12 июня 1949 г., воскресенье, №

Комсомол НЫ

137 (3941)

осушествляют

решения Х ! с’езда ВЛКСМ

Вомсомольские организации кораблей и Он детально ознакомился с успехами мо-

частей Черноморского флота
большую работу по раз’яснению и изуче-
нию решений XI с’езда ВЛКСМ. Повсеме-
CTHO состоялись комсомольские собрания и
совещания актива, на которых молодые
воины прослушали доклады o6 итогах
@’езда, наметили конкретные задачи нА
ближайший период. Собраниям, как пра-
вило, предшествовала серьезная подйотов-
ха: члены ВЛЁСМ подробно ознакомились
с докладами секретарей ЦЕ комсомола, с
выступлениями делегамв и решениями
езда.

Пример хорошего изучения материалов
с’езда показало комсомольское бюро, ‘где
секретарем т. Герасимов. Там труппе ком-
сомольцев поручили проводить в кубриках
громкие читки газет. Активисты тт. (0-
лодько, Дмитриев и другие проводили бе-
седы в матросами. Если по каким-либо
причинам отдельные слушатели не могли’
присутствовать на беседе, е ними затем бе-
седовали дополнительно. Комеомольцу Но-
викову секретарь бюро поручил оформить
витрину, посвященную решениям с’езда,
докладу ЦК ВЛАСМ, Уставу ВЛКСМ. Сей-
чаю молодежь корабля в основном ознако-
милаесь < работой 6’езда.

В друтой комсомольской организации
актив проводит с молодыми моряками бе-
седы на темы: «Партийное руководетво—
меточник силы комсомола», «Решение с’ез-
да => боевая программа нашей  деятель-

ности», «Устав BURCM — вакон для
комсомольца» и другие, о Во многих
частях и подразделениях флота с
лекциями и докладами Ha аналогич-

ные темы выступают сами командиры,
их заместители по политической части,
работники политотделов и политуправления
флота. Вюе это помотает флотекой молоде-
жи глубже изучить документы Х] с’езда,
сделать необходимые выводы для евоей по-
вседневной деятельности,

_` Офицер Ушаков был делегатом с’езла.
н систематически выступает перед моло-
дежной аудиторией, перед агитаторами и
на семинарах секретарей комсомольских.
организаций с рассказом о том, как про-
ходил ©’езд, явившийся яркой демонетра-
цией любви и преданности советской мо-
лодежи большевистской партии и велико-
му Сталину. f

Не раз выступали перед комсомольцами
желегаты <’езда Герой  Советекото Corsa
Маркелов, офицер Голошатов. _

Решения ХТ с’езда ВЛЕЮСМ обязывают
молодых черноморщев е еще большей от-
вететвенностью относиться к выполнению
своего воинского долга; добиваться новых
успехов в службе, в укреплении диецип-
лины и порядка. Ряд комсомольских орга-
низаций уже достиг конкретных результа-
тов в Этой области. Например, комеомоль-
ские организации, где секретарями тт. Мо-
роз, Онелюк, Николаев, еще в период под-
TOTOBRA к ©’езду добились того, что ни
один комсомолец не нарушает воинскую
дисциплину. Число таких организаций на
флоте становитея все больше и больше.

XI с’езд ВЛЕСМ поставил перед. комсо-
мольскими организациями задачу система-
тически обобщать и распространять поло-
жительный опыт союзной работы. Полит-
управление Черноморского флота приетупи-
ло к изланию обзоров о деятельности пере-
JOBLIX комсомольских организаций. Первые
обзоры уже выпущены. Проводятся г0бра-
ния комсомольского актива по обобщению
опыта. Такое собрание состоялось недавно
в Н-ской части. В докладе и выступлениях
активистов содержалось немало ценного
опыта комсомольских организаций, B 4a-
CTHOCTH по воспитанию флотской молоде-
жи. Заслуживает внимания, например, ме-
тод комсомольского работника т. Ломачука.

развернули   лодых воинов в боевой и политической

подготовке, выяснил, в каких подразделе-
ниях ве члены ВАЕСМ являются отлич-
никами и как комсомольские организации
добились этого. On же изучил и обобщил
работу комсомольской группы боевого рас-
Чета и рассказал о ней на совещании акти-
ва. В части знают отличников, стремятся
подражать им в службе и дисциплине.
Многие комсомольские организации стз-
ли теперь уделять больше внимания рабо-
те среди несоюзной молодежи, активнее

1вовлекать ее в общественную жизнь. Ра-

стет число молодых воинов, изучающих
Устав ВЛЕСМ, из’являющих желание вету-
пить в ряды ВЛЁСМ. В комсомольскую ор-
танизацию, где секретарем бюро т. Петин,
за последнее время подано более двадцати
заявлений от матросов и старшин, желаю-
щих стать комсомольцами.

Под’ем, вызванный у флотской молоде-
жи решениями <’езда, сказался и на каче-
стве политического просвещения комсо-
мольцев. В дни окончания учебного го-
да в вечерних университетах марксизма-
ленинизма, в школах сети партийного
просвещения бюро комсомольских opra-
низаций оказывали практическую помощь
слушателям, создавали им все условия для
успептного завершения учебы. Подавляю-
щее большинство комсомольских активи-
©тов сдало экзамены @ оценками «хорошо»
и «отлично».

Немало сделано комсомольскими органи-
зациями и в подготовке в летнему снор-
тивному сезону, в развертывании спортив-
но-массовой работы. Многие комсомольские
организации создали собственные спортив-
ные базы. Следует отметить опыт молоде-
жи части, где секретарем комсомольского
бюро т. Дуларев. Там своими силами по-
строены стадион и спортивный городок,
изготовлен спортивный инвентарь, делает-
ся все необходимое для вовлечения лично-
го состава в активную физкультурную р8-
боту.

Улучшилась работа по шефетву над дет-
скими домами. Сейчас комсомольские орга-
низации“ флота шефствуют более чем над
десятью детскими домами.

ности комсомольцев; их все более деятель-

ного участия в союзной жизни особенно

неприглялно вытлядят руководители тех
комсомольских организаций, где до сих
пор отстают © изучением и практи-
ческим проведением в жизнь решений
с’езда, где все еще ожидают каких-
то специальных директив. В одной
комоомольской организации (секретарь
т. Брывгун) члены BIRCM долгое
время вынуждены были ожидать, пока бю-
ро удосужится провести собрание по ито-
пам ©’езда. Там среди комсомольцев есть
немало отличников боевой и политической
подготовки, но опыт их не  пронаганди-
руется, не делается достоянием друлих мо-
лодых воинов. Имеются недостатки и в
спортивно-массовой работе. Так, еще в
прошлом году многие комсомольцы сдали
нормы на значок ГТО первой ступени. Но

т. Брызгун и члены бюро не сумели на-. :

ладить своевременную выдачу значков, WTO
вызвало справедливые упреки физкультур-
ников,

Однако таких фактов мало. Нодавляю-
щее большинство комсомольских организа-
ций кораблей и частей флота успешно осу-
ществляет задачи, поставленные с’ездом
ВЛЕСМ. С помощью и под руководством
партийных организаций флотский комсо-
мол приложит все усилия для большевист-
ского претворения в жизнь решений с’езда.

‚ Лейтенант П. РОГАЧЕВ,

Черноморский флот.

Библиотека норабля

маленьком поме-
Н. По окон-

Людно по вечерам в
шении библиотекя ‘корабля

чании трудового дня моряки приходят ею-

да, чтобы отдохнуть, почитать увлекатель-
ную книгу, посмотреть свежие газеты и
журналы, у

Читателями корабельной библиотеки яв-
ляется почти весь экипаж. Вот перед на-
ми читательский билет дизелиста матроса
Понкова. Только за последние несколько
месяцев Попков прочел «Что делать?»
Чернышевского, «Господа Головлевы»,
«Порт-Артур», «Молодая гвардия» и не-
которые другие произведения русских
классиков и советских писателей. Такими
же ‘активными читателями являютея сек-
ретарь комсомольской организации под-
разделения т. Земляков, молодой матрос
Юрий Везверхий и многие другие.

Библиотека располагает значительным
книжным фондом. Недавно закуплено но-
вых книг более чем на 1000 рублей.

Руководители и слушатели групп поли-
тических занятий, кружков партииного и
комсомольского просвещения,  атгитаторы
находят в библиотеке нужные им книги.
Библиотекарь коммуниет Михалев по сове-

. увлечением прочли во всех

— Сильно в ней наш советский человек
показан.

— А хочешь книжку 06 Алексее Ма-
ресьеве прочесть? — предложил ему биб-
лиотекарь.

Старший матрос Андреев прочел «По-
весть о настоящем человеке», и © тех пор
он стал частенько наведываться в 0иб-
лиотеку. В его читательском билете зна-
чатся пять книг, прочитанных за пос-
леднее время: «Битва за Сталинград»,
«Белая береза» и другие.

Произведения лаурезта Сталинской пре-
мии Бубеннова «Белая береза» в кора-
бельной библиотеке долгое время не было.
Но, прочитав во флотокой газете отзыв 06
этой патриотической книге, моряки нача-
ли осаждать библиотекаря  настойчивыми
просьбами достать книгу. Михалев расска-
зал 06 этом заместителю командира по по-
литчасти, и вскоре книгу приобрели. Ее с
кубриках и
офицерских каютах. у

В последнее время пропаганда художест-
венной книги вышла з& пределы малень-
кого помешения корабельной библиотеки.
Она ведется в кубриках, на верхней па-
лубе, в офицерской кают-компании. За

TY заместителя командира по политической
Части и вместес ним подбирает политиче-
скую и художественную литературу к по-
литическим занятиям. В библиотеке забла-
говременно появляется список литерату-
ры к очередной теме занятий, что значи-
тельно облегчает подготовку руководителям
групп и оказывает большую помощь слу-
шателям. Аогла, например, на политиче-

ских занятиях изучалась тема © десяти
исторических сталинских ударах в дни
Великой Отечественной войны, т. Миха-

лев, кроме политической литературы, по-
добрал художественные произведения, ри-
вующие героическую борьбу советевих
воинов против немецко-фашиетоких  зах-
ватчиков. Эти книги © интересом прочли

°  десятки слушателей групи политзанятий.

В библиотеке налаживается яндивиду-
альная работа © читателями. Здесь
прививают молодым морякам любовь в
книге. В этом отношении характерен при-
мер co старшим матросом Андреевым.

первые годы службы на корабле он CO-
вершенно не интересовалет книгами. Ou-

нажды он пришел в библиотеку. Между
находившимися здесь матросами и к
«По-

текарем шел разговор о кинофильме
весть п настоящем человеке». Эту карти-
ну дважды перед этим смотрели на кораб-
ле. Андреев вступил в общий разговор.
— Понравилась картина? — спросил 7

него Михалев.
— Очень, — ответил старший матрос.

столом в кают-компании Часто можно ус-
лышать горячие дебаты 0 литературных
образах героев романа «Далеко от Моск-
вы» й © других художественных произве-
дениях советских писателей. Большую
массовую работу ведет библиотечный ак-
тив. Коммунисты и комсомольцы Деревян-
ко, Попков, Киселев, Самарин и другие
организуют литературные вечера, коллек-
тивные чтения, беседы, посвященные ху-
дожественной книге. —

В конце мая на корабле состоялея ин-
тересный молодежный вечер по книге пи-
сателя Михайлова «Над картой Родины».
( больной активностью прошли тематиче-
ские литературные вечера о жизни и твор-
цестве Пушкина и Маяковского. Моряки
читали и обсуждали книгу 5. Полевого
«Мы-—<оветекие люди». Не так давно на
корабль был приглашен лектор, хотерый
прочел для личного состава популярную
лекпию о жизни и литературной деятель-
ности великого русского критика Белин-
ского.

Сейчас на корабле приступили в орга-
низапий литературного кружка. Готовится
вечер, посвященный роману писателя
П. Павленко «Счастье».

У личного состава < каждым месяцем
все больше растут интересе и любовь в
книге. и в этом — заслуга библиотекаря
и актива корабельной библиотеки.

М. ВЛАСОВ.

На фоне повсеместно’ возросшей актив-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

В БАРЕНЦОВО

Капризна и сурова природа за Поляр-
ным Кругом. Борьба с врагом в таких ус-
ловиях требует от человека 060бо больших
знаний. ocodol настойчивоети, железной
воли и стойкости, Эти качества, воспитан-
ные большевистской партией в советевих
людях, не 183 помогали многим десяткам
североморцев выходить из, казалось бы,
безнадежных положений. i

Особенно большую выдержку, находчи-
вость и стойкость проявил молодой воман-
дир экипажа Александр Керницкий. Вак-

0 его экипажу было приказано нанести

удар по немецкому конвою, обнаруженно-
му далеко от советеких берегов. Это труд-
ное задание он выполнил отлично. Но
сложный полет нал Баренцовым морем,
прорыв сквозь ожесточенный огонь .вени-
ток, напряжение атаки и выхода из нео
были лишь началом испытаний воли мо-
лолото экипажа. Когда он после трудной
атаки вел амолет к своему  аэрохрому,
немепкие асы-‹«охотники» атаковали бюм-
бардировшик. В момент атаки до берега
было еще очень далеко, и, опасность ветре-
чи в 910 районе в немецкими истребите-
лями. как доложили мне летчики, Уже
возвративитиеся с задания, была  мини-
мальной. Знал 00 этом и летчик Кернии-
кий. Й vem не менее дна «Meccep-
шыитта» вдруг вывалилиеь из облаков.
Керницкий резко отвернул, дав стрелкам
возможность открыть огонь из пулеметов.
Их точный отонь заставил немцев отвер-
HYTS, HO через минуту  врати опять
оказались в хвосте большой и тяжелой ма-
шины Керницкого. Трассы ‘их. енарядов
прошли ¢ правой стороны, потом спусти-
лись ниже и впились в правую плоскоеть.
Воспламенилея мотор. Верницкий немедлен-
но выключил его, маневром сбил пламя.

Скорость самолета резко упала. Истре-
бители догнали самолет. Вновь промелькну-
ли перед глазами летчика огненные трассы.
Векоре пламя охватило левый мотор. Вер-
нилкий сейча же выключил и ето. Го-
рящий самолет планировал Над морем,
упорно пробиваясь к берегу, хотя летчик
понимал, что дотянуть до ного не удастся.

Мелькнула мысль: приказать экипажу
покинуть самолет. Но, взглянув на раски-
нувшееся внизу море, летчик отбросил ‘эту
мысль. До берега плыть далеко, а вода —
лед, через некоторое время люди замерз-
нут. Командир самолета мучительно искал
выход из положения.

— Буду сажать на воду е убранными
колесами, — предупредил он экипаж. —
Так машина дольше продержится на воде.
Быстро приготовить шлюпку!

Ралист успел передать: «Самолет горит,
садимся в м0ре».

Перницкий оглядел кабину. приборы, ни
в одном полете не подводившие его, и серд-
це сжалось от тоски. Через несколько ми-
нут волны закроют маптину, и никогда уже

метр е дрожащей стрелкой. Он знал, что
такие же зльтиметры стояли и на других
самолетах, но ето альтиметр, как и другие
приборы машины, ему казался кавим-т
особенным. близким, самым лучшим...

А пламя на плоскости все увеличива-
‘лось. Больше нельзя терять HH секунды,
Убрав посадочные щитки, Керницкий кру-
то планировал к воде. Немцы сделали еще
один заход, дали несколько очередей и, ре-
шив, что самолет немедленно утонет, от-
вернули влево, Снаряды еще в нескольких
местах разворотили израненную плоскость
и фюзеляж.

Самолет быстро. приближалея к воде.
Штурман и радист открыли верхние люки,
отстегнули подвесную парашютную систе-
му, задраили бомболюки и все маленькие
лючки и, упертись руками в стену, ожи-
дали исхода посадки,

Огромные волны катились навстречу ед-
молету.
волны, не зацепив ее, но избежать встречи
со следующей было уже невозможно. На
довольно значительной скорости самолет
коснулся волны. подпрыгнул. на мгновение
завис в воздухе и, теряя скорость, зарылея
носовой частью в третьей высокой волне.
Вода захлестнула и скрыла горящий само-
лет. Погасив сразу отонь, она хлынула в
кабину и закрыла летчика с головой, (е-
кунд десять самолет продолжал по инер-
ции двигаться под волной.

Долгими показались экипажу эти десять
секунд. Но вот вода схлынула. Верницкий
встал на сиденье и, жадно глотнув в03-
дух, выбралея из пилотекой кабины. Он
думал увидеть штурмана, радиста и стрел-
ка на плоскости. Но никого из них на-
верху не было.

Борясь е набегавшими волнами. Керниц-
кий кинулся к люку штурманской кабины.
Орлов был там почти без чувотв. Ухватив-
шись за меховой воротник комбинезона,
летчик потянул штурмана наверх и, резко
ветряхнув его, помог ему притти в себя,
а затем по круглому екользкому фюзеляжу
пополз к кабине стрелка.

Дорога была каждая секунда. Изранен-
ный снарядами, обгоревший самолет не мог
долго продержаться на плаву. В эти счи-
танные минуты нужно было успеть выта-
щить экипаж, достать резиновую лодку,
надуть ве. Нажав на гашетку управления
турелью, Ёерницкий опустил нулемет вниз
и освободил проход в кабину. Стрелок с
пробитой головой и простреленным животом
был мертв. Командир бережно поднял тело
боевого товарища наверх. Затем нащупал
радиста, застрявшего в пролазном люке пе-
регородки. Спасательный пояс, в коробку
которого попала вода, автоматически срабо-
тал и оказалея надутым. Он помешал ра-
дисту пробраться в верхнюю кабину, и ero
залило водой.

Неужели задохнулся?

Тетчик е силой рванул пояс, а затем
вытащил на поверхность и самого радиста:
он был без. сознания. Поручив Орлову при-
вести товарища в чувство, Керницкий по-
лез за шлюпкой, Перед смертью стрелок
успел ее наполовину надуть, и она не
проходила через кабину. Ставить воздух
нехватало времени. Применить силу риско-
ванно — можно порвать резину, и тогда’
погибнут все надежды на спасение.

Тотда летчик пропустил вначале ‘часть
шлюпки через люк, затем, перепуская воз-
дух из одной половины в другую, извлек ее
вею. Забрав весла, ручные меха для под-
качки воздуха и бортовой паек, командир
вылез на плоскость. Отличный советский
самолет хоть и наполнилея через много-
м пробоины водой, но все же дер-

жалея еще на плаву. Это позволило эки- восхищением взглянул Ha Орлова.

не удастся ему взглянуть на свой альти-.

>

Из записок морскою летчика!

пажу привести шлюпку в полную готов-:

ность.

Co времени посадки на воду прошло семь
минут. Ha восьмой минуте нос самолета
начал уходить в воду. Экипаж быстро спу-
стил шлюпку на воду, но перейти в нее
не успел. Хвост самолета резко поднялся, и
всем пришлось прыгать в воду. Самолет по-
грузилея в морскую пучину, унося с собой
тело стрелка.

Керницкий подплыл в шлюпке; 38 ко-
торую держался штурман, и ec большим
трудом влез в нее. Втащить в WINTRY
штурмана оказалось делом нелегким. Море
бурлило. Волны, как щенку, бросали лег
кую шлюпку, угрожая ежесекундно пере-
вернуть ее. Посоветовав Орлову снять в
воде меховые унты, которые скользили по

‘борту, летчик помог штурману забраться в

WIONKY.

Разобрав` весла; Керницкий и Орлов по-
плыли к радисту. Но путь шлюпке‘ пере-
резала стая страшных морских хищников—
касаток. Окружив шлюпку, они кувырка-
лись в воде, угрожая в любой момент про-
колоть острыми шипами резину. Ho Kep-
ницкий все же решил пробиться к радисту.
Он бил веслами по воде, стрелял в каса-
ток из пистолета, но хищники продолжали
кружиться ‘вокруг шлюпки и плавающего
человека. Вогла до радиста осталось всего
метров двадцать, командир самолета и
штурман вдруг заметили, что сержант как-
то странно взмахнул руками и мгновенно
исчез под водой, не успев даже крикнуть...

А ветер Bee усиливалея. На горизонте
собрались черные тучи, и из-за них енова
выскочили два немецких самолета. Новая
опасность! Нервы Орлова, видевшего траги-
ческую картину гибели радиста, не выдер-
жали ‘огромного напряжения. Лицо ero
исказилось, глаза закатились, слезы  еме-
шалйсь © кровью, сочившейся из раненой
головы. Уставившись в одну точку, Орлов
умолк. Вомандир много раз задавал ему
вопросы, но Орлов молчал.

Сердце Верницкого сжалось.
своего’ штурмана —= всегда веселого, He-
унывающего человека, хорошего товарища
и замечательного специалиста. Вак помочь
ему притти в себя, предупредить полную
потерю рассудка? На.все уговорыги ласко-
вые ‘слова Орлов не реагировал.

В моей эскадрилье летчик Керницкий
считалея олним из самых находчивых
командиров экипажей. Я его знал как еме-
лого и волевого’ человека. Эти качества,
видимо, и помогли Верницкому найти вы-
ход из трудного положения. 7

В’ голове командира экипажа вихрем про-
носились воспоминания. В памяти возник
рассказ деда. старого охотника, который го-

ворил, что ему однажды удалось привести.

в себя человека, накричав хорошенько на
него. Но Керницкий давно знал и любил
Орлова и никак не мог заставить
кричать на штурмана. Он мягко попросйл
Орлова сесть на весла. Но штурман даже
не повернул головы. После нескольких
неудачных попыток  Керницкий решил
испробовать совет дела.

— Садись на весла. тебе говорю! —
грубо закричал летчик и даже замахнулся
на штурмана веслом. — Садись! Ну!..

Орлов непонимающе взглянул на летчи-
ка и чуть отолвинулея. Керницкому пока-
зал0сь, что у штурмана мелькнул какой-то
отонек в глазах, и он снова яростно закри-

Он пронесся над гребнем одной.

чал на него. Орлов как-то странно тряхнул
головой и, не сознавая, что он делает,
перебралея на банку к веслам. Искра на-
дежды на удачу воодушевляла летчика. На-
 брав в легкие воздух. он еще громче 3a-
кричал:

— Чего силишь! Греби ., Греби!..

И Орлов начал грести. Склонившиеь над
ним, Керницкий, внимательно наблюдая: 38
товарищем, продолжал кричать:

— Сильнее греби! Чего руками ма-
шешь? Еще сильнее! Давай епце!..

Куда плывет в этот момент шлюпва, Rep-
Ницкому было неважно. Главным для него
было дать штурману такую физическую ра-
боту, которая помогла бы ему притти в
себя.
касаток, снова покричал на штурмана и
утомленно откинулся на банку. Прошло
еще ‘несколько минут, и Орлов пришел в
себя.

— Hy вот, наконец-то, — улыбнулея
летчик, — & то я думал. что ты совсем
с курса сбился. Такое, брат, накрутил, что
 0й-ой. — Керницкий покачал головой.
“— A aro?

—fla net, ничего. Вот что, штурман,
давай решать, где берег.

— Есть!

Орлов включил прикрепленный в руке
компас. Но он не действовал. Летчик с
тревогой посмотрел на штурмана.

— Ничего, сейчае исправим...

Разобрав компас, штурман продул воду,
вытер детали и снова собрал ето. Магнит-
ная стрелка беспокойно задвигалась. Вет-
ницкий облегченно вздохнул. Ветер дул ¢
‘севера на юг, на берег. Он ускорял дви-
жение шлюпки. и облегчал управление ею.
Трудности плавания ‘не пугали ‘летчиков.
Их беспокойло другое: по какую сторону
линии фронта их вынесет?

— Штурман, — тревожно свазал коман-
дир, — где наше место?

Орлов с полминуты подумал и потом
уверенно доложил:

— Мы находимея севернее полуострова
Рыбачий. примерно километрах в ста.

Летчик испытующе посмотрел на Орлова.
Но’ штурман говорил уверенно, спокойно.
dro был тот же надежный, уверенный в
своих знаниях. штурман. Й хотя это был
всего третий их вылет после прибытия на
флот, Орлов уже неплохо знал район.

— Хотелось бы, чтобы ты был прав. А
Я воб-таки сомневаюсь. Бак бы не попасть
нам на побережье, занятое немцами, —
сказал Керницкий.

Орлов еще раз взглянул на компас, по-
смотрел на небо, прислушался к ветру и,
подумав с минуту, убежденно ответил:

— При этом ветре нас обязательно вы-
несет в губу Зубовекую, которая распо-
ложена в середине северного берега полу-
острова Рыбачий,

Он сказал это так твердо и с такой убе-
дительноетью. что Керницкий невольно. с

Он любил!

Солнце стояло над горизонтом круглые
сутки, стирая границу дня и ночи. Сколько
времени летчики находятся в шлюпке, опре-
делить было невозможно: ручные часы
остановились. Они знали лишь, что попут-
ный ветер уже давно нес их вперед, но
никаких   признаков берега не было видно.
Их окружало море — холодное, бурливое
Баренцово море. Бортовой паек приходил
к концу. Осталась воем пара плиток
шоколада. Снова появились касатки. Не-
сколько штук подплыло к шлюпке. Орлов
ненавистью взглянул на них и открыл

огонь из пистолета. ° :
— Перестань, — остановил его Керниц-
кий. — Патроны надо поберечь. Вдруг

придем не на Рыбачий, придется стрелять
по фашистам. ‘ \

— С удовольствием постреляю, HO B
втот раз не придется. Мы придем на Ры-
бачий и именно в губу Зубовскую.

— Хорошо бы!

Тягостно тянулось время. Ветер и солнце
обжитали кожу, очень хотелось пить, а
пресной воды не было ни капли.

Не могу больше терпеть. — произнес
Орлов. — Сколько суток я не пил. — И
он потянулея за борт.

— Ты что? Сдурел. что ли?’ — остано-
вил его Керницкий, — Морекую воду пить
нельзя. Заболеешь.

— Ничего не будет, а пить до смерти
хочется.

— Ая говорю, нельзя. Думаешь, мне
не хочется?

Но Орлов все же потянулея к воде. И
тут раздались слова, которые, несмотря на
всю их правильность, прозвучали странно
в этой обстановке:

—. Штурман Орлов, я запрещаю вам
пить соленую воду. Приказываю продол-
жать грести!

Эта фраза, произнесенная холодным,
твердым тоном, словно ударила Орлова. Он
вздрогнул, ‘удивленно взглянул на Верниц-
кого и почти автоматически ответил:

— Есть продолжать грести!

На шаюпке вопарилось молчание. Пер-
вым нарушил его Верницкий, :

— Вот что, штурман, я не знаю, еколь-
KO продлится наше плавание, может быть,
очень долго. Надо нам тут порядок на-
вести. Люди мы в тобой советские и дей-
ствовать должны, как полагается советским
воинам. Хоть наш самолет и на дне мор-
ском, но на этой шлюпке я попрежнему
командир корабля. И дисциплину мы дол-
RHE соблюдать при всех условиях. Ясно?

— Ясно. ~~

— Hy вот. А если будет у нае диеци-
нлина и порядок. если будем вести себя,
как советские люди, то не пропадем.

В этих словах проявился характер Кер-

себя   только подчиненные, но и мы — коман-

диры.

Летчик еще два раза выстрелил в

чты не верил своему штурману. —— упрек-

пальцам. Мог ошибиться...

ницкого. Стремление к диециплине у него
стало привычкой, За это его уважали не

— Чего пропадать? Придем на Рыбз-
чий, отдохнем, &-там и повоюем, — отве-
тил Орлов, нажимая на весла.—Хоропю бы
дождичек пошел, — вздохнул он, — на-
брали бы пресной воды. Да что-то его не
предвихится.

Шлюпка. заметно стравила воздух и
стала мягче, Прикрепив ручной насос к
вентилю, летчик подкачал воздух и енова
начал выливать шлемом воду. А вил ста-
новилось все меньше, В тому же у обоих
началась морская болезнь. Казалось, вну-
тренности выворачиваютея наизнанку. Но
Верницкий не терял присутствия духа.

— А для моряков такое плавание —
Как для детей покачивание в люльке, —
пошутил. он, я

Начали отекзть ноги; находившиеся все
время в полусотнутом положении в холод-
ной воде. Увлеченные греблей, Верницкий
й Орлов не замечали похолодания, бороться
же с «омертвением» конечностей они не
умели. А им следовало периодически выни-
мать ноги из воды, просушивать и энергич-
но массировать их, чтобы усилить пирку-
ляцию крови. 1s

От усталости обоих мучительно влонило
ко сну. Но спать нельзя, можно потерять
равновесие, и первая же волна перевер-
нет шлюйку. Дремали по очереди. Вдруг
находившийся на вахте Орлов резко припод-
‘нялея и чуть не ‘перевернул шлюпку.

— Земля! Земля! — радостно закричал
он. — Земля, командир!  ^

Керницкий с трудом поднял голову. .

— Подожди, штурман, радоваться, —
еще неизвестно, чья это земля.

_ — Да наша! Должна быть наша. Ры-
бачий это, я же знаю! .

Надежда на cuaceHme, He покидавшая
летчиков все время, теперь превратилась
в твердую уверенность. Они начали энер-
гично грести и только теперь обратили
внимание, что шлюпка подвигаетея вперед
невероятно ‘медленно. Летчики часто меня-
лись на веелах, гребли, выбиваясь из сил,
а земля весе еще была очень и очень да-
леко.

— Командир; — произнес Орлов, —
товарищ командир! Я вот сейчае подечи-
Tad, сколько мы © тобой плавали, и сде-
лал неожиданное открытие: ведь сегодня
особый день. 8 июля, день моего рожде-
ния. Справляем. мы, конечно, его в не
оченБ-то подходящей обстановке, но епра-
вим как следует, как придем на берег. А
берег этот наш, в 970 я твердо верю. До-
беремея до земли, и будто второй раз я на
свет рожусь. Ведь правда?

— Еще бы, конечно, правда. А © днем
рождения поздравляю от души. Будешь ты
теперь дважды рожденным.

— Да! Первого рождения я, правда, не
помню, а уж этого не забулу всю жизнь.

В небе появилась группа бомбардиров-
щиков. Они уходили в море. Потом над
землей Поднялись истребители,

— Hamu, — вокрикнул Верницкий —
честное слово, наши!

— Я же говорил, что это Рыбачий, а

нул Орлов.
— Прости, ведь расчеты-то ты вел по

Шрюшли к берегу, возвращаясь © зада-
ния бомбардировшики. Над ними промча-

МОРЕ

Наконец шлюпка подошла к берегу. Он
был дик и пустынен.

— Странно, никого не видно, = заме
тил Орлов.

— Может, прячутся где-нибудь, — 01-
ветил Верницкий. — Но не сидеть же в
шлюпке. Проверь . пистолеты.

Набежавшая волна подхватила шлюпку
и вынесла ее на берег. Орлов перебралея
через борт, сделал шаг и — упал. По-
пытка ветать не удалась: . отекшие, омерт-
вевшие ноги не слушались.

Верницкий сидел в шлюпке и шутил:

— Эте, штурман, видать, пока мы пла-
вали, ты и ходить разучилея. Думаешь,
если второе рождение, то имеешь право
рассчитывать, что тебя будут носить Ha
руках. Ветавай, ветавай. пойдем.

Решительно перекинув одну ногу через
борт, Верницкий поставил на прибрежный
камень вторую ногу и тоже упал.

— Смотри ты. — сконфуженно пробор
мотал он, — и меня ноги не держат. Ну>
Ka, давай попробуем еще’ раз;

Попробовали. Ноги не слушались. Приш=
лось ползти и тащить за colo шлюпку
Вамни обжигали босые ноги,

Почему здесь, в Заполярье, такие го-
рячие камни? — удивился Орлов.

А камни-то были холодные. Они пока-
залиеь горячими потому, что ноги летчиков
переохладилиеь в воде.

Напрягая последние силы, летчики moe<
как добрались до грота в гранитной скале.

— Hy, здесь наб никто не заметит, —=
‘сказал Керницкий, внимательно осмотрев
подходы к гроту, и тяжело опустилея на
камни. Рядом с ним устроился Орлов. Че-
рез минуту оба спали мертвым сеном.

Первым проснулся Керницкий. Он с труз
дом разбудил штурмана. Тело мучительно
болело, хотелось есть и пить. Но запасы
давно кончились. Летчики медленно поз
брели на сопку, тде виднелись гагачьи
гнезда. Но, увы, из нескольких десятков
яиц, собранных ими, ни одного с’есть нё
удалось: все были насиженные,

Эта неудача несколько об.скуражила лет
чиков. Но они тут же о ней забыли. @
сонки открылся вид на вею бухту. На про-
тивоположном берегу заливчика яено pass
личались какие-то домики.

— Ну, видишь? — взволнованно sae
кричал Орлов. — Она! Ей-ей, она. Зубов
ская! Нет, товарищ -командир, твой штура
ман еще не ошибался...

— А Ты н6 хвастай, — остановил ето
Керницкий, — места тут на Севере знаеша
какие! Друг на друга похожие.

— Да нет, верно слово, Зубовекая... —
убеждал штурман.

— Ну ладно. Двинем в поселок.

Обходить бухту было далеко =— не ме
нее десятка километров. Решили снова за
братьея в шлюпку и перенлыть залив. Те
нерь они гребли осторожно, внимательно
всматриваясь в берег. Но он попрежнему,
оставалея пуст. И лишь когда шлюпка по-
дошла вплотную, из-за громадного валуна‹
лежавшего у самой воды, появились два
бойца в автоматами наготове. :

— Свои, свои! — sarpwuax Reprun-
кий. — Помогите выбраться! *

Услыхав русскую речь, один из бойцов
помог летчикам выйти на берег. второй
попрежнему держал их под дулом авто=
мата.

Вскоре летчики были в штабе. Вомана
дир внимательно рассматривал размокитив
документы, стараясь хоть что-нибудь поз
нять в потекших строчках и смытых фотоз
графиях.

— Mos фамилия Перницкий & 14
Орлов.

— Бак вы сказали? Керницкий и Орлов
с, бомбардировщика?

— Точно. Это мы..:

— Вот здорово, — обрадовалея воманз
дир. — Товарищи, дорогие, ль ведь мы
вас уже сколько времени ищем. А вы мо-
лодцы, вами спаслись. Вот молодцы, правб
же молодцы! Доктора, срочно! — кривнул
ои посыльному. — Сейчас мы вас накор=
мим. Может, закурить хотите?,

— Еще как. :

Прибежал врач. Летчиков отвели в сан-
часть, обтерли епиртом, уложили в посте
ли. Они лежали в светлой. тенлой ком=
нате, на чистых, белоснежных простынях;
и не верилось, что многочасовое плавание
в резиновой шлюпке по бурному морю
уже позади. В комнате было тепло, светла
и тихо. Орлов улыбнулея и сказал:

— Вот мы и дома. Теперь подлечимея
и опять здоровы будем.
там и снова в 6б0й, — ответил
ему ВКерницкий. :

— А как же? Обязательно! Теперь нам
воввать до полной победы.

Протянув друг другу руки, летчики 05
менялись крепким рукопожатием...

Через некоторое время тт. Керницкий п
Орлов прибыли в часть. Мы, ждавшие их
с нетерпением, тепло встретили летчиков,
вышедших победителями в борьбе 60 сти-
хией, поздравили е вручением им нового
боевого самолета. На наших глазах Кер-
ницкий торопливо направилея в камуфли-
рованному самолету, обошел его вокругив
волнением поднялся в пилотекую кабину,
Она выглядела иначе, чем на той маши-
не, которая утонула в Баренцовом море:
появилось много новых, современных приз
боров.

...Неподалеку от землянки, на отлогом
склоне. сопки, шло партийное собрание
эскадрильи. Воммунисты обсуждали заявлез
ние Вернуцкого о приеме в ВКП(б).

— Снова в бой за нашу советекую Ро-
Дину хочу итти коммунистом, — сказал
летчик.

Прошло несколько дней, и Керницкий с
Орловым опять. повели свой самолет к бе-
регам противника. Дружный экипаж смело
наносил удары по кораблям в море и в
портах, выполнил ряд ответственных епе-
циальных заданий командования.

* +

В кругу молодых летчиков стоит высо-
кий стройный офицер. Несколько орленов
свидетельствует о большом боевом пути,
который он прошел. Молодежь внимательно
слушает рассказ бывалого воина. Каждому
хочется быть таким, как этот умелый и
настойчивый. летчик. В трудных полетах
над суровым морем он неустанно шлифует
свое мастерство. передает опыт молодежи.
Верный сын советского народа, коммунист
Верницкий служит примером честного. са-
моотверженного выполнения воинского

лись истребители. И снова в небе стало

THXO, i

Колга. Г
Подполковник Н. ПИСКАРЕВ.