КРАСНЫ

й ФЛОТ

*

Судебный процесс болгарского’ государственного

преступзика Трайчо Костова и ero сос

(Продолжение):

то, что образование и укрепление нашего
нарохно-лемократического государства про-
изошло благодаря  отромной щедрой и
бэскорыетной помощи, оказываемой и ока-
занной СССР; несмотря на то, Чо повы-
шение экономического, культурного и поли-
тического уровня в стране произошло бла-
тодаря нашим дружеским связям и сотруд-
ничеству е СОСР; несмотря на то, что с0-
хранение нашей независимости, нашего
тосударственного суверенитета оказалось
возможным и стало возможно только бла-
тодаря покровительству, оказываемому нам
Советским Союзом. —

Все подсудимые полностью сознают вред,
хоторый они нанесли нашему народу и
нашей стране. своей предательской, шиион-
свой и вредительской деятельностью, вред,
который они нанесли делу мира и демокра-
THH.

Сегодня каждый патриот, каждый чест-
ный болгарекий гражданин знает, что га-
‘рантией нашей национальной независимо-
ети. нашего государетвенного суверените-
та; нашего мирного, культурного и эконо-
мического развития является д зи ©0-
трулкичество нашей страны © Советским
Союзом. СССР — залог развития по пути
прогресса и социализма не только для на-
que страны, но и для всех народно-демо-
кратических государетв. СООР — надежда
и упование на освобождение всех порабо-
щенных и угнетенных стран в мире. Под-
стдимые это прекрасно знают и, несмотря
на 970, хотят оторвать нашу страну от
СССР. создать враждебный блок, направ-
ленный против советеких народов.

Ванла Тито, продолжает прокурор, свя-
зывается со пиионской группой Трайчо
Костова и старается всеми средствами ак-
тивизироваль ее еще больше. Шо заданию
англо-американской разведки титовцы при-
ступают в работе. Группа Трайчо Востова
соглашается работать в пользу южно-сла-
вянской федерации, a Также и за отрыв
Пиринекого коая от. Болгарии и присоеди-
вение его к Югославии.

Задуманная титовцами и группой Трай-
чо Костова федерация имела целью унич-
тожить полностью ‘национальную. незави-
слмость Наролной республики Болгарии,
преврафить эе в простой придаток Югоела-
вии В то же время эта федерация должна
была быть провозглашена внезапно пу-
тем переворота при помощи военной силы
Тито. без ведома и против воли болгар-
ского народа. То же самое должно было
произойти и © отрывом от Болгарии Пи-
ринекого края и присоединением его к
Ютославии. Так как Федеративное  госу-
ларетво лолжно было быть направлено про-
тив Советского Союза и повернуться лином
х лагерю англо-американеких империати-
стов. то образование федерации должно.
было произойти в полной тайне от. СССР.

Титовцы получили право своболного до-

ступа во все болгарские государственные
учреждения. Югославским военным атташе
также был обеспечен свободный доступ ко
всем материалам, лаже наиболее секретным
в военном министерстве. Доступ ко’ всем
секретным материалам им обеспечивалея и
в министерстве внутренних дел. Волишев-
скому, Лимитру Влахову, служащим юго-
славской миссии Зафировекому, Перо Ман-
товскому. Благою Хаджи-Панзову и всём
другим явным и тайным агентам и шпио-
нам Тито обеспечивается свободное проник-
новение в любое время в ПЕ болгарокой
томуунистичеекой партии для свиданий с
Костовым. Зафировскому был предоставлен
совершенно свободный доступ в Пиринский
край. где он имел право, никем не трево-
жимый, развивать антиболгарскую и ан-
тисоветскую агитацию и пропаганду. По-
добная свобода действий была предостав-
лена: также Димитру Влахову и ряду дру-
тих. агентов Тито.
` Млан отрыва Пиринского края от Болга-
рии. и ето присоединения к Югославии
также провалился благодаря бдительности
болгарской коммунистической партии, на-
‘родной власти, благодаря отпору, который
был оказан титовцам и трайчо-костовцам
60 стороны самого македонекого населения
Пиринского края. Е

Собранные по делу доказательства бес-
спорно подтверждают, что для достижения
своих целей подеудимые образовали зато-
ворщическую нелегальную ‘организацию,
руководящим центром которэй были Трайчо
Костов, Иван Стефанов, Никола Павлов. По
их распоряжениям остальные подсудимые
образовали нелегальные подразделения за-
товорщкической организации, нити которой
находились в руках этой руководящей
тройки. Следует отметить в этой связи
признание подсудимого Николы Павлова, в
котором говорится:

. «...Костов, Стефанов и я должны были
составить тот центр, в руках которого ео-
срелоточились бы вее нити  затоворщиче-
CROW деятельности». d

Как признали подсудимые, согласно
указаниям английской и американской ра3-
велок. & также титовцев, на руководящие
посты в партии и` государственном аппа-
фате лолжны были быть поетавлены люди
из заговорщичеекой организации. Решение
этой задачи облегчаловь тем, что Трайчо
Востов занимал высокие посты в партии и
тосударетвенном управлении.

Трайче Костов признает, что по его ре-
коменлации Стефан Богданов, © котором он
знал. что последний дал фашистской по-
липии обязательство служить ей в качест-
ве тайного атента, назначается сразу же
после 9. сентября 1944 года на ответет-
венную работу в дирекцию государственной
безопасноети. Никола Павлов был включен
в состав Центральной контрольной Комис-
сии, & Иван Масларов назначается заве-
лующим орготделом Центрального вомите-
та болгарской коммунистической партии.

Иван Стефанов быстро продвигается в
государственном аппарате. Он занимает
пост управляющего Болгарсвим народным
банком. а также пост министра финансов.

Важные и ответственные ‘посты. занима-
ют Никола Начев Петков, Иван Славов Гев-
ренов, Иван Тутев, Борис Антонов Христов

АДРЕС РЕДАКЦИИ
СГ 17894,

Ни ряд друпих лиц из затоворщической 0-

танизации.

Ише до 9 сентября 1944 года haurmer-
ская полиция и английская разведка ука-
зывали Трайчо Востову на людей, которые
были завербованы полицией. После 9 сен-
тября 1944 года Воетов и Никола Павлов
имели полную возможность установить, кто
из членов партии был завербован полици-
ей, пои рассмотрении документов, найден-
ных в пирекции полиции, и таким образом
завербовать их для осуществления загово-
ра, как это им было приказано иностран-
ной разведкой. Тажим образом, был создан
аппарат затовора. 7

В заговоршическую организацию было
завербовано большое число людей.

Co стороны Тито, а также со стороны

знглийской и американской разведок име-
лось настойчивое указание о том, что не-
обходимо приступить в энергичным дейст-
виям, необходимо отстранять всех тех, кто
мешает осуществлению ареста и убийства
Георгия Димитрова. Георгий Димитров,
пользующийся огромным авторитетом и
большой любовью партийных и народных
масс, являлея крупным препятствием на
пути реализации преступных планов заго-
ворщиков.

Трайчо Костов в своих собственноручно
написанных признаниях, говоря 0 своем
втором свидании с Тито во время болгаро-
югославской конференпии в Евксинограде,
пишет:

«Тито в резких выражениях  BBICKA~
зывал свое несогласие е политикой СОСР
в отношении плана Маршалла. Ок. указал,
что такие экономически отсталые в своем
развитии государства, как Югославия и
Волгария, не могут якобы обойтись без
американской помощи, но, прежде чем’ ока-
зать такую помощь, говорил Тито, амери-
канцы ставят условие — наш отрыв от
COCP. ut }

Тито подчеркнул, что планы американ-
цев предусматривают усиление антисовет-
ских сил не только в Югославии и Болга-
рии, HO H BO BCeX других странах народ-
ной демократии, предусматривают осуще-
ствление экономического, политического и
военного натиска в целью отрыва ‘стран
народной демократии от СОСР и присоеди-
нения к западному блоку. Я, заявил Трай-
чо Костов в своих показаниях, предупре-
хил Тито о неизбежном ‘противодействия,
которое ему окажет Георгий Димитров. В
связи е этим он не емог сдержать своей
ненависти к Димитрову. «До каких пор
этот етарик будет стоять у меня на пу-
ти?» — злобно воскликнул Тито».

Вотда подсудимые убеждаются в TOM,
что, несмотря на все, народная власть ук-
репляетея, что на выборах в Великое на-
родное вобрание болгарекая коммуниети-
ческая партия получает‘ огромное › боль-
‘шинство голосов, что власть Отечественно-
то фронта, особенно после выработки и
принятия конституции, после’ национали-
зации промышленности, шахт и банков,
укрепляется еще больше и что предприни-
маемые ими  вредительские действия не
оказывают сколько-нибудь сильного влия-
ния веледетвие трудового энтузиазма тру-
дящихея масс, подсудимые по совету анг-
лийской и американской разведок решают
усилить вредительство во всех областях
экономической жизни.

В то, время, продолжал прокурор, как
весь болгарский народ, охваченный трудо-
вым энтузиазмом, осуществил двухлетний
и после этого приступил к выполнению
пятилетнего народнохозяйственного плана,
подеудимые, действуя вразрез с желания-
ми и стремлениями нашего народа, вое-
пользовались своими высокими и ответет-
венными постами для того, чтобы срывать
и расстраивать напгу хозяйственную жизнь.

В то время как правительство Отечест-
венного фронта прилагало неимоверные
увилия для облегчения положения нашего
трудового народа; подеудимые принимали
все зависящие от них меры для создания
затруднений и обрекали наш народ на го-
од. Их целью было создать недовольство
правительством Отечественного фронта, во
главе которого стоял товарищ Георгий Ди-
митров, чтобы попытаться создать таким
образом психологическую основу для пере-
ворота, подготовить его.

Однако, указывает прокурор,  подсуди-
мые не смогли сорвать выполнения х9-
зяйственного плана и остановить прогресс
нашей страны,

Следует подчеркнуть, что затоворщики
затягивали, тормозили и пытались сорвать
наши торговые переговоры © другими на-
родно-демократическими странами и в 060-
бенности торговые перетоворы © СССР. Та-
ковы были поручения Трайчо Коетова под-
судимому Борису Христову, когда послед-
ний уезжал в Москву в качестве торгового
советника. Такие поручения давал и Иван
Стефанов. Когда Tpaituo Костов и Иван
Стефанов сами принимали участие в. тор-
товых переговорах, они действовали теми
же методами.

Прокурор подчеркивает далее, что подеу-
димые привлечены к суду не за какие-то
свои убеждения, не за какие-то свои прин-
ципы; а за конкретные преступные деяния,
которые не только признаны самими под-
судимыми, но. и доказаны имеющимися у
суда материалами.

Товарищи судьи, и У нае, как в Венг-
рии, титовцы в полном согласии е англий-
ской и американской разведками хотели,
чтобы с их пути были отстранены вее наи-
более видные и влиятельные руководители
рабочего движения. Они собирались убить
таварища Георгия Димитрова и других.

Банда Трайчо Востова не могла не ви-
деть привязанности болгарского народа к
народной власти и его глубоких  симпа-
тий к Советскому Союзу. Именно поэтому
заговорщики рассчитывали. на военную
интервенцию титовцев.

Товарищи судьи! — продолжал проку-
pop. — Вы слышали подсудимых и свиде-
телей, слышали заявления экспертных
комиссий. В ваших руках находятся и до-
вументы, представленные по этому делу.
Обвинение подтверждено по всем пунктам
обвинительного акта, ия буду поддержи-
вать его в том виде, как‘ оно изложено в

обвинительном акте.

Первым обвинением против подсудимых
является обвинение в измене. Они создали
заговорщическую организацию, которая
поставила своей целью свергнуть поередст-
вом переворота, посредством террористиче-
ских действий и посредством общественно
опасных преступлений законно установлен-
ную у нае государственную власть.

Установлено, что подсудимые образовали
заговорщическую организацию. Во главе
этой организаций стояла так называемая
руководящая тройка или руково
центр, который признал свою вину, как вы
слышали от подеудимых. Так, например,
нолеудимый Стефанов, говоря о своей бесе-
де е Джиласом, признал перед вами сле-
дующее:

«В нашей беседе Джилас обратил внима-
ние на необходимость более серьезной ра-
боты среди офицереких кадров в стране,
чтобы обеспечить наши позиции в армии.
Это, по мнению Джиласа, должно было
‘обеспечить нам преимущество в случае вы-
ступления против правительства. 0 своей
‘беседе с Джиласом я поспешил уведомить
Востова. Он ответил, что мы уже имеем
некоторых своих людей в военных органи-
зациях». — а а

Подеудимые приняли предложение ти-
товцев воспользоваться военной помощью
югославской армии для достижения задач,
поставленных заговором. ;

Признаниями подсудимых установлено
также, что они решили прибегнуть к, тер-
рористическим средствам для убийства
председателя Совета министров. Георгия Ди-
митрова и других видных руководителей
болгарской коммунистической партии.

Подеудимые совершили измену родине и
тем, что распространяли клеветнические
утверждения такого характера, которые
могли вызвать недоверие к народной вла-
сти и ее органам. oa

Подеудимые совершили преступления,
указывает прокурор, направленные к
ухудшению отношений нашей страны с
другими государствами и в первую очередь
< Советским Союзом. ;

Титовпы, английская и американская
разведки требовали от заговорщиков энер-
тичных действий. В связи с этим о Трайчо
Жостов запретил давать советским пред-
ставителям сведения экономического х8-
рактера. Позже етало ясно, что это запре-
щение было не только проявлением нацио-
налистического уклона, а явилось созна-
тельным, обдуманным проведением  враже-
ской Политики. i

Подсудимый Иван Стефанов также ¢0-
вершал действия, направленные к ухудше-
нию наших отношений с Советским Сою-
зом и Румынией.

Я поддерживаю и обвинение подсудимых
в совершении ими шпионажа, как это` из-
ложено в обвинительном акте. В этом от-
ношении суд располагает обильными дан-
ными против всех подсудимых.

В этой связи прокурор напоминает
статью болгарской конституции, которая
гласит: lisa $ ых

«Предательство отечества является тяг-
чайшим преступлением по отношению к
народу и наказуется по всей строгости
закона». ; Г

Эта статья, говорит он, относится и к
ппиенажу. } -

Совершено также преступление, предус-
мотренное статьей 111-Б утоловного‘’ ко-
декса. В связи ¢ этим, заявляет прокурор,
я прошу признать виновными COOTBETCT-
вующих подсудимых в предательстве и в
шпионаже, ибо напг закон гласит:

«Тот, кто, ‘выполняя государственную
службу или поручения в отнопении
иностранного государства, умышленно Be-
дет их во вред государству, наказуется».

`’Подсудимые, ответственные по этой‘ ста-

‘тье’ уголовного кодекса, признались в том,

что’ они замедляли и тормозили проведение
торговых переговоров © целью провалить
их. Веякое замедление переговоров, соглас-
но которым должны были быть поставлены
товары и материалы, столь необходимые
для нашего хозяйства, причиняло хействи-
тельный вред нашему хозяйству, не говоря
уже о том, что такое замедление могло
ухудшить наши отношения с дружёствен-
ными странами. Вее это подсудимые сде-
лали умышленно для того, чтобы создать
среди народных масс убеждение в том, что

‘переговоры со етранами народной демокра-

тии и © Советским Союзом илут негладко,
что необходимо искать другой путь, создать
связи с империалистическими странами.

Еще в ноябре месяце 1944 года Трайчо
Костов попыталея выполнить свое обеща-
ние, данное английской разведке, а имен-
но—обеспечить отправку в Москву в каче-
стве торгового представителя своего чело-
века. Такой человек был найден в лице
Бориса Хриетова, который был секретным
сотрудником полиции. Христов был назна-
чен торговым представителем 2 декабря
1944 года. 18 декабря он получает от
Трайчо Востова подробные инструкции о
деятельности, которую он должен прово-
дить в Москве. В разговоре, состоявшемся
между ними, Трайчо Костов сказал Христо-
ву, что он знает о том, что Христов в
вое время стал тайным агентом политвии
и, в свою очередь, сам призналея Христо-
ву в том, что он состоит на службе у
английской разведки. Он добавил также,
что впредь они должны продолжать рабо-
тать в том же направлении. :

Прокурор напоминает показания самого
Христова, данные на суде, о том, что в
Москве в задачи Христова входило затруд-
нить отношения между Болгарией и СССР,
вбить клин в эти отношения. :

Ha той же позиции, продолжает проку-
рот, стоял и Иван Стефанов. Богда Трайчо
Костов должен был заменить в Москве за-
болевшего министра торговли Димитра Ней-
вова и когда в составе торговой делегации
принимал участие Иван Стефанов, оба они
проводили одну и ту же вражескую линию.
Однако, благодаря вмешательству товарища
Георгия: Димитрова и блатодаря благосклон=
ности, которую проявляла Советская стра:
на к болгарскому народу, к нашей народ-
ной республике, предательские намерени
подсудимых были сорваны. - 2

В этом преступлении повинны также
Ивая Тутев, Борис Симов и др.

подсудимых моей группы,

бщников

Подеудимые, о которых говорится в 0б-
винительном акте, совершили также пре-
ступления и по статье 102, пункт 1 yro-
ловного кодекса, проводя предательскую де-
ятельность и саботаж. Это преступление
также полностью доказано.

Врелительская  деятельноеть и саботаж
были рекомендованы иностранной вражес-
кой разведкой. Важдый член руководящей
тройки — Трайчо Востов, Иван Стефанов
и Никола Павлов, а также подсудимые
Иван Гевренов, Цоню Цончев и другие, ка-
ждый в своей области, старались нанести
ущерб, проводили саботаж и вредитель-
скую деятельность, о которой сказано под-
робно в самом обвинительном акте.

Вредительская деятельность, отметил

1 прокурор, установлена также и эксперти-
зой, представителей которой мы слышали

и заключения которой приложены в делу. к

‘Товарищи судьи!-— продолжал прокурор,
— давая оценку преступной деятельности
подсудимых, а также имея ввиду те 0б-
стоятельства, при которых совершены ире-
ступления, я считаю, что нет места ника-
кому снисхождению. Наоборот, я. считаю,
что некоторые из них, а именно Трайчо
 Костов, Иван Стефанов, Никола Павлов,
Никола Начев, Иван Гевренов, совершили
преступления при отягчающих вину 96-
стоятельствах.

Статья 90 нашей конституции обязы-
вает нас наказывать предательство и иши-
онаж со всей строгостью закона.

При определении вашего судебного ре-
шения вы должны принять во внимание
все данные по этому делу, но вы также
должны принять во внимание и нашу
конституцию и уголовный кодексе. Я про-
шу не проявлять к преступникам никако-
то снисхождения по следующим соображе-
ниям: 4

a) это люди интеллигентные, хорошо по-
нимающие вред, который они наносили
стране своими действиями;

6) потому, что это люди, достигиие
высоких постов в государственном аппара-
те, что обязывало их быть крайне внима-
тельными, осторожными и честными в
своей службе народу;

в) так как их действия направлены к
тому, чтобы отнять у. народа все его за-
воевания, которых он добился путем про-
должительной, тяжелой и кровавой борьбы
против монархо-фапгизма, и ввергнуть наш
народ вновь во власть фашистов и капи-
талистов;

г) так как их усилия и поеступления
направлены на то, чтобы столкнуть болгар-
ский народ © пути; на который он ветупил
после 9 сентября 1944 гола, пути укрепле-
ния серлечных связей е народами СССР,
что единственно гарантирует нангу нацио-
нальную независимость и государотвенный
суверенитет: =; у
д) так как речь идет не о единичных
действиях, ‘а о систематической многолет-
ней враждебной деятельности против наше-
го народа, налгравленной к срыву его уси-
AU построить социализм в налией стране;

е) тах как в то время, копла наш народ
начал строить евое счастливое будущее,
преступники не путем случайных действий,
а целым рядом предумышяенных планомер-
ных действий проводили: вредительскую
  подрывную работу е целью разруптить все,
что построил народ;

=) так как, восприняв методы террори-
стических действий, они не поколебалиеь
даже перед намерением физически уничто-
жить товарища Георгия Димитрова, который
всю свою жизнь посвятил честной и верной
службе нашей родине;

3) и, наконец, так как они рептили упо-
требить метод насилия для достижения
CEOUX целей и залач. и даже прибегнуть к
помощи иностранного государства, к‘ по-
мощи армии Тито. Это обстоятельство ‘еще
более отятчает их преступления.

Вы, товарищи. судьи. в своей оценке,
вероятно, раскроете еще мното новых coo6-
ражений, отягчающих такое положение
полеудимых, : :

Тозарищи судьи! Перехожу к. расемотре-
нию конкретной деятельности каждого. из
состоящей из
тести человек. В обвинительном акте ска-
зано достаточно много о каждом. При таком
положении мне остается добавить немного.

1. О Трайчо Костове Джуневе

Это — центральная фигура процесса, и
поэтому логично ‘уделить ему больше вни-
мания, чем его соучастникам.

Когда в 1942 году Трайчо Востов в связи
в провалом Центрального комитета партии
попал в дирекцию полиции, он капитули-
ровал. В своих пибыменных показаниях юн
оправдывается физическим и моральным
насилием, которому, якобы. он. подвергся,
хотя в действительности он капитулировал
вследствие. ‘страха быть осужденным на
смерть.

‚Трайчо Костов надеялся спасти свою
жизнь, предав всех своих товарищей и
подпольную: организацию. Он даже подпи-
Cal письменное обязательство. в ‘котором
обещал-стать секретным сотрудником: поли-
THM.

В своих письменных признаниях Трайчо
Асстов показывает, что Никола Temes,
который сам. был сотрудняком английской
разведки, получил от последней инетрук-
ции, свидетельствующие о том, что антлий-
ская разведка надеется завербовать Восто-
ва к себе на службу. Действительно в но-
ябре 1944 года Трайчо Востов посещает
тенерала Окели, члена Союзной контрольной
комиссии в Болгарии, и встречается у него
с полковником английской разведки Вейли,
который без всяких церемоний предложил
ему служить английской разведке.

При этой первой встрече Костова ©
Бейли последний обрисовал главные зада-
чи Трайчо Костова, который обещал рабо-
тать в указанном направлении. _

Вскоре после этой встречй Трайчо Ко-
стов ветрётилея е Карделем. /

После своего mpelateaserpa uM mommuca-
ния обязательства стать секретным сотруд-
НИКОМ ПОЛИЦИИ Трайчо Костов служил анг-
лийской, американской и титовской раз-
ведкам вилоть до’ своего ареста органами
государственной безопасности.

(Продолжение следует).

14 декабря 1949 г., среда, № 294 (3398)

Неопубликованное письмо

Г. М. Димитрова

СОФИЯ, 13 декабря. (ТАСС). Газета

«Работническо дело» под заголовком «Из

неопубликованных писем Теоргия Димитро-
ва в Политбюро ЦЕ ВЕП» опубликовала
характеристику предателя Трайчо Костова,

данную ему Георгием Димитровым,

10 мая с. г. в связи с заседанием пле-.

нума ЦК БАЦ, на котором Трайчо Костов
был исключен из состава ЦВ, Теоргий Ди-
митров направил в Политбюро Централь-
ного комитета Болгарской коммунистиче-
ской партии следующее письмо.

«Во время моего исключительно мучи-
тельного лечения, — говорится в письме

большим утешением успешное проведение
вами ряда важных па и rocylap-
ственных мероприятий, которые еще раз
свидетельствуют о твердости. и зрелости
нашего партийного руководства... Пленум,

СОФИЯ, 13 декабря. (ТАСС). 12 декабря
в народном театре города Плевен (Плевна)
состоялось торжественное заседание, посвя-
шенное 72-й годовщине co хня оевобожде-
ния города русскими войсками от турецкого
ra.

Георгия Димитрова, — для меня было

о Трайчо ГКостове

рассматривавший вопрос © Трайчо Востове,
прошел очень хорошо, и партия восприня-
ла решения ‚пленума как вполне зрелая
партия. Но вопрос о Трайчо Костове и ом
единомышленниках в партии нельзя счи-
тать ликвидированным. После моего озна-
комления с протоколом пленума и 00бен-
но с длинной речью Трайчо Костова я
окончательно убедился, что мы имеем дело
не только с интеллигентетвующим индиви-
дуалистом и прожженным карьеристом, но
и о лукавым, изошренным и законченных
подлецом, которому не может быть Moers
в подлинно большевистской партии, какой
мы от всего сердца желаем видеть нашу
партию... Трайчо Востов полон низкой зл0-
бы и таит камень за пазухой в надежде
дождаться трудного для партии момента,
когда он снова сможет всплыть на. поверх-
ность, благодаря своей неподражаемой под-
лости и коварству».

72-я годовщина освобождения Плевена русскими войсками

С докладом, посвященным этой знамена-
тельной для болгарского, ’нарола ‘дате, вы-
сгупил председатель Народного совета то-
рода Плевен Борис Божинов.

Участники торжественного
приняли приветственную
товарищу И. В. Сталину.

заседания
телетрамуу

Подписание советской лелегацией

для защиты

БЕРН, 13 декабря. (ТАСС). Вчера в
Берне представители ат. Н. В. Сла-
 вин. Украинской СОР — 0. А. Богомолец
и Белорусской ССР — И. П. Бутейников
полтисали Международные конвенции 0
защите жертв войны, выработанные дип-

доматической конференцией в Женеве в
апреле — августе 1949 г.
`При поднисании конвенции ` оо защите

гражданского населения BO время войны
глава советской делегации эВ. Славин
сделал следующее заявление: . ей

Несмотря на то; что конвенция о залтите

ся на гражданское население, находящееся
на неоккупированной противником терри-
тории, в силу чего эта конвенция He
вполне отвечает требованиям
советская делегация, признавая, что кон-
венция идет навстречу интересам залиты
гражданского. населения на оккупирован-
ной территории и в некоторых других
странах, заявляет, что она уполномочена
  правительством СССР подписать настоящую
конвенцию 0 следующими оговорками:
A. По статье. 10-й;
CCCP не будет признавать законным
обращение державы; во власти которой
находятря покровительствуемые лица, ю
нейтральному государству или к какой-
либо организации е просьбой принять на
себя функции, выполняемые ` державой-
покровительницей, если на это не ‘имеется
согласия правительствз страны, граждана-
ми которой являются покровительствуемые
липа.
Аналогичные, отоворки делаются по
статье 10-й конвенции 0б обращении с
военнопленными, по статье 10-й конвенции
06 улучшении участи раненых и’ больных
в действующих армиях и по статье 10-й

БЕРЛИН, 13 декабря. (ТАСС). Амери-
ванские планы вооружения Западной Гер-
мании вызвали среди немецкого’ населения
движение сопротивления, размах которого
привел в сильное замешательство полити-
ческие и военные крути США. Из всех зе-
мель западных зон непрерывным потоком
поступают сообщения о нротестах населе+
НИЯ.

Всеобщее ‚волнение усиливается в свя-
зи с недавним сообщением о том, что в
начале января в Западную: Германию mpu-
будет группа американских сенаторов для
«инспектирования основных — военно-про-
мышленных предприятий». Во главе этой
труппы стоит Эльмер Томас, который не-
давно потребовал создания западнотерман-
свой наемной армии. /
„Даже буржуазные  западногерманские
газеты вынуждены выступать е критикой
планов ремилитаризации Западной Герма-
нии. Газета «Ганноверше альгемейне цей-
тунг» пишет: «Немецкий народ не хочет
слышать больше о. войне и военной. про-

гражданского населения не распространяет-   шении с военнопленными,

‘чаний` по статье 10-й, глава

гуманности,

Международных конвенций

жертв войны

96 улучшении участи раненых и больных,
д также потерпевших кораблекрушение из
состава вооруженных сил на море.

`9. По статье 45-й:

СССР не будет считать законным оево-
бождение державы,  передавшей  находив-
шихся в ве власти  покровительствуемых
лиц друтой, державе, от ответственности
за соблюдение: конвенции в отношении пе
реланных лиц. на время, пока они нахо»
длятся на попечении ‘державы, которая, 00+
гласилась их принять,

При ‘подписании конвенций 06 0бра-
помимо 3ам-
советской
делегамии сделал следующие оговорки:

По статье 12-й:

СССР не. будет считать законным 080-
бождение державы, передавшей захвачен;
ных ею военнопленных другой державе, от
ответственности за соблюдение конвенции
в отношении этих военнопленных,  покз
они находятся на попечении державы,
согласившейся их принять.

По статье 85-й:

СОСР не считает для себя обязательным
вытекающее из статьи 85-й распростране-
ние действия конвенции на военноаплен-
вых, осужленных по закону страны, 18
они находятся в плену, за совершение
военных ‘преступлений и преступлений
против человечности в соответотвии в
принпипами. Нюрнбергского процесса, так
как осуждение за эти преступления долж-
HO подчиняться режиму, установленному в
данной стране для лиц, отбывающих. на-
казание.

Делегаты Украинской ССР и Белорус:
ской CCP при подписании конвенций
слелали оговорки аналогичного содержания,

Протесты против американских планов
ремилитаризации Западной Германии

фессии, Оно надеется, ‘что. противоречия
между ‚Западом и Востоком ‘могут’ быть
урегулированы ‘мирным путем; ‹ Слиттом
много: погибло. ‘немцев в последней. войне;
чтобы мы вновь имели желание пойти по

пути, ведущему к еще невиданному 00
своим размерам массовому уничтожению
людей», *

‚Немёцкий народ, и в особенности немец-
кая молодежь, признает газета «Путгар-
тер цейтунг», так отвечают па эти планы
вооружения: «Мы не хотим вновь служить
пушечным мясом».

Газета «Ганноверше прессе» пишет:

Немецкий народ не хочет посылать сво-
их сыновей на поля сражений европейской
акционерной компании в интересах запад-
ногерманской и иностранной тяжелой про-
мышленности, прикрывающих свою дея-
тельность словами «свобода» и «6езопас-
ность». Немецкий народ не хочет жертво-
вать своими сыновьями в интересах ино-
странной внешней политики.

Первенство СССР
по хоккею

Вчера на’ московском стадионе «Динамо»
состоялся очередной матч на первенство
страны по хоккею с шайбой. Ветретились
две сильнейшие команды страны — чем-
пион СССР ‘команда ЦДКА и хоккеисты сто-
личного общества «Динамо».

Первый период прошел в обоюдных ата-
ках, но безрезультатно. После перерыва
армейские хоккеисты усилили нажим Ha
ворота динамовцев. Прекрасно игравший мо-
лодой вратарь «Динамо» Лиив. выступаю-
щий впервые за этот коллектив, не раз
спасал свою команду от, казалось бы, вер-
ного. гола.

На последней минуте второго периода
Бабич (ЦДКА) из очень трудного положе-
ния, стоя спиной к воротам динамовцев, с
подачи Никанорова открыл счет, который
оказался решающим.

Последняя треть игры не дала результата,
й матч закончился со счетом 1:0 в пользу
команды ЦДБА. Это — вторая победа чем-

пиона страны, одержанная в нынешнем
сезоне.

И ИЗД! \ T ЕЛЬС T BA: Москва, ОлЬШ 7
ф ы , ств ? 01 60
Б Я Козловский пер д > доб. 01

‚ _ Типография центрального органа Министерства Вооруженных Сил Союза ССР «Красная. звезда», Москва улица. Чехова, 16
2 . т : $ “ к we 3 м

‚ От’езд из Москвы
Посла Афганистана
г. М. Ноуруз Хана

13 декабря из Москвы выехал Чрезвы-
чайный и Полномочный Посол Афганиста-
на в СССР г. М. Ноуруз Хан.

На Ленинградском вокзале г. М. Ноуруз
Хана провожали и. о. Заведующего Про-
токольным Отделом Министерства Иност-
ранчых Дел СССР П. А. Бушуев, персонал
афганского посольства, а также главы ря
7 посольств и миссий, аккредитованные в

oe (TACO)...

——

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета СССР. наз-

начил тов, Зайцева Григория Титовича
Чрезвычайным и. Полномочным — Послом
СССР в Нидерландах,
Президиум Верховного Copeta COCP oc
вободил тов. Валькова Василия Алексееви-
Ча от обязанностей Чрезвычайного и Пол-
номочного Посла ООСР в Нидерландах в
связи с переходом на другую работу.

Ответственный редактор
nh. МУСЬЯКОВ,

——ы—ы——

-71 и К 2.08-34.

Зак. 3684

a ee

№