КРАСНЫЙ ФЛОТ ——о 1

Пекоторые вопросы: летней

практики

-На учебных кораблях налиего флота на-
Чалась летняя практика курсантов. Ее ре-
зультаты прямо зависят от того, насколько
полно удастся вкомандному и преподаватель-
CKOMY составу использовать все возмож-
ности практического обучения, ‘отобрать и
применить все лучшее, ценное из опыта
летней практики, не допустить ошибок
прошлых лет. В связи с этим мне хочется
остановиться на некоторых вопросах летней
практики и поделиться с читателями свои-
ми соображениями.

Прежде веето важно четко уяснить се-
бе. чем отличается учеба курсантов в
стенах училища от учебы на кораблях.
Такое отличие, на мой взгляд, выражается
в следующем.

Зимний теоретический курс учебы дает
курсанту основные знания по ряду диеци-
плин. Для удобства усвоения лисциплины
изучаются параллельно. Й хотя некоторые
из них связаны между собою, тем не ме-
нее изучаться комплекено не могут,

Именно таким образом курсанты изу-
чают, например, навигацию и астрономию.
0бе лисциплины входят в Куре подготовки
штурмана, и знание их нужно курсанту
для одной цели —— успешного выполнения
обязанноетей штурмана. Однако ни та, ни
другая диспиплина, изученные в отдель-
ности, еще не дают права считать, что
освоивший их курсант уже является пол-
ноценным штурманом. Очевидно, что после
параллельного самостоятельного изучения
и навигации и астрономии требуется свя-
зать их в едином комплексе.

Ё тем же выводам мы придем, если про-
анализируем изучение курсантами других
дополняющих друг друга лисциплин, на-
пример материальной части артиллерии и
управления артиллерийским огнем. Даже
отличное знание каждой из них в отлель-
ности не может служить показателем того,
что курсант уже подготовлен к. практиче-
скому выполнению служебных обязанностей
офицера-артиллериета.

Задача летней практики в том и заклю-
чаетея. чтобы дополнить теоретические
знания курсантов практическими навыка-
ми, научить курсантов применять Ha Ko-

курсантов

сколько практическое обучение курсанта
соответствует выполнению тех служебных
обязанностей, которые будут на него воз-
ложены после выпуска из училища.

‚ Такая особенность летней практики
определяет и требования в офицеру-прено-
давателю, который не может выступать на
учебном корабле в роли узкого специали-
ета, знающего только свою дисциплину.

сантов, преподаватель обязан хорошо знать
и всю корабельную службу. Это, во-пер-
вых. А во-вторых, офицер руководитель
практики должен обладать ббльшими зна-
ниями, чем корабельный офицер, иначе он.
не сможет правильно оценить, насколько
офицерский состав корабля. привлеченный

ответственной залачей.

К сожалению, не все руководители прак-
тики обладают такими качествами. Некото-
рые из них хорошо. преподают теоретиче-
ский куре, но не могут как следует opra-
низовать обучение и воспитание в уело-
виях летней практики. Не все преподава-
тели хорошо знают особенности корабель-
ной службы, веледствие чего передоверяют
руководство практикой курсантов корабелв-
ным офицерам, ограничивая свою роль да-
чей консультаций. Чтобы устранить эти
недостатки, необходимо повысить требова-
ния к преподавателям, которым поручается
руководить практикой курсантов.

Офицеры-— преподаватели училищ, нахо-
дясь на учебных кораблях, основное
внимание должны уделять тому, чтобы
каждый курсант глубоко и всесторонне изу-
Wad все те вопросы, которые связаны с ета
будущей служебной деятельностью. При
этом не следует забывать. что у каждого
офицер» на корабле, помимо обязанностей,
определяемых спецификой его должности,
имеются’ и такие, которые должен о уметь
выполнять любой офицер (вахта и дежур-
ство. воинское воспитание. морская и фи-
зическая подготовка подчиненных и т. д.).
Поэтому практические занятия курсантов
по основным дисциплинам должны быть
увязаны со всей корабельной службой.

Чтобы курсант хоропю понял. все 060-

рабле полученные ими теоретические зна-
ния по отдельным дисциплинам при вы-
полнении обязанностей штурмана, артилле-
риста, минера и т. I.

Конечно, и в зимний периол обучения
курсанты выполняют практические работы.
Они тренируются на приборах в управле-
нии артиллерийским огнем. решают астро-
номические задачи и т. J. Однако такие
навыки далеки от тех. которые требуются
офицеру при выполнении им своих елу-
жебных обязанностей на корабле. Это и
понятно, если учесть. что практические ра-
боты выполняютея в спокойных уеловиях
учебных кабинетов. пол руководетвом опыт-
ных преподавателей. Разумеется, настоя-
шие практические навыки ‘курсанты при-
обретают только во время летней практики.

Возникает вопрос: можно ли считать
летнюю практику курсантов простым про-
должением их зимней учебы? На мой
взгляд. нельзя. Летняя практика, хотя и.
следует за зимним курсом обучения, тем не
менее прелставляет с0б0й 060бый и чрез-
вычайно важный этап подготовки офицера.

Возьмем для пример» снова подготовку
будущего офицера-птурмана. В летний пе-
риод ему надо привить практические на-
выки по кораблевождению. Плавая на
учебном корабле, он готовится в выполне-
нию служебных обязанностей штурмана,
осваивает эти обязанности. значит, от кур-
санта требуется. чтобы он не только 0б-
ладал суммой нужных знаний, но и умел
их применить на деле. Приобрести такое
умение — задача курезнтов во время лет-
ней практики.

Предположим теперь. что курсант на
учебном корабле практически осваивает те
дисциплины, которые он изучал зимой в
училище, притом опять-таки порознь Екзж-
дую дисциплину. Будет ли в этом случае
он приобретать все необхолимые ему, как
будущему офицеру. навыки? Нет, не будет.
Параллельное изучение во время практики
тех же дисциплин, которые преподавались
в стенах училища. не дает практиканту
ясного представления о том. что же от
него потребуется, когла он придет на ко-
рабль офицером.

Очевидно, летняя практика должна про-
ходить Tak, чтобы курсант, учился послело-
вательно решать задачи как офицер. В с0-
ответствии с этим требованием надлежит
прививать курсантам и практические Ha-
выки. В нашем примере с подготовкой
штурмана курсант. должен начинать прак-
тику на учебном корабле с изучения обя-
занностей пегурмана в целом. Лучше всего
он сможет сделать это, находясь на штур-
манской вахте. Важно при этом предоста-
вить практиканту возможность самостоя-
тельно решать вопросы. опираясь на свои
теоретические знания.

Разумеется, такой принцип практиче-
ского обучения следует применять и в OT-
ношении курсантов всех других специаль-
ностей. Все время надо иметь в виду: на-

бенности своей будущей служебной  дея-
тельности, ему необходимо. хотя бы в те-
чение непродолжительного времени, пралути-
чески исполнять обязанности тех матросов
ий старшин, которыми он станет внослед-
ствии руководить. Курсант должен нести
наиболее характерные наряты. чтобы хоро-
шо понять, как будут исполняться его при-
казания, когла он станет офицером. Необ-
ходимо расписать курсантов по важнейшим
боевым постам, где они могли бы освоить
все особенности управления механизмами и
оружием.

Одновременно нало предусмотреть, чтобы
курсанты наравне с личным составом учеб-
ного корабля участвовали в боевых уче-
ниях и работах. Шо мере накопления у бу-
дущих офицеров практических навыков им
надо поручать самостоятельное выполнение
заданий.

Некоторые чрезмерно осторожные руково-
дители практики стараются опекать кКуУр-
сантов, ограничиваль их лействия. В ре-
зультате такой опеки у куосантов появ-
ляется неуверенность в своих силах, при-
тупляетея чувство самостоятельности. По-
этому преподаватель должен оказывать
больше доверия обучаемым. Конечно, дове-
ряя, следует контролировать и направлять
их действия.

Особое внимание нало обращать на то,
как курсанты практически осваивают обя-
занности вахтенного офицера. Вахта —
важнейшая часть корабельной службы.
Crost на вахте все офицеры, независимо
от того, какая у них специальность. Необ-
ходимо так организовать несение курсанта-
ми вахты, чтобы они смогли как можно
полнее изучить все особенности службы ко-
рабельных нарядов.

Курсант может много 1023 ВЫПОЛНЯТЬ
обязанности вахтенного офицера и все же

не получит необходимых практических Ha-

выков, если обстановкз во время несения
вахты будет упрощена. Чтобы усложнить
условия службы на мостике. полезно. да-
вать вводные задачи.

Будущему офицеру очень важно изучить
методы обучения и воспитания личного е0-
става. Во время плавания на учебных Ko-
раблях курсанты должны привлекаться к
проведению бесед. политических занятий и
политинформации, к организации досуга
экипажа. Курсанты могут оказать значи-
тельную помощь корабельному офицерекому
составу в воспитании у экипажа советского
патриотизма и еоветской национальной гор-
дости. Выполняя етоль почетные обязан-
ности, курсанты и сами приобретают цен-
ные практические навыки воспитания ма-
тросов и старшин.

Целесообразно также поставить вопрос о
более тесной увязке работы партийных и
комсомольских  оттанизаций училища 6
партийными и комсомольскими организа-
циями учебных кораблей.

Таковы некоторые вопросы летней прав-
тики курсантов.

Контр-адмирал К. КУЗНЕЦОВ.

С флотов

$ Выставка живописи и графики. В мат-
росском клубе Северного флота открылась
выставка живописи и графики московских
художников. На выставке представлено
около двухсот экспонатов, в том числе
портреты И В. Сталина (работа Бубнова),
В. М. Молотова (работа лауреата Сталин-
ской премии Герасимова), картина худож-
ника Козлова «Освобождение», «Десант»—
Мальцева и другие. Хорошую оценку за-
служило также полотно художника Коль-
цова, запечатлевшего момент возвращения
боевого корабля в базу.

$ Отличный кок. Добрую славу среди
моряков Н-ской части Балтийского флота
заслужил кок старший матрос Арбузов.
За вкусное приготовление пищи и образ-
цовоеё состояние камбуза он не раз удо-
стаивался благодарности командира. Не-
давно старшему матросу Арбузову в знак
поошрения предоставлен внеочередной крат-
косрочный отпуск с поездкой на родину.

$ Весенняя спартакиада. Черноморцы
Н-ской части приняли участие в весенней
спартакиаде. Они соревновались в гребно-

сообщают

легкой атлетики. Общее первенство ‘завое-
вала команда офицера Савченко. Чемпио-
нами части по отдельным видам спорта
стали офицер Устименко;, старшина 2-й
статьи Чернопрудов, матросы Шило, Ко-
мов, Юшков и другие. За лучшую поста-
новку спортивно-массовой работы и пер-
венство в спартакиаде команде т. Савчен-
ко вручен переходящий приз.

3 Учеба редакторов стенных газет.
В Н-ском соединении Балтийского флота
проведен сбор редакторов стенных газет.
О роли стенной печати в воспитании лич-
ного состава рассказал‘ в своем о докладе
офицер Пьявкин, Намечены конкретные
меры по улучшению работы редколлегий
стенных газет’ кораблей ‘и частей.

3 Композитор Сорокин в гостях у мо-
ряков. Автор популярных песен о Военно-
Морском Флоте композитор Сорокин вы-
ступил перед моряками с творческим отче-
том. Он исполнил ряд своих произведений,
рассказал о работе ленинградских компо-
зиторов, поделился своими творческими
планами. В частности, т. Сорокин указал,

парусных гонках, лазании по канату,
стрельбе ‘из пистолета, в различных видах

что работает сейчас. Над рядом новых флот-
ских песен,

Чтобы успешно руководить. практикой кур-.

‚к обучению курсантов. справляется с этой п

Концерт
Поля Робсона
в Зеленом театре

С огромным успехом проходят в Москве
концерты известного негритянского певпа
Поля Робсона.

Свыше 10 тыюяч человек пришаю вче-
ра, 11 июня, в Зеленый театр Централь-
ного парка культуры и отдыха имени Горь-
кого. Эта требовательная многотысячная

аудитория, состоящая из советских людей : ’
ские дни! И запомнит, конечно, не пото-

различных профессий, была проникнута
единым чуветвом. восхищения перед высо-
ким мастерством и ярким дарованием этого
артиста, видного прогрессивного деятеля,
Здесь перед лицом тысяч людей этот пе-
вец-трибун смог во всей широте развернуть
многообразные, чарующие’ особенности сво-
его таланта. -

Москвичи высоко оценили творчество
оля Робсона. Ему горячо аплодировали на
встрече в Центральном доме работников
искусств солисты Болыного театра СССР,
Московского художественного театра, ap-
тисты филармонии, студенты Московской
консерватории имени Чайковского. По от-
зыву директора ‘консерватории А. В. Свеш-
никова. в lone Робеоне полкупают прежде
всего выразительная простота исполнения,
отличающая ‘большого и оригинального
художника, редкий тембр низкого’ голоса,

которым мастерски владеет певец, тонко пе-.

редавая задушевность народной песни и
строгую мелодичность классической му-
ЗЫКИ.

С первых же звуков голоса певца, легко
и чисто. прозвучавшего вчера, в перенолнен-
ном зале огромного летнего тезтра, истол-
нитель овладел вниманием и чуветвами
аудитории. Исполнял ли он народные не-
гритянекие песни («Опи, мой беби»), рус-
ские народные песни, произведения совет-
ских композиторов — во всем проявились
замечательное мастерство, идейная глубина
и художественная тонкость иснолнения.

Ортанически связаны с исполняемыми

рии, которыми сопровождает Поль Робсон
кажлую песню. Скупыми словами и жестом
он подсказывает слушателю основной
смысл произведения. у:

Он говорит и поет о герое рабочего лви-
жения Соединенных Штатов Джо Хилле, и
аудитория ‘ярко представляет себе образ
этого ‘мужественного борца. Радостная
улыбка преображает лицо артиста, когда
он переходит вк исполнению советской му-

русском языке. Его редкого тембра бас за-
мечательно оттеняет мажорные интонации
популярной . «Песни о Родине» И. Дунаев-
ского. ,

— «Широка о страна моя. родная...»
свободно и могущественно разносится да-
леко вокруг, и каждому хочется велед за

‘слова и мотив русской песни, которую как
символ. свободы поют простые люди на мно-
THX языках мира. :

Поль Робсон исполнил пееню Н. Boro-
словского «Любимый город», спел несню из.

оперы «Тихий Дон» — «0т края и 30
края».

Редко на долю артиста выпадает такой
успех, каким сопровождался концерт Поля
Робсона. В ответ на настоятельные требо-

вания публики Поль Робсон исполнил ряд.

вещей «на бис», охотно повторял наиболее
полюбившиеся аудитории произведения сво
его репертуара.

В концерте приняли участие Государет-
венный русский народный оркестр им.
Н. Осипова и заслуженный артист РСФСР
В. Н. Аксенов. Партию фортепиано испол-
нял Александр Ерохин. (ТАСС). .

СПОРТ

Два новых. всесоюзных
рекорда легкоатлетов

Вчера на московском стадионе «Динамо»
состоялась. традиционная легкоатлетическая
эстафета 10Ж1000 метров для мужчин и
5Ж500 метров для женщин. В сильнейшем
забеге для мужчин принялое участие семь
команд, в том числе две команды Воору-
женных Сил — ЦДКА и Ленинградского
Дома офицеров. : ,

_Борьба на этапах разыгралась главным об-
разом между командами ЦДКА, «Динамо»
и Ленинградского Дома офицеров. До пято-
го этапа впереди были ‘ленинградцы, но за-
тем их обогнали динамовцы и представители
ЦДКА.

Первое место заняли спортсмены «Дина-
мо» с новым рекордом страны — 25 мин.
55,4 сек. Вторыми финишировали легкоатле-
ты ЦДКА — 25 мин, 59,4 сек. и третьими—
представители Ленинградского Дома офице-
ров — 26 мин. 15,6 сек. Все три’команды
превысили старый рекорд СССР, установ-
ленный в 1941 году ‘командой ЦДКА (26
мин, 17,8 . сек.).

Лучшее время на этапе показал рекордс-  .

мен СССР и Военно-Морских Сил лейте-
нант Попов. Километр он пробежал за
2 мин. 29,5 сек.

Эстафета 5Ж500 метров для женщин при-
несла победу команде ЦДКА — 6 мин: 42
сек. Это также новый всесоюзный рекорд.

Физкультурники
береговых подразделений

`вышли на старт

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 11 июня. (Корр. «Красного
Флота»). Два дня на стадионе Дома офи-
церов продолжалась спартакиада частей и
подразделений тыла флотилии.

Победителем стометрового бега среди
офицеров оказался старший инженер-лей-
тенант Мауритс — 12 сек. Среди рядового
и старшинского состава первое место на
этой дистанции занял старшина 2-й ста-
тьи Короленко — 12,2 сек: Он же явился
победителем и по прыжкам’ в длину.

Впервые в соревнованиях береговых под-
разделений участвовало много женщин.
Спортсменка т. Улыбышева показала луч-
шее время в беге на сто и пятьсот метров.

Наиболее массовым был забег на четы-
реста метров. Быстрее всех — за 1 мин,
01 сек. — пробежал дистанцию молодой
спортсмен старшина 2-Й статьи Козачев.
Среди офицеров победителем вышел лей-
тенант Тихонов. Состязания по метанию
диска‘ принесли победу старшему  лейте-
нанту Куницину, по метанию гранаты —
старшему матросу Шагайко.

Общее первое место спартакиады заня-

произведениями выразительные коммента-

зыки. Русские песни Поль Робсон поет на.

негритяноким певцом подхватить крылатые! ная потребность — побывать здесь еще

«Her, TH не памятник! Ты — живой!..»

‚ли спортсмены подразделения, где физру-

ком офицер Ильин.

12 июня

ЖИТЬ и

Поэт смотрит на нае с огромных порт-
ретов, поднятых на фронтоны высоких зда-
ний, с сотен витрин, с несчетных плака-
тов, покрывших стены московских домов.
Мы встречаем его то шагающего в)разве-
вающемся плаще по родным полям, то 3a-
думчиво склонившегося над бумагой, то
устремившего вдохновенный взгляд вперед,
в будущее — к «племени млакому, незна-
комому». :

Надолго запомнит. Москва эти пушкин-

MY, что весь ‘город украсился сейчас ‘изоб-
ражениями великого поэта; Эти портреты
Пушкина на улицах и в парках, в завод-
ских цехах и в аудиториях институтов, у
станков и в шоферских кабинах. трузови-
ков-пятитонок — лишь внешнее выраже-
ние народной любви к поэту, сказавшейся
с такой чудесной силой в дни его юбилея,

Повсюду в нашей стране. нынешние
пушкинские дни явились надодным празд-
неством. Но в Москве оно приняло oco-
бенно широкий размах, стало особенно знз-
менательным. Это и понятно: Москва —
средоточие духовных сил советского наро-
да, Москва — знаменосец всех великих
идей и чувств нащего времени. Кому, как
не ей, держать над всей страной и знамя
всенародной любви к Пушкину, выразить
величие этой любви с предельной силой!
_ Да и, наконец, Москва — это пушкин-
ские «края родные», город, где поэт про-
вел детство и подолгу  живал в зрелые
годы, город, которому он посвятил столько
бессмертных строк. Kak потянуло. сейчас
москвичей туда, где бывал живой Пушкин!
Сколько людей всех возрастов перебывало
У ето квартиры на Арбате, у ветхого 060б-
нячка на улице Станкевича, куда Алек-
сандр Сергеевич заезжал к Баратынскому,
или у дорогого Пушкину дома поэта Ве-
невитинова в Вривоколенном переулке...

В Москве сохранилось до полусотни зда-
ний, связанных с именем Пушкина. Боль-
шинство их вошло в маршруты. юбилей-
ных ‘экскурсий. Но и помимо этих экскур-
сий от здания к зданию идут сейчас ‘ожив-
ленные групики то подростков, то юношей
и девушек, то взрослых людей. Они оста-
‚навливаются перед каким-нибудь старан-
ным особняком с ампирными колоннами—
очередной их целью. И кто-нибудь напо-
минает вслух;

— Здесь он читал друзьям «Бориса Го-
дунова»..

— Здесь ветречался с Аламом Мицкеви-
чем. .

— Здесь передал Муравьевой свое по-
слание декабристам...

Почти всем участникам таких паломни-
честв по пушкинской Москве давно знако-
мы эти старые особнячки в тихих переул-
ках и другие места столицы, вошедшие в
биотрафию поэта. Но для них это душев-

раз в юбилейные дни, вот так молча по-
стоять перед дверьми, пронускавшими ког-
да-то Пушкина, представить тут его жи-
вого и, быть может, перенести его’ мыс-

ленно в наш век... Это потребность людей,
глубоко чувствующих, что Пушкин И все  `
Не ним связанное — неот’емлемая Часть

великого духовного богатства, которое ста-
ло в нашей стране безраздельным достоя-
нием народа.

Но езмым замечалельным проявлением
народной любви вк Пушкину служит то,
что происходит в эти дни у его памятни-
ка на Пушкинокой площади.

Минула уже неделя после состоявитего-
ся элесь 5 июня многотысячното митинга.
И всю эту неделю с самото раннего утра
и далеко за полночь бронзового Пушкина
окружает живая человеческая стена.

С тихим шелестом ложатся на подно-
жие памятника все новые и новые буке-
ты. Вот девочка в красном платьице за»
стенчиво протягивает пучок фиалок. Пожи-
лая крестьянка с низким поклоном кладет
ворох колокольчиков. Рядом алеют:. приве-
зенные: кем-то издалека пышные южные
розы. (о всех сторон раскинулся вокруг
памятника. сплолтной ковер цветов.
аромат стоит в воздухе и тянется BBBICH,
в задумчиво склоненному челу поэта.

Сколько чувства вложено. в каждый
принесенный сода букетик! Но не только
пветы несут советекив люли к пушкин-
скому памятнику, Среди букетов белеют
десятки листков бумаги. На них — ело-
ва, идущие из глубины вердец, слова
любви, благодарности и привета, © кото-
рыми обранаются в Пушкину, как к жи-
вому; его счастливые потомки,

«Великий. любимый Пушкин! — пи-
шет на листке, вырванном из бловнота,
инженер Р. Ладьженокая. — Я росла,
обласканная твоей лучезарной, проникно-
венной и возвышающей поэзией, Так же
растут мои две дочери, у которых первые
прочитанные сказки, первые заученные
стихи были твом чудесные творения. (па-
ибо же тебе, любимый ..».

Вот надписи на других  листках,
маленьких пушкинских портретах:

«Натему Пушкину-—в знак безграниче
ной любви! Московские студентки».

«Прими привет от семьи горячих совет-
ских патриотов!».

«Поклон тебе земной, Александр Серге-
евич!».

«Великому поэту — or работницы ва-
вода «Каучук».

Как много товорят такие вот несколько
слов, написанных здесь же у памятника
под влиянием большого и чистого челове-
ческого чувства!

Сколько сердечной теплоты в малень-
вои записке, выразившей чью-то чудесную
мыюль-мечту: «Тебе бы жить до наших
дней! ».

С этим пожеланием волнующе перекли-
кается другое обращение к Пушкину, ле-
жащее тут же; среди полевых цветов:

на

Мнотие из тех. кто приходит к памят-
нику, ‘оставляют у 610 подножия свои
стихи, посвященные великому поэту. Все
эти стихи об’единяет одна общая идея,
которую лучше всего могут выразить сло-
ва: Пушкин наш, Пушкин с нами!

Так и начинает свое стихотворение
Александр Меркулов:

Ты, Пушкин, с нами, ты в семье

народов,
Несем тебе любовь от всей души
38а то, что в черный век восславил
ты свободу,
За то, что ты в грялущее спешил!

петь

5-4.

{

В эти дни у памятника А. С. Пушкину: в Москве,

*

На пушкинекое стихотворение «№ Ча-
адаеву» отвечает своими стихами москвич
С. Кузнецов:

Ты словно обращалея в нам,
Бойпам великих поколений...

Эти стихи заканчиваются следующими

восторженными строками:

Взошла прекраеная заря,
Взотила над Сталинской страною,
И мы, потомки Октября,
Горламея, Пушкин нази, $0бою!

Вот “еще одно стихотворение, совсем‘ ко-
ротенькое. Оно написано карандашом Ha
листке изшкольной тетрадки. Подагиеъ гла-
сит: «Группа учыцихея нескольких мос-
ковоких школ». Должно быть, юноши и
девушки,  ветретивитиея y памятника,
коллективно сочиняли это четверостишие
здесь же, на скамейке Тверекого’ бульвара.
И вот что захотелось им сказать Пушки-
HY:

heb

Великий гражданин великого народа,
Взошла твоя желанная звезда!

И в кабале не будут никогда
Таланты, разум и свобода!

Положила свои стихи к подножию па-
MATHURA и школьница Нина Томильченко,
приехавшая в Москву из далекого Наман-
гана. ЕЙ, русской или Украинской девочка,
растущей в Узбекистане; © самых ранних
лет дорога, как воздух и солнце, окружаю-

Mai ве атмосфера великой дружбы наро-  К

дов, Естественно, что ей прежде веего хо-

чется расокавать Пушкину, как его песне
.внемлют русский, узбек и татарин-—
Свободных народов большая семья.

Дальше Нина Томильченко пишет:

Поэт! Пробудися, порадуйся с нами!
Ты пел о свободе далекой такой,
Так вот она встала! Сверкает отнями,
Сияет нах миром кремлевской звездой!

Прекрасны и трогательны эти обращен-
ные к Пушкину призывы юных серден,
Какой могучий отзвук, какое богатство
Чувств находят в них его творения! Ничто
и никогда не вытравит из таких сердец
гордость за Пушкина, гордость за нашу
свободную Родину. mii

Иногие стихотворения навеяны волную-
щей картиной, открывающейся у пУшкин-
ского памятника:

..Он видит: сотни теплых Ув
Цветы бросают на ступени...

Не верится, что целый век
Tomy с поэтом разделяет.
жить и петь он продолжает!
(А. Дембицкая, сотруднив биб-
лиотеки имени Ленина).
Смотри, поэт: народ, нарол кругом—
Рабочие, студенты, старцы, дети...
(Г. П., ученик 657-й школы).

Автор последнего стихотворения вепоми-
нает далее о том, что...

Здебь Маяковский был, вот тут стоял,

Задумчивый, большой, широкоплечий,
из гранита строки выеекал,

Достойные тебя увековечить,

Tan m ВИДИШЬ 38 Этими стихами юношу
напгих дней, молодого гражданина’ страны
социализма, славного наследника всех
вультурных сокровищ, накопленных поко-
лениями. Очень понятны чувства совет-
ской женщины И. Полонской, которая, по-
бывав у памятника и перечитав здесь пре-
красные в их искренности стихи таких
юношей и девушек, оставила у подножия
бронзового Пушкина задушевное четверо-
стишие, обращенное к нашей молодежи:

Под счастливой звездой вам Расти,
Чио надеждой светила поэту,
И народной любви эстафету

ам в столетия дальше нести!

Может ли быть более Яркое и волную-
Mee свидетельство бессмертия поэта, чем
То, что у ето памятника мысли людей
устремляются в будущему! И что может
сильнее выразить наше восприятие Пуш-
вина как соратника и современника, чем

‚ 1949 г., воскресенье, № 137 (3241) 4

он продолжает!..

Фото А. Межуева.
*

стремление потомков поделиться
Достями наших дней?

Трогательно желание школьника Д. Op-
лова поведать Пушкину о том, как изме-
нился облик’ нашей страны, где преобра-
зуется советскими людьми самая природа и
«уже в степи зеленый лес встает». В бу-
дущее, в неизведанное устремляется у
пушкинского памятника смелая мысль дру-
гого советского юноши:

Поэт! Не за горами годы,
Котда ракетный звездолет”””
Твой соотечественник, гордо
Е мирам далеким поведет!

Мечты молодого патриота пронизаны
TODABIM сознанием мощи нашей страны,
страны, которой по плечу небывалое. Не
HOTOMY ли эти строчки обращены к Пушки-
Ну, что он сам — такое мотучее и яркое
выражение духовных сил нашего народа!

Многое из того, что происходит в эти
дни у памятника на Пушкинской площади,
поистине незабываемо. Разве можно забыть,
как старики-колхозники, осторожно пере-
ступив цепь ограды, благоговейно опуска-
ются перед Пушкиным на колени! Но силь-
Нее всего западает в душу вид памятника
в вечерние часы, когда здесь особенно
людно, Околько горящих взоров устрем-
ляется тогда вверх, к бронзовому гиганту,
чад которым сияют летние — звезды!

ав горячо звучат у ero подножия молодые
голоса]

Листки в0 стихами, принесенные в
день, идут по рукам толпы. Их читают
зелух. И кажется, что, как с Живым, [-
ворит народ с великим поэтом.

Вот из групы юношей
звонкий взволнованный толос:

Б нам, в светлый мир, свободный
от оков,
сказочных
строительств,
и твои стихи из глубины веков
рез головы царей и их

i правительств...

ядом обращается в поэту друтой голос,
Такой Же взволнованный и такой же юный:

За’ все пришли сказать тебе спасибо,
ы знаем: нас ты ждал!

Это стихи Тамары Араповой, москвички
с Большой Грувинской улицы. Она выра-
зила , глубокую мысль, которая волнует
здесь, у памятника, многие сердца,

вот кто-то читает обращенные к Пуш-
вину стихи фронтовика:
Я был в боях, я за тебя сражалея]..

Сколько людей в этой толпе могли бы
сказать ‘о себе 10’ же самое! И добавить}
что они сражались не только за Пушки-
на, неотделимого в их сознании от Родины,
но и вместе с ним. Недаром таким горячим
одобрением встречают здесь переклика-
щиеся с тневным и страстным пушкинским
стихотворением  «Клеветникам России»
стихи студента Николая Свиридова:

И пусть, как век назад, громит
клеветников

с ним ра-

доносится

В мир звонких песен,

Твое пророческое слово!
Коротка июньская ночь, Вскоре после
полуночи начинает уже  светлеть москов-
©кое небо над кудрявой головой поэта, Ив
ee mae, когда на площади смолкают
и трамваев и гаенут огни в окнах,
р Не расходитея тодиа у памятника,
р отрок ПЯТЬ лет хожу мимо Пушкина
работу, но таком Не видел никогда! —
говорит присовший Ha лавочку пожилой
человек своему соседу. И задумчиво добав-
TACT, RUBIA на памятник: —— 0 таком и
сам он, ‚Должно быть, не мечтал...

&, 00 этом трудно было тогда мечтать
даже ему. А увидеть все это было невоз-
можно, пока ната Родина не стала страной
социализма, Noo на такое проявление
тувств способен лишь свободный народ, хо-
SHAH CBOCM судьбы, владеющий всеми. ту-
ховными сокровищами, созданными чело-
веческим гением.

Н, ЛАНИН, .