ae

2 декабря 1949 г., пятнида, №284 (3388)

Обвинительныйй ‘аки? Главой Прокуратуры“ Народной Республики Болгарии

шо делу Трайче Костова и его сообщииков

(Продолжение. Начало см; «Красный

Тито одобрил намеченные совместно с
вго ближайшими сотрудниками Карделем и
Джиласом мероприятия, направленные к
созданию «сильного государотва, которое
будет диктовать свою волю на: Балканах. и
явится‘ серьезным фактором в  междуна-
родной политике».

Костов о дальнейших переговорах с Ти-
To показывает:

«...Тито ‘рекомендовал усилить привлече-
ние наших сторонников в Болгарии. из
числа руководящих лиц, в партии и госу-
дарственном аппарате, которые бы прово-
или нужную политику.

Когда я спросил Тито о внешнеполитиче-
ской ориентировке Югославии, он выразил
свое пренебрежение к англичанам, кото-
рые, по его словам, уже спели свою песен-
ку, сыграли свою. роль и сейчае должны
будут освободить дорогу преуспевающему-
американскому капитализму. Tuto дал
ине понять, что ориентация югославской
внешней политики принимает все более
проамориканское направление, в ‘отличие
от прежнего  проанглийского. Он. еозето-

вал И нам, болгарам, установить полез-
ные связи с американцами, Я просил Тито,
если возможно, оказать мне содействие в
этом направлении, что он обещал  сде-
Wath...»

Костов спросил Тито, почему on we Han-
равит своим посланником в Болгарию бо-
лев деятельного человека на место больного
и ничего не делающего Ковачевича,

Тито ответил:

«...Ютгославокое правительство решило,
и, при первой возможности, направит в
Воагарию одного из наиболее активных его
людей в Министерстве иностранных дел —
Цицмила, который работает в Венгрии и
успешно проявил себя, но теперь ему уже
порь выбираться оттуда; ‘

Тито рекомендовал мне Цицмила как
человека, с которым я сумею без труда
Найти общий язык,

В дальнейшем разговоре я заверил. Тито,
что, когда он приедет в Боягарию по случаю
предстоящего подписания союзного договора
или. по другому какому-либо поводу, мы
устроим ему такую встречу, какой он нигде
10 этого не видел, Эта вотреча, сказал A
Тито, чтобы польстить ему, ибо знал, как
он падок на пышные церемонии и шумные
излияния чувств, убедит вас в том, какой
популярностью пользуетесь вы среди бол-
тар. Я подчеркнул, что в этом скажется и
результат проделанной нами работы...»

Hocros, как было обещано им в Белграде,
лично принял меры, чтобы возможно более
торжественно и помпезно ветретить Тито,
прибывшего во второй половине ноября
1947 года для заключения договора между
Югославией и Болгарией,

Костов`о приезде Тито показывает:

«..На протяжении всего пути от Софии
до Варны, через Северную Болгарию, и.от
Варны: до. Софии, «через, Южную, Болгарию е
лица Тито woe сходила
улыбка.

Он считал, что теплые чувства собравше-
тося встретить его болгарского населения
относятся лично к нему, & не. в югослав-
скому народу, и чувствовал себя уже хозяи-
ном положения. и в Болгарии...»

Во дворце в Евксинограде, в.отведенном
Тито помещении, имел место второй раз-
овор между ним и Костовым.

«...Моя беседа с Тито на этот раз’ носила
вще более откровенный характер.

Тито сказал, что он уже решил в ближай-
шем будущем повернуть курс своей поли-
тики в отношении СССР, а равно и внести
ясность в отношения Югославии co cTpa-
нами народной демократии. :
° По уверению Тито, внутри Ютославии он
располагал уже достаточными силами и хо-
рошей организацией, чтобы выполнить свей
план е успехом. А Болгария oreraer, что
является серьезной помехой в деле осуще-
ствления последующего одновременного от-
рыва Балкан от СССР.

Тито в резких выражениях высказал

свое несогласие с политикой СССР в отно-
шении. плана Маршалла, Он подчеркнул,
что такие экономически отсталые в своем
развитии государства, кав Югославия и
Болгария, не смогут обойтись без американ-
ской помощи. Но, прежде чем оказать такую
помощь, сказал Тито, американти ставят
условием наш отрыв от Р...»

Тито далее изложил американский план,
согласно которому он и действует:

«..Тито подчеркнул, что американский
план предусматривает увеличение антисо-
ветских сил не только в Югославии и в
Болгарии, но и во всех других странах
народной демократии и осуществление все-
стороннего нажима на них — экономиче-
ского, политического и военного,
оторвать их от СССР и добиться присоеди-
нения их к западному блоку, Шо словам
Тито, эта работа велась не только в Болга-
рии и Югославии, но и в других странах
Восточной и Юго-Восточной Европы,

Тито е апломбом заявил, что в странах
народной демократии он лично пользуется
достаточно высоким авторитетом, и, только
опираясь на его авторитет и авторитет
новой Югославии, можно будет осуществить
в странах Восточной Еврошы политику» от-
рывь от СССР и сближения с США и Анг-
лией. Сами американцы, как уверял меня

Тито, признают, что лишь через него они ,

смогут привлечь на свою сторону тосудар-
ства народной демократии...»

Тито в ходе дальнейших переговоров по-
требовал от Костова более решительных
действий, чтобы добиться лучших резуль-
TATOB. :

«..Вам и вашим людям пора готовиться
в самостоятельным действиям. указал Тито,
организовать внутренние силы в партии и
В стране для проведения такой политики и
постараться занять командные места в Го-
бударствениом и партийном аппаратах, что-
:бы суметь нанести первый удар, составить
н0в0в правительство и провозгласить немед-
ленное присоединение Болгарии к Югосла-
вии, рассчитывая после этого и Ha нашу
активную помощь. и

Мы готовы, заявил Тито, помочь вам в
таком случае и вооруженными силами, HO
это уже будет, сказал он. помощь в рамках
федерации, внутреннее дело самой федера-
ции, и никто не сможет ее расценить Kak
акт агрессии...»

чтобы

Флот» от 1 декабря).

Таким образом, в результате переговоров
с Тито в Евксинограде в ноябре 1947. года
была достигнута тайная дотоворенность о
том, что преступный антигосуларетвенный
заговор в Болгарии, созданный и возглав-

ленный Костовым, получит поддержку
вооруженными силами извне, CO стороны
Югославии.

Костов предупредил Тито о неизбежности
противодействия осуществабнию политики
отрыва от СОСР со стороны главы прави-
тельства Димитрова. Упоминание ‘имени

три вызвало: взрыв ‘ ненависти У

Костов по этому поводу показывает:

«TMT не смог сдержать ‘своей ненави-
сти в Димитрову. «До каких пор этот ста-
рик будет етоять на моем пути», — co
злобой воскликнул. Тито. Было очевидным,
что Димитров мешал Тито как кость, 8а-
стрявшная-в горле, Kak заноза в глазу.

Я сказал Тито, что наш план захлючает-
ся в том, чтобы ‘дождаться естественного
хода событий, имея в виду плохое здоровье
Димитрова и его вероятную близкую смерть,
которая сделает меня его заместителем в
роли главного секретаря партий’ и- предсе-
дателя Совета Министров.

Тогда передо мной и моими единомыш-
ленниками, продолжал я. откроются боль-
шие возможности для’ изменения” еостава
правительства и‘ партийного руководства,

что обеспечит безболезненное ‘ присоедине-

ние Болгарии к Югославии...»

В ответ Тито ‘развил свой гнусный план
ареста‘ ‘и’` физического уничтожения то-
варища. Димитрова.

«..Тито сказал, что Этот план будет хо-
pout, если Димитров умрет скоро, но так
как такой гарантии нет, заявил он, вы
должны быть тотовыми действовать реши-
тельно; арестовать ‘и, если понадобится,
 ликвилировать Димитрова, рассчитывая при
этом и на нашу помощь. :

Я возразил, что такое развитие событий
будет ‘иметь плохое отражение в партии и
в народе и омтолкнет людей от нае, потому
что’ Димитров пользуетея” авторитетом Ha-
родного вождя, И поэтому мы стоим за наш
болгарекий вариант.

Вопреки‘ этому Тито настаивал, что мы
должны воспринять политику решитель-
ных действий, иметь своих людей на всех
командных высотах ‘и располагать доста-
точно. организованной силой, которая бы
сумела’ парализовать в момент первого же
удара противников нашей политики. _

Когда наступит момент, сказал Тито, и
вы станете преемником Димитрова, нужно
суметь быстро овладеть партией и прави-
тельотвом и провозгласить присоединение
Болгарии в Югославии. После этого будет
уже легко, заверил меня Тито, и югослав-
ская помощь. доделает все остальное.

. Тито. 0собо подчеркнул, что план подоб-

ного решительного, способа действия. яв-

3 ants

Ie 8 TONBRO. Sho. WTAHOM, Hi 2
самодовольная   я: не только 679. ИлАМоМ, но ЧТО, этот

план согласован. и. одобрен американцами,
которые с0 своей - стороны обещали  под-
держкх.

В заключение разговора Тито еще раз
рекомендовал поскорее переходить к реши-
тельным действиям, ибо деле зашло далеко,
и возврата назад уже нет...»

° Тито в последующем разговоре предло-
жил Ностову воспринять и повторить В
Болгарии его опым, усыпляя бдительность
Mace WM своих противников методом двули-
чия, ‘ испытанным ‘уже им — Тито — и
дававшим до сих пор хорошие результаты.

«...Дело Y Hac повелено так, заявил
Тито, что отход от СССР и его союзников
будет поставлен вак вопрос национальной

мол не считаются с национальным доето-
инотвом югославов, отрицают их учаетие в
освободительной войне против немцев, вме-
пиваютея’ во внутренние дела страны,
третируют Югославию, как неравноправно-
TO союзника и т. д:

Тито пояснил, что, играя на национали-
стичебких чувствах и не снимая пока 10-
зунга о социализме, продолжая еще пер-
вое время славословить СССР и, вместе ©
тем, отворачиваясь на деле от СССР и по-
ошряя  капиталистические элементы в
стране, он — Тито, использует неизбеж-
ную реакцию, которую вызовет в ^ этой
‘связи ето поведение у СССР и стран на-
родной демократии и в результате сумеет
постепенно перевести Югославию на рель-
сы англо-американекого блока.

Но вину ва это перед массами; сказал
он с усмешкой, мы  возложим на страны
наролной демократии во-главе’ с CCCP, во-
торые. якобы отказывают нам в помощи и

эту помощь и сотрухничество там, где нам
в них не отказывают. Что же касается тех
‘людей внутри Югославии и югославской
компартии, которые попытаются восстать
против такой нашей ориентации, добазил
Тито, мы достаточно подготовлены, чтобы
расправиться с ними самым решительным
образом, но это’ уже будет делом рук Ран-
‘ковича. 4

Прощаясь 0 мной, Тито ° рекомендовал
побеседовать и е Ранневичем...»

Встреча Костова < Ранковичем <0стоя-
лась В тот же вечер, во время их совмест-
ной прогулки по парку Евксиноградекого
дворца.
«.Ранкович мне заявил, что, говоря
откровенно, он считает одной из наших
слабостей то обстоятельство, что, по его
данным, мы не имеем единого руководства,
и работа протекает несколько партизансви
ий неорганизованно. А следовало бы, под:
черкнул он, подобрать небольшую группу
наиболее доверенных людей и в их 1о-
мощью направлять и Руководить всей ра-
ботой.

Ранкович указал Также, что следует
усилить» свое влияние в армии и органах
МВД. чтобы создать реальную силу загово-
ра, на которую и опереться в случаю не-
обходимости. :

Затем Ранкович подчеркнул, что надо
ориентироваться на более ` решительные
способы. действия, не останавливаясь перед
тем, чтобы в случаю необходимости 06е3-
вредить и Уничтожить силой своих Upo-
THBHAROB.-.» :

На этом. закончилиеь евкоиноградекие
ротречи си. ‘переговоры Ностова с Тито и
Ранковичем: ный

чести и достоинства; ссылаясь на то, что

сотрудничестве и принуждают нас искать,

re

Тито выполнил просьбу, высказанную
Костовым при их переговорах в Белграде.
В конце 1947 ropa состоялась ветреча
между Ностовым и вновь назначенным в
Болгарию американским послом Дональдом
Рийд Хийтом.

Костов относительно этой встречи поа-
зывает: : р

-‹...Рийд Хийт вначале официально пред-
ставился мые как исполнявшему  обязан-
ности премьер-министра.

При первом визите Рийд Хийт выразил
пожелание снова встретиться со мной в
недалеком будущем, ввиду необходимости’
обсудить некоторые интересующие Hav
обоих вопросы. Я дал свое согласие.

Спустя несколько, лней Рийд Хийт 1по-
просил принять его. Прием состоялся в м0-
ем служебном кабинете в Совете. Минист-
ров.

После короткого разговора относительно,
впечатлений о Софии (разговор велся на
французеком языке), Рийд Хийт сказал

КРАСНЫЙ ФЛОТ

вопрос ‘06 устранении Георгия Димитрова.

кая медлительность, нерелительность,
непринятие мер в отношении. непримири-
мых руководителей, сказал Костову Тито,
могут оказаться роковыми для всего де-
ла. Вместе с тем Тито обещал Костову по-
мощь с югославской стороны, не исклю-
чая и военной, на случай прихода к“вла-
сти с тем, чтобы была немедленно об’яв-
лена федерация, и рекомендовал поскорее
переходить к дейетвиям. Костов, по ero
словам, принял к сведению и руководству
советы и наставления Тито...»

местно с Павловым, принял участие в
деятельности центральной тройки  антиго-
сударственного заговора во главе е Косто-
вым.

«...B октябре 1948 тода имела место
встреча нас троих: Костова, меня и Пав-
лова в кабинете у Ностова, Это и была,
собственно, центральная тройка  загово-

мне, что знает о моих личных дружествен-
ных отношениях с югославами, установив-
WAxcd 8a последние два — три года, и
это его весьма радует. Он высказал на-!
дежду, что я буду доброжелателен и &
американцам. 7

Из сказанного я понял, что Рийд Хийт
явилея ко мне в результате моей догово-
ренности в Тито, обещавшим оказать `0-
действие в ‘установлении мною связи с
американцами.

Американиу я ответил, что согласен вы-
полнить его пожелание. Тотда Рийд Хийт
заявил, что он не будет обременять меня
излишними затруднениями и не требует
отдельной связи со мной. То, о чем аме-
риканны ‘захотят вам сообщить, сказал
Рийд Хийт, будет предварительно согласо-
Bato ¢ ютославами и передано вам через
них. Рийд Хийт подчеркнул, что советы,
которые я буду получать от Тито и его
ближайитих сотрудников, я должен воспри-
нимать как и советы американцев и, что
в этом отношении между ними и Тито ©у-
ществует полная договоренность,»

В январе 1948 годь Кобтов поставил в

известность обвиняемых Павлова и Стефа-
‘нова о ето договоренности с Тито и Ранко-
вичем в Евксинограде, а также о намере-
нии Тито и остальных ютгославеких руко-
водителей порвать в ближайшем будущем
ec’ CCCP.

Rpome toro, Hocros сообщил Павлову и
Стефанову, что югославы настаивают на
том, чтобы его группа провела необходи-
мую подготовку и у себя.в стране с тем,
чтобы Болгария как можно скорее попила
по тому же пути, по какому ведет Юм-
славитю. Тито.

«...Я раз’яенил им смысл и значение.
того, что’ предпринимает Тито в Югосла-
вии, а также необходимость ортанизован-
ной работы с нашей стороны, если мы х9-
тим рассчитывать на лучшие результаты.
‚Павлов, и. Стефанов, выслушав мои об -
яоноНия, Баждый в отдельности, дали
свое согласие на совместную со мной pabo-
ТУ по выполнению плана, о котором было

дотоворено с Тито. Таким образом, я и мон

ближайшие сотрудники — Павлов и Сте-
‘фанов — составили своего рода центр, в0з-
тлавивший вражескую работу...»

Обвиняемый Павлов, подтвердив это 0б-
стоятельство, показал:

«an сообщил мне Костов, после его
встречи с Тито в Евксиноградеком дворце,
Тито его уведомил о предстоящем ожонча-
тельном разрыве © СССР, рекомендовал этот
путь проделать и в Болгарии ий чем ско-
рее, тем лучше,

Вак заявил мне Костов в разтоворе,
имевшем место в его кабинете в ЦВ, Тито
прямо поставил перед вим. вопфос, что
необхолимо всеми способами добиваться
овладения руководством партия и управле-
нием государством, назначая своих надеж-
ных людей ва ответственные посты. Нуж-
но быть решительными, советовал Косто-
ву Тито, только в этом случае успех будет
обеспечен, а, если понадобится, Югославия
готова оказать всяческую помощь, в том
числе. и военную. .

Наряду с этим, по заявлению Костова,
Тито поставил вопрос о том, что чадо уб-
рать с пути Георпия Димитрова с его по-
литикой дружбы и сотрудничества е СССР,
и, если понадобится, ликвидировать это-
го старика...»

Павлов также подтвердил, что в 1948
году Костовым, соглаено договоренности с
Тито и Ранковичем, был создан в Болга-
рии руководящий центр заговора с его —
Павлова — участием. Он показал:

«...По мнению Костова, нам необходимо
оформить самостоятельные, друг от “руга
независящие линии деятельности, которы»
бы возглавил центр с тем, чтобы поста-
вить конечной целью подготовку захвата
государственном аппарата и овладения
руководством партии, имея в виду после-
дующий отрыв Болгарии от СССР и пере-
вод её из рельсы англо-американекого бло-
ка,. одинственно способного” ‘обеспечить
хозяйственный под’ем в Болгарии и убта-
новление внутри страны режима, подобно-
го западным демократиям..

Костов, Стефанов и я должны были с0-
ставить тот центр, в руках которого co-
средоточились бы вое нити заговорщиче-
ской работы. Костов далее подчеркнул ре-
шающее значение налиего контакта в юго-
славами, которые, по его словам, уже име-
ли «развазанные руки» для оказания нам
эффективного содействия и обещали такое
содействие.

Я согласился как с тем, что необходи-
мо более активно вести нелегальную 18-
боту, так и с предложением Костова войти
в состав центральной тройки заговора...»

Обвиняемый Стефанов, как и Павлов, на
следствии полностью подтвердил, что он
был уведомлен Костовым 0 результатах,
достигнутых в переговорах ¢ Тито в
Евксинотраде.

Стефанов по этому поводу показал:

_ <...В той же беседе Костов поставил ме-
‘ня в известность 0 том, что он: имел, лич-
ный разговор с Тито, во время которого
они рассмотрели. весь круг вопросов на-
шей совместной работы в Болгарии.

Костов проинформировал меня, что Тито
вновь подтвердил их согласие с нашей 0б-
щей линией работы и обещал помочь во
всем, в чем только мы будем нуждаться.

‚Тито, как заявил мне Костов, прямо по-
ставил вопрос, что важное эначение имеет

ра...»
И.

Личными ‘признаниями обвиняемых, по-
казаниями свидетелей и другими материа-
лами дела установлено, что преступные
труппы Тито и Костова, действуя заодно,
по заранее намеченным планам и B I0-
стоянно поддерживаемом контакте, исполь-

тарским народом в ето славянским брать-
ям — югославским трудящимся, и попу-
лярную идею федерации южных славян
обратили в средство для достижения своих
подлых целей, чтобы лишить болгарское
демократическое государство ето нацио-
нального суверенитета, превратить в при-
даток титовской Югославии и в новую ко-
лонию американского и английского импе-
риализма.

Обвиняемый Ностов, по договоренности
с ето белградекими единомышленниками,
злоупотребляя своим служебным положе-
нием, принял зависящие от него меры,
чобы обеспечить свободное проникновение
югославских агентов в болгарские госу-
дарственные учреждения. .
`` Югославскому военному атташе подтол-
ковнику Воеславу Ристичу, & впоследотвии.
ето преемнику — полковнику Драготину
Филипповичу был обеспечен доступ в ма-
териалам военного Министеретва и возмож-
ность устанавливать и поддерживать каж-
додневную связь с руководящими работни-
ками в армии,

Югославские шпионы получили достун &
охраняемым законом сведениям, составля-
ющим государственную тайну, под предло-
том необходимости изучить состояние бол-
гарской армии для создания единообразной
структуры и системы обучения по образцу
ютославокой армии, с учетом-де предетоя-
  щего образования федерации.

- Широкий доступ был обеспечен чинов-
викам ютославского посольства в Софии и
8 остальные болгарские учреждения, вЕлЮ-
чая Государственную плановую комиссию
и: Главную дирекцию статистики, где они
также получили возможность  устанавли-
вать шиионскме связи и добывать секрет-
ные материалы.

В течение двух с лишним лет, по май
1948 гола, в. Министерстве внутренних дел
полвизалея специальный представитель
полипейско-питионской службы Ранковича
— Иован Бежевич, Официальный шпион
получил доступ к наиболее секретным све-
дениям и насаждал евою атентуру.

Людтвердив на, следствии это. обстоятель-
ство, Ностов далее показал:

«...Началось чуть ди &е. своего рода идо-
лоноклонничество перед Югославией и
Тито, Ото всёх болгарских учреждений и
организаций посылались, одна за другой,
делегации для изучения государственного
и общественного устройства Югославии,
чтобы потом копировать их у нас, а также
завязывать связи © соответствующими юго-
славскими организациями. -

Этот ярко определившийея уклон в’ сто-
pony Югославии насаждалея и поошрялся
с целью затушевать в глазах нашей обще-
ственности историческую роль и
(Советской Армии в освобождении Болгарии
от немецких оккупантов и в строительстве
новой Болгарии.

Югославия Тито выдвигалась как новый
образец для подражания, более близкий к
болгарским условиям и более доступный
для Болгарии...»

Павлов 06 этом показал:

«...Дело дошло до того, что мы почти
официально сумели протащить мнение, что
болгары отетали от ютославов, что поелед-
ние более смело и радикально решают в0-
просы хозяйственного и политического пе-
реустройства страны, 910 мы должны
учиться У них и перенимать их формы и
метолы работы. При этом на вое лады пре-
возносился Тито как наиболее выдающий-
ся политический деятель на Балканах...»

После провала плана образования феде-
рации, как ее замышляли Тито и Костов в
ущерб коренным национальным интересам
болгарского народа, на передний план бы-
ла выдвинута задача отторжения Ширин-

ского края и присоединения его в Юго-
славской Макелонии.
Во исполнение договоренности с Джила-

сом, лостигнутой в марте 1945 года, Ho-
стов оказал содействие югославеким атен-
тем Лазо Нолишевскому и Димитру Влахо-
BY в их налионалистической работе среди
македонцев Болгарии.

Начиная от официальных представите-
лей македонского правительства Колишев-
ского, которого Ностов знал по совместному
нахождению в 1943—1944 rr. в заклю-
чении в Плевенскоюй тюрьме, и. Влахова,
известного ему еще с 1933 года по, эми-

трации, и кончая советниками югославско-

то посольства Перо Манговским и Благоем
Халжи-Панзовым, всем этим тайным и яв-
ным атентам и эмиссарам Тито, при под-
держке Костова, была обеспечена возмож-
ность действовать в открытую в пользу
отторжения ПШиринского края и присоеди-
пения его в Югославии.
Обвиняемый Благой Хаджи-Панзов, при-
бывший в лекабре 1947 года на должность
советника югославского посольства в Co-
фин со специальными разведывательным.
заданиями из Белграда, показал:
«...Berope после освобождения Македо-
нии и Югославии руководители из Скопле
и Велграла развернули широкую разведы-
вательную и пропагандистокую  деятель-

Стефанов также признал, что и он, вов-

зовали дружеские чувства, питаемые бол-  .

ность`в Болгарии, Ее центром. являлось
посольство ФНРЮ в Софии.

В начале 1945 года в Софию приехал
подполковник ОЗНА Кирилл Мильовский.
Его сопровождала Цвета Чальовсная
сестра жены премьер-министр»  Македон-
ской рестублики Колишевского, известная
сотрудница ОЗНА,

Первым делом, которым занялись Миль-
овский и Чальовская, был подбор людей.
Первыми, кого они привлекли в сотрудни-
честву с югославской разведкой, являлись;
Антел Динев и Атанас Митрев.
` В 1946 году в ютославское посольство
в Софии прибыли: Перо Манговекий — co-
зетник посольства, Митко Зафировский —
первый секретарь посольства и Антон Ко-
лендич — советник посольства по куль-
турным вопросам. С их приездом деятель-
ность по македонской линии расптирилась.
Они привлекли в сотрудничеству новых
людей: Димитра Христова, братьев Боял-
палиевых Илью и Георгия — в Софии и
Вирилла Николова — в Неврокопе...».

Обвиняемый Илья Боялцалиев, похтвер-
див преступную связь в Хаджи-Панзовым,
показал:

«...боветы Хаджи-Панзова заключались
в том, что мне следовало компрометиро-
вать БП и попрежнему выступать в поль-
зу присоединения Пиринской Македонии.

Необходимо также, говорил мне Хадни-
Панзов, проводить работу и с македонца-
ми — членами БАЛ. убеждая их в mpa-
вильноети политики Тито...»

Допрошенные по делу Георгий Боялца-
лиев — бывший торговец, Димитр Христов
— бывший чиновник дирекции «Экенорт-
продукт» и Вирилл Николов — бывший
прокурор города Неврокоп показали Ha
следствии. что по заданию югославского
посольства в Софии они вели подрывную
и шиионсвую деятельность в Пиринеком
крае, а последние два состояли на плат-
Ной‘ службе у югославской разведки.

Ютгославский шпион Христов по этому
вопросу показал:

<...За выполнение шпионских заданий
ютославского посольства в Софии советник
посольства Перо Манговений выплатил мне

разновременно денежное вознаграждение в
размере 30 тысяч левов, & советник по-
сольства Хаджи-Панзов — 10 тысяч левов
и 2 тысячи динат, что в переводе на бол-
тарекие деньги составляет 11 тысяч ле-
вов. Вроме того, первый секретарь юго-
славского посольства в Болгарии офицер
ОЗНА Марко Вуячич выплатил мне 20 ты-
сяч левов...».

Николов, также состоявший на содержа-
нии у югославской шипионской службы,
показал:

` «.Веего за проведенную мною работу в
пользу югославской разведки я ‘получил
денежное вознаграждение в pasmepe 160
тысяч левов...».

Обвиняемый Хаджи-Панзов и два других
‘высших служащих югославского посольст-
‘ва в. бофии Зафировский и Манговский,
пользуясь дипломатической неприкосновен-
ностью. нахально развернули подрывную
работу против болтарского правительства
в Циринеком крае.

Разложенческая леятельноеть,  проводи-
мая по инструкциям правительства Тито
через его липломатических представителей
в Болгарии, особенно усилилась после пре-
Хоставления македонскому населению Пи-
финского края культурной автономии, в
связи с чем учителя из Югославской Ма-
келонии были приглашены для преподава-
ния в школах края литературного  маке-
донского языка.
` Дружественные отношения во стороны
Болгарии и мероприятия ee правительства,
направленные к под’ему и расцвету нацио-
нальной культуры македонского населения,
аппарат Ранковича коварно и подло  ис-
пользовал для внедрения  противоболгар-
ской, титовской  атентуры в Пиринскую
Макелонию. oy

Засланные в Пиринский врай под видом
«учителей» шпионы Ранковича настолько
таспоясались, что даже стали снимать в
училищах портреты Димитрова и заменять
их портретами Тито, а также требовать,
чтоб сентябрята давали ему клятву вер-
ности.

«Учителя», прибывшие из Скопле, He
Болтарии, самозванно  присвамвали се
функции местных органов власти в селах
Пиринского края.

Колишевскоге — Илья Милчинов, .
крывшийся ролью директора и

В 1947 году в городе Горный Джумай черкнув, что необходимо
македонский теалр возглавил агент. Тито и  вать, а в случае, если власть будет  пол-
при-  ностью сосредоточена в руках у Ностова и
главного   его людей, и’ убрать: Димитрова, как не-
зежиссера, & во вновь открытых македон- сомненного и наиболее
ских книжных магазинах появились мно-  противника политики отрыва от.

$

комитете и усилить борьбу прогив- ЦЕ БЕЛ
и 6го линии, распространив: свое влияние:
на население Пиринского края. ~ nei

Чтобы. замаскировать действительны
пели моего от’езда в Болгарию, было ре
шено инсценировать некие разногласия У
меня с Колишевским. и’ руководителями
МЕЛ, что я позже и сделал...» .

По приезде в Софию Ивановский всту-
пил в преступный контакт © секретарем
ютославското посольства Зафировским, 4
затем и © созданными. последним двумя.
шпионскими ‘ резидентурами BO главе ©
Николовым. и Диневым. р

Спрошенный об этом Ивановский пока-“
зал:

«...Связавшись с Зафировским, я полу-.
чил от него следующие инструкции: ‘ди-
скредитировать македонский ‘националь-
ный комитет и его верхушку с тем, что-.
бы заменить ее сторонниками из Скопле
и овладеть руководством македонских.
эмигрантеких организаций, оторвав по-
следние от влияния БАЦ и ноставив их на
службу буржуазно-националистической
политике скопленских и белградеких руко-
водителей.

Конечная цель группы, которую мне
предетояло возглавить; по’ словам  Зафи*
резекого, определялась  необходимоствю
отрыва Пиринского ‘края от Болгарии и
захвата его Югославией, : 3

В основу идеологической обработки Ha-
селения Пиринекого края был положен до-
клад на тему: «Актуальные вопросы Ma-
келонии», сделанный мною в 1946 году
перед собранием македонских эмигрантов в
Софии и размноженный на ротаторе. Мой.
доклад по существу являлся пропагандой,
установок Тито на отторжение Пиринской
Македонии и приеоединение ее к Югосла-
BUM...» \

Ивановский, не отраничиваяеь подрыз-
ной деятельностью в македонских ‘общест-
вах, которые ему удалось ‘возглавить, регу
лярно снабжал также Зафировского, a 3a-
тем и его преемника, первого секретаря
тославского посольства. Павла Мемчилови-
ча секретными материалами 0 важнейших
решениях Политбюро и ЦЕ БАЛ, о. поло-
жении в промышленности и сельском хо-
зяйстве Болгарии.

Югославское посольство в Софии, По
признанию бывшего советника Хаджи-Пан-
зова, вело разведывательную деятельность
по ряду линий, но важнейшую так назы-
ваемую македонскую линию возглавлял он
— Хаджи-Панзов.

Одновременно, по требованию из Белгра-
да, Халжи-Панзов занялся и военным
шпионажем, собирая через Динева, Хри-
стова и других атентов секретные свёде-
ния о состоянии охраны болгаро-ютослав-
ской границы, передвижении воинских ча-
стей, 4 также о положении болгарской про-
мышленности, экспорте и импорте.

В свою очередь, связанный непосредет-
венно о Костовым обвиняемый Борис Хри-
стов, воспользовавшиеь своим служебным
положением торгового представителя Бол-
гарии в СССР, регулярно. снабжал секрет-
ными материалами о болгаро-советсвих от-
ношениях находивиегося вместе с ним в
Москве советника по торговым вопросам
югославского посольства Виктора Жиберна.

Признав на следствии преступную
связь с Жиберна, Христов показал:

«...Миберна запросил у меня похробные
сведения © товарах, вывозимых из СССР,
& тавже о товарах,  преднавначенных для
CCCP: их ассортимент, количество, качест
BO, цены и прочее. Особый интерес проя-
вил Жиберна в ценам на следующие това-
DE: авиационный и автомобильный бен-
зин, горючее для тракторов, машинное мас-
10, ‘yryH, copTopoe жЖвлезо, медь,
хлопок, кальцинированная сода, каучук,
табак, спирт; руда и свинцово-цинковые
концентраты». - at

Обвиняемый Костов, по договоренности
с Тито, поддерживал тайные сношения ©
Белгралом через югославских посланников
Николу Ковачевича, известного ему по
совместнсму пребыванию в. эмиграции ©
1934 года, и Обрада`Цицмила..

. Цицмила ‘назвал Костову Тито,
нову. — Happens.

Стефанов, находясь” ‘болгарской прави-
тельственной делегацией на конференции в

a Cretha-

ечитаясь с законами Народной Республики   Бледе (Ютославия), в июне 1947 года имел

встречу наедине. с Карделем. :
«..Нардель рекомендовал тактику реши-

тельных и смелых действий, 06060 ‹под-

скомпрометиро=

последовательного
СССР. В

точисленные продавцы из Скопле, в боль- этом вопросе не должно быть колебаний,

шинстве воем. — атенты УДБ,

действо-   да и в00бще- колебания и нерентительность

вавшие под руководством специально за- пагубны в нашем деле, ‚заявил: Кардель.

сланных эмиссаров югославской разведки
Перо Норобара и Перо. Олиоловского.

Во время проводов. болгарской делегации
на Люблянском вокзале Нардель подошел

Bech этот аппарат шиионской службы  ко мне, вместе. с Цицмилом и, обращаясь &
Ранковича в составе 100 «учителей», не- Цицмилу, сказал, что он будет в нашем

скольких десятков

«продавцов книг» в распоряжении по всем вопросам, требую-

сововупности © «артистами» и «режисое-  щим совета или разрешения в Белграде. ^

рами» из Белграда и Скопле вел разведы-

Кардель’ сказал Цицмилу, чтобы, чо

вательную и иную преступную  деятель- приезде в Софию, он явился в Ностову и

ность в пользу Тито,
Отнако. как только предательство Тито

‘предложил. свои услуги...»
Костов, имевший неоднократные ветречи

было разоблачено Информационным „Бюро с Цицыилом, от которото получал советы и
в известном решении о положении в ЮГ-  угазания из Белграда,‘ известил 0б этом

славской компартии, провалившиеся  юго-
славские шпионы Норобар, Олиоловский и
Милчинов, опасаясь возмездия за совер-
шенные преступления, поспешили ретиро-
ваться. п в сопровождении всей банды так
называемых учителей, артистов и других
«культурных деятелей» бежали в Югослз-
put. :
В преетупных целях, для борьбы против
болгарского правительства в существовав-
int в Софии македонский национальный
комитет проник ютославекий атент, обви-
няемый по настоящему делу Васил Ива-
новский. ‘
Ивановский, подтвердив на следствии,
что поавительетвом Колишевского, е вело-
мз и санкпии ютославских руководителей
в ноябре 1945 тода он был заслан со сие-
циальными заданиями для подрывной и
разведывательной работы в Болгарии, по-
казал: ae
«..Передо мной была поставлена задача
—- опираясь на группу македонцев
приверженцев Скопле, начать  фракцион-
ную работу в македонском национальном

”  подбираютея надежные

Павлова, который показал:

«Костов заявил, что он попрежнему про-
должает связь © югославскими представи-
телями и „регулярно Вотречалея © пос*
ланником Цицмилом,..> Г

Личную связь © Цицмилом поддерживал
и обвиняемый Стефанов. Он показал:

«...Шрюшло’ несколько месяцев и я лично
узнал, что ведется уже активная работа в
осуществление обещанной ‘тгославекими
руководителями помощи. 0б этом мне co-
общил Цицмил при моем посещении” его
виллы на Панорамной дороге, в марте
1948 rota. }

Цицмил. сообщил, что в Белграде пере*
страивается работа их разведки и спешно
люди в целях пе-
реброски их для выполнения специальных
поручений в Болгарию.

Цицмил сказал мне, что Тито дал ука-

зание Ранновичу поспейить‘с этим делом
и лично наблюдает за ходом работы по ли-

нии разведки.
(Окончание на 4-й стр.).