,
;

K P

Развивать у старшин и сержантов

а еыееевинаи А

татели солдат и матросов.
с рядовыми, учат их специальности,
  ; боевой ‘техникой, воспитывают у них

службе, привычку жить по уставам. И опыт показывает, что
чем лучше подготовлены сами старшины
выше их командирские навыки, тем успешнее идет боевая

рю

: i
 Старшины и сержанты = ближайшие начальники и воспи:   и политическая подготовка, тем крепче воинская дисциплина
Они все время находятся вместе :

помогают овладеть
‹ любовь К военной

и сержанты, ‘чем

d

на корабле и в части.

` Подготовка старшин и сержантов — важнейшая
ность каждого офицера. Публикуемые ниже письма показы-
вают, Kak офицеры-авиаторы выполняют эту обязанность, как
они прививают командирские навыки старшинам и сержан-

командирские навыки

обязан:

Планомерно и ‘систематически растить
  первых помощников ‘офицеров

Чтобы добиться наибольшей хейственно-

‚В ря авиационных подразделений
обслуживания офицеры повседневно растят
старшин и сержантов, учат их выпол
нять свой обязанности, как этого требуют
воинские уставы,  Блатодаря ° помощи
командиров и политработников ‘большин-
ство старшин‘ и сержантов срочной и
_сверхерочной службы успешно справляется
©0 своими задачами, кропотливо и наетой-
‘чЧиво овладевает командирекими навыками.
В результате они добиваются высоких HO-
казателей в боевой и политической подго-
товке подчиненных им солдат и матросов,
и дто способствует улучшению организации
службы, повышению качества обеспечения
‚ детной работы. es
- .Планомерно,  сислематически  воспиты-
вает у старшян и сержантов командирские
навыки офицер Волков. На необходимость
постоянной работы © сержантами т. Вол-
вова натолкнуло одно занятие по Уставу

внутренней службы, которое но поручению.
` офицера проводил младший сержант Латы-

бов. Побыв на занятии. т. Волков убелил-
ся, что оно не подготовлено. Руководитель
проводил eTO методически неправильно.
Младший сержант Латыбов раскрыл Устав
внутренней службы н однообразно, скучно
читал. пункт за пунктом. Изредка он пре-
рывал чтение, чтобы потребовать от кого-
либо из обучаемых повторить только что
прочитанный пункт. Нало ли говорить, что
после такого занятия обучаемые запомни-
5 ли очень немногое. ie :
Начав выяснять, почему так неплодотвор-
но теряется учебное время, т. Волков’ убе-
дился, что младшего. сержанаь — Латыбова
никто не инструктировал, никто не учил,
кав нужно проводить занятия, Да и сам
младший сержант Латыбов предварительно
не готовился к ним, Узнав о предстоящем
_ Урове, он решил, что будет совершенно д9-
стеточно раскрыть соответствующую главу
устава и читать ее. В сожалению, так же

проводили занятия и многие другие’ ‹ер-

жанты подразделения.

Ошибочность подобной «методики» никто

т. Матыбову не ‘раз’ябнил” Происходило это
потому, что показательные и инструктивно-
‚ методические занятия с сержантами в,
подразделении но проводились, подготовка
<ержантов была предоставлена самотеву. Не
имея достаточных командирских и, в част-
ности, методических навыков, не обладая
правтическим опытом, сержанты не прояв-

Показательные занятия — важнейший

Чных ему еержантов, показывать им,

ляли лолжной требовательности к своим
полчиненным. В подразделении нередко на-
рушались требования уставов.
“Анализируя причины нарушений воин-
ского порядка, старший начальник, также
присутствовавший на’ занятиях, указал
т. Волкову на необходимость систематиче-

качеств старшин и сержантов. Расеказав и
‘показав, Kak Halo организовать такие за-
нятия, старший начальник потребовал про-
водить их. систематически, планомерно. По-
следовательно и настойчиво выполняя эти
указания, т.
уроком лично инструктировать подчинен-
kak

надо проводить занятия,

В первый период некоторые сержанты
недостаточно использовали свои ДиСЦинли-
нарные нрава, медленно усваивали пере-
довые мэтодические приемы. Но настой-
чивая, изо дня в день, работа офине-
ра, терпеливо воспитывавшето сержантов,
развивавщего у них командирские навыки,
дала положительные результаты, Прибыз в
офицеру Волкову через незоторое время,
старший начальник нашел  разитель-
ные перемены. Большинство сержантов уже
обладало неплохими командирскими качест-
вами; Овладев основами методики  обуче-
НИЯ и воспитания, сержанты стали наето-
ящими помощниками офицера, резко повы-
сили требовательность в своим подчинен-
ным и одновременно усилили заботу о
них. 910 сказалось на организации служ-
бы; диециплине, на качестве боевой и ю-
литической подготовки. :

воспитания у сержантов командировках ка-
честв и методических навыков являются
показательные и инбтруктивно-метохиче-
ские занятия, проводимые самими офицера-
ми. На этих занятиях сержанты практи-
чески осваивают искусство обучения своих
подчиненных,

Особенно хорошо проводятся такие пока-
Зательные занятия в Н-ском подразделении.
Занятия здесь посвяшщаются темам,  изуче-
нием которых сержантам предстоит руково-
дить в ближайшее время. В подразделении
вдумчиво, планомерно учат старшин и сер-,
жантов не только специальности, HO H Me-

тодике обучения и воспитания солдат и
матросов.

ской работы нал повьипением команлирскйх

Волков сстал перед каждым.

Одним из наиболее действенных приемов

сти таких занятий, каждому из них
предшествует большая предварительная
подготовка, Сержантам заранее даются

задания изучить соответствующий  мате-
риал, статьи уставов и наставлений, отно-
сящиеся к теме. Офицеры помогают пра-
Вильно понять эти материалы. На самых
занятиях руководитель прежде всего прове-
ряет знания сержантов, их умение пола-
вать команды подчиненным, лично вынол-
Hat, приемы и действия, которым они бу-
дут обучать матросов. ‘ whoa
_ Убедившись, что сержанты усвоили это,
руководитель переходит ко второй сталий

тами. всё вопросы подготовки, организации
и методики проведения занятия < матросз-
ми. После этого начинается как бы третий
этап обучения — контроль и помощь сер-
жанту со стороны его непосредетвенного
начальника. Офицер проверяет, как  сер-

практике.

Всё эти мероприятия, проводимые плано-
во, систематически, способствуют быстрому
росту командиреких навыков старшин и
сержантов, улучшению качества боевой и
политической подготовки. Во время прове-
рочных занятий целые отделения показы-
‘вали отличные результаты, — \ В

Рост командирских навыков у старшин
H сержантов привел к TOMY, Yo они
стали лучше исполнять должностные
обязанности, активнее  использдвать свои
уставные права. VETEI И стариги-
ны сами стали по-настоящему командовать
своими отделениями, учить рядовых, Это
подняло их авторитет. Благодаря активиза-
ции сержантов у офицеров отиала’ необхо-
димость заниматься теми обязанностями,

которые совсем недавно они выполняли 3a

сержантов. У них высвоболилоь  значи-
тельное количество времени для личного
совершенетвования, для работы над eg:
Правильно организованная работа со стар-
шинами и сержантами позволила ee ae
рам добиться повышения качества боевой и
политической учебы личного состава, к4Че-
ства обелуживания летных частей.

Полковник С. ДРАБКИН.

a X

метод обучения — ae

Сержанты Н-ского’ подразделения связи

‚т Мастера своето дела. Большинство из.
НИХ — отличники боевой и. политической
-о подготовки. Хоропю изучив технику, они
умело применяют ее в’ различной тазигиче-
ской обстановке, тщательно ухаживают. за
° аппаратурой, добиваются увеличения еро-
ков ее службы. Свой опыт сержанты по-
стоянно передают подчиненным, воспиты-
` вают у матросов любовь к своей воинской
специальности, стремление к совершенст-
вованию, привычку жить по fyCTaBaM.

Подлинными помощниками офицеров,
‘учителями и наставвиками матросов ‘сер

кант стали, конечно, не сразу. Офицеры
.. Коновалов, Вирут и другие в течение длч-
`тельного времени планомерно ‘занимаются
обучением и воспитанием своих первых
‚ помощников, всемерно развивают у них
инициативу,  бсамостоятельность,  укреп-
‹ ляют их авторитет. Благодаря этому cep-
жанты сами работают He покладая рук
_ и увлекают своих подчиненных.
_ 0 высоком мастеретве связистов MOD-
_ ской авиации свидетельствует то, что
- комавла подразделения, подготовленная
. офицером Коноваловым, в составе сержанта
_ Герасимова, младшего сержанта Петрова,
матросов Митахутдинова, Скорнякова и
‚ Черноудова во втором Всесоюзном конкур-
‚се радиотелеграфистов в 1949 году заняла
первое место по области и шестое место
по Советскому Союзу.

Среди подчиненных тт. Воновалова и
Кирута нет ни одного специалиста, KOTO-
рый не перевыполнял бы нормативов 10

_ специальной подготовке. Больттинетво свя-
зистов стало мастерами своего хела, ‘& сер-
жанты занимают среди этих мастеров пер-
вые. места.

подчиненных им связистов, — результат
длительной и упорной учебы, правильной
постановки воспитательной работы с
сержантами и старшинами, Причем уче-
0a сержаниов — специальная, политяче-.
ская, строевая, метоличеекая — ведется
паново, систематически.

0с0б9е внимание в ходе занятий офице-
ры уделяют развитию методических навы-
ков. Только за первые пять месяцев офи-
цер Коновалов организовал семь методиче-
‘ских занятий сержантов. Лучшие офицеры-
методисты учили сержантов, как правиль-
но проводить занятия.

В практике методической подготовки
старшин и сержантов все шире  приме-
няются показательные занятия. Они про-
водятея по темам, которые сержантам
предстоит в ближайшее время изучать co
своими подчиненными.

Ортанизуютея и проводятся поквазатель-
ные занятия так. За несколько дней сер-
жантам и старшинам сообщается Tema.
Так как сержанты не знают, кого офицер
вызовет, все они ведут тщательную пол-
готовку к занятиям. В ходе самого заня-
тия каждый из сержантов делает записи
06 ортанизации и методике, &а затем вы-
скавывает ©вое мнение на, разборе. Польза
таких показательных уроков очень вели-
ка. После них занятия с матросами, как
правило, проходят на высоком уровне.

Для лучшего обмена опытом офицеры
Коновалов и Вирут практикуют посылку.
своих сержантов на занятия, которые про-
водят по аналогичной теме сержанты дру-
того подразделения. Это дает возможность

быстро перенимать все лучшее в методике
обучения и воспитания матросов,

Серьезные успехи, достигнутые офице-  В сожалению, еще не всё офицеры-сВя-
рами Коноваловым и Вирутом в подготовке!

зисты правильно поняли ‘Значение cuc’re-
матического обучения сержантов и стар-
шин практике воспитания матросов, мето-
дике проведения занятий е ними. У офи-
цера Иванова, например, занятия в сер-
жантами проводятся релко. Не овладев. ме-
тодикой обучения матросов, сержанты, пол-
чиненные лейтенанту Иванову, допускают
опшбкюи. На их занятиях матровы не. ве-
дут записей. Сами руководители acto
приходят без детального конспекта, не ис-
пользуют наглядных пособий, Из-за недо-
статочной подтотовки и слабой  требова-
тельности сержантов некоторые матросы
допускают ошибки в практической работе,
нарушают дисциплину, инструкции о по
технической оксплоатации аппаратуры.
Некоторые из подчиненных лейтенанту
Иванову сержантов не выполняют нормати-
вов По специальным видам подготовки.
Естественно, что такие сержанты не поль-
1 SYIOTCA авторитетом У
уделяют в этом подразделении внимания и
самоподготовке сержантов. Ею не руково-
дят, никто из офицеров не считает нуж-
ным подсказать сержанту, что ему необхо-
димо прочесть, как провести очередную
тренировку, какую лекцию послушать,

Эли недостатки надо немедленно устра-
нить. Надо во вевх частях овязи ортави-
зовать систематическую специальную, по-
литическую и методическую учебу cep-
жантов. Только при этом условии они
сумеют добиться успехов в боевой и по-
литической подготовке подчиненного им
личного’ состава.

Подполковник А. ПОДОЛЬСКИЙ,

Отличный воздушный стрелок-радист

Большим уважением пользуется в Н-ском
- подразделении стрелок-радист Виклор Ар-
`замазов. В течение многих лет он честно и
` самоотверженно выполняет свой воинский
`° долг перед Родиной.

С первых же дней службы в авиачаети

настойчиво совершенствовать свои теорети-

ческие знания и практические навыки. Эту.

любовь к знаниям ему привил. бывалый
воин, один из наиболее умелых летчиков
подразделения офицер Тишин. Постоянно
заботясь о стрелке-радисте, т. Тишин помо-
гает ему еще лучше освоить

Виктор Арзамазов проявил себя смелым, цость, воспитывает у него инициативу и

инициативным и хладнокровным

ов веегда безупречно выполнял
командования, — поллерживал

связь в землей. помогал
делении места самолета и поисках пели,

BOHHOM,
Участвуя во многих труднейших полетах,

задания   ние командования, экипаж т. Тишина по-!
надежную   казал пример безупречного
экипажу. в опре-  воинекого долга. Успеху полета в немалой

находчивость,
Недавно, осуществляя ответственное зада-

выполнения

степени способствовала четкая работа борт-

течение лишь одного военного года Виктор   радиста самолета Виктора Арзамазова. Он,

Арзамазов участвовал в 82 боевых полетах,   несмотря на специфические трудности, все.

в том числе в 62 ночных.
о Оставшись на  сверхерочной
старший сержант  Арзамазов

время обеспечивал летчика и штурмана,
службе, всеми необходимыми данными. При силь-
продолжает.ных атмосферных помехах он принимал й

специаль-

передавал корреспонденции от самых даль
них наземных радиостанций. г

Командование = подразделения высоко
оценило самоотверженную службу т. Арза-
‚ мазова. Ему присвоено звание старшины,
 Это поощрение еще больше  воодушевило
  воина, Продолжая совершенствовать свои
‚знания по специальности, старшина Арза-
мазов в свободные часы охотно делится
своими знаниями с товарищами, помогает
‚наземному составу готовить в полетам ма-
териальную часть. Примеру т. Арзамазова
сейчас следуют многие молодые воздушные
  стрелки-рахисты подразделения. Они учат-
 ся у него четкости перелачи, искусству
‚использования всей мощи техники, высо-
вой дисциплине и организованности.

Майор Н. МОРОЗОВ;

обучения. Он детально разбирает с сержан-

жант применяет полученные знания на

матросов. < Не].

АСНЫЙ ФЛОТ ~

Пропагандист
не подготовился

к занятию

, Вечер. В комнате  политироеветработы
аккуратно расставлены столы, стулья.
Злесь должно состояться первое занятие
кружка по изучению истории ВБП(б). На-
ступил час начала занятий, а пришло все-
го несколько слушателей,

Представитель политотдела лейтенант
Пшеничный и руководитель кружка т. ho-
Bed забеспокоились, почему нет остальных
слушателей. а.

’ — Где Вартавин? —епрашивает т, Шие-
НИЧНЫЙ.

— Картавин коком работает. Пожалуй,
он не придет. о
‚ — А Масленников? ^ 1

-— Масленникова нет. Он на заготовке
дров.

Проверили весь список. Один — в на-
ряде, хругой — на работе, третьего не из-
вестили. Налицо лишь третья часть соста-
ва кружка. Однако пропагандист об’являет,
что первое занятие начинается. .

Слушатели ожидали, что их подробно,
как полагаетея, познакомят © программой,
выдадут тетради; порекомендуют литерату-
ру. Но этого не произошло. Руководитель
‘зачитал программу, затем прочел вслух пе-
реловую статью’ центральной . газеты, и на
этом занятие закончилось.

виноват, что пропагандист не сумел обес-
  печить явку слушателей, и сам пришел на
первое занятие неподготовленным? Вино-
ват, конечно, сам пропагандист, Обеспечить
стопроцентную явку было легко, ибо т? Ко-
зел, являясь’ секретарем партийного бюро,
без труда мог договориться с командирами
подразделений, чтобы слушателей кружков
не ставили в этот день в наряд, не назна-
 Чали на работы. Но, к сожалению, он 00
этом не побеспокоилея. Пропагандист не по-
рекомендовал слушателям литературу, не
сообщил 00 узловых вопросах следующего
занятия, Остался нерешенным и вопрос 06
обеспечении слушателей тетрадями и ка-
рандашами. Тетрали оказались под замком,
и пропагандист не сумел их раздать.
Мы не знаем, о чем будет докладывать
своему начальнику предетавитель политот-
дела т, Пшеничный, присутствовавший на
занятии, но совершенно ясно, что так фор-
мально относртыя к ответственнейшему
делу нельзя. )
Капитан-лейтенант И. ЛЕБЕДЕВ.
‚ Балтийский флот.

Ковый учебный год.
начался организованно

Начались занятия в вечернем универси-
тете марксизма-ленинизма при Нолитиче-
ском управлении Черноморского флота. В
этом году в нем приступила к учебе боль-
шая группа офицеров и старшин. Многие из
елушателей первого курса в прошлом учеб-
ном году с отличными оценками окончили
партийные школы соединений. о.
` Перед ‘началом занятий ` командующий
Черномореким флотом подписал приказ, ут-
вержлающий состав слушателей и распоря-
док дня. На общем собрания слушателей
 начальник университета майор Брамберг
рассказал слушателям о содержании учеб-
ного плана, ознакомил их ¢ положением

0 вечерних университетах о марксизма-
ленинизма в Вооруженных Силах,
Руководство университета  проделало

большую работу по подготовке к новому
учебному году; подобрано большое количе-
ство литературы по истории ВКП(б), ието-
рии СССР, политической экономии. диалек-
тическому и историческому материализму.
Занятия на обоих куреах в этом году ве-
дут квалифицированные преподаватели. Для
каждого слушателя подготовлены учебные

программы и планы семинаров на весь год.

В помощь занимающиуея при морской!
библиотеке и в библиотеке вечернего yHH-!
верситета марксизма-ленинизма организова-
НЫ Комнаты для самостоятельной HOATOTOB-

Ru.

Младший

ЕВ

лейтенант В. КОНУРНИН.

ГЕК: с ы 5 A ae)

Недавно в Ленинграде состоялось сове-
щание начальников кафедр, циклов и пре-
подавателей соцнально-экономических дис-
циилин военно-морских учебных  заведе-
ний, посвященное итогам прошедшего
учебного года и задачам на новый учеб-
НЫЙ ГОД.

Первый доБлад о состоянии и задачах
учебно-воспитательной, научно-теоретиче-.
ской и общественно-политической работы
кафедр и циклов военно-морских учебных
заведений сделал на пленарном заседании
тенерал-майор Корниенко. Ёроме того, были,
заслушаны довлады 06 опыте работы одной
кафедры по организации самостоятельной
учебы курсантов, о работе учебного каби-
нета и на некоторые другие темы,

По докладам развернулись оживленные
прения. Выетупавшие подробно говорили о
перестройке деятельности кафедр на, основе
исторических решений ЦК ВЕНСб) по вон-
росам идеологической работы. Участники!
совещания не только рассказывали о поло-
жительном опыте перестройки, но и крити-
ковали недостатки в обучении и воспитании
слушателей и курсантов.

В числе других недочетов отмечалось,
что некоторые  пренодаватели, например
тт. Слизков, Нечипуронко, Козинец, Смир-
новский, мало заботятся о своем росте и
совершенствовании, читают лекции сухо и
казенно, на низком идейном уровне. У
старшего. преподавателя Военно-морского
училища им. Фрунзе т, Разумовского лек-
ция «Накопление капитала и обнищание
пролетариата» выглядела, как набор фак-
тов без теоретического анализа.

В ряде лекций недостаточно глубоко
раскрываютея основные идеи классических
произведений марксизма-ленинизма. Неко-
торые лекции оторваны от актуальных во-
просов современности.

В минувшем учебном году увеличилось
Число семинарских занятий, проводимых
методом развернутого собеседования при!
активном Участия всего класса. Однако
часть семинарских занятий страдает шко-
лярством и формализмом,  организующая

° Невольно напрашивается вопрос, кто же’

11 октября 1949 г., вторник, № 240 (3344)

Заявление Главноначальствующего
Советской Военной Администрации

в Германии генерала армии Чуйкова В. И,

в связи с решениями Немецкого Народного Совета
о ‘введении’ в действие конституции Германской

Демократической

Республики

и. об образовании

в Берлине Временного Правительства Германской
_ Демократической Республики

Советекое правительство поручило мне
слелать следующее заявление в связи ©
решениями, которые приняты 7 октября
1949 года Немецким Народным Советом о
введении в действие конституции Терман-
ской Лемокралической Республики и 06
образовании в Берлине Временного Прави-
тельства. Германской Демократической Рес-
публики. о

1 октября Советское правительство
направило правительствам США, Велико-
брятании № Франции ноту, в которой из-
‘`ложена позиция Созетекого Союза в отно-
шении положения в Германии, созлавшего-
ея ныне в связи с образованием 20 сен-
‘тября е. г. сепаратного правительства в
городе Бонне (западная часть Германии).
При этом Советекое правительство заяви-
‘10, что создачие боннского сепаратного
‘правительства является грубым нарушени-
ем Потедамеких решений, сотлаюно кото-
‘рым правительства СССР, США, Великоб-
тельетво рассматривать Германию как еди-
ное целое и содействовать ее преобразова-
нию в демократическое и миролюбивое го-
сударетво, а также обязательство по зак-
лючению мирного договора с Германией.

В соответствии с Потеламекими и дру-
гими совместными решениями четырех
держав Советское правительство неизменно
стремилось предотвратить раскол  Герма-
нии, направляя евои усилия на выполне-
ние этих решений, на осуществление де-
мократизации и  демилитаризации Гер-
мании и на обеспечение выполнения. Гер-
манией обязательетв. возложенных нз нее
  Потедамеким соглашением четырех дер-
Ras.

Для Beex должно быть ясным, что 0еу-
ществление демократизации и демилита-
ризации Германии, онпирающееся на ак-
тивное участие всех демократических сил
германского народа, является необходимым,
чтобы не допустить восетановления Tep-
мании, Kak агрессивного государства, в
чем заинтересованы все миролюбивые на-
роды Европы и что отвечает интересам
самого германского народа. Разумеется, ©
задачами демократизации и демилитариза-
ции Германии несовместимо такое  поло-
жение, при котором хотя бы чаеть Гер-
изнии попала в руки вчерашних вдохнови-
телей гитлеровского режима. Все видят,
что эти люди не скрывают своего враж-
дебного отношения K соседним  государ-
отвам и к вамой демократической Tep-

“Вапитан-лейтенант; М. Андронов .обратил-
ся в редакцию с письмом, в котором жало-
валея на то, что в Тбилисском нахимовском
училище некоторые преподаватели исполь-
зуются не по. специальности. Например, ав-
тору письма —= преподавателю военно-мор-
ской практики — было предложено читать
лекции по астрономии, к  преподава-
нию которой он не был подготовлен.

‘ритании и Франции взяли на себя обяза-

мании, и что они проникнуты  откровен-
ными стремлениями в реваншу, являясь в
настоящее время B западной части Гериз-
нии прямым орудием агрессивных иност-
ранных кругов.

Советское правительство уверено в том,
что германский народ найдет пути в вос-
становлению нарушенного в настоящее
время единства Германии и осуществит
единство германского государства на демо-
вратических и мирных основах. Раскол
Германии не может долго продолжаться,
так как Таков положение находится в
противоречий с самыми глубокими стре-
млениями германского народа.

На пути воестановления единства Герма-
нии создан тенерь целый ряд препон. Кому,
например, не ясно, что созданное в Вонне
  марионеточное «правительство» не может
служить делу восстановления единой: демо-
кратической миролюбивой Германии? 0брз-
зование боинского правительства напразле-
HO, напротив, на углубление раскола Геруа-
НИИ.

В этих условиях нельзя не признать 34-
конным стремление германских демократи-
ческих кругов взять в свои руки восстанов-
ление единства Германии и ев возрождение
на демократических и миролюбивых нача
лах. Именно в этом Советское правитедь-
ство видит смысл решений. Немецкого На-
родного Совета о введении в действие кон-

i

ституции Германской Демократической Реб-

публики и 0б образовании в Берлине Вуе-
менного Правительства Германской Деуо-
хратической Республики.

При этом Советское правительство при-
нимает к сведению, что Временное Прзви-
тельство будет стоять на позициях решений
Нотедамской конференции и будет выпол:
нять обязательства, вытекающие из сов-
местно принятых решений четырех дер-
Has,

‘В связи с указанными решениями Не
мецкого Народного Совета Советское прави:
тельство решило передать Временному Пра-
вительству Германской Демократической
Республики функции управления, -принад-
лежавшие до сего времени / Советской
Военной Администрации.

Вместо Советской Военной Администра-
ции в Германии будет создана  Советекая
Бонтрольная Комиссия, которая будет иметь
своей задачей контроль за выполнением
Потедамских и других совместных решений
четырех держав в отношении Германии,

. (TACO).

& —ж——————/———/—/Ч—

ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ

„Редакция направила. письмо т, Андрово-
ва для принятия мер. Получен ответ, в ко-
тором сообщается, что’ факты, изложенные
в письме, подтвердились. Начальнику Тби-
лисекого нахимовекого училища дано ука-
зание использовать преподавателей по спе-
циальности;, в частности предложено осво-
бодить т. Андронова от преподавания астро-
номии.

По материалам «Красного Флота»
eee i

,,OT случая

Под таким заголовком была опублико-
вана в «Красном. Флоте» 14 сентября кор-
респонденция капитана Еравцова. В ней
говорилось © плохой работе‘ Одесского ‘ма-
тросского клуба по пропаганде естествен-
но-научных и военно-морских знаний,

Вак сообщил заместитель начальника
политотдела, эта корреспонденция обеуж-

к случаю... ”’

Факты, отмеченные в ней, признаны Cour:
ветствующими действительности, Началь-
нику клуба т. Ходакову дано указание
устранить недостатки в работе клуба,
ланом на’ октябрь в клубе предусмотрено
провести лекции: «Достижения советской
медицины», «История развития подводного
флота» и т. д. В плане также намечена
встреча старшин и матросов < деятелями

далась на совещании работников клуба и науки, техники и искубства.

LE

НАЧЕСТВЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

роль преподавателя. на них недостаточна,
Например, на семинаре по историческому
материализму создалось внечатление, что не
преподаватель т. Елькин руководит заня-
тием, а курсанты руководят преподавате-
лем. И в ходе занятий и в заключитель-
ном слове т. Елькин нё разобрал и не ис-
правил ошибки, допущенные отдельными
курсантами,

На совещании отмечались и другие не-
достатки. Некоторые участники предлагали,
чтобы накануне семинара давались бы
контрольные задания, Kak это  делает-
ся при изучении специальных дисцин-
лин. Однако другие выступавшие, a ux
было большинство, признали, что семина-
ры в таком виде, как они есть, являются
наилучшей формой закрепления и углуб-
ления знаний, полученных на лекциях и в
часы самостоятельной учебы. Важно лишь,
подчеркивали выступавшие, чтобы се-
минарские занятия всякий раз носили
живой, творческий характер, чтобы B ob-
суждении активно участвовала вся  груп-
па, а не только выделенные докладчики“

Выступивший при обсуждении этого во-
проса т. Мараховекий указал, что препода-

SRR 25.

ватели обязаны строже контролировать
подготовку к семинарам, всемерно исполь-
зуя помощь партийных и комсомольских
организаций. 0 целесообразноети иногда
проводить семинары без докладчика гово-
рил на совещании т. Короткий. Это повы-
шает активность слушателей как в период
подготовки к семинару, так и во время са-
мого занятия. Тов. Григорьев говорил о
равномерном планировании семинарских
занятий, Он привел факты, когда по кур-
су политэкономии приходится нередко про-
водить два семинара в месяц. Курсанты не
успевают как следует подготовиться к ним.
Перегрузка учебного процесса семинарски:
ми занятиями, встественно, отражается на
качестве подготовки курсантов. Необходи-
Мо устранить этот недостаток при состав-
лении учебного плана.

Многие выступавшие подробно останав-

ливались на самостоятельной учебе кур-
сантов. Единодушно отмечалось, что пра-

iS ОЕ

ВИЛЬНО делают те преподаватели, которые

обучают курсантов работе над книгой их

вонснектированию прочитанного. Это 09-
бенно важно для курсантов первого курса,
не обладающих навыками самостоятельной
учебы.

Дальнейшее повышение качества подго-
товки слушателей и курсантов требует
усиления ‹научно-тооретической работы
преподавателей, На совещании отмечаловь,
Что на некоторых . кафедрах из года в год
не выполняются планы научных диссер-
тапий. Есть преподаватели, которые ужд
много лет «подбирают» материалы. для
своих диссертаций, а когда они. наконец,
приступят к их написанию. — никто не
знает. Выступивший в прениях т. Лифанов
обратил внимание преподавателей на пеле-
сообразность совместной, коллективной 123-
работки тех или иных проблем. Это. прине-
cer больную пользу, особенно молодым
преподавателям. ‚

0 самоуспокоенности отдельных молодых
кандидатов наук говорил т. Чапурклн. В
своем выступлении он поставил также во-
прос © связи кафедр общественных наук
с другими кафедрами академий и училищ,
По мнению т. Чапуркина, кафедрам об-
щественных наук, несомненно, пранадие-
жит ведущее место в идейно-политическом
воспитании слушателей и курсантов. HO
неправильно, когда эти кафедры считаются
монополистами в давной области.  Воль-
шевистекая партийность, высокая идей:
ность должны быть присущи коллективу
каждой кафедры. Борьба c аполитичио:
стью, безидейностью п буржуазным 06 65-
THEH3MOM должна вестись на всех кафед-
рах.

Участники совещания подвергли стра»
ведливой критике недостатки. преподавания
и поделились положительных очытом. Все
это, негомненно, поможет в  начавиемся
учебном году еще выше поднать илейяо-

теорстический уровень преполавания 0
щественных наук.

_ Капитан Н, МИХАЙЛОВСНИЙ,
(Корр. «Красного Флота»),

Pettis,

Я