Задачи военно-морских училини
в новом учебном году

‚Военно-морские

учебные заведения >
вступили в новый учебный год.

В прошлом учебном голу в училищах. Контр-адмирал
продолжалась перестройка учебно-воспита- Н. ИЗАЧИК
тельного ‘процесса в ‘свете исторических
решений ЦВ ВВП(б) по идеологическим. >

Bompocam. BpesyabTate mepecTpolikn mOBBI- rel
силея идейно-теоретический уровень пре- лишь TOMa BBIMOTHUT CBO роль’ коман-
подавания специальных дисциплин. Их   лира-воспитателя и сумеет мобилизовать
изучение стало более тесно увязываться с   своих подчинённых на решение любой за-
современной жизнью, нашего флота. Прак- дачи, если он будет глубоко понимать по-
тически это было достигнуто благодаря   литику большевистской партии и совет-
TOMY, что командование и политические   ского правительства, хорошо разбираться. в
органы заметно’ активизировали  деятель-
ность учебных и ученых советов, напра-
Вили 68 на повышение качества учебного
процесса, на борьбу © низкопоклонством и
раболением перед иностранщиной, на вос-
питание у курсантов советской нацио-
нальной и военной гордости.

`Вафедры подготовили значительное ко-
личество исторических справок и учебных
пособий, показывающих приоритет нашей
Родины в создании и применении различ-
ных образцов оружия и боевой техники,
отражающих выдающуюся роль отечест-
венных’ ученых и инженеров в развитии
мировой науки и техники, военного и

ня преподавания общественных Наук В
училищах является одним из важнейших
требований.

Преподавание общественных наук долж-
но быть тесно увязано с задачами полити-
ки партии на современном этапе, с прак-
тикой строительства коммунизма в нашей
стране. Необходимо шире пропагандировать
новейшие достижения науки,
преподавателя» нужно
следить
науке и технике,
вать в лекциях.

Товарищ Сталин указывает, что. руко-

изучать их, использо-

обстановке. Вот почему повышение уров-

Для этого
‚ систематически
за важнейшими открытиями в

КРАСНЫ

самостоятельную подготовку, и удельный
вес своей лиспиплины в общем учебном
плане. При систематической проверке зна-
ний преподаватель своевременно заметит
отстающих курсантов и ‘примет надлежае,
щие: меры. ® islet naar

Результаты самостоятельной подготовки
курсантов в значительной степени‘ зави-

занятий ‘на протяжении веего семестра.
Нельзя допускать их еосредоточения ‘перед
экзаменационной сессйей. Это будет сви
детельствовать лишь о’ неумении планиро-
вать учебный процесс.

Нет надобности доказывать, какое зна-
чение для нормального хола учебного про-
цесса имеют учебники. Однако написание
и издание новых учебников и пособий ло
сих пор идут медленно. Многие авторы не
выдерживают установленных планом сроков
сдачи рукописей. Задерживается и издание
уже подготовленных к печати учебников.
Недопустимое отставание в эт0м деле
можно об’яенить только тем, что некото-
рые начальники училиш и их заместители

чальники политических отделов училищ

CAT и от равномерного” распределения }
контрольных работ, зачетов и семинареких

по учебной и научной работе, а также на-

A PHOT

Гасъма в

Повысить начество

Черноморский флот. Отличники боевой и политической подготовки — сверхероч-
ники, прослужившие на корабле от 10 до 22 лет. Слева направо: мичман И. Гу-
сак, главный старшина Н. Шемелев и мичмана П. Ковалев и К. Трегуб.

Фото Н. Веринчука.

6 октября 1949 г., четверг, № 236 (3340)

ХРОНИНА ПАРТИЙНОЙ
и КОМСОМОЛЬСКОЙ ЖиЗНИ

Воины изучают биографию
великого Сталина

КРАСНОЗНАМЕННАЯ КАСПИЙСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ. (Корр. «Красного Флота»). В
прошлом году многие коммунисты и ком-
сомольцы корабля, где секретарем партий-
ного бюро капитан-лейтенант Хилов, изу-
чали в кружках биографию Иосифа Висса-

шатели кружка решили провести ряд.
экскурсий в Баку на места,

Лектор ‚политотдела флотилии офицер
Матвеев прочел на корабле лекцию’ «Ба-
кинский период деятельности товарища:
Сталина». Лектор рассказал о революцион-

закалял и воспитывал‘ бакинский пролета-
моотверженного служения революции, в ду»

мой ненависти ко всем врагам трудящихся, :
После лекции были проведены экскуреин
на нефтяные промысла Сталинского района,
где сорок пять лет назад товарищ
Сталин поднимал бакинский пролетариат
на борьбу с самодержавием, нефтепромыш-

редавцило

судовых нолонолов

локола из строя получить новый невоз-

известную в партийной  конспиративной

рионовича’ Сталина. За летний‘ период. елу-

Где KAA Ws:
работал великий вождь партии и народа. ~

ной работе товарища Сталина’ в Баку и.
Азербайджане, о том, как товарищ. Сталин >

риат на ленинских традициях, в духе Cae:

хе братской дружбы народов и непримири*‘.

ленниками. Матросы и старшины корабля -
посетили музей, подпольную типографию, -

переписке под названием «Нина», Эта ти-.

военно-морского искусства. В основном
был закончен критический пересмотр ста-
рых учебных пособий и началось создание
новых стабильных учебников и единых

конспектов по некоторым предметам. По-

ВЫСИЛАсь Научно-педагогическая квали-
фикация преполавательского состава. Мно-
гие офицеры-преподаватели сдали  канди-
датские испытания и защитили научные
хиосертации. . :
“’Вею пврестройку  учебно-воспитатель-
ного процесса в свете решений ЦЕ ВАШ(б)
по идеологическим вопросам, всю борьбу
преподавательского состава за дальнейшее
повышение качества спепиальной, военной
и политической подготовки будущих офи-
перов флота возглавляли политорганы и
партийные организации училищ. Они pac-
пространяли передовой опыт обучения и
воспитания. боролись © отдельными про-
явлениями аполитичности и безидейности
в преподавании, учили преподавателей
непримиримости к недостаткам, большеви-
стокой партийности в решении любого
вопроса подготовки кадров. В прошлом голу
партийные й комсомольские организации
училищ начали вплотную заниматься
важнейшими вопросами обучения и воспи-
тания курсантов. Большинство партийных
и комсомольских организаций  преврати-
лось в надежную опору командования, в
организаторов проведения важнейших ме-
ронриятий, ^  направленных на’ ‘дальнейшее
улучшение подготовки курсантов.

В результате всего этого военно-морские
учебные заведения закончили. прошлый
учебный год. имея большой процент от-
личных и хороших оценок по всем пред-
метам. Задача заключается в Том, чтобы
в НоРом учебном голу закрепить прошло-
толние успехи. еще выше поднять каче-
ство подготовки будущих офицеров.

В училищах немало сделано, чтобы
претворить в жизнь постановления ЦЕ

Организапия службы на кораблях Bo-
предуематривает  ис-

не мобилизовали профессореко-преподава-  :

eB дготовки (0-
pOLaiin IpANnETOM ПОеРОЙ ПОдНИВЕЫ (Co тельский состав Ha разработку новых евно-Морских Сил

зетоких - Вооруженных Сил является 2 Press рН
т _Во В te ‚  Учебников и учебных пособий. пользование судового колокола в качестве
необхолимо на войне. ‘Эл указание Отдельные преподаватели считают, что ‚сродства. сигнализации. <

товарища Сталина обязывает. офицерско- учебники писать нецелесообразно.  по- «Правила предупреждения столкновений

судов» требуют, чтобы корабль, стоящий в

скольку техника очень быстро развивается
- тумане на якоре, предупреждал находящие-

и всякий учебник неизбежно будет от-
ставать от современности. Поэтому яко-
бы лучше писать конепекты, которые
можно ежегодно корректировать. С подоб-
ными рассуждениями надо’ повести реши-
тельную борьбу.  : )

На первом всесоюзном совещании работ-
ников о высшей школы товарищ - В, М;
Молотов товорил: «Без соответствующих
учебников даже хорошее преподавание ча-
стично обесценивается. 8 с этим нельзя
мириться. ..Решающая задача’ заключает-

преполавательский состав неустанно и глу-
‘боко’ изучать опыт войны, умело ис-
пользовать его в подготовке будущих офи
церов флота. Боевой опыт надо изучать и
применять не формально, a творчески,
не копировать то, что было достигнуто
в годы войны, а преломлять опыт в свете
современных требований к флоту. Непре-
рывное развитие средств борьбы на море,
новые образцы оружия и новые тактиче-
ские приемы его использования  застав-
ляют брать из боевого опыта действитель-
но ценное, проверенное и отбрасывать все
случайное или устаревшее. Нельзя счи-
тать правильным, когда отдельные препо-
даватели состедоточивают внимание кур-
сантов только на успешно проведенных
боевых операциях. Критический, умелый
разбор ошибок, допущенных в боевой дея-
тельности отлельных кораблей, также при-
носит немалую пользу.

Особенно критически следует. относить-
ся к опыту иностранных флотов. Его надо
тщательно анализировать, векрывать реак-
ционную сущность буржуазных  военно-
морских доктрин, показывать на конкрет-
ных примерах агрессивные,  захватниче-
ские цели империалистов.

Учебно-воспитательный процесс в наших
училищах имел в прошлом году ряд серьез-

стыми ударами судового колокола.

Таким образом, судовой колокол состав-
ляет неот’емлемую принадлежность каж-
` дото корабля. Можно без преувеличения
сказать, что без него, равно ‚Как и без
парового, (пневматического, электрическо-
то) свистка, корабль нельзя выпускать В
море.

‘Однако иную картину приходится
‘иногда наблюдать в практической жизни:
ся в том, чтобы обеспечить высшую школу одни корабли судового колокола не име-
хорошими учебниками, достойными нашего ют вовсе, на других колоколами ‘невоз-
великого дела, дела социализма»: Это в можно пользоваться из-за их плохих зву-
полной мере относится и к военно-мор- ковых качеств.
ским учебным заведениям.   Это происходит потому, что неко-

У нас ‘есть научно-преподавательские’ торые наши заводы выпускают судовые
кадры, которые © успехом могут справить- Колокола, которые издают глухие,  дре-
ся с задачей составления нужных нам  безжашие звуки. При выходе судового ко-
учебников. Но деятельность их. надо наз © :
правлять. Мы обязаны создать авторам и:
‘автореким коллективам все необходимые
условия для этой работы. Предоставление
творческих отпусков и временное освобож.
‘дение преподавателей OT чтения лекций   военных моряков на то, что в течение не-
будут способствовать быстрейшему созда-   скольких лет им много раз показывают одни
нию новых учебников. и те же кинокартины. Вое-кто даже выучил

В повседневную заботу начальников Наизусть отдельные монологи из фильмов.

кафедр и циклов входит воспитание моло-

ся `в море суда 0 ‘своем’ присутствии Ча-.

Организовать обмен нинофильмами

Не впервые приходится слышать жалобы:

можно, так как он считается «пожизнен-
ной» принадлежностью корабля и не за-
меняется: г

‚Русские: мастера всетда отличались вы-
соким искусством литья колоколов. Поче-
му же наши заводы не следуют этой за-
мечательной традипии? Очевидно, и флот-
ские учреждения, снабжающие корабли,
не уделяют ‘достаточного внимания такой
«мелочи», как хороший, звонкий колокол.

`Нельзя ‘попутно не остановиться и на
технике звуковой сигнализации, которая
до CHX пор осуществляется  «етародедов-
ским» способом. При плавании в тумане
специально назначенный матрос ежеми-
нутно бьет в’ колокол. Для этого требует-
ся устанавливать специальный пост.
Плавание же в тумане иногда длится не-
сколько суток. Нашим  инженерам-кораб-
дестроителям следует обратить внимание
на автоматизацию средств звуковой ситна-
лизации, которые отвечали бы техниче-
скому уровню замечательных советских
кораблей.  °

Капитан-лейтенант А. АЛЕНСЕЕВ.

ходятся все время на Балтике. Наверняка
их там уже смотрели много, много раз и
тоже успели «изучить». Так почему же. не
организовать регулярный межфлотский об-
мен кинокартинами? Мне думается, что та-
кая мера принесет несомненную пользу,

пография работала
товарища Сталина.

под руководством

Азербайджана имени товарища Сталина, С
благоговением проходили военные . моряки.
по залам музея, где в многочисленных. эк-
спонатах широко отражена роль товарища

Сталина как основоположника. большевиет- _.

ской организации Баку и Азербайджана и
неутомимого руководителя борьбой больше-

виков. И трудящихся Азербайджана за п00е-,

ду социалистической революции,

Лекции для комсомольского

актива

Каждое воскресенье в клубе Н-ской ча-
сти читаются лекции и доклады для ком-
сомольского актива.

За последнее время комсомольский akTHB
прослушал лекции: «Комсомол — шеф Во-.

енно-Морского Флота», «Боевые подвиги.

советских моряков в Великой Отечествен-.

ной войне», «Комсомол — боевой помощ-
ник большевистской партии» и другие,
(Корр. «Красного Флота»).

Учебный сбор
пропагандистов

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ. (Корр. «Нрасного
Флота»). Закончился очередной учебный
сбор пропагандистов Балтийского. флота,

Сбор длился четыре дня. Его участники
обменялись опытом агитационно-пропаган-

_ Особенный интерес вызвала экскурсия. в
Музей истории большевистских организаций .

ных недочетов. Все они; естественно, были
учтены при корректировее программ на
новый учебный год. Задача преподавате-
лей — практически реализовать эти по-
правки в программах, правильно использо-
вать отволимое планом учебное время, не
повторять недочеты в подготовке офицер-
CRUX кадров. Е

Успешная: деятельность морского: офице-

дых преподавательских кадров, a также
повышение научно-педаготической квали-
фикации всего преподавательского 60
става. Этому в значительной степени
должны помочь постоянно работающие 6е2
минары преподавателей  военно-моревих.
наук. На таких семинарах надо обсуж-
‘дать рукописи новых учебнйков. ‘лекций
преподарателей, заслушивать докладь

ВЕГ(б)-по идеологическим вопросам. Одна-
ко нельзя сказать, что работа в этом на-
правлении уже закончена. Борьба за пре-
творение в жизнь этих постановлений
остается попрежнему главной задачей
личного состава военно-морских училищ.

Весь процес обучения и воспитания
курсантов должен быть пронизан принци-
пами большевистской партийности. Необ-
хотимо еще выше поднять идейный
урозень преподавания общественных наук
и специальных предметов, решительно ис-
коренять всякое преклонение перед ино-
странщиной, более наглядно и убедитель-
но показывать преимущества советского
тосударственного и общественного строя
перед буржуазным, пропагандировать при-
оритет наших ученых в важнейших от-
крытиях и изобретениях.

Советский офицер обязан не только от-
лично знать свою спепиальность, HO и
обладать достаточными знаниями в облаюти
иарксистско-ленинской науки. Тишь при
этом условии он сможет освоить принципы
советского военного искусства. Офицер

ЕЕ ЕЕ eee ЖЕЕАЯ

ра зависит оттого, насколько он. ‘обладает
твердыми ‚навыками в использовании ору-
жия и боевой техники. Поэтому в учили-
щах нельзя отрывать изучение теории от
практики, тем более. что наши учебные
заведения располагают солидной матери-
ально-технической базой.

Глубина и качество освоения знаний в
значительной степени зависят от правиль-
ной организации самостоятельной  подго-
TOBRH курсантов. Роль преподавателей
заключается не только в том, чтобы с00б-
ить курсантам программный материал,
но и научить их работать самостоятельно.
Плохо, котда личная подготовка курсан-
тов пускается на самотек. никем не кон-
тролируется. Это обычно приводит Е
«штурмовщине» перед экзаменами, к по-
верхностным, нетвердым знаниям. Чтобы
этого не произошло, каждый  поеподава-
тель на протяжении всего года должен
давать курсантам задания — материал
для самостоятельного изучения. При этом
он обязан учитывать время, отводимое на

PR Sl see

новых образцах техники инаучных открые
THAX. x
Но основная подготовка молодых през
подавателей происходит, естественно, на
практической работе. Именно на работе они
осваизают методику обучения и воспита*
ния офицерских кадров. На успех такой
подготовки весьма влияет правильная
учебно-методическая деятельность кафедр:
в частности еженедельные ‘методические
совещания преподавателей: сиотематиче-
ские разборы читаемых лекций, обоуждез
ние передовых методов обучения курсан:
тов. Показательные лекции ‘опытных педа-
готов также должны содействовать повы:
шению квалификации преподавательского
состава. : }

Таковы некоторые основные задачи, ко-

Tepe] личным составом
учебных заведений. Имеются все возмож-
ности € честью решить эти задачи, под-
Нять подготовку офицерских кадров на но-
вую, более высокую ступень.

оО eee

узнал, что в деревне остановилея «поли-

торые стоят в наступившем учебном голу  Грищинского. Он писал, ‘что в

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

` 3 мая 1940 года у шлагбаума советско-   этого ему предложили вступить в органи-
финляндекой границы встретились два че- зацию, причем предупредили:

ловека. Их привезли сюда поодиночке пря-  «— Арестуют тебя, найдут что-либо при
0 из финской тюрьмы. Привезенный пер-   обыске, помни, что обязан оберегать. от
BRIM окликнул другого: провала товарищей, и в крайнем случае—
`` Jain, это ты?! все бери на себя одного, чтобы состав-
*“Прибывиий обернулся. К нему шел Той- шиеся на свободе могли продолжать 00-

ТИК».
‚ «Я поепешил. в, избу, в которой он, оета-
новился. Изба была олной из самых бед-
ных в деревне. Проезжий сидел За столом,
пил чай. Он был одет в арестантское

штаны. На столе лежал кусок хлеба, и
больше ничего не было. Я поздоровалея и
предложил перейти ко мне в и3бу, где
уожно было приготовить бед, хорошо
отдохнуть. Он сказал, что торопится и
делает по два перегона в день. Он хотел

обмундирование — серый халат, такие же

готова

Фо Антикайнен — известный финский ком.   роться» (стр. 42).
мтнист, лолго томившийся в финской ка-  Автор приводит много ярких примеров,
торжной тюрьме. Встретивииеея обнялись   Иллюстрирующих, в К
и расцеловались. 0боих их привезли на   ходилось вести работу большевистской nap.
траницу, чтобы передать советским  вла-  тии в подполье. Но ни тюрьмы, ни голод —
и   никакие лишения не останавливали боль-
Этим эпизодом заканчиваются записки о   ПЕВИКоВ. посвятивших свою жизнь борьбе
полпольной революционной деятельности, о ° С8Модержавием и капиталивмом.
толгих полах, проведенных на каторге и в Раснространение революционной литера-
ссылке, Адольфа Петровича Тайми-—ныне   ТУРЫ было одной из важнейших форм ра-
депутата Верховного Совета СССР и Пред-
‘седателя Верховного Совета Варело-Фин-
свой ССР.

ствовал А. П. Тайми.

каких условиях при-

боты. в которой, по заданию партии, уча-
Листовки писали
сами или распространяли те, которые по-
‚мучали из центра. Конопирадия была на-

ехать далыне, как только будет
лодка. Я спросил его фамилию, Джугашви-
ли, — ‘ответил проезжий» (стр. 152).
Автор книги описывает; как товарищ
Сталин передал ему последние политиче-
ские новости, рассказал © том, что заба-

гору.

«Оказалось. он спешит к-меету сбылки,
чтобы поскорее вернуться, иначе говоря,
бежать обратно в Россию. гле нарастает
революционная волна» (слр. 152).

с Яковом Михайловичем Свердловым, рас-

стовочное движение в Петербурге идет ‘в,

Автор подробно описывает свои встречи.

Адольф Петрович — петербургский Ра-   имлько строгой, что автор, по его призна-
бочий-машеиностроитель-— прошел СУровУЮ   ник. и сейчас не может назвать настоя-
школу революционной борьбы, 6 дететва  щих имен многих лип большевистского под-
познал на себе всю тяжесть подневотьно-   пот с которыми ему приходилось ветре-
то трула. Он работал на многих прелирия-   сдаться.
тиях Петербурга  котельщиком, токарем, Автор неоднократно подвергался аре-.
рано начал участвовать в революционном    у, ссылкам, эмигрировал за границу,
движении. j но, оказавшись на свободе, вновь вклю-

Рассказ товарища Тайми о вступлении   чалея в подпольную революционную дея-
B Российскую социал-демократическую ра-   тельность партии. Е
бочую партию показывает, с какой осто-  Отбывая очередную ссылку в ‘деревне   РЫми он установил тесную связь, работая
рожностью и блительностью относилась Подкаменная Тунгуска Туруханекого края, в мастерских Свеаборгокото порта.
 срканизация к пополнению своих рядов.   А. П. Тайми впервые встретился с товари-  В. 1907 году, бежав из ссылки в Воло-
Прежде чем принять Тайми в партию, ру- щем Сталиным.   годекую губернию; А..П: Тайми вернулоя в
ководитель местной группы испытывал его   Произошло это так: политические ссыль.   Петербург. Но оставаться там было нель-
на практической работе. Только после  ные, отбывавшие наказание, встречали всех  зя: его слишком. хорошо знала охран-
о вновь направлявшихся в ссылку, расспра-   ка. На партийной явке его встретила жен-

пережитого». Гос- Шивали их 0 том, что происходит в   щина.
я ССР. Петрозаводск,   России, и давали советы, как устроиться  <«— Вы. должно быть, финн? — capo-
1949 г. 227 стр. Цена 8 руб. И на месте. Вернувшись из леса, т. Тайми  сила женщина, : :

сказывает, как принимал участие в осво-
бождении из луганской тюрьмы В, Е.
Ворошилова, о встречах с депутатами. боль-
шевистской фракции Государственной ду-
мы, отбывавшими ссылку.

* OR ok

С большим интересом читаются воспоми.
нания А. П. Тайми о подпольной работе

среди матросов Балтийского флота, с кото-

Происходит такая история’ потому, что
фильмы, поступающие на тот или иной
флот, остаются там надолго и пополняются
лишь новинками. А разве мало у нас ста-
рых, но очень интересных кинокартин, ко-
торые попросту в свое время не попали,

скажем, на наш Черноморский. флот и на-

«Еще раз о

Под таким заголовком
«Красном Флоте» было
письмо т. Бахтина. В письме указывалось
на т0, что в отделениях связи и киосках
Севастополя отсутствуют в продаже кон-
верты без марок.

Заместитель начальника Главного уп-
фавления торговыми предприятиями Глав-

ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ

`В редакцию поступило письмо офицера
список

военно-морских   учебных пособий, рекомендуемый для по-

ступающих в Военно-морскую’ ордена
Ленина академию имени К. Е. Ворошилова,
были включены недоброкачественные, ус-

`  таревшие учебники по английскому языку.

Я ответил утвердительно,

— И гороряте по-финоки?

— Так иже з овободно, ‘как - по-русски.

Женщина подумала, задала еще несколь-
a eee 5 моей прошлой партийной ра-

— Хорошо, если бы вы поехали в Гель-
сингфорс, — сказала она» (стр. 97).
`Это была Надежда Вюнстантиновна Еруп-
ская. Но автор узнал 00 этом только через,
десять лет — в апреле 1917 года. Кон-
спирация не позволяла расспрашивать, кем
является дающий поручение. Е

Скрывшиеь в Финляндии, автор посту-
пил в мастерские. Свеаборгокого порта и
скоро наладил связь © матросами Балтий-
ского флота, На флоте после овеаборгекото
восстания 1906 года большевиетские руко-
водители были арестованы, поэтому прихо-
дилось налаживать новые связи. Матросы
были очень осторожны, боялись провокато-
ров, Однако большевистская находчивость
подпольщиков выручала — связи крепли,
Уже вскоре присылаемой литературы ока-
залось мало, пришлось организовать изда-
ние листовок на месте. В свою очередь
матросы и солдаты Свеаборгекой крепости
стади приносить на явочную квартиру ди-
намит, ружейные патроны.

Однако, как ни осторожно работали под-
польщики, в их среду проник провокатор,
выдавший организацию. А. Il. Тайми
пришлось бежать в’ Данию; На пароходе,
увозившем его в эмиграцию, находились
русекие матросы, которые направлялись
в Англию принимать купленный цареким
правительством крейсер. Так как матросам
было. запрещено ходить по. пароходу и 00-
щаться © пассажирами, To большевики-
эмигранты нашли выход. Двое из них
расположились среди нар, на которых ле-
жали матросы, °и повели политический
разговор между собой. Олин спрашивал,
другой отвечал. Он об’яенял причины по-
ражения ревояюции 1905 гола, клеймил
предательскую роль меньшевиков. Матро-
сы слушали,

at По материалам «Красного Флота» =

23 сентября в  военторга т. Токарев сообщил
опубликовано  что

дистской работы и обсудили задачи в этой
области на предстоящий период. На сборе
были обстоятельно обсуждены также вопро-
сы, связанные с началом учебного rola B
системе партийного просвещения и с начи-
и проверкой политических  заня-
THit,

Пропатандисты прослушали ряд лекций
 0 теории и истории большевизма, о совре-
MeHHOM внутреннем и международном поло-
жении СССР.

улучшит кинообслуживание. А если еще
пополнять флотские кинофонды за счет об-
мена с Главкинопрокатом, тогда и вовсе бу-
дет возможность полнее удовлетворять за-
просы наших зрителей.

Капитан-лейтенант И. ГЕЙДЕНРИХ.

конвертах» Личная библиотека

офицера

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 5 октября. (По те-
леграфу). Офицер Макеев более двух лет
комплектует свою личную библиотеку. Он
внимательно следит за библиографичесвя-
ми справочниками. Отмечая интересующие
его книги, он шлет на них заказы по поч-
те. Раз-два в месяц корабельный почталь-
он приносит ему посылки с литературой.
Только за последние два месяца офицер по--
Лучил по почте более двадцати книг, пре-
имущественно по, истории нашей Родины.

Библиотека офицера Макеева  солержит.
свыше 700 экземпляров книг по различным
отраслям знаний. Значительное место. в
этой библиотеке занимают. марксиетеко.
Ленинская литература, книги по военно-.
морскому делу, истории родного флота, име-
ются все произведения советских писате-
лей — лауреатов Сталинских премий.

CE eS ee CID

редакции,
Врымокому  военторгу предложено
обеспечить бесперебойную продажу конвер-
тов в Севастополе и в воинских. частях.
Военкнижторту дано указание срочно от-
грузить сверх плана 350 тысяч конвер-
тов. : f

Командование академии, которому редак-
ция направила. письмо’ т.- Грищинского, со-
общило, что кафедрой иностранных язы-
ков приняты меры к замене устаревших
учебников новыми. Ероме того, вносятся
соответствующие изменения и в программу
для поступающих в академию.

a ee ЗЕЕ ЕЕ ТИНЫ

Peis i eee eae

На другой день матросы просили вести
беседу дальше. Так продолжалось -до са-
мото Копенгагена.

Через некоторое время А. П. Тайми вер-
нулся из эмиграции в Свеаборг. Постепен-
Но восстанавливалиеь и вновь создавалиеь
революционные группы на кораблях. При
помощи большевистской организации, соз-
данной в Гельсингфорее, велась большая
работа среди’ матросов. Был создан pepo-

MOUMOHHET комитет, установивший связи

с матросами миноносцев,

у i крейсеров, ли-
нейных кораблей.

Автор книги рассказывает о великих 60-
бытиях 1917 года, о работе‘ среди рёволю-
ционных моряков, о гражданской войне в
Финляндии в 1918 году, когла он входил
в революционное правительство Финлян-
дии, о причинах поражения   революции ` в’
стране и предательской роли финской бур-.
жуззии, пригласившей для борьбы с на-
родом немецкие войска. Не заставивши’
себя долго ждать, немецкие ландекнехты”
подавили плохо вооруженные и недостаТоче-
но организованные отряды Финской Крас-
ной гвардии. Немцы уже после ‘прекраще-

ния боев расстреляли свыше 20 тысяч
человек. оказала себя и финская бур-
жуазия, приговорив за участие в револю-
ции к тюрьме и каторге до 80 тысяч че-
ловек.

«Когда через несколько лет после этих
событий, — пишет автер, — я снова
приехал в Финляндию, — я видел, что
редкой была рабочая семья, в которой хоть
один человек не был бы или расстрелян
или замучен на каторге» (стр. 207—208).

В 1928 roxy автор был арестован. В

После Ленеких событий в 1912 году на
флоте нарастал революционный пол’ем. Из_
за границы поступала революционная ли-
тература. Среди матросов расиространялась
большевистская газета «Пролетарий». Боль-
шевики провели на окраине города собра-
ние представителей эскадры. Матросы за-
явили © готовности перейти к открытым
действиям. : ;

В мае 1912 года в связи с выходом эс-
кадры в море было решено поднять воору-
женное восстание. Был обсужден и при-

нят план, по которому все члены ре- Тельсингфорсе и осужден на 15 лет ка-
волюционного комитета решили проник-  ОРЖНЫХ работ. Около 12 лет просидел он
BYT ma линейный корабль «Слава»  8 Различных каторжных тюрьмах и только

захватить его в свои руки. Матросы «Сла-
вы» уверяли, что у них установлена связь
с бодышевистекими организациями Крон.
штадта и Ревеля. Для’ утверждения этого
плана послали представителя в Петербург-
ский комитет и русское бюро ЦК. Явка
была дана на бывшего члена Государет-
венной думы Шуканова. Как выяенилось
уже после революции, Шуканов оказался
провокатором. Вместо того чтобы связать
прибывигих представителей флота с руко-
водящими центрами партии, он немедленно
выдал план охранке. Через сутки в Гель-
сингфорсе и на кораблях были произведе-
ны массовые аресты. А. П. Тайми и все
члены Революционного комитета были
арестованы, осуждены и сосланы на ка-

торгу в Туруханский край.

после окончания финско-советекой войны
в 1940 году был наконец вырван из лап
шюцкоровцав.

«Страницы пережитого» читаются 6
большим интересом. Автор посвятил свою
Книгу — ленинско-сталинской  мололежи,
юным строителям коммунизма. Советекая
молодежь найдет в этой. книге яркие: при
меры несгибаемой веры большевиков: =. в
правоту своего дела, ‘образцы - железной
выдержки, выносливости и непоколебимой
нреданности делу освобождения трудящихся
Из-под ига капитала.

Моряки, кроме того. найдут в книге. яр-
кие страницы о том, как велась революз
ционная работа на флоте, о влиянии боль
шевистской партии на военных моряков.

И, ЗОЛИН,

\