КРАСНЫ

Ф

ое

лот

На Парижской сессии Совета министров

иностранных дел

О подготовке мирного договора с Германией

(Окончание. Начало на 3 стр:).

хействительности. в западных зонах окку-
пации Германии находится не 270 тысяч
солдат и офицеров, а свыше 400 тысяч.
Таким образом, попытка г-на Ачесона от-
влечь внимание Совета министров иност
ранных Jel oT предложения Советского
Союза о выводе оккупационных войск из
Германии через известный. небольшой срок
после заключения мирного договора яв-
ляется неудачной.

`Возражая против предложения Советехо-
` го правительства приступить к подготов-
ке мирного договора с Германией © тем,
чтобы в мирный договор был включен
NYHET о выводе оккупационных войск в
тодичный ерок после того, kak договор
будет заключен, г-н Ачесоно позавчера
воскликнул: «Что значат слова «после за-
ключения мирного договора?» Может быть,
это будет через 50 лет». Очевидно, это
восклицание определяет действительные
позиции делегации США в отношении за-
ключения мирного договора с Германией.

Не желая. видимо, заключать мирный
лотовор с Германией, по крайней мере в
течение еще длительного’ <рока,. западные
державы создали, как известно, свой ок-
купационный статут. Теперь они приво-
лят всякие доводы в пользу того, чтобы
отклонить ясные. точные и действительно
направленные на служение делу мира
предложения Советского Союза — предло-
жения о том, чтобы правительства четы-
рех держав в трехмесячный срок предета-
вили в Совет министров иностранных дел
проекты мирного договора се Германией,
чтобы в этих проектах был предусмотрен
вывод оккупационных войск всех держав:
из Германии в годичный срок после за-
каючения мирного договора и чтобы на
этой сессии было закончено рассмотрение
процелуры подготовки мирного договора.

— Ни лля кого не секрет, — сказал
Вышинский. — что возражения против
этих предложений, высказанные здесь по-
завчера, носят искусственный характер и
в действительности отражают нежелание
сделать реальный шаг по пути подготовки
перманекого мирного договора.

- Что касается процедуры подготовки мир-
Hore договора, то делегация СССР предла-.
гала обсудить проект подготовки этой про-
цедуры в самом Совете. министров. иноет-
фанных дел параграф за параграфом. ‘Но
г-н Ачесон и г-н Шуман предложили пере-
дать этот вопрое на’ расемотрение. замеети-
‘телей“е тем, чтобы они в трехдневный
срок представили Совету министров евои
заключения и предложения. Советская де-
легация не возражает против этого предло-
жения. (о своей стороны советская делега-
ция назначает своим представителем в
ЭТУ комиссию. делегата А. А. Смирнова. Онз
ожидает, что другие делегации также на-
значат в эту комиссию своих представите-
лей и что через три лня мы сумеем заслу-

влен в трехмесячный срок и чтобы войска
оккупирующих стран были выведены из
Термании в течение года после подписания
мирного логовора. Этот пункт, мне кажет-
ся, заключает в себе страшную иллюзию.
На самом деле, это не может быть сделано
так быстро. Это означает — один год плюс
WRC, причем совершенно нельзя сказать, —
скольким годам равняется этот икс,

Вее эти циничные высказывания, из ко-
торых следует, что делегация ОШТА отнюдь
не намерена ускорить подготовку мирного
договора с Германией, не помешали Ачесону
заявить: «Действия запалных лержав нахо-
дятся в соответствий с желанием достиже-
ния скорейшего ‘мира, тогда как. к сожа-
лению. со стороны Советского Союза таких
действий мы не видим»,

Ачесон не смог ничего возразить по су-
ществу данной Вышинским справки о’ под-
линном соотношении численности оккупа-
ционных войск СССР и западных держав в
Германии. Он лишь заявил, что «не будет
продолжать этот спор». ‘Странно все-таки,
почему государственный секретарь США
счел для себя возможным привебти
июня в заседании Совета министров иноет-
ранных. дел цифры, не имеющие ничего об-
щего с действительностью, а затем поспе-
шил ретироваться. —

Выступивший далее Шуман, так же как

и Ачесон, возражал против советского
предложения о том. чтобы в проекте мир-
ного договора было сказано, что оккупа-
ионные войска всех держав должны быть
выведены из Германии в годичный срок
после заключения этого договора.

— Мы должны знать, — сказал он, —
в каком состоянии будет Германия к тому
времени, будет ли Германия демократиче-
ской страной, будут ли созданы гарантии
для действительного мира. A

`Далее взял слово Бевин. Он проявил
явную обеспокоенность тем. что делегация
CCCP положительно отнеслась к его заяв-
лению о том, что он готов представить со-
ветские предложения британскому прави-

marth, Kak предложил г-н Ачесон, доклад
заместителей по вопросу о процедуре под-
тотовки мирного договора. ©

& же

‚ Выступивший затем Ачесон повторил B
значительной мере доводы, несостоятель-
ность которых только что была показана
Вышинским. Он вновь утверждал, что под-
готовить проект мирного договора, с Герма-
нией якобы невозможно до тех пор, пока
не будут решены проблемы германекого
единства.

- Ачесон совершенно отчетливо дал еще
раз понять, что западные державы согла-
еилнев бы на восстановление единства Tep-
мании лить в том/©лучае, если бы режим,
Установленный ими в западных оккупаци-
онных зонах, был распространен на вею
Германию. «Самым целесообразным,
‘сказал он, — было бы построить новую
Германию... на основе Роннской конетиту-
ции». Ачесон сказал, что © такой «новой
Терманией» «нетрудно было бы заключить
мирный договор».

Поскольку советская делегация убеди-
тельно показала подлинное существо навя-
занного западными державами Тризонии
оккупационного статута, Ачесон попытался
обелить этот документ, увековечивающий
режим оккупации в западных зонах и, ли-
шающий немецкое население возможности
решать свои дела.
бы... «население западных 30H Германии
само просило 00 установлении этого ста-
тута».

° Однако подлинное назначение оккупаци-
онного статута стало еще яснее. когда Аче-
CGH с0 всей откровенностью заявил, что
мирный договор с Германией не может быть
заключен в более или менее близкие сроки.
~ = Мы не должны заниматься какой-то
иллюзией. — сказал Ачесон. — Советская
делегация предлагает, чтобы проект мир-
Horo договора с Германией был подгото-

Он сказал, что, будто

тельству и постараться любым способом
достичь результатов. Делая шаг назад, Be-
вин заявил. Что его не так поняли. что

он «не может принять на себя каких-либо

твердых обязательств».

— Я птов. — сказал он, — совето-
вать правительству ето величества актив-
HO проследить за изучением ‘этих проб-
лем. Но если бы я теперь оказал, что <о-
тлашаюсь на подготовку проекта мирного
договора для Германии в течение трех ме-
сяцев, имея в виду нынешнее состояние
Германии и раскол Германии, я согласил-
ся бы на невозможную вешь. . :

Бевин прехложил, чтобы четыре прави-
тельства изучили В0100е подготовки мир-
ного договора с Германией и проконсуль-
тировались между ‹000ю в. промежутке
между нынешней и следующей сессиями
Совета министров иностранных дел. Ка-
саясь проекта процедуры подготовки мир-
HOTO договора, большая часть которого’ бы-
ла уже согласована между четырьмя дер-
жавами на Московской и Лонлонекой сес-
сиях Совета министров иностранных дел,
Бевин сказал, что. по его мнению, многие
сотлавованные ‘положения этого. проекта
«устарели», так как «в. промежутке между
двумя сессиями возникали совершенно: но-
вые Ффакты»..

— Я изучил этот документ, —— сказал
Бевин, — и нахожу, что в нем имеется
много вещей, которые следует теперь из
него из’ять. и

Бевин сказал. что. по ето. мнению, за-
местителям миниетров было бы мало трех
дней для того, чтобы расемотреть проект
процедуры  подготовки мирного договора с
Германией. Это не помешало ему тут же
предложить, чтобы заместители прелета-
Вили свой доклад... через день, поеле-
завтра утром.

тельного периода, и недвуемыеленно лре-
дупреждают против «необоснованных на-
дежд» на короткий сток. Не случайно же
г. Ачесон намекнул на 10, что мирный
договор может быть будет подписан через
50 лет! Что же кабается делегации ОР
0 она предлагает ускорить подготовку
мирного договора и, в Частности, поед-
ставить проекты мирного договора. в трех-
месячный срок, считая этот срок вполне
реальным.

Касаясь заявления Бевина о том, что
проект процедуры подготовки мирного
договора с Германией, в значительной ме-
ре согласованный в 1947 голу между че-
тырьмя державами, «устарел», Вышинский
сказал:

— Советская делегация хотела бы
знать, что именно г-н Бевин имеет в виду,
нельзя ли узнать, в чем именно устарел
этот документ, если дело идет о каких-
либо новых принцинах, на которых должен
быть построен этот документ, то. хорошо
было бы узнать об этих принципах. Деле-
гация СССР считает, наоборот; что. проект
процедуры подготовки мирного договора в
‘своих основных чертах является вполне
подходящим документом, Ссылки на то, что
теперь имеются две Германии, неубедитель-
ны, так как порядок работы по подготовке
мирного договора не зависит от того, име-
ются ли в данное время «две Германии»
‘или одна, ибо все-таки имеется один (0-
вет министров иностранных дел, который
должен выработать проект мирного. дого-
вора. , ео

Г-н Бевин говорит, что трех дней. недо-
статочно для тото, чтобы, заместители: со-
тласовали проект процедуры полтотовки
мирного договора. Конечно, три дня —
срок небольшой. Но что же предлатает г-н
Бевин? Он предлагает, чтобы заместители
подготовили доклад к утру во вторник.
Оказывается, трех дней мало, а одного дня
достаточно. Вак же можно с таким предло-
жением сотласиться? Разве: можно. расне-

попытку уйти от действительного обсужде-
ния вопроса?

Анализируя проект процедуры подготов-
ки мирного договора, Вышинский показал,
что в основе его лежат справедливые
принцины, согласованные в свое время
четырьмя державами. Этот проект предус-
матривает, в частности, что германский
мирный договор должен быть подготовлен
Советом. министров иностранных дел, со-
стоящим из Тех членов Совета, которые
подписали акт о военной капитуляции Гер-
мании. Он предусматривает, что Совет ми-
нистров должен консультироваться с с0юз-
ными соседними с Германией государствами
й другими государствами, которые участво-
вали своими вооруженными силами в 00-
щей борьбе против гитлеровской Герма-
нии. Проект предлагает далее, чтобы для
изучения вопросов, относящихся к герман-
скому мирному договору, были созданы
постоянные комитеты, в работе которых
должны принять участие союзные державы
в том порядке, какой предусмотрен пробк-
том процедуры. Далее предлагается создать
информационно-консультативное — совеёша-
‘ние, в деятельности которого будет участ-
вовать еще более широкий круг государств.
Наконец,
вой конференции. . ] ot

— Разве это плохие принципы? Разве

нужно что-либо менять в этих принци-

пах? — спрашивал Вышинекий;: — Ko-
нечно, у нас имеется еще ряд разногла-
вий по проекту процедуры. Но для того,
чтобы попытаться эти разногласия устра-
нить, мы и предлагаем расемотреть проект
процедуры по пунктам. Можно было бы
поручить эту работу заместителям, KOTO-
рые за три, может быть, даже за четыре

о

дня выполнили бы ее, а затем представи-

Бевин категорически выеказался против
советского предложения © том, чтобы в
мирном договоре с Германией было ука-
зано, что оккупационные войска всех дер-
жав будут выведены из Германии в годич-`
ный срок после заключения договора.

— Ч касается вывода войск из Герма-
мании, — сказал он, — то Великобрита-
HHA He готова сейчас связывать себя ка-
ким-либо определением срока вывода бри-
танских войск.

Бевин вслед 3a Ачесоном сказал, что
нельзя решать вопрос о выводе войск, пока
не известно. «какая ‘останется Германия,
какие будут приняты меры для сохранения
порядка» ит. д.‘ ‘

— Я делаю это заявление  категориче-
ски, — заявил Бевин, — я не желаю с03-

давать ошибочных надежд у немцев или у

кого-либо другого. Вот нанг подход к этой,
проблеме. Я заявляю это с тем, чтобы мое
заявление было‘ записано в протоколе.

С ответом на замечания представителей

западных держав выступил Вышинский.

Второе выступление А. Я. Вышинского.

` Отвечая на заявление Бевина, Вышин-
ский указал на то, что Бевин согласен лишь
«посоветовать» своему правительству «про-
следить изучение проблемы», но вопрос
заключается це в том, чтобы вести какое-
либо абстрактное изучение. Мы предложили,
чтобы каждое правительство подготовило
в определенный срок проект мирного дого-
вора © Германией. Приемлемо это предложе-
ние или нет? Сегодня г. Бевин твердо зая-
вил, что для британской делегации оно не-
приемлемо.

Второй вопросе — о выводе оккупацион-
ных войск. Делегация СССР предложила
указать в проекте мирного договора, что
оккупационные войска всех держав будут
выведены из Германии по истечении годич-
ного срока после заклюнения договора. Воз-
‘ражая против этого предложения, предета-
вители западных держав говорят, что преж-
ye чем записывать соответствующее поло-
жение в проект мирного договора с Герма-
нией, необходимо знать, с какой Германией
будет заключен договор, какая влаеть бу-
дет установлена в Германии, каков будет
твографический 0б’ем Германии ит. д.

Но ведь когда договор будет заключен,

то будет совершенно ясно, с кем он будет
заключен, < какой Германией. Тогда все
будет совершенно ясно, поэтому не надо
подменять один вопрос другим. Мы гово-
рим — давайте установим, что мы пред-
примем тотда, когда договор будет подни-
сан; нам же говорят — для того, чтобы
подписать, договор, нало иметь ответы Ha
ряд вопросов. Это само собой разумеется.
Но. во всяком случае, в мирном договоре
должен быть дан ясный ответ на вопрос о
том, сколько же времени будут оставаться
в Германии оккупационные войска? _
Советская делегация спрашивает, ¢o-
гласны ли другие делегации < тем, чтобы
эти войска ушли из Германии не. позже
чем через год после того. как договор бу-
дет подписан. На этот воцрое дается отри-
цательный ответ; другие делегации счи-
тают, что, в проекте мирного договора cpo-
ки пребывания оккупационных войск В
Германии вообще не должны быть 0огово-
рены. В оккупационном статуте также не
указан такой срок. Повидимому, амери-

канская, английская и Французская деле-
тации добиваются того, чтобы оккупация
Германии продолжалась в течение дли-

`АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Большой Козловский пер., дом 6. Телефоны: коммутатор К 0-26-80; для справок — доб. 02-87; начальн

Г 17684. ,

ли бы доклад Совету министров: иностран-
ных дел. }
# **

Выступивиие вторично Бевин и Ачесон
продолжали возражать против предложе-
ний советекой делегации. В их выступле-
HUAX CKBOZETO ИлоХо скрытое раздражение
тем. что Въышинокий убетительно покавал
стремление западных держав продлить: ок-
купацию Термании на длительный и. ни-
чем. не ограниченный срок. Не будучи в
состоянии противопоставить доводам .. 00-
ветской делегащии сколько-нибудь солид-
ную аргументацию, - Ачесон прибег к
обычному приему американских диплома-
Тов. об’явив позицию советевой  делега-
ции... пропагандистской. — ae

После даительной дискуссии предееда-
тетьствующий Бевин заявил. «Мы. сне
пришли к определенному решению изкак

будто ‘бы. покончили с этим вопросом. Сле-

довательно, завтра мы сможем. перейти к
следующему пункту повестки дня — 06
австрийском догогоро». i One ee

В связи с этим Вышинекий предложил
вернуться на следующем заселаниий к но-
которым вопросам, откосящимея к перво-
му и второму пунктам повестки дня. Он
напомнил, что. миниетры условились, ос-
тавить за 6000й возможность возвратиться
к уже рассмотренным вопросам, по. кото-
рым до сих пор не было достигнуто сотла-
шение.

Бевин, однако, заявил, что он не согла-
сен с этим предложением и что указанной
Вынинским` договоренности не`было. Пои-
лось прибегнуть к стенограмме, текет
которой был отлашен и полностью под-
твердил ззявление Вышинского. Бевину
пришлось отступить.

— Мне важется. — сказал Вышинекий,
что было бы целесообразно ‘сделать это
сейчас, и посмотреть, какие имеются заме-
чания и дополнительные предложения. Тог-
да мы могли бы считать, что покончили с
терманским вопросом, и перейти к авотрий»
CKOMY. Veen

Было решено рассмотреть на ближайшем
‘заседании вопрос о порядке дальнейшей ра-
боты сессии. и

$ + * z
После пленарного заседания Совета

министров иностранных дел министры про-
(вели закрытое заседание в узком составе,

нивать такое нредложение иначе, чемекак;

вается ip-
Те В MED   эту поездку с секретными ирано-иракски-

Ha далекий писатель

кий народ приветствует
создание Единого
демократического
отечественного фронта

B Корее

ПХЕНЬЯН, 13 июня. (ТАСС). Как пере-
дает Кюрейское центральное телеграфное
агентетво, подготовительная Комиссия по

созданию Единого демократического. отече-

ственного Фронта (ЕДОФ) получила реше-
ние «Клуба народных масс» (Миндюн Ку-
рабу) Южной Кореи, в котором выражает-
ся желание принять участие в Едином де-
мократическом отечественном фронте. В ре-

шении говорится: «Ёлуб. народных масс»,

как и другие организации, горячо привет-
ствует и поддерживает предложение 0 с03-
дании ЕДОФ. Пока в нашей стране нахо-
дятся иностранные войска, не может быть
и речи о свободе и независимости. Созда-
ние ЕДОФ. является одним из средств
борьбы всех слоев населения за немедлен-
ный вывод американских войск и 0б’еди-
нение родины. Поэтому мы © радостью
примем участие в работе ЕДОФ.

Штаб Макартура
препятствует выезду японской
делегации на Всемирный
` конгресс профсоюзов

СИДНЕЙ, 13 июня. (ТАСС). По сведе-.

ниям, поступивигим из Токио, американ-
ские власти и правительственные органы
продолжают чинить всяческие  препят-
ствия деятельности японских профсоюзов.
’ Из 64 членов профеоюза работников
государственных учреждений, зрестован-
ных за участие в демонстрации протеста
против закона о запрещении демонстраций
и собраний, 32 человека, в том числе
председатель этого профсоюза Ясумаса Ca-
те, привлечены к утоловной ответственно-
ети. о
В конце мая правительство опубликова-
ло положение, запрещающее ряду катето-
рий железнодорожных служащих вступать
в пройеоюзы. Если раньше быть членами
профсоюзов не имели права 5 тысяч че-
ловек. то изданием этого положения чис-
10 таких лиц увеличивается до 30 тысяч.
Американские власти намерены также
‘воспрепятствовать участию японских проф-
союзов в работе 2-го Всемирного конгрес-
са профеоюзов, который откроется 29 июня
в Италии, Японские профсоюзы, борюние-
ся за права  трудящихся в рядах Всемир-
ной федерации профсоюзов, рептили послать
свою делегацию в. составе 20 человек на

2-й Всемирный  конгресе ‘ирофсоюзов. Бо-

лее трех медель тому назад они обрати-
лись в штаб Макартура с ходатайством о
выдаче разрешения на поездку делегации
в Италию. Однако штаб Макартура ло сих
пор не дал никакого ответа. — a

Парижекая печать
0 секретных переговорах
в Тегеране

ПАРИЖ, 12 июня. (ТАСС). Как с00б-
щают газеты, 13 июня в Тегеран прибу-
дет регент. Ирака Абдул Иллах. Его. будут
сопровождать министр иностранных дел и
начальник генерального штаба Ирака. В
местных журналистеких кругах связывают

ми переговорами, в которых, как утверж-
дают, должны также принять Участие
Турция и Англия. Намечающуюся поездку
в Тетеран постоянного заместителя мини-
стра иностранных дел Англии  Стрэнга
также связывают этими переговорами,

Опасаясь привлечь внимание мировото’
общественного мнения к этим переговорам,

турецкое правительство решило че  Ha-

празлять в Тегеран своегоо специального

представителя и поручило: вести. перегово-
ры своему послу в Тегеране; Как co-
общают. во время секретных переговоров
будет затронут «курдекий вопрос», при-
чем участники переговоров намерены до-
товориться о дальнейших совместных ме-
роприятиях по подавлению ‘национально:
освободительного движения курлеких пле-
мен. Последние, как известно, подвергают-
ся жестоким преслелованиям как в Иране,
Tak ив Турции и Ираке.

Широко, распространено мнение, что пе.
регоРоры имеют своей целью заключение
соглалшения между Турцией, Ираном и
Ираком 0 совместной борьбе за сохранение
реакжионных феодальных порядков и борь-
бе с демократическими силами в этих
странах.

Прием в ВОКСе
в честь
Поля Робсона

13 июня председатель правления  Все-
союзного общества культурной связи с
заграницей професор A. И Денисов
устроил в ВОКС’е прием в честь находяще-
гося в Москве по приглашению ВОС из-

вестного американского прогрессивного об-

щественного деятеля и певца Поля Роб-

cona,

На приеме присутетвовали;:  mpercera-
тель Комитета по делам искусств при Co-
вете Министров СССР П. И. Лебедев, глав-
ный редактор «Правды» П. Н. Поспелов,
предеедатель Всесоюзного  радиокомитета
А. А. Пузин, президент Академии - худо-
жеств СССР А. М. Герасимов, ученые, пи-
сатели, художники, артисты,  продстави-
тели советской общественности и печати.

В числе гостей были также  приехав-
Ime B CCCP. B связи < поазлнованием
150-летия со дня рождения А. С. Пушки-
Мартин Андерсен
Hexce, исландский писатель Халлдор
Лакснесс и корейский писатель Ли.Ги Ен.

Для гостей был дан концерт, в котором
приняли участие лучшие  артиетические
силы столипы,

В концерте с большим Успехом высту-
пил Ноль Робсон,

Прием прошел в теплой

т и дружествен-
ной обстановке. › i

тового флота.

ик издательства — 106, 00-48; отдел подписки — доб 01
Типография центрального органа Министерства Boopy женных Сил Союза CCE «Красная звезда» Москва
ут 1 > ?

14 июня 1949 г., вторник, № 138 (3242)

НА ВОЕННО-МОРОВИЕ ТЕМЫ
НА ВОБННО-МОРОНИ

1. Скандинавия и морская
энспансия СЕЛА

Несколько дней назал выходящая в
Хельсинки на шведском языке газета «Ию
тид» поместила статью пол выразительным
названием: «Что происходит на севере? ».
Газета имела в виду «подозрительную
возню» опрехеленных кругов Швеции в 0е-

‘верных частях страны. «Ню тид» выска-

зала предположение. что в Северной Европе
«что-то готовится», особенно после того,
как Норвегия и Дания присоединились Е
Северо-атлантическому пакту.
Выступление «Ню тил» более чем свое-
временно. Действительно. не только в Нор-
вегии, но и в Швеции значительно уси-
лилась активность Tex кругов, которые с
тотовностью идут навстречу вдохновителям
агрессивной политики, воплощенной в Ce-
веро-атлантическом пакте. Морская экопан-
сия держав, которые играют главную роль
в Северо-атлантическом блоке. составляет
неот’емлемую часть этой атрессивной поли-
тики. Хорошо известно. что скандинавские
страны, и в частности Швеция и Норвегия,
рассматриваются экепансионистами в каче-
стве важных плацдатмюв на морских под-
ступах к Европе, а также в водах, омы-
вающих берега Советского Союза. :
Характерно, что влохновители морской
экспансии США ‘пои кажлом случае счи-
тают нужным подчеркнуть. что одна из ee
тлавных предносылок заключается в борь-
бе против Советского Союза. Можно ука-
зать. например, на выступление командую-
щего Атлантическим флотом США адмирала
Блэнки (в свое ‘время руковолившего испы-
танием атомных бомб у атолла Бикини) на
собрании членов ассоциации обозревателей
по вопросам авиации в Вашингтоне. Блэн-
ди намекал, что только военно-морские си-
лы могут «спасти» Америку от СССР. Таким
образом, военно-морские круги США при-
нимают самое активное участие в клевет-
нических антисоветских кампаниях, пы-
Tasch оправдать тастирение американ-
ских агрессивных приготовлений на океа-
нах и морях. «Освоение»  скандиназ-
ских плацдармов и баз входит в. щий
план этих приготовлений, причем надо
сказать, что это «освоение» имеет разно-
сторонний и широкий хатактет.
‚ Так. например, мы узнаем из сведений,
опубликованных в  ноовежекой газете
«Фрихетен» о том, что норвежский торговый
флот должен выполнять определенную роль
в англо-американских планах. подготовки
войны. «Фрихетен» указывает на то. что
усиленное строительство норвежского торго-

вого флота об’ясняется главным образом во-
‘енными соображениями. Это подтверждается

следующим заявлением председателя нор-
вежского общества судовлалельцев Фалька:
«Восстановление норвежского флота, веду-
Meech с максимальной быстоотой и эффек-

тивностью, делается ‘не только в. интересах

одной Норвегии». Можно привести также
заявление газеты «Вердене ганг» о том,
что норвежский торговый флот является
«наиболее ‘ценным вклалом Норвегии в
Атлантический пакт». Не лишено значения
И т0, что в настоящее время производится
«чистка» среди моряков норвежского тор-
Фактически «чистка» про-
водится под контролем американской pas-
ведки, «Чистка» личного состава торго-
вого флота, тщательное изучение портов, в
особенности в Северной Норвегии, агентами
и представителями ‘американской разведки,
—эти факты, приведенные газетой «Фрихе-
тен», достаточно красноречиво свидетель-

2. Абидин Давер ра

ствуют о том, как происходит приспосо-
бление морских ресурсов этой небольшой
страны в потребностям американской мор.
ской экспансии,

Особый интересе проявляют  Морекие
экспансионисты к Швеции, как стране, за-
нимающей немаловажное стратегическое
положение на Балтийском море. Шве-

ция формально не участвует в Северо-
атлантическом договоре, но отнюдь не ce-
крет, что шведская военщина весьма уси-
ленно обрабатывает общественное мнение в
пользу фактического участия в планах
англо-американских экспансионистов. В
последние недели особенно отмечается усл-
ление. кампании, рекламирующей Швецию в
качестве удобной базы лля атомной и 1а-
кетной войны в бассейне Балтийского моря.

Пальму первенства в этой кампании
явно стремится завоевать олна из наиболее
реакционных ‘шведских газет—«Датене ню-
хетер». Некоторое время назад на страни-
пах этой газеты была опубликована статья
капитана Окс Манторла о возможной роли
Швеции в «войне роботов». При поверх-
ноетном ознакомлении с этой статьей мо-
жет показаться. что ее автор преследует
чисто «познавательные» пели — ознако-
митв читателей с современным состоянием
атомной и ракетной техники. На самом де-
ле, статья Окс Мангорла носит провокаци-
онный характер.

Наибольшая ценность Швеции, по мне-
нию капитана Оке Мангорда. заключается
в том, что еб побережье дает большие вы-
годы для обстоела ракетами-снарядами поч-
ти всего Балтийското моря. «Если мы. из
Висбю. как из центра, проведем на карте
круг радиусом в 400 километров, — пишет
он-то увидим. что побережье Crareppa-
ка, Каттегата, почтя всего Балтийского мо-
pa (3a исключением лишь внутренних ча-
стей Финского залива) вполне может быть
покрыто снарядами-роботами типа «Фау»,
выпускаемыми со шведской территории».
Злесь, как говорится, кроется цель высту-
пления капитана Окс Мангорда: это свое-
образная реклама. которая должна еще бо-
лее привлечь к Швеции пристальное внима-
ние теоретиков. и практиков атомной и ра-
кетной войны на море. которых все больше
становится в США и в латере. импернахиз-
ма в целом, °

Вапитан Оке Маугорла не единственный
в Швеции, кто занят этим провокационным
промыслом. В конце мая в Карлетаде на
собрании местной ‘организации представи-
телей оптовых фирм © речью выступил
командующий войсками 5-го военного
окрута веции генерал-майор Свен Са-
ланде), который запугивал своих слу-
шателей  тлупыми и вместе © TeM
натлыми измышлениями o том, будто Co-
ветский Союз угрожает Швеции и что по-
этому, «учитывая такое обстоятельство,
Швеция холжна обеспечить ‘себе помощь
извне». Вакую помощь? Саланлер не уточ-
Нил, Что он имеет в виду, но зато он под-
робно товорил 06 атомном оружий, 06 аме-
риканских атомных бомбах, которые, ‘как
он дал понять, могут быть использованы
для удара по «противнику» Швеции co
шведской территории.

Вее эти факты лостаточно красноречиво
показывают, какую поль отводят сканли-
навеким странам американские экспанено-
нисты и их агенты в самих скандинавеких
странах,

збалтывает секреты

адмирала Мехмет Али Ульгена

18. мая, как уже сообщалось, в Вашинт-
тон выехала турецкая военно-морская. мис-
вия в составе тлавнокоманлующего турец-
ким флотом адмирала Мехмет Али Ульгена,

командующего подводными силами адмирала

Рифат Оздеша и командующего ‘истреби-
тельной флотилией капитана 1 ранга Азиз
Улусана. С тех пор туоецкая печать хра-
НиТ молчание относительно тем «консуль-
таций», получаемых турецкими морскими
начальниками в Вашингтоне. Однако по
отдельным косвенным выступлениям турец-
кой печати можно составить себе предета-
вление 0 TOM, каково же содержание столь
тщательно скрываемых турецко-американ-
ских морских переговоров.

Турецкая  тазета «Ватан» посвятила
статью «политическим и военным звзаимо-
отношениям Турции и США». причем под-
черкивала, что после полписания Севето-
атлантического. договора туренко-американ-
ское военное сотрудничество должно ‘еще
усилиться. Действительно, известно, что
американские экспансиониеты, преследую-
шие весьма широкие агрессивные цели в
бассейне Средиземного: моря. стремящиеся,
В частности, овладеть Дарданеллами и Вос-
фором, тверло намерены не выпускать
Турцию из своих рук. Цепи. наложенные
на Турцию еще два года назал, ‘в соответ-
отвии с пресловутой «доктриной Трумэна».
все более крелко иривязывалот ‘страну к
колеснице американского. империализма.
Так называемая «программа военной по-
мощи Евроне», внесенная американским
правительством в конгресс. предусматривает
ассигнования еще 320 миллионов долла-
ров на финансирование войны B Греция И
военные приготовления в Турции. Эти при-
готовления направлены к тому, чтобы при-

способить турецкие военно-морские и воз-

душные ‘базы к обслуживанию крупных
американских и морских воздушных сил.
Примечательно, что как раз в те дни

МОРСКИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ
НОВОСТИ

2 Как сообщает: агентство P
лее 1.200 солдат направлено в Beak
Эйвонмут, где 2.000 докеров бастуют в
знак солидарности с ‘распространившейся
по всему миру забастовкой канадских Mo-
ряков. Дополнительные войсковые части
были переброшены в этот район .10 июня

$ Газета «Ланд ‘ог. Фольк» сообщает
что датскому. военно-морскому флоту отпу.
щено. 17,2 миллиона крон на пр 1

приобретение
оборудования для военных кораблей.

когда в Вашингтоне происходили секретные
турецко-американские морские переговоры,
в турецкой газете «Джумхуриет» появи-
лась статья Абидин Давера, близкого к пра-
вящим кругам, которая подробно расема-
тривает стратегическое положение на Чер-
ном море. Bor что писал Абидин Лавер:
«Необходимо создать вспомогательные воен-
ные базы на Черноморском побережье (Typ-
ции), используя для этого американскую
военную помощь».

Абидин` Давер пишет о необходимости
воздать. укрепленные порты, военно-мор-
ские базы на турецком побережье. чтобы
усилить маневренные, тактические и опе-
ративные возможности для наступательных
операций, Он заявляет: «Турецкому флоту
нужны укрепленные базы на Черном мо-
ре, поскольку флот без баз — здание без
фундамента»,

Не оставляя никаких сомнений в TOM,
0 чем происходят переговоры в Вашингтоне
между турецкими и американскими пред-
ставителями, Давер продолжает: «ели на-
ходящийся в СПГА главнокомандующий ту-
рецким военио-морским флотом адмирал
Мехмет Али Ультен сможет убедить адми-
тала Ленфельла, ( начальника штаба военно-
морских сил США) в необходимости для
oe иметь вспомогательные базы’ на

Черном море и что это может быть осу-
ществлено только с американекой помощью,
TO он окажет стране и флоту большую
услугу». К этому нужно лишь добавить,
Что адмирал Денфельл едва ли заставит се-
Of упрашивать, ибо в действительностл
речь идет о базах для  американекото
arora,
cae. saan _Давер_ выболтал секрет

рала Мехмет Али Ульгена. Впрочем,
это был секрет Полишинеля, ибо кому не
ясна современная морская политика Typ-

ции!
И. ЕРМАШЕВ,

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета . CCCP
ree т. Тевосяна Ивана Фодоровича
заместителем Председателя Совета Мини-

Е
а Po освободив его от  обязанно-
сте инистра металлургической  mpo-
мыщленности, ve :

* oe

j 4
ane geen Верховного Совета’ СССР. на-
ачил т. Кузьмина Анатолия Николасви-

ча Министром мет li
AC аллургическ, М ЫШ
ленности. i en

м

ул. Чехова, 16. ›

ВА EN
-60; отдел писем’

Ответственный редактор Tl. МУСЬЯКОВ.

— доб. 01-71 и К 2.08.34.
Ы———

Зак. 2308