менделееве, Тимирязеве и Миклухо-Мак-
лае. Выступивший в заключение препода-
ватель училища подполковник Пискарев
подвел итоги конференции и дал высокую
оценку докладам курсантов. р

В Комедия Островского на клубной
сцене. Драматический кружок одного мат-
росского клуба Тихоокеанского флота’ по-
казал морякам свою новую постановку —
комедию Островского «Волки и овцы».
Одобрение зрителей заслужила игра жен
моряков Макеевой, Мельник и Барановой,
а также исполнителей главных ролей Пи-
рогова и Савина. Декорации к спектаклю
нарисовали художники клуба тт. Богданов
и Яценко.

$Ё Победители массового кросса. В Н-ской
части состоялся массовый кросс на 1000
метров в повседневной форме одежды.
Лучшие результаты показали спортсмены
подразделения офинера Васьковского, про-
шедшие дистанцию за 3 мин. 17,2 сек.
Команда награждена переходящим призом
части.

бюро практиковать их и впредь, раэнооб-
разя по содержанию. Коммунисты подраз-
деления, обсуждавшие на одном из пар-
тийных собраний вопрос 06 идейно-поли-
тическом воспитании личного состава,
признали необходимым усилить практиче-

скую помощь комсомольцам в организации

очередных «вечеров молодежи».

Эта партийная помощь очень почувет-
вовалась при подготовке вечера, который
был проведен незадолго до 31-Й годовши-
ны Советских Вооруженных Сил и ей п-
‘свяшааея. Партийное бюро выделило двух
Комигуниетов для наиболее ответетвенных
выступлений на вечере: офицера Сквор-
цова, рассказавшего военным морякам о
роли В. И. Ленина в создании наших Bo-
оруженных Сил, и старшину 1-Й статьи
Шевтеня,  осветивиегло роль товарища
Оталина как вдохновителя и организалора
великих побед Советской Армии и Флота.

Остальные выступления были, как и на
предыдущих вечерах, поручены комеомоль-
ским активистам — Кожевникову, Гре-
бенщикому, Решетникову и другим. Они
рассказали о героях гражданской войны—
Yanaene, Пархоменко, Шорсе, Котовеком,
Лазо, о прославленных боветеких полко-
волцах сталинекой эпохи, о рядовых вои-
нах, навеки вписавших свой имена в ле-
топись советской боевой славы, — солда-
тах Алексанхре Матросове и Юрии Смир-
нове, матросах Иване Голубце и Михаиле
Корницком, партизанке Зое Космодемьян-
ской.

Члены комсомольского бюро много по-

‚работали, добиваясь, чтобы все выетупле-

ния были как можно ярче, конкретнее, со-
держательнее. Некоторые ораторы, пользу-
ясь советами т. Зуева, хорошо знающего
художественную литературу, Удачно вклю-
чали в свои выступления отрывки из про-
изведений советских писателей. В заклю-
чение этого вечерь, оказавшегося одним
из самых удачных, моряки просмотрели
волнующий патриотический фильм «Вели-

кий перелом».

Не так давно в подразделении состоялся
еще один «вечер молодежи». Он был наз-
ван: «Мы счастливы, что живем в Эпоху
великого Сталина». Выступавшие на этом
вечере офицерьь стариины и матросы гозо-
рили о мыслях и чувствах советокото че-
ловека, связанных в именем великого
вождя, которому наш народ обязан вееми
своими победами,

Многие из заполнивших зал воинов на-
чали сознательную жизнь уже в годы
сталинских пятилеток. Это — люди, ©

‘его, погиб, евято выполняя

[лу врага.

‘11 июня 1949 г:, суббота, № 136 (3240).

7   PT TA fT к Т i cy
BB   A WLS   EN

J

ma
©

К десятилетию первого‘ советского
воздушного тарана.

подбить самолет, Машина загорелась, Имех
возможность покинуть пылающий самолет
Ha парашюте, летчик не воспользовалея
этой возможностью: машина находилась
над территорией противника, и позорный
плен был бы неизбежен. Заметив внизу
скопления  врагов, Николай Гастелло на-
правил горящий самолет вниз прямо на
немпев..

В августе 1941 года под Москвой совер-
шил первый в мире ночной таран Виктор
Талалихин: Затем Петр’ Харитонов под
Ленинградом совершил свой второй таран.
Второй раз. соверигил. таран черноморский
летчик Яков Иванов, a ero собрат по ору-
жию черноморец Ворисов в одном бою на
горящем истребителе протаранил два Bpa-
жеских. самолета... Удачно выполнили по
два тарана за один полет летчики Надеин
и Терехин: Детчик Хлобыстов за время
войны совершил три тарана.

Несколько морских летчиков, сражаясь
за честь любимой Родины, повторили под-
pur капитана Тастелло. Летчики Носов и
Кротевич направили свои полбитые самоле-
ты: первый-—в транспорт, второй—в сто-
рожевик немцев. Участник обороны Сева-
стополя летчик Хрусталев, заметив боль-
шую колонну немецких солдат и офицеров,
бросил свой поврежденный самолет в гу-
шу врага.

Сталинские соколы, применявшие страш-
ный для врага таран, наносили удары по
самолетам противника винтом, крылом сво-
ей машины. Мастерская техника пилоти-
рования позволяла им подходить для удара
так, что отонь вражеских стрелков стано-
вился совершенно неэффективным. При
этом реже применялся ударный таран, ког-
да повреждение собственного самолета не-
избежно и его приходилось повидать © па-
рашютом. Чаще всего применялея таран,
позволявший разить врага, сохраняя свой
вамолет невредимым.

— В июне  1939  года, — раюсказывает
Терой Советекого Союза твардии полков-
ник В. Окобарихин, — я, тотда еще мо-
NOLO летчик-истребитель, .патрулировал. в
‘составе звена. «Й-16» ‘над рекой Халхин-
Гол. Небольшие облака закрывали порой
видимость. Исполвзуя” эти! облака, на тер-
риторию Монтольекой Народной республи-
ки проникла группа японских истребите-
‘лей «Й-97» и сразу атаковала ведущего
нашето звена.

Я немедленно бросился на выручку
командира, в хвост самолета которого’ ва=
ходили два «И-97». Чтобы спасти коман-
дира, я бросил свой истребитель B 1000-
вую атаку на головной японский самолет,
На ветречных курсах машины еближались
с огромной быстротой. Казалось, избежать
столкновения невозможно, Однако в пос-
ледний момент нервы японца не выдер-
Malu, самурай задрал свою машину вверх.
Одного мгновения было достаточно для то-
то. чтобы чуть взять ручку на себя, и
винт моего самолета отрубил хвоетовую
часть японского истребителя.

Зыравняв самолет, я увидел, как па-
дает, разваливаясь на куски, протаранен-
ный истребитель ведущего японца, & 0с-
тальные .«И-97»  слешно покидают поле
боя. Сомкнув строй, наше звено благопо-
лучно возвратилось на аэродром. В. даль-
нейших боях на реке Халхин-Гол совер-
шили тараны также наши летчики Маш-
нин и Вустов. i

В годы Великой Отечественной войны та-
ран применялся неоднократно. Но июполни-
телями этото приема воздушного боя были
только воины сталинской авиации. Ни один
из летчиков всех прочих стран, учаетгво-
вавших-в войне, не отважился использо-
вать. таран. ‘Они не. обладали для этого
необходимыми качествами, у них не было
той великой благородной цели войны, ка-
кая стояла перед советскими летчиками.
Смелость и отвага, священная ненависть
к врагам Родины, ‘готовность к взаимной
выручке и к хамопожертвованию во имя
победы — вое эти качества, воспитанные
большевистской партией у советских вои-
HOB, предопределили применение ими в
случае необходимости такого приема, как
таран. Мастерская техника пилотирования
помогала советским летчикам уничтожать
врата даже при отсутствии патронов, да-
же на горящем самолете, когда все воз-
можности уничтожить врака хрутими сред-
ствами уже были исчерпаны.

Ранним утром 22 июня 1941 года —
в день вероломного нападения фашистекой
авиации на налиу территорию, буквально в
первый час войны — младший лейтенант
Леонид Бутелин направил евой самолет на
вражеский бомбардировщик и, уничтожив
свой BOHH-
ский долг. Через несколько дней, 000-
роняя °тород’ Ленина, молодой летчик
млалитий лейтенант? Петр _ Харитонов
вотупил в OOM с опытным немецким лет-
чиком. Это был первый в жизни Харито-
нова бой, Преграждлая врагу путь к горо-
ду, летчик израсходовая весь боезапас. Од-
нако враг все еще рвался к городу. Тогла
Харитонов пристроилея к хвосту вражеской
машины и ударил по нему винтом. Через
несколько секунд «Юнкерс» уже пылал на
земле. Советекий летчик благополучно 60-
вершил посадку,

Героическим подвигом обессмертил вое
имя и прославил сталинскую авиацию ка-
питан Николай Гастелло. Он вел бомбарди-
ровщик для атаки военных об’ектов в ты-
Немецким зенитчикам удалось

Ea es ae) ea : =.

Блестяще владея машиной, «капитан
Андреев после напряженного боя © груп-
пой вражеских бомбардировщиков, во вуе-
мя которого был истрачен весь боезапас,
сблизился с бомбардировщиком, уравнял 6
ним скорость своего‘истребителя и на вы-
соте 800-—900 метров отрубил винтом
консоль вражеской машины, Стрелок и
штурман немецкого бомбардировщика не
могли ничего сделать, так как плоскость
их же самолета закрывала истребитель от
отня. Как только винт обрубил консоль,
Андреев сразу отвернул свою машину.
Бомбардировщик тут же перешел в пра-
вую спираль и врезался в землю. На 60-
ветском же самолете была лишь погнута
лопасть винта, После смены винта капи-
тан Андреев. снова повел истребитель’ в
бой. Так же удачно совершил таран това-
рищ Андреева — ‘младший лейтенант Чва-
тов. Он обрубил хвостовое оперение фаши-
стекого бомбардировщика. Сменив винт,
Чватов в тот же день на этой мамине
совершил еще один боевой полет!

Великая Отечественная война показала
непревзойденное мужество и мастерство
советеких летчиков, воспитанных больше-
вистокой партией. Только им по плечу
оказалось применение тарана — приема,
На который могли итти лишь наши, совет-
ские летчики, отважные, умелые воины,
беспредельно преданные социалистической
Отчизне, обладающие железной волей и на-
стойчивостью в достижении победы над
врагом.

Евг. БУРЧЕ,

*, WERNER) wo 8 esa

завоевание новых ‘успехов в учебе и
службе является их священным долгом
перед Родиной.

По примеру «вечеров молодежи», opra-
низованных в масштабе подразделения,
подобные мероприятия стали проводить на
отдельных катерах. Шо инициативе лейте-
нанта Воронцова. на одном из катеров в
услювиях ютоянки на рейде состоялея мо-
лодежный вечер, посвященный пропаган-
де уставов. Бывалые воины показали мо-
лодым морякам на убедительных примерах
из собственного опыта значение неуклон-
ного соблюдения уставных требований. Ве-
чер на другом катере был посвящен кни-
пе Елены Кошевой «Повесть о сыне».

Не вое «вечера молодежи», проведенные
в подразделении за год,

трудом представляющие себе Hamy страну
без Малнитки,  Уралмаша, Днепрогэса,
Сталинградекого тракторного, люди, зна-
ющие лишь по’ рассказам старших не
только дореволюционную, но и д@олхоз-
ную деревню. Ораторы напоминали этим
морякам, что чудесные‘ социалистичеекие
преобразования, изменившие в изумитель-
HO короткие исторические сроки. весь 0б-
лик налей страны, явились воплощением
великих идей Ленина — Сталина, вопло-
щением сталинской мыели и воли, резуль-
татом вдохновляющей и организующей ро-
ли большевистской партии. Они говорили
о прекрасном коммунистическом будущем
налней Родины, залогом которого является
сталинское руководство, направляющее к
единой` цели усилия всех советоких лю-

DL были юдинаково
; удачными, Некоторые из них имели cy-
апомнилось многим на вечере выступле-  щественные недочеты,  заключавииеся

ние младшего лейтенанта Морозова. например, в неконкретности части вы»

— Я волнуюсь сейчае не только по-
TOMY, что выступаю на таком большом
собрании, — начал он. — Я не могу го-
ворить без волнения о том, чем я обязан
советской власти, большевистской партии,
товаришу Сталину. Мне 21 тод, ая уже
офицер флота. Если это возможно в другой
стране, то только для сына богача. А мой
отец и мой дед — рабочие, С самого мо-
его, рождения 060 мне заботилась не только
семя, но и Советское государство. С чув-
ством горячей благодарности я вопоминаю
и детский сад, и школу, и каждый год мо-
ей флотской службы. Меня всегда окружа-
ла обстановка, помотающая учитьея, расти,
развивать свои смособноети. И чем старше

ступлений, в недостаточной продуманности
общего плана. Тем не менее в целом эта
форма воспитательной работы сыграла
заметную роль в расширении политиче-
окого и культурного кругозора моряков, в
развитии у них патриотических чуветв.

И ели подразделение имеет немалые
успехи в боевой учебе и укреплении воин-
ской диоциттины, если здесь была полу-
чена высокая оценка на последней про-
верке политзанятий, то во воем этом ока-
зались в какой-то мере также и резуль-
таты «вечеров молодежи».

Их охотно посещает Bech личный со-
став. Уже одно это свидетельствует о том,

что вечера завоевали популярность
я становлюсь, тем чаще думаю: какое это  Тем самым повышается их действенность,
счастье — жить в нашей стране, в наше расигиряются возможности использования

время! Вак же мне не быть благодарным
товарищу Сталину за все, что он сделах
цля меня и миллионов таких, как я! Как же
мне не стараться оправдать эту сталин-
скую заботу делами, ее достойными!
Тлубокий след оставил этот вечер в с03-
нании молодых калерников, хотя его про-
грамма, к сожалению, и не была выпол-
нена до конца: на кинобазе не удалось
достать в этому дню фильм «Клятва».
Ценно, что вечер закюнчилея выступле-
нием командира подразделения, речь кото-
рого указала морякам пути претворения
волновавших их чувств в практические
дела. Командир говорил о том, к чему обя-
зывают счастье жить в сталинекую эпоху
и честь быть защитником страны, идущей воинском воспитании моряков
под водительством товарища Сталина к ;
коммунизму. И моряки покидали вечер, Напитан 3 ранга Н. НИКОЛАЕВ,
сознавая ище отчетливее, чем прежде, что! Черноморский флот.

этой формы воинокого воспитания.

‘haste выдвигает, множество вопросов,
которые могут стать темами очередных
«вечеров молодежи». Военных моряков
глубоко интересуют и сталинский План
преобразования природы, и приоритет на-
шей Родины в великих научных откры-
тиях, и новые патриотические произведе-
ния советской литературы, Вечер, посвя-
щенный любому из этих вопросов, не’
пройлот бесследно, если его должным об-
разом подготовить. И чем разнообразнее
будут темы новых вечеров, чем полнее они
будут знакомить флотекую молодежь ©
многообразной, кипучей жизнью Родины
тем большую роль смогут они сыграть в