1 декабря 1949 г., четверг, № 283

(3387)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Обвинительный акт Главной Прокуратуры Ё
по делу Грайче Костова и его соб

СОФИЯ, 30 ноября. (ТАСС). Все утренние
болгарские вазеты полностью публикуют
сегодня обвинительный акт Главной Про-
куратуры Народной Республики Болгарии
по делу предателя родины Трайчо Костова и
его сообщников.

Обвинительный акт гласит:

«На основании Закона, принятого Вели-
ким Народным Собранием 21 октября
1949 года, в’ соответетвии © материалами
дела по обвинению в организации антигосу-
дарственного заговора, направленного к
свержению установленной Конституцией
Народной Республики Болгарии ‘ законной
власти, предательстве, питионаже и измене
Родине

привлекаются к ответственности:

1. Трайчо Костов Джунев, — родился
17-го июня 1897 года в городе София, бол-
тарин, болгарский подданный, по профес-
сии — публицист, с незаконченным выс-
шим юридическим образованием, Житель
тор. Софии, бывший заместитель предееда-
теля Совета министров и секретарь Цент-
ралвного Комитета БАШ, до ареста — дирек-
тор Болгарской нафодной библиотеки.

Будучи „активным участником  лево-
севтантекой, троцкистской фракции в. Бол-
тарекой коммунистической партии, в 1931
тоду кооптируется в CocTaB
ского Центрального Комитета, по поручению
которого руководит парламентской‘ группой
легальной рабочей партии и редактирует
легальную газету  «Рабоче-крестьянекое
Знамя».

В своей практической деятельности ак-
тивно осуществляет враждебные лево-сек-
тантские, троцкистекие установки в отно-
шении крестьянства, чем нарушает связи
партии рабочего класса с его основным
союзником — крестьянством и облегчает
хонархо-фатистской власти борьбу против
прогрессивных сил в стране. т

Находясь в 1933 — 1934 годах в эми-
трации в Москве, продолжает поддерживать
ледо-сектантскую фракцию в БЕГ и, соетоя
на работе в Валканском секретариате Ком-
мунистических партий, содействует созыву
партийной конференции вне пределов Бол-
тарии, с целью отстранить от руководства
партией ев признанных ‘руководителей
Георгия Димитрова и Васила Коларова.

Находясь в СССР, поддерживает близкие
политические связи с разоблаченными
впоследствии троцкистами Бела Куном и
Максимилианом Валецким и, при их содей-
ствии, сближается с также  разделявшим
их общие троцкистекие убеждения юго-
славским “эмигрантом Иосифом Броз Тито
(«Вальтер»).

Воспользовавшиеь своим служебным по-
ложением референта по кадрам Балканско-
то секретариата Коммунистических пар-
тий, рекомендует солидарного © его троп-
кистекими взглядами Тито для политиче-
ской работы в Югославии,

Несмотря на ликвидацию лево-сектант-
ской фракции в БЕЙ, предириняв двуруш-
нический маневр и выступив е неискрен-

ней. лживой декларацией об ’отходе от ле-

восектантов, ‘сохраняет своё руководящее
положение в партии и, возвративирись в
страну, саботирует внутри ©е проведение
нового политического курса, провозглашен-
ного Димитровым.

29-м апреля 1942 года, в связи е про-
валом подпольного Центрального Комитета,

арестовывается полицией в нелегальной
квартире в Софии, по улице Патерица,
дом 11.

На десятый день после ареста на до-
прое у начальника отделения полиции
Николы Гешева, ведавшего борьбой с ком-
мунистической партией, признается в том,
что являлся одним из самых деятельных
руководителей и членов Центрального Ко-
митета и трусливо выдает своих полити-
ческих друзей и единомышленников, кана-
лы их связей, а также  принимавшиеся
Центральным Комитетом партии ‘решения
по наиболее актуальным вопросам борьбы
¢ немецкими оккупантами и полицейско-
фашистским режимом, введенным в стране
правительством Филова.

Не ловольствуясь этим, подписывает
обязательство о секретном <отрудничестве
 полишией в борьбе против коммунисти-
ческой партии, в которой состоял с 1919
Тода; & чтобы замаскироваться и укрепить
свое положение в партии, с помощью Ге-
шева фабрикует показания © отрицанием
прех’явленного обвинения.

Предательством и капитуляцией в поли-
ции добивается замены‘ ему пожизненным
заключением смертного приговора, приме-
ненного фашистеко-монархическим судом
в отношении шести других, менее активных
политических работников партии, которые
93-0 июля 1942 тода были расстреляны,

В приговоре по делу подпольного
вознно-полевой суд об’ясняет неприменение
смертной казни «тяжелым семейным поло-
жением обвиняемого, плохим состоянием
зюровья и его идейными заблуждениями».
В лействительности же намеченный ранее
судом смертный приговор заменяется п9-
жизненным заключением по приказу воен-
ного министра, генерала Николы Михова,
Лично отланного им председателю военно-
полевого суда полковнику Игнату Младе-
нову, я
Находясь в Плевенокой тюрьме, в сен-
тябре 1943 года возобновляет свою предё-
тельскую связь в Гешевым и, по его пору-
чению, направляет пораженческое письмо
в нелегальный Центральный Комитет BRI
в предложением воздержаться от активных
лойствий партизанских отрядов в борьбе
против немецко-фашиетевих захватчиков.

Роепользовавшись созданной при помощи
полиции репутацией хотойкого» и «муже-
отвенного» члена партии, после 9-re сен-
тября. 1944 года обманным путем и
Гается на руководящий пост секретаря Ц
Б

В конце 1944 года на приеме У главы
английской миссии при Союзной контроль-
ной комиссии по перемирию © Болгарие
тенерала Вильяма Х. Оксли вступает в пре-
стутную связь г английской разведыватель-
ной службой через полковника Вильяма
(. Бейли, по указаниям и говетам воторого
в последующем и ведет свою вражескую
pabory против болгарокого государства.

9 ван Стефанов Хаджи-Матеев — и
лился 3-го марта 1899 года в городе и
болгарин, болгарский полдячный, ¢ BLICHIA

лево-сектант- ЦЕ

:28-го февраля. 1912

гарекий подданный,

образованием, по профессии — экономиет-
статистик, доктор экономических наук, про-
фессор Софийского университета, житель
города Софии, бывший министр финанеов.

Выходец из семьи крупного помещика,
владельца 400 гектаров пахотной земли в,
селе. Оептемвриец, Бзлчишекого уезда,
высшее образование получает за границей,
в Берлине, & свою научную квалификацию
повышает в Париже.

В 1924 году в Берлине встречается co
свэим двоюродным братом Христианом Ра-
вовским, старым троцкистом и ближайшим
сотрудником Троцкого, впоследствии в
1937 году осужденным ‘как шимон и 3a-
говорщих на процессе по делу так назы-
ваемого право-троцкистекого блока в Мо-
CREE. j

По поручительетву Раковского в 1924
году поступает на работу в Советское тор-
говое предетавительетво в Берлине, заме-
стителем начальника статистического от-
дела, а в следующем 1925 году, е пере-
ездом Рановского в Париж, при его содей-
ствии определяется на работу в Советекое
торговое представительетво во Франции,
заведующим статистическим отделом.

Под влиянием Рановеного, по возвраще-
нии в 1929 тоду в Болгарию примыкает Е
лево-сектантекой фракции и, благодаря это-
му, избирается в состав лево-сектантекого

В том же 1929 году, будучи делегатом
состоявшегося в Берлине пленума ЦК Бол-
гарской компартии, принимает ‘участие’ в
борьбе против Георгия Димитрова и Васила
Ноларова с тем, чтобы оттеснить их от
руководства БЕП.

В конце 1932 года ветупает в преетуп-
ную связь с агентом английской разведы-
вательной службы в Болгарии адвокатом
Марком `Нахимзоном и, через него, с ше-
фом английской разведки Стенли Брауном.
В последующие три года регулярно постав-
ляет для английской шпионской службы,
за денежное вознаграждение, секретные!
сведения о состоянии болгарского хозяйст-
ва.

В июне 1945 года возобновляет преступ-

ную связь с английской разведкой в лице
полковника Вильяма OC. Бейли, а затем
майора Франка Вильяма Гозлинга, которо-
му передает сведения о бюджете и расходах
государства на ‘военные нужлы в 1946 и
1947 годах.
° 3. Никола Павлов Колев, —` родился
3-го мая 1906 года в селе Угырчин, Лов-
чинского уезда, болгарин, болгарский под-
данный, со средним образованием, по про-
фессии — архитектурный техник, житель
города Софии, бывший административный
секретарь Политбюро Центрального Воми-
тета BRIT, а в последнее время — заме-
ститель министра строительства.

Будучи делопроизводителем подпольного
Центрального Комитета комсомола, в 1931
году устанавливает связь с активным бол-
гареким троцкистом Рачо Цаневым и в по-
следующем становитея проводником лево-
сектантекого курса в комсомоле и в пар-
THI. 5

22-го марта 1942 года, на первом ло-
просе в полиции, в связи © провалом пол-

польного Центрального Комитета БЕП, пе-
ред вышеупомянутым Гешевым прелатель-
ски признается в том, что являлся техни-
ческим сотрудником ЦЁ, и выдает свои
нелегальные партийные связи.

Капитулировав и предав своих полити-
ческих друзей и единомышленников, под-
писывает обязательство секретно сотрудни-
чать с полицией в борьбе против комму-
нистической партии, за укрепление суще-
ствовавшего в стране монархо-фашиетского
строя.

4. Никола Hayes Петков, — родился
19-л июля 1905 года в селе Дерманци,
Луковитекого уезда, болгарин, болгарский
подданный, е высшим образованием. по
профессии — агроном, житель города Co-
фии, бывший помощник председателя Го-
сударственного комитета по хозяйственным
и финансовым вопросам.

Находясь в близких родетвенных связях
с активным болгарским троцкистом Спасом
Задгорским, по своим политическим убеж-
дениям примыкает к его враждебному ком-
мунистической партии окружению, хотя и.
ъостоит в рядах БЕЙ.

В конце 1941 года вступает в преступ-
ную связь с резидентом английской разве-
дывательной службы, крупным промыш-
ленникюм Кириллом Славовым, которого в
последующем за денежное вознаграждение,
по 50 тысяч левов 3a каждую информа-
цию, снабжает секретными сведениями о
балансе зерновых и других сельскохозяи-
ственных культур по стране за 1941,
1942, 1945, 1946, 1947 и 1948 годы, а
также передает ему, для английской раз-
ведки, проекты двухлетнего и пятилетнего

государственных ‘народнохозяйственных
планов Болгарии.
5. Борис Андонов Христов, —- родился

‘года ве. Долно Се-
уезда, болгарин, б0л-
с высшим образова-
нием, по профессии —— апроном, доктор
зтрономичесвих наук, житель города Co-
фии, бывший“ торговый представитель в
COCP

ло, Кюстендильското

й  ской полиции в городе

Будучи выходцем из семьи трактирии-
ка и лично занимаясь частной торговаей,
в 1928 году по своим политическим убеж-
дениям примыкает в анархистам. Выешее
образование получает 3% траницей, обу-
чаясь вначале в Пражеком, в затем в
Загребеком университете, в Югославии.

По возвращении в Болгарию работает
на административных должностях в чает-
‘ных страховых обществах, а в 1943 году
в качестве директора руководит вновь
созданным частным страховым обществом
«Юго-восток», в собственным паем в нем

аамере 200 тысяч левов.

: Bene 10-го февраля 1943 тода аре-
стован За связь с коммунистами, на лоп-
росе у начальника областной политиче-
Старая Загора Генчо
Саванова выдает свои политические связи
я подписывает обязательство 0 секретном
сотрудничестве. с полипией, которой в поз-
ледующем передает известные ему данные
в отношении прогрессивно настроенных,
лиц из его близкого окружения,

В начале 1946 года вступает в пре-
ступную связь с советником по тортовым
‘вопросам югославского посолЕстРа B Mo-

скве Виклором Жиберна, которого система-
тячееки снабжает сведениями о торговых
переговорах и заключенных соглашениях

между Болгарией и СССР.

6. Цоню Стефанов Ценчев, — родился
17-м ноября 1898 года в городе Котел, табачник, житель горола Софии,
болгарин, болгарский подданный, по про- инструктор отдела агитапии и пропаганды
фесеии — экономист-статистик, с высшим
экономическим образованием, житель горо-
да Софии, бывший управляющий Болгар-

ским народным банком.

Выходец из семьи  крупвого землевла-

дельца, с 1937

тутом в Болгарии.
В 1924 году,

роде Варна,
партия и комсомола.
Beryams

саров Оскара Angepcena a [xeiiuca

7. Иван Славсв Гевренев,

промышленности.

Выходец из ‹емьи зажиточного ‘крестья-
нина и владельца мельнипы, высптее обра-
зование получает за границей, в Бельгии,
в городе Брюсселе, где женится на Марии
собет-
пахотной земли,
воспользовавшись этим в интересах своего

Хапжи-Гиневей, дочери помещика,
венника 1000 гектаров

личного обогащения.

По возвращении в 1926 году в Болга-
рию, основывает самый крупный тогда в
стране завод по изтотовлению резины, 38-
тем учреждает акционерное общество «Кау-
чук» и, наконен, в 1929 году, совместно.
«Пире-
ли» в Милане, создает новый завод по вы-

с доверенным итальянской фирмы

работке резины «Царь Симеон». =

После 9-го <ентября 1944 года, прики-
нувиись другом народной власти, при по-
мощи некоторых связей в прошлом © ком-
мунистами, вотупает в члены БАЛ и mpo-
никает на руководящую работу в Мини.

стерство промышленности.

В 1947 году вступает в преступный
контакт © английским резидентом Вирил-
лом Славовым и снабжает его питионекихи
сведениями о состоянии и производственной
мощности всех наиболее важных промыш-

ленных предприятий страны.
8. Иван

образованием, по
житель города Софии, бывший

внегтней торговли.
Выходец. из

мышленником Александром Мюллером,

затем и с шефом последнего

ском экспорте и импорте.

По возвращении, по заданию англичан, в
Волгарию, в конце 1940 года возобновляет
шпионскую связь в английской разведвой
через Султану Рачо Петрову, жену быв- В том, что:
шего генерала при царском дворце и лю-

бовницу бывшего царя Фердинанда,

Регулярно, до 1945 года, снабжает Пет-
рову материалами о хозяйственной жузни в совместно с обвиняемым Николой Павло-
поручению английской вым,
среду
коммунистов и ветупает в члены БЁП, пэ-

Болгарии и, по
секретной службы, внедряется в

лучив за оказанные

BOB.

экспедиционного

нения «Болгарнлодоэкспорт».
В феврале 1947 года

эмиссаром

секретарем английского посольства в

фии Стефаном Патриком Хаузом и в по-
следующем неоднократно снабжает его ма-
териалами о внешней торговле Болгарии с
СОСР и странами народной демократии, о
заключенных с ними торговых договорах и

соглашениях.
9. Блатой- Иванов Хаджи-Панзов,

родилея 18-го декабря 1911 гола в дерев-
македонец, болгар-
ский подданный, с высшим образованием,
по профессии — юрист, житель города Co-
фии, бывший советник югославского по-  -

не Велее (Македония),

сольства в Болгарии.

В сентябре 1947 года направаяетея в
Болгарию в качестве эмиссара. югославской
разведывательной службы для проведения
подрывной работы против болгарского пра-
вительства в Пиринском крае и сбора шии-
онских сведений через сеть  агентов-ин-
форматоров, действовавшую под рукюводет-
югославского посланника в
Софии Обрада Циимила, советника того же
и замести-

вом бывшего

посольства Перо Манговского
теля военного атташе Арео Милатовича.

- В ноябре 1948 года, по секретному ре-
шению тгославекого правительства, возв-
ращается в Софию и ложно об’являет себя
политическим эмигрантом и противником
Тито, чтобы замаскировать свою последую-
щую подрывную и Шпионскую деятель-

ность в Болгарии,

В этих целях вотутает в тайную связь
‹ начальником консульского отдела юго-
славского посольства в Софии Светозаром
Савичем, через которого информирует сво-
их шефов из правительства Тито 0 полити-
ческих настроениях Югославской эмигра-
ции и результатах своей  разложенческой

работы в ее среде.

по 1939 год проходите провалом подпольной коммунистической
спепиализацию в ОША на стипендию, пре-
доставленную так называемым Рокфелле-
ровским научно-исследовательским инети-
при провале поднельной
коммунистической труппы молодежи в го-
арестовывается полицией и
выдает воех учаетников этой труппы, a Ha
суде выступает с клеветой по ‘адресу KOM- сия югославского руководетва, направляет-.

в 1941 году в преступную подрывной работы ереди македонцев, граж-
связь с американской развелкой,” ве, ре ‘дан Народной Республики Болгарии.

лар-
ка снабжает шпионскими сведениями о в Софийский Областной Комитет партии,
состоянии хозяйства и’финансов Болгарии.
— ролилея
23-го июля 1884 года в селе Ичера, Кот-
ленского уезда, болгарин, болгарский под-
данный, с высшим образованием, по профее- го
сии — инженер-машиностроитель, житель! преемника — Павла Мемчилорича.
торода Софии, бывший директор об’единения
резиновой промышленности Министерства

Георгиев Tytes, — родился
31-го октября 1902 года в городе Лович,
болгарин, болгарский подданный, е высшим
профессии — агроном,
директор
дирекции внешней торговли Министерства

мелкобуржуазной среды,
в Берлине. Будучи секретарем болгарского’
торгового консульства в гор. Дюссельдор-
фе (Термания), в 1935—1937 годах вету-
пает в преступную связь с представите-
лем английской разведки, крупным про-
а ства Светозаром Савичем,
английским
резитентом Нимеегеном, которых за денеж-
ное вознаграждение, волоть до 1940 года,
снабжает шпионскими сведениями о болгар-

англичанам услуги лийской разведки, векоре после 9-го ‘сен-
вознаграждение в размере 500 тысяч ле-

В целях более тирокого сбора шпион-
ских сведений привлекает к этой работе тического государственного строя;
еще в 1937 году Ивана Калушева, быв-
шего главного директора государственного лов образовали заговорщический центр,
предприятия «Деспред», возглавивший преступную работу их соуча-
a Ивана Панова, бывшего директора госу-
даретвенного экспортного торгового об’еди-

связывается с

английской разведки, первым ;
(0- мые Никола Начев и Иван Гевренов 06у-

—   вяемыми Иваном . Тутевым, Цоню Цонче-

10. Васил Атанасов Ивановский, — po-
дилея 18-го октября 1906 тода в селе
Ловрале, Костурского. уезда,  македонец,
болгарский подданный, < незаконченным
средним образованием, по профессии —
бывший

Центрального Комитета БЕП и прелееда-
тель национального комитета македонских
культурно-просветительных обществ в Рол-
  rapa.

Будучи арестован в 1942 году в связи’
организации в городе Пловдив, выдает.
полиции трех членов нелегального райкома,
партии — Спаса Баталова, Желязко Геор-,
 гиева и Райну, а также’ подтверждает по-
 казания однодельцев в отношении вилного’
болгарского коммуниста
который впоследствии был повешен,
В ноябре 1945 года, с велома и согла-.
ся из Скопле

в Софию для проведения.

Прониюнув обманным

8 впоследствии и в агитиропотдел ЦА БАЛ
и злоупотребляя своим служебным положе..
нием, регулярно снабжает секретными ма-.
териалами. бывшего секретаря ютославеко-.
посольства Митко Затировснкого и его.

11. Илья Иванов Боялцалиев, — родил-
ся 23-го мая 1911 года в гороле Салоники
(Греция), македонец, болгарекий, поддан-
ный, со срелним образованием, житель го-
реда Софии, бывший политический руково-
дитель строительных групи стройоб’едине-
ния Софийского городского совета.

Выходец из семьи крупно торговца
мануфактуры и владельца  собетвенной
мельницы и четырех магазинов, в 1942
тоду подает заявление 0 зачислении ето
на службу в полицию, & затем поступает
офицером в оккупационный корпус в Юто-
славии, действовавший под командованием
немцев. :
Воспользовавшись своей › формальной
принадлежностью в прошлом в KROMMYHH-
бтам, после 9-го сентября 1944 года про-
 бираелся в чдены БЁП и получает назна-
чение на должность помощника командира
полка, но за морально-бытовое разложение
и пьянство увольняетея из армии.

В конце 1945 года в городе Гевтели, в
Югославии, вотречается со своим ‚ братом
— Xpucro Боялцалиевым, заместителем
министра торговли Македонской Народной
Республики, и, по его заданию, по возвра-
щении в Болгарию приступает к развер-
тыванию подрывной работы среди макелон-
пев в пользу отторжения Пиринской Маке-
донин и присоединения ее к Югославии.

Bo вражеских целях проникает в руко-
водство Гевтелийского македонского обще-
ства в Софии и восстанавливает его актив
против болгарского правительства и его
политической линии по македонскому воп-

У ен

„В июне 1948 года. вступает в преетуп-
ную связь с советником югославского по-
сольства Благоем Хаджи-Панзовым, в ал-
реле следующего 1949 года — с бывшим
секретарем того же посольства Наумом
Наковым, выдворенным впоследствии из!
Болгарии за шпионаж, и наконец, — ¢
начальником консульского отдела. поволь-

-По поручению Накова и Савича за-
нимается сбором шиионских сведений о

Петра Ченгелова,  `

ях, направленных

тем

колонию
империализма;

HOB; i

тельетва;
6) насильственного

Ютославии:

Народной Республики

Савичем:

ведву;

ская и
службы, предетавляя
ские,

политических, настроениях населения и ©9-
стоянии охраны границы с Югославией.

ности по настоящему лелу лица, —
ОБВИНЯЮТСЯ

1. Обвиняемый Трайчо Костов, будучи
с 1942 года связан с полицией, а затем
е антлийской разведывательной службой,

также известным ему по прошлому’
агентом полиции, и обвиняемым Иваном
Стефановым, секретным сотрудником ант-

тября 1944 тода приступили к ортаниза-
ции затовора, направленного в низверже-
нию существующего в Болгарии лемокра-

9. Обвиняемые Нестов, Стефанев и Пав-

стников лля свержения законного прави-
тельства страны и замены его преступным
правительством Ностова;

3. Обвиняемые Костов, Стефанов и Пав-
лов, а также привлеченные ими обвиняе-

шествляли вербовки новых участников
преступного затовора среди должностных
лиц хозяйственного, финансового и других.
аппаратов управления государетвом;

4. Обвиняемые Костов, Павлов, Стефа-
нов, Начев и Гевренов, совместно с обеи-
вым и Борисом Христовым, осуществляли
вражеские акты в народном ree
Болгарии в Целях подрыва экономических
устоев народной власти, для чего:

a) вносили  дезорганизацию в работу
промышленности, сельского хозяйства и
финансового аппарата страны; сфывали
выполнение государственного нафодно-хо-
зяйственного плана; создавали затрудне-
ния в снабжении городского и сельского
населения продовольственными и друпими
товарами первой ‘необходимости, задержи-
вали развитие торговли и товарооборота
между городом и деревней; .

6) пытались нарушить хозяйственные,
торговые и иные экономические Связи
между Болгарией и остальными странами
народной демократии во главе с великим
Советским Союзом, чтобы лишить нашу
страну щедрой и бескорыстной помои со
стороны CCCP,  изолировав ве от лагеря
социализма и народно-демократических го-
сударств и поставив ее в зависимость от
америкалекого и английского империализ-
Ma;

5. Обвиняемый Костов, с ведома и Cor-
ласия английской разведывательной служ
бы, вступил в тайные преступные оноше-
ния 6
конце 1944 г. — с Нарделем, в начале
1945 г — с Пжиласом ив 1946

рии старую агентуру

задолго до войны.

Обвиняемый по настоящему делу Иван
услуги
знгличанам с 1937 года и лично овязан-
ный с близкой к царскому двору Султаной
Раче Петровой, касаясь полученных через
нее в 1943 году от английской разведки

Тутев, оказывавший

заданий, покавал;

«.Юна сказала, что по желанию наших
зей я лоажен приобрести связи
среди людей с прогрессивными взглядами,
симиатизируютщих Советскому Союзу, тем
если я предполагаю, что они яв-
коммунистической пар-

общих

более,
ляются членами
тии,

Петрова об’яснила мне, что война раз-
поражение

EMBRETCA так, что

очевидно, и Советский Союз,
обеспечить для
победу, даже без открытия второго фронта.
Между тем победа СОСР, в которой англи-
чане никак не заинтересованы, не может
He привести к укреплению советского вли-
яния на Балканах. Англия будет оопротив-
ляться этому, но в предвидении надвита-
необходимо заблаговре-
Beero,
знать, что делают и собираются делать в.
будушем коммунисты...

англичан, сумеет

ющихея событий
менно принять меры

Следетвием установлено,
американская разведывательные
особые стратетиче-
политические и экономические ин-
тересы евоих стран на Балканах, еще в
ходе второй мировой войны активизируют
1 свою атентуру в Болгарии.
Вынужденные ечитаться с неизбежным,
определивииимея еще в 1942 году на со-
ветоко-германеком” фронте поражением гит-
леровской Германии, со все возрастающим
Привлекаемые к уголовной ответетвен-  авторитетом СССР в слранах Восточной и
Юго-Восточной Европы,
в Болгарии, е возможностью установления
в ней народной власти, английская и aMe-
риканская пиионские службы своих эмис-
саров и атентов засылают в находившую-
ся еще в подполье коммунистическую паф-
тию © учетом тото, что в будущем она He
может не стать правящей партией, руко-
водящей органами народной власти.
Английская разведка эту работу начи-
нает прежде американожой, имея в Болга-
в окружении царя
Бориса, в ero полицейско-административ-
ном аппарате, как и в промышленно-тор-
товых кругах страны, приобретенную еще

ворившись в ними о совместных действи-
к лишению Болгарии
ев национального суверенитета, территови-
  Зьной целостности и независимости пу-
присоединения ее
прежде всего, отторжения Пиринского края   канцы могут найти симпатязирующих себе
в пользу Югославской Македонии;

кроме того, обвиняемый Костов тайно ло-
товорилея с правящей фашистской кликой
Тито 06 изменении курса внешней политики.
  Волтарии для отрыва ее от СССР и стран

к Югославии и,

народной демократии и ‘превращения ee в бут самые ценные JIA Wee
америванекого и

в непосредственном преступном сговоре
е ютославекими руководителями Нарделем Иваном Стефановым,
и Джиласом состоял и обвиняемый Стефа- наредкость культурный человек,

6. Обвиняемый Ностов в результате пе- Ностове...». =
 `реговоров в Тито, Нарделем, `Джиласом и
Ранковичем, а обвиняемый Стефанов — с
Наррелем, совместно намечают планы под-
тотовительных действий в целях:

a) свержения избранного волей народа,
в соответствии © Вонституцией Народной
путем на работу  Республики Болтарии, законного прази-

‘захвата BATH B
стране при ‚военной тюдщержке 0 стороны

в) ареста и физического уничтожения,
тлавы правительства и вождя болгарского’
народа товарища Димитрова;

7. По договоренности с фашистом Тито и.
его ближайшими ‘сотрудниками Джиласом
и Ранковичем обвиняемый Костов, истоль-
зовав ‘свое елужебное положение замести-
теля премьер-министра, создал условия для
подрывной и шционекой деятельности в
Болгарии засланных из. Белграда и Скопле
во стедиальными заданиями эмиссаров юго-
славекой шиионокой службы обвиняемых
Влагоя Хаджи-Панзова и Васила Иванов-
ского, 3 также агента ютославской разведки
обринязмого Ильи Беялцалиева; _

8. Обвиняемый Хаджя-Панзов, действуя
по инструкциям из Белграда, возглавил
итионекую сеть югославской атентуры, и,
кроме того, совместно с обвиняемыми Боял-
цалиевым и Ивановским вел разложенче-
скую работу среди македонцев, граждан
обвиняе-
мый Ивановский регулярно снабжал секрет-
ными материалами ютославекую разветку
через ее представителей, занимавших офи-
цгальные дипломатические посты в ююм-
славском посольстве в Софии, — Зафиров-
ского и Момчиловича, а обвиняемый Боял-
цалиев подлерживал штионскую связь C CO-
трудниками того же посольства Наковым и

Болгарии;

9. Обвиняемые Костов, Стефанов, Начев,
Гевренов и Тутев снабжали охраняемыми
законом сведениями, составляющими госу-
дарственную тайну, — английскую pas-
обвиняемый Цончев — американ-
скую разведку, а обвиняемый Христов —
югославскую разведку, чем в совокупности,
совершили действия, квалифицируемые 33-
коном Болгарской Народной Республики как
Участие в антигосударетвенном заговоре,
предательство, шпионаж и и

шпионские

и, прежде

».

Обвиняемый Иван Стефанов,

в 1935 году, показал:

<..Браун сказал мне, что я не должен
коммуниетического
если даже в действительности имею враж-
взгляды или столк-
нусь с неприятностями ео стороны поли-
ции. С другой стороны, я должен продол-
деятельность как
тропкиет на болгарской почве. На этом мы

оставлять

дебные коммунистам

жать в партии свою

и договорились с Враунем...».

Обвиняемый Цоню Цончев, подлерживав-
ший шиионскую связь со служащим аме-
  Джеймеом
ютославекими руководителями: в Кларком, передавая разговор с ним в Mae

риканской ‘миссии в

1946 года, показал:

«..Кларн потребовал, чтобы я дал ему
людях

Софии

1947 гг, — с Раниовичем и Тито, дото- сведения о нокоторых передовых

змена Ролине.

что англий-

, стало быть, и

Гитлера
по мнению
себя

находив-
прийся в Связи @ английским резидентом
Стенли Брауном, касаясь разговора с ним

Движения,

ародной Республики Болгарии

Отечественного фронта Болгарии: Он инте
ресовалея исключительно’ коммунистами, Я
в виде шутки заметил ему, что он скорее
должен интересоваться фашистами, потому
что среди них, а не коммунистов амери-

людей. Олнако Кларк мне возразил, сказав,
что это совершенно не так. Наоборот, он
считает вполне возможным и - вероятным,
что и среди людей е коммуниетическими
взглядами найдутся друзья Америки, а это
помощники.

‘ 4
английского Именно эти люди могут позадобитьея, 060

бенно в критический момент, добавил Кларк,

Далее Нлари интересовалея. профессором
сказав, что 0H —
Те- же
самое, примерно, Knap

Обвиняемый -Трайчю Нестов, .сотрудни-
чавикий е руководителем английской разве.
дывательной службы на Балканах полков-
ником Бейли, тает слезующие показания ©
разговоре, ‘имевшем место между ними В
ноябре 1944 года на квартире. английского
генерала Оксли, в Софии: Зина

«..Бейли далее заявил, что. англичане
`подлерживают связь с Гешевым, который ©
давних пор выполнял их поручения. Имен-
нс по нашему заданию, сказал Бейли, Ге-
  шев завербозал вас в 1942 году и нам же
он и передал ваши письменные показания
и декларацию. не

По словам Бейли, англичане еще в. 1942
голу рассчитывали, что Германия преиграет
войну и в Болгарии может возникнуть та-
ков положение, при котором в: связи с. де
мократизацией страны, коммунистическая
партия выйдет из подполья и будет играть
видную роль. Ввилу этого, продолжая
Бейли, англичане позаботились © приобре-
тении надежного и влиятельного сотруд-
ника в руководстве коммунистической пар-
тии. Бейли подчезкнул, чт английская
разведка рассчитывает на меня, учитывая
занимаемый мною руководящий пост в
партии, располагающей наибольшим `влия-
нием в стране. - . aos

Бейли затем указал, что основным воп-
росом, который определяет политику Анг-
Лии и ее американского союзника в отно-
шении Болгарии, является вопрос @ TOM,
чтобы не допустить упрочения советского
влияния в Болгарин и но позволить ей
последовать по пути социализма, опираясь
на опыт СССР. Бейли подчеркнул, что анг-
личане считают настоящий момент благ-
приятным, чтобы помешаль укреплению
власти Отечественного фронта, находивие-
Toca под преобладающим влиянием комму-
нистической партии».

Показания Костова о сотрудничестве Ге-
шева с английской разведкой подтвержда-
ются показаниями ряда дотющенных по
делу свидетелей.

Христо Поп-Димитров, бывший началь-
ник областной полиции в Старой Затгоре;
показал:

«...После начала германо-советской вой=
ны; в’ августе 1941 года мой шеф: по. рабо-
те на англичан бывший ад’ютачтоцаря ге-
нерал Жечев ‘связал меня © начальником
отделения дирекции государственной  0езо-
паености Николой Гешевым © тем, чтобы
в дальнейшем мы работали совместно в
пользу наптих друзей — англичан...».

Маню Начев, бывший начальник тосуч
дарственной безопасности при полиции, п-
казал:

«..Гешев, которого я вызвал к себе в
кабинет, не мог скрыть от меня своей
большой радоети в связи с приходом в вла-
сти кабинета Багрянова, образованного в
силу перевеса английского влияния BO
дворце. При этом положении у меня ве 0с-
тавалось ‘никаких сомнений, что Гешев
давно плавает в английских водах, факт,
который он и ранее He скрывал от ме-
НЯ...». Е р es:

Таким образом, уже в моменту прихода
к власти в Болгарии 9-го сентября 1944
тода Отечественного фронта во главе с ком-
мунистической партией, в ее рядах на не-
которых руководящих постах оказалась
зтентура, специально приобретенная анг-
лийской и американекой разведывательны-
ми службами. Эта атентура в Болгарии
быстро нашла общий язык с такой же
американской и английской атентурой в
Югославии, оказавшейся там на решающих
постах в партии и правительстве в лице
Тито, Нарделя, Лжиласа и Ранновича,

В конце ноября 1944 гола; проездом из
Белграда в Скопле, в Софии’ остановился
Эдуард Кардель. Последний явилоя к Но-
стову и имел с ним двухчасовую беседу
в зланий ЦВ БЕЛ. Передав Нестову при-
вет от Тито, Кардель заявил, что pacio-
лагает свелениями о Ностове ‘как челове-
ке. с которым можно установитв откро-
венные, доверительные отношения, исхотя
из общности национальных интересов 0бе-
их стан. ИИ

Костов, передавая содержание последую-
щего разговора с Нарделем, показал:

«...Нардель доверительно сообщил мне,
что во время войны англичане и ‘амери-
канпы  снабжали югославских партизан
оружием ‘и амуницией с условием, что по
окончании войны. Тито. будет держаль Юго-
славию в стороне от ООСР и не позволит
Советскому Союзу установить свое влия-
ние не только`в Югославии, но и на Бал-
канах. -

Американцы ‘и англичане, ‘по’ ‘словам
Карделя, приняли твердое решение — ни
в коем случае не хопустить отрыва; от бло-
ка запалных сил тех стран, которые  мо-
гут быть освобождены Советской Армией.
На этой основе между Тито, с одной’ ето-
роны, М англичанами и американцами, ©
другой, еще во: время войны была достиг-
нуть определенная. договоренность. Во ис-
полнение ее, продолжал Нардель, будучи
уверенным в том, что эта’ договоренность
отвечает национальным интересам Югосла-
вии, как понимает их югославское прави-
тельство. оно считает, ‘что сейчас, котда
война уже подходит в конну, не еледует
окончательно связывать Югославию ©
СССР. а надо проводить евою самостоя-
тельную политику, поддерживать и разви-
вать связи < западными государствами»:

Костов в своих показаниях, излагая пе-
реланный ему через КНарделя план. Тите,
ловорит 0б этом следующее:

{Продолжение на`4 стр.)