В созвездии советских
республик

Беседа с председателем Верховного Совета Нахичеванской АССР
тов, МАМЕДОВЫМ Джабраилом Ибрагимом оглы

- День Сталинской Конституции  трудя-
mueca Нахичеванекой Автономной Совет-
екой Социалистической Республики ветре-
чают как торжественный и радостный
праздник. Хочется еще и еще раз сказать
о славных победах  ленинско-сталинекой
национальной политики, приведшей Е
небывалому распвету экономики и куль-
туры национальных республик.

`Что представлял 6060й Нахичеванский
уезд ло советской власти? Это был край
толода и нищеты. Господетвовавиие здесь
патриархально-феодальные отношения тор-
мозили развитие производительных CHI.
Никакой промышленности по существу не
было. Особенно отсталой была нахичеван-
ская деревня, где земля  обрабатывалась
лопотопным способом. }

Советский общественный и государет-
венный строй. великие права, данные Нз-
шему народу Сталинской Конституцией,
преобразили бывшую  отеталую царскую
колонию, превратили Нахичевань в цвету-
щую республику. У нае построен pst
крупных промышленных предприятий. Cpe-
ди них — хлопкоочистательный, конеерв-
ный, асфальто-бетонный заводы, шелкомо-
тальная фабрика и другие.

Неузнаваемо изменилась наша деревня,
оснащенная передовой техникой. В села
пришли выросшие при советской власти
кадры национальной интеллигенции —
агрономы, учителя, врачи. В колхозном
производстве нашли широкое применение
достижения передовой сельскохозяйствен-
ной науки. Наши колхозы стали быстро:
расти. За годы советской власти почти на
80 проц. увеличились посевные площади,
в семь раз выросла урожайность хлопка,
значительное развитие получило табаковод-
ство, возникшее у нас в годы первой пя-
тилетки:

Как никогда расцвела национальная по
форме, социалистическая по содержанию
культура, проникнутая великими идеями
Ленина— Сталина. Республика покрылась
густой сетью школ и культурно-проевети-
тельных учреждений. У нас имеются т6-
перь учительский институт, сельскохозяй-
ственный и медицинский техникумы, му-
зыкальная школа, национальный  драма-
тический театр, этнографический и ‘сель-
скохозяйственный музеи. В каждом селе
есть изба-читальня и библиотека, в каж-
дом районном центре — стационарная ки-
ноустановка. Центром научной работы в
рэепублике является база Академии наук
Азербайджана:

Под солнцем Сталинской Конституции
Нахичевань стала республикой сплошной
трамотности. Мы имеем теперь много ты-
сяч ученых, инженеров, врачей, педагогов,
агрономов, деятелей искусства, вышедших
из народа. В селах появились специалисты,

}

которых раньше и в помине не было, —
инженеры, механики, ‹ Электрифицированы
32 села; В республике насчитывается сей-
чае девятнадцать хорошо оборудованных
больниц и ло ста сельских врачебных
пунктов. В них работает около пятисот
врачей и фельдшеров.  Нынешние, рабочие,
колхозники, интеллитенты Нахичевани —
это новые люди, выращенные советеким
строем, воспитанные партией: Ленина—
Сталина.

Более пяти тысяч сынов Советской На-

хичевани награждены орденами и медалями -

за отвагу и мужество, проявленные Ha
фронтах Великой Отечественной войны,
троим воинам-нахичеваннаи — Газанфару
Алекперову, Аббасу Кулиеву и Раджафу
Рафиеву-——присвоено высокое звание, Героя
Советского Союза. В чиеле Героев Социа-
листического Труда — девятнадцать пере-
довиков сельского хозяйства Нахичеванской
АССР, Гордостью колхозной деревни яв-
ляются передовые хлопкоробы, табаково-
ды, животноводы — Герои Социалиетиче-
ското Труда Тамам Алиева, Хасан Велиева,
Адиль Тагиев, Ганид Мамедов, Газанфар
Нагиев и другие. У них учатся, по Ним
равняются многие тысячи колхозников.

Прошлая зима была необычайно холод-
ной и бесенежной. Лето было  засушливое,
жаркое. Для обработанных и засеянных по-
лей нехватало влаги. И тут перед колхоз-
никами встала трудная задача — что де-
лать? Если отдать всю влагу на хлопко-
вые поля, =— это отразится на урожай-
ности хлеба и овощей. И колхозники при-
няли решение отдать влагу хлопку —
важнейшей для ‘государства культуре. И
хлопковые поля получили обильный по-
лив. Благодаря. этому. Нахичевань вырасти-
ла невиданный в истории, исключительно
большой урожай хлопка и смогла первой
в стране завершить поставки государству
хлопка-сырца. Десятки тысяч пудов’ хлоп-
ка сдано сверх плана. 0 высокой полити-
Ческой сознательности колхозников говорит
это новое отношение наших людей к тру-
ду, в общегосударетвенным интересам.

Советские труженики приобщились к
управлению государством. Особенно отрад-
HO, что нахичеванская женщина стала не
только активным тружеником, но и rocy-
харственным деятелем. Свыше четырехсот
женщин работают депутатами Верховного,
районных и сельских Советов республики.

Лень Сталинской Конституции  трудя-
щиеся Нахичеванской АССР встречают но-
выми достижениями в области экономики и
культуры. Ведомые великой партией
Ленина— Сталина, преисполненные  глубо-
кой веры в силу и непобедимость coBeT-
ского строя, мы идем вперед, в новым
победам коммунизма.

В канун всенародного праздника

Вся страна готовится торжественно от-
метить всенародный праздник. — День
Сталинской Конституции. В  тородах и
селах Советского Союза проходят собрания,
устраиваются лекции и доклалы о великом
сталинском законе. ms eae

В сельских клубах и районных flomax
культуры Полтавской области состоялись
праздничные вечера и концерты.

Повсеместно организованы выставки. В
Институте электросварки имени Е. 0. Па-
тона Академии наук Украинской ССР орга-
низована фотовыставка, отображающая до-
стижения ученых Советской Украины.

Большая выставка открыта в Минске в
библиотеке имени А. М. Горького. Среди

экспонатов — сборник В. И. Ленина и
И. В. Сталина «0 Советской Конституции»,
доклад И. В. Сталина на Чрезвычай-

Советов
Конститу-

ном УШ Всесоюзном  с’езде
25 ноября 1936 года о проек

Великая

Восемь лет прошло с того времени, когда
советские войска под руководством велико-
го Сталина, перейдя в историческое контр-
наступление, наголову разбили под Москвой
главные силы хваленой гитлеровской ар-
мии. Сильнейшая из империалистических
армий, воспитанная на грабежах и разбоях,
вооруженная по последнему слову техники,
титлеровская армия бежала от стен совет-
ской столицы.

Победа Советской Армии под Москвой
похоронила легенду о непобедимости фа-
птистских полчищ, которым было нанесено
первое жестокое поражение во второй ми-
ровой войне. Народы мира увидели в лице
Советской Армии силу, способную уничто-
‘жить грабительские полчища фашистских
захватчиков и освободить от гитлеровского
ига порабощенные народы Европы.

В битве за Москву советский народ и его
Вооруженные Силы не только разгромили
армии врага. но и опрокинули все раече-
ты международной реакции на поражение
Советского Союза. Еще летом и осенью
1941 rola английские и американские
реакционеры` е нетернением ждали захвата
Москвы фашистскими войсками. «Через ме-

сяц Гитлер завладеет Россией», — заявлял

в июне 1941 года американский конгреес-
мен Мартин Дайе. «Еели мы увидим, что
выигрывает Германия, то нам следует по-
могать России; а если выигрывать будет
Рсесия. то нам следует помогать Германии,
и. таким образом, пусть они убивают как
можно больше», — говорил летом того же
тода нынешний президент ‘США Трумэн.
Аналогичное заявление сделал в Великобри-
тании тогдатний министр авиационной
промышленности Мур Брабазон.

Велики были разочарование и злоба
титлеровеких главарей и англо-америжан-
ских реакционеров в связи с провалом
«молниеносной войны» и крахом планов по
захвату Москвы.

Советский народ и его Вооруженные Си-
лы пол руководством большевистской пар-
тии, 01 генизаьным — водительством
товарища Сталина разбили. все расчеты
оголтелых врагов нашей Родины.

«Немцы надеялись, что им удастся рас-
превиться с Советским Союзом так же лег-
KO, как и со странами Западной Европы.

ции Союза ССР и другие материалы.

Только за послевоенные годы Конститу-
ция СССР и Конституция Белорусской СОР

вышли в Белоруссии общим тиражом около
400 тысяч экземпляров. Массовым тиражом
в переводе на белорусский язык переиздан
доклад И. В. Сталина на Чрезвычайном УШ
Всесоюзном с’езде Советов о проекте Вон-
ституции Союза ССР.

Веседы о Дне Сталинской Конституции
состоялись в горном селении Ногир Северо-
Осетинской АССР. Советская власть дала
горцам новую жизнь. В их домах теперь го-
рит электричество.

Отмечая всенародный празлник, рабочие
и колхозники подготовили Родине много
подарков. Вести о трудовых победах в честь
Дня Сталинской Конституции, о собраниях
и беседах поступили из Свердловска, Харь-
кова, Могилева, Костромы, со всех концов
нашей Родины. (ТАСС).

SS ee

побела пол

Охнако враг жестоко просчиталея. Совет-
ские Вооруженные Силы, руководство кото-
рыми < первых дней войны взял в свои
твердые руки товарищ Сталин, выдержали
Удары врага. В ходе активной обороны со-
ветские войска измотали и обескровили ар-
мию вторжения немцев. Более того, уже”в
конце 1941 года советские войска в битве
под Москвой и на других участках фронта
нанесли врагу сокрушительные удары и п0-
хоронили легенду о непобедимости немецко-
фашистской армии» (Н. А. Булганин).

+ * +

Историческая битва под Москвой сыгра-
ла исключительную роль в ходе Великой
Отечественной войны. Она явилась первой
из серии блестящих побед, решивших ие-
ход войны в нашу пользу.

Обстановка на советско-германском фрон-
те осенью 1941 года была для нае ис-
ключительно тяжелой. Гитлеровское коман-
дование бросало в бой вее новые резервы,
тнало свои войска вперед, не считаясь 6
потерями, все еще рассчитывая захватить
Москву до наступления зимы. В октябре це-
ной колоссальных потерь врагу уталось
прорваться в пределы Московской области.
Создалось самое опасное положение’ в
течение всей кампании 1941 года. Смер-
тельная угроза нависла над Москвой.
19 октября 1941 тода за подписью Предее-
дателя Государетвенного Комитета Обороны
товарища Сталина было опубликовано по-
становление о введении в Москве осадного
положения. Товарищем Сталиным был раз-
работан и блестяще претворен в . жизнь
план обороны столицы, план разгрома не-
мецких войск под Москвой.

Враг находился на подотупах в Москве.
Несмотря на это, 6 ноября состоялось тра-
диционное торжественное заседание Москов-
ского Совета депутатов трудящихея е пар-
тийными и общественными организациями
столицы, посвященное 24-й годовщине Ве-
ликой Октябрьской социалистической ре-
волюции. С докладом выступил товарищ
Сталин. Великий вождь и полководец. под-
вел итоги войны за четыре месяца, сказав
с суровой прямотой, что серьезная omac-
ность, навиешая над нашей страной, не ос-
лабла, а еще более усилилась. В то же вре-

иены

а о:

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Штурман лейтенант А. Платонов проводит занятие со старшинами по специаль-

ности.

Фото Н. Веринчука.

Наказ ст

Переписка авиаторов

`..Ютущались апрельские сумерки, Время
барражирования подходило в концу: Внизу
темнел Новороссийск. Леонид Севрюков.
взглянул на часы. Скоро должна последо-
вать команда возвратиться на аэродром; Ню
вместо нее с земли передали: на. тород
идут «юнкерсы» и «хейнкели». Высота...
ЕТС... Атаковать!

Быетро обнаружив врата, Севрюков н4-
правил. свой истребитель. в серелину строя
фапкистских самолетов. Немцы, не ожидав-
шие ‘атаки, нарушили боевой порядок. Ис-
пользуя выгодный момент, Севрюкв с ко-
роткой дистанции расстрелял один «юн-
кере», затем точной очередью подбил вто-
рой бомбардировщик. Отеломленные таким
ударом, немцы, не дойдя до цели, еброси-
ли бомбы и покинули район города. В это
же мпновение Севрюков услышал преду-

преждение станции наведения: на базу
илет вторая группа немцев.
Развернув самолет, Севрюков снова

бросилея навстречу врагу. Но стрелять нё-
чем. Отневые точки истребителя умолкли,
а враг все ближе и ближе подходил в 1го-
роду. Реление было принято мгновенно:
Леонид Севрюков бросил свою машину на
головной бомбардировщик врага... а
Tax погиб самый молодой летчик Н-ской
части черноморепн Леонид Севрюков. Совет-
ское правительство посмертно присвоило
ему звание Героя Советского Союза.
Прошли годы. Но в части попрежнему
помнят о своем славном боевом товарище.

арого колхозника

с. родителями Героя

начала организации колхозов вступил в
колхоз имени товарища Сталина, rie Hu по-
ныне работаю по мере моих сил. Ежегод-
но вырабатываю по 400—500 трудодней.
Хорошо’ поработали MBI, колхозники, и в
этом году. Богатый урожай вырастил наш
колхюз и еще к 1 августа полностью рас-
считался © государетвем. Ралостно и мне,
старику, ведь в этом есть доля и ‘моего
труда.

Тяжело, товарищи, было жить раньше
полуграмотному человеку. Это я знаю нь
собственном опыте. Много лет я работал на
других. Советская власть дала нам  в03-
можность познать радость труда для себя,
для простого народа, выучить наших детей.
Старшая дочь Таисия окончила Ленинград-
ский медицинский институт, получила ди-
плом врача. Добровольцем участвовала в
боях < белофинскими бандитами и всю’: Ве-
ликую Отечественную войну сражалась
против фаллистов в рядах Советской Армии.
Меньшая, Ольга, также выбрала профес-
сию мелика и работает фельдшером у нае
в Ставрополе. Сын Леонид одновременно с
учебой в средней школе занималея в а91о-
влубе, откуда и был Как один из лучших
направлен в авиационное училише. Стать
летчиком —— было его заветной мечтой.
Провожая его в училище, я сказал ему:

— ЧШеня, поскольку ты хочешь быть
сталинским летчиком, ты должен . твердо
помнить, что это имя нужно носить высо-

Бывалые летчики часто рассказывают мо-
лодым авиаторам о подвиге  Севрюкова.
Личный состав части‘ 1942 года, когла
погиб Севоюков, и по сей день поддержи-
вает связь с родителями Героя. На очеред-
ное письмо авиаторов отец Героя Иван Ни-
колаевич Севрюков прислал подробное
письмо. Он пишет:

«Лорогие защитники нашей великой Ро--
дины! Товариши моего сына, отдавшего
свою жизнь за счастье и свободу совет-
ского народа! Шлю вам свой горячий кол-

хозный привет с широких и привольных

полей Ставрополья. Тяжело нам с женой
было потерять единственного сына, но нае
утешает то, что сын послужил верой
и правдой своему Отечеству. Теперь У
Hac много сыновей — тордых сталин-
ских соколов. готовых в любую минуту по
зову партии, правительства и нашего
вождя любимого Сталина стать на защиту

ко м с честью.

— Не беспокойся, отец, — ответил он.
_И сын слово сдержал, в честью выпол-
нил свой долг перед Родиной и отцовский
наказ. Наше правительство выюоко оцени-
ло заслуги Леонида: ему присвоено звание
Tepoa Советского Союза. Мы ‹о старухой
окружены вниманием и заботой. Нам по-
строили дом в три. комнаты под железной
коышей. Мы ежемесячно получаем денеж-
ную» пенсию. Постоянно оказывается и дру-
тая помощь. В память нашего сына ули-
ца, на которой он родился и жил, носит
его имя.

..Будьте же стойкими и преданными
нашей советской Родине, такими, каким
был наш сын Леоних. И если потребуется,
 не пожалейте, как не пожалел Леонид,
‚своей жизни за нашу прекрасную Отчизну.

Шлю вам свой горячий отцовекий при-
вет и наилучшие пожелания.

нашей Родины. С вами; товарищи и друзья

моего сына, хочу поделиться своими мыеля-

ми. рассказать вам, как мы живем, ,
Мне—69 лет, матери Леонида—65. Вею

Иван Николаевич Севрюков».

Это письмо, как и многие другие, было
прочитано ‘перед строем, на комеомольском

4 декабря 1949 г., воскресенье, № 286 (3390)

Наши мествые

Клубом нашей части регулярно организу-
ются местные радиопередачи, которые охот-
 но слушает весь личный состав. Воспи-
тание у военных моряков любви к своей
 Родине, боевые традиции Вооруженных
Сил, вопросы воинской дисциплины, боль-
шевистской бдительности, рационализатор-
‘ская работа, борьба за экономию горю-
чето-и многое другое составляет содержание
местных фалиопередач.

В участию в радиогазете
большое число активистов,

мы привлекли
Редколлегию

старина 1-й статьи
„й статьи Глуш-
Коняхин,

тенант Агафонов,
Десятников, старшина 2
ков. старшие матросы’ Алексеев,
Беспалов. .

Почти на всех кораблях и Во всех пол-
разделениях есть активисты, которые, по-
веелневно информируют радиогазету об ус-
пехах отличников, о спортивной и влуб-
ной работе, о многом другом.

Наши тематические радиопередачи ВыЫ-
зывают большой интерее ‘у слушателей.
Как-то по адио был передан материзл 0
тероях гражданской войны Чапаеве, Лазо,
Пархоменко. Матросы и старпгины дали хо-
тюший отзыв 0б этой передаче. В редкол-
легию ‘обратились некоторые агитаторы
с просьбой дать им материал о героях
тражданокой войны, потому что. часть
матросов, которая не имела возможности
слушать радиопередачу, очень хочет озна-
комиться е жизнью и деятельностью На-
родных героев.

Больной интерес вызвала также радио-
передача под’ названием «Любовь к Родине
вела их на подвиги», посвященная боевой
‘истории налней части и героическим подви-
там военных моряков во время Отечествен-
ной войны.

Нередко у микрофона выступают от-
личники боевой подготовки — комендоры,
пулеметчикм, мотористы. Товарищи Бекало,
Ермаков, Васильев и друпие. рассказывали
0 TOM, как они готовятся К выполнению
учебных задач и как выполняют эти за-
дачи.

«Берите пример с коммуниста Андре-
ева — это лучший агитатор части и 9т-
личный моторист»,  «Отрелять так, как
стреляет комендор коммунист - Игошев»,
«Передовой радист — комсомолец Евгений
Филиппов» — на эти темы говорилось B
других радиопередачах, популяризировав-
ших передовиков боевой и политической
учебы. STG

В нескольких радиопередачах освеша-
лись вопросы спортивной работы в части.
В одной из них, рассказав слушателям
вначале о выдающихся спортсменах Воору-
  женных бил СООР и их достижениях, 1е-

создали работоспособную, в нео вошли лей-

радиопередачи

дакция подробно осветила состояние мас.
сово-спортивной работы в части, всЕрыла
нелостатки и показала, какие большие воз:
можности имеются для дальнейшего pas.
вития физкультурного движения. Bureryn-
ление. радиогазеты помогло улучшить спор.
тирную работу.

Зачастую темы радиопередач  подсказы-
вают сами слушатели. Так, офицер Нико-
ненко предложил организовать выступле-
ния по обмену опытом подготовки к щю-
вере политических знаний. Офицер Авст-
ментьев посоветовал рассказать 9 рацио-
нализаторах части. По инициативе мич-
изна Закурдаева и с его помощью мы про-
вели радиопередачу об экономии горючего
и масла на кораблях. После этой радиопере-
дачи. состоялось собрание мотористов не-
скольких кораблей, обсудившее практиче-
ские мероприятия по экономии горючего,
В дальнейшем радиогазета регулярно coop.
щала о результатах борьбы за экономию
горючего, знакомила слушателей с опытох
мотористов Скришки, Андреева, Кириллова
и других.

Не раз по радио передавались замеча-
тельные патриотические письма, Которые
матросы посылают на родину или получают
из родных мест. Вак-то группа наших мат-
росов и старшин побывала в гостях у ар-
тиллеристов сухопутной части. Berpeya
прошла очень тепло. Мы решили рассказать
05 этом по радио. В эту же передачу вклю-
чили письмо, полученное недавно от одной
из сухопутных частей, и несколько других
информаций.  Радиопередача получилась
интересной, она способствовала укреплению
дружбы воинов флота и армии.

Тематика местного радиовещания, к-
нечно. не ограничивается тольюо Teper:
ленным выше. В ралиогазете рассказывает-
ся о работе агитаторов, партийных и Kou-
сомольских организаций, пропагандируют-
ся требования воинских уставов, присяга,
передаются памятки скомендорам,  мотори-
стам, рулевым, связистам. В конце радио-
передач мы, как правило, всегда сообщаех
о тех, кто сегодня или вчера отличился в
учебе и службе.

Говоря о нашем радиовещании, необхо.
химо отметить, что успеху дела немало
способствует начальник радиоузла главный
старшина Полозенко. Он отлично знает
технику, заботится о том, чтобы веюду
были исправные репродукторы и хорошая
елышимость передач.

Конечно, в местном радиовещании части
немало еще недостатков, но с помощью ак-
TUBA эти недостатки будут проодолены, и
радио станет у нас еще более действенным
средством идейного воспитания воинов.

Капитан А. ЦАРЕНКО,

В стороне от воинского
воспитания

В подразделениях Н-ской части ведетея
большая работа по улучшению воинеюого
воспитания. Но клуб, руководимый лейте-
 нантом Пелиховым, стоит в стороне от это-
 го делз. Доклады, посвященные воинскому
воспитанию, проводятся крайне редко —
за последние полрода их было’ всего два.
Нз организуются встречи молодежи е участ-
никами Великой Отечественной войны.
Влуб давно уже не устраивал вечеров от-
хичников учебы и ничего не делает для
пропаганды опыта передовиков боевой и
политической подготовки.

Работники политотдела непрочь покрити-
ковать начальника клуба т. Пелихова за
плохую работу, но никаких действенных
мер в улучшению деятельности клуба не
принимают.

Впрочем, не заботится политотдел и о
другом своем клубе. Планы здесь co-

свою молодую жизнь я проработал по най- собрании, помногу раз перечитывалось во-   ставляют хофошие, обширные, но они неред-

му. Только при советской влаети почув-
ствовал юебя полноправным человеком. С

Е ВЕСОВ ВЕБЕ: ПЕР

Сталин предвидел, что
империалистов и.их армий неминуем, Вождь
армии и народа указал пути в завоеванию
победы.

Заключительные слова доклада товари-

разгром немецких

ща Сталина: «Наше дело правое, —
победа будет за нами!» — выразили мысли,
стремления и тлубочайшую ° уверенность
всех советских людей в неизбежности раз-
трома врага; р

Никогда не изтладится в памяти народ-
ной парад войск на Красной площади 7 но-
ября 1941 года. С трибуны ленинского MaB-
золея товарищ Сталин говорил о великой
освободительной миссии Советской Армии:
Великий ‘вождь напутетвовал уходящих B
бой советеких воинов: i

«Пусть вдохновляет вас в этой войне
мужественный образ наших великих пред-
ков — Александра Невского, Димитрия
Донского, Кузьмы Минина, Димитрия По-
жарского, Александра Суворова, Михаила
Кутузова! Пусть освнит вас победоносное
знамя великого Ленина!».

Советские воины ответили на выетупле-
ние ‘своего великого полководиа  укрепле-
нием стойкости и выдержки, усилением
ударов по врагу. Товарищ Сталин лично
руководил обороной: Москвы, ° непосредет-
венно направлял действия Советекой Ар-
мии, влохновлял бойцов и командиров, еле-
дил за ходом строительства оборонительных
сооружений на подступах в столице.

Сопротивление наших войск непрерывно
нарастало. Мужественно сдерживая удары
более чем пятидесяти дивизий противника,
советские воины прикрыли грудью столицу,
проявили массовый героизм, совершили
беспримерные подвиги. Выдающийся под-
Bur 28 героев-панфиловцев широко изве-
стен не только в нашей стране, но и далеко
за ев рубежами. 16 ноября 1941 года в
районе раз’езда Дубосеково (ныне «Гвар-
дейский») они не пропустили немецкие
танки. Их боевым кличем были слова:
«Велика Россия, а_ отступать некуда —
позади Москва!».

Душой обороны Москвы была столичная
партийная организация. Под руководством
Московского Комитета партии трудящиеся
советской столицы самоотверженно работа-

мя с величайшей прозорливостью товарищ! ли над созданием укреплений.

ЕР ee

инами.

В ходе боев под Москвой. большую по-
мощь войскам Советской Армии оказали
партизаны, действовавшие в районе Брян-
ска, Вязьмы, Дорогобужа и других городов.
Действуя в тылу и на коммуникациях
врага, они тем самым способетвовали 0б-
щему успеху.

Гитлеровцы нигде не смогли пробить
брешь в могучей обороне, организованной
вокруг Москвы. Советская Армия получала
все новые и новые резервы,  заблаговре-
менно созданные в глубине страны. Шо ука-
занию товарища Сталина эти резервы были
сосредоточены севернее и южнее етолицы.
Сила и мощь советских войск возрастали.
Весь советский народ помогал своей ар-
мии. Создавались благоприятные . предпо-
сылки для перехода наших войск в контр-
наступление. ‘

жж

Подготовка к контрнаступлению проводи-
лась в тяжелое для нашей страны время.
Пришлось в ходе смертельной схватки е
врагом перестраивать хозяйство на военный
лад, проводить мобилизации, вооружать
BHOBb создаваемые части новой техникой.
Один на один сражался Советский Союз с
фапгистской Германией. Английские и зме-
риканские реакционеры принимали все
меры, чтобы оттянуть открытие второго
фронта в Евроне. :

Наш народ, используя решающие преиму-
щества советского государственного и об-
щественного строя, опираясь на силу со-
циалистической экопомики, преодолел все
преграды. На помощь действующим войскам
все время прибывало пополнение. Фронт
получал все больше первоклассной боевой
техники. В войска стало поступать еще
больше противотанковых ружей, автоматов,
орудий, гвардейских минометов. В воздух
поднимались эскадрильи новых самолетов.
Направляемые твердой рукой товарища
Сталина, усилия трудящихея Советского
Союза достигли цели: тыл обеснечит фронт
всем необходимым.

декабря 1941 тода по
товарища Сталина на гитлеровские войска
внезанно обрушились удары нескольких
советских армий, сосредоточенных в районе
Москвы. После упорных боев враг не вы-
держал этих ударов и начал беспорядочное
отступление. Советские войска, преследуя.
разбитые соединения противника, в течение

приказу

ко остаются только на бумаге. Должен был,
например, состояться в

Эта победа Советской Армии показала
превосходетво стратегического плана, раз-
работанного товарищем Сталиным.

Полководческий гений Верховного Глав-
нокомандующего решительным образом из-
менил положение на фронте в нашу пользу
и создал вее возможности для удара по вра-
жеским войскам. Правильное определение
направлений наших усилий и искусное
планирование ударов привели к тому, что
в решающий момент Советекая Армия име-
ла все преимущества, обеспечивитие побеху.

Подводя итоги’ и анализируя события
первого периода войны, завершившегося
разгромом немцев под Москвой, товарищ
Сталин отметил в своем приказе от 23 фев-
раля 1942 года:
` «Момент внезапности и неожиданности,
как резерв немецко-фашистоких войск, из-
расходован полностью. Тем самым ликвиди-
ровано то неравенство в условиях войны,
которое было создано внезапностью немец-
ко-фашистекого нападения. Теперь судьба
войны будет решаться не таким привходя-
щим моментом, как момент внезапности, а
постоянно действующими факторами: проч-
ность тыла, моральный дух армии, количе-
ство и качество дивизий, вооружение армии
организаторские, способности начальствую-
щего состава армии».

В этом указании содержится важнейшее
теоретическое положение сталинской
военной науки. Разработанный товарищем
Сталиным тезис 0 значении постоянно дей-
ствующих факторов войны как решающих
факторов явился дальнейшим творческим
развитием маркеистеко-ленинской науки о
воине, о непосредственной органической
связи хода и исхода войны со степенью и
характером экономического и политического
ee тосударства и его идеологией, ‘со

енью подготовл
м енности и зрелости его

Основанный
мысел Ставки

на уче всех факторов, за-
Верховного Главнокомандую-
щего по’ разгрому немецких войск. под
Москвой был осуществлен Советской Ар-
миеи в короткий срок. Всего три недели по-
надобилось советеким войскам, чтобы раз-
громить наступавшую перед этим на М.
скву в течение пяти с половиной месяцев
«непобедимую» гитлеровекую армию
Сталинский план разгрома фашистеких
оккупантов явился непревзойденным об-
разцом диалектического решения чрезвы-

зимы продвинулись на запад местами более
чем из 400 километров.

чайно сложных военно-политичееких и
оперативно-стратегических вопросов. Под
. 0;

состава о роли старшин в воспитании под
чиненных. Вечер не состоялся и, по залвле-
нию работника клуба т. Куликова, переле.
сен на друтой день. Но вот пропало в тех
пор более двух месяцев, а обещанного ве.
чера все нет -и нет:

Не состоялась также встреча с артилие-
ристами. Пропагандой воинской присяги и
уставов Вооруженных Сил клуб не anu:
мается.

Матросы и старшины выражают справед-
ливое недовольство тем, что в клубе не бы.
вает лекций по истории нашего Военно’
Морского Флота, не организуются вотречи с
учеными-моряками.

Таким образом, оба эти клуба пришли в
смотру с серьезным отставанием в одной из
важных областей своей деятельности — в
военно-массовой работе. Ныне в ходе емот-
ра Домов офицеров и клубов надо решие
тельно ликвидировать это отставание,

Б. НИКОЛАЕВ,

fee

руководетвом товарища Сталина был у.
ществлен важнейший эталг в ходе боев пер-
вого тода войны на советско-перманском
фронте — переход от активной обороны в
решительному контрнаступлению.

Победой над врагом в боях под Москвой,
Как и всеми остальными победами, мы
прежде всего обязаны товарищу Сталину,
Везде и всюду — на всем громадном фронте
— войска повеедневно чувствовали твердое
руководство Верховного Главнокомандую“
щего. Они знали, что недалеко от фронт, в
родной - Москве, в Кремле, находится
товарищ Сталин, направляет их действия,
следит за каждым их шагом в бою. Вуеет8
с войсками он радовался их успехам, Ка
родной отец, он был полон заботы о каждом
бойце. Это вдохновляло и воодушевляло всех
советских людей на героические дела -в0
славу любимой советекой Родины.

Наша Москва, которую товарищ Сталин
назвал  «знаменосцем новой советской
эпохи», стала знаменосцем нашей первой
исторической победы над армиями фашизиа,

* * ok

Величава и спокойна Москва сегодня,

Столица великой социалистической дер
жавы оказывает огромное влияние На даль
нейшее развитие всей страны в послевоен-
ные годы. Весь многомиллионный советекий
народ считает Москву своим родным и
любимым ‘тородом.

осква. — политический, экономический

и культурный центр самой передовой стра
ны человечества. Москва является знаменем
орьбы всех трудящихся мира, всех угие-
тенных рае и наций за их освобождение от
господетва империализма. Москва яваляетмя
<... глашатаем борьбы против поджигателей
новой войны... Заслуга Москвы состоит в
том, что она неустанно разоблачает поджи-
гателей новой войны и собирает  вовруг
знамени мира все миролюбивые народы.
Известно, что миролюбивые народы ¢ Hay
Авждой смотрят на Москву, как на столицу
великой миролюбивой державы и как 18
могучий оплот мира» (И. Сталии).

Советские люди с благодарностью дума-
ют сегодня о доблестных воинах, которые
восемь лет назад, выполняя гениальный
план товарища Сталина, отстояли Москву
от фашистских варваров, разгромили под 69
стенами отборные гитлеровекие полчища,

Кандидат военных наук
полковник А. ВАСИЛЬЕВ.

бан